Литературный вечер, посвященный творчеству А,А, Ахматовой
план-конспект урока (9 класс) на тему

Архипова Ольга Владимировна

Литературный вечер, посвященный творчеству А,А, Ахматовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anna_akhmatova.docx177.44 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный вечер,

посвященный творчеству А.Ахматовой

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/103/711/103711637_77B56E3039D24113B730D72C8640DA1B_mw800_s.jpg

Цели и задачи:

  1. Пробудить в учащихся интерес к поэзии А. Ахматовой через ее биографические данные, отметив трагические страницы ее жизни.
  2. Воспитать любовь к русской культуре.
  3. Развивать навыки и умения выразительного чтения стихотворения, анализировать лирические произведения.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический методы:
– выразительное чтение стихотворения;
– инсценирование;
– вопросно-ответная беседа.

Оборудование: портрет А.А. Ахматовой, книжная выставка, высказывания об Ахматовой.

Предварительная работа: подбор материалов, разучивание стихотворений.

План:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Литературный монтаж-композиция.
  3. Выводы и обобщения.
  4. Заключительная часть урока.

(Помещение затемнено. На доске портрет А. Ахматовой, окруженный свечами. Учащиеся сидят группами, на каждом столе томики стихотворений Ахматовой, свеча. В глубине класса сидит ученица, исполняющая роль Ахматовой. Перед ней на столике зажженная свеча, перо в чернильнице. Играет тихая медленная музыка. Ученики разделены на группы:
1-я группа – ведущие (готовят сообщения о жизни А.Ахметовой);
2-я группа – учат наизусть стихи, готовят краткий анализ);
3-я группа – “Музыканты” (готовят музыкальное cопровождение).)

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя:

– Сегодня, ребята, этот вечер мы посвящаем творчеству великой Сафо XX столетия, первому открывателю женской поэзии, “не поэтессы, а поэта”, как она сама говорила, – творчеству Анны Андреевны Ахматовой.

Чтец 1:

Узкий, нерусский стан –
Над фолиантами.
Шаль из далеких стран
Пала, как мантия.
Вас передали одной
Ломаной черной молнией,
Холод – в веселье, зной –
В вашем унынии.
Вся ваша жизнь – озноб,
И завершится чем она?
Облачный темен лоб
Юного демона,
… В утренний сонный час, –
Кажется, четверть пятого, –
Я полюбила вас
Анна Ахматова!

Ведущий 1: Это слова одной великой русской поэтессы Марины Цветаевой о другой.

Поэт не человек, он только дух –
Будь слеп он, как Гомер, –
Иль, как Бетховен, глух, –
Все видит, слышит, всем владеет.

– А это строки Ахматовой. Анна Андреевна Ахматова прожила долгую и трудную жизнь. Родилась в конце прошлого века, в 1889 г., умерла в 1966 году, всего тридцать с лишним лет тому назад. Впрочем, умерла ли она? На наш взгляд, нет. Потому что

Поэт в России – больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.

А ей действительно, не было ни уюта, ни покоя. Жизнь Ахматовой – это жизнь русского поэта, разделившего все испытания, которые выпали на долю народа, заслужившего право говорить от его имени, узнавшего всенародную любовь и признание.

Моей музой оказалась мука.
Она со мною кое-как прошла
Там, где нельзя, там, где живет разлука,
Как хищница, отведшая зла!

(Гаснет свет, в глубине класса зажигается свеча, в кресле сидит Поэт.) (Ученица, изображающая поэта):

“Я родилась в один год с Чарли Чаплином, “Крейцеровой сонатой”, Эйфелевой башней. В то лето Париж праздновал 100-летие падения Бастилии 1889 г., а в ночь моего рождения справлялась и справляется знаменитая Древняя “ Иванова Ночь” – 23 июня. Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным именем … Годовалым ребенком я была перевезена из Одессы на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет.

Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в “Царскосельскую Оду”. Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет – древний Херсонес, около которого мы жили! Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по – французски.

Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина (“На рождение порфиродного отрока”) и Некрасова (“Мороз, Красный нос”). Эти вещи знала наизусть моя мама. Училась я в Царскосельской женской гимназии…..”

Ведущий 2:

Семья была большая: мать Ирина Эразмовна (урожденная Стогова), отец Андрей Антонович, сестры Ирина, Инна, Ия, братья Андрей и Виктор.

Наиболее близка детям была мать натуры, по-видимому, впечатлительная, знавшая литературу, любившая стихи. Впоследствии Ахматова в одной из “Северных элегии” посвятит ей проникновенные строки:

Поэт (читает ученица):

… И женщина с прозрачными глазами
(Такой глубокой синевы,
что море нельзя не вспомнить,
поглядевши в них)
С редчайшим именем и белой ручкой,
И добротой, которую в наследство
Я от нее как будто получила,
Ненужный дар мой жестокой жизни.

Ведущий 3:

Об отце, по-видимому, всегда несколько отдаленном от семьи и мало занимавшемся детьми, Ахматова почти ничего не написала, кроме горьких слов о развале семейного очага после его ухода.

Поэт:

“В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов….”

Ведущий:

В Царском Селе, писала она дальше….

Поэт:

“…. Делала все, что полагалось в то время благовоспитанной барышне. Умела сложить по форме руки, сделать реверанс, учтиво и коротко ответить по-французски на вопрос старой дамы, говела на Страстной в гимназической церкви. Изредка отец… брал с собой в оперу (в гимназическом платье) Марлинский театр. Я Бывала в Эрмитаже, в музее Александра III. Весной и осенью в Павловске на музыке – вокзал… . Музей и картинные выставки… Зимой часто на катке в парке…”

Ведущий 1:

Когда отец узнал, что дочь пишет стихи, он выразил неудовольствие, назвав ее почему “декадентской поэтессой”. По сохранившимся в памяти отца представлениям, заниматься дворянской дочери стихами, а уж тем более их печатать совершенно непозволительно.

Поэт:

“Я была как овца без пастуха. И только 17 летняя шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы… Мне потому пришло на ум взять себе псевдоним, что папа, узнав о моих стихах, сказал: “Не срами мое имя”. – “Не надо мне твоего имени!”– сказала я”.

Ведущий 2:

В 1910 г. Анна Ахматова вышла замуж за поэта Николая Гумилева, а в 1912 году у них родился сын Лев. С этой поры ей подолгу довелось жить в имении свекрови, В Слепневе, под Бежецком. Нелегко пришлось здесь на первых порах “Царскосельской веселой грешнице”, так шутя называла себя Ахматова. А ее муж, Гумилев, посвятит ей следующие строки:

Чтец 2: 

Кто объяснит нам, почему
У той жены всегда печальной
Глаза являют полутьму,
Хотя и кроют отблеск дальний?

Зачем высокое чело
Дрожит морщинами сомненья,
И меж бровями залегло
Веков тяжелое томленье?
И улыбаются уста
Зачем загадочно и зыбко?
И страстно требует мечта,
Чтоб этой не было улыбки.
Зачем в ней столько тихих чар?
Зачем в очах огонь пожара?
Она для нас больной кошмар
Иль правда горестней кошмара:
Зачем, в отчаяньи мечты,
Она склонилась на ступени?
Что надо ей от высоты
И от воздушно-белой тени?

Ведущий 3: В 1912 вышел первый сборник стихов “Вечер” – с предисловием М. Кузьмина, а спустя два года – второй сборник “Четки”. Эти первые книги отличались прежде всего искренностью, непосредственностью живого чувства и принесли ей известность. Она оказалась рядом не только с автором “Соловьиного сада”, навсегда оставшимся для нее Богом, но и с целым сонмом крупных и ярких поэтических миров – с Брюсовым, Бальмонтом, Сологубом, Есениным, Маяковским.

После появления в 1917 году сборника “Белая стая” стали говорить о “загадке Ахматовой”. Сам талант был очевидным, но непривычна, а значит, и неясна была его суть. Примечательным остается стихотворение, вошедшее в этот сборник, “Как невеста, получаю…” (чтец читает стихотворение)

Ведущий 1: Именно такой и изобразил ее советский живописец, график и скульптор Натан Исаевич Альтман. Мы знаем, что судьба наградила Ахматову счастливым даром: внешний облик – “патрицианский профиль”, скульптурно очерченный рот, поступь, взор, осанка – отчетливо и красноречиво выражал личность, ее богатство, ее духовность. Именно это и хотели передать в своих творениях известные художники К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, Верейский, французский художник Амадео Модильяни. (рассматриваются картины)

Ведущий 3: Своего рода итогом пройденного Ахматовой до революции пути следует по праву считать ее стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно…”, написанное в 1917 г. И представляющее собой яркую инвективу, направленную против тех, кто годину суровых испытаний собрался бросить Родину:

Чтец:

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: “Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид.”
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Ведущий 1:

Это произведение не оказалось одиноким! Через 5 лет, в 1922 г., Анна Андреевна напишет примечательное стихотворение “Не с теми я, кто бросил землю…” (чтение стихотворения).

Ведущий 2:

… Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.

Это о первом муже Ахматовой, известном русском поэте Н.С. Гумилеве, расстрелянном в 1921 г. по подозрению в участии в контрреволюционном “таганцевском” заговоре, и ее сыне Льве Николаевиче Гумилеве, дважды репрессированном, впоследствии крупном ученом, который занимался проблемами этнографии и этнопсихологии.

Чтец:

Это было, когда улыбался
Только мертвый спокойствию рад
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных Марусь.

Ведущий 3:

Казалось, железный круг все с большим ожесточением сжимался вокруг нее. Именно тогда к ней пришла идея возвести памятник сыну и другим жертвам Сталинской тирании. Исподволь приходили к ней строки, которые составляли одно из самых удивительных произведений тех лет – “Реквием”. Однажды Ахматова сказала в разговоре о ней: “А на что они рассчитывали? Что я буду видеть и молчать?”

Поэт:

“В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то опознал меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо: “А это вы можете описать?” И я сказала: “Могу”. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом”

Ведущий:

В труднейшие дни Великой Отечественной войны, когда фашистская армия рвалась к Ленинграду, всю страну облетела ее “Клятва”.

И та, что сегодня прощается с милым,
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.

А в 1942 г. под ее пером родились строки такой силы, что их одних хватило бы, чтобы имя Поэта стало бессмертным!

Ведущий:

А. Ахматова была одной из первых женщин, душу которых опалил красный террор: 25 сентября 1921 г. расстрелян муж, 10 марта 1938 г. арестовывают сына. Начинается бесконечное стояние матери в тюремных очередях.

(Звучит “Реквием” Моцарта. Под тихое сопровождение чтецы читают главы из поэмы “Посвящение”, “Приговор”, “Эпилог”.)

Свободным и чистым себя пронесем,
И внукам дадим и от плена спасем
НАВЕКИ!

Ведущий:

Были написаны стихи и о блокадных детях, которые и сейчас невозможно читать без душевного смятения:

(Стихотворение памяти Вали Смирнова, погибшего при артиллерийском обстреле в Ленинграде в 1942 г.)

Ведущий:

Тогда же писала она и свою “Поэму без героя”, эту поэму Совести, где сопоставляются эпохи, произносится окончательный приговор маскарадному миру предреволюционных лет. Она, возвращается в этой поэме к годам молодости, но всею душою находится в воюющей современности. Ее чеканные строки о России отступающей и России наступающей поистине классичны – в высоком смысле этого слова:

От того, что сделалось прахом
Не сраженная смертным страхом
И, отмщения зная срок,
Опустивши глаза сухие
И сжимая уста, Россия
В это время игла на Восток.

Поэт:

“Я посвящаю эту поэму памяти ее первых слушателей – моих друзей и сограждан, погибших в Ленинграде во время осады. Их голоса я слышу и вспоминаю их, когда читаю поэму вслух, и этот тайный хор стал для меня навсегда оправданием этой вещи” (Ташкент, 1942г.)

(Чтение отрывков.)

Ведущий:

В 1946г. вышло в свет постановление ЦК ВКП (б) о журналах “Звезда” и “Ленинград”, в котором уничтожающей критике было подвергнуто творчество Ахматовой, Зощенко и некоторых Ленинградских литераторов. Перед творческой интеллигенцией Ленинграда выступил секретарь ЦК ВКП(б) А. Жданов. Он утверждал, что природа поэзии Ахматовой чужда народу: “До убожества ограничен диапазон ее поэзии, – взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и молельной. Основные темы у нее – любовно-эротические темы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности.”

Ведущий:

У Ахматовой было отобрано все – возможность продлить работу, быть членом СП, печататься. Даже продуктовые карточки были у нее отобраны. Но в ней оставалась вера в торжество правды:

Поэт:

Забудут? – Вот чем удивили!
Меня забывали не раз,
Сто раз я лежала в могиле,
Где, может быть, я и сейчас.
А муза и глохла, и слепла,
В земле истлевала червом
Чтоб после, как Феникс из пепла,
В эфире восстать голубом.

Ведущий:

В то время она занималась переводами, выбирала поэтов, в чьих стихах находила созвучное своему творчеству. За переводческую деятельность, за пропаганду иноязычных поэтов была награждена грамотами Президиума Верховного Совета бывшего СССР.

В 1964г. Ахматова была отмечена международной литературной премией Этна-Таормина, а спустя год Оксфордский Университет в Англии удостоил ее звания почетного доктора.

И тебе еще мало по-русски
И ты хочешь на всех языках.
Знать, как круты подъемы и спуски,
И почем у нас совесть и страх.

Поэт:

“Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя со временем; с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.”

Чтец: стихотворение “Так не зря мы вместе бедовали”

Ведущий:

5 марта 1966 г. Анны Ахматовой не стало. Но голос ее не умолк. Тысячу раз была она права, когда заметила: “И если поэзии суждено отцвести в XX веке именно на моей Родине, я смею сказать, что всегда была радостной и достоверной свидетельницей… . И я уверена, что еще и сейчас мы до конца не знаем, каким хором поэтов мы обладаем, что русский язык молод и гибок, что мы еще не совсем недавно пишем стихи, что мы их любим и верим им…”

Учитель:

Только большим поэтам суждено преодолеть время. Ахматова – из их числа. Многие поколения читателей находили в ее стихах воплощение собственных чувств.

Твардовский писал: “Поэзия Ахматовой – это прежде всего подлинность, невыдуманность чувств, поэзия, отмеченная необычайной сосредоточенностью нравственного начала…”

“Я читаю книгу Ахматовой как откровение человеческой души, примером своим облагораживающей мою жизнь и жизнь всех людей, которые склоняют головы перед песней ее откровения”, – писал поэт И.Дудин. Или же рождены следующие строчки:

Чтец: стихотворение “Летят года”

Учитель:

Я притворюсь беззвучною зимой
И вечные навек захлопну двери,
И все-таки узнают голос мой,
И все-таки ему поверят. –

писала Ахматова в одном из стихотворений , и, действительно, прочитав в учебнике ее имя, как она сама говорила: “Пусть когда-нибудь имя мое прочитают в учебнике дети…”, мы узнали ее голос, правдивый, честный голос совести, голос патриота, и поверили ей.

Свободное и чистое слово – это ее самое драгоценное наследие, ее дар. Мужество – одна из самых замечательных черт этой женщины. Она хранит его в дни всенародных бедствий и тяжелых бед. Ее стихам дана власть нести слово мужества людям.

3. Выводы и обобщения.

4. Подведение итогов.

Тема: Анна  Ахматова в  литературной  гостиной.

«Поэты не рождаются случайно!»

Цели:

1. Лирика Ахматовой, как и всякая, трудна, поэтому, чтобы понять ее, нужно войти в           эпоху ее творчества.

 Итак, цель урока, эмоционально, используя другие виды  искусства,  как музыка, живопись, театр, компьютер окунуть учащихся в эпоху "Ахматовскую" и  понять тематику, проблематику ее поэзии, ознакомить с главными этапами ее творчества.

2. Воспитание позитивного отношения к жизни на примере жизни "подвига" поэтессы.

3. Воспитание патриотических чувств. Настоящие патриоты не бросают свою родину, свой народ в трудное для нее время. Родина одна.

Оборудования  урока:

1. Портрет Анны Ахматовой.

2. На компьютере – экспонаты из музея  Ахматовой

3. Фонограмма с песнями на слова Ахматовой.

4. Сборники стихов.

Полутемная гостиная. Столы, покрытые скатертью, на столах красивые подсвечники со свечами, цветы, сборники стихов Анны Ахматовой, в рамке ее портрет. На доске - эпиграф  урока.

Эпиграф  

Поэт обязан быть красивым

Нестыдной правды наготой.

Михаил  Дудин.

Ход  урока.

Учитель - вступительное слово.

        - Память - преодоление времени, преодоление смерти. Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но, благодаря, памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим.

        И  всегда, чтобы понимать произведение искусства, надо знать условия творчества, личность художника и эпоху. Как говорит Дмитрий Лихачев, "искусство нельзя поймать голыми руками. Слушатель должен быть вооружен знаниями, сведениями. Понимание текста есть понимание всей стоящей за текстом жизни своей эпохи".

        Сегодня мы вас приглашаем в эпоху Анны Андреевны Ахматовой, в ее поэтическую гостиную.

Поэты не рождаются случайно,

Они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.

 

Глаза таких божественных посланцев

Всегда открыты и верны мечте,

И в хаосе проблем их души вечно светят тем

Мирам, что заблудились в темноте.

 

Они уходят, выполнив заданье,

Их отзывают высшие миры,

Неведомые нашему сознанью,

По правилам космической игры.

 

Они уходят, не допев куплета,

Когда в их честь оркестр играет туш:

Актёры, музыканты и поэты-

Целители уставших наших душ.

 

В лесах их песни птицы допевают,

В полях для них цветы венки совьют,

Они уходят вдаль, но никогда не умирают

И в песнях и в стихах своих живут.

                                                                  И.Тальков.

        Эпиграф  урока... (см. выше)

        Итак, Анна  Ахматова…  Трудным и сложным был жизненный и поэтический путь ее. Начав с акмеизма, она пришла в течение своей долгой и напряженно прожитой жизни к  реалистичности и историзму. Титулованная когда-то званием "Сафо 20 столетия" она стала всемирно известным поэтом. Классическая строгость ее стихов, их ясность, редкое чувство гармонии ставят Ахматову в число выдающихся мастеров поэзии XX столетия. Ее стихи переведены на все основные языки мира. Ахматова была избрана почетным доктором литературы Оксфордского университета, ей присудили Международную поэтическую премию.… Но эти награды и признание пришли к ней, к сожалению, в последние годы жизни.

        А в 1921 году в Царском Селе она записала:

                Здесь столько лир повешено на ветки,

                Но и моей как будто место есть…

        Да, ахматовская жизнь и поэзия с такою большою силой лирического действия перестает быть только личною ценностью, а обращается в силу, подъемлющую дух всякого, воспринявшего ее. Одержимые ею, мы более ценной, более великой видим и  свою, и чужую жизнь.

        Итак, добро  пожаловать, в  поэтический и  человеческий  мир  Анны  Ахматовой.

                (звучит  классическая  музыка)

Вбегают сплетники, все элегантных костюмах, с папками.

        - Вы слышали, Ахматова и Зощенко исключены из Союза  писателей?

        - Правильно, они давно исписались.

        - Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны.

        - Да, вы правы, коллега, соцреализмом  там и не пахнет.

        - Да что она, вообще, собой представляет? Видел как-то: вся в черном, туфли                                                                     столетней  давности, но держится… я вам скажу…

 Они проходят. Музыка усиливается. Из темноты появляется Анна Ахматова.

        - Я родилась 23 июня 1889 года под Одессой. Годовалым ребенком я была перевезена на Север – в Царское Село. Мои первые воспоминания  царскосельские: зеленое сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал…

        Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В 5 лет, слушая как учительница ,занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски.

        Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет.

Ученик:

  1. Сюда ко мне поближе сядь

      Гляди веселыми глазами:

      Вот эта синяя тетрадь

     С моими детскими стихами.

    2.   "Синяя тетрадь" осталась только в стихах Анны Ахматовой. Детские свои стихи она уничтожила.

Продолжает Ахматова.

        - Училась я в Мариинской женской гимназии. Сначала плохо, а потом лучше…Ежедневный путь в школу и из школы пролегал по улицам, засаженным липами.

Вспоминает подруга ( ученица )

         В старших классах гимназии Анна Горенко даже в мелочах заметно отличалась от остальных гимназисток. Ее одноклассница вспоминала: "У Горенко была какая-то другая форма, не такая, как у всех: из мягкой и дорогой ткани, и покрой особый, не стандартный, и сидела не мешком, а как влитое, да и цвет не коричнево-школьный, а густо-шоколадный, как раз такой, что при ее бледности и серо-зеленых бархатных глазах "личил", а не "убивал"                                      

Ахматова:

         -Однажды под Рождество "мы пошли из дому с подругой прикупить какие-то милые украшения для елки". Был чудесный солнечный день, липы в морозном серебре. Около Гостиного двора мы встретились с "мальчиками Гумилевыми, Митей и Колей-гимназистом. И они проводили нас до дому"

Выходит Гумилев и останавливается на другом конце гостиной, на него падает свет.

Ученик:

        -Гумилев - одна из наиболее знаменитых фигур в литературной жизни начала века. Он много печатается, читает лекции, работает в издательстве "Всемирная литература", руководит петроградским отделением Союза поэтов.

Ахматова идет навстречу

        -В ремешках пенал и книги были,

        Возвращалась я домой из школы,

        Эти липы верно не забыли

        Нашей встречи, мальчик мой веселый?

Гумилев:

           Я люблю ее деву-ундину

        Озарённую  тайной ночной.

        Я люблю ее взгляд заревой

        И горящее  негой рубины…

Они встречаются.

Анна:

        -Я ничуть не была заинтересована этой встречей.  В сероглазого, высокомерного с виду и очень неуверенного в себя 17-летнего гимназиста, уже поэта, к тому же символиста, я конечно, не влюбилась, но встреча эта всё-таки заинтересовала меня.

Гумилев: 

        -А ты мне сразу понравилась и я, возвращаясь из гимназии, часто "маячил" в ожидании тебя.

Анна:                                                                          

        -Помнишь уже через несколько дней ты подарил мне шедевр "Tertian Virgilian" своего метра Брюсова.

 Гумилёв:

        -Помню. Но куда больше радости  доставил тебе мой следующий подарок-томик Блока "Стихи о прекрасной Даме"

Ахматова (вспоминая)

        Предчувствую тебя. Года проходят мимо-

        Всё в облике одном, предчувствую тебя.

        Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

        И молча жду,- тоскуя и любя.

Гумилёв:

        -Ты начала избегать меня, но в начале лета 1905 года я выследил, подкараулил в парке и оживлённый, весёлый, говорил-говорил…

Я поеду в Париж, в Африку, когда окончу  гимназию…, я готовлю сборник стихов, даже название придумал…

(и вдруг становится на колени и торжественно)

Я прошу Вас Анна, стать моей женой!

Анна:

        -Твоей женой? Да как ты смеешь? У тебя никто не умирал, у тебя есть всё: и свой дом, и отец…Париж…Африка.… Какая Африка, когда столько горя. Стреляют, вешают, бросают бомбы.… Твоей женой…

Гумилёв поднимается, уходит, останавливается в другом конце гостиной.

Анна:

        -Он не повернулся и ушёл. Не сказал не единого слова.… О, если бы он обернулся.

Ученица:

        -11июня 1905 года ей исполнилось 16 лет.

Учитель:

        Вот так они проживут жизнь - и вместе и врозь. Ни он, ни она никогда не забудут и день их  

встречи, а она не забудет своей первой женской вины и бессмысленной, безответственной жестокости.

Звучит песня" Мы эхо" в исполнении  Анны Герман. Гумилёв читает своё стихотворение "Я и вы" (отрывок.)

        -Да, я знаю, я вам не пара,

        Я пришёл из иной страны,

        И мне нравится не гитара,

        А дикарский напев зурны.

                Не по залам и по салонам

                Тёмным платьям и пиджакам-

                

                Я  читаю стихи драконам,

                Водопадам и облакам.

        Я люблю как араб в пустыне

        Припадает к воде и пьёт,

        А не рыцарем на картине,

        Что на звёзды смотрит и ждёт…

Анна как  в  ответ читает своё стихотворение

        Пока не свалюсь под забором

        И ветер меня не добьёт,

        Мечта о спасение скором

        Меня, как проклятая, жжёт.

                Упрямая, жду, что случится,

                Как в песне случится со мной-

                Уверенно в дверь постучится

                И, прежний, весёлый, дневной,

        Войдёт он и скажет: " Довольно,

        Ты видишь, я тоже простил",-

        Не будет ни страшно, ни больно…

        Ни роз, ни архангельских сил.

                Затем и в беспамятстве смуты

                Я сердце моё берегу,

                Что смерти без этой минуты

                Представить себе не могу.

Ученица:

        - В "Поэме без героя", начатой в 1940 году, она, вспоминая себя в юности, скажет сурово, просто, бесслёзно: "С той, какою была когда-то…, снова  встретится, не хочу".

Опять усиливается песня "Мы эхо". Гумилёв и Ахматова идут навстречу. Гумилёв радостно:

        - Наконец-то 25 апреля 1910 году состоялось наше венчание и спустя неделю мы отправились во Францию, в свадебное путешествие.

Анна:

         -1 октября 1912 года родился наш единственный сын Лев.

Музыка. Ученики:

1. В ночь на 4 августа 1921г. Арестован Николай Гумилёв

2. 16 августа написано стихотворение "Не бывать тебе в живых"

3. 25 августа без суда и следствия по приговору Ревтрибунала замечательный русский поэт был расстрелян по подозрению в контрреволюционном  заговоре.

4. Оправдан он был лишь в 1990 году.

                                                   Музыка

Учитель: (общение данного этапа жизни)

          -Любовь явилась тем поэтическим открытием, которое позволяет говорить о поэзии Ахматовой как о новом явлении в русской лирике 20 века. В отличие от романтически настроенных символистов, акмеисты (в том числе и Ахматова) выступали за необходимость вернуть поэзии ощущение реальной жизни. Анна в своих стихах была очень женственна, но в то же время властна и энергична. Любовь в стихах поэтессы никогда не бывает спокойной. Это и взлёт, и падение, и первая встреча, и разрыв.

Ученики читают наизусть 2-3 стихотворения о любви. Учитель продолжает:

        -  Вот так закончился первый этап, счастливый этап её жизни, счастливый в отношении творчества.

В 1915 году Ахматова написала посвящённое мужу стихотворение "Колыбельная", в котором есть уже ощущение  горя.

        Было горе, будет горе,

        Горю нет конца.

        Да хранит святой Егорий

        Твоего отца.

         Как будто Анна чувствовала, что с этого времени горе будет почти постоянным спутником её жизни.

Стихотворение "Я гибель накликала милым…"

         - Книги "Белая стая"(1917г.), "Подорожник"(1921г.), "Anna Domini"(1922г.) упрочили за Ахматовой славу поэта, однако следующей книге её стихов суждено было увидеть свет лишь в 1940 году, спустя 18 лет.

Реплика сплетника:

-Позвольте, говорят, Анна Ахматова не приняла революцию?

Из темноты ученица читает стихотворение "Не с тем я, кто бросил землю".

        Не с теми я, кто бросил землю

        На растерзание врагам

        Их грубой лести я не внемлю,

        Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключённый, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

        А здесь, в глухом чаду пожара

        Остаток юности губя,

        Мы не единого удара

        Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслёзней,

Надменнее и проще нас.

Учащиеся:

        -В голодном 1919 году из Москвы Ахматова вернулась в Петроград, под крыло Максима Горького. Пользуясь своей славой "буревестника революции", Горький организовал в Петрограде комиссию по оказанию помощи работникам науки и культуры. Лошадь, которая развозила по квартирам пайки тем, кто уже не мог добраться до раздаточного пункта, Анна называла "горькой лошадью".

-"Вот едет горькая лошадь".

        Но ей в 1919 г. "горьких" пайков не досталась. Тем не менее в Питере умереть с голоду ей не дали: сначала слегка подкармливала подруга, потом в борьбу по спасению голодающей Ахматовой включилась Лариса Рейснер ( любовница Гумилёва ). "Ахматова превратилась в ужасный скелет, одетый в лохмотья. Ещё в туберкулёзе",- в полном недоумении писал жене Чулков, друг Ахматовой.

        -С наступлением нэпа, к середине 20 годов жизнь стала чуточку и сытнее, и чище, но Анну Ахматову общее улучшение бытовых условий почти не коснулась, она ещё несколько лет продолжала жить в доме, который, хотя и носил громкое имя "Мраморный дворец" для жилья был совершенно не приспособлен. Не было ни кухни, ни водопровода, даже свет здесь включали намного позже, чем везде, после того, как окончательно стемнеет. Но она остаётся в России, хотя

Ученица:

        Мне голос был. Он звал утешно,

        Он говорил: "Иди сюда,

        Оставь свой край глухой и грешный,

        Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и оби".

        Но равнодушно и спокойно.

        Руками я замкнула слух,

        Чтоб этой речью недостойной

        Не осквернился скорбный дух.

  -Но тяжёлая жизнь окупалась поэтическим триумфом, когда в 1921г. 6 тысяч её книг, несмотря на холод, голод вмиг исчезали с книжных прилавков.

                          Музыка "Утомлённое солнцем…"

Учитель:

-В 1933г. впервые арестовали сына Льва Гумилёва и через несколько дней выпустили, но Анна Ахматова, после 4-летнего молчания вдруг пишет стихотворение "Привольем пахнет дикий мёд."

        Привольем пахнет дикий мёд,

        Пыль - солнечным лучом,

        Фиалкою – девичий рот,

        А золото – ничем.

Водою пахнет резеда,

И яблоком – любовь,

Но мы узнаем навсегда,

Что кровью пахнет только кровь…

                 

Музыка усиливается, Анна Ахматова встаёт, идёт вперёд.

          - В период культа личности имя моё было под запретом, ругань шла как вода по водопроводу, при обысках снимали со стен мои портреты. Между 1925-39 годами меня перестали печатать совершенно. Тогда я присутствовала при своей гражданской смерти. А мне было всего 35 лет.    Быть забытой и критикой, и читающей публикой, когда находишься в полном расцвете  творческих сил, тяжело.

        Сегодня я догадалась, в чём состоит моя вина перед человечеством, какое я совершила преступление, за которое мне не перестают мстить: я писала стихи, которые нравились и продолжают нравиться людям. Это очевидно, нельзя простить.

Ученица стихотворение "О, знала ль я…"

        О, знала ль я, когда в одежде белой

        Входила Муза в тесный мой приют,

        Что к лире, навсегда окаменелой,

        Мои живые пальцы припадут.

О, знала ль я, когда неслась, играя,

Моей любви последняя гроза,

Что лучшему из юношей, рыдая,

Закрою я орлиные глаза.

        О, знала ль я, когда томясь успехом,

        Я искушала дивную Судьбу,

        Что люди скоро беспощадным смехом

        Ответят на предсмертную мольбу.

Анна продолжает:

Начало второй мировой войны, 1940 год,- это башня, с которой я заново обозревала и оценивала свою жизнь, жизнь своего народа

        "Из года сорокового

        Как с башни на всё гляжу…"

Ученик:

-"Звёзды смерти стояли над нами",- пишет Ахматова о войне

"Клятва"

        И та, что сегодня прощается с милым,-

        Пусть боль свою в силу она переплавит.

        Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

        Что нас покориться никто не заставит.

Другой ученик: стихотворение "Мужество"

        Мы знаем, что ныне лежит на весах

        И что совершается ныне.

        Час мужества пробил на наших часах,

        И мужество нас не покинет

        Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

        Не горько остаться без крова,-

        Но мы сохраним тебя, русская речь,

        Великое русское слово.

        Свободным и чистым тебя пронесём,

        И внукам дадим, и от плена спасём,

                        Навеки!

Первый ученик продолжает:

-Но война пощадила Анну Ахматову.

Ученица:

         1.-Во время Великой Отечественной войны Ахматова два с половиной года провела в Ташкенте. В эти трудные годы до нас, оставшихся в осаждённом Ленинграде, доходили скупые, отрывочные известия о её жизни и работе в Средней Азии. Но 1 июня 1944 года она вернулась в Ленинград. Вспоминает Мануйлов: "Вскоре 11 июня я видел Анну Андреевну в городе Пушкине, в городском Доме культуры. Отмечалась очередная годовщина со дня рождения Пушкина. Город, носящий имя поэта, был освобождён недавно, большой зал был переполнен. В торжественном собрании выступила и Ахматова ,и прочла свой всем хорошо известные стихи о Пушкине- лицеисте.

        2. Смуглый отрок бродил по аллеям,

        У озёрных грустил берегов,

        И в столетие мы лелеем

        Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрёпанный том  Парни…

        3.-Давние стихи молодой Ахматовой звучали в этот день как-то по-новому. Голос её звучал ещё совсем молодо, и это стихотворение как-то особенно взволновало всех. Сколько всего было пережито! И Пушкина, и вещее его слово мы пронесли через испытания военных лет, как что-то родное и близкое каждому из нас"

Музыка усиливается. Друзья об Анне Андреевне

Выходят друзья, подходят к ней, здороваются, кто-то целует в щёчку, кто-то треплет по плечу. (Среди друзей Недоброва, Гинзбург, Ильина, Ходасевич, Лидия Чуковская, Чуковский, Мануйлов, Чулков) и т.д.

        -Стихи Анны очень просты, немногоречивы, в них она сознательно умалчивает о многом- и едва ли не это составляет их главную прелесть. Их содержание всегда шире и глубже слов.

        -Её стихи сотворены, а не сочинены…, средства берутся ею те, которые непосредственнее трогают в душе нужную…струну. Её стихи волнуют очень сильно, и не одним только лирическим волнением, но и всеми жизненными волнениями, возбуждают к деятельности творческую способность.

        -Аннушка умела радоваться, казалось бы, незначительным вещам. Она была требовательна в больших делах, поступках, в отношениях к людям…и по-детски умела радоваться пустякам: запела ли птица, расцвёл ли цветок, зажглось ли небо вечерним светом. И особенно ценила она простое внимание друзей своих и сама была хорошим другом.

        -Анну Андреевну я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Николая Гумилёва. Это были годы её первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло 2-3 года, и в её глазах, в осанке, в обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта её личности: величавость. Не спесивость, а именно величавость: нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии.

        -Даже в очереди за керосином и хлебом, даже в поезде, в жёстком вагоне, даже в ташкентском трамвае, всякий не знавший её чувствовал её "спокойную важность" и относился к ней с особым уважением, хотя держалась она со всеми очень просто и дружественно, на равной ноге.

        -Замечательна в её характере и другая черта. Она была совершенно лишена чувство собственности. Не любила и не хранила вещей, расставалась с ними удивительно легко.

Конечно, она очень ценила красивые вещи (показываются вещи из музея Ахматовой по  компьютеру). Старинные подсвечники, восточные ткани, гравюры, иконы древнего письма то и дело появлялись в её скромном быту, но через несколько недель исчезали.

 Даже книги, за исключением самых  любимых, она, прочитав, отдавала другим. Только Пушкин, Библия, Данте, Шекспир были её вечными спутниками, и она нередко брала их…в дорогу. И чаще всего она расставалась с такими вещами, которые были нужны ей самой.

        -А помните, как - то в двадцатом году, в пору лютого петроградского голода, мы собрались у неё. А ей досталась от какого-то заезжего друга большая банка, полная сверхпитательной, сверхвитаминной "муки" "Нестле." Одна маленькая чайная ложка этого густого концентрата, разведённого в кипячёной воде, представлялась нашим голодным желудкам недосягаемо- сытным обедом. Было поздно, гости ушли, я почему-то замешкался и несколько позже других вышел на тёмную лестницу. И вдруг…она выбежала за мною и сказала обыкновенным голосом: "Это для вашей…для Мурочки…" И в руках у меня очутилось драгоценное "Нестле". Передо мной захлопнулась дверь, и сколько я не звонил, не открылась. Таких случаев я помню очень много.

        -Гневалась она и вступала в споры лишь, когда речь касалось предметов, Близко принимаемых ею к сердцу. По другим поводам до споров и опровержений не снисходила. Как бы порой не приходилось ей тяжко, она никогда не жаловалась, не роптала, а с присущим ей величием жила, влюблённая в жизнь.

        -Вспоминая Ахматову, непременно встречаешься с темой культуры, традиций, наследия. О воздействии русской классики на поэзию Ахматовой много уже говорили. В этом ряду Пушкин и поэты пушкинского времени. Но она поэтесса XX века. У классиков она училась и в стихах её можно встретить те же слова, но отношения между словами другие.

        -Поэтическое слово Ахматовой изначально было лёгким, хрупким, трепетным, ломким и одновременно царственным, величавым.

        Ржавеет золото, и истлевает сталь,

        Крошится мрамор. К смерти всё готово.

        Всего прочнее на земле печаль.

        И долговечней - царственное слово.

        -Она сама была изящная. Современники писали "о патрицианском профиле" (показ по компьютеру) и о её изысканно-горделивой фигуре с царственной осанкой, писали о ней как о "Музе Петербургской", с испанской шалью на плечах.

        -Источником вдохновения для неё была Родина, Россия поруганная, но от этого ставшая ещё ближе и роднее. Анна Андреевна не смогла уехать в эмиграцию, так как знала, что только в России может она творить, что именно в России нужна её поэзия.

Подходит Анна Ахматова и читает.

        -На сотни вёрст, на сотни миль,

        На сотни километров

        Лежала соль, шумел ковыль

        Чернели рощи кедров

        Как в первый раз я на неё

        На Родину глядела.

        И знала: это всё моё

        Душа моя и тело.

Другой ученик читает стихотворение "Родная земля"

                Родная земля

        И в мире нет людей бесслёзней,

        Надменнее и проще нас.

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не с

очиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем её в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже        

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы месим, и крошим,  мелем, и

Тот ни в чём не помешанный прах.

Но ложимся в неё и становимся ею,

Оттого и зовём так свободно – своею. Во время чтения друзья уходят в темноту,  остаётся Анна Ахматова. К ней подходят два ученика.

                                 Речь Ахматовой                                                                          Ученик:

  1. – Стихи её теперь знают все, кто любит русскую поэзию. Этот её дар с нами. Он жив, он не покинет живых. Но был у неё ещё один талант, который навек ушёл от нас. Это удивительное богатство её устной речи. В споре, в обыденном разговоре она умела выражать свои мысли удивительно точно, просто, естественно – и в то же время многозначительно, с многогранным  глубинным подтекстом.
  2. –Речь Ахматовой была настолько своеобразна, точна, порой афористична, что передавать её своими словами, восстанавливать в памяти, опираясь лишь на смысл сказанного – такое было бы бесстыдством. Записывать следовало по горячим следам, в тот же день.

Ахматова:

-Да, я научила женщин говорить.

Ученик:

-И это действительно так: вы были первой женщиной в русской литературе, обладающей столь великим поэтическим даром.

Ахматова:

- С большой прямотой напросилась на комплимент, но хвастовство ослабляет человека, открываются тысячи ахиллесовых пят.

Ученик:

-Как вы относитесь к стихам поэтессы Н.?

Ахматова:

-Длинно пишет. Все пишут длинно. А момент лирического волнения краток. (Гневно) Нельзя писать о войне таким же тоном, каким женщина рассказывает о своих недомоганиях.

Ученик:

- А всё–таки она способная…

Ахматова:

-Способных поэтов не бывает. Или поэт, или нет. Эта не та работа, когда, вставши поутру, умывшись, садишься за стол. "Дай, дескать, потружусь". Стихи - это катастрофа. Только так они и пишутся. Если не так, читатель сразу поймёт и почувствует.

Ученик:

-Анна Андреевна, как вы относитесь к стихотворению Пушкина "Памятник". Мне кажется, слишком смелые слова: "Я памятник воздвиг себе…

Ахматова:

- В прежние годы я читала это завещание Пушкина совсем другими глазами и многого не замечала. Теперь для меня особое значение приобрело предчувствие поэта:

        И долго буду тем любезен я народу,

        Что чувства добрые я лирой пробуждал…

        Как это верно, как это важно. Разве не в чувствах добрых к человеку - основной смысл искусства, главное назначение поэзии.

Все уходят. Музыка. Учитель, а потом Анна Ахматова.

Учитель:

- В 1946 году, в роковом для неё августе, опять начались несчастья.

Ахматова:

- В1946 году вышло Постановление ЦК ВКП (б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград", в котором я и Зощенко обвинялись в пропаганде пессимизма и "узенького мирка личных переживаний". Меня опять перестали печатать, хотя поэтическая и творческая работа не прекращалась.

Учитель:

-Ахматова осталась без законного вида на жительство, без продуктивных карточек и без гонорара. Сына Льва Николаевича выгнали из аспирантуры. Единственным местом, куда сына антисоветской поэтессы взяли на работу, была библиотека при сумасшедшем доме. Чтобы не умереть с голоду Анна стала переводить.

Выходят сплетники.

-Да, что вы всё Ахматова, Ахматова. Она же пишет "Я хочу теперь забытой быть".

Выходят ученики:

-Забытой? Никогда…

Сплетник:

- Да современна ли она?

Ученик:

-Да, современна…, так как она всегда умела говорить на языках тех культурных поколений, с которыми время сводило её на протяжении её долгой жизни.

- Анна Ахматова – самобытный, талантливый русский поэт, чья поэзия солнечна, проста и свободна. Она родная сестра " прекрасной поэзии и Эллады"- говорит поэт Михаил Дудин.

- Во всех сферах своей поэзии Ахматова остаётся поэтом высокого строя и гармонии.  Эта победоносная красота и просветляющая лирическая сила и явилась одним из главных оснований нашего притяжения к стихам Ахматовой последних лет её жизни.

Вот стихотворение "Летний сад".

        И лебедь как прежде плывёт сквозь века,

        Любуясь красой своего двойника:

        Или "Городу Пушкина":

        Щедро взыскана дивной судьбою

        Я в беспамятстве дней забыла теченье годов…

        Или гениальный "Приморский сонет"( 1958 г.) При первом чтении он может не войти в душу, не задеть нашего восприятия. Зато, вживаясь в него, мы чувствуем, с какой победившей страдания лёгкостью и простотой, светлой скорбью поэт прощается здесь со своей жизнью.

Ахматова читает стих "Приморский сонет"

        Здесь всё меня переживёт,

        Всё, даже ветхие скворешни

        И этот воздух, воздух вешний,

        Морской свершивший перелёт.

                И голос вечности зовёт

                С неодолимостью нездешней.

                И над цветущею черешней

                Сиянье лёгкий месяц льёт

                И кажется такой нетрудной

                Белея в чаще изумрудной,

                Дорога не скажу куда…

                Там средь стволов ещё светлее,

                И всё похоже на аллею

                У Царскосельского  пруда.

Музыка

Ученицы:

        1.- 23 июня 1949 года Ий исполнилось 60 лет. Ни одного юбилейного поздравления.… А в ноябре арестовали Льва Гумилёва как сына белогвардейца и отродья "антисоветской поэтессы" и дали 10 лет. По совету Алексея Суркова и Фадеева она решается на отчаянный шаг: сочиняет посвящённый Сталину патриотический цикл "Слава миру". Увы, и это не помогло. Ни Пунину – мужу, ни Гумилёву, а для Ахматовой обернулось тяжелейшим инфарктом.

        2. – В те страшные годы она создаёт цикл "Черепки", своего рода малый "Реквием"- сюжет – мать и сын.

        Мне лишённой огня и воды,

        Разлучённой с единственным сыном…

        На позорном помосте беды.

        Как под тронным стою балдахином.

                Вот и доспорился яростный спорщик

                До енисейских равнин…

                Вам он бродяга, шуан, заговорщик,

                Мне он единственный сын.

- 5 марта 1953 году умер Сталин.

-В феврале 1956 года состоялся исторический 20-й съезд партии, осудивший культ личности Сталина.

- 15 апреля 1956 года вернулся Лев Гумилёв.

        -Но в жизнь Анны Ахматовой вторглась новая беда: семь лет каторги ожесточили его душу: до конца жизни Гумилёв младший был твёрдо убеждён, что во всех его несчастьях виновата мать. Она эту свою боль скрыла очень тщательно, но скрытая боль делала своё дело: инфаркт следовал за инфарктом. Но работать и работать, плодотворно не переставала. Именно в эти годы "плодоносной осени" созданы её лучшие эссе о Пушкине.

Эссе о Пушкине. Траурная музыка.

Ученики:

        - Любить эту землю для Ахматовой было не просто, потому что именно здесь, на родной земле приходилось испытывать муки, беды, трагедии. Трагедийность становится общезначимой, вбирает в себя страдания миллионов людей, ставших жертвами террора и насилия.

        - Над лирическим циклом "Реквием", который Ахматова позднее назвала поэмой, она работала в 1939-40 годах и в начале 60-х годов. Впервые "Реквием" был напечатан (без ведома автора) в 1963 году в Мюнхене. В России "Реквием" опубликовали целиком лишь в 1987 году. В основу сюжета поэмы положены трагические события, всю тяжесть которых Ахматова разделила со своим  народом. В октябре 1935 года были арестованы муж-профессор Пунин и её сын Лев Гумилёв.

        -"Реквием" ошеломил даже русскую эмиграцию. "Откуда взялась мужская сила стиха, простота его, гром слов будто обычных, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое. Воистину томов премногих тяжелей. Останется навсегда как безмолвный приговор зверству".

Все встают со свечами. Анна Ахматова выходит вперёд и начинает рассказывать:

        Нет! и не под чуждым небосводом,

        И не под защитой чуждых крыл-

        Я была тогда с моим народом

        Там, где мой народ, к несчастью, был.

В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, …очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом)

-А это вы можете описать?

И я сказала:

-Могу.

И учащиеся по очереди читают "Реквием" наизусть. "Эпилог",- вторую часть читает Анна Ахматова до слов

        А здесь, где стояла я триста часов

        И где для меня не открыли засов…

Музыка усиливается и переходит в более  весёлую.

Учитель:

-На слова Ахматовой сочинены много песен. Послушаем их.

Звучат песни. (В это время появляется сплетник)

Сплетник:

-Для меня Ахматова остаётся всё-таки личностью противоречивой, непонятной. Я привёл журналистов. Давайте, поставим все точки над и.

Интервью с журналистами

-Газета "Комсомольская, правда". Что было в характере Ахматовой главное, важное?

Ответ:

-Я думаю, что самым сильным, самым характерным качеством Анны Андреевны можно назвать безошибочное чувство формы: оно проявилось у неё во всём, начиная с творчества и кончая манерой говорить и держаться.

-Журнал "Дружба народов". В творчестве Ахматовой много места уделяется Пушкину. А она сама говорит: "Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина и Некрасова".

Ответ:

-В культурном мире Ахматовой существовало явление ни с чем не сравнимое – Пушкин. У неё было до странного личное отношение к Пушкину и людям, которые окружали его. Она их судила, оценивала, любила, ненавидела, как будто они были живые и всё ещё продолжают жить.

-Пушкин любил называть дело поэта – "трудом  Поэта". И для Ахматовой - эта одна из пушкинских традиций. Для неё это был в своём роде даже физический труд.

Вопрос:

-Чем чаще пишут о ней как о человеке и о поэте, тем больше тайной она остаётся.

Ответ:

-Да, тайна нередкое слово в сочинениях Ахматовой. За этим, словом скрыт далеко не мистический смысл. Тайна бытия, тайна искусства. В разговорах у неё слово тайна – редкое. Но характер разговоров, их краткость, значительность, выношенность, внушали мысль о тайне, как о самом  явлении Анны Андреевны.

Вопрос:

- Она явилась через 90 лет после рождения А.С.Пушкина. Звали её Анной Горенко (с ударением на первом слоге, от слова «горе»). Журнал "Звезда". Почему русская поэтесса Горенко стала Ахматовой, татаркой?

Отвечает сама Ахматова:

-К ранним поэтическим занятиям отец относился скептически и раздражённо сказал: "Не срами моё имя". А я, 17- летняя шальная девочка ответила: "И не надо мне твоего имени",- и взяла фамилию своей прабабки, чей род происходил от татарского хана Ахмата.

В то время я гостила на земле.

 Мне дали имя при крещенье – Анна.

 Сладчайшее для губ людских и слуха.

Вопрос:

-Что для вас поэзия, стихи?

Ответ:

-Для меня стихи-связь со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны.

Вопрос задаёт сплетник:

-Говорят, патриотизм великой поэтессы был, правда, не сразу, а после многих лет замалчивания, замечен и оценён Сталиным?

Ответ:

-Да, Сталину оказалась близка державная, царственная поэзия Ахматовой. И его решением был издан сборник "Из шести книг" в 1940 году. Началось даже обсуждение её кандидатуры в лауреаты Сталинской премии, но сорвано литературной бюрократией тех лет. И по приказу Сталина Ахматова была вывезена (значит, спасена) в 1941 году из блокадного Ленинграда.

Вопрос:

-Расскажите, пожалуйста, о судьбе единственного сына Льва Николаевича Гумилёва.

Ответ:

-В тридцатые годы был арестован, вскоре освобождённый он был арестован вновь. Во время войны Гумилёв был выпущен на волю и послан на фронт, где и воевал до победного конца. В 1949г. его посадили в третий раз, и лишь в мае 1956г. он оказался на свободе. Он историк и географ, автор одного из крупнейших достижений  XX века - этнологической теории.

Сплетник:

-Какая она была как человек, как женщина? Мне кажется, она была гордой, властной, недоступной?

Как ответ отрывок "Читатель" из цикла "Тайны ремесла".

И главное – скрытным. О нет!-

        Чтоб быть современнику ясным,

        Весь настежь распахнут поэт.         Не должен быть очень несчастным

        

И рампа торчит под ногами,

Всё мёртвенно, пусто, светло,

Лайм - лайта позорное пламя.

Его заклеймило чело…

        За что-то меня упрекают

        И в чём-то согласны со мной…

        Так исповедь льётся немая,

        Беседы блаженнейший зной.

Учитель:

        -Июнь 1962 г. преподнес Ахматовой к 73-летию неожиданный подарок: её стихи, как замечательное явление русской культуры были выдвинуты на Нобелевскую премию. Анна Андреевна её не получила и была этому рада, после того, что случилось с Пастернаком, которого власти вынудили отказаться от Нобелевской премии.

Вторым подарком была Международная литературная премия "Этна-Теормина", выдвинутая по инициативе Италии. Торжества по случаю вручения премии состоялись в декабре 1964 года. Вот как вспоминает об этом немецкий писатель Ганс Рихтер:

Ученик:

        -"Здесь восседала сама Россия: посреди сицилийско-доминиканского монастыря, на белом лакированном садовом стуле …великая княгиня поэзии давала аудиенцию в своем дворце. Перед ней стояли поэты всех стран Европы, малые и великие, молодые и старые, консерваторы, либералы, коммунисты, социалисты: они стояли, пристроившись в длинную очередь…, чтобы поцеловать руку Анны Ахматовой. Каждый подходил, кланялся.… Каждый совершал эту церемонию в манере своей страны,… и только русские знали тот стиль, который достоин Анны Ахматовой. Целуя руки поэтессы, они словно целовали землю России, традиции своей истории и величие своей литературы".

 Во время рассказа  идёт  инсценирование. Кто представляет  русских поэтов, они под руку  ведут  Анну Ахматову  вперёд.

Анна Ахматова:

-Да, я была поэтом, русским поэтом.

Два ученика встают с двух сторон со свечами, остальные учащиеся тоже встают.

Ученики:

        Летят года как междометья,

        Как паутина на стерне.

        Сафо 20-го столетия

        Однажды говорила мне:

        -Не скроешься. Поэты голы.

        Всем, богаты и бедны…

        Без разделенья запятой:

        Поэт обязан быть красивым

        Нестыдной правды наготой.

                                М. Дудин.

        -Память-основа совести и нравственности, память-основа культуры, память - одна из основ

        Их мысли, души и глаголы

        До основания  видны.

        И вывод следовал курсивом поэзии. Хранить память, беречь память-это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер, посвященный творчеству А.С. Пушкина

Сценарий вечера, посвященный лирике любви А.С. Пушкина представляет собой театрализованное представление для учащихся 10-11 классов...

Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.А.Шолохова "Льется песня над Доном..."

Предлагаемый сценарий может быть использован как в учебной работе при изучении творчества М.А.Шолохова, так и во внеурочной работе....

Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству В.Шекспира.

Необходимо было донести до наших современных детей, увлеченных японским аниме, заполонившими телеэфир Симпсонами и другими сомнительными героями, казалось, такого далекого и несовременного Шекспира. Х...

"Она была поэтом" (литературный вечер по творчеству А.А. Ахматовой)

Литературный вечер, посвященный творчеству Анны Андреевны Ахматовой...

Литературный вечер, посвященный творчеству Эдуарда Асадова. (90- летие) «Уроки нравственности Эдуарда Асадова».

Цель: мотивировать на изучение творчества Эдуарда Асадова  через создание атмосферы «погружения» в творчество поэта.Задачи:- познакомить с основными вехами жизни Эдуарда Асадова, определить...

Методическая разработка литературного вечера, посвященного творчеству Ф. М. Достоевского

Представленный материал- обзор основных этапов жизни и творчества писателя, оценка роли его произведений в развитии русской и мировой культуры....

Актер, поэт, бард... (литературный вечер, посвященный творчеству Владимира Высоцкого)

Работа предназначена для использования на уроках литературы в старших классах и на внеклассных мероприятиях, посвященных творчеству актера, поэта, барда....