классный час "Чем им отплатим? (о детях и их родителях)", 9-11 класс
план-конспект занятия (11 класс) на тему

Захарова Галина Юрьевна

Очень трогательное занятие. Обсуждая проблемы толерантности, мы, как правило, говорим о терпимости к представителям другой расы, вероисповедания, иностранным гражданам. Действительно так проще рассуждать о толерантности, не будучи вовлеченным в конкретную ситуацию. О принятии, терпимом отношении к своим родным и близким, с которыми общаемся ежедневно, мы как-то предпочитаем молчать.

Замысел разговора с учениками о родителях мне видится важным и нужным, поскольку о детско-родительских взаимоотношениях принято как-то больше говорить со взрослыми: педагогами и родителями. А ведь на практике у некоторых современных детей прослеживаются убеждения: "я не просил меня рожать", "вы все мне должны, обязаны..., а у меня есть только права". И об ответственности детей по отношению к родителям также не принято говорить с несовершеннолетними. О родителях чаще пишут стихи, поют песни уже тогда, когда их нет в живых или они тяжело больны. На занятии учащиеся не только говорят о необходимости уважительного отношения к родителям, но и получают возможность переосмыслить свои чувства по отношению к ним.Обсуждая проблемы толерантности, мы, как правило, говорим о терпимости к представителям другой расы, вероисповедания, иностранным гражданам. Действительно так проще рассуждать о толерантности, не будучи вовлеченным в конкретную ситуацию. О принятии, терпимом отношении к своим родным и близким, с которыми общаемся ежедневно, мы как-то предпочитаем молчать.

Замысел разговора с учениками о родителях мне видится важным и нужным, поскольку о детско-родительских взаимоотношениях принято как-то больше говорить со взрослыми: педагогами и родителями. А ведь на практике у некоторых современных детей прослеживаются убеждения: "я не просил меня рожать", "вы все мне должны, обязаны..., а у меня есть только права". И об ответственности детей по отношению к родителям также не принято говорить с несовершеннолетними. О родителях чаще пишут стихи, поют песни уже тогда, когда их нет в живых или они тяжело больны. На занятии учащиеся не только говорят о необходимости уважительного отношения к родителям, но и получают возможность переосмыслить свои чувства по отношению к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Чем им отплатим? О детях и их родителях»

Составила педагог-психолог

МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области

Захарова Г.Ю.

Возрастная категория: учащиеся 9 -11 классов

Цель: формирование толерантного отношения к родителям, прародителям

Задачи:

  • Создать условия для снижения остроты негативных чувств по отношению к родителям (обиды, раздражения, негодования и пр.),
  • Способствовать осознанию ответственности за свое поведение, общение с родителями, прародителями,
  • Оказать помощь в восстановлении и укреплении позитивного восприятия родителей, восстановлению детско-родительских отношений.

Материалы:

  • Экран, проектор для демонстрации видеороликов: притчи «Воробей», клипа «Помолимся за родителей», прослушивания аудиопритчи «Чем им отплатим?».
  • Бумага для записей, ручка (на каждого)
  • Доска, мел
  • Таблички и бланки с надписями: «Мы ЗА дома престарелых», «Мы ПРОТИВ домов престарелых» (скрепки)

План занятия:

  1. Приветствие. Установка на просмотр видеоролика.
  2. Просмотр видеоролика «Воробей» (4:25 мин.) с обсуждением.
  3. Упражнение «Ассоциативный ряд»
  4. Упражнение «Чувства к родителям»
  5. Упражнение «Письмо родителям» с обсуждением.
  6. Аудиопритча «Чем им отплатим?» (1:08 мин.).
  7. Дискуссия «Дом престарелых: за и против».
  8. Прослушивание песни (клипа) С. Павлиашвили «Помолимся за родителей» (4:31 мин.)
  9. Рефлексия.
  10. Домашнее задание.

  1. Приветствие. Установка на просмотр видеоролика.

Ребята, на прошлом занятии мы договорились о том, что в течение этой недели вы постараетесь получить удовольствие от сделанных вами добрых дел. Насколько удалось выполнить это задание? Оказалось ли оно легким или, наоборот, тяжелым? Кому в большей степени были адресованы ваши добрые дела (ровесникам, родственникам, незнакомым людям…)? Какое доброе дело вам далось труднее всего? Почему?

От кого вы получили самые приятные «психологические поглаживания», благодарность...?

Мы продолжаем говорить о наших взаимоотношениях с окружающими.

Сейчас, я покажу вам видеоролик, который будет отражать тему сегодняшней встречи. Постарайтесь сформулировать ее одной фразой. А также обратите внимание на эмоциональные переживания героев. (на доске записываются опорные слова: «тема» и «эмоции героев»)

  1. Просмотр видеоролика «Воробей» (4:25 мин.).

Обсуждение (фронтально) по вопросам:

  • Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на занятии? Как бы вы озаглавили наш классный час? («Отцы и дети», «Дети и родители» …) (ведущий записывает на доске предложенные варианты). В конце занятия мы вернемся к формулировке темы нашей встречи.
  • Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от просмотра видеоролика? Что особенно запомнилось, какая сцена? Что взволновало?
  • Какие действия героев можно назвать толерантными, а какие – нет?

  1. Упражнение «Ассоциативный ряд»

Интересно, что для вас значит слово «РОДИТЕЛИ»?

Я предлагаю вам поиграть в ассоциации. К каждому из вас я подойду с коробочкой, в которой находятся разные небольшие предметы. Вы будете наугад доставать по одному предмету и называть слово или фразу, которая бы связывала этот предмет и слово «РОДИТЕЛИ». Например, мне достался ключик, он у меня ассоциируется со следующим: «Когда мы растем, родители помогают нам открывать новое, неизведанное, как ключик открывает замок, открывает двери в мир». Теперь вы…

ИГРА по кругу (по цепочке).

Сколько много интересных, разных ассоциаций мы услышали. Таких же разных как наши взаимоотношения с родителями. Бывают моменты, когда мы обижаемся, раздражаемся, негодуем на родителей, а порой и сами их обижаем, злим, выводим из  себя, пугаем своими поступками или словами.

  1. Упражнение «Чувства к родителям»

Какие чувства преобладают в ваших взаимоотношениях с родителями? (ответ по желанию)

Задание (индивидуально): запишите на бумаге в две колонки негативные и позитивные чувства, которые вы испытываете по отношению к своим родителям (можно отдельно к маме, отдельно к папе, можно по отношению к обоим, как хочется).

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Найдите в классе человека, которому вы хотели бы рассказать о своих чувствах по отношению к родителям. Подойдите к нему и расскажите. Если вы хотите оставить в секрете ваши переживания, оставайтесь на своих местах.

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ В ПАРАХ, ТРОЙКАХ (по желанию).

Скажите, пожалуйста, отмечаете ли вы сходство ваших чувств к своим родителям и чувств вашего собеседника к его родителям? Почему такое происходит?

  1. Упражнение «Письмо родителям» с обсуждением.

Порой конструктивно общаться родителям и детям мешают взаимные обиды, упреки, чувство вины и пр. Я предлагаю вам «проработать» негативные чувства по отношению к родителям. Ведь злоба, ненависть, обида и др. неприятные чувства, которые у нас возникают и хранятся в душе, прежде всего нам самим отравляют жизнь. Они мешают строить отношения не только с родителями, но и со сверстниками, и даже со своими любимыми девушками и юношами. Учеными выявлена закономерность: конфликтные взаимоотношения с родителями «дублируются» в своих семьях. И когда отношения налаживаются со своими родителями, то и со своей второй половинкой отмечаются улучшения.

Предлагаю выполнить следующее очень эффективное упражнение. Полученный результат вы можете никому не показывать. Закончите предложения в предложенной последовательности (ведущий записывает на доске):

  1. «Мама (папа), я прощаю тебя…» (Если трудно попросить прощения, так и запишите: «Мне трудно тебя простить…»)
  2. «Я прошу прощения у тебя…»
  3. «Я хочу сказать тебе спасибо (поблагодарить)…»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Обсуждение: Какие эмоции вы испытали при выполнении этого упражнения? Что изменилось в вашем отношении к вашим родителям? Что хочется сделать с этим письмом?

В продолжение темы классного часа предлагаю послушать аудио притчу о родителях и детях.

  1. Аудиопритча «Чем им отплатим?» (1:08 мин.).

В притче прозвучал один из существующих в настоящее время вариантов содержания престарелых людей. Что вы знаете о домах престарелых?

  1. Дискуссия «Дом престарелых: за и против».

Предлагаю разделиться на 2 команды. Одна команда будет доказывать необходимость существования домов престарелых, другая будет напротив говорить об их ненужности (командам раздаются таблички: «Мы ЗА дома престарелых», «Мы ПРОТИВ домов престарелых»). Вы можете опираться на свой жизненный опыт: то, что вы сами где-то слышали, видели, читали, с чем-то столкнулись напрямую.

В каждой команде нужно распределить роли среди участников: «докладчики» - докладывают то, что команда предложила в группе, «журналисты» - задают вопросы докладчику, пытаясь переубедить его (эту роль могут играть все оставшиеся игроки команды).

Также в каждой команде будет работать группа «экспертов» (2-3 человека). Им в помощь я раздам тексты с цитатами по обсуждаемой теме из разных литературных и интернет-источников. Вам нужно будет изучить их и при необходимости использовать, помогая докладчикам из своей команды, если у них иссякнут аргументы.

(Выступление докладчиков, вопросы к оппонентам проходят стоя с перемещением участников).

Если доводы оппонентов вам показались убедительными, перейдите на их сторону.

Обсуждение дискуссии: что удалось переосмыслить в ходе дискуссии? В какой жизненной позиции вы еще сильнее утвердились? Какие поступки в отношении престарелых людей можно назвать толерантными, а какие – нет?

Тема взаимоотношений отцов и детей очень часто поднимается и в художественной литературе, и в кинематографе, мультипликации и других видах искусства. Своими переживаниями на тему взаимоотношений с родителями поделится с нами известный певец Сосо Павлиашвили. Мы смотрим видеоклип на его песню.

  1. Прослушивание песни (клипа) С. Павлиашвили «Помолимся за родителей» (4:31 мин.)
  • Какие чувства у вас возникли при просмотре клипа?
  1. Рефлексия (по кругу)
  • Как бы вы назвали нашу встречу сейчас? (ведущим вносятся коррективы в тему, записанную на доске)
  • Какую пользу лично вам принесла наша встреча? Что удалось осознать?
  • Что хочется сделать по отношению к родителям после нашего занятия?
  1. Домашнее задание:

Дома предлагаю еще раз подумать над продолжением фраз «Письма родителям». И возможно, кто-то из вас решится прочитать его вслух своим родителям или молча отдать им в письменном виде.

Спасибо за работу!

Интернет-ресурсы:

  1. Дом престарелых. Википедия. -  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D1%85
  2. Нуклеарная семья. Википедия. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F 
  3. Видеоролик «Воробей». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.youtube.com/watch?v=xLgvRyOQvSk 
  4. Аудиопритча «Чем им отплатим?». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/72-pritchi-audio-mp3/991-chem-otplatim 
  5. Клип на песню «Помолимся за родителей» в исполнении С.Павлиашвили. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.youtube.com/watch?v=7wf29ngy0wc 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Дом престаре́лых — государственная или частная организация, где престарелым людям, лишившимся другой поддержки или нуждающимся в круглосуточном наблюдении, предоставляется кров и надлежащий медицинский уход.

В таких домах престарелые освобождаются от необходимости готовить себе еду и осуществлять уборку. Старики и старушки могут вместе проводить время за игрой в настольные игры, разговорами, прогулками и просмотром телевизора.

Дома престарелых распространены преимущественно в странах, где преобладающим типом семьи является нуклеарная и где взрослые представители разных поколений живут независимо друг от друга. Это США, Северная и Западная Европа, Япония. В других странах престарелые люди, как правило, живут вместе с взрослыми детьми или другими близкими родственниками.

Качество услуг в данных учреждениях сильно варьируется: дом престарелых может быть бесплатным, обеспечиваемым государством, или платным, причём как с арендной платой, так и с единоразовым платежом, дающим право собственности на часть дома.

В России подавляющее большинство домов престарелых находится в муниципальном ведении и финансируется из бюджета. Поскольку российское общество находится в состоянии социальной трансформации и незавершенного перехода к нуклеарной семье, отношение к домам престарелых в российском обществе неоднозначно. Как правило, их постояльцами являются пожилые люди, либо не имеющие близких родственников, либо не поддерживающие с ними отношений. Нередко это выходцы из неблагополучной среды, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, бывшие бездомные, лица, страдающие психическими заболеваниями и т. Д. Постояльцы домов престарелых — наиболее социально незащищенная категория граждан, полностью зависимая от государственной помощи. Из-за ограниченного финансирования и слабого контроля над использованием средств условия жизни в муниципальных домах престарелых могут быть неудовлетворительными.

В России неоднократно происходили пожары в данных учреждениях…

В России существует волонтёрская группа, помогающая нескольким десяткам домов престарелых.

ВИКИПЕДИЯ

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D1%85 

Нуклеа́рная семья́ (англ. Nuclear family) (также супружеская или партнёрская семья) — семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми). Противопоставляется расширенной (или сложной) патриархальной семье традиционного типа, в состав которой входит несколько супружеских пар или, как минимум, несколько поколений взрослых людей. Переход от сложной семьи к нуклеарной идёт при переходе от традиционного к индустриальному обществу.

ВИКИПЕДИЯ

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологический классный час для детей и их родителей "Как стать внимательным"

Психологический классный час о том, что такое внимание и как его развивать. Содержит интересные игровые упражнения для развития внимания, которые дети могут выполнять дома как самостоятельно, так и вм...

Забавы из ржаного теста для детей и их родителей. Пособие для родителей по лепке из теста с детьми среднего дошкольного - младшего школьного возраста

Данное пособие адресовано родителям, желающим организовать полезную и увлекательную совместную деятельность с детьми. Мы часто задаем себе вопрос, как установить взаимопонимание с нашим ребенком? Пр...

Развивающие игры в совместной деятельности родителей и детей (консультация для родителей)

В консультации рассматривается роль игры,как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.Приводятся примеры игр, в которые родители и другие члены семьи в домашней обстановке могут играть с детьми...

Забавы из ржаного теста для детей и их родителей. Лепим выпечку. Методическое пособие для родителей Лепка из теста с детьми среднего дошкольного - младшего школьного возраста

Данный материал предназначен для родителей старших дошкольников и младших школьников. В нем приведены рекомендации по совместному творчеству, описания технологии лепки простейших изделий, имитирующих ...

Классный час "Права и обязанности детей и родителей"

Данный классный час поможет учащимся познакомиться не только со своими правами, но и узнать о своих обязанностях....