Ручей хрустальный языка родного
материал (5 класс) на тему

Никулина Ирина Геннадиевна

Литературная гостиная, посвящённая русскому языку для учащихся 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

"Ручей хрустальный языка родного".

(для учащихся 5-10 классов).

Автор: учитель русского языка и литературы

Никулина Ирина Геннадиевна

Цели проведения гостиной:

  1. Познакомить учащихся с новыми стихами о русском языке и высказываниями великих людей о русском языке;
  2. Развивать у учащихся умения выразительного чтения поэтических и прозаических произведений; умения слушать и понимать поэтические и прозаические тексты;
  3. Воспитывать у учащихся любовь к русскому языку; поддерживать чувство гордости за свой народ и свой язык.

Оборудование:

  1. Плакат "Ручей хрустальный языка родного";
  2. CD проигрыватель или компьютер.

Звучит мелодия "Как упоительны в России вечера".

Ведущий:  Посмотрите на плакат, и вы без труда узнаете тему нашей литературной гостиной. Итак, главный гость сегодня – его величество РУССКИЙ ЯЗЫК. "Русский язык – это язык Пушкина и Толстого, Достоевского и Тургенева, Чехова и Горького, это тот "могучий и прекрасный", на котором создана великая литература, пользующаяся заслуженной славой и признанием всего человечества". Слово – это удивительный дар, которым обладает только человек.

Л.Н.Толстой писал:" Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти".

Чтение стиха "Любите свой язык" Ник. Рачкова

8 А класс (все).(учитель Игонина В.М.)

Ведущий: Язык многолик и разнообразен. "Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения (К.Паустовский).

Звучит романс на стихи С.Есенина "Отговорила роща золотая".

Ведущий: Отговорила роща золотая… так мог сказать поэт только на русском языке. Проспер Мериме сказал, что "русский язык  - язык, созданный для поэзии". Есенин воспевает осень, а А.С.Пушкин "Зимнее утро".

Чтение стиха "Зимнее утро"А.С.Пушкина

6 класс (композиция)(учитель Лопухина Т.Н.)

Ведущий: Язык, на котором мы говорим, настолько для нас привычен, что мы не задумываемся о его значении в нашей жизни. А между тем язык – это мир слов, который открывает нам окружающую жизнь во всём её многообразии. Слово – дело великое. Великое потому, что оно есть могущественнейшее средство единения людей. Но слово может быть и орудием зла, и оскорблением. И потому со словом надо обращаться с уважением и говорить только то, что нужно. Слово должно жить, прежде всего, в нашей душе, а потом уже на языке.

Оттенков множество в себе тая,

Звучание не больше, чем одёжа…

У каждого из слов душа своя,

На душу говорящего похожа.

                                                                     (Д.Кугультинов).

Великий мастер слова Н.В.Гоголь раскрывал душу одного из своих любимых персонажей Тараса Бульбы через его монолог перед своими товарищами в трудные минуты перед битвой.

"Речь о товариществе" Н.В.Гоголя

Коваленко Анна 7А класс.(учитель Никулина И.Г.)

Ведущий:  Слова рождают в нашем воображении зрительные образы. Мы можем представить себе, как сверкают айсберги Ледовитого океана, как в пустыне караван верблюдов спешит к оазису, как бушует буран в степи.

"Буран в степи" А.С.Пушкин (отрывок из повести "Капитанская дочка")

Гордеева Любовь 8А класс (учитель Игонина В.М.)

Ведущий: Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное , неисчерпаемо богатое, умное поэтическое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… Дивной вязью плёл народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью, певучего как трель соловья… Дремучий мир, на который писатель кинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, А на героя "Недоросля" Митрофанушку писатель свою сеть не накинул.

"Урок Митрофанушки" (сцена из комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль")

8А, 8Б классы (учителя Игонина В.М., Никулина И.Г.)

Ведущий: Через язык современный человек воспринимает мудрость древних и обретает возможность обращаться к будущим поколениям. "Русский язык в его классической чистоте, - говорит писатель Вячеслав Пьецух, - это наша последняя фамильная драгоценность… Если у нас нынче и есть чем повеличаться перед человечеством, так только прекрасным языком, едва ли не самым богатым в мире, - он и музыка, и тонкий инструмент познания, и сам по себе искусство, и совершенное средство общения по душам. Да в том-то и беда, что, говоря по-русски, мы и не подозреваем о том, что пользуемся сокровищем…"

Звучит песня "Отчего так в России берёзы шумят"

Ведущий: Красивую и мелодичную речь сейчас редко услышишь. Неслучайно учёные и общественные деятели нашей страны говорят о кризисе литературного языка в настоящее время, особенно в сфере устного общения. Наш родной язык – русский. Для нас нет красивее языка, чем русский. На этом языке говорили А.С.Пушкин,  М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, С.А.Есенин, А.А.Блок и др.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре –

Выучи русский язык.

"Выучи русский язык" (пер. с узбекского С.Абдулла)

Фетисов Игорь 9Б класс (учитель Исаева Л.И.)

Ведущий:

Слова бывают разные

Хорошие и простые.

Слова бывают праздные –

Ненужные, пустые.

Но есть слова такие,

Что посильней огня.

Они других красивее:

Мир! Родина! Россия!

Какие мягкие слова!

Июль. Приволье и печаль.

Земля любимая и даль.

Мать. Мир. Рябина и село.

Их скажешь – на душе тепло.

Словом можно вылечить,

А можно и обидеть,

Словом можно выручить,

Можно ненавидеть.

Есть слова любимые,

Нежные, приятные.

Есть слова счастливые,

Всем всегда понятные.

В сердце проникают,

В нём живут и зреют,

Наше настроение

Выразить умеют.

Чтение стиха "Слова" Л.Болеславского

Деревянкин Антон 10А класс (учитель Лопухина Т.Н.)

Ведущий: "Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово" Н.В.Гоголь. Новая наша низкосортная литература затмевает старую, пытается отодвинуть её на второй план; полезно время от времени оглянуться назад. Мы лучше всего сохраним в себе оригинальность, если не потеряем из виду своих предшественников.

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;

Но скудно вносим мы в него хороший склад;

Так чтоб незнанием его нам не бесславить,

Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.

Чтение стиха "Язык" Сергея Скачко

Шкуратова Кристина 7А класс (учитель Никулина И.Г.)

Ведущий: Наш родной язык, по словам Н.В.Гоголя, есть сам по себе поэт, ведь в нём "что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг…".

Но сейчас, к сожалению, всё чаще и чаще засоряется наша речь, необдуманно и неуместно употребляются заимствованные слова. Невольно испытываешь досаду, когда слышишь какое-то холодное чужое слово, а ведь есть своё, яркое, образное. Но, видимо, желание быть "современным, модным" оказывается преобладающим у молодёжи. Неприятно режет слух жаргонная лексика.

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,

Зависит от того,

Чем наделил их ты.

Какими к ним в свой час

Притронулся руками,

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Чтение стиха "Берегите родной язык" Таисии Гуськовой

Степанов Никита 9Б класс (учитель Исаева Л.И.)

Ведущий: Слова подобны монетам: они сперва имеют собственную цену и лишь потом становятся выражением самых различных ценностей.

На свете много слов прекрасных,

Родных, весёлых, ярких, ясных,

Красивых, дорогих и умных,

Здоровых, песенных и шумных.

Люблю слова я: солнце, море, юг,

Улыбки всех людей вокруг.

Как хорошо, когда смеются,

Ведь смех – наш самый лучший друг!

Друзья, подруги и родня,

Дороже денег для меня.

Люблю слова я: мама, дом.

Мне радостно, уютно в нём.

Люблю с утра пораньше встать –

И слово доброе сказать.

Пусть на земле из уст людей

Звучат повсюду и всегда

Любимые детей слова!

Звучит песня "Давайте говорить друг другу комплементы" Б.Окуджавы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие ко Дню родного языка "Родной язык - неиссякаемый родник"

Цель:  воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и  во внеурочное время; расширить кругозор учащихся; ...

Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе

В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....

Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год

   Рабочая  программа по русскому языку для 5-9 класса составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...

Интерактивное мероприятие, посвящённое Международному дню родного языка "Ручей хрустальный языка народа"

Познакомить ребят с  праздником – Международным днем родного языка;  вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка, воспитать уважение к культуре и традициям своего на...