Час общения "Конфликты в нашей жизни"
классный час на тему

Клочкова Ольга Андреевна

На занятии обучающиеся знакомятся конфликтными ситуациямы, предлагают пути выхода, формулируют принципы конструктивного общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chas_obshcheniya_konflikty_v_nashey_ezhizni.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Час общения

Группа 41ПК, профессия «Повар, кондитер»

Тема: «Конфликты в нашей жизни»

ЦЕЛИ:

  • Способствовать формированию у учащихся бесконфликтного поведения.
  • Повышение уровня культуры общения.
  • Развитие способности к самооценке и саморегуляции поведения для успешной адаптации в социуме.

Форма проведения:  студийное занятие

Методическая цель: применение личностно-ориентированного подхода с целью формирования социальной мобильности выпускника.

Дидактические средства:

  • эпиграф, высказывания;
  • музыкальный центр;
  • микрофон, диски;
  • конверты с заданиями;
  • схема эскалации конфликтогенов;
  • правила предупреждения конфликтов;
  • «Толковый словарь»;
  • памятки
  •  белые листы, маркеры.

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Приветствие. Обозначение проблемы.

Я приветствую всех!

Жизнь наша сложна. И очень часто, в силу каких-либо причин,  людям приходится ссориться, выяснять отношения, конфликтовать. После ссоры, конфликта многие люди жалеют о том, что вовремя не промолчали, не сменили тему разговора или не уступили собеседнику. Но как говорится в известной пословице «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Как вы считаете, ребята, тема «Конфликты в нашей жизни» актуальна? Нужно ли говорить на эту тему?

      2. Целевая установка.

Да, конфликты играют важную роль в жизни человека. Они бывают различные: семейные, социальные, производственные, политические.

Например, терроризм, войны, борьба за власть – это тоже конфликты, только на государственном уровне. Они стали основной причиной гибели 300 млн. человеческих жизней за прошедшее столетие.

К сожалению и семейных конфликтов невозможно избежать. Даже в благополучных семьях возникают спорные ситуации, ссоры.

Каждому из нас приходилось сталкиваться с социальными конфликтами: в обществе, в коллективе.

Через несколько месяцев вы закончите обучение в нашем лицее, устроитесь на работу по профессии. И у вас могут возникнуть производственные конфликты, как в новом коллективе, так и с посетителями   предприятия общественного питания, где вы будете работать.

Поэтому каждому культурному человеку полезно иметь элементарные представления о конфликтах, способах достойного выхода из них  и правилах поведения в конфликтных ситуациях.

Ребята, на каждом столе,  лежат «толковые» словари, к которым вы можете обращаться, если  при разговоре  встретится незнакомое слово.

3. Мини-экзамен.

Вы все при входе брали билетики с названиями творческих групп «Собеседники» и «Мыслители». Те ребята, у которых стоят цифры на этих билетиках становятся участниками мини-экзамена.

Вопросы к экзамену:

  1. Закончите предложение: «Конфликт – это …»
  2. Всегда ли спор можно расценивать как конфликт?
  3. Какой смысл вы вкладываете в понятие «самообладание»?
  4. Как часто вам приходилось вступать в конфликт?

Вопрос ко всей аудитории:

С какими людьми вы чаще всего конфликтуете

  1. Конверт с заданием.

Я предлагаю вам поразмышлять о причинах возникновения конфликтов. В конвертах, которые лежат у вас на столах, находятся слова и словосочетания. Внимательно прочтите их и выберете те, на которых написаны причины возникновения конфликтов.

Слова в конвертах:

  1. оскорбления                                
  2. сплетни
  3. зависть
  4. отсутствие взаимопонимания
  5. борьба за лидерство
  6. «третий лишний»
  7. доброжелательное отношение
  8. компромиссные решения
  9. сохранение чувства собственного достоинства
  10. спокойная речь
  11. уважение к оппоненту
  12. сведение спора к шутке

Рефлексия:

Какие ещё причины возникновения конфликтов вы знаете?

  1. Схема эскалации конфликтогенов.

Ребята, 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Главную роль в возникновении таких конфликтов играют, так называемые конфликтогены – слова, действия, могущие привести к ссоре.

Разжиганию конфликтов, способствует эскалация конфликтогенов, т.е. конфликтоген в наш адрес – мы пытаемся ответить обиднее, более сильным конфликтогеном, стараемся проучить обидчика, проявляем агрессию.

Схема эскалации конфликтогенов.

     первый                         второй более                        конфликт

конфликтоген           сильный конфликтоген           

Рефлексия:

Давайте разыграем ситуации, в которых ярко выражена эскалация конфликтогенов. Я предлагаю. «Собеседникам» и «Мыслителям» ситуации, в которых мы можем оказаться в любое время. Конфликт в магазине: ведь мы все являемся покупателями.

1 ситуация:

За прилавком, глядя в зеркальце, пудрится молодая девушка с капризным выражением лица. Подошла женщина и поздоровалась с продавцом. Девушка не обращая внимания, продолжала заниматься своим делом.

Женщина: - Здравствуйте, почему вы мне не отвечаете?

Продавец: - А чего это вы мне – «здрасьте»? Что я вам – знакомая. Если каждому отвечать – язык отвалится!

Женщина: ………………………………………………..!

Продавец:  ………………………………………………...!

Женщина:………………………………………………….!

2 ситуация:

Пожилой покупатель, только что отошедший от кассы с чеком и сдачей, возвращается и предъявляет кассиру претензию, что ему не дали чек.

Продавец:…………………………………………………!

Покупатель: ………………………………………………!

Продавец: ………………………………………………….!

Покупатель: ………………………………………………!

Продавец: ………………………………………………….!

Покупатель: ………………………………………………!

Спасибо, ребята. Видите, как легко разжечь конфликт, сейчас мы в этом убедились.

Но конфликтная ситуация не возникла бы, если один из участников не стал бы отвечать на конфликтоген в его адрес. Сам по себе «конфликтоген – одиночка» не способен привести к конфликту. Существуют люди агрессивные и конфликтоустойчивые.

Конфликтоустойчивость – это способность человека погашать конфликты с окружающими, вопреки влиянию конфликтогенных факторов.

Рефлексия:

Есть ли среди вас конфликтоустойчивые люди, «антисклочники», которые могли бы погасить любой конфликт в группе или выступить в роли арбитра.

 

  1. Незаконченный тезис: Правила предупреждения

      конфликтов.

Я предлагаю вашим творческим группам  попытаться выработать правила предупреждения конфликтов с помощью незаконченного тезиса. В нём пропущены главные слова. Вы должны вставить слова, подходящие по смыслу. В результате этой работы вы выработаете свои правила предупреждения конфликтов.

Рефлексия:

Давайте, сравним ваши ответы с мнением психологов.

Мы сравнили ваши правила с правилами психологов, внесли интересные дополнения. Давайте ещё раз прочтем эти правила.

Представим себе, что конфликт всё-таки произошел в силу разных причин: несовместимость характеров, взглядов, интересов, целей, потребностей человека. Как тогда разрешить его, чтобы отношения с конфликтующими остались нормальными, чтобы ссора не затянулась на долгое время. Какое поведение выбрать тогда? Какие слова?

8. Конверт с заданием 2

В ваших конвертах остались подсказки. Прочтите их, Вы согласны, что конфликт можно разрешить этими методами? Пожалуйста, закрепите их на доске.

Рефлексия:

Может, ребята,  вы еще знаете способы успешного разрешения конфликтов?

9.  «Откровенное интервью»

Давайте запомним эти правила. В конфликте у человека доминируют не разум, а эмоции, когда сознание отключается, и человек не отвечает за свои слова и действия.

Памятки с этими правилами вам пригодятся, если вы когда-нибудь окажетесь в затруднительной ситуации.

Рефлексия:

В заключении я хочу взять у вас «Откровенное интервью». Продолжите предложение «Сегодня мне было интересно узнать …»

10. Заключение.

Наш час общения я хочу закончить словами великого персидского писателя и мыслителя Саади:

Разгневан – потерпи, немного охладев,

Рассудку уступи, смени на милость гнев.

Разбить любой рубин недолго и несложно,

Но вновь соединить осколки невозможно.

Учащиеся высказываются

Учащиеся воспринимают представленный материал

4 человека отвечают на вопрос в билете

Учащиеся высказываются

Учащиеся выбирают  нужные слова, аргументируют их и закрепляют на доске

Учащиеся высказываются

Схема эскалации конфликтогенов вывешивается на доску

Двое  ребят выходят к доске и разыгрывают ситуацию, создают эскалацию конфликтогенов

Двое  ребят выходят к доске и разыгрывают ситуацию, создают эскалацию конфликтогенов

ребята выходят к доске и гасят конфликт на примере предыдущих ситуаций

Каждая творческая группа совещается и зачитывает правила

На доске  правила. Пропущенные в тезисе слова выделены цветом.

Ребята вывешивают слова напротив причин конфликтов.

Дописывают на доске дополнения

Высказывания ребят

Учащимся раздаются памятки с кодексом поведения в конфликте.

1 ситуация:

За прилавком, глядя в зеркальце, пудрится молодая девушка с капризным выражением лица. Подошла женщина и поздоровалась с продавцом. Девушка не обращая внимания, продолжала заниматься своим делом.

Женщина: - Здравствуйте, почему вы мне не отвечаете?

Продавец: - А чего это вы мне – «здрасьте»? Что я вам – знакомая. Если каждому отвечать – язык отвалится!

Женщина: ………………………………………………..!

Продавец:  ………………………………………………...!

Женщина:

………………………………………………….!

2 ситуация:

Пожилой покупатель, только что отошедший от кассы с чеком и сдачей, возвращается и предъявляет кассиру претензию, что ему не дали чек.

Продавец:

…………………………………………………!

Покупатель: ………………………………………………!

Продавец: ………………………………………………….!

Покупатель: ………………………………………………!

Продавец: ………………………………………………….!

Покупатель: ………………………………………………!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: Здоровый образ жизни. Гигиена в нашей жизни.

Содержание классного часа способствует формированию знаний у учащихся понятия о науке гигиене; навыков использования знаний в области гигиены в повседневной жизни. Форма проведения классного часа: рол...

Природа – наши корни, начало нашей жизни

Экологическая игра для 6 класса...

Хлеб – наша жизнь и наше богатство

Цели:Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;Воспитывать у учащихся бережное отношение и уважение к хлебу и людям,...

Здоровый образ жизни наша жизнь

Методическая разработка спортивного праздника....

Наш район, наша жизнь, наши достижения.

Сейчас много пишут о том, что у нас в школе «не так», забывая о положительных сторонах нашей жизни. В данной статье мне хотелось чуть «окрасить» в светлые тона нашу действительность! Статья была напис...

Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")

В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...