Интерактивный урок в школьном музее
методическая разработка (6 класс) на тему

Технологическая карта урока "Педанья старины красивой..." и презентация "Культура украинского народа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_ukrainskogo_naroda.docx29.5 КБ
Файл predanya_stariny_krasivoy.pptx1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока: «Культура народов России»

Тема урока

«Преданья старины красивой…»  (На примере культуры украинского народа)

Дата урока

Декабрь, 2014

Тип урока

Интерактивный урок в школьном музее

Цель урока

Способствовать формированию представлений о связях трех братских народов: русского, белорусского и украинского. Воспитывать уважение к народам нашей страны. Развивать познавательный интерес к истории украинской земли, её прошлому и   настоящему. Познакомится с культурой украинского народа, а так же с жизнью и бытом, традициями и обрядами, с основными занятиями и развлечениями украинских крестьян. Формировать доброжелательное отношение друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей.

Образовательные ресурсы

Компьютер, проектор, экран.

Презентация «Славный Киевский край».

Экспонаты музея школьного музея : рушники, каравай, веночки, прялка, веретено, рубель, предметы быта, посуда, элементы национального костюма.

Запись украинских  народных песен и считалок.

План урока

1. История Киева – летопись Руси.

2. Основные занятия жителей Киевской губернии.

3. Украинский народный костюм.

4. Народные праздники, обычаи и традиции.

5. Игры и забавы киевлян.

Личностно значимая проблема

Человек на протяжении всей жизни совершает определенные действия, поступки по отношению к окружающему миру, и прежде всего по отношению к людям; в поведении проявляются особенности его характера и темперамента, уровень его воспитанности и толерантного отношения к другим народам.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия

Культура, нации и народности, восточнославянские народы, традиции, обряды.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: формировать представление о культуре украинского народа как составной части восточнославянской культуры.

Получат возможность научиться: работать с экспонатами музея для лучшего усвоения учебного материала.

Выполняют универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков),

- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),

- выбирать основания для  сравнения и классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

- относить объекты к известным понятиям.

- работать в материальной и информационной среде

Применяют правила группового сотрудничества; оценивают собственную практическую деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; стремятся  к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время (мин)

Обучающие и развивающие задачи этапов урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы на уроке

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Ресурсы – основные и дополнительные

1.Организация начала занятия.

2 минуты

Эмоциональная, психологическая и мотивационная

подготовка

учащихся

к усвоению

изучаемого

материала.

Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.

Настраиваются на работу.

Фронтальная работа

Сотрудничество с учителем.

2. Подготовка к основному этапу.

5минут

Актуализация знаний

Вопросы к классу:

  1. Что такое культура?
  2. Назовите 2 основных вида культуры и приведите примеры.
  3. Кто является творцом культуры ?
  4. Какому народу принадлежат эти строки?
    Рідний край,
    Поле, річка,
    Синій гай.
    Любо стежкою іти –
    Тут живемо я і ти!
  5. Как Вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Отвечают на вопросы, отгадывают загадку, формулируют тему урока и его цель.

Фронтальная работа

Самостоятельное формулирование темы и цели урока.

3. Изучение нового материала

5 минут

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний о культуре украинского народа.

Рассказ учителя сопровождается демонстрацией  презентации :

1.История Киева.

2.Основные занятия жителей.

Воспринимают новый материал.

Фронтальная работа

Умение слушать учителя.

Презентация «Славный Киевский край»

4. Первичная проверка понимания.

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка.

1.Учитель просит составить таблицу «Лоскуток истории Киева», перечислив основные характеристики его местоположения, природных богатств и основных занятий жителей.

2.Затем демонстрирует готовую таблицу.

3.Проблемные вопросы:

Называют признаки, затем сравнивают свои ответы с предложенной таблицей в презентации, корректируют знания.

Индивидуальная работа

Осознанное построение речевого высказывания. Умение сличать свою работу с заданным эталоном. Обнаружение отклонений. Коррекция. Поиск и выделение необходимой информации.

Заполненная таблица «Лоскуток истории» в презентации.

5.Изучение нового материала.

3 минуты

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний об украинском национальном костюме.

1.Учитель демонстрирует украинский национальный костюм на примере куклы из коллекции музея.

2.Разбор женского костюма в деталях.

3.Техника изготовления венка на голову.

Воспринимают новый материал.

Запоминают названия деталей костюма и последовательность изготовления венка.

Фронтальная работа

Умение слушать и запоминать информацию.

Кукла из коллекции музея, венок, презентация.

6.Закрепление новых знаний.

6 минут

Обеспечение усвоения новых знаний с помощью различных интерактивных заданий.

1.Учитель предлагает самостоятельно изготовить венок для украинской девушки, соблюдая определенные правила.

2. Из имеющихся разных видов национальной одежды выбрать ту, в которую будет одета украинская кукла.

1.Мальчики изготавливают венок, соблюдая последовательность и количество цветов, а девочки – последовательность привязывания цветных лент.

2. Девочки одевают куклу в женскую национальную одежду, а мальчики оценивают и комментируют детали костюма.

Групповая работа

Умения применять полученные знания на практике.

Набор искусственных цветов, обручи для венков, разноцветные ленты, несколько видов национальной одежды и головных уборов для кукол.

7. Изучение нового материала.

3 минуты

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний об украинских обычаях и традициях.

  1. Рассказ учителя о народных праздниках, обычаях и традициях.
  2. Рушник – оберег для дома и семьи.

  1. Воспринимают новый материал.
  2. Запоминают, где и как использовали рушник киевляне.

Фронтальная работа

Умение слушать и запоминать информацию.

Набор рушников из коллекции музея, презентация.

8. Закрепление новых знаний.

4 минуты

Обеспечение усвоения новых знаний с помощью различных интерактивных заданий.

Вопросы учителя: Где и как использовали киевляне рушник? Что напоминает он по своей форме и применению? Попробуйте сейчас применить рушник при встрече долгожданных гостей, например.

  1. Отвечают на вопросы устно.
  2. Демонстрируют основное применение рушника восточнославянскими народами.

Групповая работа

Умения применять полученные знания на практике: инсценировка встречи гостей, рождения ребенка, свадьбы и др.

Набор рушников, каравай, кукла – новорожденный ребенок, свадебная фата.

9. Изучение нового материала.

3 минуты

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний об украинских играх и забавах.

  1. Рассказ учителя об играх и забавах.
  2. Во что играли дети славян тысячу лет назад?

1. Воспринимают новый материал.

2.Запоминают, как и из чего изготавливали детские игрушки киевляне.

Фронтальная работа

Умение слушать и запоминать информацию.

Набор детских игрушек из дерева, глины, соломы и ткани, презентация.

10. Закрепление новых знаний.

8 минут

Обеспечение усвоения новых знаний с помощью интерактивного задания.

1.Попробуем изготовить тряпичную куклу – ляльку.

2.Демонстрация технологии изготовления кукол –«мотанок» из ткани.

1.В определенной последовательности повторяют  действия по  изготовлению тряпичной куклы, используя ролик «Мастер класс».

Парная работа

Умения применять полученные знания на практике.

Лоскуты ткани различной фактуры, наполнитель для головы, шерстяные нитки. «Мастер-класс» http://www.youtube.com/watch?v=ILi7puV-WZg#

11.Подведение итогов урока.

2 минуты

Анализ и оценка успешности достижения цели.

Обобщение полученных на уроке знаний.

Учитель напоминает о проблемном вопросе урока и просит ответить на него.

Отвечают на проблемный вопрос.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная работа

Анализ, построение логической цепи рассуждений.

Оценивание работы учащихся.

Заключительные слайды презентации.

12. Домашнее задание.

1 минута

Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания.

Конкретизирует домашнее задание: Найти и записать украинские считалки, жеребьевки, «потешки», песенки и стихи, используя Интернет и дополнительную литературу.

Записывают в дневник задание.

Индивидуальная работа.

Умение слушать и запоминать алгоритм выполнения домашнего задания.

Фоновая запись украинских народных песен.

Приложение 1

Рідний край,
Поле, річка,
Синій гай.
Любо стежкою іти –
Тут живемо я і ти!

хлібом-сіллю вас зустрічаємо і в  музей( свій ) запрошуємо; Рости дитя на радість мамі і батькові, будь здоровий і щасливий; Добре повернутися до дома, до хати! ласкаво просимо( добро пожаловать) Хліб Вам і сіль,
Щастя та любов,
Так у народі кажуть споконвіку


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Славный Киевский край» Преданья старины красивой…

Слайд 2

1. История Киева – летопись Руси. 2. Основные занятия жителей Киевской губернии. 3. Украинский народный костюм. 4. Народные праздники, обычаи и традиции. 5. Игры и забавы киевлян. План изучения темы:

Слайд 3

Как гласит легенда, в 5 веке на правом берегу Днепра поселились три брата – Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбядь . Они основали город, назвав его в честь старшего брата Киевом. Город этот впоследствии стал столицей могучего государства Киевской Руси. А сегодня это столица Украины. Киев – мать городов русских

Слайд 4

Губерния была богата водными ресурсами, поэтому здесь занимались рыболовством. Плодородные почвы позволяли выращивать богатые урожаи зерновых культур, картофеля, свёклы, а так же бахчевых культур. Основные занятия

Слайд 5

В 18 веке началась обработка железа, в 19 веке - выплавка чугуна. После того как были обнаружены фарфоровые и фаянсовые глины, открывались фаянсовые фабрики, где изготавливали посуду, сервизы, игрушки и статуэтки. По всей губернии почти в каждом городе были кирпичные заводы, славившиеся своим огнеупорным кирпичом для кладки печей. А дома строили из брёвен и обмазывали глиной, перемешанной с соломой изнутри и снаружи, отчего украинские дома получили свое название – мазанки . Производство

Слайд 6

Украинская хата

Слайд 7

Среди многочисленных производств в Киевской губернии особенно были развиты два направления. Первое услаждало вкус, второе – радовало глаз. Киев – центр свеклосахарной заводской промышленности, главный поставщик сахара в Россию. Кроме этого, на территории Российской империи большой популярностью пользовался украинский мёд самого лучшего качества. А весной, когда вода, разливаясь, вымывает песок на берегах Днепра, там можно обнаружить маленькие осколки солнца – янтарь – материал для украшений и предметов роскоши. 2 основных производства

Слайд 8

Производство меда

Слайд 9

Киевский янтарь

Слайд 10

К… Щек Хорив Р…. Украинцы Белорусы Сахар М… Янтарь Ч….. Глина Фарфор Изба Хата М… «Лоскуток истории»

Слайд 11

Украинский народный костюм

Слайд 12

Веночек Андарак Плахта Корсетка Запаска Сапьянцы Чумарка Детали костюма

Слайд 13

12 видов: тысячелистник,барвинок,бессмертник,вишня,яблоня,калина,роза,мальва,мак,хмель, ромашка, пион. Ленты: коричневая, жёлтая, зеленая, синяя, фиолетовая, малиновая. Венок из цветов

Слайд 14

Оберегом в доме считался рушник ( похож на длинное полотенце), изготовленный из льняной ткани и обязательно вышитый соответствующим образом. На свадебный рушник вставали молодожёны во время венчания, сватов одаривали рушниками, вышитыми руками невесты. В рушник пеленали новорожденного младенца. При встрече гостей хозяева обязательно встречали их хлебом, выложенным на рушник, а когда гости уходили, им махали рушником вслед, чтобы они благополучно добрались до дому. Рушниками – « покутниками » украшали образа. Без рушников не обходились даже на похоронах; их называли погребальными. Рушник

Слайд 15

Рушники

Слайд 16

Глиняные, деревянные, тряпичные, соломенные. Игрушки

Слайд 17

Текстильные куклы из коллекции музея Крестьяне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в школьном музее.

Раздел школьного музея, посвященный Великой Отечественной войне служит не только как мемориал, но и как возможность соприкаснуться с историей Отечества и провести в нем урок, классный час, экскурсию и...

Урок в школьном музее

Урокобобщение материала по теме "Великая Отечественная война. Капотня 1941-45гг" по истории в 9 классе в школьном музее. "Музей боевой и трудовой славы жиетелей района Капотня"-используем материал-фот...

методическая разработка на фестиваль "Времен связующая нить:урок в школьном музее" 2014

Методическая разработка межпредметного урока с испльзованием экспонатов музея "Отечественной войны 1812 года" на конкурс-фестиваль "Времен связующая нать:урок в школьном музее"...

Урок в школьном музее "Одомашненные насекомые"

Урок представлен на городской фестиваль"Времен связующая нить: урок в школьном музее"....

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Тема урока: «Связующая нить: урок в школьном музее» «Мы памятью тех озарены…»

laquo;Связующая нить: урок в школьном музее»Тема урока: «Мы памятью тех озарены…»Пояснительная записка. Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, дисцип...

Интерактивная экскурсия в школьный музей "Дворяне Сумароковы и Костромская земля"

Экскурсия знакомит учащихся с наиболее известными представителями костромской ветви дворян Сумароковых. Уникальные музейные экспонаты - подлинные вещи Сумароковых - и интерактивные задания учащимся де...