Рабочая программа кружка "Веселая кисточка" (1 год обучения)
рабочая программа на тему
Рабочая программа кружка "Веселая кисточка" составлена на основе программы Т.А.Копцевой "Художественный шрифт". Цель программы:развитие художественно- творческих способностей детей и подорстков. В процессе реализации программы используются различне формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия. Данная рабочая программа расчитана на изучение теоретического материала и выполнение художественно-творческих работ. В рамках работы кружка с учащимися проводятся викторины, составляются кроссворды, разгадываются ребусы, прводятся отчетные выставки творческих ( индивидуальных и коллективных ) работ. Работы выполняются в разной технике, используется материал по выбору учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 449.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МИТЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено Согласовано Утверждено на заседании ШМО Зам. по УВР приказом по МБОУ Митьковской СОШ _____ 201_г.,протокол №__ ______/Нацаренус Н.А./ от______201__г. №___
______________________ _______201__г. ___________________________
_____201_г.,протокол №__ ______/Нацаренус Н.А./ от______201__г. №___
______________________ _______201__г. ___________________________
_____201_г.,протокол №__ ______/Нацаренус Н.А./ от______201__г. №___
______________________ ______201__г. ___________________________
Рабочая программа
кружка
«Веселая кисточка»
для первого года обучения
на 2014/2015 учебный год
Учитель: Санникова Зинаида Владимировна
Пояснительная записка
Рабочая программа по кружку «Веселая кисточка» для первого года обучения составлена на основе:
-Программы Т.А.Копцева «Художественный шрифт». источник: Программы дополнительного
художественного образования. С краткими методическими рекомендациями. / редакторы –
составители Н. И. Кучер, Е.П. Кабкова . – Москва «Просвещение» 2006.
- Учебного плана и годового календарного учебного графика МБОУ Митьковской СОШ на 2014-2015 учебный год ( утвержденного приказом МБОУ Митьковской СОШ «Об утверждении учебного плана МБОУ Митьковской СОШ на 2014-2015 учебный год» № 41 от 29.08.2014г.)
Цель программы:
Развитие художественно- творческих способностей детей и подростков.
Задачи художественного развития учащихся
-расширение представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве,
-знакомство с историей шрифтового искусства, с особенностями изображения буквиц,
- формирование чувства гармонии шрифтовой композиции,
-знакомство с именами выдающихся художников.
Содержание первой программы «Буквица» из цикла программ «Художественный шрифт» нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого
Мир шрифтового искусства обширен и многообразен. Знакомство с образным миром шрифтового искусства осуществляется через буквицу как наиболее выразительную часть детской, прежде всего сказочной, литературы. В самом общем плане программа знакомит также с основной исторической линией развития шрифта в контексте отечественной и европейской культуры. Программой предусмотрена сказочно-игровая форма общения с детьми.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в оформлении школьных праздников, стенгазет, классных уголков, принять участие в оформлении студии изобразительного искусства.
В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию букв-образов. Дети 6—10 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания: после рассматривания изображений буквиц, созданных художниками в разные исторические эпохи, они сочиняют свой оригинальный образ буквы
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное или безобразное в жизни и искусстве:
- развитие понимания неразрывной связанности всей своей жизни с деятельностью
пластических искусств в повседневном окружении, в создании всего предметного мира;
- развитие умения видеть и ценить труд художников, создавших неповторимые произведения искусства;
-развитие интереса к восприятию букв.
- развитие эмоциональной сферы ребенка средствами художественной выразительности на основе синтеза: слова и изображения (иллюстрации), дизайна .
Формирование художественно - творческой активности:
-творческое участие детей в создании эскизов букв - образов, эмблем, афиш, этикеток закладок, открыток, книжек, и др.;
-умение видеть творческий вклад художников в создание различных предметов для людей, организации или художественной среды;
-активное участие в организации выставок в классе и школе;
-активное участие в беседах.
Формирование художественных знаний, умений, навыков. Учащиеся должны: -учиться понимать, что в содержании разных книг важную роль играет качество и красота разнообразных букв и иллюстраций и красота форм, узоров, конструкций; -учиться использовать написание шрифтов при выполнении своих работ;
-владеть элементарными навыками работы карандашом, фломастером, маркером, гуашевыми и акварельными красками.
, -иметь представление о творчестве художников-иллюстраторов детских книг (и некоторые имена: И. Билибин, Ю. Васнецов и др.),
- владеть элементарными приемами пространственного изображения - передавать глубину пространства и величины в пространстве;
- овладеть навыками конструирования из бумаги:
-учиться передавать элементарные пропорции фигуры человека и животных (в рисунке);
-знать, что лучшие произведения искусства хранятся в музеях изобразительных искусств, художественных галереях, музеях прикладного искусства и музеях под открытым небом, и ознакомиться с некоторыми из них;
-знать, что в создании любой вещи, объекта окружающей нас среды принимали участие Мастера Постройки (конструкция), Изображения (создание в материале, назначение), Украшения (ее оформление);
-запомнить ряд имен мастеров, с работами которых встречались на протяжении учебного года;
-соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
-расписывать готовые изделия согласно эскизу;
-сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
-выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
-чувствовать и определять «холодные» и «теплые» цвета, контрастность и сближенность цветов, пользоваться смешением красок на палитре;
-навыки анализа художественного произведения (понравилась ли работа, какие чувства вызывает и т. п.).
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение программы кружка «Веселая кисточка» отводится 76 часов: (2 ч. в неделю ,38 учебных недель).
Изучить содержание Рабочей программы планируется за 74 часа, в соответствии с
расписанием и в соответствии с годовым календарным учебным графиком.
Корректировка Рабочей программы проведена за счёт объединения изучаемых тем уроков, что отражено в календарно-тематическом планировании.
Требования к уровню подготовки обучающихся
кружка «Веселая кисточка»
В результате изучения программы кружка учащиеся должны
иметь представление
- о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;
- о искусстве оформления книг
-букве-образе: буква-растение, дом, человек
-о каллиграфии
-о вензеле
- о афише
-о этикетке
- о эмблеме
знать
- разнообразные виды шрифтов;
- что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов,
форм, узоров, конструкций.
уметь
- работать в технике: монотипия, аппликация, коллаж;
- выразительно использовать гуашь, гелевые ручки, фломастеры;
-внимательно относится к природе;
-использовать элементарные приемы изображения пространства; -пропагандировать здоровый образ жизни;- -правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
∙ восприятия и оценки произведений искусства;
∙ самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности .
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для кружка являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
Формы и средства контроля знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности обучающихся .
Формы контроля: фронтальный опрос, опрос в парах, практическая работа, творческая работа.
В процессе реализации программы используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции.
Методы организации занятия:
- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;
- фронтальный, индивидуально-групповой, индивидуальный
В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию слов-образов.
С учётом специфики предмета при оценивании художественной деятельности обучающихся используются:
- Викторины
- Кроссворды
-Ребусы
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Требования к оформлению работ для выставки.
Выставочные работы выполняются в любой технике, используя материал по выбору обучающегося. Работа должна сопровождаться табличкой, расположенной в правом нижнем углу, с указанием названия работы, фамилии, имени и отчества автора, руководителя, общеобразовательного учреждения, города.
Размер таблички -5 x10 см, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1.
Содержание программы учебного курса
1. Введение. Веселые буквы. 2 ч
Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика работы художника, оформляющего книги. Детские книги. Буквы-образы. Букварь. Азбука. Алфавит.
Практическая работа: выполнение цветными фломастерами веселой или грустной буквы «Я». Выражение через цвет настроения.
2. Искусство оформления книги. Буквица. 2 ч
Книжная графика. Искусство оформления книги. Внешнее оформление (суперобложка, обложка, титульный лист, фронтиспис). Внутреннее оформление (иллюстрация, заставка, концовка, буквицы, шмуцтитул и др.). Русские народные сказки, былины, иллюстрированные И. Билибиным, В. Васнецовым и т. д.
Создание макета книги представляет собой компоновку графического и текстового материала. Выразительным элементом оформления книги является буквица. Буквица - первая буква, акцентирующая начало главы или абзаца.
Практическая работа: изображение буквицы к любой русской народной сказке (карандаш, акварель или гуашь).
3. Искусство оформления книги. Обложка. Иллюстрация. 10 ч
Обложка — обертка, «оберег» книги. Суперобложка (от лат.
«сверху») — отдельно созданная обложка, которая одевается поверх книги. Обложка и суперобложка раскрывают основную идею книги. Они могут быть оформлены шрифтовой композицией или шрифт может сочетаться с иллюстрацией. Особое значение имеет выбор шрифта. Многообразие шрифтов.
Шрифт (нем. «почерк», «письмо», «письмена») — начертание букв, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Шрифт применяется художником для решения текстовых элементов произведения.
Иллюстрации изображают конкретные эпизоды литературного произведения, наглядно поясняя его содержание. Иллюстрации В. Сутеева к сказкам К. Чуковского; В. Васнецова к стихотворению А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» или др.
Практическая работа: вырезание из газет и журналов различных шрифтов, вклеивание их в альбом, оформление обложки для «Альбома шрифтов». Выполнение макета книжки-малютки (обложка, иллюстрации и др.). Форма книги зависит от ее содержания например, книжка про снеговика может иметь форму снеговика, про сову-форму совы и т.п. (простой и цветные карандаши, акварель).
4. Буква-образ. Буква-животное. 4 ч
Формы букв могут напоминать образы разных животных. Например, буква «3» напоминает змею, буква «Ф» — филина, буква «Д» — сказочного многоголового дракона и т. п.
Практическая работа: изображение буквицы, создание буквы-образа, в основу которой положены фантастические или реальные образы животных (цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.).
5. Буква-образ. Буква-растение. 4 ч
Формы некоторых букв напоминают образы растений (цветов, деревьев и т. п.), например, буква «О» может напоминать! одуванчик, «Б» — извивающиеся веточки березы, а «Д» — старый] дуб с дуплом и т. п.
Буквицы, украшенные причудливыми растительными узорами, созданные художниками (И. Билибин и др.).
Практическая работа: выполнение буквы, напоминающей образ какого-либо растения: цветка, дерева и т. п. (карандаш, акварель или гуашь или др.).
6. Буква-образ. Буква-дом. 4 ч Формы некоторых букв напоминают образы разных архитек
турных фрагментов (арки, колонны, крыши и т. п.) или целых! зданий (готический собор, древнерусский терем и т. п.). Напри-1 мер, буква «П» может напоминать сказочные ворота, «Ф» — маяк или телебашню, «Л» — горку на детской игровой площадке или лестницу, «Т» — качели, «О» — колесо обозрения и т. п.
Практическая работа: изображение буквы-образа, буквы-дома, составленной из архитектурных элементов (гелевые ручки или маркер или др.).
7. Буква-образ. Буква-человек. 4 ч
В форме буквы можно увидеть образы разных сказочных персонажей, например, буква «3» может напомнить сгорбившуюся Бабу-ягу, «Т» — танцующего матроса и т. п.
Практическая работа: изображение буквы, по форме напоми нающей фигуру человека в разных движениях и позах (простой и цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.).
8. Буква-шут (клоун, арлекин). Цветовой контраст. 4 ч Очертания формы некоторых букв могут напоминать образы
разных веселых цирковых персонажей, например, буква «ф» — фокусника, «К» — клоуна и т. п. Украшение букв может вызывать разное эмоциональное настроение (уныние или радость, гнев или восторг и т. п.). Контраст цветов, например оранжевого и фиолетового, красного и зеленого, придает образу яркий, запоминающийся характер.
Цветовой контраст — резкая противоположность цветов, одно из выразительных средств в изобразительном искусстве. Контраст усиливает воздействие цветов на зрителя.
Практическая работа: изображение буквы, по форме напоминающей фигуру клоуна или шута (гуашь или цветные фломастеры).
9. Буква-царь (король). Буква-царица (королева). 4 ч
Образ костюма, архитектуры эпохи барокко и рококо, для которых характерно обилие декора, пышных и причудливых форм.
Практическая работа: разработка и создание эскиза буквы-царя (короля) или царицы (королевы) в коронах и нарядных костюмах с использованием элементов декора, характерных для стилей барокко и рококо (пастель или др.).
10. Каллиграфия. Инициал. 2 ч
Каллиграфия (от греч. «красивый почерк») — искусство писать четким, красивым почерком. Образцы каллиграфического написания букв алфавита. Рисунки и надписи, выполненные перьевой ручкой, например рисунки А. Пушкина.
Инициал (от лат. «начальный») — начальная буква имени, отчества, фамилии.
Практическая работа: упражнения в написании своего имени каллиграфическим почерком, выполнение начальных заглавных букв своего имени, фамилии и отчества (перьевая ручка, тушь или чернила). Возможно изображение рядом с буквами своего портрета (в анфас или в профиль).
11. Вензель. Узор из букв. 2 ч
Вензель (от польск. «узел») — начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор.
Практическая работа: выполнение в круге, квадрате или овале эскиза вензеля — переплетенных в узор первых букв своего имени и фамилии или имени и отчества; украшение композиции цветным декоративным орнаментом (цветные фломастеры или др.).
12. Буква для Снежной королевы. Холодные цвета. 4 ч Цветовое оформление букв может вызывать разные эмоции,
например чувство холода или тепла. Существуют теплые и холодные цвета. Выразительные возможности холодных цветов. Холодными называют цвета, напоминающие лед, снег, голубую даль
и т. п.
К холодным цветам относят синий, голубой, фиолетовый, а также оттенки цветов, в состав которых входит белый или сине-голубой цвет (сине-зеленый, голубовато-зеленый, сине-красный, светло-фиолетовый, светло-рубиновый и др.). Форма буквицы может быть необычной, например может напоминать снежинки, льдинки и т. п. Иллюстрации В. Пивоварова к сказкам Г.-Х. Андерсена или др.
Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Снежной королеве или Снегурочке. Выбранные для украшения буквицы цвета должны отражать характер сказочной героини. Для образа Снежной королевы может быть характерно сочетание контрастных, темных и светлых цветов (например, темно-синего и бледно-голубого, черно-фиолетового и белого, изумрудного и черного и т. п.), а для Снегурочки — сочетание нежных, неконтрастных холодных цветов (например, голубого, бирюзового, бледно-синего, нежно-изумрудного, нежно-фиолетового и т. п.). Возможно создание иллюстраций к сказкам, на пример изображение Снежной королевы или Снегурочки (гуашь акварель или др.).
13. Буква-терем для Царя-солнца. Теплые цвета. 4 ч
Цветовое оформление букв может вызывать, например, чувство холода или тепла. Теплыми называют цвета, напоминающие солнце, золото, раскаленные пески, огонь и т. п. Выразительные возможности теплых цветов. К теплым цветам относя! оранжевый и желтый, а также оттенки цветов, в состав которых входят эти цвета (например, оранжево-красный, желто-оранжевый, желто-зеленый, темно-оранжевый, оранжево-зеленый, оранжево-коричневый и др.). Форма буквицы может быть необычной, напоминать образ солнца, языков огня, птицы, рыбки и т. п. Иллюстрации И. Билибина к русской народной сказке «Жар-птица», В. Милашевского к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» и др.
Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Жар-птице, Царе-солнце, Золотой рыбке, Коне-огне и т. п. Выбранные для украшения буквицы цвета должны отражать характер этих сказочных персонажей. Для образа динамичного Коня-огня может подойти сочетание контрастных светлых и темных теплых цветов (например, оранжевого и темно-красного, желтого и коричневого и т. п.), а для образа добродушного Царя-солнца — нежные, неконтрастные теплые цвета (например, нежно-оранжевого, светло-желтого, желто-оранжевого, светло-охристого, розовато-оранжевого и т. п.). Возможно изображение иллюстраций к сказкам (гуашь, акварель или др.).
14. Буква-робот. Брусковый шрифт. 2 ч
В основе брускового шрифта лежит конструктивно простой элемент — брус, стержень. В зависимости от особенностей плакатного пера или особым образом заточенной деревянной палочки на листе остается след разного характера. Плакаты разных художников.
Практическая работа: упражнения в написании элементов букв с использованием разных плакатных перьев и деревянных палочек; создание эскиза буквы-робота (возможно написание буквы «Р» или слова «робот») (плакатные перья, палочки, цветная и черная тушь или др.).
15. Книжная закладка. 2 ч
Функция книжной закладки. Варианты ее украшения. Сочетание шрифтовой композиции (например, первой буквы своего имени или первой буквы названия книги) с растительным или геометрическим орнаментом.
Орнамент (от лат. «украшение») — узор, ритмическое чередование изобразительных элементов. Свойства орнамента зависят от назначения, формы и материала той вещи, которую он украшает. По характеру мотивов различают следующие виды орнамента: растительный, геометрический, зооморфный, антропоморфный, предметный, смешанный и др.
Растительный орнамент — узор, основанный на ритмически организованных стилизованных изображениях растений (цветов, листьев, трав и т. п.). Геометрический орнамент — узор, основанный на ритмически организованных геометрических элементах (линия, круг, овал, квадрат, треугольник и т. п.).
Практическая работа: выполнение отдельной буквы или шрифтовой композиции, украшенной растительным или геометрическим орнаментом (карандаш, акварель или др.); характер формы букв и орнамента на закладке отражает содержание книги (например, для учебника математики подойдет геометрический орнамент, для учебника природоведения — растительный и т. п.).
16. Афиша. 4 ч
Афиша — объявление о спектакле, концерте, цирковом представлении и т. п. Цветовое оформление шрифтовой композиции, образное решение букв отражают содержание и характер представления.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение афиши (пригласительного билета) циркового представления, кукольного спектакля или фильма-сказки («Колобок», «Теремок», «Буратино», «Кот в сапогах» или др.). Выполнение работы в технике аппликации (цветная бумага, ткань, ножницы, клей, гуашь или др.). Возможно изготовление простейших перчаточных кукол и показ кукольного представления для родителей.
17. Упаковка. Этикетка. 4 ч
На упаковках и этикетках конфет, соков, мороженого, печенья и других продуктов органично сочетаются изображение и шрифт, цветовое решение которого соответствует названию продукта (например, для конфет «Снежок» использована холодная гамма цветов, а для апельсинового сока — теплая и т. п.).
Практическая работа: разработка и выполнение эскиза этикетки или упаковки для мороженого, название которого дети придумывают сами (художественные материалы по выбору учеников).
18. Эмблема. 2 ч
Эмблема — условное или символическое изображение какого-нибудь явления (например, буква «М»-условное обозначения московского метро, «Т»-такси, «А»-автобусной остановки и т. п.).
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение эмблемы команды КВН (Клуб веселых и находчивых) или др. (художественные материалы по выбору детей).
19. Экслибрис. 2 ч
Экслибрис (от лат. «из книг») — книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение миниатюрного экслибриса для книг своей домашней библиотеки, например «Из книг Иванова», «Из книг Смирнова» и т. п. (тушь, перо, гелевые ручки или др.).
20. Рисованные шрифты. 2 ч Рисованные шрифты. Шрифты различных детских журналов
(например, «Веселые картинки» и др.).
Практическая работа: разработка эскиза и выполнении шрифтовой композиции слова-образа, например, слово «улитка может напоминать изображение улитки, слово «петух» — изображе-ние петуха и т. п.
Возможно выполнение эскиза таблички, на которой будет на писано название изостудии («Палитра», «Солнышко», «Весела! кисточка», «Радуга» и т. п.) (художественный материал по выбор| детей).
21. Поздравительная открытка. 2 ч Открытки к различным праздникам: 8 Марта, Пасха, день рождения и др. Открытки-игрушки.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение маке та поздравительной открытки-игрушки «С днем рождения!» (художественный материал по выбору ребенка).
22. Выставка детского творчества. 2 ч Оформление выполненных в течение года работ. Написание афиши школьной выставки. Подведение итогов года.
23. Урок- путешествие в страну «Красок» 1ч. Обобщение материала по теме «Буквица». Выполнение творческих заданий
24. Защита творческих проектов.1ч. Представить и защитить свой проект. Подведение итогов года
Методическое обеспечение
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.Организационная часть должна обезбечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций.
Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия. С детьми 6—10 лет можно вести игру в вопросы и ответы, им можно предъявить задание в виде неожиданного сюрприза, в образе сказочного персонажа. Дети чутко реагируют на сказочно-игровую ситуацию, на присутствие на занятии кукол (перчаточных, тростевых, марионеток и т. п.), которые могут выполнять любые роли (Король Шрифт, Королева Графика и т. п.).Закрепление сведений об истории шрифта может идти с помощью лото «Художественные стили», «Художественный шрифт» и др.Дети любят кроссворды и ребусы, поэтому сообщение нового материала может начинаться с их разгадывания.
Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. На основе объяснений педагога, а также восприятия фотографий, слайдов или репродукций произведений искусства, образцов книжной графики дети выполняют задание, результатом которого становится продукт творческой деятельности (он может стать объектом любования, обсуждения и критики). Как правило, одно задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующем. В конце каждого занятия проводятся просмотры. Итогом работы года является выставка творческих работ.
Техническое оснащение занятий включает в себя обычный набор оборудования для занятий изобразительным искусством, который дополняется и разнообразится необходимыми для конкретного задания материалами и пособиями. Учебно-тематический план
№ п/п | Темы | Общее количество часов | В том числе | |
теоретические часы | практические часы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Введение. Веселые буквы | 2 | 1 | 1 |
2 | Искусство оформления книги.Буквица | 2 | 1 | 1 |
3 | Искусство оформления книги. Обложка. Иллюстрация | 10 | 1 | 7 |
4 | Буква-образ. Буква-животное | 4 | 1 | 3 |
5 | Буква-образ. Буква-растение | 4 | 1 | 3 |
6 | Буква-образ. Буква-дом | 4 | 1 | 3 |
7 | Буква-образ. Буква-человек | 4 | 1 | 3 |
8 | Буква-шут (клоун, арлекин). Цветовой контраст | 4 | 1 | 3 |
9 | Буква-царь (король). Буква-царица (королева) | 4 | 1 | 3 |
10 | Каллиграфия. Инициал | 2 | 1 | 1 |
11 | Вензель. Узор из букв | 2 | 1 | 1 |
12 | Буква для Снежной королевы. Холодные цвета | 4 | 1 | 3 |
13 | Буква-терем для Царя-солнца. Теплые цвета | 4 | 1 | 3 |
14 | Буква-робот. Брусковый шрифт | 2 | 1 | 1 |
15 | Книжная закладка | 2 | 1 | 1 |
16 | Афиша | 4 | 1 | 3 |
17 | Упаковка. Этикетка | 4 | 1 | 3 |
18 | Эмблема | 2 | 1 | 1 |
19 | Экслибрис | 2 | 1 | 1 |
20 | Рисованные шрифты | 2 | 1 | 1 |
21 | Поздравительная открытка | 2 | 1 | 1 |
22 | Выставка детского творчества | 2 | 1 | 1 |
23 | Урок- путешествие в страну «Красок» | 1 | 1 | |
24 | Защита творческих проектов | 1 | 1 | |
Итого | 74 | 22 | 48 |
Календарно-тематическое планирование кружка «Веселая кисточка»
№ УРО-КА | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
ТЕМА УРОКА | СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, ОБЩИХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (РК) | |||||
По плану | Факти-чески | |||||||
Раздел «Буквица» (76) | ||||||||
1 | 5.09 |
Введение. Веселые буквы | Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика работы художника, оформляющего книги. Детские книги. Буквы-образы. Букварь. Азбука. Алфавит. Практическая работа: выполнение цветными фломастерами веселой или грустной буквы «Я». Выражение через цвет настроения. | |||||
2 | 5.09 | Практическая работа №1 «Выполнение веселой и грустной буквы «Я» | ||||||
3 | 12.09 | Искусство оформления книги. Буквица | Книжная графика. Искусство оформления книги. Внешнее оформление (суперобложка, обложка, титульный лист, фронтиспис). Внутреннее оформление (иллюстрация, заставка, концовка, буквицы, шмуцтитул и др.). Русские народные сказки, былины, иллюстрированные И. Билибиным, В. Васнецовым и т. д. Создание макета книги представляет собой компоновку графического и текстового материала. Выразительным элементом оформления книги является буквица. Буквица - первая буква, акцентирующая начало главы или абзаца. Практическая работа: изображение буквицы к любой русской народной сказке (карандаш, акварель или гуашь). | |||||
4 | 12.09 | Практическая работа №2
«Изображение буквицы к любой русской народной сказке» | ||||||
5 | 19.09 | Искусство оформления книги. Обложка. | Обложка — обертка, «оберег» книги. Суперобложка (от лат.«сверху») — отдельно созданная обложка, которая одевается поверх книги. Обложка и суперобложка раскрывают основную идею книги. Они могут быть оформлены шрифтовой композицией или шрифт может сочетаться с иллюстрацией. Особое значение имеет выбор шрифта. Многообразие шрифтов. Шрифт (нем. «почерк», «письмо», «письмена»)— начертание букв, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Шрифт применяется художником для решения текстовых элементов произведения. Иллюстрации изображают конкретные эпизоды литературного произведения, наглядно поясняя его содержание. Иллюстрации В. Сутеева к сказкам К. Чуковского; В. Васнецова к стихотворению А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» или др. Практическая работа: вырезание из газет и журналов различных шрифтов, вклеивание их в альбом, оформление обложки для «Альбома шрифтов». Выполнение макета книжки-малютки (обложка, иллюстрации и др.). Форма книги зависит от ее содержания например, книжка про снеговика может иметь форму снеговика, про сову-форму совы и т.п. (простой и цветные карандаши, акварель). | |||||
6 | 19.09 | Искусство оформления книги. Иллюстрация | ||||||
7 | 26.09 | Искусство оформления книги. Шрифт | ||||||
8 | 26.09 | Практическая работа №3 «Вырезание из газет различных шрифтов» | ||||||
9 | 3.10 | Практическая работа №4 «Вырезание из журналов различных шрифтов» | ||||||
10 | 3.10 |
Практическая работа №5 « Вклеивание шрифтов в альбом» | ||||||
11 | 10.10 | Практическая работа №6 «Оформление обложки для «Альбома шрифтов». | ||||||
12 | 10.10 | Практическая работа №7 «Выполнение макета книжки-малютки. Обложка» | ||||||
13 | 17.10 | Практическая работа №8 «Выполнение макета книжки-малютки. Иллюстрации.» | ||||||
14 | 17.10 | Практическая работа №9 «Выполнение макета книжки-малютки. Текст» | ||||||
15 | 24.10 | Буква-образ. Буква животное | Формы букв могут напоминать образы разных животных. Например, буква «3» напоминает змею, буква «Ф» — филина, буква «Д» — сказочного многоголового дракона и т. п. Практическая работа: изображение буквицы, создание буквы-образа, в основу которой положены фантастические или реальные образы животных (цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.). | |||||
16 | 24.10 | Практическая работа №10 «Изображение буквицы» | ||||||
17 | 31.10 | Практическая работа №11 «Создание буквы-образа, в основу которой положены фантастические животных | ||||||
18 | 31.10 | Практическая работа №12 «Создание буквы-образа, в основу которой положены реальные образы животных» | ||||||
19 | 7.11 | Буква-образ. Буква-растение | Формы некоторых букв напоминают образы растений (цветов, деревьев и т. п.), например, буква «О» может напоминать! одуванчик, «Б» — извивающиеся веточки березы, а «Д» — старый] дуб с дуплом и т. п. Буквицы, украшенные причудливыми растительными узорами, созданные художниками (И. Билибин и др.). Практическая работа: выполнение буквы, напоминающей образ какого-либо растения: цветка, дерева и т. п. (карандаш, акварель или гуашь или др.). | |||||
20 | 7.11 | Практическая работа №13 «Выполнение буквы, напоминающей образ растения» | ||||||
21 | 14.11 | Практическая работа №14 «Выполнение буквы, напоминающей образ цветка» | ||||||
22 | 14.11 | Практическая работа №1 5 «Выполнение буквы, напоминающей образ дерева» | ||||||
23 | 21.11 | Буква-образ. Буква-дом | Формы некоторых букв напоминают образы разных архитектурных фрагментов (арки, колонны, крыши и т. п.) или целых! зданий (готический собор, древнерусский терем и т. п.). Напри-1 мер, буква «П» может напоминать сказочные ворота, «Ф» — маяк или телебашню, «Л» — горку на детской игровой площадке или лестницу, «Т» — качели, «О» — колесо обозрения и т. п. Практическая работа: изображение буквы-образа, буквы-дома, составленной из архитектурных элементов (гелевые ручки или маркер или др.). | |||||
24 | 21.11 | Практическая работа №1 6 «Изображение буквы напоминающей сказочные ворота» | ||||||
25 | 28.11 | Практическая работа №1 7 «Изображение буквы напоминающей горку на детской игровой площадке » | ||||||
26 | 28.11 | Практическая работа №1 8 «Изображение буквы-дома» | ||||||
27 | 5.12 | Буква-образ. Буква-человек | В форме буквы можно увидеть образы разных сказочных персонажей, например, буква «3» может напомнить сгорбившуюся Бабу-ягу, «Т» — танцующего матроса и т. п. Практическая работа: изображение буквы, по форме напоминающей фигуру человека в разных движениях и позах (простой и цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.) | |||||
28 | 5.12 | Практическая работа №19 «Изображение буквы, по форме напоминающей фигуру сгорбившуюся Бабу-ягу» | ||||||
29 | 12.12 | Практическая работа №20 «Изображение буквы, по форме напоминающей фигуру танцующего матроса» | ||||||
30 | 12.12 | Практическая работа №21 «Изображение буквы, по форме напоминающей фигуру разных сказочных персонажей» | ||||||
31 | 19.12 | Буква-шут (клоун, арлекин). Цветовой контраст | Очертания формы некоторых букв могут напоминать образы разных веселых цирковых персонажей, например, буква «ф» — фокусника, «К» — клоуна и т. п. Украшение букв может вызывать разное эмоциональное настроение (уныние или радость, гнев или восторг и т. п.). Контраст цветов, например оранжевого и фиолетового, красного и зеленого, придает образу яркий, запоминающийся характер. Цветовой контраст — резкая противоположность цветов, одно из выразительных средств в изобразительном искусстве. Контраст усиливает воздействие цветов на зрителя. Практическая работа: изображение буквы, по форме напоминающей фигуру клоуна или шута (гуашь или цветные фломастеры). | |||||
32 | 19.12 | Практическая работа №22 «Изображение буквы, по форме напоминающей фигуру клоуна» | ||||||
33 | 26.12 | Практическая работа №23 «Изображение буквы, по форме напоминающей фигуру шута» | ||||||
34 | 26.12 | Практическая работа №24 «Изображение буквы, по форме напоминающей фокусника» | ||||||
35 | 9.01 | Буква-царь (король). Буква-царица (королева) | Образ костюма, архитектуры эпохи барокко и рококо, для которых характерно обилие декора, пышных и причудливых форм. Практическая работа: разработка и создание эскиза буквы-царя (короля) или царицы (королевы) в коронах и нарядных костюмах с использованием элементов декора, характерных для стилей барокко и рококо (пастель или др.). | |||||
36 | 9.01 | Практическая работа №25 «Разработка эскиза буквы-царя (короля) и царицы (королевы) | ||||||
37 | 16.01 | Практическая работа №26 «Создание эскиза буквы-царя (короля) | ||||||
38 | 16.01 | Практическая работа №27 «Создание эскиза буквы -царицы (королевы)» | ||||||
39 | 23.01 | Каллиграфия. Инициал | Каллиграфия (от греч. «красивый почерк») — искусство писать четким, красивым поче-рком. Образцы каллиграфического написания букв алфавита. Рисунки и надписи, выпол-ненные перьевой ручкой, например рисунки А. Пушкина.Инициал (от лат. «начальный»)- начальная буква имени, отчества, фамилии. Практическая работа: упражнения в написании своего имени каллиграфическим почерком, выполнение начальных заглавных букв своего имени, фамилии и отчества (перьевая ручка, тушь или чернила). Возможно изображение рядом с буквами своего портрета (в анфас или в профиль). | |||||
40 | 23.01 | Практическая работа №28 «Упражнения в написании своего имени каллиграфическим почерком» | ||||||
41 | 30.01 | Вензель. Узор из букв | Вензель (от польск. «узел») — начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор. Практическая работа: выполнение в круге, квадрате или овале эскиза вензеля — переплетенных в узор первых букв своего имени и фамилии или имени и отчества; украшение композиции цветным декоративным орнаментом (цветные фломастеры или др.). | |||||
42 | 30.01 | Практическая работа №29 «Выполнение в круге, квадрате или овале эскиза вензеля» | ||||||
43 | 6.02 | Буква для Снежной королевы. Холодные цвета | Цветовое оформление букв может вызывать разные эмоции, например чувство холода или тепла. Существуют теплые и холодные цвета. Выразительные возможности холодных цветов. Холодными называют цвета, напоминающие лед, снег, голубую даль и т. п. К холодным цветам относят синий, голубой, фиолетовый, а также оттенки цветов, в состав которых входит белый или сине-голубой цвет (сине-зеленый, голубовато-зеленый, сине-красный, светло-фиолетовый, светло-рубиновый и др.). Форма буквицы может быть необычной, например может напоминать снежинки, льдинки и т. п. Иллюстрации В. Пивоварова к сказкам Г.-Х. Андерсена или др. Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Снежной королеве или Снегурочке. Выбранные для украшения буквицы цвета должны отражать характер сказочной героини. Для образа Снежной королевы может быть характерно сочетание контрастных, темных и светлых цветов (например, темно-синего и бледно-голубого, черно-фиолетового и белого, изумрудного и черного и т. п.), а для Снегурочки — сочетание нежных, неконтрастных холодных цветов (например, голубого, бирюзового, бледно-синего, нежно-изумрудного, нежно-фиолетового и т. п.). Возможно создание иллюстраций к сказкам, на пример изображение Снежной королевы или Снегурочки (гуашь акварель или др.). | |||||
44 | 6.02 | Практическая работа №30 «Изображение буквицы для сказки о Снежной королеве и Снегурочке» | ||||||
45 | 13.02 | Практическая работа №31 «Создание иллюстраций к сказке о Снежной королеве | ||||||
46 | 13.02 | Практическая работа №32 «Создание иллюстраций к сказке о Снегурочке» | ||||||
47 | 20.02 | Буква-терем для Царя-солнца. Теплые цвета | Цветовое оформление букв может вызывать, например, чувство холода или тепла. Теплыми называют цвета, напоминающие солнце, золото, раскаленные пески, огонь и т. п. Выразительные возможности теплых цветов. К теплым цветам относя! оранжевый и желтый, а также оттенки цветов, в состав которых входят эти цвета (например, оранжево-красный, желто-оранжевый, желто-зеленый, темно-оранжевый, оранжево-зеленый, оранжево-коричневый и др.). Форма буквицы может быть необычной, напоминать образ солнца, языков огня, птицы, рыбки и т. п. Иллюстрации И. Билибина к русской народной сказке «Жар-птица», В. Милашевского к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» и др. Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Жар-птице, Царе-солнце, Золотой рыбке, Коне-огне и т. п. Выбранные для украшения буквицы цвета должны отражать характер этих сказочных персонажей. Для образа динамичного Коня-огня может подойти сочетание контрастных светлых и темных теплых цветов (например, оранжевого и темно-красного, желтого и коричневого и т. п.), а для образа добродушного Царя-солнца — нежные, неконтрастные теплые цвета (например, нежно-оранжевого, светло-желтого, желто-оранжевого, светло-охристого, розовато-оранжевого и т. п.). Возможно изображение иллюстраций к сказкам (гуашь, акварель или др.). | |||||
48 | 20.02 | Практическая работа №33 «Изображение буквицы для сказки о Жар-птице» | ||||||
49 | 27.02 | Практическая работа №34 «Изображение буквицы для сказки о Царе-солнце» | ||||||
50 | 27.02 | Практическая работа №35 «Изображение буквицы для сказки Золотой рыбке» | ||||||
51 | 6.03 | Буква-робот. Брусковый шрифт | В основе брускового шрифта лежит конструктивно простой элемент — брус, стержень. В зависимости от особенностей плакатного пера или особым образом заточенной деревянной палочки на листе остается след разного характера. Плакаты разных художников. Практическая работа: упражнения в написании элементов букв с использованием разных плакатных перьев и деревянных палочек; создание эскиза буквы-робота (возможно написание буквы «Р» или слова «робот») (плакатные перья, палочки, цветная и черная тушь или др.). | |||||
52 | 6.03 | Практическая работа №36 «Создание эскиза буквы-робота» | ||||||
53 | 13.03 | Книжная закладка | Функция книжной закладки. Варианты ее украшения. Сочетание шрифтовой композиции (например, первой буквы своего имени или первой буквы названия книги) с растительным или геометрическим орнаментом. Орнамент (от лат. «украшение») — узор, ритмическое чередование изобразительных элементов. Свойства орнамента зависят от назначения, формы и материала той вещи, которую он украшает. По характеру мотивов различают следующие виды орнамента: растительный, геометрический, зооморфный, антропоморфный, предметный, смешанный и др. Растительный орнамент — узор, основанный на ритмически организованных стилизованных изображениях растений (цветов, листьев, трав и т. п.). Геометрический орнамент — узор, основанный на ритмически организованных геометрических элементах (линия, круг, овал, квадрат, треугольник и т. п.). Практическая работа: выполнение отдельной буквы или шрифтовой композиции, украшенной растительным или геометрическим орнаментом (карандаш, акварель или др.); характер формы букв и орнамента на закладке отражает содержание книги (например, для учебника математики подойдет геометрический орнамент, для учебника природоведения — растительный и т. п.). | |||||
54 | 13.03 | Практическая работа №37 «Выполнение отдельной буквы или шрифтовой композиции, украшенной растительным или геометрическим орнаментом | ||||||
55 | 20.03 | Афиша | Афиша — объявление о спектакле, концерте, цирковом представлении и т. п. Цветовое оформление шрифтовой композиции, образное решение букв отражают содержание и характер представления. Практическая работа: разработка эскиза и выполнение афиши (пригласительного билета) циркового представления, кукольного спектакля или фильма-сказки («Колобок», «Теремок», «Буратино», «Кот в сапогах» или др.). Выполнение работы в технике аппликации (цветная бумага, ткань, ножницы, клей, гуашь или др.). Возможно изготовление простейших перчаточных кукол и показ кукольного представления для родителей | |||||
56 | 20.03 | Практическая работа №38 «Разработка эскиза и выполнение афиши (пригласительного билета) циркового представления» | ||||||
57 | 27.03 | Практическая работа №39 «Разработка эскиза и выполнение афиши (пригласительного билета) кукольного спектакля» | ||||||
58 | 27.03 | Практическая работа №40 «Разработка эскиза и выполнение афиши (пригласительного билета) фильма-сказки «Колобок» | ||||||
59 | 3.04 | Упаковка. Этикетка | На упаковках и этикетках конфет, соков, мороженого, печенья и других продуктов органично сочетаются изображение и шрифт, цветовое решение которого соответствует названию продукта (например, для конфет «Снежок» использована холодная гамма цветов, а для апельсинового сока — теплая и т. п.). Практическая работа: разработка и выполнение эскиза этикетки или упаковки для мороженого, название которого дети придумывают сами (художественные материалы по выбору учеников). | |||||
60 | 3.04 | Практическая работа №41 «Разработка эскиза этикетки и упаковки для мороженого» | ||||||
61 | 10.04 | Практическая работа №42 «Выполнение эскиза этикетки для мороженого» | ||||||
62 | 10.04 | Практическая работа №43 «Выполнение эскиза упаковки для мороженого» | ||||||
63 | 17.04 | Эмблема | Эмблема — условное или символическое изображение какого-нибудь явления (например, буква «М» — условное обозначения московского метро, «Т» — такси, «А» — автобусной остановки и т. п.). Практическая работа: разработка эскиза и выполнение эмблемы команды КВН (Клуб веселых и находчивых) или др. (художественные материалы по выбору детей). | |||||
64 | 17.04 | Практическая работа №44 «Разработка эскиза и выполнение эмблемы команды КВН» | ||||||
65 | 24.04 | Экслибрис | Экслибрис (от лат. «из книг») — книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу. Практическая работа: разработка эскиза и выполнение миниатюрного экслибриса для книг своей домашней библиотеки, например «Из книг Иванова», «Из книг Смирнова» и т. п. (тушь, перо, гелевые ручки или др.). | |||||
66 | 24.04 | Практическая работа №45 «Разработка эскиза и выполнение миниатюрного экслибриса для книг своей домашней библиотеки» | ||||||
67 | 1.05 | Рисованные шрифты | Рисованные шрифты. Шрифты различных детских журналов (например, «Веселые картинки» и др.). Практическая работа: разработка эскиза и выполнении шрифтовой композиции слова-образа, например, слово «улитка может напоминать изображение улитки, слово «петух» — изобра-жение петуха и т. п. Возможно выполнение эскиза таблички, на которой будет на писано название изостудии («Палитра», «Солнышко», «Веселая кисточка», «Радуга» и т. п.) (художественный материал по выбору детей). | |||||
68 | 1.05 | Практическая работа №46 «Разработка эскиза и выполнении шрифтовой композиции слова-образа» | ||||||
69 | 8.05 | Поздравительная открытка | Открытки к различным праздникам: 8 Марта, Пасха, день рождения и др. Открытки-игрушки. Практическая работа: разработка эскиза и выполнение макета поздравительной открытки-игрушки «С днем рождения!» (художественный материал по выбору ребенка). | |||||
70 | 8.05 | Практическая работа №47 «Разработка эскиза и выполнение макета поздравительной открытки-игрушки «С днем рождения!» | ||||||
71 | 15.05 | Выставка детского творчества | Оформление выполненных в течение года работ. Написание афиши школьной выставки. | |||||
72 | 15.05 | Практическая работа №48 «Написание афиши школьной выставки»
| ||||||
73 | 22.05 | Урок- путешествие в страну «Красок» | Обобщение материала по теме «Буквица». Выполнение творческих заданий . | |||||
74 | 22.05 | Защита творческих проектов | Представить и защитить свой проект. Подведение итогов года |
Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения учебного процесса в кружке «Веселая кисточка» по программе «Буквица»
Для отражения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз.),
К - полный комплект (наполняемость класса 17 человек),
Ф - комплект для фронтальной работы ( 1 экз. на двух учащихся),
П - комплект, необходимый для практической работы в группах (1-2 человека)
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во | ||
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||||
1.1. | Программы Т.А.Копцева «Художественный шрифт». источник: Программы допол-нительного художественного образования. С краткими методическими рекомендациями. / редакторы –составители Н. И. Кучер, Е.П. Кабкова . – Москва «Просвещение» 2006 | Д | ||
1.2. | Методические пособия (рекомендации к проведению кружковой работы) 1.Покидаева Т.А.Энциклопедия рисования. – Москва «РОСМЭН», 2001 2.Соколникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы рисунка. –Обнинск: Титул, 1998. 3.Соколникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. –Обнинск: Титул, 1998. 4.Соколникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы композиции. –Обнинск:Титул 1996. 5.Соколникова Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов. –Обнинск: Титул, 1996. 6. Свиридова О.В. Изобразительное искусство: Предметная неделя в школе.–Волгоград,2007. | Д | ||
1.3. | Методические журналы по искусству :«Юный художник» | Д | ||
1.4. | Учебно-наглядные пособия | Ф Д | ||
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||||
2.1. | Портреты русских и зарубежных художников | Д | ||
3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ | ||||
3.1 | Гелевая ручка | К | ||
3.2 | Простой карандаш | К | ||
3.3 | Краски акварельные | |||
3.4 | Краски гуашевые | К | ||
3.5 | Тушь | К | ||
3.6 | Ручки с перьями | К | ||
3.7 | Бумага А3, А4 | К | ||
3.8 | Бумага цветная | К | ||
3.9 | Фломастеры | К | ||
3.10 | Маркеры | К | ||
3.11 | Пастель | Ф | ||
3.12 | Кисти беличьи | К | ||
3.13 | Кисти щетина | К | ||
3.14 | Палочки | К | ||
3.15 | Емкости для воды | Ф | ||
3.16 | Ножницы | К | ||
3.17 | Клей | П |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/05/picture-56366-1367772130.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее образование (10-11класс) Количество часов 10кл – 102 ч Уровень базовый 11кл – 102 ч
Рабочая программа Iвида составлена на основе Программы по литературе для 10– 11 классов общеобразовательных учреждений /авт.-сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/27/picture-88500.jpg)
Рабочая программа по химии домашнее обучение
Рабочая программа для индивидуального обучения ребенка по химии 10-11 классов, составлена на основе примерной программы по химии и рекомендованной Письмом Министерства Образования и Науки РФ от 07.07....
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/27/picture-88500.jpg)
Рабочая программа по физике домашнее обучение
Рабочая программа для индивидуального обучения ребенка по физике 10-11классов составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-363662-1386521498.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.
Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность. Индивидуальное обу...
Рабочая программа по предмету "Производственное обучение (Рабочий зеленого хозяйства)" 12 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида под редакцией В.В. Воронковой. М., Гуманитарный издательский центр «Владо
Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида под редакцией В.В....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/19/picture-123347-1592585270.jpg)
листы корректировки рабочих программ по профессионально-трудовому обучению и надомному обучению (в соответствии с режимом самоизоляции)
В листах корректировки отражены темы и часы, которые не должны были выпасть из-за введенного режима самоизоляции. Рабочие программы по швейному делу и надомному обучению скорректированы в соотве...