УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
проект (9 класс) на тему

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ШКОЛЕ И СПОСОБЫ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ И УЧЕНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc466.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия

Кафедра теории, истории педагогики и образовательной практики

направление (проект)

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

тема работы

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ШКОЛЕ И СПОСОБЫ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ И УЧЕНИКОВ

Выполнил:

Лазырин Максим Викторович

9 «А» класс

Частное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа «Новый путь»

телефон – 2-23-23

Научный руководитель:

Кудаев Валерий Анатольевич,

учитель физики

ЧОУ-СОШ «Новый путь»

телефон – 8928-846-8562

Армавир, 2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………………2

Энергосбережение  как  процесс рационального расходования энергетических ресурсов ..3

Мониторинг электропотребления и аудит энергопотерь в школе за сутки и за месяц. ……5

Пути энергосбережения ………………………………………………...………………………7

Программа энергосбережения…………………………………………………………………..9

Заключение ……………………………………………………………………………………..10

Приложение I Энергетический паспорт ЧОУ-СОШ «Новый путь»

Приложение II Стиль энергосберегающего поведения


Введение

Актуальность: В настоящее время, когда уделяется большое внимание экологическому образованию, связанному с  рациональным использованием природных ресурсов. Как современному человеку, не ухудшая уровень комфорта (посвящая значительную часть своей жизни досугу, образованию, творчеству, развитию, здоровью и т.д.) оптимизировать свое потребление энергии, экономя при этом полезные ископаемые и природные ресурсы.

В соответствии  с Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года целесообразно изучить государственную  политику в области энергосбережения и экологии и сформировать целостное представление об энергосбережении,  как  о процессе рационального расходования энергетических ресурсов,  содействовать формированию культуры использования энергии и творческого мышления для решения проблем энергосбережения в повседневной   жизни.

Практическая значимость исследования очевидна – сэкономленные средства можно использовать для совершенствования материальной базы; культура использования энергии поможет школьникам в решении проблем энергосбережения в повседневной жизни.

Цель  работы познакомиться с энергопотребелением школы и заставить задуматься учащихся о путях сокращения количества потребляемой энергии; составить "энергетический паспорт"школы; разработать программу энергосбережения и рекомендации всем участникам образовательного процесса  по экономии электроэнергии.

Задачи:

  1. изучить государственную  политику в области энергосбережения и экологии;
  2.  сформировать целостное представление об энергосбережении как  о процессе рационального расходования энергетических ресурсов;
  3. раскрыть возможность и необходимость личного участия  учащихся в решении проблем энергосбережения;
  4.  провести мониторинг электропотребления в школе за сутки и за месяц;
  5. провести аудит энергопотерь;
  6. разработать систему рекомендаций для всех участников образовательного процесса;
  7. ознакомить с результатами исследования школьное сообщество.

1.Энергосбережение  как  процесс рационального расходования энергетических ресурсов.

Энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг)[1].

Сейчас человек уже не может обойтись без электрического света, тепла батарей в квартире, продукции, создающей наш привычный комфорт. Человек привыкает к новым благам цивилизации, на которые необходимо всё большее и большее количество энергии.

Ограничить рост потребления энергии очень сложно, ведь от него напрямую зависит здоровье и благосостояние каждого человека. Готовы ли мы для этого хуже питаться или одеваться, поменять свой образ жизни?

Нет, необходимо решить другую задачу: как современному человеку не ухудшая уровень комфорта (посвящая значительную часть своей жизни досугу, образованию, творчеству, развитию, здоровью и т.д.) оптимизировать свое потребление энергии, экономя при этом полезные ископаемые и природные ресурсы?

Относительная доступность электроэнергии, тепла, горячей воды создают представление у многих людей о том, что эти блага появляются сами собой и они никогда не исчерпают себя. Зачем их экономить, если каждый ими обеспечен в достаточном количестве за доступную цену? Сколько истрачу, за столько и заплачу, истрачу больше, ну и что, – заплачу больше. Но такое мировоззрение очень быстро приведет к негативным последствиям, ведь основные ресурсы, используемые при выработке энергии, являются невозобновляемыми. Отсутствие разумного подхода к использованию энергии очень быстро приведет к тому, что она станет менее доступной и более дорогой.

Нужно использовать энергию рационально, необходимо научиться её беречь. Кроме существенной экономии денег при оплате энергии, потребляя энергию эффективно, Вы вносите очень важный вклад в решение глобальных проблем экологии.

Энергетика является ключевым фактором социально- экономического развития". Эта аксиома традиционно использовалась для обоснования важности развития энергетики в структуре мировой экономики. За скобками при этом оставались вопросы ограниченности запасов энергетических ресурсов и их расточительное использование, проблемы роста энергопотребления вместе с ростом народонаселения, необратимые последствия техногенного воздействия энергетического сектора на окружающую среду.

К исходу прошедшего уже столетия стало очевидным, что человечество в лихорадочной гонке производства и неумеренного потребления жизненных благ подошло к своей "роковой черте". В значительной степени изменения планетарного масштаба, вызывающие тревогу человечества, вызваны развитием энергетического сектора. Осознание трагических последствий продолжения прежнего пути развития привело к ряду исторических событий, ключевым среди которых, несомненно, является Всемирная Конференция ООН в Рио-де-Жанейро, (1992), на которой была принята концепция устойчивого развития человечества. В концепции признается, что нельзя ограничивать экономический рост, а, следовательно, и рост потребления энергоресурсов и увеличение производства энергии. Вместе с тем, чтобы предотвратить негативные последствия этого роста для окружающей среды, международное сообщество выработало ряд приоритетов новой энергетической политики в соответствии с принципами устойчивого экологически

безопасного социально- экономического развития. Энергетика будущего в последующем своем развитии должна решить три основные задачи: · задачу экономного использования энергоресурсов; · задачу эффективного использования энергии (с целью уменьшения

потерь в процессе ее производства, передачи и потребления); · задачу увеличения использования возобновляемых (альтернативных) энергоресурсов и стимулирования поиска новых экологически безопасных источников энергии.

В соответствии  с Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года целесообразно изучить государственную  политику в области энергосбережения и экологии и сформировать целостное представление об энергосбережении,  как  о процессе рационального расходования энергетических ресурсов,  содействовать формированию культуры использования энергии и творческого мышления для решения проблем энергосбережения в повседневной   жизни.


2 Мониторинг электропотребления и аудит энергопотерь в школе за сутки и за месяц.

Мониторинг — процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или процесса.

Мониторинг — систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики. Он несет одну или более из трех организационных функций:

  • выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения явлений окружающей среды, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее;
  • устанавливает отношения со своим окружением, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач определенной политики или программ;
  • устанавливает соответствия правилам и контрактным обязательствам.

В ходе мониторинга необходимо  ответить на вопросы:

1. Какие электроприборы здесь используются?

2. Какова мощность приборов?

3. Каково среднее время работы каждого прибора?

4. Энергозатраты на работу каждого прибора в течение 1 дня.

5. Сколько электроэнергии в целом используется ежедневно?

6. Сколько нужно платить за эту энергию?

7. Какие виды энергии используются?

8. Всегда ли энергия используется эффективно? Можно сэкономить энергию?

Результаты мониторинга оформлены в виде таблиц :

1 этаж

2 этаж

Электроприборы

Количество

Мощность

Среднее время работы

Энергозатраты

Компьютер

27

400 Вт

От 3ч до 5ч

44.4 КВт

Проектор

3

100 Вт

От 3ч до 5ч

2.4 КВт

Телевизор

7

300 Вт

5 ч

10.5 КВт

Лампы

102

36 Вт

3 ч

11.02 КВт

Принтер

5

100 Вт

2 ч

1 КВт

Кулер

2

700 Вт

8 ч

11.2 КВт

Спортзал

Электроприборы

Количество

Мощность

Среднее время работы

Энергозатраты

Лампы

40

36 Вт

2.88 КВт

Электроприборы

Количество

Мощность

Среднее время работы

Энергозатраты

Компьютер

5

400Вт

10 КВт

Проектор

4

100 Вт

2 КВт

Телевизор

5

300 Вт

7.5 КВт

Холодильник

4

300 Вт

24ч

28.8 КВт

Плита

2

9000 Вт

36 КВт

Эл. Чайник

4

3000 Вт

0,025ч

0.3 КВт

Звонок

1

15 Вт

0,1ч

0.0015 КВт

Лампы

75

36 Вт

8.1 КВт

Всего:154.5015 КВт в день, 4635.045 КВт в месяц. 13905 руб. в месяц. Расчеты выполнялись в соответствии с существующими методиками[2].

Главная задача этапа аудита  -  определить, где в школе происходят потери энергии, которых можно избежать. В результате проведения аудита составляется  план действий: что, конкретно, можно сделать в классе, в рекреации, в столовой, в других школьных помещениях, чтобы снизить уровень потребления энергии.

Разработан вариант энергетического паспорта ЧОУ-СОШ «Новый путь». (ПриложениеI[3])


3 Пути энергосбережения

В холодное время года особенно важно помнить также и о сбережении тепла в наших домах. Ведь когда нам не хватает тепла батарей центрального отопления, мы обогреваемся электрическими приборами. И тратим при этом электрическую энергию, которую могли бы не тратить.

Батареи отопления будут эффективно обогревать помещение, если за ними установить теплоотражающие экраны и не закрывать их плотными шторами.

В настоящее время существует много современных технологий отопления, имеющих явные преимущества перед традиционными: длинноволновые обогреватели, теплые полы, теплонакопители. Последние позволяют использовать выгоду низкого «ночного» тарифа на электроэнергию, так как именно во время действия этого тарифа происходит накопление тепла в теплонакопителях. В дневное же время они отдают тепло строго в соответствии с выставленной температурой. Известно, что в большинстве  домов тепловые потери превышают нормы в 3-5 раз. Очень часто эти потери компенсируются за счёт обогрева различными электроприборами. По оценкам специалистов, 40 % потерь тепла происходит через окна. Их дополнительная тепловая изоляция или замена на современные стеклопакеты может повысить температуру в помещении на 4-5 °С. И, возможно, работа электрообогревательных приборов будет не нужна или сокращена до минимума. Это же касается утепления дверей, стен, пола и потолка.

Сегодня экономить на электроэнергии помогают современные электротехнические устройства. Так, существуют приборы, автоматически отключающие электрооборудование, когда оно не используется. Тут нам поможет выключатель с задержкой времени. Одновременно с включением света включается временное реле, которое гасит самостоятельно свет через заданный промежуток времени (от 10 сек. до 10 мин.). Таким образом, может экономиться 14-20% электроэнергии. Для этих же целей используется инфракрасный детектор (датчик движения), который срабатывает непосредственно при движении объекта. Когда Вы входите в комнату, свет зажигается автоматически, а когда выходите – гаснет.

Также помогают экономить электричество светорегуляторы (диммеры). Эти устройства монтируются вместо обычного выключателя и регулируют яркость света ламп. Например, если Вы смотрите телевизор и Вам не нужно яркое освещение в комнате, то поверните ручку регулировки светорегулятора и «притушите» свет. Существуют также диммеры, с возможностью управления из нескольких точек или дистанционно с помощью пульта. Обратите внимание, что встроенный режим плавного включения и выключения исключает вредное воздействие на глаза внезапной и яркой вспышкой сета. Еще одно преимущество диммеров состоит в том, что они продлевают срок службы ламп, однако некоторые энергосберегающие лампы не предназначены для работы в светильниках со светорегулятором. При помощи импульсных реле осуществляется управление освещением из нескольких мест. Безусловно, очень удобно, войдя в квартиру, включать свет на пути своего следования: в коридоре, кухне, гостиной. А еще Вам не придется тратить много времени, чтобы выключить свет во всей квартире (доме) – достаточно нажать всего одну кнопку.Установка многотарифных приборов, учитывающих электроэнергию по времени суток, предоставляет возможность платить за электричество в ночные часы (с 23:00 до 7:00) по тарифу, который в четыре раза дешевле обычного, то есть позволяет существенно экономить на оплате электрической энергии. Ведь один только холодильник потребляет около четверти всей электроэнергии и работает круглые сутки, но при наличии многотарифного прибора учета его работа будет стоить значительно дешевле в ночное время.


4 Программа энергосбережения.

Самый простой и эффективный способ экономии электроэнергии – не забывать всегда выключать за собой свет там, где он не нужен.

При использовании света, использовать энергосберегающие лампы.

Содержать в чистоте лампы и плафоны. Грязь и пыль, скапливающаяся на них, может снизить эффективность осветительного прибора на 10–30%.

Содержать окна в чистоте. Как сэкономить электроэнергию? Грязные окна «крадут» естественный свет, попадающий к вам в дом. И тогда приходится включать искусственное освещение и тратить при этом электрическую энергию.

Использовать только проводов и кабелей с медной жилой.

Отслеживать несанкционированных подключений.

Провести более тщательный аудит энергопотребления в аудиториях силами учеников.

Вменить в обязанности дежурным по классам выключать свет и ПК, если в них нет потребности.

Вменить в обязанности дежурным по этажам выключать свет в коридорах, если он не нужен и ксерокс на втором этаже.

Объявить конкурс на лучшую идею по энергосбережению.

В зимнее время, когда раньше  темнеет, рекомендовать классным руководителям собирать детей, ждущих родителей в одной аудитории.

Наряду с практическими рекомендациям были сделаны  выводы  , способствующие формированию культуры использования энергии.  Мы, сегодняшние школьники должны

-  · принять  общечеловеческие  ценности ;

-  осознать, что наш сегодняшний образ жизни влияет на жизнь будущих поколений;

- понять  взаимосвязи в окружающей среде;

- осознать, что наши действия на местном уровне оказывают влияние на глобальные процессы; уметь  анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений;

- уметь применять имеющиеся знания к разнообразным жизненным ситуациям;

- формировать· навыки сотрудничества в решении разнообразных проблем;

·- развивать  способность к аналитическому, критическому, творческому мышлению;

 -· уважительно относиться  к разнообразию в природе и обществе.

Для родителей и учащихся были разработаны анкеты с целью определения стиля энергосберегающего поведения[4] (Приложение II[5]):

Заключение

В XXI веке будущее человечества целиком и полностью зависит от осознания того, что большинство ресурсов на Земле (если не все) – исчерпаемы.

Ограничить рост потребления энергии очень сложно, ведь от него напрямую зависит здоровье и благосостояние каждого человека. Готовы ли мы для этого хуже питаться или одеваться, поменять свой образ жизни?

Нет, необходимо решить другую задачу: как современному человеку не ухудшая уровень комфорта (посвящая значительную часть своей жизни досугу, образованию, творчеству, развитию, здоровью и т.д.) оптимизировать свое потребление энергии, экономя при этом полезные ископаемые и природные ресурсы?

На примере отдельно взятой школы мы показали, что нужно и можно решать эту задачу. Работа над проектом помогла сплотиться школьному сообществу вокруг решения обозначенной проблемы. Мы  почувствовали себя семьей, в которой осуществляется поиск путей оптимизации расходов энергии. Результаты исследования рассмотрены на общешкольном собрании, что способствовало  формированию культуры использования энергии и творческого мышления для решения проблем энергосбережения в повседневной   жизни учеников. Результаты исследования позволили создать у учащихся целостное представление об энергосбережении как  о процессе рационального расходования энергетических ресурсов.


Приложение I

Энергетический паспорт ЧОУ-СОШ «Новый путь»

Сведения о потреблении энергетических ресурсов и его изменениях


п/п

Наименование
энергоносителя

Единица измерения (ненужное зачеркнуть)

Предшествующие годы

Отчетный (базовый)

Примечание

 

 

 

 

1

Объем потребления:

 

 

 

 

 

 

 

1.1

Электрической энергии

тыс. кВт∙ч

 

 

 

 

 

 

1.2

Тепловой энергии

Гкал

 

 

 

 

 

 

1.7

Воды

тыс. куб. м

 

 

 

 

 

 

2

Объем потребления с использованием возобновляемых источников энергии

 

 

 

 

 

 

 

2.1

Электрической энергии

тыс. кВт∙ч

 

 

 

 

 

 

2.2

Тепловой энергии

Гкал

 

 

 

 

 

 

3

Обоснование снижения или увеличения потребления

3.1

Электрической энергии

 

3.2

Тепловой энергии

 

3.6

Воды

 

Сведения по балансу тепловой энергии и его изменениях

(в Гкал)


п/п

Статья приход/расход

Предшествующие годы

Отчетный (базовый) 2013 год

Прогноз на последующие годы *

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Приход

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1

Собственная котельная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2

Сторонний источник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого суммарный приход

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1

Технологические расходы всего,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

горячей воды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2

Отопление и вентиляция, в том числе калориферы воздушные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3

Горячее водоснабжение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4

Сторонние потребители (субабоненты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5

Суммарные сетевые потери

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого производственный расход

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6

Нерациональные технологические потери в системах отопления, вентиляции, горячего водоснабжения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого суммарный расход

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение II

Стиль энергосберегающего поведения

Посчитайте все ответы «ДА». За каждое «ДА» Вы получает 1 балл.

От 1 до 5 баллов: Вам еще многому надо научиться, так что начните прямо сейчас. От 6 до 10 баллов: У вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой.

От 11 до 14 баллов: Вы являетесь хорошим примером всем остальным.

Более 14 баллов: Кто-то вашей семье должен стать руководителем природоохранных акций.

Для родителей.

После получения ответов поблагодарите своих родителей и подсчитайте «энергетический рейтинг»:

9-12 ответов «да», то «энергетический рейтинг» ваших родителей высок, родители хорошо осведомлены о важности сохранения энергии и могут оказать значительную помощь при проведении работы.

5-8 ответов «да» является показателем среднего «энергетического рейтинга». Родители хорошо осведомлены о важности сохранения энергии, но ваша совместная деятельность в работе над проектом, взаимная помощь друг другу будут очень полезны.

1-4 ответа «да» говорит, к сожалению, о низком «энергетическом рейтинге». Родителям необходима ваша помощь в изучении и понимании экологических проблем и способов сохранения энергии не только дома, но и на работе


[1]Основы энергосбережения: Учебно-методический комплекс: Беляев В.М., Ивашин В.В.Издательство: Мн.: Изд-во МИУ Год: 2008 

[2] Потери электроэнергии. Реактивная мощь. Качество электроэнергии. Руководство для практических расчетов Железко Ю.С. Издательство: Мн.: Изд-во МИУ Год: 2009

[3] Приложение1Энергетический паспорт ЧОУ-СОШ «Новый путь»

[4]Расчет, анализ и нормирование потерь электроэнергии в электрических сетях  Авторы: Железко Ю.С., Артемьев А.В., Савченко О.В.: Изд-во Наука  Год: 2009

 

[5] Приложение 2 Стиль энергосберегающего поведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - исследовательский проект "Я и Земля" им. В. И. Вернадского

Чтобы биосфера существовала бесконечно долго, необходимо охранять природу на нашей планете. Исследование фитоценоза в окрестности нашей школы....

Учебно-исследовательский проект "Человек и качество питьевой воды"

                 Хотя   на Земле имеются  миллионы и миллиарды ...

Учебно-исследовательский проект "Моё школьное питание"

Учебно-исследовательский краткосрочный проект, обучающий культуре питания, формирующий положительную мотивацию к здоровому образу жизни и личностние компетенции учащихся....

Учебно-исследовательская работа (проект). ЭБРУ – РИСОВАНИЕ НА ВОДЕ

Учебно-исследовательская работа (проект). ЭБРУ – РИСОВАНИЕ НА ВОДЕ.   Введение. История возникновения эбру. Секреты создания эбру. Технология традиционного эбру. Эбру в наши дни....