Урок - игра на развитие естественно- научной грамотности обучающихся «Путешествие по стране Эсландия»
методическая разработка по физике (8 класс)

Боброва Татьяна Владимировна

Данное мероприятие- соревнование направлено на развитие естественно-научной грамотности обучающихся посредством решения практико- ориентированных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkurs_metodicheskih_materialov_2023.docx948.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс методических материалов среди

стажировочных площадок по формированию и оценке функциональной грамотности

обучающихся образовательных организаций

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Номинация

«Лучшая методическая разработка внеурочного мероприятия, направленного на формирование, развитие и оценку функциональной грамотности обучающихся основной и средней школы»

Тема методической разработки

«Путешествие по стране Эсландия»

                              Автор: Боброва Татьяна Владимировна,  учитель физики,

                                          МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Советский»),

                                             г. Советский, Советского района

                                                   

                                                                      «…Образование есть то, что остается после того,

                                                                       когда забывается все, чему нас учили в школе…». 

                                                                                                                              Альберт Эйнштейн

В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность определяется как основная цель школьного естественнонаучного образования и отражает способность ученика применять естественнонаучные знания и умения, приобретенные ими за время обучения в школе, в реальных  жизненных ситуациях , для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения  и успешной социализации в обществе.

Актуальность. Данное мероприятие- соревнование направлено на развитие естественно-научной грамотности посредством решения практико- ориентированных задач и

Новизна. В разработке представлены разнообразные задания и задачи, позволяющие повысить уровень обученности учащихся, их уровень функциональной грамотности и уровень мотивации к исследовательской деятельности, используя проектный метод .

Тема мероприятия: «Путешествие по стране Эсландия»

Цель мероприятия: Научиться применять полученные знания при решении практико - ориентированных задач в жизненных ситуациях, формируя   функциональную  грамотность обучающегося.  

Задачи:

  • Развивать умения обучающихся осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения практико-ориентированных задач;
  • Развивать   умения работать в команде (группе),
  • Развивать   самостоятельность обучающихся, их культуру речи, умение формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме; 
  • Формировать ответственное отношение к выбору действий при проведении эксперимента путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.

Участники: ученики 7  «Б» класса   «СОШ № 2 г. Советский».

Количество : 26  человек.

Вид занятия: соревновательное путешествие по этапам маршрута.

         Оборудование:   раздаточный материал (рабочие листы с учебно-практическими задачами, алгоритм выполнения задания 2, приложения – подсказки к заданию 2, листы А4), презентация, маркеры, карандаши и линейки, листы самооценки,  памятки для выполнения практической части работы. 

ТСО: мультимедийная установка, экран, компьютер

Методы: частично-поисковый, проблемно-диалогический метод, метод мини – исследования (метод проектов), словесно-иллюстративный метод., 

Планируемые результаты:

Личностные: формировать  внимательность и аккуратность при выполнении вычислений; развивать  навыки самоконтроля, самоанализа, умение работать в коллективе, группе.

Познавательные: создавать условия для формирования умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания  для решения практико-ориентированных задач,

 умение ориентироваться в  системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках физики и математики. Формировать умение ставить и решать проблемы, развивать умение строить речевое высказывание, планировать эксперимент и проводить его с учетом построенного плана;

Регулятивные: формировать умения определять и ставить цели с помощью учителя, проговаривать последовательность действий при решении задач и выполнении заданий. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предложение.

Предметные: повышать интерес к изучению физики, показать значение физики в различных сферах человеческой деятельности.

 Тип мероприятия:   комплексное применение  знаний и умений

Ход мероприятия.

I. Организационный момент: 

Добрый день! Я рада видеть вас! Давайте поприветствуем друг друга. Для этого просто улыбнитесь. Я надеюсь, что сегодня в течение всего мероприятия будет  присутствовать доброжелательная атмосфера.

Обозначение темы мероприятия учащимися (2 мин.)

Проблема. Дело в том, ребята, что за отличную учебу и примерное поведение вас наградили путевкой по маршруту г. Советский- Суеват- Пауль- г. Советский с заездом в страну Эсландия, что на берегу реки Эс. Предлагаю вам отправиться в это путешествие. На каждом этапе маршрута нам придется сталкиваться с некоторыми трудностями и решать их, чтобы успешно вернуться домой... Ребята, сегодня вам предстоит: анализировать данные, интерпретировать,  обобщать, сравнить, выявить различия, применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления,   оценивать способы научного исследования делать соответствующие выводы и предлагать свой, наиболее рациональный способ исследовантельского проекта, составить план и проводить эксперимент, а так же представлять результаты своих исследований с помощью таблиц и графиков.

Путешествие нас ожидает непростое, для начала, давайте проверим сплоченность вашей команды. Ведь, как корабль назовешь- так он и поплывет...Придумайте название своей команде...(каждая из 2-х команд придумывает название и выбтрает капитана).

Теперь каждой команде предстоит выполнить все испытания. Ваши баллы будут фиксироваться в рейтинговую таблицу и в маршрутных листах каждой из команд.

Впереди нас ждет 3 непростых этапа.  

И так, отправляемся мы в путешествие на лыжах...Первое задание для обеих команд «Лыжи. Прочтите задание 1 и заполните лист с ответами в листы самооценки. Далее задание 2  и 3 из этого этапа, каждый раз внося свои ответы в листы самооценки.

Проверка и оценивание

 

(Результаты отмечаются командами на листах самооценки и в рейтинговой таблице на доске)

 Кажется мы заблудились?! Да и кушать уже очень хочется...

Итак, для команд: 2 задание «Бухта фантазий»

2 задание «Бухта фантазий».

На этом этапе каждой команде предстоит правильно расставить порядок действий. Для одной команды последовательность действий для разжигания огня без спичек, а другой- определение правильного местоположения (по магнитному полю земли) без компаса. А я хочу пожелать вам успехов в этом испытании!

 

Проверка и оценивание. (Результаты отмечаются командами на листах самооценки и в рейтинговой таблице на доске). Подводится результат за это задание для каждой команды.

Разминка.

И вот нам предстоит выполнить самое сложное задание в группе «Архипелаг мыслей»

Выполните задание 3.  Экспериментальное задание (проект)

Группа 1. Определение зависимости силы трения от различных параметров (прижимающей силы, опорной площади, состояния поверхности)

Оборудование:динамометр, две различные поверхности, грузики, линейка, брусок, ролики

https://fsd.videouroki.net/html/2015/08/26/98715095/98715095_3.jpeg         

План выполнения проекта прилагается в сопроводительных листах. Ознакомьтесь. Все измерения следует занести в таблицу.

Таблица с измерениями

N

Вес груза

Сила трения

Поверхность А

Поверхность Б

1

2

3

N

Вес груза

Сила трения

Площадь поверхности  S1

Площадь поверхности  S2

1

2

3

 Необходимо произвести вычисления, заполнить таблицу и построить график зависимости

Задание 3.  Экспериментальное задание (проект)

Группа 2. Измерение плотности неизвестной жидкости

Оборудование:

1)  измерительный цилиндр (мензурка)

2) стакан с жидкостью, плотность которой необходимо определить

3) стакан с водой

4) цилиндр алюминиевый 

5) динамометр

В бланке ответов:

  1. Сделайте рисунок экспериментальной установки для определения плотности жидкости;
  2. запишите формулу для расчета плотности;
  3. укажите результаты измерения  
  4. запишите числовое значение плотности материала цилиндра

https://doc4web.ru/uploads/files/95/95865/hello_html_3a2e21df.png

1. Схема экспериментальной установки:

2. Формула для расчета плотности

3. Измерение величин

4. Расчеты

  1. Вывод

Задание 3.  Экспериментальное задание (проект)

Группа 2. Измерение плотности неизвестной жидкости

Оборудование:

1)  измерительный цилиндр (мензурка)

2) стакан с жидкостью, плотность которой необходимо определить

3) стакан с водой

4) цилиндр алюминиевый 

5) динамометр

В бланке ответов:

  1. Сделайте рисунок экспериментальной установки для определения плотности жидкости;
  2. запишите формулу для расчета плотности;
  3. укажите результаты измерения  
  4. запишите числовое значение плотности материала цилиндра

https://doc4web.ru/uploads/files/95/95865/hello_html_3a2e21df.png

Схема экспериментальной установки:

  1. Формула для расчета плотности

  1. Измерение величин

  1. Расчеты.
  2. Вывод.

Проверка и оценивание. (Результаты отмечаются командами на листах самооценки и в рейтинговой таблице на доске) Подводится итог.

Заключение

Сегодня на нашем соревновательном мероприятии вам, ребята, предстояло пройти непростые испытания. Более того, выполнить проектные исследовательские работы, выходящие за рамки школьного курса физики-7 класса. Вы-большие молодцы! Вы справились с испытаниями! Подведем итоги.

Рефлексия

- Продолжите ту фразу, ребята,которой вы бы хотели закончить наш урок.

Было интересно…………..

Было трудно……………

Могу похвалить себя за то, что…………

Могу похвалить одноклассников за то, что…….

Мне показалось важным……

Учитель оценивает учеников.

 

Спасибо за урок!

P.S  Разработка данного мероприятия была представлена на Муниципальном конкурсе «Лучшие педагогические практики по формированию

 функциональной грамотности обучающихся и воспитанников» муниципальных образовательных организаций Советского района  и прошла апробацию на

стажировочном семинаре «Технология проектного  обучения как средство формирования функциональной грамотности обучающихся» в рамках мастер- класса «Формирование функциональной грамотности на уроках физики через организацию проектной деятельности», где получила много положительных отзывов педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие естественно-научной грамотности на уроках физики

Настоящий сборник включает материалы из опыта работы Маркус Елены Викторовны, учителя физики МБОУ «Называевская СОШ № 4» Омской области. В сборнике приведены примеры заданий по физике, нап...

Развитие естественно-научной грамотности на уроках физики

Развитие естественно-научной грамотности   на уроках физики. Уровни естественно-научной грамотности.Задания, направленные на формирование  естественно-научной грамотности....

Развитие естественно-научной грамотности на уроках химии.

Для успешного формирования  естественно-научной грамотности на уроках химии учитель должен понимать, что такое функциональная грамотность, какие формы работы на уроках способствуют формированию и...

«Интеграция курсов естественно-научных дисциплин для формирования естественно-научной грамотности обучающихся»

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Понятие «интеграция» может иметь д...

Формирования и развитие естественно-научной грамотности обучающихся как необходимое условие достижение целей обучения в курсе географии.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучным...

Особенности формирования и развития естественно-научной грамотности у обучающихся с ОВЗ

Особенности формирования и развития естественно-научной грамотности у обучающихся с ОВЗМетодическая разработка...