Тематический план "Основа лидерства" - "Детская Городская Дума"
рабочая программа (10 класс) на тему

Салахова Айгуль Галимзяновна
Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. Ключевой характеристикой образования Российской Федерации становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей. В соответствии с требованиями к структуре образовательных программ предполагается наличие обязательной части школьной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Это значит, что образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. И в этих занятиях учащиеся должны иметь возможность заниматься проблемами саморазвития, развития социальной активности, формировать коммуникационные умения и навыки. Вместе с тем, в российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан прин¬ципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Поэтому разработка программы, направленной на решение вопросов формирования социальной активности школьников, умений и навыков конструктивного общения в период выбора ими жизненного пути, является актуальной. Важнейшим элементом, также обуславливающим актуальность разработки и реализации программы, является привлекательность и востребованность рассматриваемых вопросов в подростково-молодёжной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное учреждение «Управление образования

Нурлатского муниципального района РТ»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр детского творчества»

Нурлатского муниципального района РТ

РАССМОТРЕНО                                                                 РЕКОМЕНДОВАНО                                                          УТВЕРЖДЕНО

Метод советом                                                                     Педагогическим советом                                                  Директором МБОУ ДОД «ЦДТ»

МБОУ ДОД «ЦДТ»                                                МБОУ ДОД «ЦДТ»                                                                 _____________Г.В. Мельникова

Протокол №___от________20___г.                                   Протокол № ___от_______20___г.        «____»________________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Детская Городская Дума»

Педагог дополнительного образования

Салахова Айгуль Галимзяновна

г. Нурлат

  1. Пояснительная записка

Актуальность. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. Ключевой характеристикой образования Российской Федерации становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей.

В соответствии с требованиями к структуре образовательных программ предполагается наличие обязательной части школьной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Это значит, что образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. И в этих занятиях учащиеся должны иметь возможность  заниматься проблемами саморазвития, развития  социальной активности, формировать коммуникационные умения и навыки.

Вместе с тем, в российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Поэтому разработка программы, направленной на решение вопросов формирования социальной активности школьников, умений и навыков конструктивного общения в период выбора ими жизненного пути, является актуальной. Важнейшим элементом, также обуславливающим актуальность разработки и реализации программы, является привлекательность и востребованность рассматриваемых вопросов в подростково-молодёжной среде.

            Цели программы:

  1. Содействовать личностному развитию школьников и выбору жизненных целей, основанных на конструктивном социальном поведении.
  2. Сформировать навыки межличностного взаимодействия, необходимые для успешной деятельности в различных сферах  современного общества.

         Задачи программы:

  1. Сформировать умения и навыки выделения приоритетов в жизни и учёбе и определения путей их достижения;
  2. Развить умения и навыки межличностного взаимодействия и их использования в различных ситуациях;
  3. Сформировать умения и навыки эффективного использования времени, тайм-менеджмента;
  4. Сформировать умения и навыки публичного выступления;
  5. Сформировать умения и навыки проектной деятельности и реализации волонтерского движения.
  6. Сформировать умения и навыки принятия решения и воспитать социальную ответственность.
  7. Сформировать умения и навыки разрешения конфликтных ситуаций.
  1. Основные принципы программы:

Системность. Заключается  в  формировании у школьников навыков успешного взаимодействия во всех сферах деятельности (учебной, общественной, социальной)  и общения.

Развитие. Включает два взаимосвязанных процесса: развитие социальных способностей школьников и личностных качеств, необходимых для успешной деятельности в современном обществе

Аксиологичность. Содержание занятий направленно на формирование у школьников общечеловеческих ценностей, ответственности за себя и других, уважения к человеку, государству, обществу, стремления к оказанию помощи слабым и нуждающимся через волонтерское движение.  

Преемственность. Содержание занятий, методов и форм обучения последовательны, логически взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Добровольность. Курс предполагает добровольное участие учащихся в программе (участие по желанию, а не принуждению).

Привлекательность и доступность. Содержание занятий подобрано таким образом, чтобы вызвать  познавательную активность школьников. Практические задания, упражнения, задания на самостоятельную работу подобраны с учетом возрастных  особенностей старшеклассников.

  1. Описание место кружка в учебном плане

Программа «Основы лидерства» является программой дополнительного образования детей, построена с учётом возрастных особенностей и интересов учащихся старших классов и рассчитана на 1 год обучения, всего 144 часов в год .

  1. Описание ценностных ориентиров содержания

Программа содержит  пять составляющих:

- теоретический курс  и практические занятия; основными интерактивными методами и технологиями обучения являются моделирование ситуаций, ролей, мозговой штурм, диалогические ситуации, рефлексия опыта, групповая работа, командное взаимодействие, деловые и ролевые игры;

- достижение личной победы каждого участника программы; основными достижениями является личностный рост, сформированность умений и навыков на которые направлена программа;

- достижение общей победы - активное волонтёрство, оказание социальной помощи тем, кто в ней нуждается – воспитанникам домов – интернатов, детских социальных приютов, детям с ограниченными возможностями здоровья, ветеранам, одиноким людям и т.д.;

- система открытых уроков,

- проведение профильных смен для участников программы.

Особенности педагогической деятельности.

В программе "Основы лидерства" используются активные методы обучения, предполагающие  групповую работу. Преимущество групповой работы заключается в том, что группа дает возможность «репетиции поведения» в тех или иных ситуациях, с тем, чтобы в дальнейшем перенести лучшие из найденных вариантов в свою реальную жизнь. Участники группы не являются «учениками ведущего», они учатся друг у друга способам преодоления трудностей, эффективным умениям общения и взаимодействия, перенимают ценности и взгляды, если сочтут их приемлемыми для себя.

Правила педагогической деятельности.

  1. Формирование чувства «Мы». Достигается устранением ряда барьеров, которые могут возникать в процессе взаимодействия с педагогом и группой учащихся. Педагог никогда не вторгается в личное пространство ребенка и не «давит» на него. Чувство «Мы» формируется посредством доверительных отношений, личным интересом педагога к ведению этого курса, и его умением встать на позицию ребенка.
  2. Обязательное установление личного контакта с детьми. Одному ребенку необходим тактильный контакт (поздороваться за руку), к другому нужно обратиться по имени,  а третьему необходим одобряющий взгляд (визуальный контакт).
  3. Показ ярких целей совместной деятельности (я учу, мы учимся друг у друга, мы совместно познаем жизненные истины, я стремлюсь к знаниям, так же как и мои ученики).
  4. Оказание помощи. Созидательную деятельность, в которую включается ребенок, педагогу необходимо поддерживать так, чтобы у него все получилось, чтобы ему сопутствовал успех. Во время занятий необходимо создать особый положительный психологический фон, атмосферу радости и одобрения участия детей в программе с помощью различных средств: подчеркивания индивидуальной исключительности, снятия страха, мобилизации активности, усиления мотивации.
  5. Демонстрация собственной расположенности к детям и информации, которую мы хотим донести до школьников. Это может проявляться в интонации, выражении лица, движениях.

В реализации программы участвуют педагог (классный руководитель), пользующийся авторитетом среди старшеклассников и их родителей, педагог – психолог учреждения  либо психолог социальных служб муниципального образования (если в учреждении отсутствует штатный педагог-психолог) и педагог – организатор. Вместе с тем, программу может вести любой успешный, состоявшийся человек с жизненным опытом, которому интересны дети и который сам интересен подросткам. В Республике Татарстан такой опыт есть. Вместе с педагогическими работниками в апробации курса принимали участие представители всероссийского проекта "Кадровый резерв – Профессиональная команда страны" от Республики Татарстан.

На открытые уроки приглашаются успешные представители бизнес-сообщества, местной власти, СМИ, родители учащихся и т.д. для того, что бы поделиться секретами своего мастерства, формулой успешности в целом, провести мастер-класс по заранее определенной теме.

  1. Планируемый результат

Старшеклассники, прошедшие данный курс на базовом, начальном уровне,

знают:

- основные функции и характеристики лидерства, закономерности формирования лидерских качеств;

- стратегию управления своим внутренним миром;

- диалогические методы коммуникации;

- основные условия и механизмы саморазвития личности.

умеют:

- принимать рациональные решения;

- осознанно выстраивать коммуникативное взаимодействие;

- управлять эмоциональным состоянием;

- разрабатывать и реализовывать социально-значимые проекты.

владеют:

- техникой речи, техникой публичного выступления;

- приемами бесконфликтного поведения со сверстниками, способами решения конфликтных ситуаций;

- техникой организации и управления временем;

- навыками достижения личной победы каждого участника программы;

- навыками достижения общей победы участников программы;

- навыками развития волонтёрства и вовлечения в эту деятельность ближайшего окружения;

- навыками саморазвития успешной личности.

  1. Содержание учебного курса

Название раздела

теория

практика

всего

1

ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ

10

10

20

2

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

10

14

24

3

УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ

4

10

14

4

УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

15

13

28

5

ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

10

12

22

6

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

13

17

30

7

Резерв.

2

4

6

8

Итого

64

80

144

  1. Тематическое планирование

Содержание программы «Детская городская дума»

Название темы

Кол-во часов

Дата

Виды учебной деят-ти

Оснашение занятие

Теория

Прак тика

всего

По плану

По факту

I

ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ

10

10

20 ч

1-4

Вводное занятие. Социальный договор участников программы.

Структура курса, методы и технологии реализации данного курса. Выявление ожидания учащихся по данному курсу. Притчи как философия народной мудрости.

Базовые компетенции современного человека. Понятия «успешный человек», «лидер». Разработка социального договора.

2

2

4

2.09

5.09

5-8

Организация и проведение республиканской акции «Поздравь учителя»

2

2

4

09.09

12.09

9-12

 Самодиагностика  «Лидер ли я?»

Разработка рекомендаций по формированию качеств, необходимых успешному человеку.

Проведение  тестирования участников программы (повторная диагностика проводится в конце  учебного года), диагностика личностных качеств учащихся. Анализ и выявление сильных и слабых сторон участников программы. Рекомендации по развитию качеств, необходимых успешному человеку, лидеру: умение управлять собой;  осознание цели; умение решать проблемы; наличие творческого подхода; влияние на окружающих; знание правил организаторской работы; организаторские способности; умение работать с группой.

Разработка рекомендаций по формированию качеств, необходимых успешному человеку. тренинги.

2

2

4

16.09

19.09

13-14

Республиканская Акция «Я выбираю жизнь»

2

2

23.09

15-18

Этика лидерства. Лидерские качества. Понятие «эффективно работающая команда». Лидер  и команда.

Структура личности лидера. Общественная ценность лидера – носителя нравственных установок. Типы, виды лидерства, классификация лидеров. Ключевые лидерские качества, навыки и ступени становления лидеров. Стили  лидерства.

Формирование и развитие команды. Знакомство с принципами формирования эффективно работающей команды, с основными принципами командной работы. Формирование умения готовности понимать и принимать общие цели, сотрудничать, воспринимать мнения других, доверять друг другу.

Создание команды с высоким уровнем внутригрупповой этики. Основные принципы командной работы.

2

2

4

26.09

30.09

19-20

Психологический тренинг «Как избежать стресса на экзаменах»

2  

2

3.10

II

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

10

14

24 ч

21-22

Самооценка и саморазвитие.

Самооценка, определение понятия, проведение теста на  определение самооценки. Заниженная и завышенная самооценка.

Способы повышения самооценки. Адекватная самооценка.

1

1

2

7.10

23-26

Целеполагание. Мечты и планы

Значение цели в жизни человека. Различие мечты и цели. Правила постановки цели. Определение приоритетной области жизни.

Составление индивидуальной диаграммы целей.

2

2

4

10.10

14.10

27-30

Эффект призмы и принципы, управляющие эффективностью человеческой деятельности

Понятие установки. Влияние установок на восприятие человеком ситуации. Сущность «эффекта призмы». Знакомство с основным принципом изменения ситуации.

Определение принципов, управляющих эффективностью человеческой деятельности.

2

2

4

17.10

21.10

31-32

Концерт  в доме престарелых «День мудрого человека»

Акция «Поздравь ветерана».

1

1

2

24.10

33-36

Навык и привычка.  Навык проактивной личности

Влияние привычек на формирование характера человека. Навык,  как базовая фундаментальная привычка.  Введение понятий реактивной и проактивной личности.

Конструкция реактивной и проактивной речи.        

2

2

4

28.10

31.10

37-40

Проектная деятельность. 

Введение понятий «проектная деятельность», «социальное проектирование»; «программа», «концепция», «проект».

Этапы подготовки социального проекта:

-постановка проблемы;

- формулировка  цели проекта;

- постановка задач;

- методы и участники проекта;

- ресурсы проекта;

- PR- кампания проекта;

- план реализации;

- ожидаемые результаты реализации проекта.

2

2

4

4.11

7.11

41-42

Практическое занятие по разработке социального проекта

2

2

11.11

43-44

Акция «Самая лучшая мама на свете»

2

2

18.11

III

УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ

4

10

14 ч

45-48

Тайм-менеджмент

Анкетирование «Эффективно ли вы используете время?». Анализ полученных данных.

Ценность времени и денег, сравнение понятий. Важность тайм-менеджмента.  Скрытые ресурсы и основные правила тайм-менеджмента: выполнение  работы вовремя, выполнение сложной работы и правила экономии времени.

2

2

4

21.11

25.11

49-52

Планирование

Первый закон Паркинсона. Правила выполнения работы в установленные сроки. Время недоступности. Планирование: основные принципа планирования. Похитители времени.

Методика подготовки и проведения встреч.

2

2

4

28.11

2.12

53-56

Практическое занятие по отработке техники планирования. тренинги.

 

4

4

5.12

9.12

57-58

Акция «Новогодняя сказка»

2

2

12.12

IV

УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

15

13

28 ч

59-62

Общение, формальное и неформальное общение. Принципы эффективного общения.

Общение как многомерное явление. Формальное, неформальное общение. Нормы общения. Эффективное и неэффективное общение, их виды: понимающее общение, рефлексивное общение, принижающее, агрессивное и защитно-агрессивное общение. Установление контакта, активное слушание. Открытые и закрытые вопросы, невербальное сообщение.

Тестовая диагностика «Умеете ли вы слушать и воспринимать собеседника?»

3

1

4

16.12

19.12

63-64

Участие в новогодних представлениях.

1

1

2

23.12

65-70

Коммуникативные навыки. Вербальное и невербальное общение. Типы собеседников.

Вербальное и невербальное общение. Формальное и неформальное общение. Стратегия эффективной коммуникации. Навыки эффективного общения. Приемы и техники эффективного общения. 

«Трудный собеседник» и «агрессивный собеседник»: разница понятий. Типология «трудных собеседников». Стратегии взаимодействия с представителями различных «проблемных категорий». «Плюсы» и «минусы» поведения разных категорий «трудных собеседников» для окружающих.

Тренинги.

4

2

6

26.12

30.12

71-76

Межличностные отношения, коллектив. Конфликт. Основы конфликтологии.

Личность, группа, коллектив,  межличностные отношения в коллективе. Межличностное взаимодействие. Формальный, неформальный коллектив, уровни развития коллектива. Стабильная команда, социальные  командные роли. Личность и группа, стадии и стратегии вхождения в группу.

Конфликтные ситуации. Толерантность в общении. Формирование конфликтной компетентности учащихся и способности толерантного поведения. Эмоциональное общение.

Диагностика сформированных методов решения конфликтов у  участников программы – самотестирование: «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»,  «Уровень конфликтности личности» (повторное тестирование проводится после тренингов). Сказки как пример конфликта и его разрешения. Социально – психологические  и  межличностные  причины  конфликтов. Стадии  конфликта. Виды конфликтов. Временные модели конфликтных реакций. Конфликтные  типы  личностей. Стили реагирования в конфликтных ситуациях. Тест К.Томаса «Стили разрешения конфликтов». Конструктивный и деструктивный  способы выхода из конфликта. 9 способов изменить мнение людей, не вызывая обиды или негодования Дейла Карнеги. Рост личности через конфликт.

2

4

6

77-84

4.4 Пути разрешения конфликтных ситуаций

   Стратегии поведения в конфликтах. Пути выхода из конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений. Варианты решения конфликта. Медиатор-посредник в конфликте. Интегрированное занятие «Конфликт и пути его преодоления»

Ролевая игра «Сглаживание конфликтов». Отработка умения разрешать  конфликтные ситуации.  Тестирование.

4

4

8

85-86

Брейнг-ринг  «Умники и умницы»

1

1

2

V

ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ И ТЕХНИКА РЕЧИ

10

12

22 ч

87-94

Ораторское мастерство. Принципы, правила публичного выступления; структура выступления

Формирование понятия стратегии вербального воздействия коммуникатора на аудиторию. Определение публичного выступления. Знакомство с видами публичного выступления. Основные принципы, правила публичного выступления.

Знакомство со структурой выступления, правилами подготовки  текста выступления.

4

4

8

95-98

Правила  подготовки  к выступлению

Требования к внешнему виду выступающего. Приёмы установления контакта со слушателем. Виды контакта: зрительный, эмоциональный, вербальный, невербальный, содержательный. Приёмы управления вниманием слушателей. Методы и приёмы преодоления страха и волнения.

4

4

99-102

 Техника речи. Упражнения для тренировки основных органов речи

Органы речи, речевой аппарат. Упражнения для тренировки основных органов речи.

2

2

4

103-106

Практические занятия по подготовке и проведению публичного выступления

4

4

107-108

Благотворительная акция «Мир книги – детям»

 

2

2

VI

 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

13

17

30 ч

109-124

Решение как выбор альтернативы.

Природа процесса принятия решений. Интуитивные решения и решения, основанные на суждениях. Рациональные решения.

Этапы принятия рационального решения. Условия оптимального решения. Стратегии поведения человека, стоящего перед необходимостью принять важное решение. Основные правила принятия решений. Принятие решения в группе

8

8

16

125-126

«День спорта»

Проведение спортивных мероприятий среди начальных классов

1

1

2

127-132

Практикум

Тренинги по командообразованию, по разработке и принятию решений в группе.

2

4

6

133-138

Практикум

Моделирование ситуаций, позволяющих научиться делать выбор с опорой на ценностную шкалу, включающую в себя такие основополагающие общечеловеческие ценности, как «добро», «ответственность», «свобода», «выбор», «гражданственность».

2

4

6

VII

Резерв.

2

4

6

 139-144

Резерв.

2

4

6

Всего часов в год

144

  1. Материально техническая база:

-  Сайт НР РТ «Электронное образование»

- Методические пособии по курсу

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Там, где думают одинаково - никто не думает слишком много..."

        В данной статье, я раскрываю свой опыт работы на уроках истории, обществознания с помощью одной из интересных технолий - критическое мышление....

Как мы посетили Городскую Думу

В апреле 2012 года после завершения курса "Мой город - Пермь" ребята нашего 10 класса побывали на экскурсии в Городской Думе, где познакомились с особенностями работы депутатов, посетили зал зас...

Характеристика от Городской Думы на конкурс МОЛОДЕЖЬ В ЛИЦАХ

Характеристика от Городской Думы на конкурс "МОЛОДЕЖЬ В ЛИЦАХ"...

Конспект урока по теме «Государственная Дума XX столетия и Дума новой России».

Конспект урока по теме «Государственная Дума XX столетия и Дума новой России». К 105 – летию Государственной Думы в России....

По страницам истории Екатеринбургской городской думы

Презентация содержит материал, посвященный истории Думы Екатеринбурга, рассматриваются основные вехи истории нашего законодательного органа власти....