методическая разработка внеклассного мероприятия "Лес не школа, а всему учит"
методическая разработка на тему

Цибульская Татьяна Александровна

Методическая разработка внеклассного мероприятия приурочена к Дню Леса для обучающихся 3-4 классов. Содержит полноценную разработку всего меропрития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра – путешествие

«Лес не школа, а всему учит»

Цель: развитие познавательного интереса обучающихся, их творческих способностей, закрепление знаний о лесе.

 Оборудование: чистые листы, фломастеры, цветные карандаши, карточки для проведения конкурсов, тетрадь с описанием деревьев

Участники: команды 3 – 4 классов

Рекомендации: 

  1. от каждого класса участвует команда из 8 человек
  2. перед проведением игры дать всем классам задание:
  • подготовить и знать хвойные и лиственные деревья Республики Коми
  • выучить названия деревьев на коми языке
  • знать лекарственные травы
  • подготовить легенду о цветке
  • знать растения и животные – барометры
  • знать как можно ориентироваться в лесу без компаса
  • разучить песню «Лесной марш»

Ход мероприятия:

Ведущий:

Еще совсем недавно ярко и тепло грело солнце, весело пели птицы в зеленой листве. Сейчас на улице осень, идет дождь, сыро…

Но мы сегодня ненадолго перенесемся в лето! И пойдем в гости в лесное царство Берендея. Много интересного в лесу! Нужно только смотреть и наблюдать. Но прежде чем зайти в лес, надо знать как вести себя в лесу.

«Разминка»

Задания командам:

Нарисовать плакат или знаки защиты природы ( 4 человека)

Пока часть команды рисует плакат, другая отвечает на вопросы.

- Что такое лес?

- Без чего нет леса?

- Какое основное богатство нашей республики?

(ребята сдают свои рисунки жюри)

Давайте вспомним основные правила поведения в лесу

Игра «Закончи фразу»

Из каждой команды подбегает по одному игроку к столу и дописывает слово. Побеждает та команда, которая правильно составит фразу.

За правильный ответ по 1 баллу

  1. не рви……
  2. не ломай……
  3. не разжигай……..
  4. сохрани………
  5. не бросай…….                                                                                                    63
  6. не бери домой…….
  7. не оставляй………
  8. не разоряй……….

Мы с вами составили правила поведения в лесу. А сейчас мы с вами заходим в лес, где нас ждут много чудес.

Привал 1

Капитаны команд вытаскивают из набора карточек любую карточку, где написаны названия деревьев и сообщают интересные сведения об этих деревьях.

Конкурс команд «Иль березка, иль рябина?»

Каждой команде выдается тетрадь в которой описаны деревья. Команда совещается и записывает ответы. ( 4 человека)

  1. есть что-то радостное, русское в этом деревце, которое всегда и всем улыбается. Ствол чист и гладок, покрыт тонкой блестящей корою. Цветет поздней весной. Цветки мелкие, белые с сильным запахом, плоды сочные. Ягоды обрывают после заморозков. Любят птицы. Что это за дерево? (Рябина)
  2. красивое, высокое, стройное дерево. Покрыто зеленоватой горькой корой. Листья дрожат даже в самый тихий, безветренный день. Корой молодых деревьев кормятся зайцы – беляки зимой. Какое это дерево? (Осина)
  3. теневыносливое дерево. У людей пользуется особой любовью. Высокие вершины украшены гирляндами шишек, которые расклевывают шустрые клесты. В таких лесах строят свои берлоги медведи. Под низко нависшими ветвями прячутся зайцы – беляки. Какое это дерево? (Ель)
  4. одно из ее необыкновенных качеств – стойкость. Ей не страшны никакие ни морозы, ни жара, ни засуха. Одного лишь боится – темноты. Ей нужно много света и солнца. Что это за дерево? (Сосна)
  5. у этого дерева длинные ярко – зеленые ветки не колются. Они очень мягкие и шелковистые. Каждый год меняет свой зеленый наряд. Ее древесина удивительно прочна, не поддается гниению. Какое это дерево? (Лиственница)

Пока одна половина команды отвечает на вопросы, вторая половина собирает из разрезанных карточек дерево. Кто быстрей?

Привал 2

«Зеленая аптека»

Мы продолжаем путешествие в лес. Лес полон загадок и таинств. А сколько в нем разнообразных ягод, цветов, лекарственных трав. Цветы смотрят на нас из травы и умоляют не рвать, а понюхать и полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Лес – это и аптека.

Команды работают с карточками, отвечают на вопросы. В это время болельщикам задаются дополнительные вопросы. За каждый правильный ответ, команда получат по 1 баллу.

Карточки с вопросами:

  1. вот растут два ягодных кустарника. У одного из них нежные кругленькие листочки. Они покраснели и осыпаются. Этот кустарник встретит зиму с голыми веточками. Что это за кустарник? (Черника)

а другой – как был, так и остался. Листья у него жесткие, грубые, блестящие. С такими листьями зимовать не страшно. Что это за кустарник? (Брусника)

  1. какое растение лишнее? Зачеркните.

Мать – и – мачеха, ландыш, зверобой. (Зверобой, так как он цветет летом)

  1. злая, как волчица,

жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же ……….        (крапива)

  1. какое лекарственное растение называют дикой рябиной?  (пижма)
  2. какие болезни вылечивают эти травы?
  • Подорожник
  • Тысячелистник
  • Мать – и – мачеха

Вопросы болельщикам:

  1. где любит расти подорожник?
  2. почему тысячелистник получил такое название?
  3. какой гриб растет под березой?
  4. как по-другому называют гриб, растущий на березе?
  5. из коры какого дерева плетут лапти?
  6. какой гриб растет под осиной?
  7. что находится в белом шарике одуванчика?
  8. кто любит полакомиться ягодами рябины?
  9. лопух среди трав относится к растениям – великанам или растениям – лилипутам?
  10. ядовитые или съедобные ягоды ландыша?

Привал 3.

Конкурс капитанов

Капитаны получают вопросы и отвечают на них. В это время команды называют растения и животных – барометры.

Конкурс капитанов.

Правильный ответ взять в кружок

  1. из древесины какого дерева делают музыкальные инструменты?

Береза, ель, сосна

  1. из какого дерева делают спички?

Береза, осина, сосна

  1. под какое дерево оставил старик свою дочь из сказки «Морозко»

ель, сосна, пихта

  1. какое из растений поражает животных, а человеку оно не опасно?

Пижма, тысячелистник, зверобой

  1. у какого дерева шишки смотрят вверх?

Ель, сосна, пихта

  1. брусника – это

кустарник, полукустарник, трава

привал 4.

Ориентирование

Компас в лесу необходимая вещь, но может случиться, что не окажется компаса или он испортился. Растения и животные могут заменить компас. Назовите приметы, по которым мы можем определить стороны горизонта.

Команды пишут и рисуют приметы. А болельщики рассказывают легенды о цветах.

Финал игры:

Эстафеты

  1. Посади свое дерево. Есть такая пословица «Срубил дерево – посади два». Мы с вами также будем сажать деревья.

Первый участник бежит, «садит» кегли в обруч, второй собирает, передает следующему. И.т.д.

  1. Собери свое дерево. В корзинке лежат орехи по количеству игроков. В них спрятана буква. Первый участник бежит, открывает орех (коробочка от киндер – сюрприза), вытаскивает букву и бежит к столу, подает букву 2 участникам, которые собирают слово. В одном орехе может быть пустая карточка, значит, игрок ищет другой орех. И так, пока все карточки не будут на столе. Побеждает та команда, которая быстрее составит слово.
  2. Найди название дерева на коми языке.

Первый участник бежит и берет карточку, где написано название дерева на русском языке. Прочитав название дерева на русском языке, подбегает к карточкам, где название деревьев написано на коми языке и выбирает нужную карточку. Побеждает та команда, которая правильно определила название деревьев на коми языке.

Черемуха – льом пу

Ель – коз пу

Рябина – пелысь

Сосна – пожом

Пихта – ньыв пу

Осина – пипу

Береза – кыдз пу

Лиственница – ниа пу

Пока жюри подводит итоги все ребята исполняют песню «Лесной марш»

Привал 5

Награждение

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

методическая разработка на тему:профессия-пекарь Хлеб - всему голова!

методическая разработка на тему:профессия-пекарь Хлеб - всему голова! В каждом зёрнышке пшеницыЛетом и зимойСила солнышка хранится,И земли родной.И расти под небом светлым,Строен и высок,Словно Родин...

Методическая разработка внеклассного общешкольного мероприятия в форме театра-лизованного представления «Суд над наркотиком» для 6 – 9 классов общеобразователь-ной школы и 6 – 9 классов коррекционной школы VIII вида

Внеклассного общешкольного мероприятия «Суд над наркотиком» проводился для учащихся 6 - 9 классов общеобразовательной и коррекционной школы VIII вида в рамках недели физики, химии и ОБЖ «Безопасная фи...

Методическая разработка внеклассного развивающего занятия «Учусь общаться»

Умение работать в команде, продуктивно разрешать конфликтные ситуации, публично представлять результаты своей работы, является сегодня актуальным во многих сферах деятельности. Занятие направлено на р...