Рабочая программа кружка по краеведению "Истоки"
рабочая программа (9 класс) на тему

Шпак Ольга Михайловна

Программа включает: 1) Пояснительная записка; 2) Содержание программы; 3) Учебно-тематическое планирование; 4)Календарно-тематическое планирование; 5)организационно -методические условия реализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ  ДОД «Дом детского творчества»

Рассмотрено и одобрено                                                            «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО  педагогов                                                            Директор МБОУ ДОД

гуманитарного цикла                                                                       «Дом детского творчества

 Председатель МО____________                                               ___________ 

от «   »  _________ 2014г.                                                          от    « ____»___________ 2014г.

                                                                                             

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

кружка  научно-исследовательской направленности по краеведению «Истоки»

                                  (программа рассчитана для детей 13-17лет)

                                                     Срок реализации: 1 год

Год написания программы -2014

                                            Разработала: педагог дополнительного                                  

        образования МБОУ ДОД «Дом детского

                                                         творчества» Шпак О.М.

Ковылкино 2014г.

                                         1.  Пояснительная записка.

  1.1 Данная программа является программой дополнительного образования информационно-просветительской, общекультурной программой патриотической направленности.

   Программа краеведческого кружка «Истоки» является модифицированной программой, созданной на основе «Программы по истории и культуре мордовского края» (под редакцией Н.А. Ануфриевой, Н.В. Заварюхина, Е.А. Кузнецова. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1996г.) и «Методического конструктора “Внеурочная деятельность школьников” (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва “Просвещение”, 2010 г.), а также результатов личной многолетней работы по обучению учащихся основной и средней школы основам краеведения, с учетом регионально-национального компонента Республики Мордовия и Ковылкинского муниципального района.  

НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    Программа  кружка научно-исследовательской направленности по краеведению «Истоки» способствует процессу познания в области культуры исторического прошлого родного края, знакомит учащихся с историческими и памятными местами, населением. Направлена на воспитание патриотизма у подростков, приобщение их к социальному опыту и нравственным ценностям своей малой родины, позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.  

АДРЕСНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на средний и старший школьный возраст от 13 до 17 лет. (7-11кл.)

1.2 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

    Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с изучения родного края, города, улицы, на которой вырос. Краеведческий материал, особенно собранный учащимися самостоятельно в рамках научно-исследовательской или проектной  деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. В ходе исследовательской работы воспитывается чувство гордости за своих земляков, что несомненно способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к предкам и живущим рядом землякам.

  К сожалению,  в школьной программе курсу «История и культура Мордовского края» отводится лишь 0,5 часа в 5-9 классах. Многие темы остаются слабо освещенными за неимением учебного времени. Это призвана компенсировать система дополнительного образования.

   Школьное краеведение в историческом образовании занимает важное место и поэтому этой теме посвящены многие методические разработки, создано немало и программ дополнительного образования по краеведению. Но по местному краеведению Ковылкинского района не разработано, пока,  ни одной программы. Программа кружка по краеведению «Истоки» является на сегодняшний день необходимой и значимой, так как научно-исследовательская деятельность по истории и культуре родного края является важнейшим средством воспитания. Программа нацелена  на воспитание национального самосознания, патриотизма, гражданственности, способствует укреплению дружбы между народами мордовского края, формированию гражданской  идентичности (ощущения своей принадлежности к России, патриотизм, гордость за своё Отечество, вера в Россию, интерес к её истории, чувство ответственности за настоящее и будущее страны, стремление упрочить позитивный имидж Российской Федерации на международной арене, уважение к согражданам, социальная солидарность), что немаловажно в Республике Мордовии, где проживает 119 национальностей и в России, где 197 национальностей.

1.3 ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – групповая, состав группы – 13 человек, при наборе группы соблюдается принцип добровольности. Вид группы – профильный, состав группы – постоянный.    

1.4 МЕСТО ПРОГРАММЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МБОУ ДОД «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Соответствует программе «Развитие творческого потенциала детей через систему дополнительного образования» и  выполняет одну из главнейших задач в ее реализации.

1.5 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

В  программе кружка «Истоки»  реализуется идея В. Сухомлинского «формирование патриотического сознания подростка через образ малой родины, на основе познавательного интереса к изучению своей местности». Методологическую основу курса составляет личностно -деятельностный подход, который является главным фактором формирования личности подростка, в воспитании гражданина и патриота.

1.6. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ

Предлагаемый курс краеведения строится с учетом дидактических принципов, таких как

Доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке,

в походе, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.

Научность: при подаче материала не допускать ошибок и неточностей (название города, улиц, предприятий и т. д.). Раскрывать смысл даваемых понятий: родословное дерево, фамилия, традиция, памятник, герб, война, медали и т. д.

Интегративности: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.

Уникальности: наш край по – своему уникален: историческая планировка города, застройка, сетка улиц, природный ландшафт и памятные исторические места.

Экологизации: использование здоровьесберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.

1.7 ЦЕЛЬ РАБОТЫ КРУЖКА «ИСТОКИ» - формирование целостного представления об  истории и культуре родного края, содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, самопознанию и самореализации при помощи научно-исследовательской деятельности по краеведению.

1.8 Достижение поставленной цели происходит через реализацию следующих задач:

  • Расширение знаний учащихся о личностях и фактах, особо значимых в культурной и общественной жизни своего края, города, района.
  • Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
  • Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
  • Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
  • воспитание любви к родному краю, своей земле, родному дому;
  • воспитание стремления к сохранению и приумножению культурного наследия в условиях диалога культур, их взаимовлияния.

 1.9 ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

Принципы общедидактические: наглядность, системность и последовательность, сознательность и активность, связь теории с практикой, научность, доступность, прочность.

Принципы воспитания: целенаправленность и идейность воспитательного процесса, гармонизация личных и общественных интересов, воспитание личности в коллективе, гуманное отношение к личности ребенка, опора на положительные качества личности

1.10 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

При условии успешной реализации данной программы воспитанники должны знать:

  • сущность и  значение краеведения;
  • экспозиции отделов  школьного краеведческого уголка и краеведческого музея г. Ковылкино;
  • правила оформления научно-исследовательских работ;
  •  историю возникновения города, версии о происхождении названий города;
  • иметь представление об исторических событиях на территории города и района, понимать их связь и последовательность;
  • имена выдающихся земляков;
  •  памятники истории и культуры, памятные места, литературные памятники края, заботиться об их сохранности;
  • пользоваться картой, ориентироваться на территории города и района;

Воспитанники должны уметь:

  • проводить краеведческие исследования своей местности;
  • составлять план изучения истории своего края;
  • составлять краеведческую библиографию;
  • работать со справочной литературой, историческими источниками и находить справочные материалы в Интернете;
  • грамотно оформлять реферат, исследовательскую работу;
  •   используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

             

                                  

                                     2. Содержание программы

    Тема 1:    Введение

Задачи кружка. Правила ТБ.

Прошлое и настоящее. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

  Планируемые результаты

 Учащиеся должны знать:

  • Цели и задачи краеведения
  • Основные виды источников краеведческих знаний
  • Правила ТБ на занятиях, правила культуры поведения в музее

Учащиеся должны  уметь:

  • Пользоваться правилами ТБ
  • соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения

Тема 2:    Теория и практика  научно-исследовательской деятельности  по краеведению

Изучение источников получения краеведческого материала.

Основы музейно-краеведческой деятельности. Понятие о музейном предмете. Вещь - исторический источник.  Основные виды источников: вещественные, изобразительные,  письменные, особые  (фотографии,   кинофильмы, звука - видеозаписи и пр.).

Знакомство с экспозициями школьного краеведческого уголка (работа с лекторской группой) и музея г. Ковылкино.

   Композиция исследовательской работы – это последовательность расположения основных частей исследования. В состав исследовательской работы входят следующие части: титульный лист, аннотация и научная статья.

Титульный лист содержит следующие атрибуты: названия конференции и работы, сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, должность, место работы).

Аннотация представляет собой краткое описание работы и должна содер-жать наиболее важные сведения о работе и включать следующую информа-цию: цель работы, методы и приемы, которые использовались в работе, полученные данные; выводы. Аннотация печатается на одной странице и содержит: заголовок (название работы, ФИО автора, населенный пункт, учебное заведение, класс), затем посередине слово «Аннотация», далее текст аннотации.
Научная статья (описание работы) должна содержать:

  1. Оглавление
  2. Введение
  3. Основную часть
  4. Заключение
  5. Список использованных источников и литературы.

  Планируемые результаты

 Учащиеся должны знать:

  • Основные источники получения краеведческих знаний;
  • структуру исследовательской работы;
  • требования к оформлению исследовательской работы;

Учащиеся должны  уметь:

  • проводить краеведческие исследования своей местности;
  • составлять план изучения истории своего края;
  • составлять краеведческую библиографию;
  • работать со справочной литературой, историческими источниками и находить справочные материалы в Интернете;
  • грамотно оформлять реферат, исследовательскую работу

Тема 3:    “Мой край на карте Родины”.

  Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания. Составление кратких сообщений, сбор материалов.   Творческая работа «Загадочный мир названий»

   Планируемые результаты

 Учащиеся должны знать:

  • место расположения РМ, г. Ковылкино;
  • карту района, границы, историю образования;
  • историю происхождения названия города

 Учащиеся должны  уметь:

  • работать с картой
  • работать со справочной литературой, историческими источниками

Тема 4:    История города Ковылкино

История   и истоки происхождения названия и возникновения  г. Ковылкино. Работа с экспозицией, посвященной истории возникновения города.

Практическое занятие (тест-опрос учащихся МБОУ «Ковылкинская СОШ№3» и населения г. Ковылкино «Что вы знаете о названии города, в котором живете?»)

Как Лашма стала Араповской? Араповы: Кто они?

Последние владельцы Воскресенской Лашмы.

 Деятельность И.А. Арапова (работа с источниками, обновление экспозиции в школьном музейном уголке)

Занятия населения в прошлом; верования и религия населения; обряды, обычаи и традиции; фольклор.

Воскресенская Лашма. Здесь жили дети и внуки А.С. Пушкина.

Составление тематической экскурсии по теме «История г. Ковылкино» (работа с лекторской группой).

   Планируемые результаты

 Учащиеся должны знать:

  • историю возникновения города, версии о происхождении названий города  (название «Лашма» в переводе с мордовского означает «низина», «долина»);
  • раннее упоминание о Лашме встречается в архивном документе от 1629 года, копия которого хранится в ковылкинском краеведческом музее;
  • Иван Андреевич Арапов - последним хозяином села Воскресенская Лашма;
  • 1892-появилась ж/дорога по инициативе И.А. Арапова

Учащиеся должны  уметь:

  • работать со справочной литературой, историческими источниками;
  • составлять тематическую экскурсию по теме «История г. Ковылкино»; создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фотоколлажи с помощью взрослых или самостоятельно

Тема 5:    “Наш край богат талантами”

Земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Наши земляки – художники. Старинный и современный фольклор

Жизнь и творчество Марии Ивановны Феокритовой. Подборка метериала,  выпуск буклета.

Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков

Составление тематической экскурсии по теме «Наш край богат талантами» (работа с лекторской группой).

Планируемые результаты

 Учащиеся должны знать:

  • литературное, художественное, музыкальное творчество земляков
  • особенностей культуры своего населенного пункта;
  • имена выдающихся земляков;
  • памятники истории и культуры, памятные места, литературные памятники края, заботиться об их сохранности

Учащиеся должны  уметь:

  • работать со справочной литературой, историческими источниками;
  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации

Тема 6:    Геральдика

История происхождения государственных Символов России.

Символы РМ.

Герб Ковылкинского района.

Планируемые результаты

 Учащиеся должны знать:

  • геральдика;
  • историю возникновения гос. символов России, Мордовии, нашего города и района;
  • составные части герба и флага, их смысли идея

Учащиеся должны  уметь:

  • работать со справочной литературой, историческими источниками;
  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации

Тема 7:    Мой город сегодня

 Учащиеся знакомятся с названием улиц, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски. Сбор информации.  Экскурсия. Описание. Фотосъемка: «Улицы  нашего  города». Достопримечательности нашего города. Организация фотовыставки ученических работ «Мой  город глазами поколения XXI века».Предприятия нашего города.«Человек славится трудом» Написание сочинения- рассуждения (ЕССЕ) Почетные граждане Г. Ковылкино и Ковылкинского р-на. Составление тематической экскурсии по теме « Мой город сегодня» (работа с лекторской группой).

Планируемые результаты

 Учащиеся должны знать:

  • достопримечательности  г. Ковылкино;
  • предприятия нашего города;

Учащиеся должны  уметь:

  • ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Тема 8:    История моей школы

Моя школа: традициями, история. Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.

Учителя фронтовики.

Ветераны педагогического труда.

Юность опаленная войной… (о наших выпускниках участниках Афганской войны и локальных боевых действий на Северном Кавказе.

Создание презентации о школе и составление тематической экскурсии по теме «История моей школы» (работа с лекторской группой).

Учащиеся должны знать:

  • Историю, традиции школы;

Учащиеся должны  уметь:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фотоколлажи с помощью взрослых или самостоятельно

Тема 9:    Моя семья

Генеалогия? Что это за наука? Составление генеалогического древа моей семьи (создание презентаций, выставки работ).

Практическое занятие (рефераты, исследовательские работы, сочинения по истории своей семьи) «Судьба моей семьи в судьбе моего города и района».

Творческий  конкурс  - «Старая фотография рассказала…»

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны знать:

  • генеалогия; генеалогическое древо (древо жизни)
  • имена, фамилии, годы жизни, место рождения, места жительства, образование, род занятий, национальность своих прямых предков;
  •  свои родственные связи – восходящую, боковые трех видов, нисходящую, смешанную восходящую

Учащиеся должны  уметь:

  • заполнять таблицу прямого родословия;
  • заполнять таблицы поколенных росписей

Тема 10:    «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

Периодизация ВОВ. Основные события ВОВ.

Видеоурок,  беседа «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

 Наши земляки  - Герои ВОВ. (Подготовка лекторской группы) «Этот подвиг будет жить в веках» (сбор материала и оформление исследовательской работы о подвиге земляков). Посещение ковылкинской районной библиотеки

Он защищал Сталинград (о подвиге А.Г. Котова)

На Курской огненной дуге.

Они дошли до Берлина

«Они ковали победу» (о тружениках тыла)

«Отечественная война в письмах и воспоминаниях» (посещение музея, встреча с ветеранами)

Составление тематической экскурсии по теме «Наш край в годы Великой Отечественной войны» (работа с лекторской группой).

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны знать:

  • периодизацию ВОВ и основные ее события;
  • из Ковылкинского района на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками было призвано 24289человек, 10309 наших земляков не вернулось домой;
  • Ковылкинцев -  Героев Советского Союза (А.А. Абдершин, В.А. Андронов, Г.М.Головин, М.Г. Гуреев, А.Г. Котов, Н.А. Пшеничников, К.Е. Чикиров,П.Н., П.Н. Ширяев);
  • Военачальников и командиров войсковых соединений уроженцев ковылкинского района (М.П. Марченков-генерал лейтенант, уроженец с. Красный Шадым;Н.И. Семиков – генерал майор, уроженец с. Троицк; Г.С. Челматкин –генерал майор, уроженец с. Парапино))

Учащиеся должны  уметь:

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения  в исполнение, как по ходу его реализации,  так и в конце действия.

Тема 11:   Восстановление и развитие Мордовии в послевоенный период (1945-1953гг.)

Трудности перехода к мирной жизни, трудовой героизм.

Развитие промышленности нашего края во время IV восстановительной пятилетки.

Послевоенная деревня. Пути преодоления трудностей.

Культура Мордовии в послевоенный период.

Тема 12: Мордовская АССР во второй половине 1960-х – 1990-е годы

Хозяйственная реформа второй половины 1960-х гг.: замыслы и результаты.

Мордовия в период перестройки и сегодня.

Тема 13:    Творческий отчет по итогам проделанной работы.

 Презентация работ по научно – исследовательской деятельности «Звонкая капель» (Отчет руководителя кружка, защита  исследовательских работ, буклетов, выставка творческих работ учащихся)

Посещение музея.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны знать:

  • сущность и  значение краеведения;
  • экспозиции отделов  школьного краеведческого уголка и краеведческого музея г. Ковылкино;
  • правила оформления научно-исследовательских работ;
  •  историю возникновения города, версии о происхождении названий города;
  • иметь представление об исторических событиях на территории города и района, понимать их связь и последовательность;
  • имена выдающихся земляков;
  •  памятники истории и культуры, памятные места, литературные памятники края, заботиться об их сохранности;
  • пользоваться картой, ориентироваться на территории города и района;
  • учащиеся должны уметь:
  • проводить краеведческие исследования своей местности;
  • работать со справочной литературой, историческими источниками и находить справочные материалы в Интернете;
  • грамотно оформлять реферат, исследовательскую работу;
  •   используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией.

Учебно-тематическое планирование занятий кружка научно-исследовательской направленности по краеведению «Истоки».

п/п

            Наименование разделов, тем

Общее к-во часов

Количество часов

теория

практика

I

Вводное занятие.

2

2

II.

Теория и практика  научно-исследовательской деятельности  по краеведению

   22

18

      4

III

“Мой край на карте Родины”.

6

4

2

IV

История города Ковылкино

26

14

12

V

“Наш край богат талантами”

16

6

10

VI

Геральдика

8

6

2

VII

Мой город сегодня

16

4

12

VIII

История моей школы

14

4

10

IX

Моя семья

                6

4

2

X

«Наш край в годы Великой Отечественной войны»

     38

20

18

XI

Восстановление и развитие Мордовии в послевоенный период (1945-1953гг.)

10

10

XII

Мордовская АССР во второй половине 1960-х – 1990-е годы

6

2

4

XIII

Творческий отчет по итогам проделанной работы.

   4

4

Итого:

174

86

88

Календарно-тематическое планирование занятий кружка научно-исследовательской направленности по краеведению «Истоки». Количество часов -174 ч.

п/п

            Содержание и виды работы

        Наименование разделов, глав и тем

Общее к-во часов

Количество часов

             Дата

теория

практика

план

факт

I

Вводное занятие.

    2

2

II.

Теория и практика  научно-исследовательской деятельности  по краеведению

   22

18

4

1

Изучение источников получения краеведческого материала.

4

4

2

Основы музейно-краеведческой деятельности.

4

4

3

Знакомство с экспозициями школьного краеведческого уголка (работа с лекторской группой).

4

4

4

Посещение музея г. Ковылкино

2

2

5

 Знакомство с правилами построения научно-исследовательской работы и ее оформлением.

8

6

2

III

“Мой край на карте Родины”.

6

4

2

1

  Территория и географическое положение РМ.

2

2

2

Местная топонимики.

   

2

2

3

  Творческая работа «Загадочный мир названий»

2

2

IV

История города Ковылкино

26

14

12

1

«На диком поле, на речке Лашме…» ( история   и истоки происхождения названия и возни-кновения  г. Ковылкино). Работа с экспозицией, посвященной истории возникновения города.

6

2

4

2

Практическое занятие (тест-опрос учащихся МБОУ «Ковылкинская СОШ№3» и населения г. Ковылкино «Что вы знаете о названии города, в котором живете?»)

2

2

3

Как Лашма стала Араповской? Араповы: Кто они?

2

2

4

Последние владельцы Воскресенской Лашмы.

 

4

2

2

Деятельность И.А. Арапова (работа с источниками, обновление экспозиции в школьном музейном уголке)

4

2

2

5

Занятия населения в прошлом; верования и религия населения; обряды, обычаи и традиции; фольклор.

2

2

Воскресенская Лашма. Здесь жили дети и внуки А.С. Пушкина.

4

2

2

6

Составление тематической экскурсии по теме «История г. Ковылкино» (работа с лекторской группой).

2

2

V.

“Наш край богат талантами”

16

6

10

1

Земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

4

2

2

2

Наши земляки – художники. Старинный и современный фольклор

4

2

2

3

Жизнь и творчество Марии Ивановны Феокритовой. Подборка метериала,  выпуск буклета.

4

2

2

4

Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков

2

2

5

Составление тематической экскурсии по теме «Наш край богат талантами» (работа с лекторской группой).

2

2

VI

Геральдика

8

6

2

1

История происхождения государственных Символов России.

2

2

2

Символы РМ.

4

2

2

3

Герб Ковылкинского района.

2

2

VII

Мой город сегодня

16

4

12

1

 Сбор информации.  Экскурсия. Описание. Фотосъемка: «Улицы  нашего  города».Подготовка  научно-исследователь-ской  работы «Улица на которой я живу…»

4

2

2

2

Достопримечательности нашего города

2

2

3

Организация фотовыставки ученических работ «Мой  город глазами поколения XXI века».

2

2

4

Предприятия нашего города.

2

2

5

«Человек славится трудом» Написание сочинения- рассуждения (ЕССЕ)

2

2

6

Почетные граждане Г. Ковылкино и Ковылкинского р-на

2

2

Составление тематической экскурсии по теме « Мой город сегодня» (работа с лекторской группой).

2

2

VIII

История моей школы

14

4

10

1

Моя школа: традициями, история. Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.

2

2

2

Учителя фронтовики.

2

2

3

Ветераны педагогического труда.

2

2

4

Юность опаленная войной… (о наших выпускниках участниках Афганской войны и локальных боевых действий на Северном Кавказе.

4

2

2

5

Создание презентации о школе и составление тематической экскурсии по теме «История моей школы» (работа с лекторской группой).

4

4

IX

Моя семья

6

4

2

1

Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства.

 Составление генеалогического древа моей семьи (создание презентаций, выставки работ).

2

2

2

Практическое занятие (рефераты, исследовательские работы, сочинения по истории своей семьи) «Судьба моей семьи в судьбе моего города и района».

2

2

3

Творческий  конкурс  - «Старая фотография рассказала…»

2

2

X

«Наш край в годы Великой Отечественной войны»

38

20

18

1

Периодизация ВОВ.

2

2

Основные события ВОВ.

4

4

    3

Видеоурок,  беседа «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

4

2

2

    4

 Наши земляки  - Герои ВОВ. (Подготовка лекторской группы) «Этот подвиг будет жить в веках» (сбор материала и оформление исследовательской работы о подвиге земляков). Посещение ковылкинской районной библиотеки.

6

2

4

    5

Он защищал Сталинград (о подвиге А.Г. Котова)

4

4

6

На Курской огненной дуге.

2

2

7

Они дошли до Берлина

2

2

«Они ковали победу» (о тружениках тыла)

2

2

8

«Отечественная война в письмах и воспоминаниях» (посещение музея, встреча с ветеранами)

2

2

9

Составление тематической экскурсии по теме «Наш край в годы Великой Отечественной войны» (составление интеллект-карты, работа с лекторской группой).

4

2

2

10

Составление викторины к 9 мая.

2

2

11

Оформление экспозиции к Дню Великой Победы.

2

2

12

Литературно-музыкальная композиция «Этих дней не смолкнет слава…»

2

2

XI

Восстановление и развитие Мордовии в послевоенный период (1945-1953гг.)

10

10

1

Трудности перехода к мирной жизни, трудовой героизм.

2

2

2

Развитие промышленности нашего края во время IV восстановительной пятилетки.

2

2

3

Послевоенная деревня. Пути преодоления трудностей.

2

2

4

Культура Мордовии в послевоенный период.

2

2

5

Общественно-политическая жизнь края.

2

2

XII

Мордовская АССР во второй половине 1960-х – 1990-е годы

6

2

4

1

Хозяйственная реформа второй половины 1960-х гг.: замыслы и результаты.

2

2

2

Мордовия в период перестройки и сегодня.

4

2

2

        XIII

Творческий отчет по итогам проделанной работы.

   4

4

1

Презентация работ по научно – исследовательской деятельности «Звонкая капель» (Отчет руководителя кружка, защита  исследовательских работ, буклетов, выставка творческих работ учащихся)

  2

2

2

Посещение музея.

2

2

Итого:

174ч.

86

88

                           

             3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1 ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  Знания по краеведению воспитанники получают в ходе изложения педагогом учебного материала (лекции, беседы), работы с различными видами исторических источников в рамках поисковой, научно-исследовательской деятельности (изучение литературных источников, подготовка докладов, рефератов, исследовательских работ, презентаций и т.п.), а также в ходе экскурсий.

    В течение года обучения воспитанники кружка учатся основам исследовательской деятельности: работать со справочной литературой, историческими источниками и находить справочные материалы в Интернете, грамотно оформлять реферат, исследовательскую работу. Готовятся к участию в различных конкурсах научно-исследовательских работ учащихся, конференциях по краеведческой деятельности.

Программа кружка «Истоки» предусматривает практико-ориентированный подход к ее выполнению. В ней предусмотрены практические занятия, экскурсии, посещение музеев, библиотек, работа учащихся в архивах, где они получают возможность исследовать первоисточники, материалы по своему усмотрению.

3.2 ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  Организационная форма работы – групповая, так как она способствует процессу социализации детей, позволяет обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.      

   Состав группы – 13 человек, учащиеся среднего и старшего школьного возраста 13-17лет. При наборе группы соблюдается принцип добровольности. Вид группы – профильный, состав группы – постоянный. Продолжительность освоения программы -1 год.

Год обучения рассчитан на 174 часа, с нагрузкой 6 часов в неделю,3 занятия в неделю по 2 учебных часа (по 45 минут) с 10-минутным перерывом.

Режим занятий: 

Понедельник- 14.00-15.40

Четверг - 14.00-15.40

Пятница- 14.00- 15.40   

3.3  МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  

п/п

Оборудование

К-во

шт.

Наглядные и дидактические материалы

1.

2.

3.

ПК

Мультимедийный  проектор

Экран

1

1

1

Образовательные диски:

   1.«ОТ КРЕМЛЯ ДО РЕЙСТАГА». Издательство  «Кирилл     и Мефодий (Познавательная коллекция) 

Исторические карты:

  1. Республика Мордовия
  2. Карта РФ

Дидактический раздаточный материал:

  1. Памятки с алгоритмом работы с документами (на каждого уч-ся)

  1. Индивидуальные карточки для самостоятельной работы (тренировочной, обучающей, проверочной) по всем основным темам.

                                         

                                  4 .  Список литературы.

  1. Багрова,Т.С. Близкий сердцу край. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2003 .
  2. Голубчик, М.М., Нарежный, В.П. География моей республики. –Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990.
  3. Зимин, Г.В. Истребители/ Г.В. Зимин Г.В. – М.: Военные мемуары,1988.
  4. Котов, А.Г. Хрусталинка. Несколько эпизодов из жизни. Мемуары / А.Г. Котов // Советская Мордовия. -1993.-№7-10
  5. Костин, Н.М. Ветераны Мордовии. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2002 г.
  6. Офицеров, И.И. В облаках мы летали одних. / И. Офицеров //Голос Примокшанья.-2001.-№5(12360)
  7. Сухарев, А.И. Мордовия. Энциклопедия. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2003.
  8. Шмырев, Н.П. Скульптор Феокритова. -Саранск: Мордовское книжное издательство,1974.

9. http://school-collection.edu.ru - сайт Единая коллекция цифровых   образовательных ресурсов.

 10. http://www.uchportal.ru – сайт Учительский портал.