Сварожий круг
классный час на тему

Анисимова Ольга Викторовна

игра по станциям, где "Сварожий круг" - это путешествие - игра по станциям, где каждый представитель нечистой силы рассказывает о себе, играет в свои ”игры”, а участники путешествия должны показать свои

                                знания Древней Руси. Рассчитана на широкий круг - с 3 по 7 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svarozhiy_krug.doc286.5 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие  по  таинственным   явлениям. «Сварожий круг»

Цели: формирование у детей гражданской позиции, патриотических чувств, любви

            к родной истории на основе изучения традиций, обрядов, стиля жизни древ-

            них славян.

Форма: игра по станциям, где каждый представитель нечистой силы рассказывает о себе, играет в свои ”игры”.

Время:  10 минут на каждой станции.

Оформление: каждая станция оформляется как среда обитания героя, на дверях

           рисунок того, кто здесь ”хозяин”, и карман, в который дети бросят фишку

           в конце игры, если им здесь понравилось. У кого из героев больше

           фишек, тот и получит приз.

                           Станция       «Водяной»

На доске: карта западной России до Урала с пометками, ”портрет” водяного, на

                 ватмане рисунок: озеро, камыши, лягушки.

Водяной: на ногах ласты, синяя или зеленая рубаха, соломенная шляпа, как у

                 рыбака.

Водяному помогает ведущий.

Ведущий: В речушке нашей быстрой, на самом ее дне,

Сидит старик лохматый в потемках, в глубине.

Когда ловил я рыбу, он говорил со мной,

Сказал, что он владыка болотной и речной.

Ему темно и сыро, и скучно – мочи нет!

Есть тину надоело и в завтрак, и в обед.

Подводные богатства давно – из года в год –

Он ревностно, надежно и свято бережет.

Я взял конфету, клюшку и новый пароход

И бросил водяному на дно, где он живет.

Пусть радость и веселье разделит он со мной –

Богатый, сильный, страшный, несчастный Водяной.

Водяной (сидя ”в воде” – на синем ковре или платке - поет песню):

Я водяной, я водяной,

Поговорил бы кто со мной,

А то мои подружки –

Пиявки да лягушки,

Тьфу, какая гадость,

Да ну ее в болото.

А мне летать, а мне летать,

А мне летать охота.

Ведущий: К сожалению, настоящий водяной очень не похож на любимого нами, симпатичного мультипликационного водяного, который  голосом артиста Анатолия Папанова мечтательно поет вот эту песню. Настоящий мифологический дух вод, которого боятся и почтительно называют дедушкой, водяником, водяным чертом, существо зловредное, коварное. О нем говорят: ”В тихом омуте черти водятся”. Живет этот безобразный (показывает на портрет), укутанный тиной старик с зелеными усами и растрепанной бородой в реках с опасными водоворотами, в лесных омутах, на болотах. Любит водяные мельницы. Здесь, в вымытых быстрой водой яминах, под мельничным колесом, собираются обычно водяные на ночлег. Издали слышны их храп, свист, громкие голоса. Не случайно мельников, привечающих таких вот нелюбезных гостей, считают колдунами.

Водяной: Так-то все так, только вот мне не понравилось, что я дух мифологический. И не миф я вовсе! Это черти да лешие были низвергнуты с неба, я же всегда на Земле был. Ученые даже мой портрет описали, правда, в разных землях я по-разному выгляжу. Но ведь и у вас родственники тоже не на одно лицо.

Ученый-исследователь С.В.Максимов еще до революции сделал устное мое описание, собирая его среди тех, кто меня видел: в Олонецком краю, Архангельской и Владимирской губерниях я старик с длинной седой или зеленой бородой. На Орловщине – тоже старик, только мои длинные зеленые волосы и борода на исходе луны становятся белыми, как лунь. И из воды меня видели только по пояс. А вот в

Пошехонье я люблю гулять по бережку (больно там густая, сочная трава), да еще в красной рубахе. А в Смоленской губернии мои родственники и впрямь страшные – на голове два очень длинных рога, пальцы на ногах тоже длинные да еще с перепонками, а глаза горят, как два уголька и даже в воде не гаснут.

Ведущий (рассказывает, показывая все на карте): Ребята, вы обратили внимание, где в основном в России живут водяные, где их, так сказать, вотчина? Это северо-запад России, особенно Олонецкий край, изобилующий озерами. Например, водяным вольготно жилось по всему Ладожскому озеру, за исключением святых островов: Валаамского и Коневецкого. Неплохо чувствовали они себя в обширных болотах Полесья и Вятской губернии. А вот на Владимировщине и Орловщине водяной встречался реже и далеко не в каждом водоеме, а только в темных и мутных водах. Особенно он любил глубокие омуты и пади под мельничными плотинами. Но в начале 20 века ареал их обитания стал сокращаться из-за разрушения мельниц и осушения болот. К тому же к концу 19 века на ”хозяина вод” свалилась другая напасть – стало модным освящать озера, отчего их нечистым обитателям пришлось искать спасения в других водоемах.

Водяной: А-а, да-да, помню, на сей счет есть такая быль об одном из моих собратьев. Однажды крестьяне Гонгинского погоста Ладейнопольского уезда Олонецкой губернии решили избавиться от водяного, жившего в жественной процессией с иконами, крестами и кадилами направились на берег озера. Испугался водяной, заметался. Обычно спокойное озеро взволновалось, из глубины его послышались громкие хлопки, будто кто бил в ярости воду. Но притоков у озера не было, и пришлось водяному выскакивать из озера и бежать в ближайшую реку – Шокшу, а за ним увязался целый поток воды и помчался с шумом по лесам. С тех пор озеро соединено притоком с Шокшей.

О-ох! Что-то скучно мне стало. А ну-ка, давайте поиграем в вопросы-ответы, только, чур – я буду вопросы задавать!

Вопросы:

   1)Он в самом омуте живет, хозяин глубины,

Имеет он огромный рот, а глазки чуть видны. (Сом).

2) кто у водяного жена?     (Русалка)

3) Сколько лет может прожить щука?    (300 лет)

4) Какой величины родиться щуренок?  (С полспички)

5) Как определить, сколько рыбе лет?    (По колечкам чешуи)

6) А может, вы и пословицы речные или морские знаете? О рыбе или о воде?

- Где щуки нет, там карась хозяин.

- Снимай ерша с крючка, не спеша.

- Какой речкой плыть, ту и воду пить.

- Знать бы ершу, когда щука зубы меняет.

7) А как зовут водяного – моего собрата – в море-океане?  (Нептун)

Ведущий: А теперь несколько вопросов о водяном задам вам я.

1) Как узнать водяного, если он перекинулся в человека и встретился вам недалеко от воды, в лесу? (С левой полы кафтана у него постоянно капает вода, волосы всегда влажные, а то место, куда он садится, непременно оказывается мокрым).

2) Где водяной живет? (Люди в домах, а он?). (Его хоромы из самоцветных камней и ракушек построены на дне омута и украшены золотом и серебром, потерянным людьми).

3) Кто у него ближайший друг и в то же время соперник? (Леший, т.к. живет рядом, с ним водяной часто играет в карты, а, поиграв, обожает драться, чтобы не отдавать долг).

Водяной: А теперь вы мне на прощание споете. Делимся на три группы, и каждая, по взмаху моей руки, поет в своей тональности:

1-ая группа – ква,

2-ая группа – ква-ква,

3-ья группа – ква-ква-ква. (Все поют, водяной дирижирует).

Ведущий: Какой прекрасный хор!

Вот есть же хор, в котором не нужен дирижер!

Как славно! Все запело –

Все реки и пруды…

Не скажешь, что капелла набрала в рот воды.

 Водяной: А теперь мы с вами прощаемся, и у меня к вам просьба: будете в речках купаться – не пугайте рыбу, не мусорьте около воды! А теперь – до свидания!

          Станция   «Русалки»

Русалки одеты в синее, белое, зеленое, поверх юбочек – зеленые ветви, на головах – венки.

Оформление: на доске рисунок русалки, репродукция картины И.Крамского «Русалки», В.Васнецова «Царевна-лягушка», И.Репина «Садко», можно Ф.Васильева «Заброшенная мельница». Нужна медленная музыка, под которое рассказывается первое стихотворение и русалки танцуют.

Ученик 1 читает стихотворение И.В.Гете «Лорелея»:

Не знаю, что стало со мною –

Душа моя грустью полна.

Мне не дает все покою

Старинная сказка одна.

День меркнет. Свежеет в долине,

И Рейн дремотой объят.

Лишь на одной вершине

Еще пылает закат.

Там девушка, песнь распевая,

Сидит высоко над водой.

Одежда на ней золотая

И гребень в руке золотой.

И кос ее золото льется,

И чешет их гребнем она,

И песня волшебная льется,

Так странно сильна и нежна.

И, силой плененный могучей,

Гребец не глядит на волну,

Не смотрит на рифы под кручей,

Он смотрит туда, в вышину.

Я знаю, волна, свирепея,

Навеки сомкнется над ним.

И это все Лорелея

Сделала пеньем своим.

Пока читается стихотворение, русалка спускается с камня на воду – стул накрыт черной шторой и стоит на синем или зеленом ковре – и танцует под медленную мелодию. Затем садится на камень и расчесывает гребнем волосы.

Ученица 2: славян русалки были берегинями вод – рек и близлежащих полей. Это прелестные девы, нежные, невесомые, которые любят качаться на ветках ив, склонившихся над рекой или озером и расчесывать гребнем из рыбьей кости свои длинные волосы. Кто-то говорит, что кудри у них золотые, иные – что зеленые. Считается, что русалками становятся умершие некрещеные девочки и девушки, утопившиеся от несчастной любви. А вот по древним верованиям славян, что дошли до нас еще с 6 века, русалки (греки называют их красивым словом НАЯДЫ, а немцы – УНДИНАМИ) – это владетельницы и хранительницы источников живой воды, поэтому с годами они не стареют и прекрасны, как эльфы, их родственники.

Народная память изменчива, она многое утратила с веками, из хранительниц вод сделали русалок нечистой силой, но вот праздник  в  их  честь,  как  ни  странно, сохранился – РУСАЛИИ, который отмечается целую неделю, начиная с четверга перед Троицей. Это обычно конец мая – начало июня.

Ученица 3: Как проходят русалии, нашли в описаниях обрядов (4 век). В это время женщины в ритуальных играх снимали браслеты и плясали «спустя рукава», как бы превращаясь в русалок, размахивающих руками-крыльями и сеющих дождь. Это был древний танец плодородия, описание которого сохранилось в сказке о Царевне-лягушке. (Показывает на картину Васнецова «Царевна-лягушка»). До наших дней сохранились старинные браслеты, на которых такой танец изображен. (Меняется местами с русалкой, которая сидела на камне).

Ученица 4: Вечно юные русалки оставили после себя и другой след: под Киевом (еще со времен Киевской Руси) есть древняя роща Русалочий гай. Было и село Русаловка, а иные названия переиначены до неузнаваемости. Вот названий, имеющих отношение к воде, много: Белый Колодезь, Белая Криница, Купянск, Междуреченск, Краснобродск, даже Лягушье есть…

Русалки остались в памяти народной как поэтической образ, часто его употребляют художники и поэты. Константин Бальмондт, поэт начала 20 века, пытался поэтически передать характер русалок.

Русалочка.

Русалочка со звонким хохотком,

Таким хрустально-чистым,

И в этом воздухе ночном,

Так лунно-серебристом,

Меня звала и мне плела

Такие небылицы.

Моя разумность вдруг прошла

И стала легче птицы.

И в воду, прямо в воду к ней, -

Удержат ли обрывы!

Но горе храбрости моей,

Русалачки смешливы.

Я захлебнулся, чуть дышу,

Они – меня щекочут.

Как лягушонок, я пляшу,

А им-то что, хохочут.

И надавали мне шлепков,

Таких, сказать обидно.

Мелькнул их рой, и был таков.

                   Я мокрый, как мне стыдно!

Ученик 2: А еще вы можете встретить образ русалок – морских дев в былинах, написанных в 8-9 вв. Художник И.Репин в своей картине «Садко в подводном царстве» описывает такой момент: Водяной царь, не жалея отпускать на волю (на землю) прекрасного гусляра Садко, решил его женить, поэтому и проходят перед ним сейчас 330 царевен морских, красавиц русалок.

  (Показ картины).

А вот другой художник, Константин Васильев, изображает речную русалку по-иному. Ну-ка, помогите мне!

1) Что в ней, русалке речной, отличного от морской?

(Нет хвоста, она может жить, дышать на берегу – не зря ее считали берегиней реки. Речная русалка любит сидеть на ветвях плакучих ив, берез).

  1. А что общего?

 Это существо стихийное, т.е. ее стихия – вода, у нее неестественная бледность,

неземная красота, обязательно длинные волосы (как струи воды), она обязательно возле воды. Русалка любит петь, водить хороводы.

Все вместе: А сейчас мы предлагаем девочкам с длинными волосами представить себя русалкам и поводить с нами хоровод. (Приглашают желающих девочек с длинными волосами, расплетают им косы, водят хоровод под медленную музыку. Фотографируются на память).

                                           

                     

                                       Станция   «Леший»

 Оформление: на доске портрет Лешего и картины с изображением леса (н-р, И.Шишкин "Бурелом", "Утро в сосновом лесу", И.Левитан " Дуб" и др.)

   Ведущий: Представьте, что мы перенеслись на много веков назад, когда человек еще только набирался мудрости. Люди жили в лесах, и поэтому сложилось у древнего человека понятие, что живет он под сенью огромного Мирового дерева, служившего как бы осью всей Вселенной. Прошли века, небесная святость опустилась на земные деревья. Но до сих пор человек в шелесте листвы слышал загадочные разговоры, в скрипе расколотого молнией ствола дерева узнавал болезненные стоны; в увядании осени - иссушающее горе. Да и жили деревья своей таинственной жизнью гораздо дольше людей. А уж что давало дерево человеку, об этом и говорить-то долго: в первую очередь - избу, да весь хозяйственный инвентарь, да посуду, да мебель. И даже люльку для ребенка - тоже из дерева. И деревянной ложкой   из деревянной же посуды ели. А тепло в очаге? Поэтому-то все навыки, умения и поверья связаны с деревом, лесом - как в древние времена, так и поныне.

 А раз лес - мир особый, значит, у него должен быть свой, особый хозяин – лесной, Леший, то есть. Но лесные просторы в древности были необозримы, потому и хозяев у них было много. Как и у людей, у каждого лешего свой характер: иные любят жить в лесных чащобах одиноко, уединенно; другие же селятся рядом с людьми, ведут себя шумно, любят проказничать. Сохранилось описание Лешего (обращение к портрету): его представляли в кафтане, левая пола которого запахнута на правую сторону (не как у людей), и обувь у него перепутана слева направо. Подпоясан красным кушаком, а глаза дикие, горят красными огнями (по описанию крестьян Ярославской и Вологодской областей). Леший способен изменить свой рост мгновенно: идет лесом - равняется самым высоким деревьям, идет по поляне - становится ниже травы. В деревни он не заходит, чтобы не ссориться с домовым, но в лесу он - полновластный хозяин: все птицы и звери повинуются ему безответно. Любит петь и хохотать, аукать, свистеть и плакать, как люди, заманивая тем самым неосторожных путников. А уж если "обойдет" человека в лесу, тот будет долго по лесу скитаться, не в силах найти тропинку домой.                                                 

Леший любит поесть и очень радуется, когда ему на пеньке оставляют что-нибудь вкусненькое, за это может и отблагодарить. А вот если человек губит лес, разоряет его или (что Леший не любит) ругается непотребными словами - то накажет, и сурово. Еще сильнее карает за произнесенные проклятия. Проклятого ребенка (в неурочный час) может унести в лес и оставить жить у себя. Там ребенок скоро становится лешачонком. Лесунка, жена Лешего, будет заботиться и о своих лешачатах, и о человеческом детеныше. А сейчас посмотрите игровую сценку "Как мужик повстречался в лесу с Лешим".

      Чтец: Собрался мужик в лес - сухих поленьев на дрова собрать. Впряг лошадку в возок, топор прихватил да и поехал. Но, видать, не в пору о дровах подумал: только от лесной опушки отъехал, как поднялся страшный ветер, такой, что столетние ели зашатались. Ветви деревьев затрещали, а осины с протяжным стоном на землю валиться стали. Даже лошадка, и та от страха опрокинула возок и убежала за деревья. Поднялся с тропинки мужик, ушибленное место почесал да и пошел на шум: что же там такое? Вышел на поляну, а на прогалине, среди свежего бурелома, коряга лежит: корнями, будто веревками, крепко связана. Оглянулся человек по сторонам, снова посмотрел на корягу, а ее уж и нет - лежит на траве старичок в одежде рванной, сам избитый, веревками связанный. Постанывает жалобно и просит:

Леший: Эй, человек добрый, развяжи меня, а то напали разбойники, ограбили, избили да и бросили связанного пропадать...

       ( Мужик развязывает Лешего, тот вдруг вскакивает и с угрозой громко кричит на него):

 - Ну, спасибо тебе, человечек, уважил! Ха-ха-ха! А теперь отвечай по совести -  зачем в лес пожаловал?                                                                                    

Мужик: А ты сам-то кто такой? Великан или, может, людоед какой-нибудь?

Леший: Я-то? Хо-хо-хо! Не великан и не людоед - поднимай выше - лесной    хозяин я, вот кто я такой! А ты, случайно, не лесоруб? Зачем у тебя топор за поясом?                                                                                                                                           - Да вот хотел сучьев сухих нарубить.                                                                                  

 -  А, чего? Говори громче, ничего не слышно!

 -  Да как же с тобой таким огромным разговаривать? Не мог бы ты ростом  уменьшиться?

-  А-а, вот в чем дело! Я такой большой потому, что стою вот с этой столетней елью: какова она ростом, таков и я. А вот шагну на поляну, встану рядом с травинкой, - буду с ней одного роста.

 - Постой, постой, а не мог бы ты стать одного роста со мной, чтобы легче нам было разговаривать?

- Отчего ж не могу?! Могу! Вот, пожалуйста... Так ты говоришь: не лесоруб, не охотник, капканы на зверей не ставишь?

-Нет, не ставлю. Я за хворостом пришел, а тут ураган у вас тут в лесу поднялся, лошадка моя испугалась да сбежала...

- За лошадку свою не беспокойся, в моем лесу ее никто не обидит... А что до урагана..., так это соседский леший ко мне пристал: отдавай, говорит, карточный должок. А мне, понятно, не охота добро свое отдавать, вот мы и повздорили маленько...

- Что за должок?

- Да  зимой со скуки мы картишки раскинули, я своих зайцев поставил, он — водяных крыс. У него на руках вся масть козырная, я и продулся вчистую. Но как же зайчиков своих отдать? Пусто без них в лесу будет!

 - Постой, постой... Ты говоришь, соседний леший тебя в карты обыграл? А ты сам-то, случайно, не леший?

-  Леший, лешак, лесной хозяин - все одно и тоже, только названия разные.

 - А ты мне сначала колодой показался...

 -  Да мы кем хочешь, можем обернуться: хоть деревом, хоть медведем, хоть человеком. А

     откуда ты знаешь, что я не соседский леший? Может, я только прикинулся мужиком? Э

     нет! Куда тебе! Вот скажи, ты левый лапоть на какую ногу натягиваешь?

 - Ясное дело: левый лапоть - на левую ногу!

- Вот ты и попался! Каждый лешак знает, что левый лапоть на правую ногу   обувают! Кожух —

   мехом наружу, и обязательно кушаком красным подпоясаться нужно. По этим признакам сразу  

   видно - свой, лесной, парень!

-  Вот оно что! Теперь знать буду!

 - Знаешь что... Вижу я, что ты хороший человек. Много ты про нас выведал, отпускать тебя не  полагается, но, если дашь слово молчать, домой вернешься целым и невредимым. Даешь

 слово?

 - Даю свое честное слово!

 -  Добро! А набери-ка вот этих листьев за пазуху.

 -  Да зачем они мне?

 -  Делай что велят! Все, теперь можешь идти, вот твоя дорога.

 Чтец: И точно, вот она дорога-то! Обернулся мужик, чтобы поблагодарить лешего, а того и след простыл. Поехал мужик домой, чувствует что-то у себя за пазухой тяжелое, вспомнил про листву, хотел ее выкинуть, глядь - а там пригоршня золотых червонцев. Вот как леший его

отблагодарил! Только мужик о том помалкивал — данное слово держать нужно!

Леший: А теперь, прежде чем отпустить вас из своего леса, я задам вам несколько  вопросов. Они, конечно, хитрые, но если кто отгадает — награжу!

          1.  Кто знает мои любимые поговорки?

      ( Приходи вчера! Шел, нашел, потерял...)

   2. Какой день в году я страшно не люблю? Это своего рода день рождения наоборот.    Люди говорят, что в этот день Леший бесится. И впрямь, я со своим соседом такие ссоры да драки затеваю, что деревья клонятся до земли и даже иногда выворачиваются с корнями. В этот день мужики в лес ни ногой, боятся!  ( 4 октября - день прощания с лесом до весны, Леший в этот день на полгода прощается со своими владениями и ложится в спячку, проваливаясь под землю.)

                                               Ну что ж, до встречи в лесу!


                                      Станция    «Баба Яга»          

  Оформление: портрет Бабы - Яги, рисунок ее избушки ( из сказки «Василиса     Премудрая »).

    Гном:   Ой-ой-ой! Где я сейчас был!

                 Я был в избушке на курьих ножках.

                 Там все как прежде. Сидит Яга.

                 Пищали мыши и рылись в крошках,

                        Старуха злая была строга.

                        Но я был в шапке, был в невидимке.

                       Стянул у старой две нитки бус.

                        Разгневал Ведьму и скрылся в дымке.

                        И вот со смехом кручу свой ус.

                        Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,

                        Найду для песен там жемчугов.

                        До самой пасти приближусь к Змею.

                         Узнаю тайны - и был таков.

                                                ( К.Бальмонт. У чудищ.)

                  (Гном хохочет и прячется. Выходит Баба - Яга).

  Баба - Яга: Жить в заколдованном мире - не сахар.

                   Баба - Яга - это женщина - знахарь.

                      Коль изготовишь себе амулет,

                      Жить он поможет тебе до 100 лет.

 А этот проказник Гном украл волшебные бусы. Ну, попадется он мне! И вообще, почему все пугают детей Бабой-Ягой? Это самая первая "страшилка" для маленьких. Да и как тут не забояться? В сказках это тощая, носатая старуха с растрепанными волосами, горящими злобой глазами. Вечно лежит в своей избушке на курьих ножках, нос в потолок врос — или летает в ступе, помелом следы заметает. А на самом - то деле я не такая уж и злая. И путникам люблю помогать - заблудившимся или тем, кого люди обидели. Ну-ка, ребята, назовите сказки, в которых я помогаю людям!

("Василиса Прекрасная" и др.) Ну вот, я ж говорила: не всегда у меня плохое настроение. Заслужи - и я помогу тебе.

Эльф (выглядывает из укрытия):

      Сама виновата, что стала такой! Вот я сейчас расскажу, какой ты была в детстве.

                  Как росла Баба - Яга.

                  Наверно, Яге-девчушке

                  Привольно жилось, без забот.

                  Ей мама пекла ватрушки,

                  А папа клал ягоды в рот.

                  Они ей лесные диковинки

                  Дарили наперебой.

                 То коврик из листьев, махровенький,

                 То ступу с узорной резьбой.

                 И нечему тут дивиться,

                 Что скоро ей стало невмочь:

                 Капризной и вздорной девицей

                 Росла их любимая дочь.

               - Не нужно варенье черничное,

                Подайте мне заграничное!

              - А где заграничное взять? –

                Вздыхала усталая мать.

              - Ах, так! - и однажды сглупа,

               Родителям нежным назло,

               Уселась девчонка в ступу,

               Схватила рывком помело,

               И только лягушки видели,

               Как ступа летела в лес.

               Хватились на утро родители,

              А дочки и след исчез!

            Яга и поныне вздорная –

              Так сказка нам говорит, -

              То путника кормит, покорная,

              То слопать его норовит!

             (Е. Серова)

                Гном опять прячется, хихикая.

     Баба - Яга: Да ладно, вспомнил, когда это было-то! В заповедные времена, 300  лет назад! Зато теперь я самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских сказок. Куда там Василисам Премудрым да Еленам Прекрасным до меня! А вот сейчас я узнаю, хорошо ли вы знаете мою биографию.

      1 .Какая сказка изображена на иллюстрации, на доске?

         (" Василиса Премудрая").

 2.Почему моя красивая деревянная избушка огорожена забором из человеческих костей, вместо замка - пасть с острыми зубами, на заборе черепа?

( Баба-Яга - хранительница, охранница врат в царство мертвых, оттого и нога у нее костяная, да еще обоняние у нее особое - живой человек для нее дурно пахнет.) 3. А как это в сказках отражено? - Фу-фу, русским духом пахнет!

4. Не всякому дано вернуться из царства мертвых в мир живых. Да и попасть туда живым трудно. Для этого нужно перво-наперво зайти в мою избушку. А кто из вас знает заклина-ние, открывающее врата в мою избу?
(Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом. Мне не век вековать, только ночь ночевать.)

И  дошло это заклинание до наших времен благодаря сказкам.
5. И что бы гном ни говорил, а многие, побывав в моей избушке, ушли отсюда не с пустыми руками. Я кому совет дам, кого одарю — я  же хранительница различных волшебных реме-сел и вещей. Вот и Василиса Премудрая тоже унесла из избушки чудесный дар. Какой?

      (Умение красиво тонко прясть, ткать и шить)

6.Хотя, конечно, характер у меня строгий. А как же, как у каждого воспитателя: выполни задание на отлично - получишь волшебный дар. А ленивых я не потерплю! Ну и что, что уроки у меня трудные, у меня ведь и ученицы не простые - все молодые волшебницы. А сейчас я проверю ваши таланты, может, стоит, кого   из вас к себе в ученики взять.

 Темной ночью я ходила,

    Рвала травы и сушила,

    Все коренья находила.                                  

    Мои снадобья Кощей

    Перепутал все, злодей.

    Изготовьте заново

     Колдовские снадобья.

    А для этого быстрей

    Разберите поскорей.

    Где какая травка тут.

    Потом их в ступке перетрут.

    И получится снадобье,

    Дарит всем оно здоровье.

(Ученики отгадывают по запаху, где какая трава. Это могут быть ромашка, зверобой, шиповник  и т.д.)

Эльф: Баба - Яга, прости меня и разреши мне тоже поучаствовать?! Давайте,  ребята, сыграем в любимую игру Бабы -Яги - Ворон и Курица или в Жмурки.

       Затем Гном и Баба-Яга провожают ребят, приглашая  их еще раз в гости.


                             Станция  «Волхв»    

Волхв (встречая гостей на своей станции): Сегодня моя задача – узнать, насколько вы, 7-10-ти летние ребята,  готовы к взрослой жизни. Представьте, что вы перенеслись на много веков назад, в языческую Русь, в 5-7 век нашей эры. Тогда мальчики считались взрослыми с 8-10 летнего возраста. И даже проходили обряд перехода во взрослые. Он назывался  ”Обряд инициации”. Маленький мальчик после него считался взрослым воином.

  1. Кто что знает об этом обряде?

-Обряд длился долго. Иногда годы. Хотя его основная часть заканчивалась приблизительно за неделю-другую.

”Обряд посвящения”.

Мальчику исполнялось 8-10 лет, и тогда, в глухую ночь, из дремучего леса, окружающего селение, крадучись выходили чудовища – со звериными головами, в звериных шкурах, - похищали мальчика и исчезали в лесу.

Обычаи племени под страхом смерти запрещали матери удерживать ребенка около себя или идти по его следам. И отец не вступался за сына. Иногда, он даже сам отводил в лес ребенка, отдавая его в руки людей в звериных масках: так повелевал обряд. В лесу стояла хижина. Мальчика протаскивали внутрь хижины между рядами крокодильных зубов, где ребенка встречал жрец в маске, изображающий смерть.

Маска, делала его похожим на Кощея. Когда мальчику хотелось пить, ему давали не воду, а отвар из ядовитых растений, вызывающих бред.

На полу пылал костер, и безжалостные руки толкали посвящаемого в пламя, пока обожженная кожа не покрывалась пузырями. Так начинался ”Обряд посвящения”, который длился много дней.

Жестокий обряд, знаменующий конец одной жизни – детской – и начало не знающей жалости взрослой жизни охотника и воина. Это происходило в Австралии, Африке, Океании.

Обряд посвящения должен был выжечь все доброе. Может быть так и рождалась волшебная сказка о Кощее и Бабе Яге, родной сестре смерти. Вот и получается, что вы сейчас в том возрасте, когда пора сдавать экзамен на зрелость. И нужно сказать, у девушек тоже был такой экзамен. Все, о чем я сейчас говорю, отразилось в сказках. Экзамен девушек, например: в сказке ”Василиса Прекрасная”. Ну а мы с вами сейчас тоже попытаемся сдать своего рода экзамен. Поднимайте руку, кто знает ответ на вопрос, могут участвовать и взрослые (учителя).

Вопросы:

  1. Известно, что на ставнях домов часто изображался (вырезался) петух. Его символ до сих пор сохранился в деревенских домах на крыше. Почему? Что он обозначает?

Изображения петуха – защитная мера от прикосновения в дом на рассвете нечистой силы, поскольку ”крик петуха, предвещающий утро, так страшен” ей, что ”она тотчас исчезает, как только его заслышит”.

  1. Объясните народные поверья:

А) Солнце закатилось – не давай никому денег (денег водиться не будет);

Б) Солнце закатилось – не бросай сора на улицу (хозяин по миру пойдет);

В) Солнце закатилось – не начинай новую краюху хлеба (к неурожаю);

3) Не одно поколение отделило людей от той наивной поры детства человечества. Все мы стали умными, образованными, всепонимающими, знающими. Нас не удивляет, что почетных гостей или молодых, вернувшихся после свадебного обряда, встречают хлебом-солью. Большой круглый каравай, сближался в сознании человека с солнцем, был его символом.

Мы говорим: ”Скатертью дорога!”, точно так, как наши далекие предки, дававшие уходившему в дальний путь кусок полотна, чтобы было его путешествие спокойным, дорога ровной и счастливой.

В дом мы прежде себя впускаем через порог кошку, потому что еще древние славяне считали ее животным, посвященным домовому. Над дверью часто прибиваем подкову – ”на счастье”. Этим самым мы передаем себя под покровительство Дансь  бога Солнца и его коней, которые по поверьям славян, способны привезти в дом благополучие. Мы бросаем монетку в воду, чтобы вновь когда–нибудь вернуться в понравившиеся места, а на самом деле хотим задобрить водяного.

А плюнув трижды через левое плечо, стремимся отделаться от злых духов. Это заведено нашими древними предками.

А теперь вопросы:

А) Что вышито на нашем рушнике и что это обозначает?

- На льне цветы – символ благополучия. Такие полотенца дарили любимым на войну, в дальнюю дорогу.

Б) Почему у Бабы-Яги на домике нет петуха?

- Она сама является охранницей в мир мертвых. А откуда там свет? А ведь петушок – символ бога Сварога, солнца.


В) Старинная Русь – страна деревянных городов. Поэтому любой русич умело пользовался топором, пилой, любил дерево. А значит, часто ходил в лес. Но в лесу часто бывает страшно, значит, нужно уметь обороняться от нечистой силы. Кто из вас знает, как? Особенно ночью?

- Можно сделать на ночной стоянке магический круг. Его делают топором или ножом (т.е. железом), считается, что, топор – это оружие бога молнии Перуна, который ненавидит нечисть. Можно – обгорелой веткой. В старину кругом опахивали деревни, охваченные чумой, думали, что Эпидемию разносят злые духи.

Г) А какой из оберегов самый сильный?

Оберег – это украшения, специально призванные оберегать человека от дурного. Делались в виде фигурок коня (символ – солнца, добра, счастья, мудрости). Если фигурка делалась в виде ковшика, гребенки, ложки или ключа – она приносила семье богатство, сытость. Оберег – топорик, символ Перуна, защищал от нечистой силы, всего злого. Обереги – монеты – богатство.

Зубы и клыки приносили удачу на охоте.

 Украшения на пальцах: перстни, кольца и браслеты – это тоже обереги   (от злого глаза).

А какие старинные праздники знаете вы?

- Ивана Купала, 7 июня, день летнего солнцестояния. В этот день девушки гадают на женихов. Пускают по воде венки, куда уплывет: близко прибьется к берегу – выйдет замуж за односельчанина, ну а если далеко за чужедальнего жениха. Ну, а если потонет – это совсем плохой знак.

Масленица – проводы зимы, встреча весны.

Осенины – проводы осени.

Русалии - праздник русалок (в мае). Ну что же, я думаю, расставаясь со мною, вы будете умнее. Ведь недаром я Волхв, хранитель знаний.

Далее идет подведение итогов путешествия по станциям. Знатоков Древней Руси награждают сувенирами и подарками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ круга и его роль в рассказе В.Набокова «Круг»

Анализ художественного текста «вслед за автором», работа в группах. Урок формирует навыки рефлексивного характера, развивает умение видеть особенности хуложественной манеры автора. Рекомендуется...

"9 кругов ада по Данте" Путеводитель по кругам ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери.

«Божественная комедия» (итал. La Commedia, позже La Divina Commedia) — поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 годы и дающая наиболее широкий синтез средневековой культ...

Конспект урока по теме"Круг. Площадь круга"

Данный урок является 2 уроком по данной теме и имеет ряд прикладных задач для закрепления материала....

Эйлеровы круги (круги Эйлера).

Презентация к уроку для 8 класса Эйлеровы круги(круги Эйлера)....

Задания для формирования личностных и метапредметных результатов (математика, 6 класс "Круг. Площадь круга.")

Задания для формирования личностных и метапредметных результатов (6 класс)...

Урок "Круг, окружность, линии в круге"

урок для 9 класса коррекционной школы...