Проект « Традиции моей семьи»
проект (7 класс) на тему

Сахнова Любовь Николаевна

Воспитание нравственно-патриотических чувств 

         интернационализма школьников посредством приобщения к традициям своей семьи и

             традициям семей других национальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semeynye_traditsii.docx40.49 КБ

Предварительный просмотр:

                          Проект  « Традиции   моей семьи»

                                Паспорт проекта

 Тема проекта: “Традиции моей семьи”.

 Руководители проекта:             Лозовая Н.П.

                                                             Ливченко В.Б.

                                                             Михайлова Н.В.

                                                             Сахнова Л.Н.

Участники проекта: воспитанники 2-го отряда, педагоги, родители воспитанниц.

Направление проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств  

         интернационализма школьников посредством приобщения к традициям своей семьи и

             традициям семей других национальностей.

  Возраст детей, участников проекта: дети от 7до 17лет.

 Предмет проекта: традиции  семейные, народные.

 Тип проекта:  поисково-творческий;

    Цель проекта:

    Воспитывать интерес к национальной культуре своей семьи, вызвать положительные

    эмоции и чувства детей в процессе познания,укреплять связь семьи и школы;  

     создать условия для взаимодействия детей и родителей в пространстве эмоциональных

     переживаний.

    Задачи проекта:

       - актуализация семейных ценностей;

      - дать детям представление о том, что такое “традиции”;

     - знакомить с  семейными традициями, традициями разных народов;

    - развивать поисковую деятельность, творческую активность,  коммуникативные навыки;

     - вовлечь родителей в совместную с детьми поисковую, исследовательскую,

       познавательную деятельность;

    - сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности( любовь к ближнему

      сострадание, нравственные устои, понимание добра и зла, уважение к традициям…);

    - воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического

      воспитания  школьников.

                                   

                                                                Обеспечение проекта:

        Материально-техническое:

         - аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер;

         - библиотека для детей и родителей.

                                 Пояснительная записка к проекту

                                                   Актуализация проблемы.

 Долгое время среди специалистов-ученых и педагогов шли споры: кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей – семья или школа? Наконец, большинство пришло к правильному выводу: не снимая ответственности со школы, больше требований надо предъявлять к семье, так как именно здесь закладывается фундамент личности, ее нравственные ценности. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать.  Но и школа не снимает с себя ответственности, и даже более того, считает, что успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

 Предпринятые на сегодняшний день попытки совместного воспитания показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является, как ни странно, семья.  Порой родители легкомысленно надеются, что педагоги успешно справятся с поставленными задачами, что цели будут достигнуты, что дети их станут хорошими без их вмешательства.  Выстраивая взаимоотношения семьи и школы, педагоги  понимают, что на каком-то этапе теряют тесную связь с родителями. Возможно, устарели наши формы работы с родителями, а может быть, это и занятость родителей, неустроенный быт семьи, социальная незащищенность, рост количества асоциальных семей? Что же нужно делать?

    Одним из направлений работы педагогического коллектива школы-интерната : является “Воспитание нравственно-патриотических чувств посредством приобщения детей к истокам русской народной культуры».  В школе учатся дети разных  национальностей, и воспитание интернациональных чувств у школьников имеет актуальное значение. Для того чтобы уважать традиции своего народа и других народов их нужно знать. При этом акцент делался на том, что все мы разные, но у нас общие интересы, мы нужны друг другу для содержательной, интересной, доброй совместной жизни. Целью использования проекта являлось желание педагогов погрузить школьников в поисково-творческую работу по исследованию, поиску традиций: своей  семьи, семей  разных национальностей, представителями которых являются семьи воспитанников . Идея проекта заключалась  в следующем: все мы живем в России, чтобы любить и уважать свою Родину надо знать ее историю и традиции, но Россия страна многонациональная, в ней живут разные народы, имеющие свои традиции, познакомиться с которыми мы можем на примере семей воспитанников разных национальностей.

 Проблема: детям не понятно значение слова «традиция», что значит «семейные традиции».

 Задача детей: узнать традиции  своей семьи.

 Задача педагогов: с непосредственным участием родителей познакомить детей с  

   традициями их семей, активизировать творческое развитие  школьников.

      Формы и методы применяемые в  работе:

  -изучение стихов о семье, Родине.

 - знакомство с поэзией разных народов;

   -чтение сказок разных народов;

  - выпуск газеты отряда “Разноцветная страна”.

                      Познавательное развитие:

    -знакомились  с традициями в семьях воспитанниц;

   -изучали  народное  декоративно-прикладное  искусство национальностей детей живущих в

       отряде;

     - оформлена  фотовыставка.

              Используемая игровая деятельность:

   -сюжетно-ролевая игра “В гостях у семьи”;

   -читательская  неделя “Читаем  сказки разных народов.”

   -народные праздники;

   -знакомство с  народными  песнями;

   -изучили народные игры.

       Продуктивная деятельность:

  -выставка детского рисунка: “Народные куклы ”.

   -работали  творческие  мастерские,

   -участвовали  в оформлении  альбомов семейных традиций ;

   -участвовали  в  выставках;

   -выпустили фотогазету « Семейные посиделки».

                                     

                                    Результат:

Данный проект помог воспитателям расширить представления детей об образе жизни семей разных национальностей  отряда, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовали  речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, формировали  у них представление о себе и других как о личности.

               Дети:

  -узнали свою нацию, культуру, язык, традиции своего  народа, его достижения;

  -узнали представителей других национальностей, населяющих Россию,  их культуру и традиции;

   -узнали национальные игры.

      Результаты участников проекта: 

    1. Дружный коллектив – социально-активные ученики и их родители, способные доброжелательно общаться друг с другом и окружающими.

   2. Знание семейных обычаев, традиций, их уважение и соблюдение.

   3. Создание  выставок, презентаций для передачи опыта коллегам.

    4. Приобретение участниками проекта навыков творческого сотрудничества и применения их в повседневной жизни.

           Деятельность по реализации проекта:

1.  Задание родителям – найти самую старую, интересную реликвию семьи.(Октябрь)

  2.Самая старая  игрушка, которую они помнят с детства, которая передается

         из поколения в поколение, или предмет у которого есть своя  история .(Октябрь)

  3. Родители рассказывали  истории появления в семье старых вещей ,передаваемых по наследству ,показывали и рассказывали о коллекциях старинных монет и значков. (Ноябрь)

  4.Прошел  праздник «Семейные  посиделки» (Ноябрь)

  5.Оформили  фотовыставку по проведенному празднику. (Ноябрь)

  6.  Сделана презентация.

              Показателями результативности стали:

      - степень активности учащихся в подготовке и реализации мероприятия;

   - степень активности родителей в реализации проекта;

   - степень важности проведенного мероприятия для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем;

   - презентация проекта, отзывы коллег.

   - вовлечение родителей в совместную с детьми поисковую, исследовательскую, познавательную деятельность.

 -.Приложение №1 -Сказка «Колобок»

                                     Чтение с элементами кукольного театра.

                                     Просмотр мультфильма «Колобок»

- Приложение №2 - Конспект мероприятия «Семейные посиделки»

Приложение №2

 «Семейные посиделки!»

             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание ценностного отношения к семье – это один из главных вопросов, от решения которого зависит благополучие общества. Именно школа может стать активной помощницей родителям в формировании культуры общения детей, как со сверстниками, так и с людьми старшего поколения, в развитии внутрисемейных отношений, где личностными качествами выступают: доброта, взаимопонимание, способность к сотрудничеству.Данное мероприятие направлено на раскрытие семейного творческого потенциала, укрепление внутрисемейных связей и на тесное сотрудничество между родителями, детьми и преподавателями школы. Оно рассчитано на разновозрастную аудиторию: учащиеся от 6 до 16 лет, родители, дедушки и бабушки, преподаватели детской школы искусств.

Цели:

       - укрепление связей между семьей и школой;

     -   помощь в развитии внутрисемейных отношений;

      -  создание системы публичных школьно-семейных мероприятий;

      -  формирование новых школьных традиций.

Задачи:

            - выявление и раскрытие творческо-интеллектуального семейного

              потенциала;

            -  применение на практике положительного опыта семейного

              воспитания;

             -  поддержка семейных традиций;

             -  усиление мотивации к обучению детей в Шк.-Ин.

Форма проведения: семейная гостиная

Оборудование:

     -   DVD-проигрыватель;

      -   реквизиты для оформления отряда;

      -    реквизиты для оформления выставки прикладного  искусства семей;

      -     экспонаты для выставки;

      -     рисунки для выставки изобразительного искусства;

       -     реквизиты для игр.

Для успешного проведения семейного праздника необходимо выполнить следующую подготовительную работу:

-        разработать и написать сценарий;

-        оказать необходимую помощь при подготовке концертных номеров

          семейных коллективов;

-        собрать экспонаты для выставки прикладного искусства семей;

-        выбрать рисунки учащихся для выставки изобразительного искусства      -        составить подборку игр;

-        подготовить реквизиты для игр;

-        подготовить реквизиты для оформления отряда, выставок;

-        подобрать музыкальный материал для оформления всего праздника;

-        подобрать вопросы для литературной викторины;

-        приготовить подарки для родителей;

-        подготовить приглашения для гостей;

-        напечатать афишу.

                                        Ход семейного праздника

                                                      Дорогие друзья

Наш праздник сегодня посвящен семье. Семья для каждого из нас – самое главное в жизни. Если в доме царит взаимопонимание, доверие, тепло и уют, то это настоящее счастье. И мы надеемся, что именно такие семьи пришли к нам сегодня в гости. Давайте знакомиться!

Семья:(представление семей)

  Сегодня мы  предлагаем вашему вниманию конкурсную программу

                                  «Семейные посиделки»

 Не секрет, что семейные узы – самые крепкие, самые постоянные, самые надежные. Тепло, поддержка, советы родных, их помощь будут сопровождать каждого из нас всю жизнь, даже если вы будете жить в разных концах страны.

    Что такое семья? Это – дом, это мама и папа, бабушка и дедушка, любовь и забота, труд и радость, несчастья и печали, привычки и традиции. Я расскажу у вам одну легенду.

    В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово – «понимание».

      А что вы знаете о семье? Откуда пошла ваша фамилия? Какие у вас есть родственники? Какие  традиции, праздники в ваших семьях?

                                    Выходят две хозяйки.

1-я: - Добрый день, гости званные и желанные! Милости просим.

2-я: - Низкий поклон вам, люди добрые!

1-я: - Рады видеть вас в гостях.

2-я: - В нашей горнице посиделочной.

1-я:  - Праздник будет.

2-я: - Праздник радостный.

1-я: По обычаю по - старому.

2-я: - Посиделками называется.

1 Хозяйка: - Охота вам посидеть; с товарищами поговорить! Пожалуйста.

2Хозяйка: - Охота в наших потехах позабавиться, в игры поиграть, себя показать и на других посмотреть? - Милости просим!

1 Хозяйка: - Охота сплясать, спеть частушки? – Выходи на круг!

2 Хозяйка: - Посиделки,  посиделки

                       Начинаются у нас.

                       Мудрые, народные,-

                       Красивые, задорные.

1 конкурс:  Представление семей ( каждая семья отвечает на один вопрос  .Какие традиции есть в вашей семье?)

2 конкурс: Разминка

 (1 бублик за каждый правильный ответ).

 Что означает слово «фамилия»? (семья)

 У кого на Руси появились первые фамилии? (у знатных людей)

 Как называют детей, родившихся у матери в один день? (близнецы)

 Про кого говорят «седьмая вода на киселе»? (дальние родственники)

 Кого называют предками, а кого – потомками?

 Что такое именины? (день святого покровителя)

 Как называется 50-летний юбилей семейной жизни? (золотая свадьба)

 Какой дух охраняет семейный очаг? (домовой)

  Глядя на родословные, понимаешь, что в родственниках разобраться нелегко, но необходимо, чтобы сохранять основу крепости каждого дома. И вот наш следующий конкурс.

1-я хозяйка      Сейчас узнаем, как вы знаете свою родню!

                     Деверь – брат мужа.

                     Золовка – сестра мужа.

                     Свояк – муж сестры жены.

                     Сноха – жена сына.

                     Невестка – жена брата

                     Шурин – брат жены.

                     Теща – мать жены.

                     Свекор – отец мужа.

                     Зять – муж дочери.

 1Хозяйка:  - Ну что это за посиделки без частушек!

3 конкурс:  Частушки.( Каждая команда исполняет «семейные частушки»)

4 конкурс: Продолжить пословицу.

Дом вести – не рукавом трясти.

Когда семья вместе, и сердце на месте.

Дом красив не углами, а пирогами.

Дети не в тягость, а в радость.

Семейные нелады доведут до беды.

В родной семье и каша гуще.

Отец рыбак, и дети в воду смотрят.

Каков батюшка, таковы у него и детки.

5 конкурс. (для мам)В семье появится ещё один ребенок. Кто быстрее справится с заданием.

                             Кто быстрее запеленает ребенка.

                             Спеть колыбельную песню.

               Игра «Узнай своего ребенка»(подобрать детей одного роста, телосложения, одинаковыми прическами.)

                                   Сказка «Репка» на новый лад

Дед: - Вырастил я репку большую – пребольшую.

- Старуха! Давай, помогай, видишь, какая репка вымахала.

Баба: - Ой, милочек, некогда мне: в Котовской школе посиделки, пригласили меня, спешу, наряжаюсь.

Дед: - Внучка! Иди скорей на подмогу.

Внучка: -Да ты что, дедуля, некогда мне: в районный центр еду, с трибуны пару слов на часок сказану о новых технологиях уборки сельхозпродукции. Вернусь к вечеру.

Дед: - Жучка, а Жучка…

Жучка: - Гав-гав. Бегу опять рычать-ругаться: соседский Бобик перестал давать мне косточки на маленьких щенят. Растут, бедняги, без алиментов.

Дед: - Мурка, миленькая….

Мурка: Обожди. Куда запропастился кот? Мяу, вы не видели кота? Опять у Муськи сливки слизал.

Дед (жалобно): Мышка…

Мышка: - Да ты что, дедуля? Того? Была нужда репку тянуть. У соседнего склада на земле зерно выдают, гораздо калорийнее оно. С физкультприветом!

Дед: - Да ну ее! Мне спать пора. Пусть вянет до морозов репка та.

Вывод. Нет лада в семье ,нет взаимопомощи - всё пропадает.

1 Хозяйка: Играть – не устать! Не ушло бы дело.

2 Хозяйка: Гостю почет – хозяину честь,

1 Хозяйка:     Гость доволен – хозяин рад!

2 Хозяйка: Делу – время, а потехе – час!  

1 Хозяйка: Посиделки, посиделки.

                    Праздник тела и души

                    Посиделки, посиделки

                    До чего ж вы хороши!  

                                    Дорогие друзья!

Вот и подошел к концу этот удивительный вечер, который волшебным образом собрал всех в единый музыкально-семейный круг. Как здорово, что взрослые смогли порадоваться успехам своих детей и внуков, а те в свою очередь испытали гордость за мам и пап, бабушек и дедушек.

Пусть сегодняшняя встреча станет подарком мамам и бабушкам, которые самоотверженно и беззаветно отдают своё тепло, доброту, заботу и любовь близким и родным людям, а значит – семье!

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, семейные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному не возможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите.

Обиды и ссоры подальше гоните.

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

«Какая хорошая ваша семья!»

                  Позвольте приступить к приятному моменту награждения участников наших «Семейных посиделок».

   (Вручение подарков родителям, принимавшим активное участие в празднике)

     Ведущая: С момента зарождения идеи «Семейных посиделок» и до нынешнего вечера у нас  часто возникали вопросы: всё ли удастся? Как это всё получится? Но благодаря вашему энтузиазму и отзывчивости, нам вместе удалось создать атмосферу уюта, праздника и радости. Искренно и от всего сердца благодарим вас за это.

   Сегодняшний вечер, который возможно станет началом новой отрядной традицией  «Отрядные посиделки» Чаепитие и номера художественной самодеятельности

                                     Приложение №1

Тема: « Русская народная сказка- Колобок»

. Цель: углубленное изучение жанра русского народного творчества – сказок.

Задачи:

Личностные: воспитывать любовь к русским народным сказкам, к

                    положительным героям сказок, сопереживать настроениям героев

                    сказки, соотносить поступки героев  с нравственными нормами;

                           

Коммуникативные УУД: способствовать развитию монологической речи,  

                      делать выводы;

                      дать представление о роли фантазии в искусстве;

                          уметь слушать и слышать речь педагога,

 

                     формулировать собственное мнение,

 

                     понимать прочитанное,

                     выполнять различные роли в группе,

                      слушать высказывания

Познавательные УУД: Развивать познавательные мотивы и стремление к

                      познанию нового материала;

                      формировать умение выполнять иллюстрации к народным

                      сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;

                      развивать интерес к народному сказочному творчеству;

                      находить ответы на поставленные вопросы,

                      используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на

                      уроке;

                     отвечать на вопросы педагога , приводить сравнения, строить рассуждения в форме связи простых суждений.

Предметные:  Способствовать расширению кругозора учащихся о народном

                       творчестве  посредством обобщения знаний, полученных в

                       процессе работы по народным сказкам;

                                 учиться сравнивать героев и содержание сказок с похожим

                        сюжетом;

                        делать выводы в результате совместной работы класса и

                         педагога;

                        выделять признаки сказки;

                        рассказывать  сказку по сюжетным рисункам .

Метапредметные: адекватно воспринимать словесную оценку педагога;.

                     Создавать  условия для формирования умений и навыков работы на занятии.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Оборудование для учащихся: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, шаблоны  иллюстрации к русским народным сказкам.

Методы: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, метод стимулирования учения.

Подготовительная работа: повторение сказок «Теремок», «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»; беседа о театрализованных представлениях и о видах театра.

Оборудование: карточки-шаблоны с иллюстрациями к народной сказки «Колобок»

Тип занятия: повторение.

Форма проведения: урок – сказка.

Оборудование: проектор, мультимедийная доска, иллюстрации к сказке «Колобок».

Технологии: игровая технология, здоровьесберегающая технология, работа в группах, парах

                                          ПЛАН

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний

- Внимание! Внимание!  Мальчишки и девчонки, сегодня к нам на урок пришла сказка. Сказка – это волшебная страна. Сказок много есть на свете. Она – давний и мудрый советчик. Именно сказка даёт нам первое представление о добре и зле, правде и лжи, честности, справедливости. Сказки, как мудрые и верные друзья, знакомят с волшебным миром, делают вас добрее, умнее. Давайте сейчас угадаем название сказки, которая пришла к нам в гости.

Я по коробам метен,

По сусекам скребен,

В сыром масле пряжен,

На окошке стужен;

Я от деда ушел,

Я от бабы ушел,

И от тебя убегу. («Колобок»)

- Вы узнали этого смешного сказочного героя? Вот он!

(Приложение 1)

Чтение сказки «Колобок» с элементами  кукольной театролизации.

Физминутка

ЗАЙЧИК

Руки сомкнуты перед грудью, кисти опущены. Ребенок скачет, передвигаясь одновременно на двух ногах вперед, назад, вбок. Пугливо оглядывается.

ЛИСИЧКА

Руки перед грудью. Мягко переступаем на носочках - «крадёмся». Поворачиваем голову вправо, влево. Оборачиваемся на ходу, оглядывая свой «пушистый хвост».

МИШКА

Руки опущены. Тело слегка наклоняется вперед. «Медведь» переваливается с ноги на ногу.

Беседа по сказке «Колобок».

Вопросы:  Были рады дед и баба Колобку?

                    Как отнеслись к Колобку заяц, волк и медведь?

                    Каким оказался Колобок? (Хвастливым.)

                    Какой оказалась лиса? (Хитрой.)

                    У кого в сказке были длинные уши?

                   У кого рыжая шубка и пушистый хвост?

                   У кого вкусный бочок, нет ни рук, ни ног?

                  У кого серая шуба, острые зубы?

                          Загадки.

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу, хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это? …

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? …

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный.

                 Просмотр мультфильма «Колобок»  

Вопросы  по мультфильму:

-о чем вы смотрели мультфильм?

-какие герои вам понравились и почему?

-чему вас учит эта сказка?

Рефлексия:   Ребята, наше интересное путешествие с колобком подошло к концу. И нам  бы очень хотелось узнать, понравилось вам это занятие? Мы  приготовили  вам шаблоны рисунков по сказке , вы их раскрасите и подпишите какое действие происходит на вашем рисунке .Далее можете  собрать эти рисунки и составить книжку-сказка «Колобок»