«ЗАПОВЕДИ КАДЕТСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА»
классный час (7 класс) на тему

Мальцев Александр Владимирович

План проведения классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_meropriyatiya.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

   

 

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «САНКТПЕТЕРБУРГСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПЛАН

проведения классного часа

 «ЗАПОВЕДИ КАДЕТСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА»

Цель:

  Создание условий для формирования этических и нравственных норм воспитанников посредством изучения заповедей товарищества, созданных в начале 20в.

 Задачи:

  • Способствовать формированию гражданского самосознания через преемственность поколений.
  • Создание условий для формирования исторического самосознания путем применения заветов прошлого к современной ситуации.
  • Способствовать формированию личной позиции через создание ситуации выбора.

Современные образовательные технологии:

  • проблемно-поисковые (технология проектного обучения, технология исследовательской направленности),
  • коммуникативно-диалоговые (проблемная дискуссия, дискуссия-диалог),
  • технологии имитационно-моделирующего обучения (технология ситуативного обучения, учебные игры).

г.Петродворец

2013г

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I этап. Вступление.

Начнем занятие с высказывания Л.Н. Толстого: «Есть одно самое важное дело для всех людей. Дело это в том, чтобы жить хорошо. Жить же хорошо – значит не столько делать то хорошее, что мы можем делать, сколько не делать того дурного, которое можем не делать. Главное – не делать дурного».  ( высвечивается на экране).

Как же определить: Плохо ты поступаешь или хорошо? Для этого существуют нравственные законы, суть которых – не причинять зла, вреда ни себе, ни другим. ( Высвечивается слайд: Нравственность – совокупность реальных отношений, которые возникают между людьми, согласно общепринятым нормам, оцениваемые с позиции добра и зла).

Они охраняют каждого человека и делают жизнь людей безопасной. Поэтому и возникли в человеческой жизни заповеди, охраняющие его душу от зла.

II этап. Ход классного часа.

В 1913 г. Главный начальник военно-учебных заведений России Великий Князь Романов Константин Константинович разослал по кадетским корпусам и военным училищам, созданные им «Заповеди товарищества». «Заповеди» Великого Князя с восторгом были приняты и воспитателями и кадетами, потому что товарищество было в основе всех кадетских традиций. Неслучайно, Великий  Князь, человек глубоко верующий, назвал созданные им правила заповедями по примеру библейских. Они являются нравственным ориентиром формирования тех качеств личности кадета, которые необходимы для верного и преданного служению Отечеству.

Вопрос. Найдите значения слов «заповедь» и «товарищество». ( работа со словарями).

Высвечиваются на экране:

Заповедь – правило, положение, служащие руководством, указанием для кого-нибудь (Ожегов С.И.)

Заповедь – это духовное завещание одного поколения другому.

Товарищество – близость, основанная на общности взглядов, условий жизни, деятельности.

Товарищество отвергает неуважение друг к другу, эгоизм, высокомерие, доносительство. Там, где в коллективе есть товарищество, не может быть унижения человеческого достоинства, господства сильного над слабым. «Дедовщина» развивается там, где нет товарищества.  Все кадетские традиции основаны на чувстве товарищества, которое вырабатывается в кадетских корпусах с детских лет и не притупляется в течение всей жизни.

       Великий Князь Константин Константинович так определил понятие товарищество: Товариществом называются добрые отношения, вместе живущих или работающих, основанные на доверии и самопожертвовании (высвечивается на экране).

Вопрос: Как вы понимаете слово самопожертвование? Ответы учащихся.

Вторая заповедь: Военное товарищество доверяет душу, жертвует жизнью (высвечивается на экране).

Вопрос: Приведите известные вам примеры подвига и героизма во имя спасения своих товарищей. Ответы учащихся.

Работа в группах.

Задание:  

1.        Рассмотрите проблемные ситуации.

2.        Обозначьте свою позицию в данной ситуации.

3.        Оцените и проанализируйте данную ситуацию с точки зрения своей нравственной позиции.

I группа. Ситуация: ваш взвод участвовал в конкурсе на лучший взвод корпуса и вы должны были занять первое место. Награда за первое место – бесплатная экскурсия в г. Петербург. Но во взводе происходит ЧП: кто-то разбивает стекло в классе, где вы занимаетесь. Вам ставят условие: если виновный признается в своем проступке, то поездка в Петербург для вашего взвода состоится, если не признается, то весь взвод будет наказан. Один из вас знает виновного, но вы близкие друзья. Ваши действия.

После анализа ситуации на экране высвечивается заповедь: «Долг дружбы преклоняется перед долгом товарищества».

II группа. Ситуация: Командир роты приказал заместителю командира взвода составить список нарушителей дисциплины на уроке литературы.

Вопрос: Выполнение этого задания будет  являться доносом?

На экране высвечивается заповедь: «Долг товарищества преклоняется перед долгом службы».

I группа. Ситуация: ваш одноклассник решил устроить праздник для своих товарищей – пригласить на свой день рождения в боулинг. Для него было очень важно, чтобы это мероприятие удалось, иначе среди товарищей он прослывет, как хвастун и лгун. День рождения приближался, но средств на его проведение не было. И тогда кадет решается на отчаянный поступок: ворует сотовый телефон. Продав телефон, он устраивает для своих друзей праздник. Обещание он свое сдержал, и никто не посмеет теперь назвать лгуном и хвастуном.

Вопрос: Можно назвать поступок кадета честным? Проанализируйте ситуацию. (На экране компьютера высвечивается заповедь: Честь непреклонна, бесчестное во имя товарищества остается бесчестным).

II группа. Ситуация: в корпусе ЧП: пропал классный журнал 10 класса. Пропал в конце года и восстановить оценки было невозможно. Кадетам пришлось сдавать экзамены по предметам, которые они изучали в течение года, чтобы получить аттестацию. Вскоре нашелся виновник пропажи классного журнала. Это был кадет 5-го класса. Объяснить цель кражи кадет не смог. Только при более тщательном расследовании удалось установить, что истинный виновник ЧП – кадет 10 класса, который таким образом хотел решить свои проблемы с учебой. А кадета 5-го класса он аргументировано убедил взять вину на себя. Проанализируйте ситуацию и дайте свою оценку. (На экране высвечивается заповедь: Подвод товарища под ответственность за свои поступки – измена товариществу).

Домашнее задание: составьте проблемные ситуации по следующим заповедям (высвечиваются на экране):

1.        Подчиненность не исключает взаимного товарищества.

2.        Товарищество прав собственности не уменьшает.

3.        Честь товарищей нераздельна.

4.        Отношение товарищей должны выражать их взаимное уважение.

III этап. Итог классного часа.

Вопрос:

 В чём актуальность заповедей, написанных 100 лет назад для современных кадет?

 Аргументируйте свой ответ.

Заключение.

Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в стенах корпуса, в общественных местах и т.д. Можно спрятаться за чью-то спину, а можно, даже в ущерб себе поступить честно. Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, лесть, малодушие, оправдывая свои неблаговидные поступки, мы идем на сделки  со своей совестью, роняем свое достоинство, разрушая себя.

Литература:

1.        Йордан А.Б. Честь родного погона. М., 2003 г.

2.        Исаков Е.П. Военная быль: О доблести, добре и красоте. М.,  2000 г.

3.        Исаков Е.П. К завещанной доблести. М., 2002 г.

4.        Классный руководитель, № 8. 2008 г.

5.        Классный руководитель, №1. 2007 г.

6.        Классный руководитель, № 2. 1004 г.

7.        Воспитание школьников, №1. 1998 г.

8.        Ожегов С.И. Словарь русского языка. М, 1987 г.

Воспитатель:                              А.Мальцев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Торжественная церемония передачи Первому Московскому кадетскому корпус знамени Объединения кадет российских кадетских корпусов в Венесуэле

«Всегда любить Россию, как бы не было ей трудно,и какие бы беды ты не переживал сам».А.Б.Легков ВЫСТУПЛЕНИЕ АЛЕКСЕЯ БОРИСОВИЧА ЛЕГКОВА НА ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИ ПЕРЕДАЧИ ПЕРВОМУ МОСКОВ...

Кодекс кадетской чести Первого Московского кадетского корпуса

Презентация подготовлена в рамках программы дополнительного образования и используется на занятиях в военно-историческом кружке "Долг. Честь. Отечество. Польза."Настоящий «Кодекс кадетской чести» сост...

10 заповедей воспитания. 10 заповедей для родителей. Януш Корчак.

Бессмертные и по сей день актуальные заповеди воспитания Яноша Корчака, выдающегося польского педагога, врача-педиатора, гуманиста, которые необходимо знать всем родителям обязательно....

Сценарий классного часа «Заповеди кадетского товарищества».

Занятие проводится с целью способствовать формированию гражданского самосознания подростков через преемственность поколений, создать условия для формирования исторического самосознания путе...

ПРОГРАММА предмета «История кадетских корпусов» ГОУ кадетская школа Пушкинского района Санкт-Петербурга (5-6 классы) Разработчики: Дмитренко В.В., Мусаева Т.М., Ляпин В.И., Сиренко О.Р.

Программа предмета "История кадетских корпусов" разработана для кадет и воспитаников обучающихся в 5, 6-х классах кадетской школы и охватывает период истории России с конца XVII века до XXI века....

Классный час "Дружба и товарищество - основа кадетского братства"

Классный час "Дру.ба и товарищество - основа кадетского братства" направлен на укоренение в кадетском корпусе духа толерантности, формирование отношения к ней, как к важнейшей ценности общества, спосо...

Доклад "История кадетских корпусов. Первый кадетский корпус".

К данной разработке прилагается презентация, которая содержит документальные данные и фотографии....