Два облика одной литературы.
методическая разработка (9 класс) на тему

Аксёнова Татьяна Владимировна

Внеклассное мероприятие по творчеству Н.В.Гоголя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_po_gogolyu.doc619 КБ

Предварительный просмотр:

 

Литературная композиция

«Два облика одной литературы»

(Н. В. Гоголь. Штрихи к портрету)

 

2008 г


Цель. Осмыслить глубину, неповторимость, значимость личности писателя и его творчества.

Задачи.

  1. Прививать интерес к творчеству Н.В.Гоголя.
  2. Углублять знания о жизни писателя.
  3. Формировать эстетический и художественный вкус.
  4. Развивать творческие, артистические способности учащихся.

Этапы подготовки: сбор материала, составление сценария, создание презентации.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Место проведение: кабинет русского языка и литературы №315.

Форма проведения: внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 7-11 классов.

Подведение итогов: анкетирование (понравилось - не понравилось, что нового узнали).

Действующие лица:

- первый ведущий,

- второй ведущий,

- чтецы – декламаторы,

- участники художественной самодеятельности.

   Всё действие сопровождается музыкально – изобразительной презентацией.

                   1 слайд                                                2 слайд

         

I ведущий. Александр Блок говорил: «Если бы сейчас среди нас жил Гоголь, мы относились бы к нему так же, как большинство его современников: с жутью, с беспокойством, и, вероятно, с неприязнью: непобедимой внутренней тревогой заражает этот единственный в своём роде человек: угрюмый, востроносый, с пронзительными глазами, больной и мнительный».

   II ведущий. Кто же он, Н. В. Гоголь? Безумец, демон, гений… трудно найти ответ. Давайте попробуем сегодня понять личность Гоголя, вспомнив некоторые эпизоды его биографии и перелистав страницы любимых произведений писателя.

Чтец – декламатор.

И. Северянин «К портрету Гоголя»

В глазах у Гоголя блестит

украинская ночь,

в её волшебной темноте

от ужаса светло.

На лбу у Гоголя лежит

волос косая прядь.

Как будто ворон положил

ему на лоб крыло.

                 3 слайд

I вед. Чудесны в Васильевке летние ночи! Тёмный бархат неба дрожит и сверкает от света звёзд; месяц плывёт между ними подобно утлой ладье, то выглянет острой кормою из белого облака, то спрячется; в саду с его кленовыми аллеями, с гротами, с «беседками размышлений» и «долиной спокойствия», с прудом, затянутым ряской, пробегают тени; клумбы у дома, кусты, столетние липы у веранды покрыты росойи тоже сверкают, как небо.

   Тишина обнимает поместье Гоголей. Здесь пробежало, как тёплый летний дождь, детство писателя.

                   4 слайд

II вед. Исследователь жизни и творчества писателя И. Золотусский писал: «Нежен – город юности Гоголя. Здесь он прожил 7 лет. В мае 1821 г. Его привёз сюда отец для сдачи экзаменов в Нежинскую гимназию высших наук, а в августе он приехал сюда, чтобы начать занятия во втором классе…

   Появление Гоголя запомнилось его однокашникам как комическое зрелище: перед ними предстал невзрачный мальчик с длинным носом, пугливо озирающийся по сторонам, из ушей его торчала вата. Он сразу забился на последнюю парту и просидел там несколько лет, ни с кем не вступая в близкие отношения, никому не поверяя своих сердечных тайн…

   Гоголевское затворничество кончилось, когда в гимназии открылся театр. С того вечера публика узнала его как замечательного комика и заинтересовалась им».

                   5 слайд

I вед. В июне 1822 г. Были выпускные экзамены. Все 24 предмета Гоголь сдал очень хорошо. «Скорей в Петербург, на службу государству», - мечтал он. В декабре Гоголь уже уезжал в Петербург.

   Прошли первые суматошные дни, недели: беготня по городу, знакомство с театром, книжными лавками…

   …Почти ежедневно ходил он искать работу. И конечно, никто не распахнул перед ним дверей, никто не встретил с восторгом юношу, горевшего огнём желания принести пользу Отечеству. «Снова хожу каждый день… жалование получаю сущую безделицу. Весь мой доход состоит в том, что иногда или напишу или переведу какую – нибудь статейку для г. журналистов… Одного только нужно опасаться здесь бедняку – заболеть…, издержки на лекарства и лекарей для него совершенно невозможны, и ему остаётся одно средство - умереть», - писал Гоголь матери 2 февраля 1830 г.

                    6 слайд

II вед. А вечерами в своей тихой комнате Гоголь вспоминал прекрасную Украину, всё, что так хорошо знакомо ему, мило и дорого его сердцу с самого раннего детства. Так начиналась работа над повестями «Вечера на хуторе близ Диканьки».

   У каждого их нас есть свои любимые герои «Вечеров». А вот какими представляют их наши школьные актёры.

I сценка «Оксана у зеркала»

II сценка «Вакула и чёрт у хаты Пацюка»

Чтец – декламатор. Н. Рубцов «Однажды»

Однажды Гоголь вышел из кареты

На сывежий воздух.

Думать было лень.

Но он во мгле увидел силуэты.

Полузабытых, тощих деревень.

Он пожалел безрадостное племя,

Оплакал детства светлые года.

Не смог представить будущее время –

И произнёс: «Как скучно, господа!»

I вед. «Не смог представить будущее время», - пишет поэт, но писатель верил в Россию, помня о её героическом прошлом, и подтверждение тому мы слышим в знаменитой речи Тараса Бульбы о товариществе.

                7 слайд

Чтец – декламатор «Слово о товариществе»

           

                      8 слайд

Чтец – декламатор М. Танич «Сюжет»

- Приехал и уехал,

В снег и в полночь,

играя колокольцами в степи!

Возьми, милейший Гоголь,

и, бог в помощь, -

из того пиеску и слепи.

- Прошу простить,

куда и кто уехал?

Был грез, не внял –

ваш гений ослепил.

- Не знаю,

это так я, ради смеха,

а кабы знал,

глядишь бы, сам слепил.

И всё! И улыбнулся светлооко,

И второпях закончил разговор.

Но якобы из этого намёка

родился, слава богу, «Ревизор».

Сценка «Сватовство Хлестакова»

               9 слайд

II вед. Однажды при Гоголе был рассказан анекдот о каком – то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверхдолжности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего ружья. В первый раз на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё на нос лодчонки. По его собственному уверению, находился он в каком – то самозабвении и пришёл в себя только тогда, когда не увидел перед собой своей обновки: ружьё было стянуто в воду густым тростником. Все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не вставал: он схватил белую горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружьё, возращён он был к жизни.

   Все смеялись анекдоту, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью чудной повести его «Шинель».

Сценка из повести «Разговор о приведении»

               10 слайд

I Чтец – декламатор. Саша Чёрный «Смех сквозь незримые слёзы»

Ах, милый Николай Васильич Гоголь!

Когда б сейчас из гроба встать ты мог,

Любой прыщавый декаденский щёголь

Сказал бы: «Э, какой он, к чёрту бог?

Знал быт, владел пером, страдал.

Какая редкость?

А стиль, напевность, а прозрения печать,

А тёмно – звонких слов изысканная меткость?

Нет, старичок… Ложитесь в гроб опять!»

Пусть их шумят… Но где твои герои?

Все живы ли иль, небо прокоптив,

В углах медвежьих сгнили на покое

Под сенью благостных крестьянских тучных ив?

II чтец – декламатор.

Живут… И как живут!

Ты, встав сейчас из гроба,

Ни одного из них, наверно б, не узнал:

Павлуша Чичиков – сановная особа –

И в наше время патриотом стал:

за мёртвых душ зарплату получает.

(Живым она, пожалуй, ни к чему)

Манилов в Думе заседает,

И в председатели был избран по уму.

Петрушка сдуру сделался собкором

И что – то мажет в «Правде» и в «Труде».

Ноздрёв пошёл в охранники – и в этом

Нашёл своё призвание вполне.

Жан Хлестаков работает на студии,

Снимает там сюжеты обо всём

И чувствует себя в родной стихии,

И слава уж гремит о нём.

III чтец – декламатор.

Ах, милый Николай Васильич Гоголь!

С глубокой горечью хочу тебе сказать:

«Ты был для нас источник многоводный,

И мы к тебе пришли теперь опять, -

Но «смех сквозь слёзы» радостью усталой

Не зазвенит твоим струнам в ответ…

Увы, увы… Слёз более не стало.

И смеха нет.»

             

                 11 слайд                                                      12 слайд

             

Чтение отрывков из поэмы «Мёртвые души» о России.

I вед. Кто же он, Гоголь? Прозаик, сатирик, поэт… Трудно найти ответ. Он - многогранен и многолик. Он - велик и неповторим.

              13 слайд

 Чтец – декламатор. А. Городницкий «Два Гоголя»

Два Гоголя соседствуют в Москве,

Один над облаками дымной гари

Стоит победоносно на бульваре,

И план романов новых в голове,

Другой неподалёку за углом,

Набросив шаль старушечью на плечи,

Сутулится, душою искалечен,

Больною птицей прячась под крылом.

Переселён он с площади за дом,

Где в тяжких муках уходил от мира.

И гость столицы, пробегая мимо,

Его заметит, видимо, с трудом.

Два Гоголя соседствуют в Москве,

Похожи и как будто не похожи.

От одного – мороз дерёт по коже,

Другой – сияет бронзой в синеве.

Толпой народ выходит из кино,

А эти две несхожие скульптуры –

Два облика одной литературы;

Которым вместе слиться - не дано.

                   14 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к уроку информатики в 6 классе по теме "Черепашка меняет облик"

Предлагаемый материал к уроку информатики в 6 классе представляет взаимосвязанные между собой электронную презентацию, составленную по учебнику «Информатика. 5-6 класс. Начальный уровень» профессора М...

Литературно-музыкальная композиция «Всё в облике одном предчувствую Тебя…» (образ Прекрасной Дамы в творчестве А.А. Блока)

Эволюция образа  лирической героини в творчестве А. Блока. Путь от Прекрасной Дамы до Катьки. Женщина-Мечта, Вечная Жена и земная женщина....

Интегрированный урок английского языка и литературы "У нас одна душа, одни и те же муки...Дж. Байрон и М.Ю. Лермонтов"

Урок рассчитан на учащихся 9 класса. Построение урока и его материал показывают роль Байрона в развитии литературного направления "романтизм" и какое влияние оказало его творчество на поэзию М. Лермон...

Методическая разработка урока литературы « А нынче нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим…». Поэзия Веры, Надежды, Любви…

Тема урока и выбор материала не случайны. Одной из основных тем в русской поэзии середины и конца двадцатого века  оставалась тема Великой Отечественной войны.Цель  урока – знакомство ...

Конспект урока литературы в 5 классе (новый ФГОС). Тема: Нравственный облик героев (Жилин и Костылин)

Один из уроков литературы по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Цель урока:продолжить изучение произведения; учить анализировать эпизоды, давать характеристику героям с оп...