«Мужество, победившее смерть».
статья на тему

Боярова Людмила Валентиновна

Мужество, храбрость, доброта. Всегда ли мужество и храбрость, однозначные понятия? Если мужество проявляется не из добрых побуждений, нельзя ли просто назвать его холодной храбростью? Вся ли доброта добра? Может ли быть по-настоящему добрым безвольный человек? Почему доброта не становится в один ряд  с такими доблестями, как мужество и храбрость?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_boyarovoy_l.v._2014.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

                                                   Статья

                   «Мужество, победившее смерть».

Публикация

по гражданско-патриотическому воспитанию воспитателя высшей квалификационной категории   Бояровой  Л.В.

Всегда ли мужество и храбрость, однозначные понятия? Если мужество проявляется не из добрых побуждений, нельзя ли просто назвать его холодной храбростью? Вся ли доброта добра? Может ли быть по-настоящему добрым безвольный человек? Почему доброта не становится в один ряд         с такими доблестями, как мужество и храбрость?  

         «Сама атмосфера семьи, атмосфера любви, справедливости и ответственности, должна способствовать тому, чтобы ребёнок умел делать правильный выбор, чтобы добрые идеи становились убеждениями,                   а убеждения превращались в достойный звания человека поступок».                                                                                                                                            В.А.Сухомлинский  

Родители призваны воспитывать детей в духе уважения и любви           к труду, приучать к порядку, дисциплине, соблюдению норм жизни общества. Наше сегодня, и наше завтра зависят от того, как удастся нам воспитывать гражданственность в сыновьях и дочерях.

А это очень нелёгкое дело – растить гражданина. Оно требует самоотверженности, требует великого мужества и великой доброты. И от нас, и от наших детей. Мужество, храбрость, доброта… Наверное, с воспитания этих качеств и начинается становление личности. Мужество только тогда можно назвать мужеством, когда совершается оно из высоких и благородных побуждений.

Десятки вопросов, наивных и очень серьёзных, задают юные нам, взрослым, и ждут ответа, и надеются на помощь. Если не мы, то кто же?

Мы отвечаем им по-разному. Это зависит от наших личных качеств, от общей культуры, от того, насколько мы сами подготовлены к жизни. Входят в жизнь наши ученики, входят по-разному, трудно и не всегда правильно,       и не чувствовать себя ответственными за их судьбу просто невозможно.

Сухомлинский писал: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,         от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Экзюпери заметил как-то, что все взрослые были когда-то детьми, только редко вспоминают об этом. А жаль. Возможно, лучше понимали бы они, что воспитывают ребёнка каждым прожитым днём, своими привычками.

Человек только вступает в жизнь. Его представления о ней очень ограничены. Это потом в сознание будут входить такие священные понятия, как Отечество, народ, верность, доброта, мужество, долг. А пока значимые ценности для него слова и поведение отца и матери, педагогов в школе,         от усилий которых зависит воспитание гражданина для своей Родины.

Дети видят, как относятся к жизни родители, что их волнует, как поступают они в критические моменты. Взаимное влияние, взаимообогащение – признак здоровой, полноценной семьи. Жизнь нередко ставит нас перед проблемой выбора. И надо готовить ребёнка морально         к этому, чтоб не растерялся, не потерял веры в себя, умел правильно ориентироваться в истинных и сомнительных ценностях. С этого умения тоже начинается человек… Ребёнок входит в мир, и мир начинает играть        с ним в перевёртыши, испытывая на прочность. Поэтому основное внимание надо уделять воспитанию чувств. С воспитания чувств начинается человек.

Сухомлинский: «Человеческой силе духа нет предела, нет трудностей   и лишений, которых не мог бы одолеть человек».

Работая много лет по теме «Формирование патриотической гражданской позиции школьников, преемственности поколений путём актуализации исторической памяти, изучения достижений российской истории, культуры, науки», в работе с материалами, посвящёнными Сталинградской битве во время Великой Отечественной войны, реализую следующие цели:

  1. Познакомить учащихся с военной историей родного края – малой Родины, хроникой событий, воспоминаний участников ВОВ.
  2. Вызвать эмоциональный отклик у ребят, сопереживания, воспитывать чувство патриотизма.                    

Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд,

И ждём приказа нового, и пусть

Не думают, что мёртвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.                                 Б. Майоров         

        Великая Отечественная война – великая беда, беда всей страны, смертельная схватка с фашизмом всего русского народа. Для нас война уже стала историей. Много лет прошло с той поры, но всё ещё живы в памяти трагические события тех лет, живы во многом благодаря рассказам ветеранов и писателей, посвятивших себя и своё творчество правде о войне, отголоски которой живы по сей день. Воспоминания затрагивают проблему нравственного подвига, который выявляет высоту человеческого духа, мужества, обнаруживает могучие внутренние силы, скрытые часто за скромным, неприметным обликом. Произведения о Великой Отечественной войне, рассказывая о грозных, трагических событиях заставляют нас понять, какой дорогой ценой была завоёвана победа. Они учат добру, человечности, справедливости. Книги о Великой Отечественной войне – это нерукотворный памятник советским воинам, жестокой схватке с врагом, победившим фашизм, в них усматривается общечеловеческое нравственное начало.

        Трагична война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней мужественных сильных людей, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. Защитники Родины понимали: от их мужества и стойкости зависит судьба страны. Они просто делали своё дело – защищали Родину. Для них Родина – это понятие как бы само собой разумеющееся, они впитали чувство любви к Родине вместе с молоком матери. И когда это стало необходимо, они пошли её защищать не задумываясь.

        Дата 9 мая  наполняет сердца гордостью за подвиг русского народа, выигравшего битву с фашизмом, и печалью: миллионы сыновей и дочерей Отечества навсегда остались лежать в своей и чужой земле. Память о погибших священна. В годы лихих испытаний, во время войны – мобилизуются в человеке  все внутренние силы, и он  становится способным на невиданные поступки, готовым к свершению героического. Солдаты знали цену настоящему подвигу. Готовятся к подвигу всю жизнь:  умение видеть великое в обыденном, не уставать бороться за правду и справедливость,        за людей, которые дороги тебе.

Воспитание ответственности перед собой начинается с ответственного отношения к жизни. Воспитание характера – это борьба. Борьба со своими слабостями, плохими привычками, ленью. Внутренняя борьба во имя лучшего в себе неизбежна. И в этом наше мужество. Все испытывают чувство страха. Мужество и состоит в том, чтобы этот страх преодолеть, победить себя, и добиться этого можно только самовоспитанием.

Ю.Друнина.         «Я только раз видала рукопашный,

                          Раз – наяву и тысячу – во сне.

                          Кто говорит, что на войне не страшно,

                          Тот ничего не знает о войне».

Массовый героизм и мужество русских солдат в Сталинградской битве, боевой подвиг и воинское мастерство тех, кто, не щадя своей жизни, защищал Родину. Все, мал и стар, встали на боевую вахту героической битвы за Родину, прониклись сознанием того, как велика ответственность, возложенная на них страной.

Появились призывы: «Не сдавайте врагу наш любимый город!

                               Любой ценой защитите Сталинград!

        Боритесь так, чтобы слава о вас, о защитниках города, гремела в веках!».

        Вступив в ряды народных мстителей, мужественно сражался в период Сталинградской битвы шестнадцатилетний Саша Филиппов. Он неоднократно переходил линию фронта, собирал сведения о противнике и передавал их командованию. Гитлеровцам удалось схватить юного партизана. Они пытали его, добиваясь, чтобы он выдал партизан, но герой не сказал врагу ни слова. Саша Филиппов был казнён, имя его навечно останется в памяти нашего народа.

        Смертью героя пал лейтенант Алексей Кабанов, беспримерный воинский подвиг совершил он, рванув кольцо на связке противотанковых гранат. Позднее в нише для бутылок с горючей жидкостью обнаружили записку, в которой значилось: «Немцы предложили сдаться в плен. Умираю, но в плен не сдаюсь. Комсомолец лейтенант Алексей Кабанов».

        Более 707 тысяч защитников города-героя и участников разгрома вражеских полчищ на его подступах награждены медалью «За оборону Сталинграда». Десятки тысяч солдат и офицеров, проявивших в боях под Сталинградом отвагу и мужество, получили боевые награды, а 212 советских воинов удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 183 части преобразованы в гвардейские, 55 - награждены орденами, многие получили почётное наименование Сталинградских.

        Это была долгожданная и радостная победа не только для войск, непосредственно осуществлявших разгром врага, но и для всего советского народа, который дни и ночи упорно трудился, чтобы обеспечить армию всем необходимым. Верные сыны России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Кавказа, Казахстана, Средней Азии стойкостью, мужеством и массовым героизмом заслужили бессмертную славу.  

Вечная им Слава! Вечная Память! Никто не забыт, ничто не забыто!

Каждый год, поздравляя всех защитников Сталинграда с праздником Победы, всех ветеранов Великой Отечественной войны, мы желаем доброго здоровья, крепости духа, исторической памяти, которая должна передаваться последующим поколениям в рассказах детям, внукам и правнукам. Пусть потомки знают, как надо любить свою Родину, землю наших предков, продолжать и умножать вековые традиции наших народов по защите Отечества.

В  работе  с  подрастающим   поколением   всегда    актуальны    слова

Сухомлинского: «Школа становится очагом культуры, когда царят в ней четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова». Наша  задача  воспитать  настоящего  гражданина  своей  Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества "Смерти смотрели в лицо"

Урок внеклассного чтения по материалам  романа А.А.Фадеева "Молодая гвардия"...

Фотоотчет урока мужества, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Оружие Победы»

Учитель физики Колобухов А.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" Урок мужества «Оружие Победы», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, проводился для учащихся 6 класса общ...

Сценарий урока мужества, посвящённый победе советского народа в Сталинградской битве " Сталинград - пролог победы"

Сценарий урока мужества посвящён празднованию очередной годовщины победы советских войск под Сталинградом. Предназначен для учащихся средних и старших классов. Заставляет задуматься о проблеме примире...

Великой Победе посвящается - ужасы лагерей смерти

Здесь людей казнили за то, что они были невиновны...Здесь людей казнили за то,что каждый из них был человеком и любил Родину...Фашистские лагеря смерти создавались гитлеровцами на оккупированных терри...

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига   жителей  в годы Великой Отечественн...