Предметная декада
методическая разработка (5 класс) на тему

Штыкина Оксана Николаевна

Цели  предметной декады, план ее проведения.Сценарии некоторых мероприятий, презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметная декада

«Язык. Нравственность. Культура»

   Одним из средств привития любви и внимания к предметам является предметная декада, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой.

   Кроме того, предметная декада является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальную сферу своего развития.

      Предметная декада  даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов как часть общечеловеческой культуры. Ну и, наконец, предметная декада является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.

      Мы представляем вам материалы по проведению “Недели русского языка”.

ЦЕЛИ:

 

1. Привить любовь к великому русскому языку.

2. Повысить общую языковую культуру, развить интерес к языку как учебному предмету.

3. Воспитание бережного отношения и интереса к языку, культуре, этнографии родного края.

4. Углубить языковые знания, совершенствовать умения и навыки, получаемые учащимися на уроках.

5. Развивать творческие способности учащихся.

 

Оформление:

   На стендах  находятся: программа декады,  задания для   олимпиады, плакаты с высказываниями великих людей о русском языке:

* Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни.

К. Г. Паустовский

* Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками.

И. С. Тургенев

* Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

Пословица

* Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.

А. М. Горький

* Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.

А. П. Сумароков

* С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.

К. Г. Паустовский

* Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил, кто грамматических не знает свойств и правил.

А. П. Сумароков

* Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.

Пословица

* Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём…

А. И. Герцен

* Русский язык чрезвычайно богат,гибок и живописен для выраженияпростых естественных понятий.

В. Г. Белинский

* По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

К. Г. Паустовский

План

проведения декады литературы, русского и английского  языков

«Язык. Нравственность. Культура».

Первый день. Линейка. Открытие декады. Лингвистическая разминка.

Второй день. Внеклассное мероприятие «Откуда к нам пришли фамилии?»(5-9 классы)

Третий день. The game  «Who wants to be millionaire?»

Четвертый день. Лингвистическая конференция. «Сколько слов в русском языке?» (7 – 8 классы)

Пятый день. « IntheworldofEnglish»  (5 -9 классы)

Шестой день. Информационный марафон по культуре речи (15 минут общения)

Седьмой день. Интеллектуально-развлекательная игра «Троеборье» (5-9 классы)

Восьмой день. Олимпиада по русскому языку (5-9 классы)

Девятый день. Научно-практическая  конференция «Почему мы так говорим?»  

Десятый день.  «Puzzles»

Линейка, посвященная закрытию декады «Язык. Нравственность. Культура»

Линейка, посвящённая открытию декады

«Язык. Нравственность. Культура»

1. Построение.

2. Перекличка.

3. Игра на внимание.

4. Вступительное слово.

– Дорогие ребята, у нас сегодня знаменательное событие. Мы открываем декаду «Язык. Нравственность. Культура»

5. Хоровое чтение высказываний, которые написаны на плакатах.

– Давайте прочитаем несколько высказываний. (См. оформление.)

6. Ведущий.

– Декаду «Язык. Нравственность. Культура» объявляю открытой.

– Предлагаем вам ознакомиться с программой декады. (См. план проведения декады)

7. Объявление о творческо-поисковом задании.

– Ещё одно задание, к выполнению которого вы можете приступить уже сегодня. В этом конверте находятся листочки, на которых написаны устойчивые выражения. Иногда мы в своей речи употребляем выражения, например: “Плясать под чужую дудку”, или “Пропустить мимо ушей”. Что они обозначают сейчас, мы понимаем. А вот знаем ли мы, что эти выражения означали раньше.

– Задача каждого класса такова: узнать историю одного устойчивого выражения. Взять лист бумаги, разделить его пополам. На одной половине изобразить, что это выражение означало раньше, а на другой – что это выражение означает сейчас.

– Попрошу подойти ко мне по одному представителю от каждого класса и достать из конверта листок с устойчивым выражением, над которым вам нужно будет поработать.

(Выражения: бить баклуши, время истекло, где раки зимуют, дело в шляпе, достать из-под земли, зарубить на носу, играть на нервах, на лбу написано, спустя рукава, точить лясы.)

8. Закрытие линейки.

– Линейка объявляется закрытой. Удачи  всем!

Внеклассное мероприятие по русскому языку  для учащихся 5-9 классов.  

Научно-практическая  конференция

«Почему мы так говорим?»

Цели:

1. Привить любовь к великому русскому языку.

2. Повысить общую языковую культуру, развить интерес к языку как учебному предмету.

 

  

Нет слова, которое было бы так замашисто,

бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца,

так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Н. В. Гоголь.

I. ВЕДУЩИЙ:

Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов. Вот некоторые из них:

Валится из рук          — «не клеится, не работается»;

голыми руками взять           — 'легко одолеть';

дать по рукам            —'наказать, отучить;

дать руку на отсечение        —'поручиться';

из рук в руки —'непосредственно';

как без рук     —'беспомощно';

легкая рука    —'удачное начало';

мастер на все руки  -'умелец';

не покладая рук        —'неустанно';

подать руку   —'помочь'.

Приведенные примеры показывают, что фразеологизм и слово могут соотноситься по своему лексическому значению как синонимы.

 

1. Заменить фразеологические обороты словами-синонимами:

В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

Слова для справок. Быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

2. «На кудыкиных горах».

- Разгадать слово

  • Его вешают, приходя в уныние; задирают – зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
  • 2. Не цветы, а вянут; не белье, а развешивают.
  • Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, куда бросают слова, деньги.

3. Игра «Кто быстрее?»

Подобрать по десять (можно  больше) фразеологизмов с общим для них словом (существительным).


Нос

Задирать (задрать)  нос;.

вешать (повесить)  нос;

водить за нос;

зарубить на носу;

встретиться носом к носу;

клевать  носом;

не видеть дальше своего носа;.

бояться нос показать;

не показывать носа;

остаться с носом;

держать нос по ветру. 

Глаз

Мозолить глаза (кому-нибудь);

хлопать глазами;

говорить в глаза (кому-нибудь, что-нибудь);

пускать пыль в глаза (кому-нибудь);

глазом не моргнуть;

с глазу на глаз;

хоть  глаза  выколи;

смотреть чужими глазами;

открыть   (кому-нибудь) глаза;

как бельмо на глазу. 

Нога

Унести ноги;

встать на ноги;

встать с левой ноги;

 потерять почву под ногами;

падать с ног; сбиться с ног; путаться под ногами;

ног под собой не чуять,

-одна нога здесь, другая там. 

Язык

Язык проглотил;

прикусить язык;

найти общий язык;

сорваться с языка;

язык не поворачивается;

развязать  язык;

не сходить с языка (у кого-нибудь);

острый на язык;

язык до Киева доведет;

тянуть .за язык (кого-нибудь),

держать  язык   за  зубами.  

Голова

Человек с головой;

морочить голову (кому-нибудь) ;

вскружить голову;

потерять голову;

не сносить головы;

отвечать головой (за что-нибудь, перед кем-нибудь);

как снег на голову;

голова идет кругом;

свалить с больной головы на здоровую;

постоять головой (за что-нибудь) .

Зуб

Говорить сквозь зубы;

иметь зуб;

зуб на зуб не попадает;

в зубах навязло;

положить зубы на полку;

ни в зуб ногой,

скалить зубы;

попасть на   зуб (кому-нибудь);

зубы заговаривать

4.  «Найди пару». Из данных идиом составьте антонимичные пары:


хоть иголки собирай

заваривать кашу

по чайной ложке

коломенская верста

чуть свет

повесить нос

жить душа в душу

сидеть сложа руки

 ни зги не видно

воспрянуть духом

на ночь глядя

от горшка два вершка

как кошка с собакой

одним духом

расхлебывать кашу

не покладая рук

5.  Игра "Всяк молодец на свой образец".

            Какое прилагательное может превратить слова

                                         во фразеологизмы?

  • Середина
  • Суп                                                                 Золотой
  • Век
  • Удар                                                              Гороховый
  • Система                                                        Солнечный
  • Затмение                                                      Магнитный
  • Шут
  • Чучело                                                               Поле 

6. Защита проектов.

7. "Взялся за гуж – не говори, что не дюж»

- Замените в предложениях выделенные словосочетания  фразеологизмами.

                   Совершенно искренне

           Совершенно четко, определенно

                Будто ничего не случилось

                     Знает как ответить

                 Наедине, без посторонних

 8. Фразеологический зоопарк. 

  -   Вспомните, какие животные живут во  фразеологизмах. Объясните значения  фразеологизмов.

            Пишет как ... лапой
           Делить шкуру неубитого ...          
           На сердце ... скребут        
            ... носа не подточит          

9. Подведение итогов.    (Прилагается презентация.)

              Интеллектуально-развлекательная  игра (ИРИ)  «Троеборье»

Цели:

1. Повысить общую языковую культуру, развить интерес к языку как учебному предмету.

2. Углубить языковые знания, совершенствовать умения и навыки, получаемые учащимися на уроках.

3. Научить детей самостоятельно работать с научным материалом.

4. Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: мультимедийный  аппаратно – программный комплекс.

                                              Ход мероприятия:

-  В школе продолжается Декада «Язык. Нравственность. Культура».  А сегодня в нашем зале проводится интеллектуальная развлекательная игра «Троеборье», здесь встречаются знатоки русского, английского языков и литературы.

- Дорогие друзья, добро пожаловать на нашу игру.  Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки, в какой команде больше знающих,  находчивых и остроумных.

- Итак, дерзайте, думайте, размышляйте! Посмотрите, внимательно вокруг себя и скажите, какая тема  сегодня собрала нас  здесь в зале.

- Правила игры: в игре по предметам три тура, в каждом туре по 3 вопроса.  Время размышления над вопросом – две минуты. Команда, не отвечающая на вопросы, получает ноль баллов. Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов в трёх турах.

- Молодцы! Со всеми заданиями вы справились блестяще! А помог вам в этом – русский язык - это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное.

- Я желаю вам успехов в дальнейшем изучении языка.

Прилагается презентация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно-практическая конференция «Почему мы так говорим?»

Слайд 2

«Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится» - говорят в народе. И действительно, каждое выражение, ставшее фразеологизмом, имеет своё основание, часто – в глубокой древности. Знание происхождения таких выражений открывает нам глаза на многие интересные факты из истории народа .

Слайд 3

Валится из рук — «не клеится, не работается»; голыми руками взять — 'легко одолеть'; дать по рукам —'наказать, отучить; дать руку на отсечение —'поручиться'; из рук в руки —'непосредственно'; как без рук —'беспомощно'; легкая рука —'удачное начало'; мастер на все руки -'умелец'; не покладая рук —'неустанно'; подать руку —'помочь'.

Слайд 4

"На кудыкиных горах"

Слайд 5

Его вешают, приходя в уныние; задирают – зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. 2. Не цветы, а вянут; не белье, а развешивают. 3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, куда бросают слова, деньги.

Слайд 7

Игра «Кто быстрее?». Подобрать как можно больше фразеологизмов с общим для них словом (существительным). Нос Глаз Язык Голова Зуб

Слайд 8

«Найди пару». Из данных идиом составь антонимичные пары: хоть иголки собирай повесить нос заваривать кашу ни зги не видно по чайной ложке как кошка с собакой жить душа в душу расхлебывать кашу сидеть сложа руки одним духом воспрянуть духом не покладая рук

Слайд 9

Игра "Всяк молодец на свой образец". Какое прилагательное может превратить слова во фразеологизмы? Середина Суп Золотой Век Удар Гороховый Система Солнечный Затмение Магнитный Шут Чучело Поле

Слайд 10

Защита исследовательской работы каждого класса.

Слайд 11

"Взялся за гуж – не говори, что не дюж» Замените в предложениях выделенные предложения фразеологизмами. Совершенно искренне Совершенно четко, определенно Будто ничего не случилось Знает как ответить Наедине, без посторонних

Слайд 12

Фразеологический зоопарк. Вспомните, какие животные живут во фразеологизмах. Объясните значения фразеологизмов. Пишет как ... лапой Делить шкуру неубитого ... На сердце ... скребут ... носа не подточит

Слайд 13

Спасибо за внимание!

Слайд 14

Баклуши бить Баклушей называлась деревянная чурка, из которой вырезывали ложки, посуду и другие деревянные изделия. Колоть (бить) баклушу считалось лёгким делом, которое обычно поручалось старикам или детям. Отсюда бить баклуши - заниматься пустяками, бездельничать.

Слайд 15

Зарубить на носу Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собственном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирки и называли носами (от слова «носить») . Зарубить на носу означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.

Слайд 16

Канитель тянуть В старину медные, золотые и серебряные нити для вышивки изготавливали вручную: раскаляли металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая называлась канитель . Работа была очень медленной, поэтому стали говорить: канитель тянуть ( медлить, мешкать).

Слайд 17

Спустя рукава На Руси раньше распространены были длинные рукава которые засучивались перед работой (отсюда засучив рукава - усердно приняться за дело), а после работы зимой опускались, чтобы согреть руки. Спущенные рукава мешали работе. Отсюда и возникла поговорка: работать спустя рукава - значит «работать небрежно, неохотно, лениво».

Слайд 18

Источники: Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. - Минск, 1962. Розенталь Д.Э. Русский язык для школьников 5 – 9 классов. Путешествие в страну слов. – М., 1995. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. // http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-013.htm Дубровин М. И. Русские фразеологизмы в картинках. Художник В.И. Тильман // http://idioms.chat.ru/ Как возникли фразеологизмы. // http://twilighters.ru/magazine/2011-10/67/ Портал готовых презентаций « Prezentacii . Com » // http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/4567-frazeologiya-prezentaciya.html Словарь фразеологизмов // http://frazbook.ru Фразеологизмы с точки зрения их происхождения // http://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-s-tochki-zreniya-ikh-proiskhozhdeniya http :// qq . by /7889- kak - poyavilos - vyrazhenie -7- pyatnic - na - nedele . html http://one-view.ru/punkt/wau/12-proiskhozhdenie-drevnikh-fraz.html http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx http://images.yandex.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная развлекательная игра « Троеборье»

Слайд 2

Из двух слов – одно. К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова. вол рак приз овод сено рис кипа вал сад окно

Слайд 3

Волокно Призрак Сеновал Кипарис Садовод

Слайд 4

Пушкин А. С. Лермонтов М. Ю. Гоголь Н. В. Блок А. А. Тургенев И. С Чехов А. П. Некрасов Н. А.

Слайд 5

Пушкин А. С. Лермонтов М. Ю. Гоголь Н. В. Блок А. А. Тургенев И. С Чехов А. П. Некрасов Н. А.

Слайд 6

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S Закрасьте красным цветом клеточки : AO, AP, AO, AN, BN, CN, DN, FN, FO, FP, FQ, GQ, HQ, IQ, JQ, KQ, KN, KO, KN, KO, KP, KQ. Назовите цифру по-английски.

Слайд 7

Игра «Непонятный синтаксис» Подчеркните все слова как члены предложения. Варкалось . Хливкие шорьки Халялись по наве , И хрюкотали зелюки , Как мюмзики в мове . Л.Кэрролл

Слайд 8

Литературный «БЛИЦ – ОПРОС»

Слайд 9

Расшифруй слова. Каждой цифре соответствует буква алфавита . 1). 1. 2,15,24. 15,6. 3,8,15,3,15,12,1,20,5. 2). 1 . 8.5.1.12.20. 3). 8.1.16.16.25. 22.1.12.5.14.20.9.14.5.19. 4.1.25. 4). 1. 18.15.19.5. 5). 1. 22.1.12.5.14.20.9.14.5. 6). 12.15.22.5.

Слайд 10

Ответы : A box of chocolate, a heart, Happy Valentines Day, a rose, a Valentine, love.

Слайд 11

Владимир Иванович Даль (1801-1872) предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова? Волнователь Гимнастика Глазоём Маршрут Ловкосилие Телефон Подобень Агитатор Сине-алый Горизонт Дальнеразговорня Портрет Путевик Фиолетовый

Слайд 12

Владимир Иванович Даль (1801-1872) предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова? Волнователь Агитатор Глазоём Горизонт Ловкосилие Гимнастика Подобень Портрет Сине-алый Фиолетовый Дальнеразговорня Телефон Путевик Маршрут

Слайд 13

Литературная мозаика

Слайд 15

Horse Pig Rabbit Hen Monkey Bear Elephant

Слайд 16

Horse Pig Rabbit Hen Monkey Bear Elephant


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения предметной декады учителей физико-математического цикла

Автор материала:      Свириденко Ольга Владимировна, учитель физикиОбразовательное учреждение: МОУ «СОШ р.п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»...

Организация предметной декады - один из методов развития интереса к предметам физико-математического цикла

Статья посвящена методике проведения предметных декад, приведён план проведения недели МИФ...

План проведения предметной декады

Предметная декада - одна из самых распространённых форм внеклассной работы. В нашей школе мы проводим декаду математики, физики, информатики одновременно, так как учителя этих предметов в...

Анализ предметной декады гуманитарного цикла

План проведения предметной декады гуманитарного цикла, анализ декады...

Справка по резултатам предметной декады учителей математики, физики и информатики.

Приводится анализ проведенных мероприятий в рамках предметной декады учителей математики. физики и информатики....

План проведения предметной декады биологии, природоведения, географии

В плане представлены мероприятия, включенные в предметную декаду. Особенностью является привлечение в организацию и проведение декады учителей разных предметов: истории, русского языка и литературы, и...