«Одарённость – Божий дар или испытание?»
статья на тему

Рассуждения об одарённости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odaryonnost_dar_esse.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему

«Одарённость – Божий дар или испытание?»

учителя информатики гимназии г. Сызрани

Александровой Е.А.

«Одаренность требует мужества»

Эрика Ландау

"Одаренность - от слова "дар"  (дар природы, Божий дар). Слово это как в русском так и в английском (gift) языках имеет однозначную трактовку. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано». В каком-то смысле это действительно дар, но для его проявления нужна "встреча" ребенка, от природы наделенного особыми возможностями, с семьей, готовой эти возможности развить. А потом - с воспитателями и учителями, умеющими увидеть одаренность и работать с ней. Только при таких условиях появляется подлинная одаренность, но, как показывает опыт, такие "встречи" достаточно редки.

К.К.Платонов утверждал, что одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии.

Есть вариант, когда дети с признаками одарённости проявляют высокие способности, с интересом учатся, увлеченно работают в сложной профессии, благодаря обстановке, в которой благоприятно развиваются хорошие задатки. Ведь вторая половина успеха одаренного ребенка после наследственности, зависит от окружающей среды (от хороших терпеливых родителей, воспитателей,  преподавателей и той атмосферы, в которой они находятся). Если повезет со всем этим, то блестящая карьера в будущем ему обеспечена.

Одарённость может органично вписаться в жизнедеятельность ребенка, а может породить множество сложных социально-психологических противоречий. К сожалению, последний вариант более распространён.

Одаренность - не только дар Божий и большое счастье, но и большое испытание и для обладателей этого дара, и для родителей и учителей.

Школа  может играть как  позитивную, так и негативную роль в процессе развития одаренного ребенка.  Обучение является одним из видов познавательной деятельности, поэтому важно сохранение позитивного эмоционального отношения к ней. Более того, если учебный процесс не связан с радостью, не вызывает интереса и сводиться для ребенка лишь к выполнению повседневных обязанностей школьника, он не имеет никакого отношения к развитию способностей. Нужно, чтобы наши учителя понимали такую простую истину: погоня за уровнем знаний, умений и навыков снижает познавательный интерес, радость познания, тормозит развитие творческих способностей и уничтожает одаренность ребенка.

Проблема не в том, чтобы дети успешно справлялись с требованиями специальных образовательных программ для одаренных детей (это, на самом деле, пустяк), а в том, чтобы в итоге развивался сам одаренный ребенок. Главной задачей, таким образом, становится разработка программ, развивающих не столько одаренность, какие - то ее грани или функции, отдельные диагностированные способности или задатки, сколько в целом личность одаренного ребенка - носителя этой одаренности. Как правило, именно этой проверки не выдерживают образовательные или воспитательные, так называемые развивающие программы для одаренных детей, которые подчас, не развивают способности ребенка, а только эксплуатируют их. Творческий продукт ребенка нужен учителям или родителям примерно так же, как язычникам нужен фетиш. Олимпиады, конкурсы, фестивали, конференции истощают одаренность ребенка так же, как ее истощают ожидания и надежды взрослых, которым ребенок пытается соответствовать.

        Здесь мы встречаемся с одним парадоксом. С одной стороны, одаренность ребенка как бы слишком востребована социумом, с другой - одаренность впадает в кризис невозможности реализоваться, проявить свои способности. Тонкость в том, что сообщество взрослых требует из лучших, разумеется, побуждений не столько того, что может делать ребенок, сколько того, что хочет, чтобы этот ребенок делал. "Оправдывай мои ожидания", - как бы говорят одаренному ребенку взрослые. Драма одаренного ребенка состоит в том, что его поведение, его переживания и сама его жизнь могут оказаться и, как правило, реально оказываются всего лишь средствами, обслуживающими те или иные потребности окружающих его взрослых - учителей, воспитателей, психологов и родителей. Собственная жизнь ребенка как таковая становится при этом исключительно жизнью для.... Так, он становясь все более благовоспитанным, постепенно лишается своей одаренности, обменивая ее на признание, похвалу, заботу, внимание и т.п. Вместе с этим он утрачивает свою собственную жизнь, свои переживания, свои действия, утрачивает самого себя. Вот та психологическая тюрьма, в которую оказываются ввергнутыми большинство одаренных детей - заключенных, потерявших собственное Я. Выпущенные из такой темницы бывшие одаренные дети, ставшие заурядными взрослыми, не способны не только на акт творчества, они не способны просто на искреннее и спонтанное проявление чувств. Они способны испытывать лишь такие эмоции, которые позволяет ощущать унаследованная от родителей и учителей внутренняя цензура. Депрессии и душевная опустошенность являются расплатой за этот самоконтроль. Подлинное Я никак не проявляется, поскольку осталось в неразвитом состоянии. Поэтому они и не могут творить. Для этого необходимы, как минимум, самостоятельность, выразительность и внутренний мир. Творчество заключается вовсе не в том, чтобы усвоить созданное человечеством. Это умение создать что-то новое. Если дети недоиграли, недорисовали, недосочиняли — их воображение и фантазия слишком рано схлопнулись, закрылись для зрелого творчества, в том числе и научного. Кроме того, они  так привыкли жить интересно, что любая обязательная работа, всякая неудача для них мучительна из-за отсутствия опыта преодоления себя. Порой это выливается в невроз потери смысла жизни.

Не одаренность становится «драмой», а запущенность тех сторон детской личности, которые оказываются невостребованными. Развивать надо не только специфическое дарование. Необходимо учитывать всю личность, ее эмоциональные, интеллектуальные, художественные и социальные способности. Когда одаренному ребенку помогают подобающим образом, он не бывает проблематичным.

Взрослый должен видеть в ребенке единственное и неповторимое существо - личность, а не свои собственные ожидания, страхи, планы, которые он проецирует на ребенка.

Все дети по своей природе обладают какими-либо особыми способностями. И если же они не находят полноценного развития, виноваты в этом взрослые. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую творческую, развивающую образовательную среду, при которой задатки ребенка становятся способностями, что обеспечивается сохранением могучей, даруемой нам природой, познавательной потребностью.

Исходя из всего выше сказанного, основная задача современного образования - в создании образовательной среды развивающего творческого типа, которая бы помогала снять психологические барьеры в индивидуальном развитии ученика, оказывала психологическое сопровождение и поддержку одаренных детей.       Если в отношении образовательная система - одаренный ребенок будет восстановлено равновесие уважения, тогда  личность одаренного ребенка не будет слишком деформирована педагогическими деструкциями.

        

Для того, чтобы одаренному ребенку вырасти в одаренного взрослого, педагогический процесс должен быть выстроен в режиме педагогической поддержки, ориентированной на сохранение личности одаренного ребенка и поддержки его одаренности через предоставление ребенку права приобретать собственный познавательный опыт и права быть субъектом собственной деятельности.

Для этого необходимы следующие действия:

      1. Сместить акцент с одаренности ребенка на саму личность одаренного ребенка.
      2. Сместить акцент с наших проблем по поводу одаренных детей на самих одаренных детей.
      3. Сместить акцент с процесса целенаправленного развития неких качеств или функций одаренности на процесс педагогической поддержки, создания условий для естественного роста и созревания одаренного ребенка, а внутри него и его одаренности.

Некоторые считают, талант есть - человек пробьется сам. Оказывается, нет - кто-то пробьется, а кто зачахнет, погаснет. Я считаю, что ближе к истине другое высказывание -  «таланту нужно помогать – бездарности пробьются сами». Наша работа как раз и призвана поддержать, помочь одаренному ребенку раскрыться, поверить в свои силы. К одаренному ребенку необходимо относиться терпеливо, внимательно, бережно, как к ценности, понимая не только преимущества, но и трудности, которые несет с собой его одаренность. Родителям и учителям нужно оказывать детям необходимую помощь и эмоциональную поддержку путём поощрения их деятельности, внимательного и доброжелательного отношения к их мнению и проблемам.

 Я поняла, что одаренность — не подарок судьбы, а тяжкий крест. И надо постараться помочь одаренным детям его нести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»»

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»» дает...

Презентация: «Одарённые дети: успех, достижение, признание, победа. Формы работы с одарёнными учащимися в декоративно-прикладном творчестве».

Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества.  Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, выявить одарённых и талантливых детей.Главн...

Коррекция к мероприятию опубликованному 30.04.15 Пункт 5.3. Эффективность оказания учителем адресной помощи различным категориям обучающихся (Одарённые дети- интеллектуальная одарённость ). Описание показательного мероприятия.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА МКОУ СОШ №10 "ЭВРИКА" как место предъявления учебных результатов одарённых обучающихся и связи урочной и внеурочной ...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...