Культура общения – способ организации жизни».
план-конспект занятия на тему

Кондратьева Надежда Сергеевна

Учащиеся смогут получить более широкое представление об образе жизни людей, о роли невербального общения ( в частности о значении улыбки в общении) не только своей страны, но и США. А также получат навыки сравнительного анализа, социальные умения, систему ценностей, необходимых для существования в политически разнородном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ulybka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя      общеобразовательная школа № 8 города Кинель

                           Самарской области.

 Учитель истории и обществознания

                                                                                                Кондратьева Надежда Сергеевна.

e- mail: nadya.kondrateva.58@bk.ru

Аннотация. Учащиеся смогут получить более широкое представление об образе жизни людей, о роли невербального общения ( в частности о значении улыбки в общении) не только своей страны, но и США. А также получат навыки сравнительного анализа, социальные умения, систему ценностей, необходимых для существования в политически разнородном мире.

Методическая разработка внеклассного занятия по обществознанию на тему:

«Культура общения – способ  организации жизни».

Эпиграф: » Не бойся, что тебя не поймут, опасайся не понять другого».

Цель:способствовать формированию иерархии норм поведения и универсальных ценностей на основе невербального общения.

Задачи:

способствовать расширению знаний об этических нормах россиян и американцев при невербальном общения;

2.содействовать желанию учащихся поразмышлять над стереотипами в восприятии своей и американской нации;

3. стимулировать самостоятельное осмысление значимости компетентности, необходимости внимания, толерантности в общении.  

Оборудование: плакаты с изображением  персонажей,  информационные листы, музыкальный центр, таблички с названиями аналитических групп, специальные карточки с изображением улыбок, фломастеры или карандаши, зеркальца.

Основная форма проведения: интерактивная игра- анализ ситуаций.

Приёмы организации деятельности: работа в группах по 4-5 человек, репродуктивное чтение, дискуссия, рефлексия, здоровьесберегающая технология, творческий этюд.

Возраст участников: материал предназначен для учащихся 10 класса, освоивших тему» Деятельность и общение», имеющие первоначальное представление об анатомии человека.

                           Ход занятия:

 

1этап. Вступительное слово учителя.

  Новое веяние времени показало, что мир бизнеса охватил большое жизненное пространство и стал очень привлекательным для молодёжи. Современный бизнес без контакта с иностранцами практически невозможен. Чтобы не попасть впросак, необходимо знать требования этикета народа, с которым общаешься. Вступая в сферу бизнеса, предпринимательства, человек должен научиться соблюдать правила, принятые в ней. Но и в повседневной жизни эффективным  условием установления благотворных контактов с другими людьми является умение использовать технику « чтения» экспрессивного поведения человека. Специалисты считают, что более 50% информации несут жесты и мимика, то есть духовные инструменты общения. И если мы хотим научиться понимать другого, надо уметь улавливать мгновенные, подчас мимолётные реакции человека, уметь их «читать». Сегодняшнее занятие как раз  и посвящено выявлению значимости улыбки и позитивного настроения в общении у россиян и американцев. Вашему вниманию сейчас будет представлена возможность познать  самих  себя на консультации психолога и в процессе творческих этюдов.  

2 этап. Информационная справка психолога школы.

Практически все специалисты по имиджу однозначно говорят об огромном значении улыбки в деле создания имиджа. Она создаёт большее

доверие в отношениях с людьми, вызывает доброжелательность и приветливость. Улыбка или смех довольно убедительно говорят о характере человека. Я предлагаю вам ответить на вопросы любопытного теста, каждый из которых раскрывает ту или иную черту.

  1. Типично ли для Вас при улыбке касаться мизинцем своих губ?

Положительный ответ свидетельствует о стремлении быть в центре внимания и соблюдать устоявшиеся правила поведения.

Прикрываете ли при улыбке рот рукой?

Если да, то Вы несколько робки и не очень уверены в себе, у Вас невысокая самооценка.

Морщите ли Вы нос, когда улыбаетесь?

Положительный ответ говорит об изменчивости настроений, нрава, эмоциональности.

Наклоняете ли Вы, прежде чем улыбнётесь?

Положительный ответ говорит о добросердечности, совестливости, сдержанности.

Держитесь ли Вы при улыбке за подбородок?

Утвердительный ответ говорит об импульсивности и безрассудности.

Прищуриваете ли Вы веки, когда улыбаетесь?

Если Вы ответили да, то это говорит о наличии у Вас уравновешенности, уверенности в себе, о Вашем уме, настойчивости, активности.

У Вас нет определённой манеры улыбаться?

Положительный ответ свидетельствует об индивидуалистичности, пренебрежении взглядами других людей.

- Ребята! Если у вас есть вопросы о том, каким образом проводить диагностику и коррекцию по формированию позитивного имиджа при помощи улыбки, то спрашиваете.

Призываю Вас, ребята, быть внимательными к внешним проявлениям людей. Острые наблюдения помогут ориентироваться в трудных ситуациях общения, преодолеть возможные огорчения и неудачи из-за отсутствия взаимопонимания.

3 этап. Комментарий медсестры школы.

Научно доказано, что оптимисты живут значительно больше, установлено, что смех и улыбка повышают сопротивляемость организма, ускоряют биологические процессы. Нужно бороться с нахмуренными бровями и сморщенным лбом и чаще их расправлять.  Помните, что жесты и мимика должны быть продуманы и  осознаны, так как от этого будет зависеть ваше самочувствие и здоровье окружающих. Кажущиеся нам неприятными жесты и движения, кстати, могут быть вызваны физическими недомоганиями и психическими заболеваниями собеседника, этот ситуацию  вы тоже должны учитывать при общении.    

4 этап. Объяснение учителя.

Конечно, выбор за вами. Гораздо сложнее приходится публично действующим лицам. Иногда наличие красивой улыбки  является существенным моментом при выборе кандидата на какую – либо вакансию. Открытая улыбка Ю. А. Гагарина, первого космонавта мира, не оставила равнодушным никого во всей Вселенной и стала символом торжества отечественной науки. Современники тех лет сохранили в исторической памяти то замечательное событие эпохальной значимости- 12 апреля1961 года на околоземную орбиту был запущен первый пилотируемый корабль « Восток» с советским человеком на борту, тем самым знаменуя успех  всего  человечества и начало новой эпохи цивилизации. Полёт Гагарина резко повысил международный авторитет Советского Союза. Совершим и мы экскурс в  знаменитое прошлое нашей Родины.      

5 этап. Чтение учителем отрывка из статьи Акрама Муртазаева: « Улыбка Гагарина, его шнурки, нырки и рубашка…». 

6 этап. Беседа.

- Почему столь важное  значение придавал улыбке первого космонавта С. Королёв?

- Оправдано ли было « пожертвовать» важными приборами ради улыбки?

- Сколько же, по- вашему мнению, «весит» улыбка?

- Как вы считаете, можно ли по улыбке различить  стереотип поведения представителей  американского и российского обществ.

7 этап. Постановка проблемы.    

Оказываясь впервые в США или встречаясь с американцами в России, невольно задаёшь себе вопрос: почему они всё время улыбаются? В какой степени улыбка  как важное средство невербального общения играет роль в процессе коммуникации. Давайте попробуем на сегодняшнем занятии разработать собственную теорию по поднятой проблеме.

8 этап. Выступления представителей групп и   обмен вопросами.   ( домашнее задание)

1 группа – американцы.   Задание: подготовить выступление, в котором попытаться ответить на вопрос о том, почему они всегда улыбаются.

2 группа – россияне.

Задание: подготовить выступление об отношении и восприятии нами « американской улыбки».

3 группа – американцы.

Задание: подготовить выступление о влиянии русской « неулыбчивости « на и впечатление о россиянах ( в чём нас «подозревают», если мы не улыбаемся?)

4 группа – россияне.  

Задание: провести малое историческое исследование на тему: отношение к улыбке в историко- культурной российской традиции  ( истоки нашего « серьёзного отношения к жизни»).

5 группа - эксперты.

Задание: а) анализ анкетирования: « Отношение к улыбке в нашей аудитории « (домашнее задание.)  б) подготовить ответ на вопрос: надо ли нам улыбаться чаще? (аргументы « за» или может быть « против»). в) можно ли по улыбке отличить россиянина от американца?

9 этап. Упражнение. « Займи свою позицию»

 Определите свою позицию по отношению к эпиграфу следующим образом: согласные должны занять правую часть помещения, а несогласные – левую, частично согласные – в середине. Обоснуйте свой выбор.

10 этап. Рефлексия. Учащиеся пополняют « Копилку заблуждений» (в неё предлагается складывать « заблуждения», стереотипы, которые фиксируются на карточках и зачитываются в конце каждой четверти;   от которых ребята избавились в ходе занятия.)

11 этап. КОНКУРС  улыбок.( приложение 7) « Выборы Мисс и Мистера Улыбка». Голосование. Вручение « Ордена Улыбки». Орденом награждается также победитель конкурса афоризмов.

12 этап. Творческий этюд.

Психологи говорят,  что необходимо работать над собой, отрицательными эмоциями таким образом, чтобы они возникали как можно реже.  Этому способствуют упражнения, направленные на развитие реакций, соответствующих этическим принципам поведения. С этой целью необходимо произнести несколько фраз об улыбке, смехе, общении печально, весело, решительно, осторожно, застенчиво и так далее. Далее  лучшую свою улыбку нарисуйте на карточках.  

Всем раздаются « улыбки» - специальные карточки с изображением улыбок. На них предлагается записать афоризм дня - понравившееся высказывание по теме, обменяться « улыбками» с друзьями…

13 этап. Звучит фонограмма песенки « Об улыбке» В. Шаинского.( все поют последний куплет и фотографируются).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум по культуре общения. "Конфликты в нашей жизни" 8- 9 классы.

Учащиеся должны изучить понятия «спор», «конфликт», инцидент», «конфликтная ситуация», развить умения нравственного самопознания, самоанализа и самооценки....

Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)

Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...

Час общения «Культура общения с людьми с инвалидностью»

Основная цель- формировать у воспитанников толерантное отношение к людям с инвалидностью,коммуникативным навыкам и умениям в ходе общения с людьми с инвалидностью....

Проект по культуре общения "Законы общения"

Проект направлен на развитие культуры общения учеников 5 класса....