Инструмент измерения времени
творческая работа учащихся на тему

Ефименко  Светлана Ивановна

Научно-исследовательская работа по теме "Инструмент измерения времени". 

Цель исследовательской работы: изучить системы счисления времени у различных народов.

 Задачи:

  1. Ознакомиться с историей возникновения современного КАЛЕНДАРЯ.
  2. Изучить различные календарные системы.
  3. Показать преимущество Григорианского календаря над всеми остальными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевая научная конференция школьников

«В науку первые шаги»

Секция: математика

Название работы:

«Инструмент измерения времени»

Автор работы: Пальчикова Юлия

                                                           Место выполнения работы:          

                                                                                     МОУ СОШ «Средняя               общеобразовательная школа № 2»,

 с.Бешпагир, 10 класс

Научный руководитель:

Ефименко Светлана Ивановна,

Учитель математики,

Первая квалификационная категория

Бешпагир, 2010 год

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ВВЕДЕНИЕ.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛЕНДАРЯ. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕНЕНИЯ ВРЕМЕНИ

3. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ СОВРЕМЕННЫХ КАЛЕНДАРЕЙ.

           - КИТАЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

           - ГРЕЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.

           - ЕГИПЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.

           - ЗОРОАСТРИЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.

           - ИУДЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

           - КАЛЕНДАРЬ МАЙЯ.

           - ЛУННЫЙ КАЛЕНДАРЬ.

           - МУСУЛЬМАНСКИЙ  КАЛЕНДАРЬ.

           - СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.

           - ФРАНЦУЗСКИЙ  РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КАЛЕНДАРЬ.

4. ИСТОРИЯ НАШЕГО КАЛЕНДАРЯ

            - ДРЕВНЕРИМСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

            - ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

            - ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

5. ПРОЕКТЫ КАЛЕНДАРЕЙ.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

Один из великих мыслителей древности – Платон – утверждал: «Познание начинается с удивления тому, что обыденно». Таким обыденным, на первый взгляд, для всех нас является «время». Однако современная наука не может дать однозначного ответа на такое понятие как «время» и считает это понятие одним из сложнейших вопросов. Лучшие умы с глубокой древности и до наших дней бились и бьются над этим понятием, но разгадка пока что до сих пор не найдена. Характерно утверждение в этом отношении мнение Августина блаженного, констатировавшего, что он понимает сущность времени до тех пор, пока его не спрашивают об этом.

Действительно,  время – это одна из основных характеристик реальности,  «четвертое измерение», но задумавшись над столь элементарной вещью, не сразу придет в голову достойное объяснение ее сущности. Пока для нас время существует как настоящее, прошедшее и будущее. Однако в научных журналах, программах ТВ  и т.п. часто можно  прочесть и услышать, что существует якобы как - бы «застывшее», «остановившееся» на каком-то этапе  «время».

Мы обратились к учащимся нашей школы (всего было опрошено 96 человек) со следующими вопросами и получили следующие результаты.  

1.

Можете ли вы ответить на вопрос, что такое время?

48% учащихся не смогли ответить на этот вопрос

2.

Какие инструменты измерения времени вы знаете?

4 % учащихся не смогли дать ответ на этот вопрос, самый популярный ответ – ЧАСЫ и КАЛЕНДАРЬ

3.

Известно ли вам какой календарной системой мы пользуемся?

78% учащимся нашей школы это не известно

4.

Знаете ли вы, сколько дней в году?

24% учащихся не знают правильного ответа

5.

Можете  ли вы ответить, зачем нужен високосный год?

На этот вопрос не смогли дать ответа 65% учащихся

6.

Знаете ли вы виды, каких либо календарных систем?

43% учащихся не смогли утвердительно ответить на этот вопрос

 Проанализировав ответы, полученные от ребят, мы увидели, что, казалось бы, такое простое понятие, как время, требует изучения, исследования и работа в этой области является и сегодня актуальной. В  своей работе я не ставила перед собой  задачи дать новую революционную трактовку «времени», но, тем не менее, постаралась внести свой скромный вклад в разработку этой темы, и исследовала то, чем человек привык измерять длительные промежутки времени - календарь.

Объект исследования: КАЛЕНДАРЬ.

Цель исследовательской работы: изучить системы счисления времени у различных народов.

Решение поставленной цели буду осуществлять через ряд задач:

  1. Ознакомиться с историей возникновения современного КАЛЕНДАРЯ.
  2. Изучить различные календарные системы.
  3. Показать преимущество Григорианского календаря над всеми остальными.

Гипотеза: Без систем счисления времени жизнь человеческого общества невозможна.

Методы исследования: 

исследовательский,  частично – поисковый,  анализ и синтез; опрос - анкетирование.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛЕНДАРЯ. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕНЕНИЯ ВРЕМЕНИ

Календарем принято называть определенную систему счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни). Само же слово календарь произошло от латинских слов "caleo" - провозглашать и "calendarium" - долговая книга. Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе - что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам.

В том, что время течет, мы убеждаемся, наблюдая движение, развитие окружающих нас материальных тел. Измерять же промежутки времени оказалось возможным, сопоставляя их с явлениями, которые повторяются периодически. Таких периодических явлений в окружающем нас мире находится несколько. Это, прежде всего смена дня и ночи, которая дала людям естественную единицу времени - сутки, затем смена фаз Луны, происходящая на протяжении так называемого синодического месяца (от греческого "синодос" - сближение; имелось в виду ежемесячное сближение Луны и Солнца на небе, при этом иногда Луна находит на Солнце на небе - происходит солнечное затмение) и, наконец, смена времен года и соответствующая ей единица счета - тропический год (от греческого "тропос" - поворот: тропический год - промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается).

Трудности, возникающие при разработке календаря, обусловлены тем, что продолжительность суток, синодического месяца и тропического года несоизмеримы между собой. Неудивительно поэтому, что в одних местах люди считали время единицами, близкими к продолжительности синодического месяца, принимая в году определенное (например, двенадцать) число месяцев и не считаясь с изменением времени года. Так появились лунные календари. Другие измеряли время такими же месяцами, но продолжительность года стремились согласовать с изменениями времен года (лунно-солнечный календарь). Наконец третьи за основу счета дней принимали смену времен года, а смену фаз Луны вообще не принимали во внимание (солнечный календарь).

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ СОВРЕМЕННЫХ КАЛЕНДАРЕЙ.

КИТАЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

          Календарь, которым по сей день пользуются Китай, Корея, Япония, Вьетнам, относится к числу самых древних. Его авторами, вероятнее всего, были китайские астрономы и математики. Сейчас восточный календарь популярен во всем мире, в том числе и в России.

Традиционное китайское летоисчисление состоит из шестидесятиричного цикла, в котором дни обозначались комбинацией из десяти знаков, так называемых «стволов», в которые входили пять «земных стихий» – дерево, огонь, земля, металл, вода. Эти знаки еще классифицируются по признакам «ян» (мужской) и «инь» (женский), а также по 12 «ветвям», которые обозначались зодиакальными символами животных. В 2637 г. до н.э. по приказу основателя китайской цивилизации Хуанди эта система была приспособлена для счета лет, и базовым стал полный 60-летний цикл. Во время Синьхайской революции в 1911 г. китайцы перешли на европейскую систему летоисчисления, но, несмотря на это, до сих пор используют привычный традиционный календарь.

ГРЕЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.

Жители Древней Эллады пользовались календарями уже в I тысячелетии до нашей   эры. Они знали, как изменяется вид звездного неба в течение года, со сменой сезонов, и использовали это в быту и сельском хозяйстве.

Древнегреческий поэт Гесиод в VIII веке до нашей эры в поэме «Труды и дни» так наставлял своих сограждан:

 «Начинай жатву, когда Плеяды восходят,

 а пахоту — когда собираются заходить.

 Когда Сириус над головой — руби деревья.

 Появляется вечером Арктур — подрезай виноград».

Чтобы рядовые земледельцы случайно не перепутали Арктур с Сириусом или какой-нибудь другой звездой, по всей Греции стояли каменные столбы с высеченными на них названиями звезд и созвездий. Надписи были примерно такие: «Солнце в созвездии Водолея», «Созвездие Льва на утренней заре восходить начинает, а созвездие Лиры заходит».

Эти столбы были календарями. Рядом с названиями созвездий в отверстия вставляли таблички с обозначением месяца, порядкового номера дня и фазы Луны. Таким образом, каждый грек мог сопоставить результаты собственных астрономических наблюдений с официальными данными.

Год в Греции начинался со дня летнего солнцестояния. Продолжительность месяцев была 29-30 дней. Дни месяца делились на три декады. Сутки начинались с заката Солнца и состояли из ночи и следующего за ней дня.

ЕГИПЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.

Египетская цивилизация возникла на берегах Нила около 6000 лет тому назад. Государство это было одним из самых богатых и могущественных в древнем мире. Своим богатством и самим существованием Египет был обязан великой реке — Нилу, вернее, его ежегодным разливам, оставлявшим на полях плодородный ил. Это обеспечивало земледельцам высокие урожаи, а всем египтянам — спокойствие и процветание. Поэтому так важно было заранее знать, когда Нил выйдет из своих берегов.

Египетские жрецы, которые занимались в этой стране астрономическими наблюдениями, однажды заметили, что перед разливами Нила на утреннем предрассветном небе бывает видна огромная яркая звезда из созвездия Большого Пса. Они назвали ее Сотис, что значит «блистающая». Другое ее название — Анубис, «собачья звезда», по имени созвездия. Современное название этой звезды — Сириус.

Восход звезды совпадал не только с разливами Нила, но и с летним солнцестоянием, временем, когда Солнце достигает наивысшего положения над горизонтом. Сосчитав дни от одного летнего солнцестояния до другого, египтяне определили примерную продолжительность солнечного (тропического) года. У них получилось 360 дней. Произошло это в III тысячелетии до нашей эры, и с той поры Египет считается родиной первого солнечного календаря.

Календарный год египтян был очень прост: 12 месяцев по 30 дней (см ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Каждый месяц состоял из трех больших недель, по 10 дней (декад), и шести малых, по пять дней (пентад).

Дальнейшие наблюдения позволили египтянам уточнить продолжительность года, она оказалась равной 365 дням. Однако обнародовать свое открытие жрецы решились не сразу. Календарь почитался как святыня, и фараоны — правители Египта — при вступлении на трон давали клятву не вносить в него изменений. Поэтому для обоснования реформы календаря была придумана легенда.

Но время шло, математические расчеты совершенствовались, и в конце концов стало очевидно, что 365-дневный год тоже не точен. Утренний восход Сириуса через каждые четыре года происходил на один день позже.

Со временем ошибка становилась все более очевидной, и в III веке до нашей эры царь Птолемей III Евергет из династии Птолемеев издал указ, в котором говорилось: «Так как звезда за каждые четыре года уходит надень вперед, то, чтобы праздники, отмечаемые летом, не пришлись бы в будущем на зиму, как это бывает и будет случаться, если год и впредь будет состоять из 360 и 5 добавочных дней, отныне предписывается через каждые четыре года праздновать праздник богов Евергета после 5 добавочных дней и перед Новым годом. Пусть всякий знает, что прежние недостатки в счислении времен года отныне верно исправлены царем Евергетом».

Так впервые было предложено использовать год большей длины, который впоследствии получил название високосного. Но эта календарная поправка в Египте не прижилась, может быть, оттого, что для нее не было придумано никакого легендарного обоснования.

Египетский календарь сохранился по сей день у потомков древних египтян — коптов и эфиопов (это народы, населяющие север Африки).

ЗОРОАСТРИЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.

Этот календарь — один из самых древних.

Его история насчитывает более 4000 лет. Он был распространен в Персии, Мидии (современный Иран) и других странах Среднего Востока. Зороастрийский календарь — религиозный, в нем все годы, месяцы и дни посвящены ангелам и святым. Календарь назван в память основателя религии древних персов пророка Заратуштры. По-гречески его имя звучит как Зороастр, что значит «сын звезды».

Календарь древних персов основан на движении планеты Сатурн — самой дальней из видимых глазом планет Солнечной системы. Персы называли эту планету Кейван — «владыка времени». В основе этого календаря лежал цикл планеты Сатурн. Персы считали его равным 32 годам (современный цикл Сатурна 29,5 года). Каждый год насчитывал 12 месяцев по 30 дней (см ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Получалось 360 дней. Кроме того, было несколько дней, которые не входили в календарь. Это 5 или 6 дней поста перед наступлением Нового года.

Новый год  праздновали в день весеннего равноденствия, которое по современному календарю наступает 20-21 марта.

ИУДЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

         Это религиозный календарь людей, исповедующих иудаизм, и официальный календарь государства Израиль. Он лунно-солнечный, то есть год в нем совпадает с оборотом Земли вокруг Солнца, а месяц — с периодом новолуния.

Счет лет ведется от «сотворения мира», которое, по представлениям иудеев, произошло 7 октября 3761 года до нашей эры.

В обычном году бывает 12 месяцев, в високосном — 13. (см ПРИЛОЖЕНИЕ 3) Считается, что этот календарь заимствован иудеями у вавилонян после падения Иерусалима в 587 году до нашей эры. Тогда древняя Иудея надолго попала под власть Вавилонской державы. Это подтверждается и структурой календаря, и названиями месяцев.

Началом месяца считается момент, когда после новолуния на небе появляется серп молодой Луны.

Неделя семидневная, начинается с воскресенья. Названия дней очень простые: первый, второй, третий и так далее. Сутки начинаются в 6 часов вечера. Раньше сутки начинались, когда после захода Солнца на небе появлялись три звезды, но сейчас правила упростились.

КАЛЕНДАРЬ МАЙЯ.

Много-много лет тому назад, когда европейцы только догадывались о существовании Америки, а открывший ее Колумб еще не родился на свет, на территории современных Мексики, Гватемалы и Гондураса существовала огромная могущественная страна. Ее населяли индейцы майя. Полторы тысячи лет назад они уже умели строить города, возводить дворцы и храмы.

Некоторые храмы служили майя обсерваториями, они наблюдали оттуда за движением Солнца, Луны и других небесных тел.

Майя были замечательными строителями, скульпторами, резчиками по дереву и камню, но в этом они не выделялись среди других народов, например древних римлян, греков, китайцев или персов, тоже больших умельцев. А вот в знании астрономии и математики в ту эпоху майя не имели себе равных.

В VI веке правители майя приняли календарь, который оказался точнее всех солнечных календарей, когда-либо существовавших. Он вернее и того календаря, которым пользуемся мы с вами, — григорианского. Каким-то чудом, не имея ни космических спутников, ни телескопов, майя вычислили продолжительность солнечного года с точностью до секунд. Это вы можете увидеть в следующей таблице, где идет сравнение точности календарей.

КАЛЕНДАРЬ

ДЛИНА ГОДА

Лунный

Мусульманский

Древнеримский

Зороастрийский

Восточный

Египетский

Французский революционный

календарь

Юлианский

Григорианский

Майя

354 дня

354,36 дня

355 дней

360 дней

365

360 – 365 дней

365 дней

365, 250 000 дней

365, 242 500 дней

365, 242 000 дней

Астрономические исчисления

года

365, 242 200 дней

Год по календарю Майя отличается всего на две десятитысячные доли от современных данных.

В году было 18 месяцев по двадцать дней. Месяц носил название «виналь». 18 виналей составляли тун, то есть год. (см ПРИЛОЖЕНИЕ 4) А один тун равнялся 360 кинам (дням). Последние пять дней года не входили в календарь. Майя считали их неблагоприятными. Последняя пятидневка года так и называлась: «ваайеб» — «неблагоприятная». Майя говорили, что в эти дни «год умирает», и ничего не делали, потому что ничего хорошего все равно не получится.

Год для майя был главной мерой времени. 20 лет составляли катун, 20 катунов — бактун, 20 бактунов — пиктун, 20 пиктунов — калабтун и так далее. В самый большой период времени, называвшийся алаутун, входило 23 040 000 000 кинов.

Год майя начинался 16 июля. Этому дню соответствовал первый день месяца Поп. А заканчивался год 10 июля, в последний день месяца Кумху. Пять дней между этими числами как раз и составляли ваайеб.

Счет времени майя вели с IV тысячелетия до нашей эры. С 3113 года или, по другим расчетам, с 3373 года до нашей эры.

Кроме солнечного календаря, который назывался хааб, у майя был лунный календарь — цолькин. По цолькину майянские жрецы определяли, когда проводить религиозные обряды. В том числе и самые страшные - свои знаменитые жертвоприношения. Год цолькина был гораздо короче - всего 260 дней - и делился на 13 месяцев, которые, так же как и в хаабе, содержали по 20 дней. В период 52 года календаря хааб укладывается 73 целых цолькина. Эта зависимость составляла основу гармонии календаря майя. Вместе два календаря образовывали период в 18 890 дней. И только по завершении этого цикла название и номер дня в календаре повторялись.

Многие знатоки майя утверждают, что эти древние индейцы прекрасно знали устройство Вселенной. Это позволило им предсказать, что в день 21 декабря 2012 года на Земле произойдут глобальные события, которые круто изменят ход истории. Подробности этого послания до нас не дошли, и исследователи до сих пор пытаются разгадать, что имели в виду умные индейцы. Многие склонны считать, что так майя предсказывали "конец света". Другие считают, что на Земле наступит новая эра, эра духовного прозрения. А что говорят наши астрономы?

Прежде всего, это время зимнего солнцестояния. Но такое бывает каждый год - вроде не самая удачная идея для космической революции. Но кроме этого, 21 декабря 2012 года наша Земля и Солнце окажутся на одной линии с центром нашей Галактики. А вот это уже впечатляет. Представляете, майянцы более чем за тысячу лет предсказали такое нетривиальное космическое явление! А ведь у них даже не было линз и телескопов. Свои наблюдения звезд и планет они вели, используя узкие щели. Что нам сулит это астрономическое событие, современные ученые не знают. Как говорится, поживем - увидим.

ЛУННЫЙ КАЛЕНДАРЬ.

Этот самый древний из ныне известных календарей и самый простой, потому что движение Луны на небе наблюдать легче всего. Впервые он возник в Месопотамии, на территории современного Ирака, в городах-государствах древних шумеров в III        тысячелетии до нашей эры.

Для своего времени шумеры были очень образованным народом. У них имелась письменность: писали заостренными палочками на глиняных табличках. Именно шумеры считаются изобретателями колеса, сохи и серпа.

Год шумерского календаря состоял из 12 «лун», то есть месяцев. Продолжительность месяца определялась полным цикломизменений лунного диска от новолуния к новолунию и составляла примерно 29,5 суток. 29,5 х 12 = 354 дня.

Лунный год был короче солнечного, и календарь шумеров не совпадал с природной сменой сезонов. Но длина солнечного года тогда еще не была известна, и поэтому иногда приходилось вставлять в календарь дополнительный, тринадцатый месяц. Каждый шумерский город жил по своему календарю, и городское население самостоятельно справлялось с нелегкой задачей счета времени.

Когда же шумерские города были завоеваны во II тысячелетии до нашей эры Вавилонским царством, правивший тогда царь Хаммурапи повелел считать календарь города Ур общим для всех шумеров и вавилонян. Наверное, он был лучше всех остальных.

МУСУЛЬМАНСКИЙ  КАЛЕНДАРЬ.

         Календарь, которым пользуются народы, исповедующие ислам, — лунный. Годы в нем считаются от переселения основателя ислама пророка Мухаммеда из Мекки в Медину которое произошло 16 июля 622 года нашей эры.

Год содержит 12 месяцев по 29,5 дня. Его продолжительность 354,36 дня. Календарь основан на Коране, и его неукоснительное соблюдение — священная обязанность каждого мусульманина.

Начало месяца приходится на тот день, когда серп молодой Луны становится видимым после новолуния.

Неделя насчитывает семь дней, день отдыха — пятница.

Сегодня мусульманский календарь является официальным календарем Саудовской Аравии, стран Персидского залива и других стран, население которых исповедует ислам.

СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.

Задолго до принятия христианства, вместе с которым на Русь пришел из Византии юлианский календарь, у древних славян существовало свое летосчисление. В его основе лежало наблюдение за небесными светилами — Солнцем и Луной — и за явлениями природы.

Счет велся от «сотворения мира» (5508 г. до н. э.). Год начинался 1 марта. (см ПРИЛОЖЕНИЕ 5 )

Новолуние называлось «межи», так как отделяло прошедший месяц от вновь наступившего. Первая четверть Луны — «новый перекрой», полная Луна — «полонь», Луна после полнолуния, уже начавшая убывать, называлась «ущерб», последняя четверть — «ветхий перекрой», а старый серп перед новолунием — «ветох». Названия месяцев у славян были связаны со сменой сезонов. Новый год отмечали в марте, когда тает снег и птицы возвращаются на свои гнезда.

Старинные названия месяцев сохранились во многих славянских языках: белорусском, украинском, чешском, польском и др.

ФРАНЦУЗСКИЙ  РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КАЛЕНДАРЬ.

Когда во Франции в 1793 году произошла революция, была свергнута династия Бурбонов и провозглашена республика, революционные французские граждане решили отметить перемены в своей жизни введением нового календаря. Начать, так сказать, с чистого листа. (Имеется в виду, конечно, лист календарный.)

5 октября 1793 года Национальным Конвентом (так тогда назывался высший государственный орган Франции) такой календарь был принят. Названия месяцев отражали смену сезонов года, начинался новый год в день осеннего равноденствия — 22 или 23 сентября. Равноденствие в разные годы наступает в один из двух этих дней.

Все двенадцать месяцев революционного французского календаря были одинаковой длины и равнялись 30 дням. (см ПРИЛОЖЕНИЕ 6) В конце года к ним прибавлялись санкюлотиды: 5 праздничных дней, в високосном году — 6 (санкюлотами, то есть голоштанными, аристократы называли городскую бедноту, позже это имя закрепилось за революционно настроенными народными массами).

Этим календарем французы пользовались 13 лет, после 31 декабря 1805 года во Франции был вновь введен григорианский календарь, по которому жили в большинстве европейских стран.

Когда во Франции произошла еще одна революция и в марте 1871 года провозгласили Парижскую Коммуну, была предпринята попытка вернуть революционный календарь. Но он просуществовал совсем недолго — с 18 марта по 28 мая 1871 года, до падения Коммуны. После этого он навсегда стал только историей.

ИСТОРИЯ НАШЕГО КАЛЕНДАРЯ

ДРЕВНЕРИМСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.

Он был известен в I веке до нашей эры. Год  состоял из 355 дней, то есть 12 месяцев продолжительностью от 28 до 31 дня. Начинался новый год 1 марта (1 мартиуса на латыни). Такое название первому месяцу года дали в честь бога войны Марса, который считался покровителем Рима.

Названия многих месяцев древнеримского календаря перешли в современный. Например, слово «апрель» тоже из латыни, оно означает «согретый». В этом месяце Солнце отогревает землю после зимних холодов.

Продолжительность римского года в 355 дней весьма отличалась от года истинного, который, как известно, насчитывает 365,25 дня. Пытаясь исправить это, римские жрецы (они назывались понтификами) добавляли к году дни, а иногда целый месяц и, в конце концов, совершенно запутались.

Праздник жатвы отмечали зимой. Когда наступит Новый год, заранее никто не знал, потому что верховный жрец Рима имел право удлинять или укорачивать год, как ему заблагорассудится. Спустя много-много лет французский ученый Вольтер так отозвался о римском календаре: «Римляне всегда одерживали победы, но никогда не знали, в какой день это случилось».

ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.

И когда, в 49 году до нашей эры к власти в Риме пришел Гай Юлий Цезарь, он решил покончить с путаницей и провел календарную реформу.

Юлий Цезарь был человеком ученым и разнообразно талантливым. Государственный деятель и военачальник, он, кроме того, писал книги, в частности трактаты по астрономии, и был знаком с разными системами летосчисления. В качестве примера он решил взять египетский солнечный календарь, поэтому для разработки нового римского календаря пригласил из Египта, из города Александрии, группу астрономов во главе с математиком Созигеном.

Спустя некоторое время проект календаря был готов. В его основе — солнечный год, продолжительность которого определена в 365, 25 суток. Но в календарном году не может быть дня длиной в четверть суток, то есть в 6 часов. Поэтому решили, что три года будут по 365 дней, а каждый четвертый год — 366 дней. Этот день вставили между 24 и 25 февраля и назвали его «дважды шестой до мартовских календ», то есть до начала марта. Его название звучит по латыни как «bissextus», отсюда и пошло слово «високосный».

Было изменено и число дней в месяцах: нечетные месяцы имели 31 день, четные — 30.

Ко времени проведения реформы древнеримский календарь отличался от реальной смены сезонов года на 90 дней, так что день январских календ — 1 января — приходился на 3 октября. Для спасения положения пришлось вставить в календарь три дополнительных месяца, а год назвать «годом конфуза».

Начать счет дней в новом году Цезарь решил с январского новолуния, которое произошло 1 января. С тех пор пошла традиция, встречать Новый год именно в эту дату.

В общем, и Цезарь, и египетские астрономы и математики потрудились на славу. Календарь был принят, и счет времени по нему начат 1 января 45 года до нашей эры.

И здесь можно было бы поставить точку, если бы эта история не имела печального продолжения. Через год после календарной реформы Юлия Цезаря убили. После его смерти римские жрецы то ли по недомыслию, то ли злонамеренно снова запутали календарь. Они стали объявлять високосным не каждый четвертый, а каждый третий год. В итоге в период с 44-го по 9 год до нашей эры было объявлено 12 високосных лет вместо 9.

Эту ошибку исправил император Август. Таким образом, юлианский календарь начал нормально функционировать с 1 марта 4 г. н.э.

ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.

Все христианские страны до конца XVI века жили по юлианскому календарю. Этот календарь был прост и удобен в обращении, но со временем в нем обнаружился существенный недостаток. Дело в том, что средняя продолжительность года, определенная авторами юлианского календаря, на 11 минут и 14 секунд больше, чем истинная. (см ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

Сначала на это никто не обращал внимания, так как для своего времени календарь был довольно точен. Но проходили годы, и разница между истинным и календарным временем увеличивалась. За 128 лет она превращалась в сутки, за 1280 лет — в десять дней. Весенние праздники смещались на лето, летние — на осень, а осенние приходилось праздновать зимой.

Пока речь шла о гражданских праздниках, это ни у кого не вызывало тревоги, но когда дело коснулось религии, ситуация обострилась. По традиции многие религиозные праздники было принято отмечать при определенных астрономических показателях. Так, например, христианская Пасха празднуется в первый воскресный день после весеннего равноденствия  и следующего за ним полнолуния.

Встал вопрос: как нужно определять дату Пасхи? Ориентируясь на природные ритмы или на календарь?

Католическая церковь неоднократно обсуждала эту проблему на своих соборах начиная с середины XV века, но на реформу календаря до поры до времени не отваживалась. В конце XVI века на папском престоле оказался решительный человек. Это был папа римский Григорий XIII. На основе проекта итальянского врача и математика Л. Лилио он провел реформу и ввел новый, ГРИГОРИАНСКИЙ календарь.

В специальном указе (булле) от 24 февраля 1582 года папа Григорий XIII повелел изъять из календаря того же года десять дней в октябре, с пятого числа по четырнадцатое. Таким образом, после 4 октября наступало сразу 15 октября. Свое решение папа объяснил необходимостью «вернуть равноденствие на издревле назначенное ему место». Имелось в виду, что весеннее равноденствие традиционно наступает при календарной дате 21 марта. За отказ принять новый календарь Григорий XIII пригрозил отлучением от католической церкви.

Чтобы в дальнейшем ошибки не возникали вновь, было решено из каждых последующих 400 лет изымать трое суток.

Папский указ вызвал в обществе настоящую бурю. Одни горячо поддержали новый календарь, другие наотрез отказались его принять. Католические страны перешли на новое летосчисление сразу. Там, где были сильны позиции протестантов, с реформой повременили. Но к концу XVII века большинство европейских стран перешли на григорианский календарь.

Православная церковь отказалась принять григорианскую реформу и по сей день использует юлианский календарь, хотя в 1583 году на Константинопольском соборе признала его неточность. Для обозначения разных календарных систем используются понятия «старого» и «нового» стиля. Счет времени по юлианскому календарю принято называть старым стилем летосчисления (ст. ст.), а григорианский — это новый стиль (н. ст.). Разница между двумя календарями сейчас составляет 13 дней, после 2100 года она будет равна 14 дням.

Вопрос о реформе календаря в России был решен сразу после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже 16 ноября 1917 г. он был поставлен на обсуждение Совнаркома РФСФР, который 24 января 1918 г. и принял "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря". В декрете говорилось: "В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комисаров постановляет ввести по истечении января месяца сего год в гражданский обиход новый календарь". Для этого: "Первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день - считать 15 и т.д. ".

ПРОЕКТЫ КАЛЕНДАРЕЙ.

Сегодня наш календарь с астрономической точки зрения является достаточно точным и, по существу, не требует никаких изменений. И все же о реформе его говорят уже десятилетиями. При этом имеют в виду не изменение типа календаря, не введение новых приемов счета високосных годов. Нет, речь идет исключительно о перегруппировании дней в году с тем, чтобы уровнять длину месяцев, кварталов, полугодий, ввести такой порядок счета дней в году, при котором новый год приходился бы на один и тот же день недели, например, на воскресенье.

В самом деле, наши календарные месяцы имеют продолжительность в 28,29,30 и 31 день, длина квартала меняется от 90 до 92 дней, а первое полугодие на три-четыре дня короче второго. Вследствие этого усложняется работа плановых и финансовых органов. Неудобным является и то, что неделя начинается в одном месяце или квартале, а заканчивается в другом. Поскольку же год содержит 365 дней, то он заканчивается тем же днем, с которого он начался, а каждый новый год начинается с другого дня.

Поэтому каждое государство тратит ежегодно крупные суммы на печатание новых календарей.

На протяжении последних 160 лет выдвигались всевозможные проекты реформы календаря. В 1923 г. при Лиге Наций был создан специальный комитет по вопросам календарной реформы. После второй мировой войны этот вопрос был передан в руки Экономического и Социального Совета ООН. С инициативой замены нынешнего Григорианского календаря на новый выступила влиятельная Всемирная ассоциация календарей. Ее глава Уэйн Ричардсон не исключил, что с 2012 года мир перейдет на новый календарь, отказавшись от нынешнего, введенного в 1582 году Папой Римским Григорием ХIII.

Ассоциация предлагает новый вид исчисления. Ее проект, получивший название "Y2K", основан на варианте всемирного календаря, который едва не был утвержден ООН в 50-х годах прошлого века.

Предлагаемый календарь содержит 365 дней, однако в каждый год, который начинается с воскресенья, имеет один дополнительный день - вторую субботу. Ближайший год, начинающийся с воскресенья - 2012. Ричардсон заявил, что ассоциация сделает все необходимое с тем, чтобы новый календарь был введен всеми странами мира к этой дате.

Одновременно появился и альтернативный проект - календарь "Симметрия- 454". Его разработал известный специалист и профессор канадского университета из города Торонто Айвр Бромберг.

Идея симметричного календаря заключается в том, что каждый новый месяц начинается с понедельника. Однако платой за это является увеличение количества дней - до 35 для четырех месяцев: февраля, мая, августа и ноября. При этом количество дней для всех остальных месяцев сокращается до 28.

Стоит отметить, что идея введения симметричного календаря имеет один большой минус. В результате уменьшения количества дней до 28, многие люди просто лишатся своего дня рождения.

Сейчас эти календари проходят экспертизу специалистов, которые направят свои заключения в ООН. Последняя обладает необходимыми полномочиями для отказа от нынешнего Григорианского календаря и введение нового

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы увидели, что хронология имеет огромное значение во всей многообразной деятельности человека. В течение всей истории люди пытались ответить на вопросы:

- Когда произошло или произойдёт определённое событие?

- Какова его продолжительность?

     Человеческое мышление должно было пройти огромный путь, чтобы осознать всю ошеломляющую сложность понятия времени. Человек не мог существовать без счёта времени и уже около 30 тысяч лет назад имел определённый опыт ориентации не только в пространстве, но и во времени.

Следствием распространения астрологических представлений был счёт времени по количеству планет. Мы видим, что практически все известные нам календарные системы основаны на знаниях тех или иных астрономических законах.

В своей работе я попыталась, проанализировать календари разных народов, эпох и вероисповеданий. Рассмотреть причины, которые приводили к смене одного календаря другим, более подходящим к тем сложившимся условиям. Проанализировав длину года с точки зрения астрологии, и длину года по различным календарным системам мы увидели, что наиболее точным в подсчете является Календарь Майя. Но по своей структуре он довольно сложен в применении и не совсем адаптирован к нашим условиям жизни. На данном этапе нашего развития Григорианский календарь имеет право на существование. Но, несмотря на свои преимущества, счет больших периодов по григорианскому календарю вести затруднительнее, чем по юлианскому. Вследствие несоизмеримости времен оборотов земли около солнца (год) и около ее оси (сутки) введение вечного Календаря невозможно, и через более или менее продолжительное время гражданское времяисчисление неминуемо разойдется с астрономическим. Хотя и небольшая погрешность в нем есть, но ошибка в 1 сутки накапливается только за 3323 года. А это, согласитесь, изрядный срок. Будем надеяться, что наши потомки, имея на раздумья около 3000 лет, смогут придумать календарь более точный, чем григорианский, прежде чем истинный год вновь разойдется с календарным.

ЛИТЕРАТУРА:

1.  «Всё обо всём»: Энциклопедия: Календари/ сост.: Г. Шалаева, Л. Кашинская – М.: «Астрель», 2000.

2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика/ сост.: А.П.Савин, В.В.Станцо, А.Ю.Котова – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.

3. КНИГА ЭРУДИТА/ сост.: Н. Третьяк  - Х.: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2005

4. История календаря/ сост.: Н. И.Идельсон – М.: Наука, 1976.

5. Вечные календари/ сост.: А. В.Буткевич, М. С.Зеликсон – М.: Наука, 1984

6. Календарь и хронология/ сост.: И. А. Климишин – М.: Изд."Наука", 1985

7. История календаря и хронологии/ сост.: С.И.Селешников – М., Наука, 1972.

8. За страницами учебника математики/ сост.: И.Я.Депман, Н.Я.Виленкин – М.: 1992 г

9. Занимательная астрономия/ сост.: Я.И.Перельман – М.: Издательство ВАП, 1994

10. Брокгауз и Ефрон: Энциклопедический словарь: ЭИ: - С.П.: Издательство «Адепт»

11. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007: ЭИ: -  

12. Ресурсы Интернет.

Названия египетских месяцев:                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тот

Паофи

Хатир

Хойак

Тиби

Мехир

Фаменот

Фармути

Пахон

Паини

Эпифи

Месоре

Зороострийский календарь                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Фарвадин (22 марта - 21 апреля) - от "фраварти", названия душ в Авесте;

Ордибехешт (22 апреля - 22 мая) - "высшая справедливость";

Хордад (23 мая - 22 июня) - "целостность";

Тир (23 июня - 23 июля) - по названию звезды Сириус, которая в персидской мифологии считалась звездой, вызывающей дождь;

Амордад (24 июля - 23 августа) - "бессмертие";

Шаривар (24 августа - 23 сентября) - "желанная империя";

Мехр (24 сентября - 23 октября) - искаженное имя бога Митра;

Абан (24 октября - 22 ноября) - "воды", сокращение от "сын вод";

Азер (23 ноября - 22 декабря) - "огонь";

Дэй (23 декабря - 21 января) - "создатель";

Бахман (22января - 20 февраля) - "добрая мысль";

Эсфанд (21 февраля - 21 марта) - "святой", сокращение от "святое благочестие".

ИУДЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Нисан (март-апрель)

Ийар

Сиван

Таммуз

Аб

Элул

Тишри

Мархешван

Кислев

Тебет

Шабат

Адар

Месяцы календаря майя                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 4                                                                    

№ п/п

Название месяца

Соответствие датам юлианского календаря

1

Поп

16 июля — 4 августа

2

Во

5 августа — 24 августа

3

Сип

25 августа — 13 сентября

4

Соц'

14 сентября — 3 октября

5

Сек

4 октября — 23 октября

6

Шуль

24 октября — 12 ноября

7

Йашк'ин

13 ноября — 2 декабря

8

Моль

3 декабря —22 декабря

9

Ч'ен

23 декабря — 11 января

10

Йаш

12 января — 31 января

11

Сак

1 февраля — 20 февраля

12

Кех

21 февраля — 12 марта

13

Мак

13 марта — 1 апреля

14

К'ан-к'ин

2 апреля — 21 апреля

15

Муан

22 апреля — 11 мая

16

Паш

12 мая — 31 мая

17

К'айяб

1 нюня — 20 июня

18

Кумху

21 нюня — 10 июля

Славянский календарь                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ 5

(наиболее употребимые названия месяцев)

Сечень (январь)

Липец (июль)

Лютый (февраль)

Серпень (август)

Березозол (март)

Вересень (сентябрь)

Цветень (апрель)

Листопад (октябрь)

Травень (май)

Грудень (ноябрь)

Червень (июнь)

Студень (декабрь)

Славянские названия месяцев сохранились у ряда славянских народов

Месяц

Лужицкий язык

Украинский язык

Чешский язык

Белорусский язык

Хорватский язык

Польский язык

Словацкий язык

Январь

Wulki rožk

Січень

Leden

Студзень

Siječanj

Styczen

Január

Февраль

Maly rožk

Лютий

Unor

Люты

Veljača

Luty

Február

Март

Naletnik

Березень

Brezen

Сакавiк

Ožujak

Marzec

Marec

Апрель

Jutrownik

Квітень

Duben

Красавiк

Travanj

Kwiecien

Apríl

Май

Rožownik

Травень

Kveten

Май/Травень

Svibanj

Maj

Máj

Июнь

Smažnik

Червень

Červen

Чэрвень

Lipanj

Czerwiec

Jún

Июль

Pražnik

Липень

Červenac

Лiпень

Srpanj

Lipiec

Júl

Август

Žnjenc

Серпень

Srpen

Жнiвень

Kolovoz

Sierpien

August

Сентябрь

Požnjenc

Вересень

Zari

Верасень

Rujan

Wrzesien

September

Октябрь

Winowc

Жовтень

Rijen

Кастрычнiк

Listopad

Paždzernik

Október

Ноябрь

Nazymnik

Листопад

Listopac

Лiстапад

Studeni

Listopad

November

Декабрь

Hodownik

Грудень

Prosinec

Снежань

Prosinac

Grudzien

December

Республиканский календарь Французской революции                          ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Название месяцев

Осень:

Вандемьер (виноградный)    с 22/23 сентября по 21/22 октября;

Брюмер (туманный)    с 22/23 октября по 20/21 ноября;

Фример (морозный)     с 21/23 ноября по 20/22 декабря.

Зима:

Нивоз (снежный)   с 21/23 декабря по 19/21 января;

Плювиоз (дождливый)   с 20/21 января по 18/19 февраля;

Вантоз (ветреный) с 19/20 февраля по 20/21 марта.

Весна:

Жерминаль (прорастающий) с 21/22 марта по 19/20 апреля;

Флореаль (цветущий) с 20/21 апреля по 19/20 мая;

Прериаль (луговой) с 20/21 мая по 18/19 июня.

Лето:

Мессидор (жатвенный) с 19/20 июня по 18/19 июля;

Термидор (жаркий) с 19/20 июля по 17/18 августа;

Фрюктидор (плодовый) с 18/19 августа по 16/17 сентября.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Различие между старым (юлианским) и новым (григорианским) календарями  

Век

С 1. III года...

До 28. II года…

Разница в днях

I

1

100

- 2

II

100

200

- 1

III

200

300

0

IV

300

400

1

V

400

500

1

VI

500

600

2

VII

600

700

3

VIII

700

800

4

IX

800

900

4

X

900

1000

5

XI

1000

1100

6

XII

1100

1200

7

XIII

1200

1300

7

XIV

1300

1400

8

XV

1400

1500

9

XVI

1500

1600

10

XVII

1600

1700

10

XVIII

1700

1800

11

XIX

1800

1900

12

XX

1900

2000

13

XXI

2000

2100

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Измерение времени"

Введение в историю 5 класс...

Основы измерения времени

Конспект открытого урока по астрономии...

"измерение времени"

урок в 5 классе по теме измерение времени...

Исследовательская практическая работа "Способы измерения времени"

Текст работы, представленной на школьной конференции...

открытый урок математики в 6 классе "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении времени"

конспект урока закрепления полученных знаний, презентация к уроку...

Измерение времени

Третье занятие в курсе истории в 5 классе...

« Измерение времени по часам с точностью до 1 часа» Урок по математике во 2 классе коррекционной школы VIII вида

Цели урока: познакомить с новой величиной, формировать представления о единицах времени - часе, минуте, совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи, развивать умение н...