Классный час на тему: "Умеем ли мы общаться друг с другом"
классный час (10 класс) на тему

Ирина Михайловна Фоменко

Классный час рекомендован для обучающихся 15-17 лет, может быть использован в работе классных руководителей, социальных педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час604.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

            Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональный электротехнический лицей №7»

Классный час

«Умеем ли мы общаться

друг с другом»             

                           Автор: Фоменко И.М.,

                     Социальный педагог

                                                                           

г. Хабаровск 2013 г.

КЛАССНЫЙ ЧАС

«УМЕЕМ ЛИ МЫ ОБЩАТЬСЯ ДРУГ С ДРУГОМ»

Цель: Показать роль общения в жизни каждого человека и выяснить основные правила общения.

Задачи:

- охарактеризовать общение как своеобразную деятельность;

- способствовать развитию компетентности школьников в сфере общения как проявления их активности;

- на примере изучения общения развивать такие качества как внимательность, толерантность, и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения.

Форма проведения: семинар-практикум с элементами игры.

Оборудование: магнитофон, высказывания о роли общения в жизни человека, цветные фишки, карточки с заданиями, правила «мозгового штурма».

Подготовительная работа:

- Подготовить карточки с заданиями для групп.

- Каждому ученику подготовить памятку «Правила общения», составленные российским психологом А.И. Кочетовым.

- Для каждой группы подготовить памятку «Правила «мозгового штурма».

План:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Какова роль общения в жизни каждого человека?

4. Как правильно общаться:

а) теоретическая часть;

б) практическая часть.

5. Практикум.

Ход классного часа.

        1. Организационный момент.

        В начале урока необходимо разделить класс на группы по 4-5 человек (использовать приёмы с цветными карточками или разрезанными открытками и т.д.). Парты сдвинуты таким образом, чтобы каждая группа могла удобно разместиться, сесть рядом.

        Вступительное слово учителя.

        Тема нашей встречи сегодня - это общение людей. Учиться жить среди людей, уметь общаться, также важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению. Сегодня наша встреча будет проходить в форме семинара-практикума с элементами игры (за каждый правильный, оригинальный, интересный ответ команда будет получать цветную фишку. Победителя определим в конце занятия).

        Учитель обращает внимание детей на доску, где расположены высказывания:

        Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё больше.

Ф. Ларошфуко.

Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое.

А. Шопенгауэр.

Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый в других.

Китайская пословица.

Вопрос: О чём эти высказывания? (Дети обсуждают вопрос и высказываются).

Учитель подводит итог и ставит задачи мероприятия: Главная мысль этих высказываний в том, что человек не может быть счастлив в обществе без полноценного общения с другими людьми. Цель нашего занятия выяснить, какова же роль общения в жизни каждого человека и сформулировать основные правила общения.

3. Какова роль общения в жизни каждого человека?

Учитель: Прежде чем ответить на поставленный вопрос, я предлагаю поработать в группах с текстом и заданиями карточки № 1. (5 мин.)

Карточка № 1. Робинзон Крузо, известный всем нам по книге Даниеля Дефо, оказавшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть отсутствия человеческого общения. Первым делом он научил говорить попугая, разговаривал сам с собой, читал Библию. Робинзон выжил.

28 лет он сражался с дикой природой и победил. Но не было дня, чтобы он не вглядывался в морскую даль. Робинзон мечтал увидеть на горизонте парус корабля, который вернет его в общество. Потому что человек вне общества утрачивает главное - радость общения с другими людьми. Наверное, у каждого человека бывают такие моменты, когда ему хочется побыть одному, но никто не захочет продлить это одиночество на всю жизнь.

Ведь даже когда человек уходит в монастырь, то он покидает этот суетный мир, чтобы общаться только с теми, кто во многом похож на него.

В сибирской тайге долгие годы жила семья Лыковых. Они ушли от людей, не желая жить по существующим в обществе законам. Конечно, положение Лыковых отличалось от положения Робинзона. Тайга - не океан. К тому же они прихватили много полезных вещей, прежде всего орудия труда и охоты. Они пользовались церковными книгами. Со временем все Лыковы умерли, осталась одна из дочерей - Агафья, которая упорно не хочет возвращаться к людям.

Когда Лыковы были обнаружены в тайге, выяснилось, что у них произошли серьёзные психические изменения сознания.

1. Как вы считаете, почему сознание Лыковых серьёзно отличалось от сознания других людей?

2. Как вы думаете, были ли Лыковы счастливы?

3. Почему некоторые люди уходят в монастырь? (Обсуждение поставленных вопросов сначала в каждой группе, потом совместно в классе.)

Итак, мы снова возвращаемся к вопросу: Какова роль общения в жизни каждого человека?

На доске нарисовано солнце, в качестве лучиков солнца выступят те роли, которые играет общение в межличностных отношениях. В ходе « мозгового штурма» мы эту роль и выясним. Перед началом игры вспомните правила «мозгового штурма» (должны быть на столах у каждой группы):

- высказывать как можно больше идей;

- не повторяться, называть только новые идеи;

- не оценивать идеи;

- разрабатывать проблему, расширять подходы.

«Мозговой штурм»

Роль общения (лучики):

1. Через общение человек получает знания об окружающем мире.

2. Происходит передача опыта.

3. Благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения.

4. Происходит усвоение правил поведения

5. Нравственные качества человека формируются в общении.

6. Характер формируется в общении.

7. Общение способствует развитию интересов человека или, наоборот, может тормозить его.

8. Любой человек оценивает себя как бы глазами других людей. Чем разностороннее круг общения, тем разнообразнее сведения, которые получает человек о себе самом.

Вывод: Тысячи невидимых нитей связывают человека с обществом. Он ходит в магазин и ездит на транспорте. Человек бывает в музеях, театрах, кино. Он ходит к другим людям. Смотрит телевизор, слушает радио, читает газеты. Человек общается. Человек не может обходиться без общения с другими людьми, потому что он - существо общественное.

4. Как правильно общаться.

Вопрос: Почему возникают конфликты? Все ли люди могут легко достичь взаимопонимания? (Обсуждение.) Давайте посмотрим, какие советы дают нам известные люди (группы получают карточки №2, самостоятельно работают 5 мин., после чего высказывают своё отношение к словам всему классу).

Карточка № 2. Подумайте, согласны ли вы с мнением Д. Корнеги:

«Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вот вам на этот случай рецепт: никогда никого долго не слушайте. Например, говорите о себе самом. Если у вас появляется какая- то мысль в тот момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите когда он закончит. Он не так умен как вы. Зачем тратить время, выслушивать его пустую болтовню. Сразу же вмешайтесь и прервите его на середине фразы».

«Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает. А человек, который думает только о себе, - говорит президент Колумбийского университета доктор Батлер, - безнадёжно некультурен».

Плутарх писал: «Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать».

Карнеги говорил: «Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других людей говорить о себе».

Выскажите своё мнение, своё отношение к словам Д .Корнеги, Плутарха, Батлера.

Учитель подводит итог: Большое значение в общении играет умение слушать. В чем всегда нуждаются люди? Прежде всего, в поддержке и признании. Поэтому важно уметь слушать внимательно, не перебивая. Разговор следует вести в круге интересов собеседника, предоставляя собеседнику возможность высказаться, побуждая его к этому вопросами.

А умеем ли мы с вами правильно слушать? Об этом мы узнаем, выполнив следующий тест.

Тест: «Умеем ли мы правильно слушать»

Оцените себя по каждому вопросу, используя отметки (написаны на доске):

1- никогда так не поступлю:

2- редко поступаю:

3- почти всегда:

4- всегда.

1. Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?

2. Умею ли я обнаруживать скрытый смысл в словах, беседуя с людьми?

3. Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию услышанной информации?

4. Записываю ли я наиболее важные детали из услышанных сообщений?

5. Записывая сообщения, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?

6. Повторяю ли я говорящему своими словами существенные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?

7. Удерживаюсь ли я от того, чтобы остановить говорящего, когда нахожу его сообщение скучным, неинтересным или из-за того, что я лично недолюбливаю собеседника?

8. Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда точка зрения говорящего отличается от моей собственной?

9. Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?

10. Выражаю ли я подлинный, искренний интерес к тому, что говорят другие

люди?

Подсчитайте сумму баллов.

32 и более - вы идеальный слушатель.

27—31 балл - слушатель выше среднего уровня.

22—26 баллов - нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в умении слушать.

21 и менее баллов - многие сообщения воспринимаете в искажённом виде, предвзято, не вникая в умение вслушиваться и т.п.

Можно обсудить наиболее типичные результаты для всего класса в целом. Для этого на доске обозначить четыре группы по результатам опроса и записать количество учащихся, попавших в каждую из этих групп.

5. Практикум.

Игра «Неиспорченный телефон»

(от каждой группы приглашается по одному человеку)

Цель игры:

- Зафиксировать в сознании учащихся проблемы, связанные с неумением слушать.

- Нацелить на овладение способами активного слушания (можно использовать магнитофон для фиксации).

Инструкция:

«Сейчас мы будем играть в игру «Неиспорченный телефон». Задача участников - как можно лучше запомнить информацию и точно передать её следующему.

Передавать информацию будем один на один. Вначале участники выйдут за дверь и будут заходить по одному. Первому из вошедших информацию передам я. Затем он передаёт её следующему участнику, но уже без моей помощи, один на один. Второй участник - третьему и т.д. Запоминать информацию вы можете как хотите, допуская любые способы, кроме письменной записи».

Пригласите участников игры пройти за дверь.

Обратите внимание оставшихся на то, что они должны внимательно следить за происходящим, фиксируя:

а) внимание участников;

б) искажение информации.

Они также должны соблюдать максимально возможную тишину, не подсказывать и не мешать играющим.

Поставьте в центре два стула, пригласите первого участника, сядьте и включите магнитофон.

Информация:

Я сообщу вам информацию. Ваша задача выслушать её и подробно передать следующему участнику.

«Завуч Марина Петровна сказала, что звонил учитель географии. У неё сын заболел свинкой. Поэтому завтра приходите ко второму уроку. А в четверг вместо географии будет русский. На носу конец четверти, время зря не теряйте. Не забудьте, что 10 марта городской конкурс художественной самодеятельности. От вас номер, но чтобы без фокусов, а то будет как в прошлом году. Смирнов пусть зайдёт к завучу лично».

Вы готовы передать информацию?

В случае положительного ответа пригласите следующего. Если у первого будут вопросы, проясните их. Повторять текст вторично нельзя.

После передачи информации не забывайте спрашивать учащихся, готовы ли они передать её следующему участнику.

Подводим итоги игры. Делаем выводы о необходимости быть внимательным слушателем.

Учитель: Представьте себе, что вы психологи, которые собрались за «круглым столом» для того чтобы написать памятку «Правила общения». Сформулируйте в группах правила, которые бы вы предложили для данной памятки (3 мин.).

Через 3 минут - «мозговой штурм» - правила общения выносятся на доску.

Учитель раздаёт группам памятки «Правила общения», составленные российским психологом А.И. Кочетовым:

1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться понимать их, видеть жизнь под их углом зрения.

2. Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни, решительно обрывайте разговор с посмевшим за глаза осуждать других. Не позволяйте говорить о своих знакомых, которых вы хорошо знаете.

3. Умейте выслушать людей, не перебивая. Всё, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.

4. Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка - сигнал доброго отношения между людьми, это - визитная карточка друга, средство успокоения встревоженного, обезоруживание рассерженного, побуждение к размышлению.

5. Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определённую дозу насмешек.

6. Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.

Учитель предлагает сравнить данные правила с правилами составленными учениками.

Классный час заканчивается подведением итогов:

- Ребята, скажите, какую же роль играет общение в жизни человека?

- Что нового вы узнали сегодня?

- Какие выводы смогли сделать для себя?

Учитель: Итак, мы сегодня выяснили, что человек не может обходиться без общения с другими людьми, потому что он - существо общественное. Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить с вои мысли до слушателей, используя всё богатство русского языка.