Путешествие в страну естественных наук
методическая разработка на тему

Володина Татьяна Валериевна

Сценарий межпредметной интеллектуальной игры для старшеклассников проводится в нашей школе в неделю естественных наук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие в страну естественных наук»

 Межпредметная интеллектуальная игра для учащихся 8-11 классов

Цель: способствовать  активизации познавательного интереса учащихся  к предметам естественного цикла, использовать межпредметные   связи при изучении химии

Задачи:

  1. расширить кругозор учащихся, активизировать умения применять полученные знания;
  2. развивать логическое мышление,  умение устанавливать причинно-следственные связи;
  3. использовать   межпредметные связи (химия, биология, физика, география, история);
  4. повысить культуру поведения, общения, речи

План проведения  игры:

  1. Приветствие. Представление команд и членов жюри.
  2.   Разъяснение правил  интеллектуальной игры.
  3.   Проведение игры.
  4.   Проведение занимательных опытов по естествознанию;
  5. Подведение итогов, определение победителей .
  1. Представление команд и членов жюри.

Ведущий приветствует участников игры и предлагает командам выбрать название, девиз и капитана. Затем идет представление членов жюри-консультантов по химии, географии, физике и биологии.

Приветствие

 «Здравствуйте дорогие гости и участники нашей игры. Я рада приветствовать вас на нашей игре. Главные действующие лица- 2 команды игроков. Победителем сегодня будет та команда, которая сможет набрать большее количество баллов.  Мы уверены, что   вы сможете сегодня показать хорошие знания, эрудицию, проявить смекалку и заработать как можно больше баллов».

  1. Разъяснение правил  игры.

Ведущий обращает внимание участников на рабочее поле игры, расположенное на классной доске и разъясняет правила игры:

  • команды по очереди  выбирают область знаний;
  • каждый вопрос в зависимости от сложности приносит команде определенное количество баллов;
  • на обсуждение в течение 1 мин.
  • если команда не дает правильного ответа, то вопрос переходит к другой команде (очередность выбора вопроса в случае неправильного ответа сохраняется за командой) 

ЖЕЛАЮ   ВАМ УДАЧИ!

  1. Основная часть  игры. 

   Конкурс капитанов.     «Разминка эрудитов».

  В течение 1 мин поочередно каждой команде будут заданы вопросы  на которые незамедлительно требуется ответить. Каждый правильный ответ – 1 балл. Ответы дают капитаны. Уважаемое жюри, внимательно следите за ответами и ведите подсчет правильных ответов.

Вопросы

Ответы

1. Спит ли пчела зимой?

Нет

2. Наука, которая изучает вещества и их превращения?

Химия

3. Они бывают слоистые, перистые, кучевые?

Облака

4. Kнига, дающая определенные знания?

Учебник

5. Kвант, «частица» света?

Фотон

6. Движение льда в океане?

Дрейф

7. Массовый сброс листьев у деревьев?

Листопад

8. Созвездие в форме ковша?

Большая Медведица

9. Насекомое, у которого уши на ногах?

Kузнечик

10. Где на земном шаре точное время?

На полюсах

11. Древнегреческое название янтаря?

Электрон

12. Kогда Земля ближе к Солнцу – зимой или летом?

Зимой

13. Река, дважды пересекающая экватор?

Kонго

14. Жители Смоленска?

Смоляне

15. Животные, питающиеся кровью теплокровных животных?

Вампиры

16. Модель Земли?

Глобус

17. Зеленый красящий пигмент растений?

Хлорофилл

18. Хобот – нос или губа?

Губа

19. Переворачивают ли птицы яйца в гнезде?

Да

20. Груз, подвешенный на нитке?

Отвес

21. Химическое взаимодействие?

Химическая реакция

22. Что происходит с пчелой, когда она ужалит?

Погибает

23. Прибор для определения направления ветра?

Флюгер

24. У какой птицы птенцы появляются зимой?

У клеста

25. Вещества, ускоряющие химическую реакцию?

Kатализаторы

26. Ученый, основоположник космонавтики?

K.Э.Циолковский

27. Озеро в Новгородской области?

Ильмень

28. Волжская колибри?

Ремез

29. Kакую птицу называют пернатой кошкой?

Сову

30. Вещества, понижающие скорость химической реакции?

Ингибиторы

31. Что птицам страшнее – холод или голод?

Голод

32. Газ, поддерживающий горение?

Kислород

33. Воздушная оболочка Земли?

Атмосфера

34. Основатель Московского университета?

М.В.Ломоносов

35. Начало космической эры?

04.10.1957 г.

36. Самый легкий газ?

Водород

37. Что постоянно (в н.у.) у твердых тел?

Форма

38. Название бугров в Астраханской области?

Бугры Бера

39. Пресмыкающиеся, спящие с открытыми глазами?

Змеи 

40. Прибор для ориентации на местности?

Kомпас

41. Почему весной отменяют промысел на пушных зверей?

Наступает
брачный период

42. Водная оболочка Земли?

Гидросфера

43. Люди, изучающие изменения погоды?

Синоптики

44. Английский физик, в честь которого названа единица силы?

Ньютон

45. Kакое растение называют другом пешехода?

Подорожник

46. Живой организм, сочетающий признаки растительного и животного мира?

Гриб

47. Время разлива рек?

Весна

48. Яркие небесные светила?

Звезды

49. Упорядоченное движение заряженных частиц (ионов и электронов)?

Электрический ток

50. Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету?

Фотосинтез

 

Право выбора первого вопроса предоставляется команде, набравшей большее число баллов в разминке. При выборе  области знаний, а также цены вопроса ведущий зачитывает соответствующее задание:

ХИМИЯ (10 баллов )

Это гениальный русский ученый 18 века, родился в д. Денисовке. Сделал много открытий в области химии. Открыл знаменитый закон, о котором  образно писал в письме к Эйлеру: «…сколько я затрачиваю на сон, столько же отнимаю на бодрствование…». Назовите  фамилию этого ученого.

 (М.В.Ломоносов)

ХИМИЯ ( 20 баллов)

«Черный ящик»

Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение -  это вещество, без которого не возможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса пищеварения. Запасы этого вещества практически неограниченны. А применяют его ежедневно все люди и даже дикие и домашние животные. Примерная суточная норма этого вещества для одного человека находится в этой коробке. ( NaCl)

ХИМИЯ (30 баллов) 

«В маточном растворе щелока, полученного из щелока, содержится достаточно большое количество необычного любопытного вещества… новое вещество превращается при нагревании в пары великолепного фиолетового цвета.»  (Йод)

ХИМИЯ ( 40 баллов)

Это сложное вещество, без цвета, вкуса и запаха, оно в огне не горит, одно из агрегатных состояний этого вещества в воде не тонет. Лао-цзы утверждал, что оно… «самое мягкое и слабое вещество в мире, но в преодолении твердого и крепкого оно непобедимо и нет ему на свете равного в этом». О каком веществе идет речь? (Вода)

ХИМИЯ (50 баллов)

В Италии есть знаменитая “Собачья пещера”, Человек может безопасно ходить под её сводами, но собака, вбежавшая в эту пещеру, погибает. Подумайте и объясните это явление.

(В этой пещере большое количество углекислого газа, который тяжелее воздуха и скапливается у дна пещеры, углекислый газ непригоден для дыхания).

ГЕОГРАФИЯ (10 баллов)

Географию со мной изучают в школе дети,  дай порядок букв другой и найдешь меня в буфете. ( Атлас, Салат)

ГЕОГРАФИЯ (20 баллов)

Щит на гербе Австралии держат два местных животных – справа кенгуру. А кто слева? (Страус эму)

ГЕОГРАФИЯ (30 баллов)

Каково главное изобретение  людей, живущих на Аляске , устоявших перед невзгодами арктического климата?  Как мы их называем? (Иглу Эскимосы)

ГЕОГРАФИЯ( 40 баллов )

Где находятся эти знаменитые сооружения? Собор Василия Блаженного, пирамиды, статуя Свободы, Колизей, Тадж Махал? (Собор Василия Блаженного – Россия, пирамиды – Египет, статуя Свободы – Соединенные Штаты Америки, Колизей – Италия, Тадж Махал – Индия)

 ГЕОГРАФИЯ( 50 баллов ) 

 Прослушайте внимательно отрывок из романа Жюля Верна "Ченслер” "…Где мы? В какую часть Атлантического океана занесло наш плот? Два раза я спрашивал об этом Роберта Картиса, но он не мог сказать ничего определенного… В гуще свалки кто-то толкает меня, и я падаю в море… Боже милостивый! Вода пресная! Я пью, пью! Жизнь входит в меня! Я кричу: "Вода пресная!” "Пресная?! – повторяет Роберт Картис. – Земля близко…” Все смотрят на него. С ума что ли сошел наш капитан? Никакого берега не видно, и плот по-прежнему находится в центре водной пустыни. "Да, земля невидима, но она здесь!” - говорит капитан, указывая на запад. "Какая земля?” - спрашивает боцман…”. Попробуйте за одну минуту найти ответ на вопрос, о какой земле идет речь в романе? (Пресная вода в атлантическом океане – свидетельство того, что где-то недалеко в океан впадает большая река. Поскольку капитан указал рукой на запад, следовательно речь идет о Южной Америке, точнее о той её части, где расположено устье реки Амазонки. Она несет так много воды, что опресняет соленые воды океана на расстоянии в несколько десятков километров.)  

БИОЛОГИЯ ( 10 баллов)

Что изображено на рисунке? (внутреннее строение кости)

 БИОЛОГИЯ ( 20 баллов)

«Чёрный ящик»

Встречается во всей Европе до Крайнего Севера, имеет длину около 60 см, самка на 10-15 см больше, окраска и рисунок весьма разнообразны, но почти у всех вдоль спины проходит зигзагом желтая полоса – «каинов знак». У самцов окраска более светлая от серебристо-серой до зеленоватой, у самок – более темная - бурая, красно-бурая и даже чёрная. Глаза - большие огненные с вертикально – щелеобразным зрачком и вследствие выдающихся надглазных щитков производят впечатления коварства и злобы. ( Гадюка)

Можно показать опыт «фараонова змея» - нагревание таблеток глюконата кальция на сухом горючем.

  БИОЛОГИЯ ( 30 баллов)

Какое из этих животных  (олень, гепард, дельфин) самое быстрое? (гепард)

 БИОЛОГИЯ ( 40 баллов)

Зоошутка. Из частей каких птиц составлено это фантастическое животное? (Голова орла, шея лебедя ,тело пингвина, ноги страуса)

 БИОЛОГИЯ ( 50 баллов)

«Воде дана волшебная власть стать соком жизни на земле» Кому принадлежат слова? ( Леонардо да Винчи)

ФИ ЗИКА (10 баллов)

В ноябре 1895г. он открыл странный ад излучения, отличный от известных ранее световых лучей. Новые лучи свободно проникали через непрозрачные тела, бумагу, металл, живую ткань. Уже в январе следующего года с помощью новооткрытых лучей получил на фотографической пластинке изображение своей руки, на котором были видны кости. А 17 февраля 1928г. в Ленинграде открыли памятник ему на улице его имени. Кто это?(Рентген) 

ФИ ЗИКА (20 баллов)

17 февраля 1880г. в Зимнем дворце взорвалась бомба. Неудачное (пятое!) покушение на жизнь Александра II организовал революционер-народоволец Степан Николаевич Халтурин. Ему удалось устроиться во дворец столяром и поселиться в одном из подвальных помещений, расположенных под царской столовой. Рассчитывая осуществить взрыв в тот момент, когда царь будет находиться в столовой, Халтурин сумел в несколько приемов пронести в свою комнату нечто. Взрыв прогремел, но царь в этот день опоздал к обеду. Это нечто — изобретение Альфреда Нобеля: оно прославило его на весь мир как злого гения и сделало мультимиллионером. Назовите это нечто.(Динамит.)

ФИ ЗИКА (30 баллов)

Какую температуру может выдержать человек?(В норме – 160 С в сухом воздухе.) Производились опыты для определения высшей температуры, какую может выдержать человеческий организм. Оказалось, что при весьма постепенном нагревании организм наш в сухом воздухе способен выдержать не только температуру кипения воды ( 100 градусов) , но иногда даже еще более высокую, до 160 градусов по Цельсию, как доказали английские физики Благден и Чентри, проводившие ради опыта целые часы в натопленной печи хлебопекарни. "Можно сварить яйца и изжарить бифштекс в воздухе помещения, в котором люди остаются без вреда для себя",-- замечает по этому поводу Тиндаль. Чем же объясняется такая выносливость? Тем, что организм наш фактически не принимает этой температуры, а сохраняет температуру, близкую к нормальной. Он борется с нагреванием посредством обильного выделения пота; испарение пота поглощает значительное количество тепла из того слоя воздуха, который непосредственно прилегает к коже, и тем в достаточной мере понижает его температуру. Единственные необходимые условия состоят в том, чтобы тело не соприкасалось непосредственно с источником тепла и чтобы воздух был сух. Кто бывал в Средней Азии, тот замечал, как сравнительно легко переносится там жара в 37 градусов Цельсия и более. 24-градусная жара в Ленинграде переносится гораздо хуже. Причина, конечно, во влажности воздуха в Ленинграде и сухости его в Средней Азии, где дождь – явление крайне редкое ( в июне влажность доходит до нуля).

ФИ ЗИКА (40 баллов)  «Электричество»

Придумайте на каждую букву данного слова физическое понятие. (Э – энергия, Л – Ломоносов, Е - Единица измерения, К - Кулон, Кельвин, Т - Теплота, Р – Работа, И – Изотопы, Ч – Частица, Е – емкость, С – сопротивление, Т – тугоплавкость, В - вольт, ватт, О - Ом )

ФИ ЗИКА (50 баллов)

Можно ли вскипятить воду кипятком или снегом? Как это можно сделать?(Вскипятить воду кипятком нельзя, т.к. для кипячения воды  необходима энергия- в результате температура воды   станет меньше 100 ºС. Вскипятить воду снегом возможно: необходимо охладить водяной пар над кипящей водой, давление пара снизится и вода закипит при температуре ниже 100 С.)

  ХИМИЯ - ЮМОР

 «Сказка про сернистого козлика»

В сказке про сернистого козлика найдите химические элементы, напишите их знаки: Жил-был у бабушки сернистый козлик. Он был хром и курчатовий. Козлик ходил в зеленый бор, гонялся за мышьяком, вечерами любил ходить на представления в цирконий. Однажды пришел козлик в  кафе- барий и говорит: «Налитий мне висмут, пожалуйста». А ему отвечают: «А платинум кто будет? Менделеевий что ли?» Стал тогда козлик скандий и все вокруг рубидий. Пришлось полицейскому взять его в полоний. Сидит козлик в полонии, лишения тербий, а сам думает: «Вот бы Нобелий премию получить. Поеду тогда в Европий, увижу Германий, Франций. Куплю потом  маленький фермий, актиний разводить буду. Короче порядочным козликом станнум». (S, Cr, Ku, B, As, Zr, Ba, Li, Bi, Pt. Md, Sc, Rb, Po, Tb, No, Eu, Ge, Fr, Fe, Ac, Sn.)

ШУТКА

 В заключении давайте поговорим о химиках,  о Менделееве, например. Я знаю историю о созданной им таблице. Разрешите прочитать несколько строчек?

 Гляжу в таблицу – ряд, период и группы

элементов в нем.

И днем, и ночью цинк ученый все ходит

с кислотой кругом.

Пойдет направо – рядом галий, налево – медь пред

ним стоит.

Там чудеса, там кремний бродит и углерод над

ним сидит.

Там на неведомых оксидах следы несбыточных

вещей,

И Менделеев над таблицей сидит, задумавшись

над ней.

А кислород там мимоходом пленяет углерод-царя

А аммиак перед народом летает в небе, травит

зря.

В темнице той аргон уж тужит, а хмурый фтор

здесь верно служит.

Там лантаноиды грядой идут-бредут сами собой.

Там цезий-царь над златом чахнет, там водород

и хлором пахнет.

И я там был, растворы пил, таблицу видел всю

зеленой,

Я видел химиков ученых и этот бред им подарил.

  1. Подведение итогов, определение победителя.

По сумме баллов определяется команда-победитель, а также лучший  игрок в каждой команде.

  1. Занимательные опыты:
  1. « Дым без огня»
  2. Сжигание сахара без нагревания
  3. «Вулкан».
  4. «Фараонова змея»
  5. Проявление надписи «Успех», «Удача», « 5+» и т.п.(заранее на фильтровальной бумаге нанести надписи раствором соли кобальта). Нагреть над пламенем спиртовки.
  1. Посмеемся вместе и исправим:
  • Магнитный железняк – это железо с магнитом ( Магнитный железняк – это руда Fe3O4)
  • Название химического элемента кремний произошло от названия острова Силициум(Остров Сицилия, а кремний «силициум» (лат.).
  • В Эстонии богатые залежи горючих исландцев.

            (Горючие сланцы)

  • хлор действует на органы удушья (Органы дыхания);
  • платина может производить католическое действие (каталитическое действие);
  • кислород используется в летном деле, им наполняются авиаторы.

(в авиации используются кислородные маски для пилотов)

  • Азот входит в состав воздуха, обезвреживая его.
  • Синильная кислота – это такой сильный яд, что если положить каплю на язык собаки, то человек сразу же умрет.
  • В  нашем организме содержится 400грамм фосфора, которым можно отравить 10 000 человек.
  • Катализатором является концентрическая кислота (концентрированная)
  • Хлор с водородом образуют соленую кислоту(вместо соляную)
  • Водород получают с помощью аппарата …какого-то типа ( аппарат Киппа)
  • Электрон вращается на высшем уровне( внешнем)
  • Алюминий широко применяется в народном хозяйстве – из него делают железные ведра.
  • Азотная кислота очень едучая, потому что имеет запах аммиака
  • Для опыта нам нужна газопроводная пробирка ( газоотводная трубка)

 

Приложение

Хорошо знакомая соль.

А знаете ли, ребята, что у древних народов нередко бывали войны из-за соли, а некоторые народы Африки за соль платили золотом. У римлян ни одно жертвоприношение не обходилось без соли. А римские легионеры времен Цезаря часть жалованья получали солью.

В Китае, в XIII в., как говорят путешественники, из соли изготовлялись монеты. И даже в 1927 г. В Эфиопии, по свидетельству академика Николая Ивановича Вавилова, соль заменяла крупные деньги, а красный перец – мелкие. У всех народов соль – символ гостеприимства, верности и радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей. А вот просыпать соль означало, по древним поверьям, навлечь на себя гнев богов.

Каждый человек в год употребляет 3-3,5 кг соли.  Подсчитали, что все жители нашей планеты в год расходуют около 17 млн. тонн соли, которую можно разместить в поезде длинной примерно 5000 км.

Соль человек добывает со дна испарившихся соляных озер. Такими озерами на территории нашей страны являются озера Эльтон и Баскунчак. Они обладают большими запасами соли. Но это не значит, что её не надо беречь и экономить.

Литература

  1. Алексинский В.Н. « Занимательные опыты по химии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.- 127с.
  2. Денисова В.Г. « Мастер-класс учителя химии: уроки с использованием ИКТ, лекции, семинары, тренинги, сценарии внеклассных мероприятий с использованием ИКТ, интерактивные  игры. 8-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – 2-е изд, стереотип. – М.: Планета, 2010. – 272с. – ( Современная школа)
  3. Рюмина В.Г. « Организация интеллектуально-творческих игр учащихся» //Химия в школе №6 2000г
  4. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии 8-9 классы( Серия « Школа радости.)  - Ростов н/Дону: изд-во « Феникс», 2002- 320с
  5. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. « Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия,1994г. – 400с: ил.( Научно-популярная б-ка школьника)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Интегрированная игра по биологии и химии для учащихся 8 классов "Путешествие в страну естественных наук"

Интегрированная игра проводится в рамках предметной недели как внеклассное мероприятие...

Муниципальный. Химико-биологическая игра «Путешествие в страну естественных наук». 2014 г.

Муниципальный. Химико-биологическая игра «Путешествие в страну естественных наук». 2014 г....

Неделя естественных наук по теме "Путешествие в мир запахов" (биология, география, химия)

Представлены материалы Недели.  Автор и разработчик Шеронова С.М.Памятники носу https://youtu.be/5p-9FTESTo8 ...

Игра по станциям "Путешествие в страну науки Химия"

Игра по станциям: «Путешествие в страну науки химии».Цель: Развитие познавательного интереса к химии как к учебному предмету; обучение умению находить решение в игровой ситуации.Задачи:Обр...

Урок - игра на развитие естественно- научной грамотности обучающихся «Путешествие по стране Эсландия»

Данное мероприятие- соревнование направлено на развитие естественно-научной грамотности обучающихся посредством решения практико- ориентированных задач....