Анализ групповых форм воспитательной работы по здоровьесбережению в старших классах
статья (10 класс) на тему

В статье анализируются различные формы воспитательной работы по формированию здорового образа жизни в старших классах. Приводится пример проведения деловой игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Анализ групповых форм воспитательной работы по здоровьесбережению в старших классах.

                                                 Выполнила: Саакян Татьяна Николаевна

                                                Учитель физики МБОУ СОШ №6 г.Саяногорска

г. Абакан, 2013г

1. Введение.

    Состояние оптимальной работоспособности, как взрослого человека, так и школьника неразрывно связано с хорошим самочувствием, с наилучшим функционированием всех систем организма. Здоровый ребенок с удовольствием  и радостью включается во все виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, физкультурную, игровую.  Он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Однако в последнее время проблема сохранения здоровья школьников становится все более актуальной. Плохая экология, неправильное питание, малоподвижный образ жизни, употребление психоактивных веществ – все эти факторы отрицательно влияют на здоровье учащихся. По результатам медицинского осмотра, проведенного осенью в Саяногорской школе №6, только 7% процентов детей являются здоровыми. В старших классах картина еще более удручающая.

     Цель данной работы – изучение групповых форм воспитательной работы по здоровьесбережению с точки зрения применения в старших классах.

     Задачи работы:

1. Рассмотреть особенности работы по здоровьесбережению.

2. Показать возможность применения групповых форм воспитательной работы в старших классах.

3. Описать опыт применения деловых игр и тренингов в воспитательной работе по здоровьесбережению.

2. Основная часть.

Глава Ι. Анализ воспитательной работы по здоровьесбережению.

1.1. Особенности воспитательной работы по здоровьезбережению.

     Актуальность работы по здоровьесбережению не вызывает сомнения. Вместе с тем, для классного руководителя важно выбрать наиболее эффективные формы работы. В старших классах сделать это довольно сложно. Возрастает учебная нагрузка детей. Растет интеллектуальный уровень, потребность в общении, возникает желание выразить себя. Кроме этого, поток негативной информации с экранов телевизоров, с интернет- сайтов мало способствует правильным представлениям о здоровом образе жизни. Особенностью воспитательной работы по здоровьесбережению является и отсроченность результатов во времени, так как трудно проследить сформированы ли навыки ведения здорового образа жизни у выпускников.

     Таким образом, необходим анализ существующих форм воспитательной работы с точки зрения применения в старших классах.

1.2. Групповые формы воспитательной работы.

      К групповым формам работы относятся: тренинги, деловые и интеллектуальные игры, лектории, конференции, спортивные соревнования, туристические походы и другие. Спортивные соревнования и походы очень популярны у старшеклассников, но требуют специального снаряжения и непосредственно связаны с состоянием здоровья. Для некоторых детей совершенно не доступны. Лектории и беседы для старшеклассников не подходят по той причине, что не являются активными формами, не развивают коммуникативные навыки, в которых учащиеся нуждаются.

Поэтому стоит обратить внимание на такие формы как деловые игры и тренинги.

      Тренинг – это яркое эмоционально насыщенное занятие, направленное на изменение, гармонизацию стиля общения личности, привития желаемых навыков и разрешения противоречий, проявляющихся во взаимодействии с другими людьми или же имеющих внутриличностный характер (1:32). Определение тренинга предполагает активную групповую деятельность, как и деловая игра.

     Деловая игра – метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности. Деловая игра – средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные), методов поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. (Пси-фактор, интернет-сайт). Обобщенное определение деловой игры содержит главную суть – игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности учащихся, принципом и способом их жизнедеятельности. В процессе игры учащиеся   самораскрываются, саморазвиваются с опорой на подсознание, разум и творчество, а воспитательные требования взрослых к учащимся становятся их требованиями к самим себе, значит активным средством воспитания и самовоспитания. Кроме того в процессе игры и тренинга реализуются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества (2:71)

Глава ΙΙ. Практическое применение групповых форм воспитательной работы по здоровьезбережению.

2.1. Формирование представлений о здоровом образе жизни.

    При формировании представлений о здоровом образе жизни важно, чтобы получение знаний происходило в свободной, непринужденной, развивающей деятельности, эмоционально приподнятой. В этом случае у детей возникает внутренняя мотивация к получению дополнительной информации. Мотивация увеличивается, если учащийся получает удовольствие от процесса деятельности. И тогда сама деятельность начинает носить творческий характер. Понятно, что результаты такой деятельности будут гораздо выше, чем деятельности, не требующей от детей активности.

2.2 .Применение деловых игр в воспитательной работе классного руководителя.

     Как классный руководитель я выбрала форму деловой игры для проведения воспитательного мероприятия, учитывая особенности и возможности своих учеников. Игру, мы с ребятами, тщательно подготовили. Изготовили плакаты для оформления зала, где проходила игра (высказывания знаменитых ученых, писателей, врачей о здоровье), пригласили экспертов – психолога, учителей биологии и физкультуры, врача детской поликлиники. Было сформировано 6 групп по 10 человек: 4 группы из учащихся 10-11 классов нашей школы, по одной группе учителей и родителей. Инициативной группой были разработаны вопросы для обсуждения:

1. Занятия спортом – роскошь или необходимость?

2. Что такое здоровое питание?

3. Употребление алкоголя – это дань традициям или двойная мораль общества?

4. Курение – вредная привычка или возможность самоутвердиться?

5. Наркомания – это проблема нравственная или социальная?

6. Медицина – платная или бесплатная?

Проводилась игра как заключительное мероприятие недели здорового образа жизни в феврале 2006 года. Правила игры очень простые: каждая группа участников получила по одному из разработанных вопросов. После обсуждения, группы приготовили по пять вопросов своей темы и раздали своим соперникам. Эти вопросы конкретизировали проблему. После короткой подготовки  группы по очереди отвечали на вопросы по определенной теме. Эксперты внимательно следили за работой групп, отмечая самых активных участников, самые грамотные ответы, вопросы. Иногда экспертам приходилось комментировать ответы участников. В игру активно включились болельщики, своими ответами поддерживая группы. Деловая игра продолжалась полтора часа. За это время были заслушаны разные мнения по сохранению здоровья, но самое главное, никто не остался равнодушным.

       Результаты игры обсуждались на совете старшеклассников. Проводилось диагностическое анкетирование. Был сделан вывод о несомненной пользе такой формы работы для старшеклассников – несколько учащихся  после игры бросили курить, многие в анкетах написали, что игра не только понравилась, а заставила задуматься о сохранении своего здоровья и окружающих.

3. Заключение.

Применение групповой формы воспитательной работы по здоровьесбережению на практике оказалось эффективным и целесообразным. Она позволила реализовать все задачи такой работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у старшеклассников. Можно сделать вывод, что групповые формы воспитательной работы предпочтительнее индивидуальных, так как именно в коллективе может сложиться запланированная система отношений между учащимися и взгляды каждого человека изменяются под влиянием общественного мнения.

Содержание.

1. Введение.

2.Основная часть

Ι Глава. Анализ воспитательной работы по здоровьесбережению.

1.1. Особенности воспитательной работы по здоровьесбережению.

1.2.Групповые формы воспитательной работы

ΙΙ Глава. Практическое применение групповых форм воспитательной работы по здоровьесбережению.

2.1. Формирование представлений о здоровом образе жизни.

2.2. Применение деловых игр в воспитательной работе классного руководителя.

3.Заключение.

Список используемой литературы.

Список используемой литературы.

1. Горбушина О. П. Психолого-педагогические проблемы игры. – Новосибирск, 1992.

2. Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. Издательский Дом «Ноосфера» - М. 1999.

3. Поляков С. Д. и др. Тренинг общения. Групповые дискуссии. Выпуск 2. Ульяновск, 1996.

4. Минюхина Т. И. Вода – чудесный дар природный. Интеллектуальная игра. Поиск.№2,Абакан, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новая форма воспитательной работы с классом.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию новую форму работы с классом "Наш дом". Работаю по ней уже 5 лет.Ребятам очень нравится,они каждый день заглядывают в свои домики.Но,конечно же, все зависи...

анализ воспитательной работы за 2 полугодие 5 класс

На начало 2 полугодия учащихся класса 15. Качество обученности  класса за 3 четверть 80%, за 4 четверть 80% , что показывает стабильность класса в учёбе.По результатам 2 полугодия в классе 6 отли...

Анализ и план воспитательной работы в 6 классе МКОУСОШ №7 п.Владимировка

материал содержит анализ работы за 2010-2011 учебный год и планирование воспитательной работы на 2011-2012 уч.год...

Инновационные формы волонтёрской работы по здоровьесбережению

Инновационные формы работы волонтёрской работы по здоровьесбережению...

План воспитательной работы на год в 8 классе, адаптированный под программу здоровьесбережения "Вектор"

План воспитательной работы в 8 классе в этом учебном году мне пришлось корректировать в связи с тем, что на базе нашей школы открылась экспериментальная площадка по здоровьесбережению. План адаптриров...

Анализ воспитательной работы классного руководителя 10 «А» класса Фаттаховой З.Х. по итогам работы за 2017-2018 учебный год.

В 10А классе обучается 24 человек, 16 девочек и 8 мальчиков. Данный коллектив сформирован на базе  9А и 9Д класса, двое из 9г.(, ,) Один из гимназии….. Большинство детей учились вместе до ...

доклад по воспитательной работе "Формы воспитательной работы с детьми девиантного поведения"

Продуманы формы работы с детьми девиантного поведения в школе-интернате, с трудными подростками, вовлечение их коллективное общее дело в классе, школе, на селе....