Проект школьного театра исторической реконструкции "Исторический театр - развитие,гармония,будущее"
проект на тему

Клокова Яна Александровна

 Проект содержит программу работы школьного театра. Работа получила гранд, в данное время в нашей школе идет реализация проекта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_na_konkurs_omk.doc690.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Учебный план

Учебный план работы исторического театра «Мельпомена»,

действующего на базе МБОУ СОШ № 6

Раздел

Вводное занятие.

2

История театра. Театр как вид искусства.

12

Актерская грамота.

12

Художественное чтение и сценическое движение

12

Работа над пьесой

54

Театральные профессии

20

Мероприятия и психологические практикумы

12

Экскурсии

10

Итоговое занятие

1

ВСЕГО:

136

Учебно-тематический план  

№ п.п

Разделы программы и темы занятий

В том числе

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы.

Анкета «Ваши предложения по работе творческого объединения»

2

2.

История театра. Театр как вид искусства.

Эволюция театра. Современная драматургия. Литературное наследие.

Знакомство с произведениями великих драматургов мира. Упражнения, игры-импровизации, творческие задания.

12

3.

Актерская грамота.

Многообразие выразительных средств в театре. «Бессловесные элементы действия», «Логика действий» и т.д.

Упражнения на КСД;

Тренинги на внимание. Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями этюды.

12

4.

Художественное чтение

Сценическое движение.

«Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры». «Основы практической работы над голосом» и т.д.

 Пластическая выразительность актера.

Упражнения на тренировку силы голоса, диапазона голоса

Сценическая акробатика.

12

5.

Работа над пьесой

Работа с историческими источниками, отбор материала, работа над сценарием пьесы. Анализ пьесы, чтение и обсуждение. Образы героев.

Выразительное чтение по ролям.

Определение сквозного действия роли.

Репетиции. Показ спектакля.

54

6.

Театральные профессии

Знакомство с театральными профессиями,

Распределение обязанностей по интересам и возможностям. Изготовление костюмов, декораций, афиш и пригласительных билетов

20

7.

Мероприятия и психологические практикумы.

12

8.

Экскурсии

10

9.

Итоговое занятие

1

ИТОГО:

136

.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(1-й год обучения)

1.Вводное занятие  «Разрешите представиться»   - 2 часа

Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства.

Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями.

Форма проведения занятия – презентация коллектива.

Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.

Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.

Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.

.

2. История театра. Театр как вид искусства  - 12 часа

2.1. Страницы истории театра: средневековый площадной театр.

Теория:. Актер средневекового театра, его религиозный смысл. Актер средневекового театра, синтетический характер искусства «профессиональных развлекателей». Символика и условность оформления средневекового спектакля. Связь театра со средневековой литературой и изобразительным искусством. Трансформации традиций средневекового театра в современных театрализованных празднествах (карнавалах, маскарадах, шествиях).

Практическая работа: Знакомство с искусством средневековой Европы по иллюстрациям и слайдам, по описаниям театральных представлений. Разыгрывание сценок, импровизации в духе средневековых театральных жанров. Подготовка этюдов «Средневековый театр». Просмотр видеофильмов с карнавалами, маскарадами.

Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.

Приёмы и методы:  эвристический, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с раздаточным материалом, литература по теме,  видеофильмы.

Форма подведения итогов: разыгрывание мистерии.

2.2. Страницы истории театра: театр Древней Греции.

Теория: Общий подъем культуры и искусства в Древней Греции. Общественно-воспитательная роль театра. Особенности древнегреческого театра: сочетание музыки и пластики, слова – активное средство воздействия на зрителя. Костюм и маска – элементы обобщенной характеристики персонажей. Трагедия и комедия – основные жанры древнегреческой драматургии.

Практическая работа: Комментирование чтение отрывков из «Прометея прикованного» Эсхила. Чтение книги А.Говорова «Алкамен – театральный мальчик». Знакомство по иллюстрациям и фотографиям с устройством зрительного зала и оформлением сценической площадки древнегреческого театра. Заочная экскурсия по современному театральному зданию.

Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.

Приёмы и методы:  метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.  

Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски.

Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации

2.3. Театр – искусство коллективное

Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра».

Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.

Формы проведения занятий: заочная экскурсия по театральным цехам.

Приёмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный  

Дидактический материал: фотографии, DVD, CD – диски.

Форма подведения итогов: рефераты на тему:  «Путешествие по театральной программке».

3. Актерская грамота   -   12 часов

3.1. Многообразие выразительных средств в театре

Теория: Знакомство с  драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера.

Практическая работа: тренинги  на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало».

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.  

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.

3.2. Значение поведения в актерском искусстве.

Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.

Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.  

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: самостоятельная импровизация

3.3.  Бессловесные и словесные действия

Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.

Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов., упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятия-зачёт.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.  

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.

  1. Художественное чтение – 12 часов

  1. Художественное чтение как вид исполнительского искусства.

Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.

Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.

Формы проведения занятий: групповые

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.  

Дидактический материал:  индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, упражнения на развитие и управление речеголосовым аппаратом.

  1. Логика речи.

Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах.

Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения  для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов.

Формы проведения занятий: групповые, игровые.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.  

Дидактический материал:  индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы.

  1. Словесные воздействия.

Теория: Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.

Практическая работа: Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие» : превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения  для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист».

Формы проведения занятий: групповые, занятие-зачёт.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.  

Дидактический материал:  индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара.

Сценическое движение

  1. Основы акробатики.

 Теория: Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.

Практическая работа: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор».  Тренинг :«Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.

Формы проведения занятий: групповые.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.  

Дидактический материал:  маты или акробатические дорожки

Форма подведения итогов: этюды

5.2. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.

Теория: Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня», «Об Айседоре Дункан». «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт»,  «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».

Практическая работа: Универсальная разминка. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Классический танец (батман тандю, батман жете, гран батман). Основные позиции рук, ног, постановка корпуса. Разучивание основных элементов народного танца: простой шаг, переменный шаг, шаг с притопом, веревочка, ковырялочка. «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт». Разучивание их основных элементов.

Разучивание вальсового шага. Счет танцев  «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».

Позиции в паре. Основные элементы бального танца «Фигурный вальс»: «балансе с поворотом», «окошечко», «вальсовая дорожка», «правый поворот в паре».

Формы проведения занятий: групповые.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.  

Дидактический материал:  маты или акробатические дорожки

      Форма подведения итогов: танцевальная композиция на заданную тему.

6. Работа над пьесой – 54 часа

6.1. Пьеса – основа спектакля

Теория:  Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.

Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.

Формы проведения занятий: практические

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.  

Дидактический материал:  индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: анализ пьесы

6.2. Текст-основа постановки.

Теория:  Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям

Формы проведения занятий: практические

Приёмы и методы: эвристический, проблемный  

Дидактический материал:  индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: составление таблицы «История про…, который…».

Театральные профессии- 20 часов

6.1.  Театральный грим. Костюм.

Теория:  Отражение сценического образа при помощи грима.  Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный.  Способы накладывания грима.

Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.

Формы проведения занятий: творческие лаборатории

Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный  

Дидактический материал:  гримировальный набор, жирный крем, тональный крем, помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки, альбомы, краски, карандаши.

Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.

  1. Театральный костюм.

 Теория:  Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.

Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

Формы проведения занятий: творческие лаборатории

Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный  

Дидактический материал:  иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски, карандаши.

Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».

6.3. Репетиционный период.

Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

      Формы проведения занятий: репетиции

Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.  

Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя). Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).

7. Мероприятия и психологические практикумы-18 часов.

Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.

Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Выявление ошибок Оформление газеты «В мире театра».

Форма проведения занятия: вечера, праздники, конкурсы.

Приёмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок

Дидактический материал : сценарии.

Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного.

8. Экскурсии – 8 часов.

Экскурсии.

  1. Итоговое занятие – 2 часа

Приложение № 2

Примерная смета расходов

Смета расходов:

Расходы для персонал

  1. Педагог дополнительного образования:                         72 000 руб.

2.   Водитель микроавтобуса                                                  10 000 руб.

3.   Пошив элементов костюма                                               7000 руб

Расходы не связанные с персоналом:

  1. Оплата экскурсионных поездок                                   30000 руб

Техника:

  • Принтер                                                               3000 руб.
  • Заправка принтера                                              1000 руб.

Материалы:

  1. Канцелярские товары:
  • Бумага для принтера                                           1000 руб.
  • Маркеры, краски, кисточки                                4000 руб
  • Папки, скоросшиватели                                      300 руб.
  • Прочее                                                                  4000 руб.

  1. Оформление:
  • Листовая фанера                                                        2000 руб.
  • Инструмент                                                                 5000 руб.
  • Ткань                                                                            10000 руб.
  • Элементы декораций                                                  10000 руб.

Услуги:

  • Широкоформантаня печать   (афиши)                1000 руб.
  • Платные услуги краеведческого музея               1000 руб.

Итого: 170 тысяч рублей 300 рублей

МБОУ СОШ № 6 в свою очередь представляет:

  • Помещение для проведения занятий;
  • Необходимую технику: мультимедийную установку, аудио- и видеоаппаратуру;

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

городского округа г.Выкса

Проект

«Создание театрального коллектива

как одна из форм повышение познавательной активности обучающихся»

                                         Выполнила: учитель истории

 Клокова Яна Александровна

Г. Выкса

2013 год

Краткое содержание.

Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 осуществляет образовательную деятельность по следующим программам: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование.  Школа расположена по адресу г. Выкса микрорайон Гоголя здание № 28/1.

Средней школе № 6 требуется 170 тысяч рублей для организации школьного исторического театра. Целью деятельности, которого является воспитание любви к предмету, через повышение познавательной активности школьников, развитее чувства патриотизма и активной гражданской позиции, любви к родному городу.  В результате работы кружка планируется воспитать ученика разносторонне развитого, способного давать оценку историческим событиям, понимающим и принимающим глубинные нравственные устои нашего города и страны, их блестящее культурное наследие.

Введение.

         Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 в 2013 году отмечает свой 40-летний юбилей. 40 лет - это славная веха в истории школы. И нам по праву есть чем гордиться! За это время школа выпустила более 3-х тысяч учеников, из них  72 серебряных медалистов и 55 - золотых.

 Девизом учителей, работающих в нашей школе являются слова: «главное, чтобы в школе жил дух творчества, направленный на приумножение разума, добра, справедливости и здоровья». В условиях современного общества, учитывая социальную неблагополучность района, в котором расположена школа, воспитывать творческую и всесторонне развитую личность получается не вегда. Задача педагогического коллектива МБОУ СОШ № 6 обеспечить занятость обучающихся во внеурочное время, в целях профилактики  асоциального поведения и повышения мотивации к учебой деятельности. Один из путей решения этой проблемы- привлечение ребят к работе в общешкольном проекте исторического театрального кружка «Мельпомена»

Цель: воспитание любви к предмету, через повышение познавательной активности школьников, развитее чувства патриотизма и активной гражданской позиции, любви к родному городу.

Задачи: - создать благоприятные условия для изучения исторического материала, погружения в другую эпоху и открытия неизвестных граней современности.

- познакомить с историей театра и театральными профессиями;

– научить разбираться в историческом костюме;

– познакомить с основами драматургии и увлечь коллектив в самостоятельный творческий процесс написания пьесы.

         Организация исторического школьного театра способствует решению целого ряда учебных задач:

- Образовательная.

В процессе нестандартной работы, выбирая подходящие произведения для постановки, обучающиеся много читают, знакомятся с новой литературой, учатся анализировать, воспринимать действительность адекватно, объяснить и оценивать исторические события;

- Воспитательная.

Общение с высокой литературой, тщательная подборка материала учит детей бережному отношению к наследию культуры и определяет новые межличностные отношения;  Нельзя недооценивать роль театра в социализации, в воспитании патриотизма, гражданственности и формировании толерантности. Благодаря работе в данном объединении повышается интерес к театральному искусству в целом и к историческому театру в частности.

Описание проблемы

Привлечение детей и подростков к занятиям в детском театральном коллективе решает одну из острейших социальных проблем, исключая возможность пребывания детей «на улице».

Для руководителей театрального коллектива сценическая работа с учащимися – средство нравственного воспитания и формирования личности. Для учащихся театра – это возможность проявления творческих способностей и формирования умения жить и работать в коллективе.

          И театр в этом смысле как нельзя лучше может помочь реализовать задуманное, ведь театр – искусство коллективное. Спектакль, как произведение театрального искусства, создаётся не одним человеком, а многими участниками творческого процесса – актёр, режиссёр, хореограф, музыкальный оформитель, костюмер- каждый вкладывает свою долю творческого труда в общее дело, Поэтому подлинным творцом в театральном  искусстве является не отдельный человек, а коллектив.

         С античных  времён человечество использовало театр и формы театрального действия в целях образования и  развития личности и воспитания общественного сознания.

        В настоящее время занятия театральным искусством детей не потеряли своей актуальности.

         В современном мире большинство детей уже в раннем возрасте подвержены сильному влиянию телевидения и виртуальных компьютерных игр. При всей кажущейся яркости занимательности, следует осознавать, что ребёнок чаще всего остаётся пассивным зрителем. Эти игры не затрагивают тех психоэмоциональных центров, которые отвечают за работу активного, действенного воображения. А ведь именно воображение для младшего возраста становится локомотивом всей творческой деятельности общего развития, реализуемых в игровой форме.

        Компенсировать недостающие знания и потребности в творчестве, можно в системе дополнительного образования занимаясь в детском театральном коллективе.

        Полихудожественная театральная среда способствует развитию подрастающего поколения: театр приобщает детей к музыке, литературе, изобразительному искусству. Воспитание театром формирует мировоззрение детей, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление.

        Привлечение детей и подростков к занятиям в детском театральном коллективе решает одну из острейших социальных проблем, исключая возможность пребывания детей «на улице».

Методы и сроки реализации проекта.

         Каким же образом будет организованна работа в театральном объединении. Каждый спектакль исторического театра является своеобразным исследовательским проектом. Спектакль как многоплановое синтетическое театральное действо дает возможность наглядно показать свой интерес к исторической эпохе, знание ее ценностей, кодекса чести, быта, одежды, вооружения. В процессе подготовки спектакля труппа должна изучить как литературную основу спектакля (непосредственно драматическое произведение), так и первоисточники, по которым произведение было написано. 
         Своеобразие работы над спектаклем заключается в том, что историческая эпоха, как уже говорилось выше, изучается в комплексе. Артист театра изучает исторические и литературные памятники эпохи, ее этические нормы, образную систему, музыкальное наследие, обычаи и нравы наших предков. Создается целостный образ эпохи, реконструированный на сцене. В процессе работы над спектаклем артист проживает судьбу своего героя и это дает не забываемый и не с чем не сравнимый эффект.
         Исторический театр является не просто формой организации дополнительного образования по предмету или неформальным творческим объединением детей. Он, также, выступает в качестве культурообразующей среды их деятельности. (продумать,что добавить)

Участие в работе исторического театра предполагает многоплановую деятельность обучающихся:

- сбор и подготовка источниковой базы для исторической инсценировки;

- создание сценария;

- выступление в качестве актеров;

- оформление афиш, пригласительных билетов и программок спектаклей;

- аранжировка и исполнение музыки;

- изготовление костюмов, декораций, реквизита;

- выполнение работы осветителя и звукоператора;

         Таким образом, исторический театр становится площадкой для реализации способностей каждого  ребенка, в зависимости от его способностей и интересов. На уроках сложно создать ситуацию успеха, а в театре это возможно. Когда неуспешный ученик получает признание среди одноклассников, учителей, родителей, он становится успешным и в учебе. Больше того, закомплексованные, неуверенные в себе дети начинают верить в себя, в свои силы, работая над ведущими сложными ролями в спектаклях.

         Театр – тяжелая кропотливая работа. За внешней красотой и легкостью, с которой проходят спектакли и инсцинировки, стоят тяжелые, изнурительные, длительные репетиции, умение жертвовать чем-то во имя общего дела. Когда у ребенка появляется занятие интересное ему, нужное ему, за которое он чувствует ответственность, когда он ждет новых встреч со своими коллегами, исчезает потребность в темных подъездах и сомнительных компаниях. У ребенка есть, на что тратить время и силы.

         Театр – это еще и трудовое воспитание. Все декорации, костюмы, реквизит, монтирование сцены, световое и музыкальное оформление готовится руками учеников. Это скрытая от посторонних глаз работа приобщает детей к бережному отношению к своему труду и труду окружающих его людей.

         Актерский состав театрального объединения не ограничиваемся. В коллективе могут работать все желающие – младшие школьники, подростки, старшеклассники. Разновозрастной состав – это ключ к формированию гармоничной личности. Каждый ребенок будет занимать определенную нишу, выполнять ту работу, которая посильна и интересна именно ему.

         Учет возрастных особенностей актерского состава осуществляется следующими путями.

         Во-первых, мы должны ориентироваться на нормативные, а также на доминирующие и хронически неудовлетворяющиеся потребности школьников каждой возрастной группы. Например, если для младших школьников характерно стремление приобрести новый социальный статус (статус ученика), то им предлагаются роли, через которые они знакомятся с историей как наукой, с основными историческими знаниями и понятиями.

         Основной возрастной потребностью подростков является общение со сверстниками, поэтому они работают с большим удовлетворением над театральным материалом, раскрывающим законы построения коммуникаций между людьми. И, наконец, для потребностей старшеклассников типично обращение к анализу таких жизненно важных вопросов, как «кем быть?», «с кем быть?», «каким быть?». В связи с этим обстоятельством старшеклассников превликают спектакли и роли, способствующие их личному самоопределению.

         Во-вторых, опираясь, в нашей работе на разновозрастные особенности, мы вооружаем детей социально приемлемыми средствами, обеспечивающими успешное достижение личных целей. Мы побуждаем своих воспитанников, подменяя элементами творчества такие традиционные воспитательные механизмы, как морализирование, приказ, словесное убеждение, к положительным формам поведения, которые для них становятся для них более привлекательными, благодаря эмоциональным переживаниям, которые испытывают при перевоплощении в тот, или иной образ.

         В-третьих, содержание сценариев, ориентировано на учебные программы тех возрастных категорий, с которыми мы работаем. Выбирая материал для работы,  обсуждаем и  с учителями предметниками, что позволяет реализовать в  деятельности исторического театра межпредметные связи.

         Работа исторического театра строится на следующих концептуальных принципах:

         Принцип успеха  Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

         Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

         Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

         Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных  возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

         Принцип наглядности. В  учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

          Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе  воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

         Проект включает несколько основных разделов:

1.    История театра. Театр как вид искусства.

2.    Актерская грамота.

3.    Художественное чтение.

4.    Сценическое движение.

5.    Работа над пьесой.

         Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, особенностях развития человечества в определенную историческую эпоху цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, изучение определенной исторической эпохи. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Этапы обучения и прогнозируемый результат

Реализация программы осуществляется на трех уровнях образовательного процесса.

         1-й этап обучения -  начальная ступень «Первые шаги» - основная цель этой ступени – выявление и развитие общих исполнительских способностей детей, формирование интереса к актерскому творчеству. В  течение первого этапа  воспитанники получают первоначальные знания и умения в области театрального искусства, открывают для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства, закладывается фундамент для углубленного представления о театре как виде искусства. Основной формой работы на первом этапе  являются театральные игры и упражнения-импровизации.

         2-й этап обучения – расширенная ступень «Тропинками познания» – основная цель – углубленное изучение исторического материала, распределение ролей и обязанностей среди участников. В течение второго этапа обучения происходит закрепление и расширение знаний, полученных на первом этапе, продолжают совершенствоваться выразительность и яркость поведения в  выступлении актера перед зрителем. Формы работы - тренинги, репетиции.

         3-й этап обучения -  «Мастерство+Вдохновение» – цель ступени – закрепление и развитие стремления к творческой деятельности, полная самостоятельность в работе, педагог выступает в качестве помощника и консультанта. Основной формой работы является постановка спектаклей и репетиции.

         В работе по программе принципиально важным является ролевое существование воспитанника на занятиях: он бывает участником исторических событий, режиссёром, критиком.

         Главная цель проекта – создать благоприятные условия для изучения исторического материала, погружения в другую эпоху и открытия неизвестных граней современности.

        Театр помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность — путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.

         Прогнозируемый результат:

По завершению проекта обучающиеся должны знать и уметь

•    Использовать и совершенствовать приобретенные исторические знания;

•    работать с историческими источниками;

•    выделять главное и второстепенное;

•    Самостоятельно работать над созданием пьесы на основе ранее подобранного теоретического материала;

- использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память, общаться со зрителем;

•    владения необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи;

•    активного проявления своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, записей фонограмм.

         А главное, стремиться к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего культурного кругозора

Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме отчётного спектакля.



        

 

Заключение.

         В историческом образовании школьников все большее значение приобретает внеклассная работа. И это закономерно: связь преподавания с жизнью требует расширения внеклассных занятий как серьезнейшего и эффективного средства воспитания и образования учащихся, развития их интересов и способностей. В педагогической деятельности учитель не может ограничиться только уроком. В процессе идейно-политического, нравственного, эстетического и трудового воспитания он всемерно старается заполнить свободное время учащихся интересными и полезными делами.

Внеклассная работа по истории углубляет знание изучаемых в классе эпох. Конкретный материал, используемый во внеклассной работе, создает у школьников живые и верные представления о жизни и культуре ушедших времен и народов. Творческий труд в предметном кружке обогащает внутренний мир учащихся, способствует их умственному развитию и стимулирует самостоятельный поиск. Правильная организация внеклассной работы в школе помогает развивать любознательность ребят, может приохотить их к систематическому чтению научно-популярной и художественной литературы по истории, а также приучить их передавать свои знания другим. Вместе с тем у школьников крепнет чувство коллективизма, потому что и в таком небольшом коллективе, как предметный кружок, успеха можно добиться лишь тогда, когда его членов объединяет общая цель и общее, стремление ее достичь.

         Сочетание различных видов внеклассной работы, дополняющих и обогащающих друг друга, делает работу в историческом кружке увлекательной и активной.

         На планируемых исторических вечерах будут показаны монтажи-инсценировки, основанные на подлинных документах и истоических литературных произведениях . Для лучшего восприятия, для большей доходчивости тексты будут сокращены и упрощены. Подготовка к таким вечерам требует особой тщательности. Надо заранее подобрать, согласно пройденной в классе программе, выразительный материал источников, прочитать его и понять.