Праздник математики для начальной школы (проводят учащиеся 5 класса).
материал (5 класс) по теме

Быкова Елена Анатольевна

Праздник математики для начальной школы (проводится учащимися 5-х классов).

Содержит:

1) Историческую справку о том как люди научились записывать цифры;

2) Сценку с цифрами;

3) Загадки;

4) Сказку про "ноль";

5) Математические задачи;

6) Сценку про среднее арифметическое;

7) Задачи в стихах;

8) Сценку "Треугольник и квадрат".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_matematiki_dlya_nachalnoy_shkoly.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник математики для начальной школы

(проводят учащиеся  5 класса)

Ведущий 1.

Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?

К нам пришла царица всех наук,

Не забыть нам радость этих встреч.

Ведущий 2.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ведущий 1.

Ты нам, математика, даешь

Для победы трудностей закалку.

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.

Ведущий 2.

И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов.

Историческая справка.

Историческая справка

КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ ЗАПИСЫВАТЬ ЦИФРЫ

В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на палках и костях животных, в виде отложенных ракушек или камешков или в виде узелков, завязанных на ремне или веревке.

Очень разные и порою даже забавные эти «цифры» у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. А «десять» обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы написать 15, надо было ставить 5 палочек и 1 подкову. И так до сотни. Для сотни придуман был крючок, для тысячи — значок вроде цветка. Десять тысяч обозначали рисунком пальца, сто тысяч — лягушкой, а миллион — знакомой нам фигуркой с поднятыми руками.

Не очень-то удобно было записывать таким способом большие числа и совсем неудобно было их складывать, вычитать, умножать, делить. Очень большая возня была с этими значками-иероглифами!

По-другому было у вавилонян. Они записывали числа, выдавливая значки палочкой на глиняной дощечке. И потому все числа у них составлялись из сочетаний клинышков. Если надо было записать единицу — ставили один клинышек, если два — ставили рядом два клинышка, пять — пять.

Значительно позднее цифры стали изображать иначе. Вот посмотрите римскую нумерацию: I — один, II — два, III — три. На руке человека пять пальцев. Чтобы не писать пять палочек, стали изображать руку. Однако рисунок руки делали очень простым. Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V, и этот значок стал обозначать цифру 5. Потом к пяти прибавляли один и получали шесть. Вот так: шесть — VI, семь — VII.

Вы знаете, что десять состоит из двух пятерок, поэтому в римской нумерации цифру  десять» изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз — X. Иначе десять можно записать двумя пересекающимися палочками.

Если рядом с X написать одну палочку справа — XI, то будет одиннадцать, а если слева — IX — девять.

Запомните особенность римской записи:  меньшая I   цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева — отнимается. Поэтому знак VI означает I   5+1, то есть 6, а знак IV — 5-1, то есть 4. Научиться читать числа, записанные в римской нумерации, нетрудно, и мы советуем это сделать обязательно.

Римские цифры употребляют довольно часто в наши  дни. Например, на часовом циферблате иногда делают обозначения римскими цифрами, в книгах они часто обозначают номер тома или главы.

После того как люди создали алфавит, во многих странах числа стали записывать, применяя буквы.

Греки и славяне добавляли к буквам специальные значки, чтобы не спутать с обычными буквами. В Древ ней Руси буква «а» обозначала единицу, «в» — два, «г» — три. И так далее. Специальная черточка над буквой (титло) указывает, что это не буква, а цифра. Так же буква «а» с особым значком слева обозначала тысячу, а обведенная кружком — десять тысяч, или «тьму», как тогда называлось такое число.

Большим достижением было введение в счет нуля, который позволил при записи чисел указывать пропущенный разряд.

Ведущий 2.

  Раз,2,3,4,5,6, 7,8,9,10 –

  Можно все пересчитать,

  Сосчитать, измерить, взвесить.

Ведущий 1.           Сколько зерен в помидоре,

Сколько лодочек на море,

Сколько в комнате дверей,

В переулке - фонарей,

Сколько камня на горе,

Сколько камня во дворе...

Ведущий 2.    Раз, 2,3,4, 5,6,7, 8,9,10-

                Можно все пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить.

Ведущий 1.           Сколько в комнате углов,

Сколько ног у воробьев,

Сколько пальцев на руках?

Сколько в садике скамеек,

Сколько в пятачке копеек?

Ведущий 2.  Ребята, что нам помогает при счете? (ответы детей)

                      Конечно же, цифры.

Сценка с цифрами.

(Цифры выходят в костюмах  под слова ведущего, изображают то, что о них говорят).

Ведущий                 Вот один, иль единица,        

Очень тонкая, как спица.

А вот это - цифра два,

Полюбуйтесь, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею,

А за двойкой, посмотри,

Выступает цифра три.

За тремя идет четыре,

Острый локоть оттопыря,

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Цифра шесть - дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка - кочерга,

У нее одна нога.

А восьмерка - два кольца,

Без начала и конца.

Цифра девять, иль девятка –

Цирковая акробатка.

Цифра вроде буквы "О",

Это нуль, иль ничего.

Круглый нуль такой хорошенький,

А не значит ничегошеньки.

 Каждая цифра представляет себя.

Единица.             Единица - это я,

Я умею делать стойку,

По канату я хожу,

За собою цифру двойку

На веревочке вожу.

Двойка.              Отвернитесь на минутку –

Превратится двойка в утку.

Тройка.                     Это заклинатель змей вышел с дудочкой своей.

                         Перед ним танцует змейка

Хвост крючком, дугою шейка.

Ты на змейку посмотри

-Да ведь это цифра три!

Шестерка и девятка.  Эти цифры акробатки,

То шестерка, то девятка. (показать акробатический номер)

Семь.                   Цифра семь съезжает с горки,

                             Примостившись на восьмерке.

Восемь.               Вот стремительный жонглер

                             Выбегает на ковер,

 Ребятишкам на потеху

Сто нулей бросает кверху.

Пять                    И опять пошла плясать

                        Прям на сцене цифра пять!  (танец)

Четыре               А теперь, друзья, для вас,

Загадки  мы приготовили сейчас.

Загадки (читают цифры, отгадывает зал)

Пятерка         Кто имеет пятачок, не зажатый в кулачок?

                На ногах его копытца. Ест и пьет он из корытца.

                                                                (поросенок, свинья)

Тройка        Возле леса, на опушке трое их живет в избушке.

                Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

                Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

                                                        (Маша и три медведя)

Единица      У домика утром два зайца сидели

                И дружно веселую песенку пели.

                Один убежал, а второй вслед глядит.

                Сколько у домика зайцев сидит?              (один)

Семь            Братцев этих ровно семь. Вам они известны всем.

                Каждую неделю кругом  ходят братцы друг за другом.

                Попрощается последний – появляется передний.

                                                        (дни недели)

Восемь       Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском.

                Голова и восемь ног, вот и весь я - …     (осьминог).

Двойка        Вид ее как запятая, хвост крючком, и не секрет,

                Любит всех она лентяев, а ее лентяи – нет. (двойка)

Четверка        Четыре года Светику, он любит арифметику.

                Светик радостную весть объявляет всем:

                -        Если к двум прибавить шесть - это будет семь!

                Услыхав его слова, Юра стал считать:

                -        Нет, к шести прибавить два - это будет пять!

                Спор горячий начался, разделились голоса.

                Тут как раз на счастье прибежала Настя.

                Настя знает правила: два к шести прибавила,

                 И скажи на милость... Сколько получилось? (8)

Шестерка   Я, Сережа, Коля, Ванда - волейбольная команда,

                Женя с Игорем пока – запасных два игрока.

                А когда подучатся, сколько нас получится? (6 игроков.)

Девять         Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

                Рыбак Корней поймал тринадцать окуней,

                Рыбак Евсей – четырех карасей,

                А рыбак Михаил двух сомов изловил.

                Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?  (19)

Ведущий 1:  Ребята, а какая цифра у нас не похвасталась своими талантами?                          (ноль)

                      Послушайте про него сказку:

Сказка про «ноль»

Ведущий.  Вот это ноль иль ничего.

                Послушай сказку про него.

                Сказал веселый, круглый ноль

                Соседке - единице:

Ноль.          —         С тобою рядышком позволь
                    Стоять мне на странице!

Ведущий.   Она окинула его сердитым, гордым взглядом:

Единица     —        Ты, ноль, не стоишь ничего.
        Не стой со мною рядом!
Ведущий.       Ответил ноль:

Ноль              — Я признаю,
        Что ничего не стою,

                     Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в десять раз,

Когда я стану справа.

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль.

Мы двойку в двадцать превратим.

Из троек и четверок

Мы можем, если захотим,

Составить тридцать, сорок.

Пусть говорят, что мы ничто,

С двумя нолями вместе

Из единицы выйдет сто,

Из двойки — целых двести!

Ведущий.      Ноль на месте на пустом

Ставят, как известно,

Только он при всем при том

Не пустое место.

Коль ноль к числу ты прибавляешь

Иль отнимаешь от него,

В ответе тотчас получаешь

Опять то самое число.

Попав как множитель средь чисел,

Он сводит мигом всех на нет,

 И потому в произведении

Один за всех несет ответ.

Относительно деленья,

Школьник, помни твердо то,

Что уж давно в научном мире

Все вместе.    Делить на  нуль запрещено!

Ведущий 2. Давайте проводим цифры и продолжим наш праздник.

                        Мы предлагаем вам несколько интересных задачек.

Математические задачки  (2 ведущих)

1)  Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц?

(4 минуты)

2) Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?

(2+2 = 2 ∙ 2 )

3) Какое число делится без остатка на любое целое число? (Ноль)

4) Три курицы за три дня снесли три яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней? (48 яиц)

5) К однозначному числу приписали такую же цифру.  Во сколько раз увеличилось число? (В 11 раз)

6) Полторы рыбы стоят полтора рубля. Сколько рублей стоят пять рыб?

   (пять рублей)

 

Чтец.           Чтобы водить корабли,

Чтобы в небо взлетать,

Надо много уметь,

Надо многое знать.

И при этом, и при том,

Вы смекайте-ка, друзья,

Очень важная наука

Математика!

Почему корабли

Не садятся на мель,

А по курсу идут

Сквозь туман и метель!

Потому что, потому что,

Вы смекайте-ка, друзья,

Капитанам помогает

Математика!

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо прежде всего

Математику знать.

 И на свете нет профессий,

Вы смекайте-ка, друзья,

Где бы нам не пригодилась

Математика!

Ведущий 1.  Ребята, а вы знаете, что в математике много интересных понятий. Например, уравнение, теорема, квадратный корень, модуль, гипотенуза, катет, интеграл и другие.  С некоторыми вы уже сталкивались, некоторые узнаете позже. А в 5 классе вы познакомитесь с таким понятием, как среднее арифметическое.

Сценка про среднее арифметическое.

                Олег стоит задумавшись.

Лена (входя). Олег, о чем ты задумался?

Олег. Знаешь, о чем я думал? Среднее арифметическое – гениальное изобретение математиков! Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня. Ты получила "5", а я "1". Складываем, делим пополам, по тройке получили оба. Видишь, как хорошо. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое  (показать таблички с цифрами).

Л е н а. Но ты даже не спросил, устраивает ли это меня?

Олег. Подожди, это еще не все. Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а   я   на   15   минут   позже.   Складываем,   делим   пополам   -  среднее арифметическое!

Лена. Ты же гений! (в сторону). Ну я тебя проучу. (Олегу) Слышишь, Олег, ты меня просил купить тебе кроссовки в нашем магазине. Тебе мама дала денег?

О л е г. Да:

Лена. Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со своим арифметическим. (Уходит.)

Олег. Вот здорово! Наконец-то и у меня будут новые кроссовки, и Виталий  Борисович не будет меня ругать. (Делает несколько гимнастических упражнений.)

Лена (входит с пакетом). Видишь, как я быстро вернулась. Я тебе кроссовки купила, не что-нибудь!

Олег (с нетерпением). Давай быстрее, посмотрим на них. (Раскрывает пакет, с удивлением разглядывает: один большой , другой маленький). Что это?

Л е н а. Ты еще спрашиваешь? Это твои кроссовки. Один 26 размера, другой 44. Складываем, делим пополам, получаем твой размер 35. Да здравствует среднее арифметическое.

Олег с ужасом хватается за голову и убегает.

Задачи в стихах

                    1)   Сеть  тяну,  рыбу  ловлю.

                           Попало  немало:

                           7  окуней,  10  карасей,  1  ершок-  и  того  в  горшок.

                           Уху  сварю,  всех  угощу,

                           Сколько  рыб  я  сварю?  (18)

 

                    2 Бабушка  Надя  в  деревне  живет,

                        Животных  имеет,  а  счет  не  ведет,

                        Я  буду,  ребята,  их  называть,

                        А  вы  постарайтесь  быстрей  сосчитать:

                        Корова,  теленок,  два  сереньких  гуся

                        Овца,  поросенок  и  кошка  Катуся.

                        Сколько  всего  животных   у  бабушки  Нади?  (7)

                     3)    Мама- белка  для  детишек

                        Собрала  десяток  шишек.

                        Сразу  все  не  отдала,

                        По  одной  всего  дала.

                        Старшему  -  еловую,  среднему  - сосновую,

                        Младшему – кедровую.

                        Сколько  шишек  осталось  у  мамы- белки? (7)

                       

                    4)    Мышка  зёрна  собирала,

                       По  два  зёрнышка  таскала.

                       Принесла  уж  девять  раз.

                       Каков  Мышкин  стал  запас? (18)

                  5)   К  двум  зайчатам  в  час  обеда

                    Прискакали  три  соседа.

                    В  огороде  зайцы  сели

                    И  по  семь  морковок  съели.

                    Кто  считать,  ребята,  ловок

                    Сколько  съедено  морковок?(35)

                           

                6)     На  полянке  у  дубка

                    Крот  увидел  два  грибка,

                    А  подальше  у  осин

                    Он  нашел  еще  один.

                    Кто  ответить  нам  готов,

                    Сколько  крот  нашел  грибов? (3)

                

                

Ведущий 2.   В математике много разделов -   арифметика, алгебра,  геометрия, математический анализ, логика,  статистика и другие.  Вот такой раздел математики, как геометрия изучает геометрические фигуры. А две из них пришли к нам в гости.

 

Сценка «Треугольник и квадрат»

             Жили два брата:

             Треугольник с Квадратом.

             Старший был квадратный,

             Добродушный и приятный.

             Младший — треугольный,

             Вечно недовольный.

                   Стал расспрашивать Квадрат:

                   «Почему ты злишься, брат?»

                   Тот кричит ему: «Смотри,

                   Ты полней меня и шире;

                   У меня углов лишь три,

                   У тебя их все четыре».

             Но Квадрат ответил: «Брат,

             Я же старше, я — квадрат».

             И сказал еще нежней:

             «Неизвестно, кто нужней!»

                   Но настала ночь, и к брату,

                   Натыкаясь на столы,

                   Младший лезет воровато

                   Срезать старшему углы.

             Уходя, сказал: «Приятных

             Я тебе желаю снов!

             Спать ложился ты квадратным,

             А проснешься без углов!»

                   Но на утро младший брат

                   Страшной мести был не рад:

                   Поглядел он — нет квадрата...

                   Онемел, стоял без слов...

                   Вот так месть!

                   Теперь у брата

                   Восемь новеньких углов!

Ведущий 1.  Вы, ребята все устали,

Много слушали, считали,

Отдохнуть уже пора,

Вот и кончена игра.

Ведущий 2.   Праздник наш мы закрывает,

 Всем успехов пожелаем,

Думать, мыслить, не зевать,

Математику всем знать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом

Пути успешного решения проблем преемственности в 5 классе, диагностическая контрольная работа....

Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом.

Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом....

"Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом"

Преподавание математики в школе - сложный, многогранный, противоречивый педагогический процесс. Его закономерности раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием...

Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом

Данный материал представляет собой сообщение на методическом объединении учителей математики по данной теме ( из личного опыта)....

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ И 5 КЛАССОМ. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. (Усольцева М.Н., Мялик Л.В.)

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ И 5 КЛАССОМ.  ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. (Усольцева М.Н., Мялик Л.В.)...