Классный час "Жизнь без конфликтов"
план-конспект занятия (11 класс) по теме

Цыганкова Юлия Алексеевна

Каждый человек в жизни сталкивается с конфликтами. Как правильно выйти из него, как не начинать конфликта, как сделать конфликт положительным?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1klassnyy_chas_konflikty.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Жизнь без конфликта»

Цель: довести до учащихся сведения о способах разрешения конфликтов.

Оформление: цитаты на плакатах.

  • Не порти жизнь себе и остальным
  • Будьте друг к другу терпимы
  • Спокойствие, только спокойствие

                         Ход мероприятия.

Учитель: У нас сегодня необычная тема. Каждый человек в жизни сталкивается с конфликтами. Как правильно выйти из него, как не начинать конфликта, как сделать конфликт положительным?

Думаете, это не возможно. Ну что же, посмотрим… Итак, конфликт.

Конфликт (лат.) – столкновение противоположно направленных (внутри личностных, межличностных, межгрупповых) интересов. Давайте все-таки подумаем, какие плюсы и минусы может иметь конфликт.

(Класс делится на две группы. Каждой группе достается по листу бумаги, на одном листе стоит плюс, на другом минус.)

Значит, записываете соответственно положительные и отрицательные стороны конфликта. 5-7 минут вам хватит. Начали.

(Ребята работают, при необходимости можно немного времени добавить)

Учитель: Давайте зачитаем сначала плюсы конфликта.

Ученик:

  • В конфликте выясняется истина
  • Открываются вещи, которые мы раньше не замечали
  • Конфликт-это признак деятельности коллектива
  • Выявляется позиция (мнение) каждого человека
  • В ситуации конфликта человек раскрывается
  • Происходит утверждение личности
  • Может быть, достигнут положительный результат
  • Выявляется направление перспективы развития
  • Человек в конфликте может самосовершенствоваться

Учитель: Совсем неплохо. Давайте послушаем другую группу.

Ученик:

  • Падает настроение, отчего падает и трудоспособность
  • Конфликт может отрицательно сказаться на здоровье
  • Возникает желание не работать (учиться) в данном коллективе, что приводит и к внутреннему разладу
  • Мысли направлены не на дело, а на конфликт
  • Появляется раздражительность, отчего возникают проблемы в общении с другими людьми
  • Плохое настроение может передаваться на семью

Учитель:  И эта группа абсолютно правильно все сказала. Давайте же все-таки согласимся, что конфликт несет и хорошее. Но все же лучше обходиться без него или уметь безболезненно из него выйти.

Что мы испытываем, когда сталкиваемся с конфликтом? Сейчас каждый может подойти к доске и записать свой вариант ответа.

Ребята по очереди подходят к доске и пишут.

Ответы могут быть приблизительно такие:

  • Гнев
  • Ощущение крушения надежд
  • Конфуз
  • Страх
  • Обида
  • Угнетенное состояние
  • Раздражение
  • Нервное состояние и т.д.

Учитель: Делаем вывод. Все, что вы назвали, - чувства, и эти чувства называют эмоциями.

Эмоции - это ощущения, которые испытывает человек, сталкиваясь с той или иной ситуацией. Каждый человек когда-нибудь испытал гнев – это нормально, но умению контролировать его и управлять им – надо учиться. Если это удается, то вы сможете избегать конфликтов. Конфликт имеет свои стадии.

Первая – дискомфорт. Вы общаетесь с человеком как прежде, но что-то вас беспокоит. Вы не можете дать себе точный ответ, что именно. Но конфликт уже не так далеко. Это чувство предвестник того, что что-то случится. Инцидент- принцип последней капли. Какое-то сказанное слово, какой-то, может быть, мелкий неверный шаг… и все… за ним уже конфликт.

Типичные конфликты можно предотвратить

  1. Прежде всего, контролируйте свой гнев.
  2. Определите, в чем причина
  3. Относитесь к другому человеку с уважением
  4. Слушайте, думая, чтобы понять точку зрения другого человека  и учесть ее
  5. Придумайте возможные решения и выберите из них те, которые будут приятными, достаточно хорошими и для вашего партнера.
  6. Постарайтесь реализовать свои решения и проследить, как они работают

 Ученик: Я предлагаю дополнить следующие выражения. Они как раз по нашей теме.

(Раздает всем листы, и ребята в течение 5 минут заполняют анкету).

Вопросы:

Я чувствую себя уязвленным, когда_______________

Я  могу преодолеть свою боль, если_______________

Я бываю расстроенным, когда_______________

Я легче переношу своё расстройство, если__________

Я подавлен, когда____________________

Я могу преодолеть свое расстройство следующим способом________

Я испуган, когда_______________

Я бываю, рассержен, когда______________

Я могу руководить этим чувством (как? когда?)______________

Ученик: Спасибо за откровенные ответы. По ним мы сможем определить ваше состояние и дать какие-то советы.

Учитель: А пока продолжим. Вернемся к инциденту. Часто инцидент выступает как тон. Тон бывает различным, нужно уметь контролировать и его.

 К примеру:

  • Безразличный
  • Неуважительный
  • Приказной
  • Назидательный
  • Ехидный
  • Хамский

Ставим себе установку, зная, что назревает конфликт: следить за своим тоном. Пусть он всегда будет размеренным и уважительным. Еще одна стадия, которую нужно знать, это – кризис.

Помните главное. Кризис должен выйти на позитив.

Некоторые советы

Не знаешь, что делать, - не делай

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Умей признать ошибку.

Любая ситуация нас чему-то учит

Бери лучшее из любого случая

Если чувствуешь, что заходишь в тупик, создай искусственную изоляцию. И воспринимай ее – как удовольствие

Искусственная изоляция помогает нам свою позицию пересмотреть или остаться при своем мнении.

Ученик: мне кажется, самое главное – в любой ситуации сохранять спокойствие и разумно рассуждать о происшедшем

Учитель: Конечно.  

Но что значит сохранять спокойствие?

  1. относиться к другим с уважением
  2. Выслушать точку зрения другого человека до конца
  3. Контролировать себя! Не позволяйте гневу или страху насилия победить вас
  4. Говорить тихо, не переходить на личность и оскорбления
  5. Дать другому человеку шанс отступить
  6. Сдерживать импульсивное действие, например, лучше уйти, извинившись при этом
  7. Идти на компромисс
  8. По возможности использовать юмор

Учитель:

Я предлагаю провести ролевую игру. Некоторые способы входа из конфликта вы получили. Давайте, применим их на практике.

( Класс делится на три группы. Каждая группа должна придумать конфликтную ситуацию, которая часто встречается в жизни, для другой группы. Ребята работают в течение 5 минут. В это время звучит музыка.)

Учитель: Теперь меняемся листочками и готовимся разыграть ситуацию конфликта и выход из него.

(Ребята разыгрывают ситуации)

Учитель: Давайте подведем итог.

Разрешение конфликта возможно, если люди способны:

  • Управлять чувством гнева;
  • Относиться друг к другу с уважением;
  • Слушать точку зрения другого человека;
  • Разрешать проблемы, выбирая решения, которые являются приятными и справедливыми для обеих сторон

Вспомните, пожалуйста, какие бывают конфликты.

Ученик: Конфликт с собой, конфликт с другими, конфликт личности и группы

Учитель: Правильно. Я подарю каждому из вас таблицу, в которую вы всегда сможете заглянуть. Как возникает конфликт и как найти выход из него.

Конфликт с собой Причины возникновения:

  • Противоречия между привычными приемами работы и новой ситуацией
  • Трудности принятия решения
  • Неудовлетворенность статусом
  • Неумение общаться
  • Протест на принудительную ситуацию и т.д.

Способы разрешения конфликта с собой

  • Своевременность смены стратегии деятельности
  • Способы переработки напряженности
  • Способность уловить подходящий момент для реализации планов
  • Умение дожидаться результатов приятного решения
  • Привычка в трудные минуты поощрять себя
  • Умение продуктивно переживать чувство изолированности

Конфликт с другими

Стратегии поведения в конфликте: избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество, соревнование (конкуренция)

Причины возникновения:

  • Давление
  • Различие целей
  • Противоречие в интересах
  • Психологическая несовместимость
  • Непродуктивные стили
  • Поверхность в оценке

Способность разрешения конфликта:

  • Выяснить, уточнить, дать возможность выговориться
  • Оценивать позицию, а не партнера
  • Присоединиться
  • Удачный момент для оглашения своего решения

Конфликт личности и группы

Причины возникновения:

  • Поведение, отличительное от групповых норм
  • «Выдавливание» из группы
  • Конфликтная личность
  • Высокий интеллект как помеха комфортности
  • Неудачный стиль руководства
  • Неоцененный или недостаточный вклад отдельного человека в работу группы
  • Несправедливое наказание внешняя идентификация
  • Борьба за власть и неумение делегировать полномочия

Способы разрешения конфликта:

  • Сплочение группы
  • Успешно преодоленный кризис
  • Усиление совместимости в группе
  • Уточнение общих целей
  • Внешняя мишень
  • Воздействие личным примером
  • Юмор
  • Предоставление новой информации
  • Снижение авторитета конфликтной личности
  • Изменение структуры коллектива


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классное родительское собрание "Конфликты. Возможно ли их избежать?"

Родительское собрание для учащихся 10-11 классов предполагает совместное участие родителей и учащихся.  Оно помогает погрузить подростков   и родителей  в среду позитивного...

Классный час-тренинг «Конфликты в нашей жизни».

Цели классного часа: Познавательная:1.      Учащиеся должны усвоить сущность понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», развить навыки предупреждения конфликта.Ра...

Классный час "Причины конфликтов и пути их устранения"

В основу классного часа положен мультфильм Гарри Бардина "Конфликт", что позволяет активизировать детей к диалогу, высказыванию своих предположений, мнений. В конспекте даётся гиперссылка на сайт, отк...

Классный час "Предупреждение конфликтов в детском коллективе"

Усвоение сущности понятий  «конфликт», «конфликтная ситуация»; изучение способов выхода из конфликта; формирование позитивного отношения к своему здоровью, к  людям, желание овладеть навыкам...

Методическая разработка семинара для классных руководителей "Педагогический конфликт и способы его упреждения"

Данный семинар направлен на то, чтобы каждый классный руководитель имел представление о конфликтах, а главное о способах его упреждения. Своевременные профилактические меры должны положительно влиять ...

Методическая разработка семинара для классных руководителей "Педагогический конфликт и способы его упреждения"

Данный семинар напрвлен на то, чтобы познакомить классных  руководителей с основными  теоретическими понятиями  по теории конфликтаи ознакомить со способами упреждения конфликтов. Своев...

Классный час "Межличностный конфликт"

Материал  для  классного  часа...