классный час о ннравсивенном и духовном воспитании
классный час (10 класс) на тему

Наталья Викторовна Мамонова

классный час разработан для обучающихся старших классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_nravstvennosti_i_dukhovnosti.docx39.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

                                             Подготовила: учитель русского языка  

                                       и литературы Мамонова Наталья Викторовна

Михайловка 2014

Форма проведения:  круглый стол

        

Цель:

выяснить в чём различия между понятиями «духовное» и «нравственное» воспитание?

проанализировать различные поступки персонажей, составить сравнительную таблицу.

провести анкетирование по методике «Выбор».

Оборудование:

Стенд с сочинениями обучающихся;

Мультимидийное  оборудование.

Ход мероприятия

   Классный руководитель: 

   Давайте послушаем небольшую притчу:

Читает подготовленный обучающийся:

«Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: «В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

 Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность».

Внук, тронутый до глубины души словами деда задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь!

Классный руководитель: 

   О чём эта притча?

Обучающиеся высказывают своё мнение.

Классный руководитель: 

   Высказывает свое мнение и делает выводы из сказанного (можно закончить словами Омара Хайама: «Мы - источник веселья - и скорби рудник,
Мы вместилище скверны - и чистый родник.
Человек-словно в зеркале мир, многолик,
Он ничтожен-и он же безмерно велик.»)

А теперь давайте прочитаем эпиграф нашего классного часа (написан на доске или слайде)

 Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. Чем сильнее чувство и чем ближе к нему разум, тем больше человек в его человеческом деле.  (М Пришвин)

                                                                                                     

   Как вы поняли поговорим мы сегодня о нравственном и  духовном воспитании. Что же это такое?

    Давайте зачитаем отрывки из ваших сочинений-рассуждений на эту тему (отрывки демонстрируются на слайде, читают несколько обучающихся):

     

« Нравственность – это внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное — то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а как доброе и светлое.»

    «Нравственность — понятие, которое относится к отдельному человеку и понимается субъективно. Нравственность — это жизненная установка определенного человека, включающая в себя индивидуальные формы поведения в тех или в иных ситуациях, ценности, цели, понятия о добре и зле и т.д. в понимании конкретного человека. Таким образом, нравственность — сугубо индивидуальное понятие.»

«Нравственность – это набор нравов. Нрав - способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности людской и есть исполнение правил поведения в обществе. Альберт Эйнштейн писал: «Важнейшее из человеческих усилий - стремление к нравственности. Слово духовность происходит от слова «дух». Это внутренняя мотивация, реальные цели и отношения, которые наружно могут и скрываться.

Высшим проявлением нравственности человека выступает «духовность». Именно духовность народа рассматривается как одно из средств национальной безопасности России.»

«Принято считать, что духовный, интеллигентный человек – это человек, интересующийся искусством. Такой человек ходит в кино, любит театр, читает книги. И все это делает его еще более развитым, еще более духовным. Так ли это?
    Мне кажется, не совсем. «
Духовность – это собственное стремление человека», - читаем мы у С. Соловейчика. Это внутренняя потребность, которая идет их души, из детства, от родителей, окружения. Такой человек будет искать в искусстве и культуре подтверждение и поддержку своим идеалам. Значит, он будет выбирать «настоящие» произведения, искренние, те, которые несут добро, веру, надежду, любовь. Ведь не секрет, что многие люди, якобы увлекающиеся искусством, довольствуются подделкой, тем, что дает лишь развлечение, но не подталкивает к работе души. Таких людей вряд ли можно назвать духовными».

Классный руководитель:

 Понятно, что в понятиях «нравственный» и «нравственность» речь идет о внешних проявлениях человека (его гуманности, доброте, любви, милосердии, толерантности, то есть о его поведении, то с понятием «духовность» дело обстоит сложнее.

  Для наглядности и удобства рассуждений введём несколько типичных персонажей.

   Представьте себе двух людей, схожих по внешним проявлениям поведения. Оба имеют хорошую репутацию, оба не замечены в дурном поведении, оба слывут как положительные люди. Мало того, оба не только не замечены (и не замешаны) в дурном, что известны своими добродетелями (благотворительностью, заботой, добротой, готовностью прийти на помощь в трудную минуту  ).

Вопрос:  Можно ли обоих персонажей характеризовать как людей моральных, нравственных?

Обучающиеся высказывают своё мнение.

Классный руководитель:

   Однако между ними имеются принципиальные различия. И различия эти касаются, в первую очередь, намерений этих людей.

Персонаж 1.

      Он не поступает дурно и занимается благотворительность только потому, что по-другому не умеет. Для него быть нравственным - естественное, каждодневное, привычное состояние. Ему и в голову не приходит, что можно вести себя иначе. У него в мыслях не возникает иной модели поведения. Его намерения чисты, а поведение нравственно.

Персонаж 2.

     При всей его внешней положительности он совершает добрые дела из корыстных побуждений – чтобы его, к примеру, избрали депутатом. Его намерения корыстны и расчётливы, хотя поведение нравственно.

     Внешне оба персонажа схожи, так как их поступки нравственны. А вот что происходит у них в головах? Кто же туда «заглянет»? А сами они уже точно не признаются: первый – по своей скромности, второй – по расчётливости. Кто же вам признается в собственной корысти!

Обучающиеся обмениваются мнениями.

Классный руководитель:

   Подведём итог.   Нравственность человека определяется внешними проявлениями его поведения, а не чистотой его намерений. А внешними признаками наши герои-то и практически не отличаются. Различия будут сводиться лишь к тому, что второй будет всё время доволен своей положительностью, а первый – недоволен своим несовершенством. А самодовольство, как известно, всегда снаружи и его трудно скрыть. И это, пожалуй, единственное внешнее различие при внутренней противоположности.

Классный руководитель:

    Рассмотрим ещё трёх персонажей.

   На этот раз речь пойдет о людях безнравственных, аморальных. Допустим, что герои 3, 4, 5 совершили одинаково безнравственные поступки, а может, даже и преступления. С позиции права одинаковые проступки требуют одинакового наказания, но … вся трудность в том, что у одинаковых преступлений бывают разные мотивы. А вот мотивы как раз и «руководят» поведением. Намерения-то первичны по отношению к поступкам.

   Итак, наши персонажи совершили проступки. Например, украли.

   Сравним намерения (с позиции юриста) одинаково безнравственных людей.

         Персонаж 3

   Украл потому, что не удержался от соблазна или по причине жизненной нужды. При этом он всячески страдает и мучается содеянным. Его гложет совесть, и покаянные мысли одолевают всё его естество. Он честно ищет пути исправления своей глупости, не уклоняясь от ответственности за содеянное. Его намерения  устремлены к покаянию за безнравственное поведение.

         Персонаж 4

     Мог удержаться от воровства, но … не захотел. Он осознаёт всю мерзость своего поведения, но начало «новой» жизни откладывает на завтра, а ещё лучше до понедельника. И откладывает-то он, по собственной воле, а не по причине безволия. Может быть, он не успел за один раз унести то, что «плохо» лежало. Одним словом, он мог удержаться от безнравственного поступка, но не захотел. В мыслях он осознаёт безнравственность своего поведения ( и это плюс), но не спешит его изменить (и это минус). Опять-таки, намерения его нам «не видны», поэтому его поведение мало отличается от поведения третьего персонажа.

         Персонаж 5

   «Воровал! Ворую! И буду воровать!» - твердит тот. Ему доставляет удовольствие доставлять другим неприятности. Он совершает грех намеренно, а не по недомыслию, безволию или глупости. Его поступки безнравственны, а мысли грязны.

  

 Вот такие крайности мы взяли с вами для анализа.

Обучающиеся обсуждают персонажей и дают им характеристику.

Классный руководитель:

А теперь давайте  расположим характеристики всех персонажей в единой сводной таблице и сравним ( на слайде)

 

 

Персонаж 1

Персонаж 2

Персонаж 3

Персонаж 4

Персонаж 5

Поведение

+

нравственное

+

нравственное

 

-

безнравственное

безнравственное

безнравственное

Намерения

+

чисты

корыстны

+

покаянные

+

осознаёт

безнравственность, но не спешит

измениться

грязные

 

Задание. Соотнесите характеристики с персонажами Обучающимся раздаются таблички, а персонажей они расставляют сами:

I     «Случайно сорвавшийся, но кающийся»

    

II   «Ещё чуток погрешим» (Александр Галич)

    

III «Хулитель Святаго Духа» (в православной традиции так называют тех, кто намеренно совершает грех, не помышляя о покаянии)

    

IV   «Тихий праведник»

    

V     «Правильный и самодовольный гордец»

    

   Классный руководитель:

-А теперь давайте посмотрим, как считаю я (на слайде).

I     «Случайно сорвавшийся, но кающийся»

     Персонаж 3

II   «Ещё чуток погрешим» (Александр Галич)

     Персонаж 4

III «Хулитель Святаго Духа» (в православной традиции так называют тех, кто намеренно совершает грех, не помышляя о покаянии)

     Персонаж 5

IV   «Тихий праведник»

    Персонаж 1

V     «Правильный и самодовольный гордец»

     Персонаж 2

   Как сказал Филдинг: « Никакие выгоды, достигнутые ценой преступления, не могут вознаградить потерю душевного мира.»

 

 А теперь давайте попробуем ответить на вопросы:

1. Какие два персонажа наиболее интересно сравнить?

2. Какой из них вам симпатичнее? Почему?

Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Классный руководитель:

   На мой взгляд, наиболее интересно сравнить нравственный персонаж 2 и безнравственный 3.

   Мне симпатичнее третий. Он – кающийся и духовно возрастающий человек, хотя и сорвавшийся. А вот второй – духовный «тормоз» и гордец, пребывающий в прелести и самообмане. Помыслы третьего чище и достойнее, чем второго. Он совестливее и чище.

 

 Вывод.

  Нравственность определяется качеством поведения человека,

 Духовность – качеством намерений человека. При этом существует иерархическая зависимость нравственной сферы от духовной. Духовное воспитание – это воспитание намерений, а нравственное – поступков. Надо, чтобы добро становилось естественным проявлением человеческой природы, а не средством выгоды. Именно этим и отличается воспитание духовное от воспитания нравственного. Они связаны между собой. И связаны иерархически – духовное определяет нравственное.

 

 А теперь давайте проведём небольшую анкету, называется она «Выбор».

   Эта методика позволяет выявить отношение обучающихся к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, коллективистской направленности, самокритичности, совестливости, принципиальности, чуткости, справедливости). Учащимся предлагается выбрать один вариант ответа:

Во время каникул, когда ты собрался поехать отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил тебя помочь привести в порядок учебный кабинет. Как ты поступишь?

А) Скажешь, что согласен помочь и отложишь свой отъезд;

Б) Соберешь ребят и вместе с ними сделаешь работу за один день;

В) Пообещаешь выполнить работу после возвращений.

Г) Посоветуешь привлечь на помощь того, кто останется в поселке.

2. Тебе поручили дело, которое не совсем по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как ты поступишь?

А) Добросовестно выполнишь поручение;

Б) Привлечешь к выполнению поручения товарищей, чтобы не делать работу самому;

В) Попросишь дать тебе другую, более интересную для тебя работу;

Г) найдешь отговорку для отказа.

3. Ты случайно услышал, что группа твоих одноклассников высказала справедливое, но неприятное замечание в твой адрес. Как ты поступишь?

А) Постараешься объяснить ребятам, чем были вызваны просчеты в твоем поведении;

Б) Переведешь разговор в шутку, но постараешься поскорее исправить недостатки, о которых шла речь;

В) Сделаешь вид, что ничего не слышал;

Г) Укажешь ребятам, что они сами не лучше тебя, особенно потому, что говорят о тебе в твое отсутствие.

4. В трудовом лагере во время прополки овощей у тебя на руках образовались болезненные мозоли. Как ты поступишь?

А) Будешь, превозмогая боль, выполнять норму, как все;

Б) Обратишься к друзьям с просьбой помочь тебе выполнить норму;

В) попросишь освободить тебя от работы и перевести на другую;

Г) Оставишь работу незаконченной и пойдешь отдыхать.

5. Ты стал свидетелей того, как один человек незаслуженно обидел другого на твоих глазах. Как ты поступишь?

А) Потребуешь от обидчика извинения в адрес пострадавшего;

Б) Разберешься в причинах конфликта и добьешься его устранения;

В) Выразишь соболезнование тому, кого обидели;

Г) Сделаешь вид, что тебя это не касается.

6. Ты случайно, не желая того, нанес небольшой ущерб или причинил зло другому человек. Как ты поступишь?

А) Сделаешь все невозможное для устранения зла, ущерба;

Б) Извинишься, объяснишь, пострадавшему, что не хотел этого;

В) Постараешься, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба, сделаешь вид, что ты не виноват;

Г) Свалишь вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват.

 

 А теперь посчитаем результат:

   Выбор ответа "А" свидетельствует об активном, устойчивом положительном отношении к соответствующим нравственным нормам и оценивается в 5 баллов. Ответ "Б" показывает, что это отношение, хотя и активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы) и оценивается в 3 балла. Если учащийся выбрал в данной ситуации ответ "В", то его отношение - пассивное и недостаточно устойчивое и оценивается в 2 балла. Наконец, выбор последнего ответа - свидетельство отрицательного, неустойчивого отношения ребенка к нравственным нормам, и оценивается в 1 балл.

   Интерпретация:

Высокий уровень - 24-30 баллов;

Достаточно высокий уровень - 18-23;

Средний уровень - 14-17 баллов;

Ниже среднего - 6-13 баллов.

Высокий уровень нравственной воспитанности:

Хорошо усвоены нравственные нормы, и сложилось устойчивое отношение к ним. В поведении достаточно полно проявляются такие ценные качества, как ответственность, совестливость, чуткость, принципиальность, справедливость. В часы досуга осваивается социально ценный опыт, преобладают полезные для духовного развития школьника и нужные окружающим виды деятельности.

Достаточно высокий уровень нравственной воспитанности:

В целом сформировались нравственные нормы и определилось положительное отношение к ним. В поведении ребенка могут проявляться ответственность, чуткость, принципиальность, справедливость. Свободное время проводит разумно, занимаясь трудовой, художественной, спортивной деятельностью, много читает, помогает родителям.

Средний уровень нравственной воспитанности:

Имеются знания о нравственных нормах, но отношение к ним недостаточно устойчивое. Основные нравственные качества: ответственность, чуткость, справедливость, принципиальность, критичность, совместимость и др. - проявляются в зависимости от ситуации. В свободное время, наряду с оптимальными и содержательными занятиями, случаются пассивно-созерцательные и малоценные формы досуга.

Ниже среднего уровень воспитанности:

Знания о нравственных нормах довольно приблизительные, а отношение к ним пассивно-неустойчивое. Не сложились в полной мере основные нравственные качества, в первую очередь-ответственность, критичность, совестливость, справедливость, чуткость, а если и проявляются, то только ситуативно. Свободное время заполнено стихийно, и малоценными занятиями, в том числе и ничегонеделаньем.

 

Заключение.

Классный руководитель:

-   благодарит обучающихся за активную работу;

- высказывает мысль, что полученная информация поможет одним обучающимся проверить свои мысли, а другим выяснить, в чём различия между понятиями «духовное» и «нравственное» воспитание?

  А закончить хотелось бы словами  Жан Жака Руссо« Вся нравственность человека заключается в его намерениях».   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа по нравственно-духовному воспитанию

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,  не в развале экономики, не в смене политичес...

Классный час в год "Духовного воспитания и просвещения", проведенный в 7-б классе - "В мире прекрасного"

В данном материале предоставлено мероприятие под названием "В мире прекрасного"...

Открытый классный час «Воздвижение Креста Господня» (духовно – нрвственное воспитание)

Открытый классный час«Воздвижение Креста Господня»(духовно – нрвственное воспитание)...

Из опыта работы "Деятельность классного руководителя, направленная на привитие духовно-нравственной культуры обучающихся через гражданское, патриотическое воспитание".

Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе....

КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о

1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...

Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе »

Проблема духовно-нравственного воспитания. Воспитание и социализация. Реализация процесса становления духовно-нравственного сознания ребёнка через систему уроков и внеклассных мероприятий....