Классный час: Школьный этикет
классный час на тему

Формирование представлений обучающихся об основных этических нормах и навыках культурного общения в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas_etiket.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Класс: 5

Тема: Школьный этикет

Цель:  формировать представление обучающихся об основных этических нормах и навыках культурного общения в школе.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с понятием  «этикет»;

- расширять знания о правилах культурного поведения.

Коррекционно-развивающие:

- развивать умения обучающихся вести себя в соответствии с правилами поведения, правилами школьного этикета.

Воспитательные:

- воспитывать эстетическую культуру.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

- Ребята, скажите, существуют ли свои особые правила поведения в школе, отличные, например, от других общественных мест?

- Конечно же, да! Ведь существуют свои правила поведения в театре и на дискотеке – и не дай Бог перепутать одно с другим - окружающие не поймут, да и самому неудобно будет. Называются эти правила – школьный этикет.

- Знаете ли вы что такое именно этикет? И в чем он заключается?

- Этикет — установлений порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.

Существуют различные виды этикета:

♦ служебный (деловой);

♦ военный;

♦ педагогический;

♦ врачебный;

♦ школьный.

- Как вы считаете, важны ли правила этикета в нашей жизни? Зачем они нужны?

- А нужно ли пополнять и закреплять знания в этом направлении?

- С этикетом тесно связаны правила вежливости.

- Кто знает откуда к нам пришло слово ВЕЖЛИВОСТЬ?

- Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать, как себя вести, с уважением относиться к окружающим.

- Сегодня мы с вами поговорим о школьном этикете.

2. Основная часть

 - Что же это за особенные правила поведения в школе и для кого они? Перечислите их, пожалуйста.

- Правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает порог здания, которое называется очень просто, но значит так много для каждого из нас – «школа». Эти правила во многом совпадают, но чуть-чуть отличаются для школьников, их родителей и, конечно же, учителей. С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, а что же такое школа. Это – то место, где мы учимся и учим, развиваем ум, интеллект и душу. А значит, и вести себя в этом месте мы будем соответственно. Как театр начинается с вешалки, так и школа начинается с порога школьного здания. Как же нужно приходить и входить в школу?         

1) Вежливые слова при обращении с просьбой.

Примеры: будьте любезны, скажите, пожалуйста, разрешите обратиться, будьте добры, позвольте, разрешите, очень прошу, дайте пожалуйста, не откажите в любезности, сделайте одолжение, не сочтите за труд, если вам не трудно, если вас не затруднит).

2) Вежливые слова, когда извиняются.

Примеры: простите, пожалуйста, извините, простите я нечаянно, извините, я не хотел, прошу прощения, приношу извинения, прошу меня простить, примите мои извинения, должен извиниться перед вами, искренне извиняюсь перед вами, не будете ли вы так любезны меня простить, пожалуйста, не держите на меня зла.

- Очень важно чтобы вы не путали слово этикет со словом этикетка. Ведь за внешним лоском, могут скрываться дурные манеры. Важно чтобы каждый из вас это помнил. Ведь ваши жесты, движения, позы, способы приветствий за столом, вкус в одежде это только «наружная часть айсберга», главное, что скрывается внутри человеческой души. Воспитанность, хорошие манеры – не просто этикетка. Они прочно связаны с внутренней культурой человека.

Разбор ситуаций

I ситуация – В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Саша увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Анна Петровна». Какая допущена здесь ошибка? А может быть всё в порядке?

II ситуация - Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Какие ошибки сделал мальчик, обращаясь к прохожему?

Ответы по первой ситуации: Мальчик не должен был прерывать разговор двух взрослых людей, даже если ему очень хотелось поздороваться с учителем.

Ответы по второй ситуации: Мальчик не должен был кричать, а спокойно спросить: «Скажите, пожалуйста, который час?» Три ошибки.

III ситуация – Можно ли вместо здравствуйте, говорить «привет»? Если да, то когда, в какой ситуации?

IV ситуация – Вы вошли в автобус, с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья, надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

- Ребята, каждый из вас должен вести себя так, чтобы окружающим людям, было приятно с вами жить. Ведь вы не Робинзоны на необитаемом острове, вы живёте среди людей, и должны вести себя подобающим образом, то есть соблюдать правила хорошего тона или проще сказать этикет. Сейчас вы учитесь в школе и как школьники должны соблюдать школьный этикет – правила поведения учащихся.

- Какими правилами пренебрегли ученики? Называет и аргументирует ошибки в поведении учеников.

сценка « Опоздание на урок».

Автор: Звенит звонок. Ребята проходят в класс, встают возле парт. Входит учитель Мария Ивановна.

Мария Ивановна: Здравствуйте ребята! Садитесь. Начинаем урок…

Автор: И тут дверь в класс распахивается и показывается голова Вовки Лукина.

Вовка Лукин: А что уже был звонок?

Автор: Он глядит в недоумении на сидящих за партами ребят. Ребята подхихикивают над ним. А Мария Ивановна строго смотрит на него сквозь очки и говорит.

Мария Ивановна: Это что такое? Войди, как положено в класс.

Вовка Лукин: А что я сделал-то? Что я виноват, что звонка не слышно!

Мария Ивановна: Посмотри на ребят. Они все слышали звонок. А почему ты не слышал?

Автор: И тут Вовка задумался, глядя на потолок. Для пущей важности он почесал затылок, но так и не смог объяснить причину своего опоздания. Ведь уважительной причины у него не было. Тогда Мария Ивановна сказала.

Мария Ивановна: Ну что ж, на первый раз мы тебя прощаем. Но впредь не опаздывай на урок.

Допущенные учеником ошибки:

1.Нельзя опаздывать на урок.

2.Войдя, он помешал другим.

3.Не поздоровался, не попросил извинение и разрешение сесть.

4.Он начал кричать, оправдываться – этим привлёк внимание к себе ребят и отвлёк от урока.

5.Дурные манеры: чесать затылок, смотреть в потолок, грубить вместо того, чтобы выполнить просьбу учителя.

3. Заключительная часть

- Как вы считаете, важны ли правила этикета в нашей жизни? Зачем они нужны?         

- А нужно ли пополнять и закреплять знания в этом направлении?

- Спасибо за внимание!!! Хорошего дня и будьте вежливыми с окружающими и всегда помните о правилах этикета в общественных местах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

правила школьного этикета

правила поведения для школьников...

Классный час "Школьный этикет"

Цели:Воспитывать культуру поведения.Формировать основы социального поведения, этические и нравственные принципы....

Презентация классного часа "Правила школьного этикета"

В презнтации представлены  разделы:  понятие этикет, что такое хорошие манеры, правила поведения, дружба....

Классный час в форме устного журнала "Современный школьный этикет" с презентацией

Этот классный час прошёл в 6 классе специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида как защита проекта, в ходе работы над которым каждый учащийся подбирал материалы, делал фотографии, оформлял слай...

Классный час "Культура поведения в школе и школьный этикет"

Цель: развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по...

Технологическая карта классного часа "Культура поведения в школе и школьный этикет"

Технологическая карта классного часа "Культура поведения в школе и школьный этикет"...

Классный час на тему: "Правила школьного этикета"

Цель: Научиться применять правила этикета в повседневной жизни Задачи:—Узнать новые правила школьного этикета.—Пополнить запас вежливых слов.—Собрать материал о школьном этикете....