Развитие одаренности учащихся средствами школьного театра (из опыта работы театральной студии «Крыло»)
методическая разработка на тему

Страшнова Ирина Викторовна

Материал из опыта работы театральной студии «Крыло»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_odarennosti.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие одаренности учащихся средствами школьного театра (из опыта работы театральной студии «Крыло»)

Насколько помогает театр в жизни? Наверное, можно вопрос сформулировать по-другому. Насколько помогает в жизни умение держаться  перед аудиторией, умение выразительно говорить, умение чувствовать, сопереживать, волноваться за общее дело и радоваться за успех другого так, как он радуется за тебя? Знать, что ты нужен, что ты необходим? Здесь нет места эгоизму и себялюбию. Все болеют душой за итог - за спектакль.

Развитие многосторонней одаренности  школьника было бы невозможно без такого важного аспекта формирования личности, как духовное становление.

Искусство и, в частности, театральное искусство как никакая другая сфера человеческой деятельности затрагивает область чувственного, эмоционального восприятия и освоения мира. Первый детский опыт - всегда опыт интересный и яркий. Ребенок с готовностью отзывается на  чувственные впечатления – это ценные и незаменимые предпосылки художественного развития, которые совершенствуются впоследствии благодаря занятиям искусством. Именно здесь зреют будущие ростки креативности, здесь закладывается потенциальная возможность сохранения целостности личности, ее самостоятельности и духовной зрелости.

В театральную студию «Крыло» дети не отбираются по конкурсу. Единственный критерий - желание работать,  побороть свои страхи и комплексы. Принципиально важно, что дети приходят разного возраста: маленькие учатся, старшие заботятся, показывают пример. Постепенно под воздействием творческой атмосферы, при поддержке товарищей и зала, раскрываются способности, о которых зачастую не знал ни ребенок, ни его родители, ни учителя. Очень часто можно слышать о том, что юный артист показал совершенно неожиданную грань характера,  и остается только удивляться могучему личностному росту, который происходит буквально на глазах.

Очень часто в наш театр приходят дети, которые не очень хорошо учатся, стесняются говорить, не могут найти себя и проявиться в других сферах школьной жизни. И сценический успех становится  отправной точкой  дальнейшей социализации, успеха в общении со сверстниками, а в конечном итоге и в учебе, потому что все это - звенья одной цепи, развития личности.

В нашей театральной студии есть свои традиции, свои особые сложившиеся черты. Первое - это сценарии. Мы не используем готовые тексты. Они всегда пишутся здесь, для каждого конкретного события, с учетом возможностей  конкретных детей, и сами актеры принимают активнейшее участие в создании сценария. Второе - это органичное участие в постановках нашей вокальной группы под руководством Галины Павловны Поповой и танцевального коллектива «Джем-клуб» под руководством Светланы Павловны Свердляковской. Нам кажется, что очень важно насытить эмоциональный фон спектакля музыкой, пением, танцами.  Это делает каждое выступление запоминающимся.

У нас существует несколько направлений работы. Это - оформление календарных школьных праздников: 1 сентября, Последний звонок, посвящение в гимназисты, День Учителя. Они всегда проходят с элементами театрализации. Есть еще одно направление - просветительское. Это литературно-музыкальные и патриотические композиции. Грибоедов, Пушкин, Чехов,  Шарль Перро,  Толстой, Гофман, Куприн - вот неполный перечень имен, звучавших на этой сцене. Спектакли патриотической направленности - Светлана Алексиевич, Роберт Рождественский, Анна Ахматова, произведения авторов Кольского края…

В этом году у нас сформировался практически новый коллектив театральной студии «Крыло», и мы уже выступали с просветительским спектаклем об А. С. Пушкине в рамках пушкинской недели в гимназии. Сейчас я  хотела бы познакомить вас с новой разработкой, которую мы приготовили в канун Нового года. В основу сказки положен герой всех времен и народов, узнаваемый и понятный Буратино. Воспроизводить его на школьной сцене невозможно, и поэтому я применила принцип коллажа из разных сказок, тоже узнаваемых, не требующих пояснений. Общий сюжет упрощен до минимума. Важным элементом становится игра с залом, вовлечение зрителей в происходящее. Этот спектакль видели все учащиеся с 1 по 11 класс, все учителя гимназии и очень многие родители.

Перед просмотром я хотела бы подвести предварительный итог работы конкретно над этой постановкой. В процессе репетиций изменились взаимоотношения детей,  они сдружились, начали переживать друг за друга, ощущать собственную причастность к общему делу. Растет ответственность за собственный вклад в спектакль, и, кроме того,  приходит понимание той простой истины, что в одиночку спектакль не поставишь. Не проживешь. Не станешь личностью. Не получишь в конце аплодисменты и признание за свой труд - а об этом очень важно узнать в 11, в 15, в 17 лет…  Спектакль закончится. Театр останется с тобой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность как средство развития одаренности ребенка и приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям (описание опыта работы)

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы.Направление - научно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время, ее роль в развитии интеллектуальных и формирова...

Физическое воспитание учащихся средствами игровой направленности. Описание опыта работы.

В условиях экстремального климата социальная и учебная деятельность школьников ограничена, ограничена и двигательная активность, имеют место значительные нервные перегрузки.Количество здоровых детей з...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В современном мире интеллектуальный и творческий потенциал одарённых детей все больше рассматривается в качестве основного капитала государства. Поэтому работа с одаренными детьми остается приоритетны...

Социализация учащихся средствами школьного музея:из опыта работы

Выступление на педагогическом совете в январе 2016 года...

Развитие гуманитарной культуры и гражданской позиции учащихся средствами школьного театра

Искусство театра является помощником в выработке ценностей и ценностных знаний учащихся, которые нельзя приобрести волевыми усилиями, а только пережить в опыте отношений. Создавая жизненные модел...