Конференция "Духовный отец России"
методическая разработка (5 класс) на тему

Склярова Людмила Александровна

Лать представление учащимся об особенностях житийной литературы на примере «Жития Сергия Радонежского», рассмотреть этапы духовного пути игумена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _sergiy_radonezhskiy.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Духовный отец России"

Цель мероприятия: дать представление учащимся об особенностях житийной литературы на примере «Жития Сергия Радонежского», рассмотреть этапы духовного пути игумена.

Воспитательная цель: формирование духовного мира школьников, нравственных принципов, эстетических вкусов силой воздействия художественного слова на примере образа Сергия Радонежского..                                                                                                           Оборудование:

Репродукции картин:
М.В.Нестеров «Видение отроку Варфоломею»,
Андрей Рублёв «Троица Ветхозаветная»,
А.П.Бубнов «Утро на Куликовом поле»,
М.Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»

Аудиозапись колокольного звона

Электронная презентация Мультимедийный проектор с экраном

Ход мероприятия

Звенят колокола, на их фоне звучит стихотворение И.С.Аксакова «Всенощная в деревне»:

Приди ты, немощный,
Приди ты, радостный!
Звонят ко всенощной,
К молитве благостной.
И звон смиряющий
Всем в душу просится,
Окрест сзывающий
В полях разносится.
И стар, и млад войдёт:
Сперва помолится,
Поклон земной кладёт,
Кругом поклонится.
И стройно клирное
Несётся пение,
И дьякон мирное
Твердит глашение.
О благодарственном
Труде молящихся,
О граде царственном,
О всех трудящихся,
О тех, кому в удел
Страданье задано...
А в церкви дым висел
Густой от ладана,
И заходящими
Лучами сильными,
И вкось блестящими
Столбами пыльными,
От солнца Божий храм
Горит и светится.

Слово учителя. Так же светится и горит душа человека во время молитвы, так же освящал и притягивал к себе сотни и тысячи людей преподобный Сергий Радонежский, 700-летие со дня рождения которого будет широко отмечаться  в нашей стране в этом году. Сегодня мы поговорим о житии этого духовного отца России и ответим на вопросы:

  • Чем Сергий Радонежский заслужил любовь и почитание людей?
  • Почему спустя века люди идут в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру поклониться батюшке Сергию?
  • Зачем нам и нашим современникам, живущим в XXI веке, изучать житие святого?

Что такое житие? Что характерно для этого жанра? Обратимся к словарю:

Наш словарь

Житие – жизнеописание, в котором рассказывается не только о фактах    биографии, но и о духовной жизни человека.

Игумен – настоятель мужского монастыря.

Инок – монах.

Келья – комната монаха.

Литургия – главная христианская служба.

Лавра – монастырь.

Просфора – хлеб, который вкушают после литургии.

Праведник – человек, живущий по закону Божьему.

Риза – одежда священника.

Схима – высшая монашеская степень.

Трапеза – стол с едой.

Ризница -

Слово учителя. Эти слова  будут звучать сегодня в ваших выступлениях и помогут нам  на сегодняшней конференции.

Биография Сергия Радонежского

I.    Ученик: Сергий Радонежский родился в Тверской земле. Родители его были людьми благородными и благочестивыми. Отца звали Кириллом, а мать — Марией.

      Удивительное чудо свершилось еще до рождения Сергия, когда он был в утробе матери. Мария пришла в церковь на литургию. Во время богослужения ещё не родившийся ребенок трижды громко прокричал. Мать заплакала от страха. Люди, слышавшие крик, стали искать ребенка в церкви. Узнав, что младенец кричал из утробы матери, все изумились и устрашились.

      Мария же, когда носила ребенка, усердно постилась и молилась. Она решила, если родится мальчик, посвятить его Богу. Младенец появился на свет здоровым, но не хотел брать грудь, когда мать ела мясную пищу. На сороковой день мальчика принесли в церковь, крестили и дали ему имя Варфоломей. Родители рассказали священнику о троекратном крике младенца из утробы. Священник же сказал, что мальчик будет слугой Святой Троицы. Через время ребенок не стал брать грудь в среду и в пятницу, а также не хотел питаться молоком кормилицы, а только своей матери.

      Мальчик подрос, и его стали учить грамоте.                                                                                                                          

II.  Ученик: У Варфоломея были два брата, Стефан и Петр. Они быстро научились грамоте, а Варфоломею  она не давалась. Он сильно печалился из-за этого. Однажды отец послал Варфоломея искать лошадей. На поле под дубом мальчик увидел старца - священника. Варфоломей рассказал ему о своих неудачах в учебе и попросил помолиться о нем. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал, что отныне Варфоломей будет даже лучше знать грамоту, чем его братья и сверстники. Мальчик уговорил священника зайти к его родителям. Сначала старец пошел в часовню, а Варфоломею велел читать псалом. Неожиданно для себя отрок стал читать хорошо. Старец пошел в дом, отведал пищи и предсказал Кириллу и Марии, что их сын будет велик перед Богом и людьми.

III.  Ученик:   Через несколько лет Варфоломей начал строго поститься и молиться по ночам. Мать пыталась уговорить мальчика, чтобы он не губил свою плоть излишним воздержанием, но Варфоломей продолжал придерживаться избранного пути. Он не играл с другими детьми, а часто ходил в церковь и читал святые книги.

          После смерти родителей Варфоломей вместе с братом Стефаном пошел  искать пустынное место. Они пришли в чащу Радонежского бора. Братья построили здесь  хижину и срубили небольшую церковь, которую решили освятить во имя Святой Троицы. На её месте  теперь стоит соборный храм также во имя Святой Троицы. Стефан не выдержал тяжелой жизни в лесу и ушел в Москву. А Варфоломей позвал к себе старца игумена Митрофана, который постриг его в монашество с наречением имени Сергий. После пострижения Сергий причастился, и церковь при этом наполнилась благоуханием. В это время Сергию было немногим больше двадцати лет.

IV.  Ученик: Сергий Радонежский  жил в лесу, трудился и молился.

Некоторые монахи навещали Сергия и хотели поселиться вместе с ним, но святой не принимал их, ибо жизнь в лесу  была очень трудна. Но все же некоторые настаивали, и Сергий не стал прогонять их. Каждый из монахов построил себе келью, и стали они жить, во всем подражая преподобному. Когда собралось двенадцать монахов, кельи обнесли тыном. Сергий неустанно служил братии: воду носил, дрова рубил, еду варил. А ночи проводил в молитвах. Так  образовалась обитель, которая с 1345 года оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий стал её игуменом, подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием.

         

V. Ученик: Сначала к монастырю не было  дороги. Гораздо позже люди построили возле того места дома и села. А в первое время монахи терпели всякие лишения. Когда не было еды, Сергий не разрешал выходить из монастыря и просить хлеба, но приказывал в монастыре ждать Божьей милости. Один раз Сергий не ел три дня и на четвертый пошел рубить сени для старца Даниила за решето гнилого хлеба. Из-за нехватки еды один инок стал роптать, а игумен начал учить братию терпению. В этот момент в монастырь принесли множество еды. Сергий велел сперва накормить тех, кто принес еду. Они же отказались и скрылись. Так и осталось неизвестным, кто был человек, пославший яства. А братия за трапезой обнаружила, что хлеб, присланный издалека, остался теплым.

Слово учителя: Существует множество сказаний о тех чудесах, которые  совершил Сергий Радонежский. Благодаря необъятной вере и любви к Богу и усердным молитвам он обрел дар исцелять больных людей, которые приходили к нему и молили о помощи.

  1. «О недоверчивом иноке и трёх слепых конях»

Некий инок, находившийся в больнице, слышал, что рассказывали о чудесах великого Сергия, и, лежа на своей постели, размышлял о конях, на которых Преподобный послал трех иноков в Москву с вестью, – откуда взялись эти кони, кто их видел и правда ли все это.

Задумавшись, он отвернулся к стене и вдруг слышит, что дверь в келию отворилась и раздались шаги входящего, но не обернулся посмотреть, кто это, потому что больные тогда часто входили и выходили из келии, да и множество убогих из мирян жило тут. Потом услышал старец, как его позвали: «Брат, повернись сюда, я тебе что-то скажу». Но старец не обернулся, а возразил: «Скажи так, брат, в чем дело. Я не могу повернуться, ты сам знаешь, я болен». Но вошедший повторил: «Старец, повернись! Что ленишься?»

Больной отвечал: «Не хочу повредить себе, говори так», – он думал, что с ним говорит кто-то из живших в келии, оттого и не хотел посмотреть на вошедшего и замолчал. Пришедший стал укорять его: «Что безумствуешь, старец? И почему ты непокорен? Разве это по-монашески? Или нет у Бога милосердия, чтобы подать тебе выздоровление от болезни твоей?» Старец удивился таким укорам и сказал сам себе: «Кто это меня осуждает? Кого я оскорбил?»

Он захотел обернуться – и вдруг встал на ноги совершенно здоровым и узнал чудотворца по облику, запечатленному на иконе.

Преподобный сказал ему: «Почему ты сомневаешься? Я на самом деле послал учеников своих». А старец простодушно спросил: «Да на чем же ты послал их, господин мой?» И отвечал преподобный: «Послал на тех трех слепых конях, которых конюх Афанасий Ощерин выгнал за монастырь, в огороженное место».

Старец почувствовал себя здоровым, и, объятый страхом, каялся в том, что прекословил святому, а потом пришел своими ногами в церковь и рассказал всем о случившемся с ним. А тех слепых коней искали повсюду, но не нашли.

  1. «Святой источник»

            Из жития святого Сергия Радонежского известен случай, подтверждающий силу веры, любви и молитвы, обращенных от него к Богу. Однажды в монастыре, где пребывал Сергий, кончилась вода. Именно тогда Сергий начал молиться Богу, нашел место, окрестил его крестом и стал читать молитву и горячо просить Бога, чтобы появилась вода. Тогда произошло настоящее чудо — на этом месте пробился родник, который теперь называется Сергиевым. И родник этот источал чудеса — тот, кто с верой пил воду из этого родника, тот  исцелялся.

  1. «О воскрешении»

          В окрестностях обители жил некий христолюбец, имевший большую веру к святому Сергию. У него был единственный сын-малютка, который тяжело заболел. Отец мальчика, зная святую жизнь Сергия, понес ребенка в монастырь к святому с такими мыслями: "Только бы мне донести сына живым к человеку Божию, а там ребенок обязательно выздоровеет".

Однако, пока он просил Преподобного помолиться о дитяти, мальчик от жестокого приступа болезни изнемог и испустил дух. Увидев, что сын его мертв, несчастный отец, потеряв всякую надежду, зарыдал и сказал Преподобному: "Горе мне! Ах, Божий человек! Я со своим несчастьем и слезами спешил добраться до тебя, веря и надеясь получить утешение, но вместо утешения приобрел лишь еще большую скорбь. Лучше бы мне было, если бы мой сын умер дома. Горе мне, горе! Что же сейчас делать? Что могло быть горше и страшнее этого?" И он вышел, чтобы приготовить гроб для умершего сына, а мертвеца оставил в келлии святого. Святой сжалился над несчастным отцом, преклонил колени и начал молиться за умершего. И вдруг неожиданно дитя ожило и зашевелилось, душа его вернулась в тело.

В келлию вошел отец, неся все нужное для погребения, и святой встретил его словами: "Ты напрасно поспешил сделать гроб, не рассмотрев как следует, – твой сын не умер, но жив". Тот не поверил, потому что видел, как дитя скончалось; однако, подойдя, он нашел своего ребенка живым, как и сказал святой. Припав к ногам Божия человека, отец благодарил его, но святой сказал: "Ты обманываешься и сам не знаешь, за что благодаришь: когда ты нес мальчика сюда, от сильной стужи он изнемог, и тебе показалось, что он умер. В келлии он отогрелся, а ты думаешь, что он ожил. Раньше Всеобщего Воскресения никто не может воскреснуть".

VI. Ученик.  Игумен Сергий всегда ходил в бедной, ветхой одежде. Один раз в монастырь пришел крестьянин, чтобы побеседовать с преподобным. Ему указали на Сергия, который в лохмотьях трудился на огороде. Крестьянин не поверил, что это и есть игумен. Преподобный, узнав от братии о недоверчивом крестьянине, ласково поговорил с ним, но не стал убеждать, что он и есть Сергий. В это время в монастырь приехал князь и, увидев игумена, поклонился ему до земли. Телохранители князя оттеснили изумленного крестьянина, но, когда князь ушел, земледелец попросил у Сергия прощения и получил от него благословение. Через несколько лет крестьянин принял монашество.

Слово учителя: Сергий Радонежский  «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца, примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, Дмитрию Иоанновичу. Обратимся к истории.

Куликовская битва.

В начале шестидесятых годов четырнадцатого века в Золотой Оде пришел к власти умный, хитрый хан Мамай. Московский князь Дмитрий Иванович в это время становится верховным защитником Русских земель. Назревают решающие события. Накануне великой битвы на Куликовом поле Великий князь Дмитрий едет к старцу Сергию. Преподобный благословил князя на битву: «Пойди, господине, на поганые половцы, призывая Бога! И Бог будет  тебе помощник и заступник!»

Сергий предрёк князю победу.

Рассказ о  Пересвете  и Ослябе. 

          Согласно "Сказанию о Мамаевом побоище", Сергий Радонежский отправил с князем Дмитрием двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием,  Пересвета и Ослябю. Хотя, по канонам Русской Православной церкви, монахам и священнослужителям запрещено участвовать в боевых действия.

          Александр  был брянским боярином, Андрей  был боярином  любутским. Пересвет и Ослябя приняли постриг в Троице – Сергиевой  обители с именами Александр  и Андрей.  Они были опытными ратниками, однако их призвание в ряды войска имело не столько военное, сколько духовное значение. Преподобный Сергий дал им «вместо тленного оружия нетленное - крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя». Передав воинов-схимников в распоряжение князя, Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство».

         Из истории мы знаем, что 8 сентября 1380 года со смертельного поединка Троицкого инока Александра Пересвета и татарского богатыря Челубея началась битва на поле Куликовом. Александр Пересвет – легендарный монах – воин, инок Троице – Сергиева монастыря, сразил в единоборстве  татарского богатыря Челубея, погибнув при этом сам. Роман Ослябя, в монашестве Андрей, светское имя Родион или Роман – легендарный воин – монах, земляк Пересвета.

       Есть история, что в ходе битвы Дмитрий Донской получил ранение и упал с коня. Ослябя перенёс его в безопасное место, переоделся в его доспехи, и вновь повёл войско вперёд, таким образом, повлияв на ход битвы.

        Похоронен Ослябя вместе с Пересветом рядом с деревянным храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в «каменной палатке».

В его честь был назван броненосец Российского флота, погибший в Цусимском сражении. В настоящее время в боевом составе Тихоокеанского флота  находится большой десантный корабль «Ослябя».

        В Русской православной церкви Александр Пересвет и Андрей Ослябя причислены к лику святых как святые воины-монахи.

Тысячи русских воинов

Пали на поле брани.
Русь отстояв от ворогов
С честью погибли сами.

VII. Ученик.

         Свою жизнь отец Сергий посвятил общественному служению. Он помогал нуждающимся, исцелял физические и духовные недуги,  учил преодолевать вражду между людьми, призывая на помощь Божественную истину.

         Достигнув глубокой старости, Сергий  за полгода увидел свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную. Будьте едины в своей особости, как неслиянны и неделимы в едином Боге – Отец, Сын и Дух Святой!»

Слово учителя . 25 сентября 1392 года Сергий скончался. Мощи его находятся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, которую он основал. Туда приходят поклониться тысячи людей. Заглянем и мы в Лавру.

Рассказ о  Свято-Троицкой  Сергиевой Лавре.

Свято – Троицкую Сергиеву Лавру называют сердцем православной России, считая одной из самых почитаемых общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всегда была для страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своему  Отечеству.

Слово «лавра» обозначает главный, самый важный. Лавра– это мужской монастырь.

Свято-Тро́ицкая Се́ргиева Ла́вра — крупнейший православный мужской монастырь России, расположен в центре города Сергиев Посад в 52 километрах от Москвы.    Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским, который вместе с братом срубил первые деревянные кельи и малую церквушку  и  освятил ее во имя Пресвятой Троицы. Со временем деревянные кельи и церкви заменялись каменными. Крепостные стены с одиннадцатью башнями (от двенадцатой сохранился лишь фундамент) общей протяженностью 1370 м опоясали монастырь неправильным четырехугольником.  За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений. Уже после смерти Сергия Радонежского был построен самый первый каменный собор – Троицкий, где находится Рака (ларец) с мощами святого. Для  росписи собора были приглашены лучшие иконописцы – иноки Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, для Троицкого собора Андреем Рублевым была написана знаменитая икона «Троица».

 Место это уникально: красиво по своей архитектуре, интересно своей историей. (Слайды)

Троице – Сергиева Лавра претерпела многое. С сентября 1608 до начала 1610 обитель была осаждена 30000-ым войском поляков и литовцев, русских было в 15 раз меньше. Лишь заступничеством преподобного Сергия можно объяснить то, что 16 месячная осада закончилась для поляков поражением.

Во время стрелецких бунтов, предшествовавших воцарению Петра 1, стены обители дважды служили убежищем царственным особам. Первый раз, в 1682 году, царевна Софья с братьями Петром и Иоанном полтора месяца скрывались в нём от злоумышлявших против них стрельцов. А спустя семь лет юный Пётр спасался здесь уже от заговора, устроенного властолюбивой сестрой.

В Отечественную войну 1812 года монастырь пожертвовал на военные нужды 70 000 рублей ассигнациями, 2500 рублей серебром (по тем временам огромные деньги) и больше пяти пудов серебра.

Основанный Сергием Радонежским монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства: (в монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы).

В Лавре захоронены представители знатных русских домов: Бельские, Глинские, Оболенские, Одоевские, Годуновы и другие. Многочисленные сокровища хранятся в ризнице — это уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, подношения царей и богатых людей монастырю. Значительным фондом рукописей обладает лаврская библиотека — здесь хранятся и русские летописи, и рукописные книги XV—XVII веков

Преподобный Сергий воспитал много учеников. Его духовные дети основали более 40 монастырей. Они зажгли по всей Руси огоньки святой христианской жизни. Многие ученики Преподобного были прославлены как русские святые. Среди них: преподобный Савва Сторожевский, основатель монастыря в Звенигороде под Москвой; преподобный Андроник, воспитавший знаменитого иконописца преподобного Андрея Рублева.

Слово учителя.

       Сегодня  мы говорили о жизни  преподобного Сергия Радонежского. Время,  в которое он жил, явилось переломной эпохой в жизни русского народа. “Тихость, кротость слова, молчание, смирение, безгневие, простота, любовь равная ко всем ” - эти качества Преподобного Сергия в течение всего его 50-летнего иноческого подвига незаметно распространились по Руси, духовно врачуя, укрепляя и утешая русских людей. И народ воспрянул духом, в нём стала пробуждаться вера в свои нравственные силы, и открылась перспектива национального возрождения.

       Дорогие ребята, каждому из вас дана возможность пройти свой путь, построить свою судьбу, создать свою семью и воспитать своих детей. Именно от вас зависит, какую частичку себя вы оставите на этой земле. На примере жизни Сергия Радонежского мы можем только учиться. Мы можем учиться смирению, покаянию, любви к ближнему, толерантности, уважению к старшим, уважению к религии и многим положительным чертам. Не случайно этот человек был причислен к лику святых и является самым почитаемым святым России. К нему обращаются в своих молитвах миллионы людей. Именно Сергий Радонежский является покровителем учеников и студентов. Именно его просят о помощи в учебе. Поэтому именно о нём мы  говорили на нашей сегодняшней встрече.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для отцов "Хороший муж - и очень хороший отец?"

Данный тест поможет классным руководителям выяснить, какую роль в воспитании ребёнка играет отец. Можно использовать как материал для проведения родительского собрания для отцов. Тест заставляет отцов...

Отец симфоний и квартетов

Презентация посвящена творчеству  австрийского композитора Франца Йозефа  Гайдна. Рекомендуется для учащихся и преподавателей музыкальных отделений ДШИ, а также всем любителям музыки....

" ОТЕЦ И СЫН " ( для родителей )

В проявлениях родительской любви отцы отличаются от матерей. В большинстве случаев мать любит своего ребенка безотчетно, ее любовь словно запрограммирована генетически. Любовь же отца всегда пре...

Хороший ли вы отец? Тест для родителей.

Предлагаю тест - 26 вопросов, обращенных к отцам. Надеюсь этот тест не только ответит на вопрос, хороший ли вы отец, но и сподвигнет задуматься, понимаем ли мы наших детей, хорошие ли мы родители?...

Иновационный урок английского языка «Ломоносов – отец русской науки, поэт, художник, просветитель»

Урок английского языка для 9 класса общеобразовательной школы (базовый уровень) с использованием современных инновационных образовательных технологийТема: «Ломоносов – отец русской науки, поэт, художн...

Внеклассное мероприятие по программе гражданско-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи на семинаре для отцов. «Сразу после бога идет отец»

Главная идея- семья- это самая главная драгоценность общества. Семья- это самое дорогое, что только может быть у человека. Здоровая крепкая семья рождает полноценных граждан. В хорошей семье люд...

Слуга царю, отец солдатам

Цель: Популяризация событий и героев Отечественной войны 1812 годаЗадачи:Формирование чувства преемственности поколений;Изучение  биографии одного из героев Отечественной войны 1812 года за преде...