Рабочая программа кружка "Веселая кисточка" (1 год обучения)
рабочая программа на тему

Рабочая программа кружка "Веселая кисточка" составлена на основе программы Т.А.Копцевой "Художественный шрифт". Цель программы:развитие художественно- творческих способностей детей и подорстков. В процессе реализации программы используются различне формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия. Данная рабочая программа расчитана на изучение теоретического материала и выполнение  художественно-творческих работ. В рамках  работы кружка  с учащимися проводятся викторины, составляются кроссворды, разгадываются ребусы, прводятся отчетные выставки творческих ( индивидуальных и коллективных ) работ. Работы выполняются  в  разной технике, используется материал по выбору учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

МИТЬКОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

Рассмотрено                             Согласовано                         Утверждено                                                  на заседании ШМО                  Зам. по УВР                        приказом по МБОУ Митьковской СОШ  _____  201_г.,протокол №__    ______/Нацаренус Н.А./       от______201__г. №___        

______________________        _______201__г.                      ___________________________      

 _____201_г.,протокол №__     ______/Нацаренус Н.А./       от______201__г. №___        

______________________        _______201__г.                      ___________________________      

_____201_г.,протокол №__      ______/Нацаренус Н.А./        от______201__г. №___        

______________________        ______201__г.                        ___________________________      

 

           Рабочая программа

  кружка

          «Веселая кисточка»

для  первого  года обучения

на 2014/2015 учебный год

                                                                       

                                                                   

                                                                     

                                                                           Учитель: Санникова Зинаида Владимировна

                                                                                             

                                                Пояснительная записка

  Рабочая программа по кружку «Веселая кисточка» для первого года обучения составлена на основе:  

   -Программы Т.А.Копцева  «Художественный шрифт».  источник: Программы дополнительного

     художественного образования.  С краткими методическими рекомендациями. / редакторы –

      составители  Н. И. Кучер, Е.П. Кабкова . – Москва «Просвещение» 2006.

-  Учебного   плана  и годового календарного учебного графика       МБОУ Митьковской СОШ  на 2014-2015 учебный год ( утвержденного приказом   МБОУ Митьковской СОШ  «Об утверждении учебного плана МБОУ Митьковской СОШ  на 2014-2015 учебный год»   № 41   от  29.08.2014г.)

     

Цель  программы:

 Развитие художественно- творческих способностей детей и подростков.

Задачи художественного развития учащихся                                                                                                    

-расширение представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве,                                      

-знакомство с историей шрифтового искусства, с особенностями изображения буквиц,

- формирование  чувства гармонии шрифтовой композиции,

-знакомство с именами выдающихся художников.                                                                                                                                      

      Содержание первой программы «Буквица» из цикла программ «Художественный шрифт» нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого

Мир шрифтового искусства обширен и многообразен. Знакомство с образным миром шрифтового искусства осуществляется через буквицу как наиболее выразительную часть детской, прежде всего сказочной, литературы. В самом общем плане программа знакомит также с основной исторической линией развития шрифта в контексте отечественной и европейской культуры. Программой предусмотрена сказочно-игровая форма общения с детьми.

  Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в оформлении школьных праздников, стенгазет, классных уголков, принять участие в оформлении студии изобразительного искусства.                                                                  

  В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию букв-образов. Дети 6—10 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания: после рассматривания изображений буквиц, созданных художниками в разные исторические эпохи, они сочиняют свой оригинальный образ буквы

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное или безобразное в жизни и искусстве:

- развитие понимания неразрывной связанности всей своей жизни с деятельностью

  пластических искусств в повседневном окружении, в создании всего предметного мира;

- развитие умения видеть и ценить труд художников, создавших неповторимые произведения искусства;

-развитие интереса к восприятию  букв.

- развитие эмоциональной сферы ребенка средствами художественной выразительности на основе синтеза:  слова и изображения (иллюстрации), дизайна .

Формирование художественно - творческой активности:                                                      

-творческое участие детей в создании эскизов  букв - образов, эмблем, афиш, этикеток закладок, открыток, книжек, и др.;

-умение видеть творческий вклад художников в создание различных предметов для людей, организации или художественной среды;

-активное участие в организации выставок в классе и школе;

-активное участие в беседах.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.                                          Учащиеся должны:                                                                                                                                                                    -учиться понимать, что в содержании разных  книг важную роль играет качество и красота разнообразных букв и иллюстраций и красота форм, узоров, конструкций;                                                             -учиться использовать  написание шрифтов при выполнении своих работ;

-владеть элементарными навыками работы  карандашом, фломастером, маркером, гуашевыми и акварельными красками.

, -иметь представление о творчестве художников-иллюстраторов детских книг (и некоторые имена: И. Билибин, Ю. Васнецов и др.),

- владеть элементарными приемами пространственного изображения - передавать глубину пространства и величины в пространстве;

- овладеть навыками конструирования из бумаги:

-учиться передавать элементарные пропорции фигуры человека и животных (в рисунке);

-знать, что лучшие произведения искусства хранятся в музеях изобразительных искусств, художественных галереях, музеях прикладного искусства и музеях под открытым небом, и ознакомиться с некоторыми из них;

-знать, что в создании любой вещи, объекта окружающей нас среды принимали участие Мастера Постройки (конструкция), Изображения (создание в материале, назначение), Украшения (ее оформление);

-запомнить ряд имен мастеров, с работами которых встречались на протяжении учебного года;

 -соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

-расписывать готовые изделия согласно эскизу;

-сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

-выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;

-чувствовать и определять «холодные» и «теплые» цвета, контрастность и сближенность цветов, пользоваться смешением красок на палитре;

-навыки анализа художественного произведения (понравилась ли работа, какие чувства вызывает и т. п.).

                       Место учебного предмета в учебном плане

        На изучение программы кружка «Веселая кисточка» отводится  76  часов: (2 ч. в  неделю ,38 учебных  недель).

 Изучить  содержание  Рабочей  программы  планируется  за  74 часа, в соответствии с

  расписанием и  в соответствии с годовым  календарным учебным графиком.

      Корректировка  Рабочей  программы  проведена  за  счёт  объединения  изучаемых  тем  уроков, что  отражено   в  календарно-тематическом планировании.

Требования к уровню подготовки обучающихся

кружка «Веселая кисточка»

   В результате изучения  программы кружка учащиеся должны

 иметь представление

- о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;

- о искусстве оформления книг

-букве-образе: буква-растение, дом, человек

-о каллиграфии

-о вензеле

- о афише

-о этикетке

- о эмблеме

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

знать

- разнообразные виды шрифтов;                                                            

- что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов,

форм, узоров, конструкций.

уметь

- работать в технике:  монотипия, аппликация, коллаж;

- выразительно использовать гуашь, гелевые  ручки, фломастеры;

-внимательно относится к природе;

-использовать элементарные приемы изображения пространства;                                                                  -пропагандировать здоровый образ жизни;-                                                                                                                       -правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

 повседневной жизни для:

                восприятия и оценки произведений искусства;

                самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Развитие общеучебных  умений, навыков  и способов  деятельности .

          Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для кружка являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

        Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

  Формы и средства контроля знаний, общих  учебных  умений, навыков  и  способов  деятельности  обучающихся  .

Формы контроля: фронтальный опрос, опрос в парах, практическая работа, творческая работа.    

В процессе реализации программы используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции.

Методы организации занятия:

- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;

- фронтальный,  индивидуально-групповой,  индивидуальный                                                        

В основе практической работы лежит  выполнение творческих заданий по созданию слов-образов.

С учётом  специфики  предмета   при   оценивании художественной    деятельности  обучающихся  используются:

- Викторины

- Кроссворды

-Ребусы

- Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

Требования к оформлению работ для выставки.

Выставочные   работы выполняются в любой технике, используя материал  по выбору обучающегося. Работа должна  сопровождаться табличкой, расположенной в правом нижнем углу, с указанием названия работы, фамилии, имени и отчества  автора,  руководителя, общеобразовательного учреждения,  города.

Размер таблички -5 x10 см,  шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1.

Содержание программы   учебного курса    

  1.        Введение. Веселые буквы. 2 ч

Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика работы художника, оформляющего книги. Детские книги. Буквы-образы. Букварь. Азбука. Алфавит.

Практическая работа: выполнение цветными фломастерами веселой или грустной буквы «Я». Выражение через цвет настроения.

2.        Искусство оформления книги. Буквица. 2 ч

Книжная графика. Искусство оформления книги. Внешнее оформление (суперобложка, обложка, титульный лист, фронтиспис). Внутреннее оформление (иллюстрация, заставка, концовка, буквицы, шмуцтитул и др.). Русские народные сказки, былины, иллюстрированные И. Билибиным, В. Васнецовым и т. д.

Создание макета книги представляет собой компоновку графического и текстового материала. Выразительным элементом оформления книги является буквица. Буквица - первая буква, акцентирующая начало главы или абзаца.

Практическая работа: изображение буквицы к любой русской народной сказке (карандаш, акварель или гуашь).

3.        Искусство оформления книги. Обложка. Иллюстрация. 10 ч
Обложка — обертка, «оберег» книги. Суперобложка (от лат.

«сверху») — отдельно созданная обложка, которая одевается поверх книги. Обложка и суперобложка раскрывают основную идею книги. Они могут быть оформлены шрифтовой композицией или шрифт может сочетаться с иллюстрацией. Особое значение имеет выбор шрифта. Многообразие шрифтов.

Шрифт (нем. «почерк», «письмо», «письмена») — начертание букв, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Шрифт применяется художником для решения текстовых элементов произведения.

Иллюстрации изображают конкретные эпизоды литературного произведения, наглядно поясняя его содержание. Иллюстрации В. Сутеева к сказкам К. Чуковского; В. Васнецова к стихотворению А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» или др.

Практическая работа: вырезание из газет и журналов различных шрифтов, вклеивание их в альбом, оформление обложки для «Альбома шрифтов». Выполнение макета книжки-малютки (обложка, иллюстрации и др.). Форма книги зависит от ее содержания например, книжка про снеговика может иметь форму снеговика, про сову-форму совы и т.п. (простой и цветные карандаши, акварель).

4.   Буква-образ. Буква-животное. 4 ч

Формы букв могут напоминать образы разных животных. Например, буква «3» напоминает змею, буква «Ф» — филина, буква «Д» — сказочного многоголового дракона и т. п.

Практическая работа: изображение буквицы, создание буквы-образа, в основу которой положены фантастические или реальные образы животных (цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.).

    5.   Буква-образ. Буква-растение. 4 ч

Формы некоторых букв напоминают образы растений (цветов, деревьев и т. п.), например, буква «О» может напоминать! одуванчик, «Б» — извивающиеся веточки березы, а «Д» — старый] дуб с дуплом и т. п.

Буквицы, украшенные причудливыми растительными узорами, созданные художниками (И. Билибин и др.).

Практическая работа: выполнение буквы, напоминающей образ какого-либо растения: цветка, дерева и т. п. (карандаш, акварель или гуашь или др.).

6.   Буква-образ. Буква-дом. 4 ч Формы некоторых букв напоминают образы разных архитек

турных фрагментов (арки, колонны, крыши и т. п.) или целых! зданий (готический собор, древнерусский терем и т. п.). Напри-1 мер, буква «П» может напоминать сказочные ворота, «Ф» — маяк или телебашню, «Л» — горку на детской игровой площадке или лестницу, «Т» — качели, «О» — колесо обозрения и т. п.

Практическая работа: изображение буквы-образа, буквы-дома, составленной из архитектурных элементов (гелевые ручки или маркер или др.).

7.   Буква-образ. Буква-человек. 4 ч

В форме буквы можно увидеть образы разных сказочных персонажей, например, буква «3» может напомнить сгорбившуюся Бабу-ягу, «Т» — танцующего матроса и т. п.

Практическая работа: изображение буквы, по форме напоми нающей фигуру человека в разных движениях и позах (простой и цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.).

8.   Буква-шут (клоун, арлекин). Цветовой контраст. 4 ч Очертания формы некоторых букв могут напоминать образы

разных веселых цирковых персонажей, например, буква «ф» — фокусника, «К» — клоуна и т. п. Украшение букв может вызывать разное эмоциональное настроение (уныние или радость, гнев или восторг и т. п.). Контраст цветов, например оранжевого и фиолетового, красного и зеленого, придает образу яркий, запоминающийся характер.

Цветовой контраст — резкая противоположность цветов, одно из выразительных средств в изобразительном искусстве. Контраст усиливает воздействие цветов на зрителя.

Практическая работа: изображение буквы, по форме напоминающей фигуру клоуна или шута (гуашь или цветные фломастеры).

9.   Буква-царь (король). Буква-царица (королева). 4 ч

Образ костюма, архитектуры эпохи барокко и рококо, для которых характерно обилие декора, пышных и причудливых форм.

Практическая работа: разработка и создание эскиза буквы-царя (короля) или царицы (королевы) в коронах и нарядных костюмах с использованием элементов декора, характерных для стилей барокко и рококо (пастель или др.).

10.   Каллиграфия. Инициал. 2 ч

Каллиграфия (от греч. «красивый почерк») — искусство писать четким, красивым почерком. Образцы каллиграфического написания букв алфавита. Рисунки и надписи, выполненные перьевой ручкой, например рисунки А. Пушкина.

Инициал (от лат. «начальный») — начальная буква имени, отчества, фамилии.

Практическая работа: упражнения в написании своего имени каллиграфическим почерком, выполнение начальных заглавных букв своего имени, фамилии и отчества (перьевая ручка, тушь или чернила). Возможно изображение рядом с буквами своего портрета (в анфас или в профиль).

11.   Вензель. Узор из букв. 2 ч

Вензель (от польск. «узел») — начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор.

Практическая работа: выполнение в круге, квадрате или овале эскиза вензеля — переплетенных в узор первых букв своего имени и фамилии или имени и отчества; украшение композиции цветным декоративным орнаментом (цветные фломастеры или др.).

12.   Буква для Снежной королевы. Холодные цвета. 4 ч Цветовое оформление букв может вызывать разные эмоции,

например чувство холода или тепла. Существуют теплые и холодные цвета. Выразительные возможности холодных цветов. Холодными называют цвета, напоминающие лед, снег, голубую даль

и т. п.

К холодным цветам относят синий, голубой, фиолетовый, а также оттенки цветов, в состав которых входит белый или сине-голубой цвет (сине-зеленый, голубовато-зеленый, сине-красный, светло-фиолетовый, светло-рубиновый и др.). Форма буквицы может быть необычной, например может напоминать снежинки, льдинки и т. п. Иллюстрации В. Пивоварова к сказкам Г.-Х. Андерсена или др.

Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Снежной королеве или Снегурочке. Выбранные для украшения буквицы цвета должны отражать характер сказочной героини. Для образа Снежной королевы может быть характерно сочетание контрастных, темных и светлых цветов (например, темно-синего и бледно-голубого, черно-фиолетового и белого, изумрудного и черного и т. п.), а для Снегурочки — сочетание нежных, неконтрастных холодных цветов (например, голубого, бирюзового, бледно-синего, нежно-изумрудного, нежно-фиолетового и т. п.). Возможно создание иллюстраций к сказкам, на пример изображение Снежной королевы или Снегурочки (гуашь акварель или др.).

13.   Буква-терем для Царя-солнца. Теплые цвета. 4 ч

Цветовое оформление букв может вызывать, например, чувство холода или тепла. Теплыми называют цвета, напоминающие солнце, золото, раскаленные пески, огонь и т. п. Выразительные возможности теплых цветов. К теплым цветам относя! оранжевый и желтый, а также оттенки цветов, в состав которых входят эти цвета (например, оранжево-красный, желто-оранжевый, желто-зеленый, темно-оранжевый, оранжево-зеленый, оранжево-коричневый и др.). Форма буквицы может быть необычной, напоминать образ солнца, языков огня, птицы, рыбки и т. п. Иллюстрации И. Билибина к русской народной сказке «Жар-птица», В. Милашевского к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» и др.

Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Жар-птице, Царе-солнце, Золотой рыбке, Коне-огне и т. п. Выбранные для украшения буквицы цвета должны отражать характер этих сказочных персонажей. Для образа динамичного Коня-огня может подойти сочетание контрастных светлых и темных теплых цветов (например, оранжевого и темно-красного, желтого и коричневого и т. п.), а для образа добродушного Царя-солнца — нежные, неконтрастные теплые цвета (например, нежно-оранжевого, светло-желтого, желто-оранжевого, светло-охристого, розовато-оранжевого и т. п.). Возможно изображение иллюстраций к сказкам (гуашь, акварель или др.).

14.  Буква-робот. Брусковый шрифт. 2 ч

В основе брускового шрифта лежит конструктивно простой элемент — брус, стержень. В зависимости от особенностей плакатного пера или особым образом заточенной деревянной палочки на листе остается след разного характера. Плакаты разных художников.

Практическая работа: упражнения в написании элементов букв с использованием разных плакатных перьев и деревянных палочек; создание эскиза буквы-робота (возможно написание буквы «Р» или слова «робот») (плакатные перья, палочки, цветная и черная тушь или др.).

15.  Книжная закладка. 2 ч

Функция книжной закладки. Варианты ее украшения. Сочетание шрифтовой композиции (например, первой буквы своего имени или первой буквы названия книги) с растительным или геометрическим орнаментом.

Орнамент (от лат. «украшение») — узор, ритмическое чередование изобразительных элементов. Свойства орнамента зависят от назначения, формы и материала той вещи, которую он украшает. По характеру мотивов различают следующие виды орнамента: растительный, геометрический, зооморфный, антропоморфный, предметный, смешанный и др.

Растительный орнамент — узор, основанный на ритмически организованных стилизованных изображениях растений (цветов, листьев, трав и т. п.). Геометрический орнамент — узор, основанный на ритмически организованных геометрических элементах (линия, круг, овал, квадрат, треугольник и т. п.).

Практическая работа: выполнение отдельной буквы или шрифтовой композиции, украшенной растительным или геометрическим орнаментом (карандаш, акварель или др.); характер формы букв и орнамента на закладке отражает содержание книги (например, для учебника математики подойдет геометрический орнамент, для учебника природоведения — растительный и т. п.).

16.   Афиша. 4 ч

Афиша — объявление о спектакле, концерте, цирковом представлении и т. п. Цветовое оформление шрифтовой композиции, образное решение букв отражают содержание и характер представления.

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение афиши (пригласительного билета) циркового представления, кукольного спектакля или фильма-сказки («Колобок», «Теремок», «Буратино», «Кот в сапогах» или др.). Выполнение работы в технике аппликации (цветная бумага, ткань, ножницы, клей, гуашь или др.). Возможно изготовление простейших перчаточных кукол и показ кукольного представления для родителей.

17.   Упаковка. Этикетка. 4 ч

На упаковках и этикетках конфет, соков, мороженого, печенья и других продуктов органично сочетаются изображение и шрифт, цветовое решение которого соответствует названию продукта (например, для конфет «Снежок» использована холодная гамма цветов, а для апельсинового сока — теплая и т. п.).

Практическая работа: разработка и выполнение эскиза этикетки или упаковки для мороженого, название которого дети придумывают сами (художественные материалы по выбору учеников).

18.   Эмблема. 2 ч

Эмблема — условное или символическое изображение какого-нибудь явления (например, буква «М»-условное обозначения московского метро, «Т»-такси, «А»-автобусной остановки и т. п.).

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение эмблемы команды КВН (Клуб веселых и находчивых) или др. (художественные материалы по выбору детей).

19.   Экслибрис. 2 ч

Экслибрис (от лат. «из книг») — книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу.

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение миниатюрного экслибриса для книг своей домашней библиотеки, например «Из книг Иванова», «Из книг Смирнова» и т. п. (тушь, перо, гелевые ручки или др.).

20.   Рисованные шрифты. 2 ч Рисованные шрифты. Шрифты различных детских журналов

(например, «Веселые картинки» и др.).

Практическая работа: разработка эскиза и выполнении шрифтовой композиции слова-образа, например, слово «улитка может напоминать изображение улитки, слово «петух» — изображе-ние петуха и т. п.

Возможно выполнение эскиза таблички, на которой будет на писано название изостудии («Палитра», «Солнышко», «Весела! кисточка», «Радуга» и т. п.) (художественный материал по выбор| детей).

21.   Поздравительная открытка. 2 ч Открытки к различным праздникам: 8 Марта, Пасха, день рождения и др. Открытки-игрушки.

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение маке та поздравительной открытки-игрушки «С днем рождения!» (художественный материал по выбору ребенка).

22.   Выставка детского творчества. 2 ч Оформление выполненных в течение года работ. Написание афиши школьной выставки. Подведение итогов года.

  23.  Урок- путешествие в страну «Красок» 1ч. Обобщение материала  по теме «Буквица».        Выполнение  творческих заданий

24. Защита творческих проектов.1ч. Представить и защитить свой проект. Подведение итогов года

                                    Методическое обеспечение

Занятия включают в себя организационную, теоретическую  и практическую части.Организационная часть должна обезбечить наличие всех необходимых для работы  материалов и иллюстраций.

Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия. С детьми 6—10 лет можно вести игру в вопросы и ответы, им можно предъявить задание в виде неожиданного сюрприза, в образе сказочного персонажа. Дети чутко реагируют на сказочно-игровую ситуацию, на присутствие на занятии кукол (перчаточных, тростевых, марионеток и т. п.), которые могут выполнять любые роли (Король Шрифт, Королева Графика и т. п.).Закрепление сведений об истории шрифта может идти с помощью лото «Художественные стили», «Художественный шрифт» и др.Дети любят кроссворды и ребусы, поэтому сообщение нового материала может начинаться с их разгадывания.

Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. На основе объяснений педагога, а также восприятия фотографий, слайдов или репродукций произведений искусства, образцов книжной графики дети выполняют задание, результатом которого становится продукт творческой деятельности (он может стать объектом любования, обсуждения и критики). Как правило, одно задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующем. В конце каждого занятия проводятся  просмотры. Итогом работы года является выставка творческих работ.

Техническое оснащение занятий включает в себя обычный набор оборудования для занятий изобразительным искусством, который дополняется и разнообразится необходимыми для конкретного задания материалами и пособиями.                                                                                         Учебно-тематический план

п/п

Темы

Общее

количество

часов

В том числе

теоретические часы

практические часы

1

2

3

4

5

1

Введение. Веселые буквы

2

1

1

2

Искусство оформления книги.Буквица

2

1

1

3

Искусство оформления книги.

Обложка. Иллюстрация

10

1

7

4

Буква-образ. Буква-животное

4

1

3

5

Буква-образ. Буква-растение

4

1

3

6

Буква-образ. Буква-дом

4

1

3

7

Буква-образ. Буква-человек

4

1

3

8

Буква-шут (клоун, арлекин).

Цветовой контраст

4

1

3

9

Буква-царь (король).

Буква-царица (королева)

4

1

3

10

Каллиграфия. Инициал

2

1

1

11

Вензель. Узор из букв

2

1

1

12

Буква для Снежной королевы.

Холодные цвета

4

1

3

13

Буква-терем для Царя-солнца. Теплые цвета

4

1

3

14

 Буква-робот. Брусковый шрифт

2

1

1

15

Книжная закладка

2

1

1

16

Афиша

4

1

3

17

Упаковка. Этикетка

4

1

3

18

Эмблема

2

1

1

19

Экслибрис

2

1

1

20

Рисованные шрифты

2

1

1

21

Поздравительная открытка

2

1

1

22

Выставка детского творчества

2

             1

              1

23

Урок- путешествие в страну «Красок»

1

             1

24

Защита творческих проектов

1

        1

Итого

74

       22

48


Календарно-тематическое планирование кружка «Веселая кисточка»

№ УРО-КА

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ

                   

                           ТЕМА УРОКА

СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, ОБЩИХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (РК)

По плану

Факти-чески

                                               Раздел «Буквица» (76)

1

5.09

 

Введение.

Веселые буквы

Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика работы художника, оформляющего книги. Детские книги. Буквы-образы. Букварь. Азбука. Алфавит.

Практическая работа: выполнение цветными фломастерами веселой или грустной буквы «Я». Выражение через цвет настроения.

2

5.09

Практическая работа  №1

«Выполнение  веселой и грустной  буквы «Я»

3

12.09

Искусство оформления книги. Буквица

Книжная графика. Искусство оформления книги. Внешнее оформление (суперобложка, обложка, титульный лист, фронтиспис). Внутреннее оформление (иллюстрация, заставка, концовка, буквицы, шмуцтитул и др.). Русские народные сказки, былины, иллюстрированные И. Билибиным, В. Васнецовым и т. д.

Создание макета книги представляет собой компоновку графического и текстового материала. Выразительным элементом оформления книги является буквица. Буквица - первая буква, акцентирующая начало главы или абзаца.

Практическая работа: изображение буквицы к любой русской народной сказке (карандаш, акварель или гуашь).

4

12.09

Практическая работа №2

 

«Изображение буквицы к любой русской народной сказке»

5

19.09

Искусство оформления книги.

Обложка.

Обложка — обертка, «оберег» книги. Суперобложка (от лат.«сверху») — отдельно созданная обложка, которая одевается поверх книги. Обложка и суперобложка раскрывают основную идею книги. Они могут быть оформлены шрифтовой композицией или шрифт может сочетаться с иллюстрацией. Особое значение имеет выбор шрифта. Многообразие шрифтов.

Шрифт (нем. «почерк», «письмо», «письмена»)— начертание букв, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Шрифт применяется художником для решения текстовых элементов произведения.

Иллюстрации изображают конкретные эпизоды литературного произведения, наглядно поясняя его содержание. Иллюстрации В. Сутеева к сказкам К. Чуковского; В. Васнецова к стихотворению А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» или др.

Практическая работа: вырезание из газет и журналов различных шрифтов, вклеивание их в альбом, оформление обложки для «Альбома шрифтов». Выполнение макета книжки-малютки (обложка, иллюстрации и др.). Форма книги зависит от ее содержания например, книжка про снеговика может иметь форму снеговика, про сову-форму совы и т.п. (простой и цветные карандаши, акварель).

6

19.09

Искусство оформления книги.

 Иллюстрация

7

26.09

Искусство оформления книги. Шрифт

8

26.09

Практическая работа №3

«Вырезание из газет различных шрифтов»

9

3.10

Практическая работа №4

«Вырезание из журналов различных шрифтов»

10

3.10

   

Практическая работа №5

« Вклеивание шрифтов  в альбом»

11

10.10

Практическая работа №6

«Оформление обложки для «Альбома шрифтов».

12

10.10

Практическая работа №7

«Выполнение макета книжки-малютки. Обложка»

13

17.10

Практическая работа №8

«Выполнение макета книжки-малютки. Иллюстрации.»

14

17.10

Практическая работа №9 «Выполнение макета книжки-малютки. Текст»

15

24.10

Буква-образ.                                  Буква животное

Формы букв могут напоминать образы разных животных. Например, буква «3» напоминает змею, буква «Ф» — филина, буква «Д» — сказочного многоголового дракона и т. п.

Практическая работа: изображение буквицы, создание буквы-образа, в основу которой положены фантастические или реальные образы животных (цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.).

16

24.10

Практическая работа    №10               «Изображение буквицы»

17

31.10

Практическая  работа   №11                      «Создание буквы-образа, в основу которой положены фантастические животных

18

31.10

Практическая работа    №12                                «Создание буквы-образа, в основу которой положены реальные образы животных»

19

7.11

Буква-образ.

Буква-растение

Формы некоторых букв напоминают образы растений (цветов, деревьев и т. п.), например, буква «О» может напоминать! одуванчик, «Б» — извивающиеся веточки березы, а «Д» — старый] дуб с дуплом и т. п.

Буквицы, украшенные причудливыми растительными узорами, созданные художниками (И. Билибин и др.).

Практическая работа: выполнение буквы, напоминающей образ какого-либо растения: цветка, дерева и т. п. (карандаш, акварель или гуашь или др.).

20

7.11

Практическая работа №13 «Выполнение буквы, напоминающей образ растения»

21

14.11

Практическая работа  №14 «Выполнение буквы, напоминающей образ цветка»

22

14.11

Практическая работа  №1 5 «Выполнение буквы, напоминающей образ дерева»

23

21.11

Буква-образ. Буква-дом

Формы некоторых букв напоминают образы разных архитектурных фрагментов (арки, колонны, крыши и т. п.) или целых! зданий (готический собор, древнерусский терем и т. п.). Напри-1 мер, буква «П» может напоминать сказочные ворота, «Ф» — маяк или телебашню, «Л» — горку на детской игровой площадке или лестницу, «Т» — качели, «О» — колесо обозрения и т. п.

Практическая работа: изображение буквы-образа, буквы-дома, составленной из архитектурных элементов (гелевые ручки или маркер или др.).

24

21.11

Практическая работа  №1 6 «Изображение буквы напоминающей сказочные ворота»

25

28.11

Практическая работа  №1 7 «Изображение буквы напоминающей горку на детской игровой площадке »

26

28.11

Практическая работа  №1 8 «Изображение буквы-дома»

27

5.12

Буква-образ. Буква-человек

В форме буквы можно увидеть образы разных сказочных персонажей, например, буква «3» может напомнить сгорбившуюся Бабу-ягу, «Т» — танцующего матроса и т. п.

Практическая работа: изображение буквы, по форме напоминающей фигуру человека в разных движениях и позах (простой и цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.)

28

5.12

Практическая работа  №19

«Изображение буквы, по форме напоминающей фигуру сгорбившуюся Бабу-ягу»

29

12.12

Практическая работа  №20 «Изображение буквы, по форме напоминающей фигуру танцующего матроса»

30

12.12

Практическая работа  №21 «Изображение буквы, по форме напоминающей фигуру разных сказочных персонажей»

31

19.12

Буква-шут (клоун, арлекин).

Цветовой контраст

Очертания формы некоторых букв могут напоминать образы

разных веселых цирковых персонажей, например, буква «ф» — фокусника, «К» — клоуна и т. п. Украшение букв может вызывать разное эмоциональное настроение (уныние или радость, гнев или восторг и т. п.). Контраст цветов, например оранжевого и фиолетового, красного и зеленого, придает образу яркий, запоминающийся характер.

Цветовой контраст — резкая

противоположность цветов, одно из выразительных средств в изобразительном искусстве. Контраст усиливает воздействие цветов на зрителя.

Практическая работа: изображение буквы, по форме напоминающей фигуру клоуна или шута (гуашь или цветные фломастеры).

32

19.12

Практическая работа  №22 «Изображение буквы, по форме напоминающей фигуру клоуна»

33

26.12

 Практическая работа   №23 «Изображение буквы, по форме напоминающей фигуру шута»

34

26.12

Практическая работа  №24 «Изображение буквы, по форме напоминающей фокусника»

35

9.01

Буква-царь (король).

Буква-царица (королева)

Образ костюма, архитектуры эпохи барокко и рококо, для которых характерно обилие декора, пышных и причудливых форм.

Практическая работа: разработка и создание эскиза буквы-царя (короля) или царицы (королевы) в коронах и нарядных костюмах с использованием элементов декора, характерных для стилей барокко и рококо (пастель или др.).

36

9.01

Практическая работа  №25 «Разработка эскиза

 буквы-царя (короля)

  и  царицы (королевы)

37

16.01

Практическая работа  №26 «Создание эскиза

буквы-царя (короля)

38

16.01

Практическая работа №27

 «Создание эскиза

буквы -царицы (королевы)»

39

23.01

Каллиграфия. Инициал

Каллиграфия (от греч. «красивый почерк») — искусство писать четким, красивым поче-рком. Образцы каллиграфического написания букв алфавита. Рисунки и надписи, выпол-ненные перьевой ручкой, например рисунки А. Пушкина.Инициал (от лат. «начальный»)-  начальная буква имени, отчества, фамилии.

Практическая работа: упражнения в написании своего имени каллиграфическим почерком, выполнение начальных заглавных букв своего имени, фамилии и отчества (перьевая ручка, тушь или чернила). Возможно изображение рядом с буквами своего портрета (в анфас или в профиль).

40

23.01

Практическая работа №28

«Упражнения в написании своего имени каллиграфическим почерком»

41

30.01

Вензель. Узор из букв

Вензель (от польск. «узел») — начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор.

Практическая работа: выполнение в круге, квадрате или овале эскиза вензеля — переплетенных в узор первых букв своего имени и фамилии или имени и отчества; украшение композиции цветным декоративным орнаментом (цветные фломастеры или др.).

42

30.01

Практическая работа №29

«Выполнение в круге, квадрате или овале эскиза вензеля»

43

6.02

Буква для Снежной королевы.

Холодные цвета

Цветовое оформление букв может вызывать разные эмоции,

например чувство холода или тепла. Существуют теплые и холодные цвета. Выразительные возможности холодных цветов. Холодными называют цвета, напоминающие лед, снег, голубую даль

и т. п.

К холодным цветам относят синий, голубой, фиолетовый, а также оттенки цветов, в состав которых входит белый или сине-голубой цвет (сине-зеленый, голубовато-зеленый, сине-красный, светло-фиолетовый, светло-рубиновый и др.). Форма буквицы может быть необычной, например может напоминать снежинки, льдинки и т. п. Иллюстрации В. Пивоварова к сказкам Г.-Х. Андерсена или др.

Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Снежной королеве или Снегурочке. Выбранные для украшения буквицы цвета должны отражать характер сказочной героини. Для образа Снежной королевы может быть характерно сочетание контрастных, темных и светлых цветов (например, темно-синего и бледно-голубого, черно-фиолетового и белого, изумрудного и черного и т. п.), а для Снегурочки — сочетание нежных, неконтрастных холодных цветов (например, голубого, бирюзового, бледно-синего, нежно-изумрудного, нежно-фиолетового и т. п.). Возможно создание иллюстраций к сказкам, на пример изображение Снежной королевы или Снегурочки (гуашь акварель или др.).

44

6.02

Практическая работа №30

«Изображение буквицы для сказки о Снежной королеве и Снегурочке»

45

13.02

Практическая работа №31

«Создание иллюстраций к сказке о  Снежной королеве

46

13.02

Практическая работа №32

 «Создание иллюстраций к сказке о  Снегурочке»

47

20.02

Буква-терем для Царя-солнца.

Теплые цвета

Цветовое оформление букв может вызывать, например, чувство холода или тепла. Теплыми называют цвета, напоминающие солнце, золото, раскаленные пески, огонь и т. п. Выразительные возможности теплых цветов. К теплым цветам относя! оранжевый и желтый, а также оттенки цветов, в состав которых входят эти цвета (например, оранжево-красный, желто-оранжевый, желто-зеленый, темно-оранжевый, оранжево-зеленый, оранжево-коричневый и др.). Форма буквицы может быть необычной, напоминать образ солнца, языков огня, птицы, рыбки и т. п. Иллюстрации И. Билибина к русской народной сказке «Жар-птица», В. Милашевского к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» и др.

Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Жар-птице, Царе-солнце, Золотой рыбке, Коне-огне и т. п. Выбранные для украшения буквицы цвета должны отражать характер этих сказочных персонажей. Для образа динамичного Коня-огня может подойти сочетание контрастных светлых и темных теплых цветов (например, оранжевого и темно-красного, желтого и коричневого и т. п.), а для образа добродушного Царя-солнца — нежные, неконтрастные теплые цвета (например, нежно-оранжевого, светло-желтого, желто-оранжевого, светло-охристого, розовато-оранжевого и т. п.). Возможно изображение иллюстраций к сказкам (гуашь, акварель или др.).

48

20.02

Практическая работа №33 «Изображение буквицы для сказки о Жар-птице»

49

27.02

Практическая работа №34 «Изображение буквицы для сказки о Царе-солнце»

50

27.02

Практическая работа №35 «Изображение буквицы для сказки Золотой рыбке»

51

6.03

 Буква-робот. Брусковый шрифт

В основе брускового шрифта лежит конструктивно простой элемент — брус, стержень. В зависимости от особенностей плакатного пера или особым образом заточенной деревянной палочки на листе остается след разного характера. Плакаты разных художников.

Практическая работа: упражнения в написании элементов букв с использованием разных плакатных перьев и деревянных палочек; создание эскиза буквы-робота (возможно написание буквы «Р» или слова «робот») (плакатные перья, палочки, цветная и черная тушь или др.).

52

6.03

Практическая работа №36

«Создание эскиза буквы-робота»

53

13.03

Книжная закладка

Функция книжной закладки. Варианты ее украшения. Сочетание шрифтовой композиции (например, первой буквы своего имени или первой буквы названия книги) с растительным или геометрическим орнаментом.

Орнамент (от лат. «украшение») — узор, ритмическое чередование изобразительных элементов. Свойства орнамента зависят от назначения, формы и материала той вещи, которую он украшает. По характеру мотивов различают следующие виды орнамента: растительный, геометрический, зооморфный, антропоморфный, предметный, смешанный и др.

Растительный орнамент — узор, основанный на ритмически организованных стилизованных изображениях растений (цветов, листьев, трав и т. п.). Геометрический орнамент — узор, основанный на ритмически организованных геометрических элементах (линия, круг, овал, квадрат, треугольник и т. п.).

Практическая работа: выполнение отдельной буквы или шрифтовой композиции, украшенной растительным или геометрическим орнаментом (карандаш, акварель или др.); характер формы букв и орнамента на закладке отражает содержание книги (например, для учебника математики подойдет геометрический орнамент, для учебника природоведения — растительный и т. п.).

54

13.03

Практическая работа №37

 «Выполнение отдельной буквы или шрифтовой композиции, украшенной растительным или геометрическим орнаментом

55

20.03

Афиша

Афиша — объявление о спектакле, концерте, цирковом представлении и т. п. Цветовое оформление шрифтовой композиции, образное решение букв отражают содержание и характер представления.

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение афиши (пригласительного билета) циркового представления, кукольного спектакля или фильма-сказки («Колобок», «Теремок», «Буратино», «Кот в сапогах» или др.). Выполнение работы в технике аппликации (цветная бумага, ткань, ножницы, клей, гуашь или др.). Возможно изготовление простейших перчаточных кукол и показ кукольного представления для родителей

56

20.03

Практическая работа  38 «Разработка эскиза и выполнение афиши (пригласительного билета) циркового представления»

57

27.03

Практическая работа №39 «Разработка эскиза и выполнение афиши (пригласительного билета) кукольного спектакля»

58

27.03

Практическая работа №40 «Разработка эскиза и выполнение афиши (пригласительного билета) фильма-сказки «Колобок»

59

3.04

Упаковка. Этикетка

На упаковках и этикетках конфет, соков, мороженого, печенья и других продуктов органично сочетаются изображение и шрифт, цветовое решение которого соответствует названию продукта (например, для конфет «Снежок» использована холодная гамма цветов, а для апельсинового сока — теплая и т. п.).

Практическая работа: разработка и выполнение эскиза этикетки или упаковки для мороженого, название которого дети придумывают сами (художественные материалы по выбору учеников).

60

3.04

Практическая работа №41 «Разработка эскиза этикетки и упаковки для мороженого»

61

10.04

Практическая работа  №42 «Выполнение эскиза этикетки для мороженого»

62

10.04

Практическая работа №43

 «Выполнение эскиза упаковки для мороженого»

63

17.04

Эмблема

Эмблема — условное или символическое изображение какого-нибудь явления (например, буква «М» — условное обозначения московского метро, «Т» — такси, «А» — автобусной остановки и т. п.).

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение эмблемы команды КВН (Клуб веселых и находчивых) или др. (художественные материалы по выбору детей).

64

17.04

Практическая работа №44

«Разработка эскиза и выполнение эмблемы команды КВН»

65

24.04

Экслибрис

Экслибрис (от лат. «из книг») — книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу.

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение миниатюрного экслибриса для книг своей домашней библиотеки, например «Из книг Иванова», «Из книг Смирнова» и т. п. (тушь, перо, гелевые ручки или др.).

66

24.04

Практическая работа №45

«Разработка эскиза и выполнение миниатюрного экслибриса для книг своей домашней библиотеки»

67

1.05

Рисованные шрифты

Рисованные шрифты. Шрифты различных детских журналов

(например, «Веселые картинки» и др.).

Практическая работа: разработка эскиза и выполнении шрифтовой композиции слова-образа, например, слово «улитка может напоминать изображение улитки, слово «петух» — изобра-жение петуха и т. п.

Возможно выполнение эскиза таблички, на которой будет на писано название изостудии («Палитра», «Солнышко», «Веселая кисточка», «Радуга» и т. п.) (художественный материал по выбору детей).

68

1.05

Практическая работа №46

 «Разработка эскиза и выполнении шрифтовой композиции слова-образа»

69

8.05

Поздравительная открытка

Открытки к различным праздникам: 8 Марта, Пасха, день рождения и др.                           Открытки-игрушки.

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение макета поздравительной открытки-игрушки «С днем рождения!» (художественный материал по выбору ребенка).

70

8.05

Практическая работа №47

«Разработка эскиза и выполнение макета поздравительной открытки-игрушки «С днем рождения!»

71

15.05

Выставка детского творчества

Оформление выполненных в течение года работ. Написание афиши школьной выставки.

72

15.05

Практическая работа №48

«Написание афиши школьной выставки»

 

73

22.05

Урок- путешествие в страну «Красок»

Обобщение материала  по теме «Буквица». Выполнение творческих заданий .

74

22.05

Защита творческих проектов

Представить и защитить свой проект.                         Подведение итогов года

Перечень учебного и компьютерного оборудования для   оснащения   учебного  процесса  в   кружке «Веселая кисточка» по программе «Буквица»

        Для отражения количественных показателей    используется следующая система символических обозначений:

 Д - демонстрационный экземпляр (1 экз.),

 К - полный комплект (наполняемость  класса 17 человек),

 Ф - комплект для фронтальной работы ( 1 экз. на двух учащихся),

 П - комплект, необходимый для практической работы в группах (1-2 человека)

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Программы Т.А.Копцева  «Художественный шрифт».  источник: Программы допол-нительного художественного образования.  С краткими методическими рекомендациями. / редакторы –составители  Н. И. Кучер, Е.П. Кабкова . – Москва «Просвещение» 2006

Д

1.2.

Методические пособия (рекомендации к проведению  кружковой работы)

1.Покидаева Т.А.Энциклопедия рисования. – Москва «РОСМЭН», 2001

2.Соколникова Н.М. Изобразительное  искусство: Основы рисунка. –Обнинск:  Титул, 1998.

3.Соколникова Н.М. Изобразительное  искусство: Основы живописи. –Обнинск:  Титул, 1998.

4.Соколникова Н.М. Изобразительное  искусство: Основы композиции. –Обнинск:Титул 1996.

5.Соколникова Н.М. Изобразительное  искусство: Краткий словарь  художественных

    терминов. –Обнинск: Титул, 1996.

6. Свиридова О.В. Изобразительное искусство: Предметная неделя в   школе.–Волгоград,2007.

Д

1.3.

Методические журналы по искусству :«Юный художник»

Д

1.4.

Учебно-наглядные пособия

Ф  Д

2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2.1.

Портреты русских и зарубежных художников

Д

3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

3.1

 Гелевая ручка

К

3.2

Простой карандаш

К

3.3

Краски акварельные

3.4

Краски гуашевые

К

3.5

Тушь

К

3.6

Ручки с перьями

К

3.7

Бумага А3, А4

К

3.8

Бумага цветная  

К

3.9

Фломастеры

К

3.10

Маркеры

К

3.11

Пастель

Ф

3.12

Кисти беличьи

К

3.13

Кисти щетина

К

3.14

Палочки

К

3.15

Емкости для воды

Ф

3.16

Ножницы

К

3.17

Клей

П


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее образование (10-11класс) Количество часов 10кл – 102 ч Уровень базовый 11кл – 102 ч

Рабочая программа Iвида составлена на основе Программы по литературе для 10– 11 классов общеобразовательных учреждений /авт.-сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев ...

Рабочая программа по химии домашнее обучение

Рабочая программа для индивидуального обучения ребенка по химии 10-11 классов, составлена на основе примерной программы по химии и рекомендованной Письмом Министерства Образования и Науки РФ от 07.07....

Рабочая программа по физике домашнее обучение

Рабочая программа для индивидуального обучения ребенка по физике 10-11классов составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего ...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида под редакцией В.В. Воронковой. М., Гуманитарный издательский центр «Владо

Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида под редакцией В.В....

листы корректировки рабочих программ по профессионально-трудовому обучению и надомному обучению (в соответствии с режимом самоизоляции)

В листах корректировки отражены темы и часы, которые не должны были  выпасть из-за введенного режима самоизоляции. Рабочие программы по швейному делу и надомному обучению скорректированы в соотве...