Социализация учащихся средствами школьного музея:из опыта работы
материал по краеведению на тему
Выступление на педагогическом совете в январе 2016 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В связи с этим, как учитель истории в своей работе я стремлюсь к тому, чтобы в сознании каждого ребенка утвердилась вера в собственные силы, гордость за Отечество, пытаюсь вовлечь все категории детей во внеурочную деятельность, чтобы их способности были востребованы, а сами они чувствовали себя уверенно и комфортно.
Одним из главным моих «помощников» в этом деле является деятельность кружка «Музейная комната».
Цель курса– социализация и воспитание творческой личности, развитие активной гражданской позиции учащихся через музейную деятельность. Для достижения указанной цели планируется решить следующие задачи:
- привитие детям бережного отношения к историческим ценностям и традициям,
- развитие коммуникативных, презентационных и лидерских качеств учащихся,
- приобретение навыков культуры общения и уважения к людям старшего возраста,
- расширение общего кругозора и увеличение объема знаний в области истории, географии, литературы.
Являясь руководителем музея первое полугодие 2015-2016 учебного года, мы с ребятами поставленные задачи решить на практике через следующие мероприятия:
1.Поздравления ветеранов с Днем учителя и Днем уважения к старшему поколению.
2. Участие в проекте регионального отделения ОНФ «Дети войны: воспоминания и повседневность».
3. Подготовка к участию в краеведческих чтениях, посвященных 85-летию Прокопьевска.
4. Акция «Новогодний сувенир» - изготовление поделок учащимися и поздравление ветеранов.
В начале учебного года с учениками 8-х классов мы организовали поздравление для наших ветеранов с Днем учителя и Днем уважения к старшему поколению. Хотелось бы отметить, что дети приняли активное участие, сами составляли текст поздравления и разносили открытки для ветеранов.
К 70-летию Великой Победы региональное отделение ОНФ в Кемеровской области запустило уникальный проект «Дети войны: воспоминания о тыловой повседневности». Участниками проекта стали жители Кемеровской области, рожденные в период с 1928 по 1939 г., выразившие желание поделиться воспоминаниями о военном детстве. Как отметил координатор проекта, доктор исторических наук, профессор КемГУ, руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» кемеровского регионального отделения ОНФ Александр Коновалов, «данная акция затрагивает пласт представлений из мира военного детства». «Никто не делал на этом акцент раньше, в центре внимания всегда были фронтовики и труженики тыла. Однако теперь, когда многие «дети войны» уже тоже стали уходить из жизни, важно запомнить их детские ощущения. Чем они жили, какие интересы и желания были в то время? В отечественной историографии пока мало таких исследований. Тыловая повседневность глазами ребенка пока остается «белым пятном», – подчеркнул он.
Для волонтеров (Дикова Анна и Величко Олеся, 8 б кл.) были разработаны специальные анкеты, которые помогут получить более полные и детальные ответы собеседников. Во время бесед с «детьми войны» волонтеры сделали запись воспоминаний и постараются выяснить не только реалии тыловой повседневности, но и ощущение войны в мире детства. К примеру, как они узнавали о военных событиях, какие детские игры и игрушки были связаны с военными событиями, какие песни и стихи о войне были известны им тогда. Результаты нашей работы были опубликованы на сайте детивойны42.рф.
В ходе подготовки к проекту выяснилось, что собрано очень много информации, интересных фактов о наших ветеранах, о жизни родного города в военные годы. Оставить эти сведения без внимания было бы жаль, поэтому переработав, дополнив собранные материалы, мы планируем поучаствовать в XX краеведческих чтениях, посвященных 85-летию г.Прокопьевска.
Наконец, в преддверии Нового 2016 года была организована акция «Новогодний сувенир для ветерана». Трое наших ветеранов получили сувениры, сделанные руками ученицы 9 в класса Шакиной Ксении. И вновь, отмечаю активность, мотивированность, желание помочь со стороны учащихся.
В заключение, отмечу, что многообразие направлений деятельности школьного музея позволяет привлечь к социально-значимой деятельности большое количество учащихся. И самое главное, внеурочная деятельность в целом позволяет нам по-другому взглянуть на тех детей, которые до этого на уроках себя особо не проявляли, «отсиживались» за спинами своих одноклассников. Участие в работе музея позволяет этим ученикам проявить свою инициативу, свои лучшие качества, показать себя перед учителем и одноклассниками с другой, лучшей стороны, повысить свой авторитет в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных СМИ, при обучении на уроках и во внеурочной деятельности русскому языку и литературе"
Представленный опыт работы не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленные и практически осуществленные (осуществляемые) системы комму...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/11/picture-89682-1352637024.jpg)
Развитие ценностных ориентаций средствами школьного музея
Музей – эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей. Музей – это деятельность, музей это события, которые, безусловно, способствуют формированию ценност...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/10/picture-411483-1410348611.jpg)
Развитие одаренности учащихся средствами школьного театра (из опыта работы театральной студии «Крыло»)
Материал из опыта работы театральной студии «Крыло»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/23/picture-484984-1411447927.jpg)
Физическое воспитание учащихся средствами игровой направленности. Описание опыта работы.
В условиях экстремального климата социальная и учебная деятельность школьников ограничена, ограничена и двигательная активность, имеют место значительные нервные перегрузки.Количество здоровых детей з...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/04/picture-640393-1588584906.jpg)
Воспитание патриотизма у учащихся средствами школьного музея
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом. Здесь представлены подлинные исторические документы и экспонаты , позволяющие расширить границы уроков, разно...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/17/picture-725291-1450385100.jpg)
Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма средствами школьного музея
Воспитание патриотизма у учащихся своей страны путем показа героической борьбы, подвигов талантов российских граждан – примеров для подражания....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/07/picture-788690-1462569475.jpg)
Психологические основы формирования личности школьника защищённого типа средствами дополнительного образования. (Из опыта работы туристско-краеведческого сектора школьной лаборатории юного петербуржца)
Основываясь на данных эксперимента по проблеме «Физическое, духовное и социальное оздоровление школьников через туристское направление краеведческой деятельности» можно констатировать: Совершенст...