МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ ДЛЯ СТАРШЕГО ЗВЕНА «Не спеши выбросить своё будущее»
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ  ДЛЯ   СТАРШЕГО ЗВЕНА

                                                                                          

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования  Детский эколого-биологический центр города Черемхово

 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ  ДЛЯ   СТАРШЕГО ЗВЕНА

                         

«Не спеши выбросить своё будущее»

 

               Составитель: Дармаева Наталья Михайловна

Черемхово, 2014

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………….3

Методический материал…………………………………………………………………4

Практическая часть………………………………………………………………………5

Выводы……………………………………………………………………………………8

Перспективы работы……………………………………………………………………..10

Список литературы………………………………………………………………………11

Приложение

 

Введение.

     В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранения всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты.

 Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Дополнительное образование, не может оставаться в стороне от первостепенных проблем и видит необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Первым шагом для достижения вышесказанного являются  проведение экологических лекториев, в рамках которых не просто обогащаются имеющиеся знания, но и собирается материал для внедрения элективных курсов по экологической проблематике в учебные заведения города Черемхово, что уже способствует профильному и предпрофильному обучению.

    Данная разработка рассчитана на учащихся старшего звена, т.е. на детей подросткового возраста, т.к. именно в этот период осуществляется переход от детства к юности.  А значит, происходят изменения, связанные с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. «Чувство взрослости», отмечаемое в данном возрасте определяет новый уровень притязаний, что сопровождается типичными возрастными конфликтами и их преломлении в самосознании подростка.   Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение  в процессе  различных видов осуществляемой ими деятельности.  

   Лекторий, в данном случаи, как раз позволяет направить подростков в нужном русле дальнейшего развития. Основной целью нашего лектория является расширение и углубление экологического мировоззрения у детей старшего школьного возраста.   А т.к. эта форма в дополнительном образовании применялась не однократно, начиная с более ранних ступеней возрастного развития, то предполагает сочетание разных форм и методов. В данной разработке сочетаются элементы тренинга, беседы, рассказа, а так же проблемный и игровой метод, что и позволяет достичь поставленных задач.  

Образовательные:

  • выяснить понимание термина «экология» у детей старшего школьного возраста;
  • дать представление о экологическом образовании , о её направлениях и  «законах»;
  • формировать новое мышления по проблеме взаимосвязи и взаимодействия в системе «человек –общество –природа»;
  • расширение  и углубления в  понимания антропогенного фактора;
  • показать важность и необходимость соблюдения экологической этики;
  • ознакомление с решением экологических проблем (по сокращению количества отходов)  на примере США и Германии.

Воспитательные:

  • воспитывать экологически грамотную и культурную личность, способную осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющей жить в относительной гармонии с природой.

Развивающие:

  • развивать навыки  экологического мышления и делового общения у детей старшего школьного возраста.

  Настоящее пособие предназначено для методистов и педагогов дополнительного образования, а так же учителей общеобразовательных  школ. Важной особенностью  занятия является сотрудничество взрослого и ребёнка, где педагог направляет  и помогает сделать верный вывод в сложившейся ситуации. Такие выводы подводятся после каждого этапа занятия, что в конечном итоге формирует у подростков представление о своих действиях в настоящем и корректирует действия в будущем.

Методический материал.

 

  • ТСО – телевизор, видеомагнитофон, видеокассета « Экологические мультфильмы» (смотри приложение - 4, фото№3);
  • плакаты  по экологической тематике (смотри приложение - 3, фото№3);
  • таблички с надписями «экология», « способы сокращения количества отходов»,            « Первый способ – сокращение или запрещение использования токсичных веществ вообще»,» Второй способ- производить товары и материалы длительного использования», «Третий способ – сбор и изоляция ( захоронение) материалов, в состав которых входят токсичные вещества», « Четвёртый способ – сокращение количества отходов ( сбор и переработка вторичного сырья);
  •  4 карточки  с информацией по вышеупомянутым способам(смотри приложение - 1);
  • воздушный шар, маркер,   клейкие листы, клубок ниток.
  • Бланки анкета « Моё мнение».

 

 

Практическая часть.

  1.  Эмоциональный настрой.

     

Приветствие детей, представление. Сообщение темы и целей лектория.

- В вашей школе идёт экологический месячник «ДЭБЦ», принимает в нём участие.

План работы:

  1. Обсуждения термина « экология» « Экология в моём понимании».  
  2.  Понимание взаимосвязи и взаимодействия в системе «человек –общество –  природа»;
  3. Расширение  и углубления в  понимания антропогенного фактора;
  4. Ознакомление с решением экологических проблем (по сокращению количества отходов)  на примере США и Германии.
  5. Анкета « Моё мнение».                                                      

- А начать наш лекторий мне бы хотелось со стихотворения.

Есть одна планета – сад

       В нашем космосе холодном

 Только здесь леса шумят

      Птиц, скликая перелётных-

       Лишь на ней одной увидишь

    Ландыши в траве зелёной.

                                                          И стрекозы только тут

        В речку смотрят удивлённо.

                                                          Береги свою планету

     Ведь другой на свете нету!

 

  1.      Основная часть.

Обсуждения термина «экология» .

- Вы  уже не раз встречались с понятием  ЭКОЛОГИЯ. А что каждый из вас понимает под ним .  У вас  есть листочки  напишите на них ваше понимание этого термина.

(Учащиеся пишут определения на клейких листах и крепят их на доску под табличкой ЭКОЛОГИЯ) – обсуждение написанного.    

Вывод :  слово « экология стала очень популярной в последнее время, наиболее часто его употребляют, говоря о неблагоприятном состоянии окружающей нас природы. Классическая  же формулировка приводимая во многих популярных изданиях такова: Экология – наука о взаимоотношениях между собой и средой их обитания. Происхождение термина подтверждает это определение : « Экос» от греч. – жилище, «логос» -наука, т.о. экология – наука « Жилищных условий» организма или наука о местообитании или наука о доме.

  Экология как наука появилась ещё в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь учённых. И только в середине 20-го столетия экология приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить. Сделать среду их обитания приемлемой для существования .

 Экология наука комплексная. Существует 3 основных направления экологии:

-биологическая или классическая экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;

- социальная экология – рассматривает взаимоотношения общества и природы;

- прикладная экология, или охрана природы.

Сущность экологии хорошо отражают «законы» сформулированные американским учённым Б. Коммонером:

- всё связано со всем;

- всё куда-нибудь девается;

- всё что-нибудь стоит;

- природа знает лучше.

 Понимание взаимосвязи и взаимодействия в системе «человек –общество –  природа»;

 Все формы жизни на нашей планете взаимосвязаны и взаимозависимы. В конечном счёте, чтобы не случилось с одной из частей нашей планеты, это немедленно отразится на остальных  , даже если в повседневной жизни этого незаметно. Чтобы лучше увидеть эту взаимосвязь давайте поиграем в игру «Паутинки» ( примерное начало один из учащихся берёт клубок ниток и говорит  « Я лес, который окружает оз. Байкал», передаёт клубок другому ученику. « Я оз. Байкал в котором живут Нерпы», передаёт другому. « Я нерпа которая ест рыбу» передаёт другому и.т.д. А что будет, если  человек вырубит лес? ( ученик – лес отпускает нитку) паутинка нарушилась.

Вывод : если не будет леса станет меньше кислорода, а оз. Байкал станет собирать больше пыли как пылесос, экологическая обстановка на  озере ухудшится и нерпы станут умирать.

Расширение  и углубления в  понимания антропогенного фактора.

- Из данной игры видно, что  первой причиной ухудшения экологической обстановки на озере Байкал является  человек. А вырубка леса – это какой фактор? ( антропогенный).

В наши дни всё чаще приходится разбираться, как меняется наша жизнь всех обитателей планеты Земля  из-за антропогенных изменений в окружающей среде, т.е. таких которые возникли в результате деятельности человека . Что это за изменения  вы уже представляете.

Тренинг: Посмотрите на этот воздушный шар, представьте, что это планета- Земля, напишите маркером на шаре  антропогенные факторы (смотри приложение -3, фото№1)

 - Д а, их очень много, а как же это отразится на планете? ( шар лопается).

- А как вы думаете, какой из антропогенных факторов является самым распространённым? (отходы).

- А самый актуальный вопрос на сегодняшний день – куда деть мусор? В мусоре и отходах  не редко создаются концентрации  вредных веществ и обильно распространяющиеся организмы создают реальную угрозу для здоровья человека и окружающей среды? Для складирования мусора предназначены свалки, особую опасность представляют – «дикие» свалки, т.к. из них ядовитые вещества попадают в  подземные воды, на многие км. От самой свалки, сильно размножаются крысы, а ведь они являются переносчиками многих заболеваний.

  В то же время бытовой мусор содержит многие ценные вещества, бытовые отходы к примеру могут служить источником энергии, что позволяет сэкономить природные процессы. Одним из путей сокращения  накопления отходов является их второе использование  (например: стеклянная посуда).

Цифры и факты:

  • Свалки крупных городов Центрального Чернозёмья  ежегодно пополняются 5-10 т. пищевых отходов…Так , на центральной свалке  (150 га ) Одессы кормились 50 тыс. птиц, на свалке Ставрополя зимовало 140 тыс. особей , в Москве кормились (больше 100) , больше 800 тыс. ворон. Галок, Грачей.
  • С 1970-1980 год  в ФРГ  столько мусора. Что если его собрать в одну кучу, она бы составила гору высотой 4505 м. Чтобы перевезти эту гору потребовалось бы 2,7 мил. Довольно больших грузовиков.

-   За границей проблема  мусора встала уже давно, и появились пути решения. Сейчас мы ознакомимся с некоторыми из них. А сделаем мы это таким образом, класс разделится на 4 группы и подготовит рассказ по каждой проблеме. ( Игра « Молекулы и атомы» , т.о. класс делиться на группы).

Группам выдаются карточки, название которых помещается на доске под    заголовком     « Способы сокращения количества отходов»: « Первый способ – сокращение или запрещение использования токсичных веществ вообще»,» Второй способ- производить товары и материалы длительного использования», «Третий способ – сбор и изоляция ( захоронение) материалов, в состав которых входят токсичные вещества», « Четвёртый способ – сокращение количества отходов ( сбор и переработка вторичного сырья).

   -А теперь послушайте как справляются с проблемой свалок в германии.

 Управление отходами в Германии.

В 80-х годах  Германия была на грани» Мусорного инфаркта», что послужило толчком , введения дуальной системы, которая является частная компания. Дуальная система означает . что весь мусор делиться на 2 группы:

1. Мусор, который можно сортировать по виду материалов (стекло, пластик, бумажные отходы) и для его сбора устанавливаются специальные баки.

2.   составляет мусор не подлежащий сортировке материалы  многокомпонентные составы например, « тетрапаки ».

  Предприятия , которые производят упаковки , должны приобрести лицензию для размещения знака зелёная тока, ( две замкнутые в кольцо стрелки и надпись                      Der grne pin Kt  на упаковке).

Кроме того предприятие платит деньги для приобретения упаковок , например каждая баночка из под йогурта стоит 2 шиллинга. Т.О. ДСД получает 4 мил. Немецких марок, одна из фирм этой компании производит баки для разного сбора мусора, другая его сбором и сортировкой, а отсортированные отходы пере даются  фирмам по его переработке .

Деньги- один из важных элементов политики сокращения мусора : За свой мусор надо платить, тогда ты будешь заинтересован в том , чтобы его стало меньше.

  Вывод:обсуждение какой из способов больше всего подходит для нашей страны.

  1.    Итог лектория.

Мы с вами обсудили животрепещущие вопросы по экологии, перечислите какие  вопросы.

 Анкета « Моё мнение».                                                      

- А сейчас по заключению нашего лектория мне бы хотелось провести анкету (раздаются бланки анкеты смотри приложение - 2, которые ребята заполняют).

Выводы

    Охрана природы – задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справится со всеми выявившимися затруднениями.

    Однако воздействия человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия.          

  В мире нет ещё страны или народа, относящими себя к современной цивилизации, которые бы научились жить не принося ущерб  окружающей среде. Наоборот, все в какой то мере участвуют в разрушении среды, иногда сознательно, иногда по незнанию, иногда просто от того, что нет выбора. В результате экологические проблемы приобрели глобальный характер.  И нет пока общей рецептуры от экологического кризиса. Промышленно-технологическая цивилизация , рассматривает природу как бесконечный ресурс завела нас в тупик « Тот, кто понимает сложность ситуации принимает собственное решение от – урвать для себя по больше пока можно, до уйти подальше от цивилизации.». Простых решений здесь нет и важны все попытки. Которые приближают нас к тому, чтобы сохранить те природные экосистемы, которые единственные «умеют»  создать нам благоприятные условия для жизни.

     Для, того чтобы понять как к экологическим проблемам и к экологии в целом относится подрастающее поколение, а главное нуждается ли оно в дополнительной информации по данному предмету  мы  решили провести анкетирование «Мое мнение» (смотри приложение - 2). Вот, какие данные были получены в результате анкетирования в одном из классов.

 

Результаты анкетирования.  

  Анкетирование  проводилось  на базе  школ  города Черемхово , в исследовании принимали участие  дети посещающие объединения ДЭБЦ, старшего школьного возраста,   учащиеся МОУ школы  № 23,  9  класса, в количестве 12 человек, из них  в возрасте

13 лет - 1 ч;

14 лет - 7 ч;

15 лет - 4 ч.

Цель анкетирования : на основе запросов детей,   предложить наиболее практичные элективные курсы, соответствующие потребностям современного общества.

Задачи анкетирования детей:  

  • определить  отношение к  экологии (с 3 по 6 вопрос);
  • выявить уровень проф. ориентации в сфере экологии ( с 7 по  9 вопрос).

  Анализ анкет показал, что представление о экологии у подростков самое  разнообразное, так  25% опрошенных  считают, что экология это природа (окружающая среда) другие 25%- что это учение о всем живом и о жизни   , 17%- ничего не представляют,    8%- немного представляют и 8% , что это взаимодействие природы.

  Благодаря анкетированию выяснилось, что данный предмет в школе не преподается. А на самостоятельное изучение  экологии времени отводят:  33%- раз в неделю, другие 3% раз в год, 25% - не отводят и 8% - просо не знают. Отношение к экологическому образованию следующее: 92% считают, что экологии необходио уделять больше времени, и у  8% - данный предмет находится в не сферы их интересов.

   

  В  проф. ориентации  в сфере экологии,   положительно относятся 25%,    а  отрицательно 75%, причём желающих посещать элективные курсы на базе собственной школы 50%, противников этого33%, а безразличных людей 17%.

Удобный день недели не выделил ни один из анкетируемых.

Дети о своих впечатлениях и познаниях после лектория говорят так:

42%-  узнали очень много и обо всём;

25% - о необходимости  защиты природы;

25%- о проблемах экологии  и способах их решения;

8% - просто выразили, что им было очень интересно.

    Проанализировав анкеты детей видно, что знаний в области экологии им не хватает, хотя у многих есть стремление к изучению данной дисциплины, поэтому-то большинство ребят с радостью ожидают организацию элективных курсов по экологии в собственной школе.

 Интерес к той или иной дисциплине никогда не появится просто так, сам по себе – его необходимо возбудить, данный лекторий как раз взял на себя эту функцию. Ребята не просто проснулись, но и стали обсуждать животрепещущие проблемы нашей планеты.

 

Перспективы работы.

    Проблемы экологии, бесспорно являются одними из самых актуальных и требуют большого внимания к себе. Данная разработка, как это говорилось выше, является лишь первым шагом в освоении данной проблемы, тем самым раскрывая перед собой большие перспективы  в написание программы элективных курсов с экологической направленностью.

   

Литература.

  1. Асланиди К.Б. Экологическая азбука для детей и подростков. – М.: Изд. МНЭПУ, 1995. – 164 с.

  1. Гейвандов э.А. Экология: словарь – справочник для школьников и студентов: В 2-х т. Т. 1 и Т. 2. М.: Культура и традиции, 2002.  - 416 с.

  1. Дежинин В.В. Беседы по экологии.- М.: Издательство МНЭПУ, 1998-176с.

  1. Доманова Н . Климат в кредит. Пособие для Детей и Министров. – М.: 2004.-31 с.

  1.  Лютова К.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Изд-во Речь, 2005. – 190 с., ил.

  1. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384с.

  1. Журнал Волна « Токсично жить не запретишь» ( №2 (23) 2000).

                ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Карточки: «Способы сокращения количества отходов».

1 КАРТОЧКА.   « Первый способ – сокращение или запрещение использования токсичных веществ вообще». В США существует 2 закона:

  • Законы по токсичным веществам. Он требует, чтобы  была изучена токсичность всех веществ, которые используются в производстве.

Например. Если бизнесмен пытается потаится внедрить в производство новое вещество, он должен изучить его токсичность и доказать агенству по защите окружающей среды, АЗОС( у нас Гос ном экологии), что оно не токсично, после того исследования агенство может запретить , разрешить или ограничить, его использование или производство.  Исходя из этого закона на бутылках моторного масла написано ( т.к. оно считается вредным). « Не загрязняйте. Сохраняйте ресурсы, возрастите использованное масло в специальные центры». Если. допустим. Бизнесмен производит продукт с токсичным компонентом, вопреки решению АЗОС, то это будет нарушение закона.  

Первый шаг -  штраф 25.000 долларов;

Второй шаг – тюремное заключение.

  • Закон об ответственности за экологический ущерб.

Мощный закон, касающийся  ликвидации загрязнения в природе, компенсации тем, кто страдает от ущерба, и ответственности тех, кто будет платить за очистку или сбор всех токсичных веществ.

Например      Если какой-либо бизнесмен производит аккумуляторы и они попадают на обычную свалку, а он единственный известный населению бизнесмен ( хотя только 1% отходов его), по этому закону он должен платить за очистку всех свалок.

2 КАРТОЧКА. « Второй способ- производить товары и материалы длительного использования».Этот способ хорошо понятен на примере, когда обычные батарейки заменяют аккумуляторами. Зачем это?! Комплект аккумуляторов стоит 25 долларов и служит более 10 лет.  По статистике. Каждая семья тратит на батарейки ежегодно около 20 долларов. Т.О. комплект аккумуляторов окупился бы за 2 года,  Тем более , что во многих штатах есть специальный налог за выбрасывание обычных батареек.. Исходя из этого есть экологические стимулы покупать вместо батареек аккумуляторы. Зарядка аккумуляторов стоит примерно 4 доллара в год, но чтобы купить батарейки, в среднем надо потратить 10 долларов на бензин( чтобы съездить в магазин). Такой экономический стимул снижает количество мусора.

3 КАРТОЧКА «Третий способ – сбор и изоляция ( захоронение) материалов, в состав которых входят токсичные вещества». Самые эффективные антистимулы – это залоги и налоги.

Например, Если я покупаю автомобильные шины, я плочу 20 центов ( сумма зависит от штата), в качестве залога, того что я их верну. Если я брошу шину не в положенном месте – я не получу залог., который будет истрачен на программу по сбору мусора (шин аккумуляторов и т.п.).

 4 КАРТОЧКА « Четвёртый способ – сокращение количества отходов ( сбор и переработка вторичного сырья).В Калифорнии есть эффективный закон  по сокращению отходов в штате Калифорния., который был принят в 1994 году, и понему с каждым годом количество отходов, на свалке должно сокращаться не смотря на рост населения.

 Например,  создаются центры сбора различных отходов или специальные центры по сортировке мусора, куда попадает весь мусор перед тем как оказаться на свалке.

Приложение  2

АНКЕТА « МОЁ МНЕНИЕ»

1.Возраст_______________.

2.Школа, класс____________________________________________________________.

3. Что ты знаешь, о экологии?

  • _______________________________________________________________________.
  • _______________________________________________________________________.
  • _______________________________________________________________________.
  1. Преподаётся  ли, данный примет в вашей школе? Если да-то  с какого класса?

__________________________________________________________________________.

5.Сколько времени ты уделяешь изучению экологии?

а) раз в неделю;

б) раз в месяц;

в) раз в год;

г) другое (напишите).

6.Ваше отношение к экологическому образованию:

а) считаю, что экологическому образованию необходимо уделять больше времени;

б) экологическое образование находится  вне сферы моих интересов;

в) другое.

7 Нужны ли вам элективные курсы по экологии ( кратковременные курсы по профильному и предпрофильному  обучению)_______________________________ .

8. Как вы относитесь к тому, чтобы элективные курсы проходили на базе вашей школы?

а) положительно;

б)отрицательно;

в) мне это безразлично;

г) посещал бы такие курсы, если  они были бы организованы на другой территории;

д) другое.

9. Удобный день недели и время посещения элективных курсов?___________________

___________________________________________________________________________.

10.Ваше мнение о том, что вы сегодня узнали:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Выбери своё будущее»

В данной работе освещается направление профориентационной работы в выпускном классе,  описаны   формы   работы с воспитанниками на год....

Методическое пособие по английскому языку для старшего звена «New Zealand»

Методическое пособие по английскому языкудля старшего звена«New Zealand»...

Методическая разработка для занятий лёгкой атлетикой в среднем и старшем звене средней школы

Легкая атлетика.Кроссовая подготовка.            Учащиеся нашей школы показывают хорошие результаты в кроссовой подготовке, в беге на средние и д...

Внеклассное мероприятие по повышению уровня правовой культуры обучающихся старшего звена с ориентированием на осознанный выбор будущего супруга по теме: «Мотивы вступления в брак. Условия и порядок заключения брака»

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук - психологии,  права, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в ...

Методическая разработка Использование интерактивных методов на уроках литературы с целью формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий (Для учителей русского языка и литературы старшего звена)

В данной методической разработке описаны три интерактивных метода (ролевая игра, дискуссия, кейс-метод). Представлен опыт их использования в старших классах на уроках литературы (УМК по литературе для...