Математический кружок 5 класс
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме

Плашевская Светлана Григорьевна

Кружковая работа просто необходима в профессиональной деятельности учителя. Данный материал содержит календарно - тематическое планирование и пояснительную записку кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhek_5_klass.rar339.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

         Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.

         Основ задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

         Данный кружок дает возможность, опираясь на первоначальные знания самостоятельно или с помощью учителя расширить свои знания. Закрепляет и углубляет знания по предмету, способствует развитию мышления, формированию навыков самообразования. Так же учащиеся занимаются решением задач  выходящих за рамки математики на уроке, задачами олимпиадного характера. Они являются дополнением к учебнику математика. У ребят есть возможность раскрыть свои таланты, повысить математический уровень.

         На занятиях математического кружка предусматривается формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.  Материал  кружка содержит задачи, решаемые графическим способом, логические задачи, задачи на сравнение, простейшие комбинаторные задачи. Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в олимпиадах, в конкурсах. Этому посвящен раздел “Олимпиадные задачи”, где рассматриваются задачи олимпиад прошлых лет.

Цель кружка – Развитие представлений о геометрических понятиях, математическом моделировании и формирование соответствующих умений при применении полученных навыков в реальной жизни.

      Задачи кружка.

  • Развивать логическое мышление, самостоятельно осуществлять поиск решения задачи, применять разные приемы, использовать общие подходы и поиски.
  • Повысить интерес к математике, решая интересные, трудные, развивающие, олимпиадные задачи.
  • Интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся, активизировать познавательную деятельность.
  • Участвовать во Всероссийской олимпиаде школьников по математике, в Пермском чемпионате.  
  • Создавать  положительную мотивацию обучения.

Организационно - педагогические основы обучения

Кружок  рассчитан на 1 год обучения, всего 35 часов.

Количество детей в группе 12 человек.

Возраст от 10 до 11 лет (учащиеся 5Г класса)

Количество занятий в неделю: 1 группа, 1 час.

Итоги работы кружка:

        Учащиеся участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников по математике, в Пермском чемпионате, создание проекта.  

  Формы организации учебных занятий.

Основные формы организации учебных занятий: беседы, практические занятия, игровые занятия, самостоятельная работа.

      Практические работы  предназначены для углубленного изучения математики. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности.

       Игровые уроки развивают

      Самостоятельная работа включает творческие процессы в деятельности школьника. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности школьника: репродуктивный (тренировочный), реконструктивный и творческий (поисковый). Для кружка эффективен творческий уровень деятельности работы учащихся.

 Методы обучения.

      Отбор методов обучения обусловлен необходимостью реализовать личностно ориентированное обучение, развить исследовательские и творческие способности. Основным является:

  • репродуктивный;
  • проблемный.

В качестве методов контроля в обучении используется:

  • фронтальный;
  • взаимоконтроль и контроль со стороны учителя.

 Ожидаемый результат.

     Уметь:

  • решать логические задачи;
  • решать задачи повышенной сложности;
  • применять графы для решения задач;
  • составлять ребусы;
  • решать олимпиадные задачи.

     Личностные качества:

  • владеть навыками самостоятельной работы;
  • развивать уверенность при решении задач;
  • воспитывать дисциплинированность, организованность.

Технологии обучения:

  • информационные технологии;
  • проектные технологии;
  • личностно-ориентированные.

Содержание курса

  • Занимательная арифметика (4 часа)

Знать/понимать: старинные системы счисления; римская нумерация, цифры разных народов, цифры-малютки, цифры-великаны.

Уметь: записывать цифры и числа других народов, решать задачи с большими и малыми числами, быстро считать.

  • Решение олимпиадных задач (4 часа) 

Уметь:  решать олимпиадные задачи.

  • Логические задачи (9 часов) 

Знать/понимать: высказывание; истинное, ложное утверждение, круги Эйлера, задача на переливание, задача на взвешивание.

Уметь: составлять логические задачи, решать задачи на переливание, взвешивание, решение задач на движение: на сближение, удаление, движение в одном направлении, в разных направлениях, движение по реке.

  • Решение геометрических задач (3 часов)

Знать/понимать:  фигура, ломанная, треугольник, квадрат, круг, радиус, прямоугольный параллелепипед, площадь.

Уметь:  решать геометрические задачи на разрезание, находить периметр, площадь, занимательные задачи со спичками.

  • Знакомство с графами (2 часа) 

Знать/понимать:  графы, ребра графов, вершины графа, изолированные графы, полные графы.

Уметь: решать простейшие задачи на применение графов.

  • Решение тестов к чемпионату (1 часа)

Знать/понимать:  тест, выбор ответа.

Уметь: работать с тестом.

  • Занимательные задачи (7 часа)

 Знать/понимать:  занимательная задача, старинная задача, задача шутка, магический квадрат, математический фокус, математический ребус.

Уметь: решать шуточные задачи в форме загадок, решать задания на восстановление записей вычислений.

  • Проекты (4 часа)

Примерные темы проектов:

  • Системы счисления. Мифы, сказки, легенды.
  • Софизмы и парадоксы.
  • Математические фокусы.
  • Математика и искусство.
  • Математика и музыка.
  • Лабиринты.
  • Палиндромы.
  • Четыре действия математики.
  • Древние меры длины.
  • Возникновение чисел.
  • Счёты.
  • Старинные русские меры.
  • Магические квадраты.

Литература:

Баврин, И. И. Старинные задачи [Текст] / И. И. Баврин, Е. А. Фрибус. – М.: Просвещение, 1994. – 128 с.

Деккер, Г. И. Математический кружок 5 класс [Текст] / Г. И. Деккер, Г. Е. Кортунова. – Тюмень: Издательства «Вектор Бук», 2005 – 76 с.

Журналы «Математика в школе», 2008-2012 г.

Игнатьев, Е. И. Математическая смекалка [Текст] / Е. И. Игнатьев. – М.: Омега, 1994. – 192 с.

Фарков, А. В. Математические олимпиадные работы. 5 – 11 классы [Текст] / А. В. Фарков. – СПб.: Питер, 2010. – 192 с.

Фарков, А. В. Готовимся к олимпиадам по математике.  [Текст]: учебно-методическое пособие / А. В. Фарков. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 157 с.

Фарков, А. В. Учимся решать олимпиадные задачи. Геометрия. [Текст]:  / А. В. Фарков. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128 с.

Фарков, А. В. Внеклассная работа по математике.5-11 классы. [Текст]:  / А. В. Фарков. –  М.: Айрис-пресс, 2008.


Тематический план.

п/п

Содержание темы

Кол-во   часов

Сроки

провед.

Цели темы

всего

теория

практ.

1

Занимательная арифметика

5

1.1

Запись цифр и чисел у других народов

0,5

2,5

Знакомство с иными системами счисления

1.2

Числа - великаны и числа- малютки

1

Решение задач с большими и малыми числами

1.3

Приёмы быстрого счёта

1

Научить некоторым приемам быстрого счета

2

Решение олимпиадных задач

4

4

Привитие интереса к предмету

3

Логические задачи

9

3.1

Задачи, решаемые с конца

0,5

1

Решение сюжетных, текстовых задач методом «с конца».

3.2

Круги Эйлера

2

Решение задач с использованием кругов Эйлера.

3.3

Задачи на движение

1

Решение текстовых задач на движение.

3.4

Задачи на переливание

0,5

2

Решение текстовых задач на переливание.

3.5

Задачи на взвешивание

2

Решение текстовых задач на взвешивание.

4

Решение геометрических задач

3

4.1

Задачи на разрезание

0,5

1,5

Развитие пространственного воображения

4.2

Задачи со спичками

1

Решение занимательных задач со спичками.

5

Знакомство с графами

2

5.1

Занимательные и провоцирующие задачи на смекалку.

0,5

1,5

Научить использовать графы при решении задач

6

Решение тестов к чемпионату

2

2

Привитие интереса к предмету

7

Занимательные задачи

7

7.1

Магические квадраты

1

Составление магического квадрата

7.2

Математические фокусы

1

Знакомство с математическими фокусами

7.3

Математические ребусы

2

Решение заданий на восстановление записей вычислений

7.4

Задачи шутки

1

Решение шуточных задач

7.5

Старинные задачи

1

Решение старинных задач

8

Проектные работы

3

3

Выбор темы и выполнение проектной работы

9

Математическая шкатулка.

2

2

Составление брошюры «Математическая шкатулка»


Работа математического кружка «ИНТЕЛЕКТ».

 Выпуск учащимися газеты «Юный математик»

C:\Users\BioS\Documents\Флешка Светик\ФОТО\фото с урока\6Г\P1310172.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра "Путешествие по математическим станциям" для учащихся 5 классов

Математическая игра "Путешествие по математическим станциям" содержит увлекательные задания на каждом этапе игры. Вы остановитесь на станциях: "Разминочная", "Вычислительная", "Кроссвордная", "Историч...

Математическое соревнование для 7 класса "Математическая регата"

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов. Форма проведения - соревнование команд, "гонки". Кроме сценария представлены материалы, готовые к распечатке, которые необходимы для орг...

Задачи по теме "Математический язык.Математическая модель" 7 класс.

Задачи для 7 класса по теме "Математичекая модель. Математический язык" 7 класс Мордкович А.Г....

Рабочая программа учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10 и 11 классах физико-математического профиля, 2014-2015уч.год

Данный материал содержит рабочую программу учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10-11 классах физико-математического профиля. Авторы учебника:Ю.М.Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фё...

Математическое соревнование между 8-ми классами Игра "Что? Где? Когда?" (математический брейн-ринг)

Внеклассное мероприятие в рамках школьной недели математики. Математическое соревнование между 8-ми классами  Игра "Что? Где? Когда?" (математический брейн-ринг)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА» КЛАСС 11

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:1.Закона «Об образовании» от 10 июля1992 года № 3266-1 (в последующих редакциях).2. Федерального компонента государ...