Творческий проект "Детские годы Мухтара Ауэзова"
проект (6 класс) по теме

Нурпейсова Гульбану Бекмуратовна

Проект "Детские годы Мухтара Ауэзова  прочитан в рамках конкурса "М.Ауэзов - творец вечных ценностей""

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_proektdetskie_gody_m_auezova.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 имени Мухтара Ауэзова

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Детские годы Мухтара Ауэзова

(прочитан на конкурсе творческих проектов

«Мухтар Ауэзов – творец вечных ценностей»

27 сентября 2013года)

         Выполнила         МУРАТБЕК УЛПАН МУРАТБЕККЫЗЫ,

                                                 ученица 6 «Г» класса

                      Руководитель   НУРПЕЙСОВА ГУЛЬБАНУ БЕКМУРАТОВНА,

                                                 учитель русского языка и литературы

                                                 

Байконур, 2013

Детские годы Мухтара Ауэзова

Цель:      познакомить с детскими годами Мухтара Ауэзова.

                развивать навыки творческой работы, характеристики героя

Задачи:   формировать чувство патриотизма, расширить кругозор по

                литературе

Оборудование: мультимедийная презентация, интерактивная доска

   

   Мухтар Омарханович Ауэзов родился 28 сентября 2897 года в местечке Аяккараган (близ зимовки Борли) в семье кочевника-казаха Чингисской волости Семипалатинской области. Его прадед Бердиходжа был оратором и начитанным человеком, хранил обычаи предков, обладал даром красноречия. Будущий писатель рос под духовным влиянием Абая. Отец Омархан и дед Ауэз люди культурные, высоко чтили великого поэта, и друга семьи. Много сил воспитанию внука отдавал дед Ауэз. Он был неистощимым рассказчиком народных сказаний, учил внука грамоте, он же привил Мухтару любовь к литературе, к поэзии Абая.

   Впоследствии он вспоминал о дедушке и говорил «Мне с детства известны произведения Абая. Мой дедушка был его другом. Дедушка заставлял нас, внуков, помногу раз перечитывать и оригинальные, и переводные стихи поэта. Особенно строго требовал он, чтобы мы знали наизусть письмо Татьяны».

   Первые впечатления детства были связаны с Чингистаускими степями и горами. Бабушка Динасил водила внука в юрту Абая, и знаменитый поэт, по-отечески погладив его по голове, пожелал доброго жизненного пути и большого счастья. В шестилетнем возрасте дедушка Ауэз по рукописной книге стихов Абая стал обучать Мухтара и его дядю и ровесника Ахмета арабскому алфавиту. Дед, подражая, учителям – муллам, держал учеников над книгой с утра до заката, и все выученное за день нужно было перед ужином прочесть ему наизусть.

   «Помню безоблачное тёплое весеннее утро. На лужайке перед зимовкой резвятся телята, прыгают милые детскому сердцу ягнята и козочки, а по небу, подобно белокрылым пери из бабушкиных сказок, далеко растянувшейся стаей летят озаренные солнцем лебеди. И вдруг все очарование весеннего дня исчезает: нас зовут в душную низкую зимовку к деду. Увидев в его руках толстую рукописную книгу, я понимаю, зачем меня звали, и огорчаюсь еще больше. Дед начинает показывать мне в книге арабские буквы, и у каждой из них такое трудное название…

   Книга эта была сборником стихов Абая. Ауэз, друг и искренний почитатель его таланта, решил обучать нас грамоте по стихам любимого поэта, надеясь внушить любовь к ним и своим внукам».

   Сначала Мухтар учился в родном ауле, затем в мусульманском медресе в Семипалатинске. Но уже в одиннадцатилетнем возрасте он перешел в пятиклассное городское училище. Мухтар учился на «отлично». Он был прилежным, любознательным мальчиком. Его все любили, уважали. Проучившись, пять лет, он поступил в местную учительскую семинарию. Перед ним открылись сокровища русской и мировой литературы.

  Начинается знакомство с русской и зарубежной классикой. В то же время Мухтар Ауэзов  пишет небольшие рассказы, стихи и статьи, которые начинают публиковаться.

   В ранних произведениях М.Ауэзова нет ни одного героя, мечты которого бы сбылись. Если герой вступает в борьбу, он ничего не может добиться, кроме страданий. Пока существует враждебный для человека строй, не будет справедливости.

   Хочу остановиться на одном из ранних произведений Мухтара Ауэзова «Серый лютый (1928) – рассказ символического содержания. Коксерек – серый волк, выпестованный в домашних условиях. Он приносит столько бед в ауле! Волк загрыз насмерть Курмаша, вскормившего его. Я думаю, что нет пощады жестокости, несправедливости и предательству.

   Ауэзов в детстве зачитывался книгами Джека Лондона, американского писателя, а став взрослым, перевёл на казахский язык его повесть «Белый клык» и не раз повторял, что его рассказ о волке «Серый лютый» (Коксерек) написан «в том же ряду, что и рассказы Джека Лондона, Чехова, Льва Толстого». «Я тоже пытался показать «психологию», повадки животного,-писал Ауэзов. – Мои детские впечатления о жизни в ауле, охотничьи увлечения помогли полнее ощутить невидимые нити, скреплявшие отношения человека к этим извечным спутникам кочевий и зимовок. Я помню, как драматический поединок человека и волка у Джека Лондона потряс моё воображение». Однако нельзя не вспомнить и грустные строки Абая:

                                        Я вырастил пса из щенка –

                                        Он ногу мне прикусил.

                                        Обучил я когда-то стрелка.

                                        И он меня чуть не убил.

   Рассказ-символ как бы впрессовывает в себя общественные и личные проблемы, психологически-нравственную оценку. Рассказ был настолько новым, неожиданным по содержанию и форме, что на долгие десятилетия стал объектом жарких споров критиков.

  Мухтар Ауэзов в своём творчестве сумел  вместить величие и простоту своего народа. Сила духа, оптимизм и другие качества, свойственные его таланту всегда помогали писателю найти выход из почти безвыходного положения и сохранять полное присутствие духа.

Список использованной литературы:

  1. Ауэзов М. Путь Абая. Часть 1-2 Алма-Ата.1985 г.
  2. На земле Абая. Из жизни Абая, Шакарима, Мухтара Ауэзова.
  3. Нурпеисов Р. «Ауэзов и Алаш», Алматы, 1995.

                                   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник творческих разработок "Зеленое царство Берендея", посвященных Международному году лесов

Сборник сценариев воспитательных мероприятий о лесе "Зеленое царство Берендея" эколого-биологической направленности предназначен для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Сборник ...

Программа по сопровождению творчески одарённых детей учителя МБОУ «Клязьмогородецкой школы» Рахматуллиной В.Е. (на 2015-2016уч. года)

Одним из направлений Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" является развитие системы поддержки талантливых детей, где ...

Сценарий открытия фестиваля творческой защиты проектов по теме: «Советская дипломатия в годы Великой Отечественной войны».

Сценарий открытия фестиваля творческой  защиты проектов по теме: «Советская дипломатия в годы Великой Отечественной войны». (Составилен: Редькиной Еленой Николаевной, КШИ №11, старший воспи...

Творческий проект по теме "Змея - символ наступающего года".

Учебные предметы: математика, география, биология.Руководители: Шурчкова Л.В , Лебедева С.ГПродолжительность: декабрь месяц.Цель: Собрать и представить интересную информацию о символе года, науч...

Авторская песня "Мухтар" (нотный вариант)

Авторская песня "Мухтар" рекомендуется для разучивания с воспитанниками старшего дошкольного и младшего школьного возраста...

Айтмухамбетов Мухтар Абулбаевич - солдат степей.

В своей работе я хочу рассказать  о ветеране ВОВ ....

Литературно-творческая гостиная "Года идут, искусство не стареет"

Внекласснщимся ое мероприятие по литературе, музыке, МХК. Разработано вместе  с учащимся школы, Лексаковым Дмитрием. Участники- 8-9 класс...