Функциональная грамотность. Развитие естественно-научной грамотности на уровне основного общего образования на материале учебного предмета «География».
статья по географии

Примеры заданий по формированию естественно-научной грамотности по географии в средней школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Салькова Г.А.

Государственное бюджетное

 общеобразовательное учреждение

 города Москвы «Школа №1367»

Функциональная грамотность. Развитие естественно-научной грамотности на уровне основного общего образования на материале учебного предмета «География».

Функциональная грамотность –способность решать учебные и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов действий.

Она включает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Это исследование ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

В исследовании PISA наряду с математической, естественнонаучной и читательской грамотностью, составляющих основу функциональной грамотности, у 15-летних школьников оценивается креативность их мышления. Отдельное внимание при этом уделялось сформированности таких навыков XXI века, как использование информации, критическое и системное мышление, исследование и изучение проблем, коммуникация.

В обновленных ФГОС ООО в разделе 3 «Требования к условиям реализации программы ООО» п. 35.2 «В целях обеспечения реализации программы ООО в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: … формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий». То есть, функциональная грамотность на ступени общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат и является ключевой основой формирования УУД. Уровень образованности подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия.

При обновлении методического аппарата УМК по географии ведущим методическим принципом становится формирование практических навыков использования географической информации, реализуемое в логике деятельностного подхода.

В учебниках появились контекстные задания, включающие законченный по смыслу текст личностно значимого содержания и группу заданий к нему, предполагающих осмысление, анализ и объяснение ситуации и (или) поиск способа решения общественно значимой проблемы. Этим заданиям принадлежит особая роль в реализации принципа связи содержания географического образования с жизнью. Приведем примеры заданий.

Задание 1.

1.        Познакомиться с текстом, на стр., рассмотреть рис.. Представьте, что вы днем находитесь на берегу моря, каково будет движение воздуха? (С моря на сушу)

2.        На листе показать направление ветра стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море). (С моря на сушу)

3.        Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем днем? Почему? (Море нагревается медленнее суши. Теплый воздух поднимается над сушей, создавая тем самым зоны пониженного давления. А над морем-повышенного.) б) В каком направлении перемещается ветер и почему?(Ветер движется из повышенного давления в пониженное, то есть с моря на сушу) в) Как вы ощущаете это движение воздуха? (По волнам, развевающимся флагам и волосам.)

Задание 2.

Рассмотрите гербы республик, краёв и областей Российской Федерации. Используя физическую и политико-административную карты России, опираясь на свои знания о природе родной страны, определите какому субъекту Российской Федерации принадлежит каждый из гербов. Запишите ответ по форме: цифра – буква. Поясните свой выбор.

А. Ямало-Ненецкий автономный округ.

Б. Брянская область.

В. Камчатский край.

Г. Северная Осетия —Алания.

Д. Мурманская область.

Изображение с сайта ru.wikipedia.orgИзображение с сайта ru.wikipedia.orghttps://avatars.mds.yandex.net/i?id=70783a52363642e0eba52918136f31ae6ace1021-4377652-images-thumbs&n=13Picture backgroundИзображение с сайта ru.wikipedia.org

Задание 3.

Жира́ф (лат. Giraffa camelopardalis; от араб. زرافة‎ зарафа) — парнокопытное млекопитающее из семейства жирафовых. Является самым высоким наземным животным планеты.

Самцы жирафа достигают высоты до 5,5—6,1 м (около 1/3 длины составляет шея) и весят до 900—1200 кг. Самки, как правило, немного меньше и легче.

Шея у жирафов необычайно длинная, и это несмотря на то, что у них, как и почти у всех других млекопитающих (за исключением ламантинов и ленивцев), лишь семь шейных позвонков. Большой рост увеличивает нагрузку на систему кровообращения, прежде всего в отношении кровоснабжения головного мозга. Поэтому сердце у жирафов особенно сильное. Оно пропускает 60 л крови в минуту, весит 12 кг и создаёт давление, которое в три раза выше, чем у человека. Тем не менее оно не смогло бы вынести перегрузки при резком опускании и поднятии головы жирафа. Чтобы такие движения не приводили к гибели животного, кровь жирафа гуще, чем у человека, и имеет вдвое более высокую плотность кровяных телец. Помимо этого, у жирафа имеются особые запирающие клапаны в большой шейной вене, прерывающие поток крови таким образом, что сохраняется давление в главной артерии, снабжающей мозг.

Тёмный язык жирафа очень длинный и мускулистый: жираф может высовывать его на 45 см и способен захватывать им ветки.

Рисунок на шерсти состоит из тёмных пятен, выделяющихся на фоне более светлой базовой окраски, и у каждого жирафа индивидуален, как полосы у зебр или отпечатки пальцев у человека. Нижняя часть тела у жирафа более светлая и без пятен.

Обычно голова жирафа, независимо от пола, увенчана парой покрытых кожей и шерстью рожек (оссиконов), утолщённых на концах. Но изредка встречаются особи с двумя парами оссиконов. А нередко посреди лба имеется своеобразный костный нарост, который по ошибке можно принять за ещё один — непарный — рог.

Жирафы способны быстро бегать и при необходимости пускаются в галоп, достигая скорости 55 км/ч, то есть на коротких дистанциях могут перегнать скаковую лошадь. Однако, как правило, ходят не спеша, передвигая одновременно оба правых копыта, затем оба левых. Из-за большой массы и тонких ног жирафы могут ходить только по твёрдой поверхности. Болотистых пространств они избегают, а реки часто представляют непреодолимую преграду для жирафов. Также жирафы умеют прыгать, преодолевая даже барьеры высотой 1,85 м.

Жирафы обитают в саваннах Африки. Сегодня их можно встретить только к югу и юго-востоку от Сахары, прежде всего в саваннах Восточной и Южной Африки. Популяции севернее Сахары были искоренены человеком ещё в древности: во времена Древнего Египта они существовали в дельте Нила и на берегах Средиземного моря. В XX веке ареал жирафов вновь значительно сократился. Наиболее крупные популяции жирафов сегодня обитают в заповедниках и резерватах. Для угандийского жирафа типичны большие коричневые пятна неравномерной формы, разделённые широкими белыми полосками. У масайского жирафа пятна меньше и темнее, приблизительно пятиконечные.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

1.        Отметьте на карте материк и ареал обитания жирафа. При необходимости используйте дополнительные источники информации.

2.        Подпишите на карте государство, столицей которого является Каир.

3.        Какие отличия есть у жирафа по сравнению с другими животными?

4.        Благодаря чему популяция жирафов не находится на грани исчезновения?

5.        Рассчитайте, какую часть составляет масса сердца к общей массе жирафа.

Ответы.

1.Африка, саванны к югу и юго-востоку от Сахары, прежде всего в саваннах Восточной и Южной Африки.

2.Египет

3. Самые высокие наземные животные планеты, особенно сильное сердце, способны быстро бегать, язык жирафа очень длинный (45 см) и мускулистый.

4. Наличие заповедников и резерватов.

5.12:900x100=1,3

Задание 4.

Великое лиссабонское землетрясение.

Великое лиссабонское землетрясение произошло 1 ноября 1755 года. Оно превратило в руины город Лиссабон, и стало одним из самых разрушительных и смертоносных землетрясений в истории, унеся жизни около 90 тысяч человек за 6 минут. За подземными толчками последовали пожар и цунами, причинившее особенно много бед в силу прибрежного расположения Лиссабона. Это первое изученное наукой землетрясение послужило толчком к зарождению современной сейсмологии. В настоящее время геологи оценивают магнитуду Лиссабонского землетрясения около 8,7. Эпицентр землетрясения находился в Атлантическом океане, примерно в 200 километрах юго-западнее от мыса Сан-Висенте.

Вопросы:

Территория какой страны больше всего пострадала в результате данного землетрясения?

Назовите главную причину возникновения землетрясений на этой территории?

Какие типы воздушных масс формируют климат территории, в пределах которой произошло землетрясение?

Задание 5.

Исправьте текст (определение и корректировка содержательных нарушений в тексте).

В состав Центральной России входят: ЦЧР, В-В, С-З, ПЭР. Центральная Россия богата природными ресурсами: добывают железную руду, каменный уголь, торф. Район специализируется на наукоёмком машиностроении, на производстве черных металлов. В Центральном районе преобладает сельское население.

Задание 6.

-Проведите исследование, почему Камчатку называют страной огня и льда?

-Как изменилась бы площадь Австралии, если бы уровень Мирового океана понизился на 200м?

-Разрушение озонового слоя: причины и последствия.

Список используемых источников:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/

2.Википедия. Жираф.URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования по всем учебным предметам в форме государственного выпускного экзамена (письменная форма)

1.  Общие положенияГВЭ-9 в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов проводится для определенных категорий обучающихся, а именно: обучающихся, ...

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» уровня основного общего образования для 7-9 классов

Рабочая программа учебного предмета «Информатика»  уровня основного общего образования для 7-9 классовСрок реализации 2017-2019 годыПрограмма составлена на основе автор...

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)

на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...

Формы, методы, приемы формирования читательской грамотности обучающихся в контексте Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования»

Региональная научно-практическая конференция по вопросам обновления содержания образовательных программ и преподавания учебных предметов в соответствии с Концепциями их преподавания «Взаимодейст...

Спецификация контрольных измерительных материалов по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для проведения процедур контроля и оценки качества образования на уровне основного общего образования (5 класс)

Работа предназначена для проведения процедуры вводного контроля по диагностике индивидуальной общеобразовательной подготовки обучающихся по предмету «Русский язык» в 5 классе....