Урок мужества "Смерти смотрели в лицо"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Шаповалова Евгения Яковлевна

 Урок внеклассного чтения по материалам  романа А.А.Фадеева "Молодая гвардия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий урока.57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  мужества  «Смерти смотрели в лицо» для учащихся 7-8 классов

           Посвящается   подпольной организации  «Молодая гвардия»  

Цели: формировать  у учащихся чувства уважения к героическому прошлому своего народа, к изучению истории нашей страны; побуждать к участию в патриотических акциях и мероприятиях.

(отрывки из х/ф «Молодая гвардия»)

2 ведущих,  2 чтеца.

Чтец 1. Это было в Краснодоне,

              В грозном зареве войны,

              Комсомольское подполье

              Поднялось за честь страны.  

Вед 1.   Краснодон - небольшой украинский городок, один из районных центров области, которая теперь называется Луганской.  А еще этот край традиционно называется Донбассом. Донбасс - край шахтеров, физически и духовно сильных людей, привычных к тяжелому и опасному труду, гордых, ценящих товарищество, коллективизм. Среди таких людей взрослели будущие молодогвардейцы.

Вед  2. Ребята и девчата города и поселков знали друг друга, у них были общие интересы, увлечения. Способные, целеустремленные, ребята обладали различными талантами. Юный техник Толя Орлов получил прозвище "Толька-инженер". Любу Шевцову, прекрасную танцовщицу и певицу,  называли "Любкой-артисткой".

Вед 1. Степан Сафонов увлекался астрономией и мечтал о том удивительном времени, когда человек сможет отправиться в космическое путешествие. Сережа Тюленин мечтал стать летчиком, а пока что разводил породистых голубей. Олег Кошевой и Иван Земнухов писали стихи...

Вед 2.  Они жили, учились, строили планы на будущее, но… началась Великая Отечественная война.  Они были еще мальчишками и девчонками – эти рано повзрослевшие ребята, когда 20 июля 1942 г. немецкие войска оккупировали Краснодон. Немецкие солдаты вели себя в городе, как хозяева.

Чтецы  1-2.  «За неподчинение новому порядку расстрел».

                      «За уклонение от сдачи оружия — расстрел».

                      «За неявку на регистрацию — расстрел».

                      «За слушание радиоприемника — расстрел».

                      «За появление на улицах после 18 ч. — расстрел».

                     «За саботаж на шахтах — расстрел».

 Вед 1. Болью и гневом отдалась в сердцах молодежи весть  о том,  что  ночью                29 сентября 1942 г. оккупанты закопали живыми  в землю 30 шахтеров. Среди них - шахтеры и служащие, люди, которых знал и уважал весь Краснодон.

Их руки были накрепко обмотаны проволокой. Молодую женщину похоронили заживо  вместе с младенцем.

 Вед 2.  Фашистские палачи рассчитывали запугать краснодонцев. Но просчитались. Глухое возмущение так называемым "новым порядком" превратилось в героическое сопротивление. Молодежь Краснодона и окрестных поселков и прежде тайно обсуждала возможность борьбы. Но многие приняли окончательное решение именно тогда, когда узнали  о  казни тридцати двух патриотов.

Вед 1.  В Краснодоне и окрестностях стали появляться подпольные комсомольские группы. Вскоре они объединились в организацию «Молодая гвардия». В ее штаб вошли Иван Туркенич (командир организации),   Олег Кошевой (комиссар),  Ульяна  Громова, Иван Земнухов,  Сергей  Тюленин, Любовь Шевцова.

Вед 2.    Вступая в организацию, они давали клятву. Они клялись «мстить беспощадно за сожженные, разоренные города и села, за кровь наших людей, за мученическую смерть шахтеров-героев».    

Каждый день жизни молодогвардейцев был подвигом. Тайно собрав несколько радиоприемников, ребята слушали и записывали сводки Советского информбюро, чтобы потом печатать листовки и распространять их по городу.

Вед 1. Оккупанты надеялись воспользоваться дарами щедрого края. Но герои-подпольщики жгли зерно, предназначенное для отправки в Германию,  организовывали военнопленным побеги и помогали им уйти к партизанам...  

А в канун праздника 7 Ноября - дня Великой Октябрьской Социалистической революции - молодогвардейцы ночью укрепили красные флаги на самых заметных зданиях в городе.

(отрывок из х/ф «Молодая гвардия» «Красные флаги»)

Вед 2. Немецкому командованию пришлось направить в Краснодон специальные силы гестапо, которые должны были очистить тылы от партизан.

В январе 1943 г., незадолго до освобождения Краснодона советскими войсками, организация была предана.  Начались аресты, пытки. Всех арестованных по очереди вызывали на допрос, били, истязали. Верные своей клятве, подпольщики  держались мужественно и гордо. 

Вед 1. Мать Сергея Тюленина Александра Васильевна была тоже арестована. На четвертом допросе она увидела своего Сережу. Окровавленные тряпки еле прикрывали худенькое тело, переносица была перебита. А дальше было самое страшное. На глазах у матери пытали сына. Раскаленный прут  вошел в раненую руку Сережи. Чтобы не закричать, мать вся сжалась, стиснула зубы... Потом  53-летнюю женщину били  на  глазах у сына. Молчали мать и сын.

Вед 2. Тогда два полицая схватили Сережу, потащили к двери, стали закладывать в щели его пальцы.

- Закрой уши, мама, - попросил Сережа. - Наши придут, отомстят  гадам  за все.                              Сережа страшно закричал.  Мать потеряла сознание….

Вед 1. Чтобы получить нужные им признания, фашисты вырезали на спине у Ули Громовой пятиконечную звезду, но не сумели сломить волю отважной патриотки.  Иван Земнухов был ослеплен во время побоев, осколки очков вонзились ему в глаза...».    Нет сил перечислять их муки дальше...

Вед 2.  Когда трибунал судил военного преступника Отто Шена, он, давая показания, рассказывал страшные вещи: “Заключенных избивали до потери сознания, им ломали ноги, руки, затем обливали холодной водой и бросали в карцер; делали вид, что казнят через повешение, а потом полузадушенных вынимали из петли, а также применяли и другие пытки.                                                                              

Вед 1. Тела арестованных молодогвардейцев были сплошь в кровоподтеках и ссадинах. Мучения молодогвардейцев усиливались еще и тем, что мы морили их голодом. На всех арестованных  я не затратил ни одного килограмма хлеба, не говоря уже о других продуктах питания, хотя они у нас содержались по 10—12 суток.  Им  не давали  даже  воды  вволю.    

Чтец 2. Главное — выстоять! Слышите? Выстоять!    

             Сердце, как выстрелы,  Гулкие выстрелы.

             Чьи это карие  слезы наполнили?  

              Вам  эти  камеры что-то напомнили?

              Будьте вы стойкие,    Будьте спокойные.  

              Слышите, слышите, Бьют бронебойные.

              Плюйте в лицо палачам и предателям.

              Вы над собой насмехаться не дайте им.

             Главное — выстоять!   Слышите? Выстоять!    

             Им, палачам, ваши взгляды не выдержать.

             Главное — выстоять!    Главное — выдюжить!

             Стены у камеры кровью обрызганы.  

             Стены, как место прощания с близкими.

 Вед 1.   15, 16 и 31 января 1943 года оккупанты частью живыми, частью расстрелянными  сбросили  в шурф шахты № 5 — 71 человека, среди которых были как молодогвардейцы, так и члены подпольной партийной организации. 9 февраля  в городе Ровеньки в Гремучем лесу  были расстреляны Олег Кошевой, Любовь Шевцова….

Вед 2. А буквально через несколько дней, 14 февраля 1943 года советские войска освободили Краснодон. 1 марта состоялись похороны молодогвардейцев.

 х/ф «Похороны»

Чтец 1: Разве погибнуть ты им завещала, Родина?

             Жизнь обещала, любовь обещала, Родина?

             Разве для смерти рождаются дети, Родина?

             Разве хотела  их смерти, Родина?

             Пламя ударило в небо — ты помнишь, Родина?

             Тихо сказала:  «Вставайте на помощь…» - Родина.

             Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

             Просто был выбор у каждого:  Я или Родина!

 Вед 1. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 молодогвардейцам Ульяне Громовой, Ивану Земнухову, Олегу Кошевому, Сергею Тюленину, Любови Шевцовой было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Это звание  было присвоено также командиру подпольной организации Ивану Туркеничу.  Все остальные  участники «Молодой гвардии» награждены орденами.

Чтец 2.    Вечная слава героям!

                Слава героям, слава!

                Но зачем она им, эта слава — мертвым?

                Для чего она им, эта слава, - павшим?

                Все живое — спасшим.

                Себя не спасшим.

                Для чего она им, эта слава мертвым?..

 Чтец 1.    Если молнии в тучах заплещутся жарко

                  И огромное небо от грома оглохнет,

                  Если крикнут все люди земного шара, -

                  Ни один из погибших даже не вздрогнет.

                  Знаю: солнце в пустые глазницы не брызнет.

                  Знаю: песня тяжелых могил не откроет!

                  Но от имени сердца,    

                  От имени жизнь повторяем:

    Вместе:  Вечная  слава героям!!!

 Вед 2.  Они погибли, но подвиг молодогвардейцев запечатлен в истории нашей страны, в памяти народа.

Этому подвигу посвящён роман А. А. Фадеева «Молодая гвардия».  По роману Александра Фадеева в 1948 году режиссером  Сергеем Герасимовым  был снят художественный фильм — «Молодая гвардия».

Вед 1.  В самом Краснодоне действует музей «Молодой гвардии», героям установлен памятник.  (Презентация «Молодая гвардия».)

Вед 2.  Мы рассказали вам историю из страшного прошлого нашей страны, потому что хотели, чтобы вы, как и они, любили жизнь, своих родных и близких, свою Родину. Чтобы вы знали, какой ценой достался нам этот мир, мир без войн и смерти миллионов людей.

      Чтобы знали! Чтобы помнили!

 Чтец 2. Как живет в нас, наружу не вырвавшись, стон,

              Так давно в нашем сердце болит Краснодон.

               Мы не все там бывали, но мучил он нас он,

               Как застрявший осколок свинца —

               И не в шурф их бросали, а в наши сердца,

               В нашу память, что с нами болит до конца.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Изложение с изменением лица" в 5 классе

Данный урок составлен по тексту публициста В.М. Пескова "Последний лист орешника" с применением ИКТ. Урок проводится по упр. 406 по учебнику под ред. М.Баранова...

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЭОР) НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (НП) НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ МОУ "ДЕМИХОВСКИЙ ЛИЦЕЙ"

В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями. Задача каждого педагога заключ...

Методическая разработка открытого урока на тему: «ТИПЫ ЛИЦА. КОРРЕКЦИЯ ФОРМЫ ЛИЦА С ПОМОЩЬЮ ПРИЧЕСКИ».

Тематическое планировани разработанное согласно профессиональных модулей....

Методические рекомендации при проведении уроков физической культуры в лицее с использованием спортивной игры в баскетбол.

Методические рекомендации при проведении уроков физической культуры в лицее с использованием спортивной игры в баскетбол.Ловля мяча. Классификация передачи мяча....

тема урока "Уход за кожей лица" -7 класс

Материал по теме "Чистая кожа".Закрепление знаний по определению типа кожи и ухода за ней....

Конспект урока по немецкому языку "Лицо города – визитная карточка страны"

Цель урока: Обобщение лексико – грамматического материала в устной и...

Интегрированный урок черчение - МХК. «Наличник – лицо дома».

Тема урока: «Наличник – лицо дома»     Сегодня проблема  сохранения традиционных духовных и культурных ценностей стоит особенно остро. Необходимо воспитывать уважение и ...