Классный час "Преступление и наказание"
видеоурок (6 класс) на тему

Классный час для учащихся 6-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_prestuplenie_i_nakazanie.rar1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Преступление и наказание"
Цель классного часа: 

  • формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения; 
  • формировать навыки критического анализа сложных ситуаций; 
  • развивать умение работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию. 

Подготовительная работа: 
составление электронной презентации; приглашение участкового милиционера; 

подготовка раздаточного материала. 


Сценарий мероприятия 
Классный руководитель: Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Всем вам хорошо известно стихотворение С. Я. Маршака «Детки в клетке». О ком идет речь в произведении? А могут ли в клетке оказаться не зверята, а человеческие дети? К сожалению, могут.  Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа - "Преступление и наказание". 

Эпиграфом к нашему мероприятию мы взяли следующие слова: «Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными». ( Цицерон) . И «Незнание законов не освобождает от ответственности».

Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? 

Подростки все чаще втягиваются в наркобизнес, незаконный оборот оружия, порнобизнес, криминальную торговлю. Растут число и тяжесть преступлений: 

  • насильственных и корыстно-насильственных; 
  • совершенных в группах, под руководством взрослых; 
  • совершенных девушками.  Действия подростков отличают крайняя жестокость, дерзость, агрессивность. За последние годы число умышленных убийств увеличилось на 103%, разбойных нападений - на 108%, тяжких телесных повреждений - на 80%, грабежей – на 37%. 

    Преступность молодеет. Причины этого: 

резкое падение уровня жизни большей части населения; 

  • социальная незащищенность; 
  • неуверенность в завтрашнем дне. 


По данным криминологических исследований, около 80% детей, доставляемых в приемники-распределители для несовершеннолетних, - в возрасте до 14 лет, все из неблагополучных семей, многие страдают зависимостью от алкоголя, наркотиков и токсических средств.

- На ваших партах , ребята, лежат сигнальные карточки красного и зеленого цвета, с их помощью мы сегодня будем делать свой выбор, принимать решение. 

Классный руководитель рассказывает обучающимся начало одной истории, а затем обсуждает ее вместе с ними. 

Сергей и Алеша учатся в девятом классе. Они подружились в шестом классе, когда Сергей впервые появился в школе, где учился Алеша. Мальчики живут недалеко друг от друга. У них много общих интересов. В последнее время они одержимы идеей - купить скейтборды, которые стоят очень дорого. У всех друзей они уже есть. 

Один знакомый парень с соседней улицы, который старше их на четыре года, предложил ребятам купить у него доски, каждую за половину цены. Мальчики догадывались, что скейтборды краденые, но все равно обрадовались, считая, что им выпал счастливый случай. И они решили,  что постараются любой ценой найти необходимую сумму денег. 

Школьники делятся на группы: 
1 -я группа - те, кто считает, что стоит сделать подобную покупку; 
2-я группа - те, кто против покупки; 


Ребята по очереди обосновывают свое мнение. (Можно проголосовать за принятое решение сигнальной карточкой. Красная- « покупать нельзя!», зеленая- можно)


Вопрос группе: Подумайте, если мальчики купят у знакомого парня ворованные скейтборды, может ли это быть расценено как соучастие в преступлении? Что ждет молодых людей в этом случае? 

Далее один из подготовленных заранее учеников раскрывает понятие "преступление", рассказывает о видах преступлений. 

Преступление - это деяние, которое представляет опасность для человека, общества или государства, совершенное лицом, вина которого доказана судом. 

Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности. Групповые преступления - совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него. 

Соучастие - групповое преступление, совершенное умышленно. 

После этого учитель зачитывает продолжение истории. 

Проблема, которая омрачала хорошее настроение, заключалась в том, где найти необходимые деньги. 

У Сергея были небольшие сбережения - деньги, которые бабушка и дедушка подарили ему на день рождения. Но этого было явно недостаточно для покупки доски. Правда, была слабая надежда выпросить недостающие деньги у отца. Но Сергей не был уверен, что тот согласится дать ему нужную сумму. 

У Алексея даже и надежды не было. Он жил с мамой, которая зарабатывала только на их питание и покупку самого необходимого. И снова на выручку друзьям пришел их знакомый, сказав, что он мог бы помочь ребятам с деньгами, которые те смогут позже отработать, оказывая ему некоторые услуги. 

Мальчики решили подумать и дать ответ через пару дней. 

Ученики из двух групп распределяют между собой роли: кто будет Сергеем, а кто Алексеем, и отвечают на вопросы с позиции своих героев:
Какие опасности могут их ожидать в случае согласия работать с этим знакомым? 
Какова вероятность того, что ребята будут втянуты в преступление? 
Можно ли привести примеры из литературы, кинофильмов, телепередач, где сложилась подобная ситуация? Что она повлекла за собой? 


Классный руководитель подводит итог обсуждения и напоминает ребятам, что 
возраст, с которого наступает уголовная ответственность, - 14 лет. Затем он зачитывает продолжение рассказа. 

Придя домой, Сергей решил попросить денег у отца. Отец ответил, что в семье нет свободных средств для покупки доски. Он предложил сыну заработать деньги в мастерской своего друга, выполняя посильную работу. Сергей решил, что это может быть даже интересно для него, и согласился с предложением отца. 

Алексей, понимая, что у него нет возможности достать деньги, на следующий день дал знакомому свое согласие. 

Через несколько дней знакомый позвонил и сказал, что вечером он ждет Алексея, для него есть работа. Когда Алеша пришел на встречу, выяснилось, что вместе с другим мальчиком они должны зайти в пустую квартиру и взять оттуда некоторые вещи.
Алексей и мальчик, которого звали Владик, пришли по указанному адресу. Когда они открыли дверь и зашли в квартиру, то услышали какое-то движение в одной из комнат. Заглянув туда, они увидели пожилую женщину, которая, с трудом передвигаясь, шла им навстречу. Заметив подростков, она испугалась и закричала. Владик оттолкнул старушку, схватил кошелек, который лежал на тумбочке в прихожей, и бросился бежать. Алексей сначала растерялся, но потом побежал за ним. На углу дома их задержали сотрудники милиции, которых вызвали соседи. 

Классный руководитель знакомит обучаючающихся со списком преступлений, за которые осуждаются подростки 14-16 лет; видами наказаний для несовершеннолетних, совершивших преступление, согласно Уголовному кодексу РФ ( список на столах в виде памятки) 

Преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет: 
совершение убийства; 
- умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование; 
- разбой, грабеж, кража, вымогательство; 

- угон и приведение в негодность транспорта; 
- вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах; 
- умышленное уничтожение и похищение чужого имущества; 
- хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ; 
- терроризм, захват заложника. 


Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РФ: 
- штраф; 
- обязательные работы; 

- лишение свободы на определенный срок; 
- исправительные работы; 
- арест; 
- лишение права заниматься определенной деятельностью


Учитель подытоживает: К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление требований к поведению, возложение обязанностей загладить причиненный вред. 

В отношении несовершеннолетних Владика и Алексея, после задержания их сотрудниками милиции, должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела по ст. 161 Уголовного кодекса РФ (грабеж). 
Согласно ст. 14 и ч. 2 ст. 20 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), уголовная ответственность детей за грабеж наступает с 14 лет при наличии их вины. Если кто-то из детей не достиг 14-летнего возраста, уголовное дело в отношении него возбуждаться не будет, и соответственно ответственность не наступит. 

Мы исходим из того, что детям по 14 и более лет. В таком случае возбуждается уголовное дело по п. "в" ч. 2 ст. 161 УК РФ - грабеж с незаконным проникновением в жилище. 

В отличие от кражи (статья 158 УК РФ) при грабеже чужое имущество похищается открыто, т. е. в нашем случае - в присутствии человека (потерпевшего), который понимает характер происходящего. И несмотря на то что изначально планировалось совершить кражу, в вину будет вменяться именно грабеж. 

Владик будет нести уголовную ответственность согласно п. "в" ч. 2 ст. 161 УК РФ (он изначально знал о том, что будет совершено преступление, желал этого и предвидел последствия). 

Знакомый мальчиков будет привлечен к уголовной ответственности как организатор преступления. 

Алексей может быть освобожден от уголовной ответственности, если в ходе предварительного расследования и (или) в суде будет установлено, что он не знал о необходимости совершить преступление (отсутствует вина). Например, знакомый мог сказать Алексею, что вещи принадлежат ему, Владику или их родственникам, знакомым и требуется только помочь их перенести, перевезти и т. п. Следовательно, при отсутствии вины (не понимал, не осознавал и не предвидел преступные последствия своего поступка) Алексей не несет никакой ответственности. 

Другой вариант таков. Алексей желал совершить кражу, но произошел грабеж. В таком случае применяется ст. 36 УК РФ - эксцесс исполнителя преступления. Поскольку Алексей не предвидел, не знал и не желал, чтобы Владик совершил грабеж, то он не несет ответственности по ст. 161 УК РФ. Алексей будет наказан за совершение кражи. 

- А теперь мы разыграем перед вами несколько ситуаций, свидетелями которых вы часто оказываетесь. ( Участники сценки и наряд судьи готовятся заранее. После каждой разыгранной ситуации судья ударяет молоточком о стол и зачитывает приговор ) Ситуация 1: В класс вбегает ученик:

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Судья – ученик  зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или  поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

- Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Нанесение побоев

Ситуация 2: К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Судья – ученик  зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.

- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои.

– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф?  - может ответить ученик

- В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере

расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Порча чужого имущества

Ситуация 3: На перемене:

– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

– Не дам, он новый, только вчера купили.

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Судья – ученик  зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров  Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.

-Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу  А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты  Труда, либо лишение свободы до двух лет.

Угроза «болтовней»

Ситуация 4: В классе идет спор двух учащихся:

– ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

Судья – ученик  зачитывает: Статья  119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Оскорбление

Ситуация 5:  Две девочки  в классе   ссорятся:

– А ты дылда!!!

– А ты сама Гадина!!!

Судья – ученик  зачитывает:  Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

Осквернение зданий и транспорта

Ситуация 6: В класс вбегают мальчишки:

– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Судья – ученик  зачитывает: Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.

А теперь поиграем в игру « Опасно-неопасно». Если считаете, что описанная ситуация опасна в уголовном отношении, то поднимайте карточку красного цвета, если нет- зеленого.

1.Ты прогуливаешься по улице без взрослых в 11 часов времени.

2. На перемене ты « трясешь» мелкие деньги у учеников начальной школы,  чтобы затем потратить их в буфете.

3.Ты взял телефон у одноклассника, чтобы послушать музыку и не возвращаешь, несмотря на его просьбы отдать вещь.

4.После новогодних каникул ты не посещаешь уроки в школе, мотивируя это тем, что недостаточно отдохнул

5.Твой приятель избивает более слабого одноклассника, а ты не только не пытаешься помочь избиваемому, но и снимаешь происходящее на видео

6.Ты прокалываешь шины у стоящих в общем дворе автомобилей

7.Ты куришь и пьешь пиво во дворе школы

8.Ты постоянно опаздываешь на уроки

9. Ты стал свидетелем похищения ноутбука из кабинета информатики,  но никому из взрослых об этом не  сказал

10.Совершеннолетний сосед просит тебя распространить среди одноклассников сигареты с неизвестным содержимым и рассчитывается с тобой этими же сигаретами

- Сегодня , ребята, наш гость (учитель представляет приглашенного участкового милиционера, также его может заменить социальный педагог) познакомит вас со списком правонарушений, за совершение которых подростков ожидает наказание. После его выступления вы можете задать гостю вопросы.

Наказание несовершеннолетних

Уголовная ответственность устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации, который вступил в силу 1 января 1997г. и является федеральным законом, действующим на всей территории страны. УК основывается на Конституции РФ и нормах международного права.

УК  состоит из общей и особенной частей.

Особенная часть  это - самостоятельный раздел об уголовной ответственности несовершеннолетних (стр.57)

В нем есть - Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних

- Кого считают несовершеннолетними?  

   Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

-  Ребята, как вы думаете, что такое преступление?  

Преступление - это деяние, которое представляет опасность для человека, общества или государства, совершенное лицом, вина которого доказана судом.

Уголовная ответственность в нашей стране наступает с 16 лет( это статья 20, ч.1УК). Максимальный срок наказания в исправительном учреждении для несовершеннолетних не превышает 10 лет. Существует множество специальных исправительных заведений(колоний) для малолетних преступников. Если человеку в детской колонии исполняется 18 лет, а срок наказания не истек, то он отправляется во «взрослую» зону. Есть ряд преступлений , особо тяжких, уголовная ответственность за которые наступает с 14 лет (перечень этих преступлений-

  • совершение убийства
  • умышленное причинение вреда здоровью
  • похищение человека
  • изнасилование
  • кража, грабеж, разбой
  • вымогательство
  • угон и приведение в негодность транспорта
  • заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207)
  • хищение оружия, взрывчатых веществ ( ст. 226), наркотиков (ст.229)

- Самые распространенные преступления среди несовершеннолетних (кража, грабеж, умышленное причинение вреда здоровью)

 лежит на ваших партах как памятка). А что же грозит правонарушителям, если им не исполнилось 14 лет? Ответственность за ваши поступки до 14 лет несут родители или их законные представители( опекуны). Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей, лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред ;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению.

д)        штраф родителям или законным представителям

е) принудительное лечение в специальных лечебных заведениях

ж) общественные работы

з) постановка на учет в детскую комнату милиции

Подытоживая нашу работу, ответим на вопросы социологического опроса, а затем проверим, насколько хорошо мы усвоили тему нашего мероприятия. Работаем в парах.

Социологический опрос для учащихся

1.С какого возраста подросток может быть привлечен к уголовной ответственности?

А. с  18 лет         б. с 16 лет        в . в  ряде случаев с 14 лет

2.Освобождает ли от ответственности незнание законов?

А.  да        б. нет

3. Вы с другом залезли в чужой гараж в надежде поживиться чем-нибудь, но, подумав, решили ничего не брать  и убраться восвояси. Подлежит ли ваш поступок уголовному наказанию?

А. да                       б. нет

4.Подросток 12 лет совершает правонарушение и получает следующее взыскание- штраф. С кого будут взыскивать деньги?

А. с родителей      б. с подростка         в. с образовательного учреждения, в котором учится подросток

5. Какое наказание следует за преступление, совершенное в компании?

А. более суровое      б. менее суровое

6. Законы, регламентирующие уголовную ответственность подростков, прописаны

А. в Уголовном Кодексе     б. Конституции    в. Семейном Кодексе

7.Подлежат ли   административной ответственности ребята, которые в школе ломают скамьи и стулья, царапают парты, рисуют на стенах?

А. да        б. нет

Рефлексия. Вы хорошо поработали сегодня, спасибо. На доске вы видите две надписи: «Это важно!» (красный цвет) и «Меня это не касается» (зеленый) При помощи магнитов прикрепите сигнальную карточку нужного цвета под выбранной вами формулировки.