Экологическая тропа №1
материал (7 класс) на тему

Ганицева Елена Афонасьевна

Путешествие по станциям экологии, где дети показывают свои знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropa_variant_no_1.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая тропа

Вариант № 1

Цель: формирование экологических знаний учащихся, воспитание любви к природе, Родине, самому себе, развитие наблюдательности, внимания.

Форма: экскурсия, заочная экскурсия.

Приготовить: карточки с интересной информацией о необычных животных и растениях, гербарии с лекарственными растениями,

- Живая аптека. Лекарственные растения. (Собрать лекарственные растения на предлагаемом участке).

- Юный следопыт. Следы животных. (Определить по рисунку следы животных)

- Красная книга. (Перечислить занесенных в Красную книгу)

- В гостях у Кикиморы. Болото. (Ответить на вопросы)

- Законы экологии. (Перечислить)

- Использование растений нашего края (Перечислить)

- Экологическое ассорти. (Вопросы по экологии)

В гостях у Кикиморы

        В болотах такая была благодать.

Во мху так приятно было лежать.

И мягко, и влажно, и ягод не счесть-

Бывало, что за день устанешь их есть

        Эй, мой братец, Водяной.

        Ты что, их отпустил домой?

        Ну, ты братец, и простак,

        Я бы сделала не так

Загрязнили озера и реки

А виною тому все они – человеки!

        Болото избыточно увлажненный участок земли, на котором происходит накопление не разложившегося не органического вещества. Болота сосредоточены в основном в лесной зоне Северного полушария, а так же во влажных экваториальных районах Африки и Южной Америки. Общая площадь около 350 млн. га.  В России болота расположены в Североевропейской части, Западной Сибири, на Камчатке и других регионах. Образуются в результате переувлажнения почвы или зарастания водоемов. Основные  процессы, создающие болота – слабый обмен кислородом и ионами минеральных веществ в неподвижной воде, медленное разложение органического вещества в анаэробной и, как правило, кислой среде, накопление растительного детрита. Болота сложная экосистема с характерными  флорой и фауспецифических болотных видов – растений – оксилофитов (сфагновые мхи, багульник, клюква, морошка, саррацения), и животных – (бесцветные жгутовые, коловратки и некоторые  другие). На болотах распространены осоки, рогоз, камыш, а из животных – кулики, журавли, утки, гуси, обильны комары и слепни.

По характеру растительности и местоположению различают низинные (в долинах рек, в местах выхода ключей), верховые 9обычно на плоских водоразделах) и переход болота по режиму питания растения – олиготрофные, эвтрофные, мезотрофные. Гидрофиты – растения, значительная часть которых находится в воде (лесной камыш, черная ольха, серая ольха). Вода с господством этих растений залегает на глубине трех метров. Гигрофиты – растения, обитающие в избыточно увлажненных местах их присутствие говорит что вода залегает неглубоко от 0,1 до 0,5 метров. Ксерофиты – недостаток влаги.

Вопросы от Кикиморы

- Индикаторы чистой воды: растения (кувшинка, кубышка, ольха черная, ива, вокрас, телорез); животные (ерш, окунь, судак, щука, голавль, жерех); личинки (ручейник, беззубки, перловицы, дрейсена). Разведенные рыбы в прудах – зеркальный карп.

- Какие растения в болотах. В низинном (хвощи, осока, тростник, ивы, ольха, сабельник). В верховом (клюква, морошка, голубика)

Рогоз – стоячая, слабопроточная вода

Тростник – проточные водоемы

Озерный камыш – энергичный водообмен

О присутствии глины говорят мать -и- мачеха

Кувшинки, кубышки – стоячая, слабо проточная вода.

Человек, запомни навсегда

Символ жизни на земле – вода!

Экономь ее и береги –

Мы ведь на планете не одни!

Законы экологии

  1. Все связано со всем
  2. Все должно куда-то деваться
  3. Природа знает лучше
  4. Ничто не дается даром

Экологическое ассорти Вопросы

- Какое насекомое умирает первым при загрязнении? (Бабочка)

- Сколько лет будет разлагаться: бумага (2 года); консервная банка (90 лет); полиэтиленовый пакет (200 лет); стекло (1000 лет).

- Сколько фитонцидов продуцирует лес площадью 1 га? Лиственный лес – 2 кг; можжевеловый – 30 кг; сосновый – 5 кг.

- Сколько кислорода выделяет 1 га леса за год? Березовый – 725 кг; дубовый – 830 кг; сосновый – 540 кг.

- Сколько пыли задерживает 1 га леса? Сосновый – 36 т. пыли; еловый – 30 т., бук – 65 т.

- Когда больным (гипертония, астма) вредно посещать сосновый лес? Июнь, июль.

- Из древесины какого дерева делают спички? Осина

- Какое дерево дает лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов? Ель.

- Древесина какого дерева используется в кораблестроении? Сосна.

- Дерево с белой корой? Береза.

- Сколько сова уничтожает за год грызунов? 1000

- Какую территорию леса охраняет один муравей? 1 гектар.

Особо охраняемые территории Чернушинского района Пермский край

  1. Капкан – гора
  2. Сульмаш-Таныпский лес
  3. Емаш-Павловская старица
  4. Участок «Река Тюй»
  5. Чернушинский пригородный лесной парк

Красная книга Среднего Урала

Список видов членистоногих: южнорусский тарантул, цикада горная, дыбка степная, красотел пахучий, жужелица Эстрейхера, жужелица Лошникова, жужелица ребристая, жужелица Менетриэ, жужелица пахучая, жужелица сибирская, парусник аполлон, парусник феб, парусник мнемозина- черный аполлон, ленточница камилла, перламутровка фригга, перламутровка селена восточная, перламутровка лаодика, бархатница дейдамия, трифиза беложилковая, чернушка циклоп, бархатница норна, бархатница мелисса, бархатница ютта, бархатница тарпея, хвостатка терновая, голубянка римн, голубянка орион, голубянка круглопятнистая, шмель моховой, шмель балтеатус, шмель спорадикус, шмель лезус, шмель степной, шмель плодовый, шмель пластинчатозубый.

Список видов млекопитающих: выхухоль, обыкновенный еж, ушан, северный кожанок, прудовая ночница, водяная ночница, европейская норка.

Список видов птиц: чернозобая гагара, черный аист, краснозобая казарка, пискулька, лебедь кликун, обыкновенный турпан, скопа, болотный лунь, большой подорлик, могильник, беркут, орлан – белохвост, сапсан, дербник, кобчик, филин, воробьиный сыч, ястребиная сова, бородатая неясыть.

Список видов рептилий, амфибий, рыб: веретеница ломкая, прыткая ящерица, медянка, сибирский углозуб, гребенчатый тритон, краснобрюхая жерлянка, обыкновенная чесночница, зеленая жаба.

Растения нашего края и практическое их применение

1.Краска: ольха – черная; кожура лука – красная, коричневая; листья манжетки – серо-зеленая.

2. Венки- береза, дуб, пихта

3. Спички- осина

4. Фанера, паркет – береза, дуб

5. Целлюлоза, картон, техническая бумага – ель, пихта

6.  Типографская краска, лекарство, мыло, пластмассы- живица

7. Лыжи, мебель – сосна

8. Поделки, панно, рамы, двери – липа ( редко осина)

9. Лекарство – травы, цветы, плоды

10. Гидролизный спирт- из дерева 100 кг – 20 литров (этилен)

11. Чай – душица, зверобой, мята, иван - чай,  шиповник

- Дикорастущие растения, употребляемые в пищу (щавель, кислица, крапива, земляника, черника, брусника и т.д.)

- Для заварки чая лесные растения (Листья земляники, малины, черники, душицы, мяты и т.д.).

- Целебная повязка (подорожник, болотный мох)

- Растение вместо мыла (мыльнянка)

- Вы собрали семена ландыша и посадили. Когда будут цветы (Зацветает на 6 –ой год)

- Какой цветок 4 раза меняет свой цвет (Медуница – розовый, пурпурный, фиолетовый, синий)

- Из чего добывают этиловый спирт, глицерин, кормовые дрожжи, камфару (Ветки ели или пихты)

- Чьи листья опадают осенью зелеными (Сирень, ольха)

- Чемпион по скорости роста среди деревьев? (Эвкалипт)

- Ядовитые ягоды (Вороний глаз, волчье лыко)

- Последняя ягода в нашем лесу? (Клюква)

- Какой цветок лето начинает? (Колокольчик)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»...

«Экологическая тропа как элемент экологического воспитания»

Материал рассказывает о проекте, связанном с созданием в лесу рядом со школой экологического маршрута длиной в 800 метров. Участие в данном проекте позволит учащимся расширить свои представления о про...

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...

Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс

laquo;Внеклассное мероприятие  экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...