"Времена года"( литературно - музыкальный монтаж с приглашением родителей).
методическая разработка по теме

           Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Стихи, музыкальные произведения, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_goda.docx24.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План – конспект

на тему «ВРЕМЕНА ГОДА»

(литературно - музыкальный монтаж с приглашением  родителей)

                     

                                    Учитель русского языка и литературы

                                                МБОУ «СОШ№25»: Валеева В. Ш.

        

Презентация «Времена года»

Учитель. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. К природе надо относиться с исключительной бережливостью, рачительностью. Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Бездушное, бесхозяйственное отношение к природе может принести большие беды.

        Стихи, музыкальные произведения, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.

Первый ведущий. Дорогие ребята! У писателя К.Г.Паустовского есть такие прекрасные слова: «И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране».

        Ученик читает стихотворение С.А.Есенина «Топи да болота».

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

Тенькает синица

Меж лесных кудрей,

Темным елям снится

Гомон косарей.

По лугу со скрипом

Тянется обоз –

Суховатой липой

Пахнет от колес.

Слушают ракиты

Посвист ветряной…

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!

Второй ведущий. В этом стихотворении С.К Есенин воссоздает природу в её живой осязаемости, такой, какой видел перед собой, простую и безыскусственную.

        Поэт Ф.И.Тютчев писал, что природа –

«не слепок,

не бездушный лик,

в ней есть душа, в ней есть свобода,

в ней есть любовь, в ней есть язык».

Третий ведущий. Не всем дано услышать этот язык, понять его. Для поэтов и композиторов природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.

        Вот что писал великий русский композитор П.И. Чайковский: «Прогулка летом по России, по полям, по степям, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких ощущений, которые навевали на меня лес, речка, степь, деревья вдали, скромная церквушка, словом, все, что составляет убогий русский родимый пейзаж.»

        Звучит «Мелодия» П.И. Чайковского.

Четвертый ведущий. А вот интересное высказывание музыковеда Шишкина: «Когда я слушаю музыку, мне всегда кажется, что сердце моё медленно поднимается в голубой необъятный простор и где-то там физически ощутимо соприкасается с бесконечностью. Мне всегда почему-то хочется плакать – от счастья ли и сознания того, что живу на этой трудной земле, тронутой черными рубцами траншей, умело сшитыми зелеными нитями трав, от гордости за свою Родину – Россию, оттого ли, что мне бесконечно дороги крутояры, холмы и долины её, в которых, словно огромных подвижных чашах, колышется по утрам холодно-белый туман, её тревожные моря и нетерпеливые реки, прозрачные до синевы, в зеленых ресничках камыша, стеклянные озера…

Когда я слушаю музыку, мне мучительно лепить из звуков круглое, отсвечивающее каждой буквой слово, мне хочется в неудержимом и страстном порыве жадной кистью покрывать нетронутые полотна солнечными красками, безжалостно мешать все цвета и оттенки и в этой слепящей яркости неожиданно узнавать мир…

Когда я слушаю музыку, мне хочется всего себя отдать людям. Отчетливое чувство благодарности неумолимо встает во мне. Я создаю себя человеком!»

Первый ведущий. Певец природа писатель М.М. Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно, о необходимости нашего согласия с ней. Как в природе все стремится к совершенству, гармонии, так и в человеке есть эта неистребимая потребность.

Очень важно, чтобы каждый человек научился любить и ценить природу. И жизнь станет для него неизмеримо богаче и интереснее. Он не будет равнодушным, бессердечным человеком.

Второй ведущий. Композиторы изображают природу по-разному: с помощью звукоподражания или воспроизводя переживания, которые природа возбуждает в них или в их героях.

Третий ведущий. Солнце, снег и дождь вперемежку. Непостоянен обманщик – апрель: на дню семь погод. Еще вчера снежный ковер был пушистым и белым. Но постепенно почернел снег на косогорах. Посветлел лес, стал воздушным, прозрачным. Весна властно будит природу. Разливаются реки, стряхивают зимний сон деревья, зеленеют почки, на полянах пробиваются первые щетинки травинок. Воздух наполняется чудесным ароматом.

Ученик читает стихотворение А.К.Толстого «Вот уж снег последний в поле тает»:

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет,

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

Четвертый ведущий. Светлые облачка плывут по чистому небу и без следа тают в прозрачной синеве. Зазелени луга. Листвой оделась милая красавица мая – черемуха. Уже рокочут майские грозы. Зазеленела молодая листва.

В высоком поднебесье звенит песенка. Кто же певец? Да это же посланец весны жаворонок.

Ученик читает стихотворение В.А.Жуковского «Жаворонок».

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

и песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с  вышины

Поет, на солнышке сверкая:

«Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны».

Звучит пьеса «Жаворонок» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.

Далее ученик читает стихотворение С.К.Есенина «Черемуха».

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом у проталинки

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Звучит финал «Первого концерта» П.И.Чайковского для фортепиано с оркестром.

Первый ведущий. Наступил июнь. Прогремели грозы. Прошумели дожди. Выколосились и отцвели озимые. Жара еще не успела утомить сочную, яркую зелень. Над цветами порхают бабочки, жужжат пчелы, хлопочут шмели. По широкому простору катятся волны зреющей нивы. Сладко благоухает медом цветущая рожь. Русское лето развертывается во всей своей великолепной красе.

Второй ведущий. Июль-макушка лета. Солнце поворачивается на зиму, а лето на жару. Лесные травы по пояс. Краше всех деревьев цветает и благоухает липа. Собирают нектар труженицы – пчелы. Весь день слышно их гудение. Длинны и ярки июльские зори. По-своему неповторим каждый заход и восход солнца.

Третий ведущий. Августовское солнце нежными лучами ласкает природу. Дни сухие и ясные. Прозрачен воздух, ближе дали, величественна глубокая синева неба. Безбрежна чистая лазурь неба. На лесной поляне еще сильно греет солнце, а на тенистой опушке свежо и прохладно. Вот они, контрасты августовского дня.

Постепенно тускнеет утомленная летним солнцем зелень. Увядая, пряно пахнут травы в лесу.

Август – горячий месяц жатвы. Хрустальный воздух напоён ароматом садов, полей, скирд, стогов. Много спелых лесных ягод.

Хорошо в лесу и поле. Кротко тихое сияние предосенней ласково-ясной приумолкшей природы.

Звучит «Баркаролла» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

Ученик читает стихотворение И.С.Никитина «Утро».

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кустам лозняка

От зари алый свет разливается.

        Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок – воду морщит, рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися.

Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут …

А восток все горит – разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют

И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет – песню поет,

По плечу молодцу все тяжелое…

Не боли ты, душа! Отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро веселое!

Звучит «Утро» Э.Грига (из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»)

Ученик читает стихотворение И.З.Сурикова «Заря»

Занялася заря

Скоро солнце взойдет

Слышишь…чу!...соловей

Щелкнул где-то, поет

И все ярче, светлей

Переливы зари,

Словно пар над рекой

Поднялся, посмотри

От цветов, на полях,

Льется запах кругом,

И сияет роса

На траве серебром.

Над рекой, наклоняясь,

Что-то шепчет камыш,

А кругом, на полях,

Непробудная тишь.

Презентация «Осень в России»

Четвертый ведущий.

Уж румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист,

Осинник желтый бьет тревогу,

Осыпался с березы лист

И, как ковер, устлал дорогу.

Величава золотая осень. Чист и прозрачен воздух. Виднее стал широкий простор чарующих пейзажей. «В саду горит костер рябины красной». Далекий горизонт слегка окутывается лиловатой дымкой.

Осень вплетает березам золото в кудри, раскидывает по полянам белесые облака туманов, гонит по перелескам серебряные нити паутины. Ничего не поделаешь – не за горами зима. Все холоднее ночи, все чаще затяжные моросящие дожди. А знобкий, порывистый ветер, словно чародей, покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев.

Ученик читает стихотворение С.А.Есенина «Отговорила роща золотая».

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о чем.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так…что роща золотая

Отговорила милым языком.

Звучит «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

Ученик читает стихотворение А.Н.Майкова «Кроет уж лист золотой.»

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Внешнюю леса красу.

С холоду щеки горят:

Либо в лесу мне бежать

Слышать, как сучья трещат!

Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!

Лес с себя тайну совлек:

Сорван последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт

Грудой кудрявых груздей;

Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей.

Долго на листьях лежит

Ноги мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес…

Ученик читает стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Ученик читает стихотворение Е.А. Баратынского «Где сладкий шепот»:

Где сладкий шепот

Моих лесов?

Потоков ропот,

Цветы лугов?

Деревья голы:

Ковер зимы

Покрыл холмы,

Луга и долы.

Под ледяной

Своей корой

Ручей немеет,

Все цепенеет.

Лишь ветер злой,

Бушуя, воет,

И небо кроет

Седою мглой.

Первый ведущий. Стоит зимняя стужа. Серебрятся на солнце пышные сугробы. Затихли капели предзимья, и водворилась торжественная тишина зимнего покоя. Над крышами клубятся белые столбы дыма.

Ученик читает стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Вечор, ты помнишь вьюга злилась:

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела: -

А нынче… погляди в окно,

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Презентация «Зима в России»

Ученик читает стихотворение С.А.Есенина «Белая береза»:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Второй ведущий. Зима идет на мороз, но солнце уже повернуло на лето. Скоро длиннее станет день, проснется от зимнего сна природа, зашумят весенние воды и начнется обновление природы.

Подведение итогов.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева.

Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева....

«А время быстро катится – такие вот дела…» (Литературно-музыкальная композиция, посвященная Б.Ш.Окуджаве)

«А время быстро катится – такие вот дела…»(Литературно-музыкальная композиция, посвященная Б.Ш.Окуджаве)...

001. Формирование навыков эмоционально-образного восприятия музыкальных произведений в курсе музыкальной литературы с использованием информационно-коммуникационных технологий (на примере разбора цикла фортепианных пьес «Времена года» П. И. Чайковского)

Семинар для преподавателей культуры, музыки и искусства довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации «Формирование навыков эмоционально-образного восприятия му...

Сценарий общешкольного мероприятия: литературно-музыкальный вернисаж «Как прекрасен этот мир» (Посвященный 2017 году - году Экологии в России).

Сценарий общешкольного мероприятия: литературно-музыкальный вернисаж "Как прекрасен этот мир". Данное мероприятие посвящено 2017 году- году экологии в России. Данный сценарий имеет все текстовые матер...

Литературно-музыкальный монтаж "Живая Память"

Посвящение войнам-интерннационалистам.Патриотическое воспитание молодежи на героическом прошлом российской армии....

Литературно-музыкальный монтаж "Колокола Памяти"

Внеурочное мероприятие ко Дню Победы...

Приказ "Об организации и проведении городского мероприятия «Литературно-музыкальный квартирник «Поэты Когалыма о временах года» в МАОУ СОШ № 7 в 2018 году"

Об организации и проведении городского мероприятия «Литературно-музыкальный квартирник «Поэты Когалыма о временах года» в МАОУ СОШ № 7 в 2018 году...