Рабочая программа школьного отряда Юных Защитников Правопорядка "Прометей"
рабочая программа (9 класс) на тему

Савостьянова Галина Александровна
В Репинской средней школе за последние годы сложилась целая система правового воспитания учащихся как с группой (классом) учащихся, так и индивидуально с каждым подростком асоциального поведения. Большое значение в учебно-воспитательном процессе занимают тематические внеклассные занятия, недели и дни правовых знаний, встречи с работниками правоохранительных органов и т.д. Школа работает в тесной взаимосвязи с родителями, с общественностью. Практикуются дни открытых дверей для родителей, родительские конференции, семейные праздники, проведение школьных мероприятий с привлечением родителей. Привлекаем родителей к формированию законопослушного поведения у детей. Учебно-воспитательная работа по правовому воспитанию учащихся в Репинской средней школе основана на гуманистических, нравственных позициях. В программе осуществляется целостный подход к изучению и коррекции детей ассоциального поведения. Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса образовательного учреждения. Главная особенность – это практическая направленность и реализация ее через различные формы занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа ЮЗП105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Репное

Балашовского района Саратовской области»

               

                  «Согласовано»

Заместитель руководителя по ВР

        МОУ  «СОШ   с.Репное»

                             /С.В.Юнаковская/

«Утверждено»

Руководитель

МОУ  «СОШ  с.Репное»

                            /С.В.Колдышкин/

«        »                               2014 г.

«        »                             2014 г.

               Рабочая программа

             отряда ЮЗП «Прометей»

Руководитель: Савостьянова Г.А.

                                                           2014--2015

                         Пояснительная   записка

           Среди  важнейших проблем, эффективное решение которых обеспечивает нормальное развитие любого общества, особое место занимает защита прав и интересов несовершеннолетних. Острота проблемы правового воспитания обусловлена тем, что ребенок является не только объектом, но и субъектом правовых отношений.  Как свидетельствует статистика, несмотря на общеконституционные гарантии прав и свобод всем гражданам независимо от возраста, факты ущемления прав несовершеннолетних встречаются гораздо чаще, чем по населению в целом, в результате чего ребенок становится жертвой произвола взрослых членов общества. Кроме того, несовершенство, а порой и полное отсутствие знаний законов, защищающих  права каждого ребенка, делает его участником правонарушений и преступлений, формирует толерантность и снисходительное отношение к различным формам девиантного поведения. Это, в свою очередь, ведет к искажению процесса  социализации.

           Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Человеческое достоинство - это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок - личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.

Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.

          Проблема осознания своих прав детьми актуальна. Ведь речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека.

Необходима специальная тренировка, закрепляющая эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения.

         Современные требования в области охраны прав и интересов детей направлены, прежде всего, на обеспечение справедливых и благоприятных условий развития и воспитания учеников, а также на повышенную социально-правовую защищенность детей. Поэтому программа носит развивающий и профилактический характер. Материалы  помогают в развитии социальной уверенности ребенка и предупреждении социально неуверенного поведения.

         Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. В концепции модернизации российского образования   сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.

        В Репинской средней школе за последние годы сложилась целая система правового воспитания учащихся как с группой (классом) учащихся, так и индивидуально с каждым подростком  асоциального поведения. Большое значение в учебно-воспитательном процессе занимают тематические внеклассные занятия, недели и дни правовых знаний, встречи с работниками правоохранительных органов и т.д. Школа работает в тесной взаимосвязи с родителями, с общественностью. Практикуются дни открытых дверей для родителей, родительские конференции, семейные праздники, проведение школьных мероприятий с привлечением родителей. Привлекаем родителей к формированию законопослушного поведения у детей.

           Учебно-воспитательная работа по правовому воспитанию учащихся в Репинской средней школе основана на гуманистических, нравственных позициях. В программе  осуществляется целостный подход к изучению и коррекции детей ассоциального поведения.

                Реализация программы основана на работе педагогического коллектива с детьми, семьей и возможна при поддержке общественности и правоохранительных органов. Большое значение в программе придается социализации детей, включению их в социальнозначимые отношения друг с другом и с взрослыми. Каждый трудный подросток будет иметь возможность самореализоваться в жизни коллектива.

 Цели  программы: 

  - объединить усилия педагогов школы, семьи, общественности, правоохранительных органов, направленные на воспитание и развитие духовно здоровой личности школьника;

-  оказание социальной помощи детям для их адаптации в жизненном пространстве;

- каждый «трудный» подросток должен быть включен в коллективную творческую, развивающую деятельность для осознания своей роли в жизни других людей, коллектива, общества;

-гражданское и  патриотическое воспитание учащихся;

-воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России;

развивать познавательный интерес в области истории родного края ;

-повышение уровня правовой культуры подростков и их родителей;

Задачи:

-формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих;

-развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразования окружающей жизни;

-профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;

- формирование активной жизненной позиции и осознание приоритета прав личности;

  -привлечение молодёжи к участию в реализации государственной программы в области военно - патриотического и гражданского воспитания

-интеллектуальное и творческое развитие учащихся

 - развивать познавательный интерес в области истории родного края .

  - способствовать развитию эмоционально-оценочного отношения к традициям, истории и культуре края.

  -  продолжать знакомить с историческим материалом.

  - приобщать детей к культурным ценностям.

  - способствовать развитию личностного самообразования через создание ситуации успеха, творческих и мыслительных способностей детей.

  -  способствовать развитию авторских идей.

  - развитие самостоятельности.

  - углубленное изучение документов, источников.

- оказание помощи несовершеннолетним в совершенствовании организаторских навыков, умения общаться, отстаивать и аргументировать свою точку зрения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

- привлечение специалистов различных государственных структур с целью популяризации правовых знаний среди подростков.

      Новое  общество требует установки на взаимодействие и сотрудничество, открытость к окружающим людям, требует защиты своих собственных прав и уважения прав других. Сегодняшние  условия  предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности и личного развития. Дети являются самой незащищенной частью общества.

Школа призвана  защитить  ребенка и дать ему навыки самозащиты, способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов нашей страны. Ребята знакомятся с историческими и правоведческими понятиями посредством чтения правоведческой литературы, исследовательской деятельности и  участия в различных  конкурсах.

Обучение проводится на образном, эмоциональном уровнях, что в свою очередь способствует формированию интереса, патриотизма и любви к Родине.

          В соответствии с возрастными и психологическими способностями ребят изучение тем проводится с постепенным их усложнением и углублением. При практическом применении программы также учитывается знание учащихся истории и географии города.  Кроме того, на каждом занятии планируется изучать не только времена минувшие, а чередовать изучение этих тем с темами современной истории и географии нашего города.

           Большое внимание уделяется организации познавательной деятельности учащихся, в которой требования педагога должны стать внутренними побуждениями ребят. Успех обучения зависит не только от внешних факторов - содержания, методики, но и от индивидуально-психологических особенностей учащихся уровня умственного развития детей.

          Программа  рассчитана  для детей от 14 до 17 лет; дети этого возраста обладают навыками синтеза и анализа, могут обобщить накопленный материал, делать выводы, проводить посильную исследовательскую работу.  Данная программа  позволяет за короткий срок достичь поставленной цели, т.к. осуществляется опора на уже известные знания и практико-ориентированную деятельность.

                         

             Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса образовательного учреждения.  Главная особенность – это практическая направленность и реализация ее через различные формы занятий.

           

 Возраст обучающихся: 14-17 лет

          ОПИСАНИЕ   ФОРМ,   МЕТОДОВ,   СПОСОБОВ    ДОСТИЖЕНИЯ   ЦЕЛИ

      Для  достижения  поставленной цели можно использовать все многообразие методического арсенала внеурочной деятельности. Это и лекции учителя, и сообщение учащихся, и свободное обсуждение, и экскурсии, а также участие в районных программах, выполнение тестов и решение правовых задач.  Накопление изучаемого материала, объем информации должны сводиться не к количеству, а к качеству знаний. Необходимо реализовывать сбалансированное сочетание традиционных  и новых методов обучения, применение объяснительно – иллюстрированных и эвристических методов.  В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые  задания требуют объединения детей в группы, так же включается интегрированный вид работы. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстрированного материала и подкрепляется практическим освоением темы.  С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.  Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей разного возраста. Работа с обучаемыми  детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.

На занятиях используются различные методы :
- словесные (рассказ, беседа, инструктаж, разъяснение);

 - практические (упражнение, учебно-производительный труд, исследовательская работа);

- работа с книгой; с документами.

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения)

- эвристические (проблема формируется детьми, ими же и предлагаются способы ее решения).

         

         В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного труда. Некоторые  задания  требуют  объединения  детей в подгруппы. Теоретическая часть обычно дается в начале занятия и проходит в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Затем все теоретические знания закрепляются на практике. С целью проверки усвоения знаний, терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры.Методы обучения выбираются с учетом знаний и практических навыков, полагаемых учащимися на занятиях .

          На занятиях дети могут работать с разной литературой. Это помогает «разгрузить» педагога и закрепляет у ребенка навык  самостоятельной  работы .Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель объединения вместе с тем направляет творческую деятельность. Также  проходят творческие занятия. Дети вместе с педагогом и детьми  –  наставниками рассматривают иллюстрации, альбомы, открытки и многое другое, выбирают понравившийся материал, оформляют стенды, уголки и боевые листки. Вместе решают, в какой технологии будут работать. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, анализ. Коллективные просмотры выполненных работ, их анализ, приучают школьников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей, удаче.

        Бывает и так, что у ребенка не получилось то, что он задумал. Он это осознает и сам очень переживает. В таком случае у него  может  развиться страх, что в следующий раз он опять не справится с работой. Это приведет к тому, что у ребенка совершенно пропадет интерес к занятию. Чтобы не случилось этого, необходимо найти в детской работе хоть какую-нибудь «изюминку», обязательно дать работе положительную оценку. Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить, конечно, и недостатки, но похвала должна и предварять и завершать оценку.  Основными формами подведения итогов за год  являются итоговые занятия, выставки, открытые занятия, фестивали, конкурсы.  Также на  последнем занятии подводят итоги за прошедший год, а отличившихся детей в учебном году награждают грамотами.

                                Условия    реализации    программы.

  ·     Информационно- методическое обеспечение программы (пакет методических материалов).

 ·     Внедрение в программу личностно-ориентировочного подхода.

 ·     Умелое использование педагогом наиболее эффективных форм работы по развитию личности обучаемых.

 ·     Творческое отношение к образовательному процессу.

 ·     Новые технологии.

 ·     Проветриваемое помещение.

 ·     Наличие материалов.

 

                                   Методическое обеспечение.

·        Техническое оснащение.

 ·         Папки наборов по всем темам .

 ·         Набор памяток по технике безопасности.

 ·        Различные дидактические материалы по всем темам курса.

·        Коллекция выставочных работ.

 ·        Фотоальбомы. Альбомы. Книги.

 ·        Методическая литература .

 ·        Подборка материала.

                     

                             

                                 Прогнозируемые результаты.

По окончании реализации программы школьник должен знать:

-содержание прав и свобод человека и гражданина;

-понятие и принципы правосудия;

-органы и способы защиты прав человека.

-правила поведения в общественных местах.

-историю родного края.

-традиции и обычаи края.

 Школьник должен уметь:

-характеризовать организации и деятельность органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров;

- использовать  различные формы социальной защиты и социального обеспечения.

  -пользоваться литературой и материалами.

  -правильно рассуждать.

  -анализировать события, выделять главное.

  -применять полученные знания на практике (виды работ)

  -пользоваться в совершенстве методическими материалами.

  -проводить исследовательскую работу.

    -подбирать необходимый материал для работы..

  -самостоятельно работать с дополнительным материалом.

 

  Основные понятия, с которыми знакомятся учащиеся:

  • правила, право, обязанности, закон, правонарушения;
  • устав школы, конвенция о правах ребенка, конституция РФ;
  • право на жизнь, право на имя, право на гражданство, право на национальность, право на заботу родителей, право на жилье, право на образование, право на охрану здоровья, право на индивидуальность;
  • правила общения в коллективе;
  • правила безопасной жизнедеятельности

                ИНФОРМАЦИОННО_МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература для учителя:

  • Гордеева В.В. Правовое воспитание в школе. 9-11 кл. Разработки организационно-деятельностных игр/В.В.Гордеева, Волгоград, «Учитель», 2007, с.207.
  • Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 кл. «Подросток и закон»/Н.Ф.Дик, Ростов-на-Дону, !Феникс», 2006, с.315.
  • Кашанина Т.В. Российское право. Учебник для ВУЗов./Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин, Вита-Пресс, 2007.
  • Права ребенка: Нормативные правовые документы. - М., 2005.
  • Права ребенка: Сборник документов и статей. - М., 1992.
  • Смирнов В.А. Детский правовой клуб: технология создания и развития. Методическое пособие./В.А.Смирнов, Кострома, «Авантиум», 2006.
  • Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности // Классный руководитель. - 2002. - №2.

Литература для учащихся:

  • Конституция РФ 1993г.
  • Конвенция о правах ребенка-М.2009г.
  • Всеобщая декларация прав человека и гражданина-М.2009г.
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях-М. «Кодекс»,2009г.
  • Гражданский Кодекс РФ-М. «Кодекс»,2008г.
  • Трудовой Кодекс РФ-М. «Кодекс»,2007г.
  • Уголовный кодекс РФ-М. «Норма»,2008г.
  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ-М. «Норма», 2008г.
  • Ветров Н.И. Уголовное право. Учебник для ВУЗов./Н.И.Ветров.-М. Юриспруденция, 2007г.
  • Лазарев В.В. Конституционное право. Учебник для ВУЗов./В.В.Лазарев-М.2004г.
  • Кашанина Т.В. Основы права 10-11 кл./Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин-Ростов-на-Дону,Вита-Пресс,2007г.
  • Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь./А.Ф.Никитин-М. «Дрофа»,2007г.
  •  Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Книга для учащихся начальных классов. - М., 1995.
  • Элиасберг Н.И. Права ребенка - это ваши права! - СПб., 2004.
  • Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М., 1992.

                                                

                                                        Общая литература

  1. Обществознание. Интенсивный курс. М.: 2009 г.

2. Обществознание. Полный справочник. / П.А.Баранов. М.: 2010 г.

3. Тесты по обществознанию.  С.А.Нижников. М.: 2006 г.

4. Экономика. Словарь терминов. Экзаменационные билеты. М.: Ответ, 2007 г.

5.Гевуркова Е.А. Задания по новейшей истории России в проверочной работе./Оценка качества образования. № 5 2009.с.54-61

6. Сборники кодексов РФ по различным отраслям права.

7. Конституция  РФ.

8. Иоффе А.Н. Методические материалы по гражданскому образованию. М., 2003

                                             

                             ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Обществознание: глобальный мир в XXI веке: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.В.Поляков, В.В.Федоров, К.В.Симонов и др.]; под ред. Л.В.Полякова. – М..: Просвещение, 2008. [Электронный ресурс]. – М.Просвещение, 2008.
  2. Основы правовых знаний. 8 – 9 классы. [Электронный ресурс]. – М.: Российский фонд правовых реформ, ООО «Кирилл и Мефодий, 2002.
  3. Россия на рубеже третьего тысячелетия. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, 2002.
  4. 1С: Школа. Экономика. 10 – 11 класс ( 2 части). [Электронный ресурс]. – ЗАО  «1С», 2007.
  5. Человек и общество. Обществознание.10-11 кл. В 2 частях. [Электронный ресурс].-ОАО «»Просвещение», 2007
  6. Обществознание. Большая детская энциклопедия. [Электронный ресурс].-ООО «Издательство», Россия, 2008г.

                                 ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Основные Интернет-ресурсы

http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;

http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;

http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

 Дополнительные Интернет-ресурсы

hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»

http://www.gumer.info/Name_Katalog.php - библиотека книг по истории и другим общественных наукам

http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов

http://www.ihtik.lib.ru - библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам

http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения

http://www.vciom.ru – Всероссийский Центр изучения общественного мнения

http://www.warheroes.ru – биографии Героев Советского Союза и России

http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html – библиотека думающего о России

www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о деятельности школьного отряда «Юный друг полиции» МОУ СОШ №8 г. Люберцы

В нашей школе, под девизом (Наезжать на нас не надо, потому что мы Торнадо). работает отряд Юных Друзей Полиции «Торнадо » с 2010 года. Каждый год члены отряда  ЮДП переоформляют свой с...

Программа профильного отряда "Юный техник"

   Программа деятельности летнего  профильного отряда ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка...

Рабочая программа по отряду Дружины юных пожарных

Данная программа разработана для детей - членов Дружины юных пожарных образовательного учреждения по изучению основ пожарной безопасности и в соответствии с программой курса ОБЖ общеобразовательной шк...

Рабочая программа по отряду "Юных инспекторов движения"

Программа кружка  «Юные инспектора движения» (ЮИД) в 2-9 классах разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Прави...

программа школьного лесничества "Юные защитники природы"

Дополнительная образовательная программа по экологии. Рассчитана на 144 часа...

Программа профильного отряда "Юные журналисты"

Профильный отряд "Юные журналисты" при школьном летнем лагере досуга и отдыха организован с целью проведения профессиональных проб учащихся 7-9 классов при поддержке кафедры журналистики и м...