Внеклассное мероприятие по профессии токарь - викторина "Юный токарь"
методическая разработка (10 класс) на тему

Жданов Анатолий Алексеевич

Перед мастерами производственного обучения и преподавателями специальных предметов стоит важнейшая задача: не только сообщить обучающимся определённую сумму знаний, развивать их умения и навыки, но, главное,  научить ребят применять полученные знания на практике. Внеклассные мероприятия приучают к самостоятельной творческой деятельности, развивают инициативу обучающихся, вносят элементы исследования в их работу. Внеклассные мероприятия имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию чувства ответственности за порученное дело.

Необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроке и на внеклассных мероприятиях. Один из самых верных путей повышения качества обучения профессии токаря – установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями.

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся 1 курса по профессии среднего профессионального образования «Токарь-универсал». Особенностью методической разработки является то, что по программе на 1 курсе обучающиеся не изучают учебные дисциплины по профессии и междисциплинарные комплексы, не проходят учебную и производственную практику. Поэтому провести внеклассное мероприятие по профессии довольно сложно. Для этого приходится опираться на знания обучающихся, которые они получили при изучении общеобразовательных предметов в средней школе: физика, химия, геометрия, алгебра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_yunyy_tokar.rar2.34 МБ

Предварительный просмотр:

ОГАОУ СПО « Белгородский машиностроительный техникум»

                                                   

F:\Лена\токари\токари разное\soyuz-540.jpg 

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

по профессии: «Токарь-универсал»

Викторина «Юный токарь»

Разработали:                                 преподаватель спецдисциплин

Косякова Е. В.

мастер производственного

обучения

Жданов А. А.

                                               

 

г. Белгород, 2013 г.


Пояснительная записка

к внеклассному мероприятию по профессии «Токарь-универсал»

Викторина «Юный токарь»

Перед мастерами производственного обучения и преподавателями специальных предметов стоит важнейшая задача: не только сообщить обучающимся определённую сумму знаний, развивать их умения и навыки, но, главное,  научить ребят применять полученные знания на практике. Внеклассные мероприятия приучают к самостоятельной творческой деятельности, развивают инициативу обучающихся, вносят элементы исследования в их работу. Внеклассные мероприятия имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию чувства ответственности за порученное дело.

Необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроке и на внеклассных мероприятиях. Один из самых верных путей повышения качества обучения профессии токаря – установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями.

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся 1 курса по профессии среднего профессионального образования «Токарь-универсал». Особенностью методической разработки является то, что по программе на 1 курсе обучающиеся не изучают учебные дисциплины по профессии и междисциплинарные комплексы, не проходят учебную и производственную практику. Поэтому провести внеклассное мероприятие по профессии довольно сложно. Для этого приходится опираться на знания обучающихся, которые они получили при изучении общеобразовательных предметов в средней школе: физика, химия, геометрия, алгебра.

Цели:

Обучающие:

  • Систематизировать знания по общеобразовательным предметам  средней школы: физика, химия, геометрия, алгебра.

Развивающие:

  • Способствовать формированию и развитию познавательной деятельности учащихся  к предметам.
  • Выявление индивидуальных особенностей учащихся.
  • Способствовать наиболее полному проявлению возможностей учащихся.
  • Способствовать формированию и развитию  умений и навыков работы в команде.
  • Воспитание взаимопомощи, ответственности.
  • Формирование наблюдательности, внимания, памяти, мышления.
  • Повышение технологической культуры, расширение кругозора.

Воспитательные:

  • Привить любовь к профессии.
  • В процессе работы на занятии развивать чувство коллективизма.
  • Создать принцип «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint.

Для победителей и активных участников викторины приготовлены ценные призы – ручки.

Структура мероприятия:

  1. Сообщение преподавателем целей проведения викторины.
  2. Приветствие команд.
  3. Объявление состава жюри.
  4. Проведение технической викторины.
  5. Подведение итогов.
  6. Награждение команд.
  7. Сообщение преподавателя о достижении целей мероприятия.
  8. Рефлексия.

Методика проведения: беседа (вопросно-ответная), использование мультимедиа.

Мероприятие рассчитано на 2 академических часа.

Ход мероприятия:

Ведущий:  Ищите красоту не только у природы,
Не только в струях ласковых, живых.
Ищите красоту в туманной мгле завода,
В грохочущих и шумных мастерских.
                                        Ольга Берггольц

  1. Преподаватель: Добрый день. Вы знаете, что у нас в техникуме проводится Неделя ко Дню машиностроителя. Сегодня мы проведем с вами техническую викторину по профессии «Токарь-универсал». 

В викторине принимают участие три команды из группы № 11.

Команды! Поприветствуйте друг друга! (участники команд приветствуют друг друга и высказывают пожелания соперникам).

Болельщиками будут студенты этих групп.

Судить сегодняшний конкурс – викторину будет многоуважаемое жюри в составе:

______________________________________________________________

  1. Условия проведения викторины. Участие принимают три команды. Проводится игра в два тура. Командам поочередно предлагаются вопросы. Вопросы будут выведены через проектор на экран. Всего предлагается 4 шуточных вопросов для разминки по различным профессиям и по 7 основных вопросов для каждой команды из разделов разных наук.

Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если ответ команды не правильный, тогда право ответа переходит второй команде. Если обе команды ответили не правильно, тогда никакой команде баллы не присваиваются.

Если обе команды не дали правильный ответ на какой-либо вопрос, тогда на этот вопрос может ответить учащийся из команды поддержки. В этом случае по окончании игры объявляется самый активный участник из группы поддержки, который набрал наибольшее количество баллов.

Побеждает в игре команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Команда – победительница награждается призами. Кроме этого лучший игрок команды награждается специальным призом зрительских симпатий.

  1. Преподаватель: Внимание! Начинаем техническую викторину. (Приложение 1)
  2. Подведение итогов игры.
  3. Поздравление победителей. Вручение призов.
  4. Подведение итогов преподавателем: сообщение  о достижении целей мероприятия.

Преподаватель. Сегодня мы с вами провели техническую викторину по выбранной вами профессии «Токарь-универсал». Вы еще раз убедились, как много всего должен знать квалифицированный рабочий. Объём его теоретических знаний должен содержать сведения из разных отраслей науки. Для этого нужно знать химию (металлы и сплавы), физику (физические величины), геометрию (движения резания), геометрию (углы резца и углы резания). Грамотный рабочий должен знать и правильно применять безопасные приемы работы и соблюдать технику безопасности. Для этого он должен знать разделы физики (вибрация, электрический ток), биологии (организм человека), электротехники (заземление, зануление, допустимое, номинальные и безопасное напряжения). Современный рабочий должен в совершенстве владеть приемами работы на современном оборудовании. Азы этих знаний и умений вы получили в школе на уроках технологии, а в техникуме вы совершенствуете свой профессионализм. Но только одно умение работать на станках не достаточно – надо уметь правильно наладить и настроить их. Для того, чтобы ваше изделие было качественным, оно должно быть правильно изготовлено. Поэтому его необходимо изготовить с соблюдением технологии производства.  Без знания геометрии, математики и черчения это будет сложно сделать. Для того, чтобы приступить к изготовлению детали надо выполнить чертеж или прочитать готовый. А для этого необходимо для начала уметь читать и грамотно писать.

Вот сколько разных знаний и умений должно быть в арсенале современного рабочего! Сегодня вы продемонстрировали, что много знаете и умеете. Молодцы!

  1. Рефлексия: расскажите, понравилось ли вам участие в викторине? Что для вас было интересно? Понравилось ли вам работать в команде?

Перед вами на слайде представлена воображаемая диаграмма вашего участия в викторине. Оцените каждый себя – на каком пути к профессиональному олимпу вы находитесь?

Спасибо всем участникам, зрителям и членам жюри за участие! Всем удачи!

Приложение 2

Внеклассное мероприятие по профессии «Токарь-универсал»

Викторина «Юный токарь»

Разминка

Шуточный конкурс

Предлагаются четыре вопроса, которые используют кадровые агентства мирового уровня, для того, чтобы оценить умственные способности кандидатов на вакантные должности. Вопросы задаются обеим командам. Побеждает та, участники которой быстрее ответят на вопрос правильно.

Вопрос 1. Как засунуть жирафа в холодильник?

Правильный ответ: Открыть холодильник, засунуть жирафа, закрыть холодильник. Этот вопрос позволяет выяснить, нет ли у вас склонности выискивать чересчур сложные решения простых задач.

Вопрос 2. Как засунуть в холодильник слона?

Неправильный ответ: открыть холодильник, засунуть туда слона, закрыть холодильник.

Правильный ответ: открыть холодильник, достать из него жирафа, засунуть гуда слона, закрыть холодильник. Этот вопрос позволяет выяснить, способны ли вы при принятии решений учитывать последствия ваших предыдущих действий.

Вопрос 3. Лев созвал всех животных на собрание. Явились все, кроме одного. Кто не явился?

Правильный ответ: слон. Он в холодильнике. Этот вопрос проверяет вашу память.

Вопрос 4. Вам нужно пересечь реку, в которой живет много крокодилов. Как вы это сделаете?

Правильный ответ: Вплавь, потому, что все крокодилы на собрании у льва.

Этот вопрос позволяет выяснить, способны ли вы учиться на собственных ошибках.

Техническая викторина

Вопросы из разделов физики

1 вопрос

1 команда

Микрометр (мкм) – это сколько:

А) 0,1 мм;

Б) 0,01 мм;

В) 0,001 мм?

Правильный ответ: В) 0,001 мм.

Микромѐтр (мкм, µm, от греч. μικρός — маленький и μέτρον — мера, измерение) — единица измерения длины, равная одной миллионной доле метра (10−6 метра или 10−3 миллиметра). Также в 1879—1967 годах официально использовалось название микрон (мк, µ) (ныне устарело).

1 мкм = 0,001 мм = 0,0001 см = 0,000001 м

Для лучшего представления этой единицы длины можно привести некоторые данные: диаметр эритроцита составляет 7 мкм, толщина человеческого волоса (для жителей России) — в среднем 40 мкм.

Микрометр является стандартным допуском отклонений от заданного размера (по ГОСТу) в машиностроительном и практически почти в любом производстве изготовления каких-либо деталей где требуется исключительная точность размеров. В микрометрах также измеряют длину волн инфракрасного излучения.

2 команда

На машиностроительных чертежах размеры указываются в …

А) миллиметрах;

Б) сантиметрах;

В) микронах?

Правильный ответ: Правильный ответ: А) миллиметрах.

3 команда

Что такое дюйм:

А) мера веса;

Б) мера длины;

В) угловая величина?

Правильный ответ: Правильный ответ: Б) мера длины.

1 локоть  46 см

1 фут  30 см

1 дюйм  2,5 см

2 вопрос

1 команда

Какой прибор измеряет силу тока?

А) ареометр;

Б) вольтметр;

В) амперметр?

Правильный ответ: В) амперметр.

Силу тока в цепи измеряют прибором, называемым амперметром. Амперметр – это тот же гальванометр, только приспособленный для измерения силы тока, его шкала проградуирована в амперах. На шкале амперметра обычно ставят букву А. На схемах его изображают кружком с буквой А.

Сила тока – очень важная характеристика электрической цепи. Работающим с электрическими цепями надо знать, что для человеческого организма безопасной считается сила тока до 1 мА. Сила тока больше 100 мА приводит к серьезным поражениям организма.

2 команда

Какой прибор измеряет напряжение в сети:

А) ареометр;

Б) вольтметр;

В) амперметр?

Правильный ответ: Б) вольтметр.

Для измерения напряжения на полюсах источника тока или на каком-нибудь участке цепи применяют прибор, называемый вольтметром. Многие вольтметры по внешнему виду очень похожи на амперметры. Для отличия вольтметра от других электроизмерительных приборов на его шкале ставят букву V. На схемах вольтметр изображают кружком с буквой V внутри.

3 команда

Каким прибором измеряется величина силы:

А) амперметром;

Б) вольтметром;

В) динамометром?

Правильный ответ: В) динамометром.

Он предназначен для измерения сил (греч. "динамис" – сила). Единица измерения силы называется 1 Ньютон (1 Н), в честь Исаака Ньютона.

Этот шуточный рисунок иллюстрирует измерение динамометром силы, с которой рука тянет упирающегося ослика.

3 вопрос

1 команда

Чем характеризуется сила:

А) направлением и величиной;

Б) скоростью и временем;

В) мощностью и напряжением?

Правильный ответ: А) направлением и величиной.

2 команда

В чем измеряется угловая скорость:

А) м/мин;

Б) об/мин;

В) км/ч?

Правильный ответ: Б) об/мин.

3 команда

С помощью какого инструмента получают более точные измерения деталей:

А) штангенциркуль;

Б) линейка;

В) микрометр?

Правильный ответ: В) микрометр.

4 вопрос

Вопросы из разделов химии

1 команда

Сталь – это…

А) химически чистое железо;

Б) чугун;

В) сплав железа с углеродом?

Правильный ответ: В) сплав железа с углеродом.

2 команда

Латунь - это…

А) химический элемент;

Б) сплав меди с цинком;

В) сплав бронзы с оловом?

Правильный ответ: Б) сплав меди с цинком.

3 команда

Чугун - это:

А) химический элемент;

Б) сплав железа с углеродом;

В) сплав алюминия с углеродом?

Правильный ответ: Б) сплав железа с углеродом.

5 вопрос

1 команда

Какой из перечисленных материалов имеет большую твердость:

А) медь;

Б) сталь;

В) алмаз?

Правильный ответ: В) алмаз.

2 команда

Какой из перечисленных материалов имеет меньшую твердость:

А) сталь;

Б) закаленная сталь;

В) железо?

Правильный ответ: В) железо.

3 команда

Какой из перечисленных материалов не обладает пластичностью:

А) сталь;

Б) серый чугун;

В) ковкий чугун?

Правильный ответ: Б) серый чугун.

6 вопрос

Вопрос из разделов алгебры

Задача

1 команда

Конусность детали определяется по формуле k =

найти величину конусности, если

D = 50 мм; d = 40 мм; l = 100 мм.

Правильный ответ: Конусность детали k = 0,1

2 команда

Уклон детали определяется по формуле У =

найти величину конусности, если

D = 50 мм; d = 40 мм; l = 100 мм.

Правильный ответ: Уклон детали У = 0,05

3 команда

Скорость резания определяется по формуле v =

найти величину скорости, если

π= 3,14;  D = 50 мм; n = 1000 об/мин.  

Правильный ответ: Скорость резания v = 157 м/мин

7 вопрос

Вопрос из разделов геометрии

1 команда

Какое получится тело, если вращать прямоугольник относительно одной из своих сторон?

Правильный ответ: если вращать прямоугольник относительно одной из своих сторон получится цилиндр.

2 команда

Назовите геометрическую фигуру, состоящую из всех точек пространства, находящихся от центра на расстоянии, не больше заданного.

Правильный ответ: геометрическая фигура, состоящая из всех точек пространства, находящихся от центра на расстоянии, не больше заданного – шар.

3 команда

Назовите тело в пространстве, полученное объединением всех лучей, исходящих из одной точки (вершины) и проходящих через плоскую поверхность.

Правильный ответ: тело в пространстве, полученное объединением всех лучей, исходящих из одной точки (вершины) и проходящих через плоскую поверхность – конус. Если основание конуса представляет собой многоугольник, такой конус называется пирамидой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Защита профессий"

Сценарий и презентация о профессии  "Летчик"....

Внеклассное мероприятие по профессии "Продавец, контролер-кассир" Юный продавец.

Внеклассное мероприятие проводит преподователь спец. дисциплин. ориентировано на обучающихся 1-го и 2-го курсов....

Разработка внеклассного мероприятия "Радуга профессий"

Стихи и загадки о профессиях могут пригодиться в работе с детьми начальной школы...

Внеклассное мероприятие "Все профессии нужны, все профессии важны! "

Целью данного мероприятия является  оказание учащимся помощи в выборе будущей профессии....

Презентация для внеклассного мероприятия "Все профессии нужны, все профессии важны"

Презентация для внеклассного мероприятия в рамках проведения профориентационной работы с обучающимися ГБОУ "Центр "Динамика"...

Внеклассное мероприятие: "Все профессии важны, все профессии нужны!"

Цель: ориентировать воспитанников в выборе той или иной профессии; дать представление о многообразии профессий и их важности для людей; прививать интерес к различным видам деятельности.Задачи:- Активи...