"Экология и мы"
методическая разработка (5 класс) на тему

Егорова Светлана Юрьевна

Экологическая викторина "Экология и мы" для детей и подростков 11-16 лет. Цель данного мероприятия:расширить и углубить знания детей о природных роцессах; развивать наблюдательность, умение высказывать свои мысли, воспитывать любовь к родному краю, бережному отношению к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_viktorina.docx48.67 КБ

Предварительный просмотр:

        Экологическая викторина. «Экология и мы».

Цель: расширить и углубить знания детей о природных процессах; развивать наблюдательность, умение высказывать свои мысли, воспитывать любовь к родному краю, бережному отношению к природе. 

Оформление. На заднике сцены глобус  и название мероприятия .

На сцене 2 парты со стульями для команд.

Оборудование: два стола для команд и стол для членов жюри, оценочные листы  для жюри с перечисленными конкурсами и указанным максимальным количеством баллов за каждый, плакаты на экологическую тематику,  можно приурочить выставку  рисунков экологического содержания, 2 ящика, 1 луковицу, семена подсолнечника, 2 конверта с вопросами, мешок с кубиками (буквы), памятки «Правила в лесу».

В игре – викторине участвуют две команды по 5 человек.

Ход мероприятия.

Затемнение. На фоне медленной мелодии звучат слова ведущего:

Как – то, собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую.

Дал ей форму шара большого,

И посадил там деревья, цветы,

Травы невиданной красоты.

Много животных там стало водиться:

Змеи, слоны, черепахи и птицы.

Вот вам подарок, люди, владейте.

Землю вспашите, хлебом засейте.

Всем завещаю вам я отныне –

Вы берегите эту святыню!

Ведущий. Действительно, ребята, наша планета прекрасна, она хрупкая и ранимая и эту святыню нужно  беречь и охранять.

Ведущий. Все бы хорошо, конечно было,

Но… цивилизация на Землю наступила.

Вырвался на волю технический прогресс.

Мир научный, дремлющий доселе, вдруг воскрес.

И подарил земному населению

Адские свои изобретения.

Звучит песня «Люби природу».

Ведущий. Природа, ребята,  дает все необходимое для нашей жизни. Но бережно ли мы относимся к ней? Каждый день по телевизору,  по радио мы слышим об экологических катастрофах. Экологические  проблемы не знают государственных и природных рубежей. Все мы живем под одним небом и дышим одним воздухом. От  экологической беды не спрятаться на острове или в горах. От нас с вами, нашего поведения зависит наше  настоящее и будущее. Дышать свежим воздухом или ходить в противогазах, есть экологически чистую пищу или питаться концентратами. Мы выбираем первое.  

 И сегодня мы с вами проведем познавательную викторину. А название игры – «Экология и мы».

Сегодня люди много говорят об экологии.  А что же это такое? Слово экология произошло от двух греческих слов «oikos» - дом, жилище и «logos» - знание, учение. Экология – это наука изучающая взаимоотношение всех живых организмов на нашей планете Земля.

 Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать ее верными друзьями и помощниками.

-Итак в нашей игре участвуют две команды «Следопыты» и «Экологи» . Команды прошу на сцену. Ребята ,я прошу вас  выбрать капитанов.

 А судить их будет жюри, в состав которого входят…(представление членов жюри).

Итак,   1 конкурс  «Разминка».

Для каждой команды задаются по 10 вопросов, на которые требуется быстро ответить, жюри подсчитывает количество правильных ответов, за каждый правильный ответ по 1 баллу.

1 команда.

■ Сильный ветер со снегом. Ответ: Метель.

■ Прибор для измерения температуры. Ответ: Термометр.

■ Какое вещество на нашей планете существует в трех состояниях? Ответ: Вода.

■ Где на Земле грибы бывают выше деревьев? Ответ: В тундре.

■  С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? Ответ: С помощью компаса.

■ Перед какой погодой птицы перестают петь? Ответ: Перед дождем.

■ Глобус в виде книги. Ответ: Атлас.

■ Есть ли горы на Северном полюсе? Ответ: Нет. Северная полярная область Земли почти вся занята океаном, покрытым многолетним льдом.

■ Есть ли горы на Южном полюсе? Ответ: Да, там гористая суша — материк Антарктида.

          Как называется твердое блестящее горючее вещество, которое служит людям как топливо? Ответ. Каменный уголь.

2 команда.

■ Что означает слово Антарктида? Ответ: «Напротив Арктики».

      ■ Как называется рыхлое, мягкое горючее вещество, которое образуется   на болотах? Ответ. Торф.

       ■ Какой ядовитый металл, содержится в лампах дневного света, термометрах? Ответ. Ртуть.

■ Если на западе видна зарница, какую погоду ждать? Ответ: Зарница предсказывает грозу.

■ Если после дождя в конце дня появилась радуга, о чем это говорит? Ответ: Радуга к хорошей погоде.

■ Есть ли горы на Южном полюсе? Ответ: Да, там гористая суша — материк Антарктида.

■ Скопление золота в недрах. Ответ: Россыпи.

■ Назовите «цветные» моря. Ответ: Черное, Красное, Желтое, Мраморное.

■ Самое глубокое озеро в мире. Ответ: Байкал, его глубина 1 637 метров (по данным 2008 г. — 1 680 м).

■ Охотится ли на пингвинов белый медведь? Ответ: Нет, эти животные живут на разных полюсах.

 Ведущий. Жюри подводит итоги этого конкурса, а мы продолжим.

Конкурс . «Загадочный ящик». На стол каждой команде ставится «загадочный ящик». Ребятам загадывается загадка, ответ на который находится в ящике.

1.В коробочке лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесные свойства: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в середине века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболеваний. Что это? (Луковица).

2. В коробочке лежат семена. Родина этого растения – Мексика. В 1874 году академик Севергин в книге «Царство израстания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получить из них масло, пережженные семена имеют запах кофея». Что это за лакомство лежит в коробочке? (семена подсолнечника.)

Жюри подводит итоги этого конкурса, а мы продолжаем и следующий конкурс, который   называется  «Научно – познавательный».

Я задаю каждой команде поочередно по вопросу, если команда не отвечает, то могут помочь зрители, чтобы принести очки команде. Если не отвечают зрители, значит может ответить другая команда. За каждый правильный ответ по 1 баллу.

Жюри внимательно следит за командами.

  1.  Почему северные олени предпочитают ягель всем остальным растениям?

 Ответ. Потому что в ягеле есть много углеводов, витаминов в нём столько же, сколько в землянике и в зелёном луке. В нём есть вещества, которые предупреждают заболевания кишечника (как и наш чай).

  1. Объясните, почему у зверей жарких стран мех редкий, короткий, а у сибирских – не только красивый, но и самый тёплый?

Ответ. Потому что в жарких странах сыро и жарко. А в Сибири стоят большие холода, зверям надо одеваться теплее.

  1. Где на сегодняшний день находится самый большой заповедник на земле?

Ответ. Самая большая территория, на которой запрещена любая деятельность и вмешательство человека – Антарктида.

На огромной территории, покрытой толщей льда, растет более 810 видов растений и проживают множество видов птиц и животных.

  1. Загрязнение каким веществом опасно для морской и океанической воды?

Ответ. Нефтью.

Нефть не разбавляется в воде, а скапливается на поверхности, образуя огромную многокилометровую пленку. В местах разлива нефти гибнут рыбы, птицы и морские животные. Но человек научился уничтожать масляные пятна на воде с помощью искусственно выведенной бактерии – нефтееда.

   5.Инфракрасное или ультрафиолетовое излучение наиболее опасно для  живых организмов на земле?

Ответ. Ультрафиолетовое.

Это излучение невидимое для человеческого глаза и отличается высокой химической активностью. Особенно ультрафиолет опасен для кожи и сетчатки глаз. Это излучение может спровоцировать развитие и рост онкологичесих опухолей.

6.Почему лесные птицы садятся на муравейник, проводят на нем некоторое время и при этом не едят муравьев?

 Ответ. В перьях диких птиц живут множество паразитов, которые доставляют пернатым много неприятных минут. Муравьи бегают по муравейнику и начинают опрыскивать птицу кислотой, которая имеет довольно резкий запах.

Таким образом, лесные птицы проводят борьбу с перьевыми паразитами…

7.Зачем крокодилы вылезают на берег, разыскивают на нем камни и проглатывают их?

Ответ. Камни нужны им для того, чтобы увеличить массу тела и глубже нырять под водой. Камни в желудке помогают крокодилам переваривать пищу.

8.Чем опасна синтетическая бытовая химия?

Ответ. Стиральные порошки и другие химические вещества способны уничтожать микроорганизмы и полезные бактерии, которые живут в воде. Также химия является ядовитой для человека, птиц, рыб и животных.

Изготовленные из синтетических соединений моющие средства не разлагаются в воде, а накапливаются.

  1. Причина возникновения кислотных осадков.

Ответ. Вредные и опасные химические производства, сжигание топлива в автомобилях нарушили нормальную природную концентрацию серной и азотной кислот в атмосфере и увеличили их концентрацию. Чаще всего кислотные дожди идут над крупными городами, в которых находится много машин и заводов. В природе эти кислоты попадают в атмосферу из-за вулканической деятельности и лесных пожаров.

  1. Что способствует изменению климата?

Ответ. Парниковый эффект, возникающий из-за повсеместной вырубки деревьев и осушения болот.

  1.  Какое жидкое топливо, добываемое из недр земли, в старину называли «горным маслом»?

Ответ. Нефть.

  1.  Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки?

Ответ. Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков, древесина разрушается.

  1.  Самая высокая трава?

Ответ. Бамбук.

  1. Без чего человек не может прожить и нескольких минут?

Ответ . Воздух.

  1. Чтобы наша Земля не превратилась в пустыню, что нужно для этого делать?

Ответ. Беречь леса, высаживать новые деревца, создавать лесозащитные полосы и др.

Ведущий. Просим жюри подвести итоги 3-х конкурсов.

Чтец.

Моя планета – человечий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан

Где вся природа поймана в капкан

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы «Больше не могу»?

Березку ножиком пырнул

Какой – то живоглот.

Мне кажется из-под коры моя слеза течет.

(П. Бровко).

Жюри оглашает результаты.

Ведущий.  А теперь  конкурс капитанов.

Сейчас капитаны команд получат конверты, в которых находятся вопросы. К каждому вопросу – три ответа. Вы должны за 1 минуту найти правильный ответ.

Карточка 1. Были ли в древние времена законы об охране природы?

а)были;

б) конечно, не было;

в) не было в этом необходимости.

Ведущий. Ответ а. Действительно, были. Историки обнаружили Государственный закон об охране лесов царя Древнего Вавилона Хаммурапи. За 2 тысячи лет до нашей эры леса разбивались на участки и охранялись лесниками. Несколько столетий назад закон Хубилая в Монголии запрещал охоту на зверей и птиц в период размножения. А за 250 лет до н.э. закон индийского царя Ашоки запрещал убивать молодняк и самок животных. В России в 1918 г. Ленин и Свердлов подписали закон о лесах.

Карточка 2. Были ли заповедники в царской России?

а) начали появляться;

б) не до них было;

в) конечно, не было.

Ведущий. Ответ а. До 1915 года в России было несколько частных и общественных заповедников. А в 1915 и 1916 годах были созданы первые государственные охотничьи (соболиные) заповедники «Саянский» и «Баргузинский».

Ведущий.  Конкурс  «Живая буква».

Капитаны команд вытягивают из мешка одну букву и команда за 3 минуты должна вспомнить цветок, дерево, насекомое, рыбу, птицу, зверя, начинающих на эту букву.

цветок

дерево

насекомое

рыба

птица

зверь

Пока команды готовятся,  я вам загадаю загадки. (Работа с залом).

Золотая середина, и лучи идут кругом.

Это может быть картина: солнце в небе голубом.

Нет, не солнце на бумажке,

На лугу цветы … (ромашки).

С давних пор живу в Сибири,

Без Сибири не могу.

Самым пышным мехом в мире

Я прославил всю  тайгу... ( соболь).

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Лес).

Подрастает – нарядится в беленькое платьице,

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

А пока, стоит одетый в желтый сарафанчик.

А зовут его, ребята, просто… (одуванчик).

Там, где сосны веют запах,

В чаще леса, в тишине,

Положив на брюхо лапы

Сплю я только на спине… ( барсук).

Черен, да не ворон, 
рогат, да не бык, 
шесть ног без копыт; 
летит – воет, падет – землю роет.(Жук) 

Нам каждому весенняя природа дорога,

Ручьями распускаются холодные снега.

От снега очищаются и поле, и валежник,

И первый появляется в проталинке… (подснежник).

Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт. (Белка)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

    Нос долог, голос тонок,
    Летит – кричит, сядет – молчит.
    Цари его боятся, короли страшатся,
    Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)

В траве густой, зеленой он выглядит нарядно,

Но с пашни, как сорняк, он изгнан беспощадно.

Головка голубая и длинный стебелек –

Ну кто ж его не знает, ведь это… (василек).

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это? (Соловей).

В одежде богатой,

а сам слеповатый.

Живёт без оконца,

не видывал солнца. (Крот)

Глазищи круглы,

Когтищи остры,

Носище кривой —

Разбойник лесной. (Филин)

Он сети, как рыбак, готовит, 
А рыбы никогда не ловит. (Паук)

Ранним утром распускается лепестки свои цветок.

А как вечер наступает, гаснет красный огонек.

Погляди-ка, погляди-ка, что за красный веерок?

Это яркая … (гвоздика) новый празднует денек.

Ведущий.  Команды уже готовы и сейчас вы нам зачитаете, что у вас получилось.(Команды зачитывают свои варианты).

Ведущий.  Следующий  конкурс  называется  «Спасатели, вперед!».Решение экологических ситуаций( по 1 баллу за каждый правильный ответ).

В этом конкурсе каждая команда должна помочь спасателям в их проблеме.

1.Итак,  спасателей ждут морские обитатели. Из потерпевшего аварию лайнера разлилась нефть и покрыла тонкой плёнкой поверхность моря. К ним на помощь вылетели спасатели. Скажите, какое влияние окажет разлившаяся нефть на живые организмы? Что вы советуете спасателям предпринять, и как сделать так, чтобы нефть вообще не могла попасть в море?

На обдумывание 5 минут.

Ответ. 1 капля нефти расплывается на поверхности океана на несколько сот метров, а без света и воздуха в такой воде гибнет все живое.  

Выход.

Вода: ее гибель – наша гибель ( надежность и безаварийность судов, замкнутый цикл производства).

Воздух: изменения в глобальном масштабе ( перевод транспорта на электричество, очистка выбросов).

2. Серьезной проблемой является судьба трех морей: Каспийского, Аральского и Азовского.  Какая экологическая проблема встает в связи с этим и как ее решить?
Ответ. Особенно печальна судьба Аральского моря, настоящая экологическая катастрофа постигла прекрасное море- озеро.

Площадь этого моря уменьшилась втрое. Произошло это из-за того, что людям понадобилась территория для  посадки хлопчатника и риса. На реках, которые вливались в Аральское море, были построены сеть каналов для отвода воды. Почти за пятьдесят лет объем воды в море снизился в несколько раз, увеличилась концентрация соли, погибли вся рыба и растения, которые находились в море. Появились пыльные соленые ветры, изменился климат, вода отравлена, это стало причиной смерти стариков и детей.

Что можно предпринять: чтобы вода рек Амударьи и Сырдарьи не использовалась для орошения полей, от пыльных бурь спасение только одно, лесопосадки и создание заповедника.

Привлечь международных специалистов, которые должны принять участие в спасении Аральского моря – озера, иначе на его месте появится еще одна пустыня Арал – Кумы.

Просит о помощи и Каспийское море. Серьезная опасность представляет загрязнение Каспия и гибель богатейшего животного мира.

Нужны очистные сооружения.

Ведущий. Пока команды думают и решают проблемы мы с вами совершим прогулку по лесу. Конкурс  так и называется  «Прогулка по лесу» (конкурс для зрителей). Представьте, что мы с вами оказались на природе, в роще.

Мы любим лес,- устраиваем свалки.

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

Ведущий.  Какие правила мы должны соблюдать, чтобы наше пребывание не было губительным для природы?

                                          Правила

  1. Въезд транспорта запрещен.
  2. Не ломай ветки деревьев и кустарников.(Растения живые существа, они выделяют кислород, дают нам жизнь).
  3. Не повреждай кору деревьев. (Если ободрать кору, то деревья перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут).
  4. Не рви цветы в лесу и на лугу. (Цветы – это пленники, приговоренные к смерти, пусть они радуют глаз, омолаживают  сердце и душу всех, кто придет следом за нами, а букеты можно составлять из прекрасных цветов, выращенных человеком).
  5. Не разводи костер в лесу. (После лесных пожаров раны на почве не заживают 15 – 20 лет).
  6. Не разоряй птичьих гнезд. (Маленькие птенцы и звереныши не смогут вырасти без своих родителей).
  7. Не сбивай грибы, даже не съедобные. (Да, ребята, нельзя сбивать даже мухоморы, они помогают расти соснам, елям, березам ими питаются белки, лоси. Многие грибы очищают лес: разрушают пни, поваленные стволы, отмершую листву, они санитары леса).
  8. Не включай громко музыку, не кричи, не шуми.(Нужно ценить и охранять тишину леса, уметь слушать музыку природы: волшебные звуки леса).
  9. Не оставляй после себя беспорядок. (Помните ребята, клочок бумаги разлагается два года. Консервная банка 70 лет, полителеновый пакет несколько веков, а осколки бутылки могут причинить вред даже через 2 тысячи лет.).

Ведущий. Вы показали неплохие знания природы. Однако мы должны помнить, что ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки.

Чтец.

Пора бы человечеству понять,

Богатство у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же – живая!

 Ведущий.

С чего же начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор - уберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит.

Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда! 

Ведущий. Давайте теперь посмотрим, что же получилось у наших команд.

Прошу жюри подвести итоги.

Заключение

Пока, жюри подводит итоги, мне хотелось бы еще раз обратиться к вам со словами  

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни!

Д.Родович

(Жюри оглашает итоги, награждение победителей).

                         Список используемой литературы.

  1. Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе/ В. Н. Андреева.- Изд.2-е-Ростов н/Д.:Феникс, 2006.-224с.-(Библиотека учителя).
  2. Граубин Г.Р. Моя страна Сибирь. М.: Мол. Гвардия, 1988. – 252с.
  3. Ильичев А. И., Соловьев Л.И. География Кузбасса: Природные условия и ресурсы Кемеровской области. Кемеровское кн. Изд. – во, 1988. – 143с.

                                           Вопросы зрителям.

Самая маленькая птица.    (колибри)

Кто спит головою вниз?     (летучая мышь)

Красавица русского леса.    (береза)

Какой гриб носит название лесного хищного зверя?    (лисичка)

Как называются птицы, которые улетают на юг?  (перелетные)

Углубление в дереве, где живет белка.   (дупло)

Кто круглый год серый?   (волк)

Зеленый покров земли.   (трава)

Какое дерево единственное в мире имеет белую кору?    (береза)

Пингвин – птица или животное?    (птица)

Какой снег тает быстрее – чистый или грязный?      (грязный)

Прибор для определения сторон горизонта.    (компас)

Что делает зимой еж?   (спит)

Смена шерсти у животных?     (линька)

Не рыбак, а сети расставляет?   (паук)

                      Памятка « Правила поведения в лесу».

  1. Въезд транспорта запрещен.
  2. Не ломай ветки деревьев и кустарников.(Растения живые существа, они выделяют кислород, дают нам жизнь).
  3. Не повреждай кору деревьев. (Если ободрать кору, то деревья перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут).
  4. Не рви цветы в лесу и на лугу. (Цветы – это пленники, приговоренные к смерти, пусть они радуют глаз, омолаживают  сердце и душу всех, кто придет следом за нами, а букеты можно составлять из прекрасных цветов, выращенных человеком).
  5. Не разводи костер в лесу. (После лесных пожаров раны на почве не заживают 15 – 20 лет).
  6. Не разоряй птичьих гнезд. (Маленькие птенцы и звереныши не смогут вырасти без своих родителей).
  7. Не сбивай грибы, даже не съедобные. (Да, ребята, нельзя сбивать даже мухоморы, они помогают расти соснам, елям, березам ими питаются белки, лоси. Многие грибы очищают лес: разрушают пни, поваленные стволы, отмершую листву, они санитары леса).
  8. Не включай громко музыку, не кричи, не шуми.(Нужно ценить и охранять тишину леса, уметь слушать музыку природы: волшебные звуки леса).
  9. Не оставляй после себя беспорядок. (Помните ребята, клочок бумаги разлагается два года. Консервная банка 70 лет, полителеновый пакет несколько веков, а осколки бутылки могут причинить вред даже через 2 тысячи лет.).

Были ли в древние времена законы об охране природы?

а)были;

б) конечно, не было;

в) не было в этом необходимости.

Ответ объяснить.

 Были ли заповедники в царской России?

а) начали появляться;

б) не до них было;

в) конечно, не было.

Ответ объяснить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология растений.Экология животных.

Вашему вниманию предлагается олимпиада по экологии (7 класс) ,состоящая из трех частей: А-14 вопросов,В-2 вопроса,С-2 вопроса....

«Экология природы» и «экология души» в современной литературе.

. Тема взаимоотношения человека и природы стала актуальной в наше время. Анализируя   произведения Ч.Айтматова и В.Астафьева, ребятам  предлагается проследить, как  раскрывается эт...

Факультатив по экологии "Экология - наука выживания"

Тематическое планирование с кратким содержанием по экологии. Понятия о науке экологии, экологической безопасности и экологическом мониторинге. Рассматриваются оболочки Земли и их рациональное использо...

Соревнование по экологии "Юный эколог"

Соревнование на знание экологии. Можно провести как классное мероприятие или общешкольное....

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г. Лунд (Швеция)

Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г...

Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки

Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...