программа школьного лесничества "Юные защитники природы"
рабочая программа на тему

Гаспарян Елена Владимировна

Дополнительная образовательная программа по экологии. Рассчитана на 144 часа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

центр развития творчества детей и юношества р.п. Переяславка

Утверждаю:

Директор  МБУ ДО ЦРТДЮ

__________________ З.А. Артемова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  

 «Юные защитники природы»

Автор: Гаспарян Е.В. – педагог дополнительного образования

Возраст воспитанников: 12 – 17 лет

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов:  144

р.п. Переяславка

2017 год

ВВЕДЕНИЕ

       Россия является самой богатой лесными ресурсами страной в мире. Площадь лесов Российской Федерации составляет 1,1 миллиарда гектаров. Государственная политика Российской Федерации в области лесных отношений направлена на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; использование лесов с учетом их глобального экологического значения.

      В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений граждан России. На сегодняшний день одна из эффективных форм объединения детей для решения этих задач - движение школьных лесничеств. Движение школьных лесничеств очень важно с воспитательной и пропагандистской точек зрения, оно помогает многим школьникам войти в мир окружающей природы, узнать её, понять и полюбить, сформировать бережное отношение к лесу

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Работа школьных лесничеств, как одна из форм воспитания экологической культуры имеет в нашей стране глубокие корни. В Хабаровском крае и других регионах школьные лесничества имеют историю длиной несколько десятилетий. Несмотря на это, работа данных трудовых экологических объединений не потеряла своей актуальности и по сей день. Школьное лесничество создается в целях воспитания у подростков бережного отношения к природе, расширения и углубления их знаний в области ботаники, зоологии и других естественных наук, формирования интереса к профессиям лесохозяйственного профиля. Это такая форма активного отдыха, которая позволяет сочетать выполнение несложных трудовых операций с пребыванием на воздухе в лесу.

Школьное лесничество – общественное эколого-образовательное (трудовое) объединение обучающихся, создаваемое на добровольных началах, при участии педагогов МБОУ СОШ  села Бичевая  и специалистов КГКУ «Оборское лесничество». Программа определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания курса. Данная рабочая программа направлена на достижение планируемых результатов. В программе учтены основные положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Актуальность программы:

        Особое значение школьное лесничество  приобретает в условиях села. В селе школа зачастую является главным и единственным культурным центром. Анализ ситуации, сложившийся в подростковой среде, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания к организации свободного времени обучающихся  ведет к негативным последствиям. Несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся, огромного  объема материалов, помещенных на сайтах Интернета, проблема воспитания экологической культуры  не теряет своей актуальности.

Экологическое образование в должно обеспечить устойчивое развитие мотивированной гражданской позиции сохранения природы, подлежащей передаче из поколения в поколение внеухудшенном состоянии и формирование на этой основе всей жизнедеятельности общества.

Новизна программы:

      Программа является практико-ориентированной и носит деятельностный и междисциплинарный характер, используя разнообразные интерактивные методы, она может быть реализована во внешкольных учреждениях дополнительного образования детей, а также - во время летних выездных практик и  эколого-туристических экспедиций.

      Программа рассчитана на 1 год обучения  учащихся в возрасте 12-17 лет (6- 11 классы).

      Режим занятий: Занятия осуществляются как в кабинете в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды.

II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель: Создание условий для экологического образования обучающихся и воспитания у них активной гражданской позиции, любви и бережного отношения к природе, развитие интереса к проблемам охраны окружающей среды и их решения.

Задачи:

1. Оказать практическую помощь лесничеству в деле охраны, защиты и воспроизводства лесов, неистощимого использования лесных богатств, содействовать специалистам лесного хозяйства в проведении лесохозяйственных мероприятий по охране лесов от пожаров, самовольных порубок и других лесонарушений.

2.  Обучить навыкам исследования леса, привлечь к участию в осуществлении опытно-исследовательской работы для решения региональных проблем локального уровня в области охраны природы и лесного хозяйства на территории лесного фонда совместно со специалистами лесничества, педагогами школ и другими заинтересованными лицами.

3. Ориентировать обучающихся профессионально, подготовить из их числа будущих специалистов лесного хозяйства.

4. Пропагандировать среди населения знаний о лесе, вести разъяснительную пропагандистскую  работы по вопросам охраны лесов от пожаров, их восстановления и рационального использования, защиты от вредителей и болезней леса, охраны и использования объектов животного мира.

5. Организовать и проводить в массовые мероприятия природоохранной направленности: праздников «День зимующих птиц», «День Земли», «Неделя леса»,  «Экомарафон», закладка памятных посадок, создание экологических троп, проведение обзорных экскурсий, выставок, конкурсов и других, участвовать в региональных и федеральных природоохранных мероприятиях и мероприятиях экологической направленности: в ежегодном Всероссийском юниорском лесном конкурсе «Подрост».

6. Способствовать развитию навыков по традиционным народным промыслам, связанных с использованием лесных ресурсов (лозоплетение, резьба по дереву, и т.п.).

7. Проводить просветительскую работу экологической направленности среди населения членами школьного лесничества.

III. УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНЫМ ЛЕСНИЧЕСТВОМ

  1. Высшим органом в школьном лесничестве является общее собрание его членов, которое собирается не реже двух раз в год.
  2. Общее собрание школьного лесничества рассматривает перспективные вопросы деятельности школьного лесничества, избирает из своего состава руководителей школьного лесничества (лесничего и его помощника(ов)).
  3. Исполнительным органом школьного лесничества является Совет школьного лесничества во главе с представителем лесничества (школы). В состав Совета входят лесничий и его помощник, специалист лесного хозяйства и учитель школы, совместным приказом назначенные ответственными за работу школьного лесничества.
  4. Совет школьного лесничества руководит всей деятельностью школьного лесничества, разрабатывает регламентирующие документы, обеспечивающие его функционирование, устанавливает структуру, штат лесничества и содержание его практической деятельности, назначает мастеров леса, лесников, организует практическое осуществление планов (программ) работы, участие членов школьного лесничества в областных мероприятиях природоохранной направленности, решает текущие вопросы деятельности школьного лесничества, анализирует результаты работы школьного лесничества и отчитывается о своей деятельности перед общим собранием членов школьного лесничества; выходит с предложениями к руководству базового лесничества, школы о совершенствовании деятельности школьного лесничества, поощрении лучших его членов.
  5. Техническое руководство школьным лесничеством осуществляется заместителем руководителя лесничества или другим специалистом, определённым договором о создании школьного лесничества или назначенным приказом руководителя лесничества.
  6. Положение о школьном лесничестве, структура, штат школьного лесничества, планы работы и другие регламентирующие его деятельность документы обсуждаются на собрании членов школьного лесничества и утверждаются руководителями лесничеств и школы, после чего включаются в работу школьного лесничества.
  7. Совет школьного лесничества совместно с руководством лесничества и школы несёт ответственность за соблюдение трудового законодательства, в том числе норм охраны и безопасности труда при осуществлении практических задач в соответствии с учреждённым планом деятельности школьного лесничества.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Школьное лесничество создаётся на базе МБОУ СОШ села Бичевая
  2. Школьное лесничество осуществляет свою деятельность на основании договора между КГКУ «Оборское лесничество» и МБОУ СОШ села Бичевая на территории гослесфонда, выделенной и закреплённой за ним, в установленном порядке, в соответствии с проектом организации и развития лесного хозяйства на территории школьного лесничества, планом работы школьного лесничества, а также другими нормативными и регламентирующими документами, необходимыми для обеспечения деятельности школьного лесничества.
  3. Территория школьного лесничества делится на лесохозяйственные участки и обходы по принципу, принятому в лесном хозяйстве и закрепляется в соответствии с настоящим положением за конкретными группами обучающихся на период их работы в школьном лесничестве.
  4. Школьное лесничество работает в соответствии с планом (программой), разработанным Советом школьного лесничества с помощью и под руководством специалистов лесничества и педагога дополнительного образования школы. План (программа) обсуждается на общем собрании школьного лесничества и утверждается совместно руководителем школы и лесничества.
  5. Содержание работы школьного лесничества определяется задачами экологического воспитания, образования и просвещения населения, направленностью лесохозяйственной деятельности базового лесничества, заданиями по проведению исследовательской работы по тематике, предложенной лесничеством и принятой для разработки в школьном лесничестве.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА «ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ»  НА 2017-2018 ГОД

№  блока

№№ занятий

Наименование раздела

Количество часов

всего

в том числе

Теория

Практика

Экскурсия

Контроль

резерв

1

1-9

Значение леса в жизни человеческого общества

18

6

4

2

2

4

2

10 - 26

Основные древесные породы лесов России и  Хабаровского края

34

8

14

8

2

2

3

27 - 37

Лес и среда

22

8

8

2

2

2

4

38 - 72

Искусственное лесовосстановление

70

12

44

8

2

4

Итого

144

34

64

28

8

10

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

        Тема 1.  Значение леса в жизни человеческого общества. 18 ч.

 Теория: Лесной кодекс Российской Федерации. Деление лесов на три группы по их народнохозяйственному значению и категориям защитности. Обоснование важности профессии лесовода. Понятие о лесе. Лес как элемент географического ландшафта.  Значение леса в жизни человеческого общества. Древесина – источник ценной и разнообразной продукции. Свойства леса: водоохранные, почвозащитные, санитарные, рекреационные и т.д. Лесной фонд России. Леса Хабаровского края и их социально-эколого-экономическое значение.

Практика:  Знакомство  со структурой лесонасаждений с использованием плана лесонасаждений лесничества и таксационного описания, географических атласов ареалов растений.

Экскурсии: экскурсии по территории обходов школьного лесничества. Кварталы Оборского лесничестваа.

Контроль:  Экологические игры: «Дорисуй дерево», «Кто больше запомнит?» и т.д.

Резервные часы: Праздник «День леса»

Демонстрация: таблицы, фотографии.

Оборудование и материалы: План лесонасаждений лесничеств, таксационное описание, Атлас ареалов растений.

Тема 2.  Основные древесные породы лесов России и  Хабаровского края.     34 ч.

    Теория:  Краткая ботаническая, лесоводственная и экономическая характеристика местных древесных и кустарниковых пород. Хвойные породы: сосна корейская кедровая, ель, пихта, лиственница, сосна, тис и др. Лиственные породы: берёза, тополь, ясень, бархат, клён и др. Кустарники: подлесочные породы, имеющие лесоводственное значение.

Практика:  Определение древесных пород по листьям, хвое, шишкам, семенам и по коре с помощью определителей и коллекций. Фенологические наблюдения.

Экскурсии: экскурсии по территории обходов Оборского лесничества.

Контроль:  Выполнение исследования: «Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы».

Резервные часы: Выполнение исследования: «Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы».

Демонстрация: таблицы, фотографии, гербарные образцы.

Оборудование и материалы: линейка, лупа, лезвие, пинцет, побеги различных пород, плоды, семена.

Тема 4: Лес и среда.  22 ч.

Теория: Основные компоненты лесных экосистем: полог древесных пород, кустарники, лианы, напочвенный травяно-кустарничковый покров, лесные подстилки, почвогрунты, мир животных, птиц и микроорганизмов. Влияние широты, климата и рельефа на распространение, видовой состав и рост лесов.

Значение влаги для жизни леса. Влияние леса на уровень грунтовых вод. Распределение осадков в лесу и на открытых территориях. Почва (механический состав) и корневая система деревьев. Микориза и бактерии в лесу, их значение. Биологический круговорот азота и зольных элементов в лесу. Влияние света на рост и развитие леса, форму крон деревьев, на плодоношение, прирост, на развитие подроста.

Влияние ветра на форму ствола, корневую систему, плодоношение и распространение семян древесных пород. Значение для жизни леса чистоты атмосферного воздуха и почвы.

Влияние леса на состав воздуха. Фитонциды и их значение. Тепловой режим и его значение для развития лесной растительности. Понятие о типе леса, как индикатора фитоценоза. Тип леса, как основа классификации насаждений, их практическое значение. Связь типов леса с условиями произрастания. Характеристика основных типов леса. Схема типов леса. Особенности роста деревьев различных пород. Основные возрастные периоды в развитии леса. Классификация деревьев в лесу по их росту. Образование простых, сложных, чистых, смешанных, одновозрастных и разновозрастных насаждений и их хозяйственная оценка. Смена насаждений в результате их развития, биоэкологических особенностей пород, изменения условий среды и воздействия человека и пожаров. Смена хвойных пород лиственными и обратный процесс.

Практика:  Изучение структуры лесонасаждения, влияние леса на климат и почву. Определение объема  срубленного дерева, поленницы дров. Определение  объема растущего дерева. Описание почвенного разреза и определение типа лесной почвы.

Экскурсии: Экскурсия в лес для определения типов леса по растительному покрову.

Контроль:  Выполнение исследования: «Изучение антропогенного влияния на растительное сообщество».

Резервные часы: Изучение антропогенного влияния на растительное сообщество.

Демонстрация: таблицы, фотографии, гербарные образцы.

Оборудование и материалы: рулетка, термометр, топор, высотомер, мерная вилка, буссоль, справочник таксатора,  линейка, циркуль, лупа, цветные карандаши, почвенный монолит.

Тема 6: Искусственное лесовосстановление  70 ч.

Теория: Понятие о лесных культурах. Искусственное лесовосстановление, как метод повышения ресурсного и экологического потенциала лесов (лесных земель). Подбор древесно-кустарниковых пород для лесных культур. Подготовка лесных площадей под лесные культуры. Схемы лесных культур.. Нормы и способы высева семян. Посадочный материал. Уход за культурами. Техника, применяемая при подготовке почвы и производстве лесных культур. Сбор и обработка плодов и семян. Способы хранения семян. Питомники постоянные и временные, выбор места для них.

Обработка почвы в питомниках для посева и посадки. Сроки посева. Стратификация семян. Способы и нормы высева. Глубина заделки. Уход за сеянцами. Уход за культурами.

Заготовка посадочного материала /саженцев, черенков/. Способы его хранения. Техника, применяемая в питомниках.

Практика: Обследование и оценка естественного возобновления на вырубках. Определение абсолютного веса, чистоты, всхожести, хозяйственной ценности семян. Расчёт потребности в семенах, саженцах и черенках, при различных схемах посева и посадки.

Экскурсии: Экскурсия в лес для демонстрации лесных культур и лесокультурных площадей.

Контроль:  Викторина «Что мы знаем о лесе?»

Резервные часы:  Выполнение практических работ по уходу за лесными культурами и посевами.

Оборудование и материалы: рулетка, учетные карточки. Шкала для оценки естественного возобновления на вырубках. Пинцет, чертежные принадлежности, калькулятор.

V. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Программа  создана с учётом требований к дополнительным образовательным программам  и даёт широкие возможности для создания инновационной образовательной среды. Образовательная среда данного курса складывается из информации, представленной на бумажных и электронных носителях.

     УМК по экологии

     Специальная литература по лесоведению

   

VI.    КТП программы школьного лесничества «Юные защитники природы»  на 2017-2018 год

Месяц

№ п/п

Виды работ

Количество часов

план

факт

1

2

3

4

5

Сентябрь

16

1

Проведение общего собрания членов школьного лесничества (ШЛ)

1

2

Подготовка нормативной и регламентирующей документации для обеспечения деятельности ШЛ

1

3

Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с проектом и производственным планом.

2

4

Проведение исследовательской (опытнической) работы в соответствии с планом

2

5

Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров и лесонарушений.

1

6

Оформление материалов для уголка природы

Вечер отдыха учащихся «Осенний бал».

2

7

Сбор материалов для альбома «Ветераны лесной отрасли».

2

8

Выставка-конкурс букетов цветов, композиций из лесных материалов и т. д.

1

9

Подготовка и участие в проведении профессионального праздника работников леса.

1

10

Подготовка и участие в краевом слете членов школьных лесничеств

3

Октябрь 16

1

Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с проектом и производственным планом.

2

2

Обработка и оформление материалов по проведенной опытнической (исследовательской) работе (в соответствии с планом)

4

3

Вечер для малышей  «Войди в лес другом»

2

4

Таксация лесоматериалов

3

5

Представление работ для участия в краевом литературном конкурсе «Лес в творчестве юных»

2

6

Подготовка и участие в районном (краевом) заочном смотре-конкурсе школьных лесничеств

3

Ноябрь 16

 

 

1

Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с проектом и производственным планом.

4

2

Урок народного промысла (резьба по дереву и др).

2

3

Выпуск лесохозяйственного вестника и распространение его на территории села.

4

4

Экскурсия в Хабспецхоз

6

Декабрь 16

 

 

 

1

Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной за школьным лесничеством территории в соответствии с проектом и производственным планом.

4

2

Подведение итогов работы школьного лесничества за год.

1

3

Организация и проведение выставки «Мы — школьное лесничество».

3

4

Участие в организации и проведении новогоднего бала.

4

5

Проведение контроля рубки елок с лесниками

4

Январь 14

1

Проведение общего собрания членов школьного лесничества (ШЛ)

1

2

Подготовка нормативной и регламентирующей документации для обеспечения деятельности ШЛ

1

3

Подкормка и изучение птиц на экотропе

2

4

Разработка, утверждение и изучение проекта организации и развития лесного хозяйства и производственного плана проведения лесохозяйственных мероприятий на территории лесного фонда, закрепленного за ШЛ

2

5

Подкормка животных и изучение следов на экотропе

4

6

Выбор темы исследовательской (опытнической) работы, подготовка методики и разработка плана ее проведения

4

Февраль 16

1

Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной территории лесного фонда в соответствии с утвержденным проектом и производственным планом

4

2

Написание исследовательской работы

4

3

Проведение занятий в творческом объединении «Юные защитники природы»

2

4

Познавательная игра для членов ШЛ «Что? Где? Когда?»

2

5

Проведение работ по созданию экологической тропы на территории ШЛ

2

6

Выпуск совместно со специалистами лесхоза лесохозяйственного вестника и распространение его на территории лесхоза

2

Март 16

1

Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной за ШЛ территории лесфонда в соответствии с принятым проектом и производственным планом

3

2

Организация и проведение в населенном пункте мероприятий областной акции «Дни защиты от экологической опасности»

3

3

Весенние работы лесничего

2

4

Реализация мероприятий по плану проведения исследовательской (опытнической) работы

2

5

Подготовка материалов для публикации в средствах массовой информации

1

6

Конкурс «Мы любим тебя, лес!»

2

7

Изготовление наглядной агитации для экологической тропы

1

8

«Урок народного промысла» (лозоплетение, корзиноплетение, резьба по дереву и др.)

2

Апрель  18

 

 

 

 

 

 

1

Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с принятым проектом и производственным планом

3

2

Проведение опытнической, исследовательской работы

3

3

Проведение конкурса средств наглядной агитации «Защитим лес»

2

4

Организация и проведение операции «Память», посвященной годовщине Победы в ВОВ. Закладка памятных посадок, проведение озеленения населенного пункта и др.

2

5

Выпуск стенной газеты ШЛ

2

6

Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров и лесонарушений.

2

7

Вечер викторин и конкурсов «Мы в природе»

2

8

Экологический десант

2

Май 14

1

Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной за ШЛ территории лесофонда в соответствии с принятым проектом и производственным планом

2

2

Реализация запланированных мероприятий по плану проведения исследовательской (опытнической) работы

1

3

Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров и лесонарушений

1

4

Оформление экологической тропы

2

5

Выпуск стенной газеты (фотогазеты) «Мы – лесники»

2

6

Оказание помощи лесхозу в проведении лесопосадочных работ

3

7

Выступление агитбригады школьного лесничества перед жителями населенного пункта

2

8

Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров и лесонарушений

1

ИТОГО

144 часа

VII.  ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

Мероприятия, предусмотренные Программой, должны способствовать обеспечению начальной профессиональной ориентации и воспитания членов школьных лесничеств, выполнению ими научно-исследовательских и опытнических работ, развитию творческого процесса природоохранной и лесохозяйственной направленности. Создание условий для экологического образования обучающихся и воспитания у них активной гражданской позиции, любви и бережного отношения к природе, развитие интереса к проблемам охраны окружающей среды и их решения

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить:

- приобретение учащимися знаний и навыков по сохранению, воспроизводству, использованию лесов;

- стабильные и высокие результаты по итогам начального лесного образования членов школьного лесничества;

- организацию деятельности школьного лесничества на новом уровне в рамках непрерывного лесного образования, профессиональная ориентация школьников и приобретение ими рабочих профессий лесного профиля.

VIII. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Показателями результативности освоения программы служат:

Участие в региональных и Всероссийских конкурсах и конференциях:

Формы подведения итогов реализации программы:

•        выставки поделок из природных материалов;

•        фотовыставки;

•        учебно-исследовательские конференции;

•        демонстрация презентаций, экологических представлений.

В результате изучения курса по выбору у учащихся будут сформированы:

        Понятие о лесе. Значение леса в жизни человеческого общества

         Знания об основных  древесны  породах  лесов

        Учение о лесе как о сложной лесной экосистеме. Типы леса

        Рост и развитие леса

        Искусственное лесовосстановление

        Лесосеменное дело.

        Методики фенологических  наблюдений

o        Учащиеся научатся:

        различать древостой,  подрост, подлесок и др.;

         характеризовать основные уровни организации живых систем;

        определять типы  леса по растительному покрову.

        определять древесных пород по листьям, хвое, шишкам, семенам и по коре с помощью определителей и коллекций.

        проводить фенологических  наблюдений.

        определять вес, чистоту, всхожесть, хозяйственную ценность семян.

         рассчитывать потребность в семенах, саженцах и черенках при различных схемах посева и посадки.

         обрабатывать полученные результаты исследования;

        проводить социологические опросы по экологической тематике;

        работать с экологической и научной литературой;

         составлять проекты эколого-туристических экскурсий и походов.

IX. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

1.        Материальная база

•        Учебное помещение

•        Библиотека учебно-методической и научной литературы;

•        Оборудование для исследований (вышеуказанное)

2.         Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования или учитель, реализующий данную программу, консультанты – специалисты лесного хозяйства.

3.        Учащиеся в возрасте 12-17 лет,  заинтересованные в изучении лесного хозяйства и природы родного края.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анашкина Е.Н.. Лесными тропами. Наблюдаем за млекопитающими. Ярославль, Академия развития. 2006 г.
  2. Боголюбов А.С. Оценка жизненного состояния хвойного подроста «Экосистема», 2002г.
  3. Выводцев, Н. В. Создание искусственных насаждений сосны кедровой корейской при разных вариантах защиты корневой системы. Актуальные проблемы лесного комплекса
  4. Выводцев Н. В. , Р. Кобояси : под общ. ред. Е. А. Памфилова // сборник научных трудов по итогам международной научно- технической конференции. Выпуск 30. – Брянск : БГИТА, 2011. – С. 58–60. 
  5. Зверев А.Т.. Экологические игры. М. 2001г Захарова В.М. «Мониторинг здоровья среды на охраняемых природных территориях», М., 2001г.
  6. Красная книга Хабаровского края         г. Хабаровск.,2000г.
  7. Лесной кодекс Российской Федерации.
  8. В.П. Ливенцев В.Г. Атрохин .Основы лесоводства М., Просвещение, 1986.г.
  9. В.П. Ливенцев В.Г. Атрохин . Практикум по лесоводству. М., Просвещение, 1986.г.
  10. Павлов А.А. Посади дерево! Методическое пособие по работе с растениями. М: ЭКА, 2012.
  11. Правила лесовосстановления (утв. приказом МПР РФ от 16 июля 2007 г. N 183)

12. Программа развития движения школьных лесничеств Утверждена приказом Рослесхоза от 16.04.2012 г. № 145

13. Сборник исследовательских работ победителей и призёров краевого этапа Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды

(в тезисном изложении), Хабаровск 2015

14. Сборник нормативных актов по пожарной безопасности в лесах Российской Федерации. М., 1995.83 с.

15.  Телицын Г.Е. Лесные пожары, их предупреждение и тушение

16. Усенко Н.В.. Деревья, кустарники и лианы Дальнего Востока г.Хабаровск. 2009г.

17.  Шестернинов Е. Е. «Научно-исследовательская работа школьников».    Методические рекомендации. Шестернинов Евгений Евгеньевич – исполнительный директор Благотворительного фонда наследия Менделеева, кандидат педагогических наук Москва, РХТУ им. Д.И.Менделеева  2012

Список электронных источников:

1.   www.ecamir.ru

2.  www.prochkolu.ru

     3.  www.nsportal.ru



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование программы школьного лесничества «Юные защитники природы»  района имени Лазо  на 2018 год

Месяц

№ п/п

Виды работ

Количество часов

план

факт

1

2

3

4

5

Сентябрь

16

1

Проведение общего собрания членов школьного лесничества (ШЛ)

1

2

Подготовка нормативной и регламентирующей документации для обеспечения деятельности ШЛ

1

3

Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с проектом и производственным планом.

2

4

Проведение исследовательской (опытнической) работы в соответствии с планом

2

5

Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров и лесонарушений.

1

6

Оформление материалов для уголка природы

Вечер отдыха учащихся «Осенний бал».

2

7

Сбор материалов для альбома «Ветераны лесной отрасли».

2

8

Выставка-конкурс букетов цветов, композиций из лесных материалов и т. д.

1

9

Подготовка и участие в проведении профессионального праздника работников леса.

1

10

Подготовка и участие в краевом слете членов школьных лесничеств

3

Октябрь 16

1

Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с проектом и производственным планом.

2

2

Обработка и оформление материалов по проведенной опытнической (исследовательской) работе (в соответствии с планом)

4

3

Вечер для малышей  «Войди в лес другом»

2

4

Таксация лесоматериалов

3

5

Представление работ для участия в краевом литературном конкурсе «Лес в творчестве юных»

2

6

Подготовка и участие в районном (краевом) заочном смотре-конкурсе школьных лесничеств

3

Ноябрь 16

 

 

1

Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с проектом и производственным планом.

4

2

Урок народного промысла (резьба по дереву и др).

2

3

Выпуск совместно со специалистами лесхоза лесохозяйственного вестника и распространение его на территории села.

4

4

Экскурсия в Хабспецхоз

6

Декабрь 16

 

 

 

1

Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной за школьным лесничеством территории в соответствии с проектом и производственным планом.

4

2

Подведение итогов работы школьного лесничества за год.

1

3

Организация и проведение выставки «Мы — школьное лесничество».

3

4

Участие в организации и проведении новогоднего бала.

4

5

Проведение контроля рубки елок с лесниками

4

Январь 14

1

Проведение общего собрания членов школьного лесничества (ШЛ)

1

2

Подготовка нормативной и регламентирующей документации для обеспечения деятельности ШЛ

1

3

Подкормка и изучение птиц на экотропе

2

4

Разработка, утверждение и изучение проекта организации и развития лесного хозяйства и производственного плана проведения лесохозяйственных мероприятий на территории лесного фонда, закрепленного за ШЛ

2

5

Подкормка животных и изучение следов на экотропе

4

6

Выбор темы исследовательской (опытнической) работы, подготовка методики и разработка плана ее проведения

4

Февраль 16

1

Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной территории лесного фонда в соответствии с утвержденным проектом и производственным планом

4

2

Написание исследовательской работы

4

3

Проведение занятий в творческом объединении «Юные защитники природы»

2

4

Познавательная игра для членов ШЛ «Что? Где? Когда?»

2

5

Проведение работ по созданию экологической тропы на территории ШЛ

2

6

Выпуск совместно со специалистами лесхоза лесохозяйственного вестника и распространение его на территории лесхоза

2

Март 16

1

Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной за ШЛ территории лесфонда в соответствии с принятым проектом и производственным планом

3

2

Организация и проведение в населенном пункте мероприятий областной акции «Дни защиты от экологической опасности»

3

3

Весенние работы лесничего

2

4

Реализация мероприятий по плану проведения исследовательской (опытнической) работы

2

5

Подготовка материалов для публикации в средствах массовой информации

1

6

Конкурс «Мы любим тебя, лес!»

2

7

Изготовление наглядной агитации для экологической тропы

1

8

«Урок народного промысла» (лозоплетение, корзиноплетение, резьба по дереву и др.)

2

Апрель  18

 

 

 

 

 

 

1

Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с принятым проектом и производственным планом

3

2

Проведение опытнической, исследовательской работы

3

3

Проведение конкурса средств наглядной агитации «Защитим лес»

2

4

Организация и проведение операции «Память», посвященной годовщине Победы в ВОВ. Закладка памятных посадок, проведение озеленения населенного пункта и др.

2

5

Выпуск стенной газеты ШЛ

2

6

Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров и лесонарушений.

2

7

Вечер викторин и конкурсов «Мы в природе»

2

8

Экологический десант

2

Май 14

1

Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной за ШЛ территории лесофонда в соответствии с принятым проектом и производственным планом

2

2

Реализация запланированных мероприятий по плану проведения исследовательской (опытнической) работы

1

3

Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров и лесонарушений

1

4

Оформление экологической тропы

2

5

Выпуск стенной газеты (фотогазеты) «Мы – лесники»

2

6

Оказание помощи лесхозу в проведении лесопосадочных работ

3

7

Выступление агитбригады школьного лесничества перед жителями населенного пункта

2

8

Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров и лесонарушений

1

ИТОГО

144 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа школьного отряда Юных Защитников Правопорядка "Прометей"

В Репинской средней школе за последние годы сложилась целая система правового воспитания учащихся как с группой (классом) учащихся, так и индивидуально с каждым подростком асоциального поведе...

Экологическая игра-викторина "Защитники природы"

Сценарий мероприятия на экологическую тематику для детей 10-12 лет....

Проект "Островок Памяти, Мужества и Славы Эколят - молодых защитников природы"

Целью проекта является патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования культуры природолюбия как важной составной части общего процесса разносторонней деятельности в области духовно-нр...

Эколята-молодые защитники природы

Характеристика героев-эколят...

«Природа не прощает ошибок». Классный час, приуроченный к Всероссийскому уроку «Эколята – молодые защитники природы».

Классный час посвящен законам экологии, приуроченный к Всероссийскому уроку  «Эколята – молодые защитники природы»....