Театр как элемент духовно-нравственного воспитания. "Театр исторических миниатюр"
статья

Колесник Ольга Александровна

Театр - лекарство для души. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Театр позволяет решить многие задачи духовно-нравственного воспитания школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_-_lekarstvo_dlya_dushi.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

     

Театр как элемент

духовно-нравственного воспитания.

"Театр исторических миниатюр"

Автор: Колесник Ольга Александровна

ГБОУ Гимназия 116 Приморского района

Театр – лекарство для души

Одна из примет современной культуры – усложнение и деструктуризация индивидуальной, национальной и социальной идентичности. «Экзистенциальный вакуум» (Виктор Франкл), приводящий к агрессии, немотивированным эмоциональным реакциям. В то же время человек живет в мире текстов (письменных, цифровых, печатных). Дети и подростки вынуждены во многом самостоятельно ориентироваться в потоке этой информации. Наша задача помочь разобраться, оценить и принять этот мир по отношению к своей личности.

Театр  – это путешествие в мир прекрасного, в удивительный мир воображения и фантазии. Методика преподавания основана на восприятии искусства через сопереживание. Принцип погружения в эпоху дает возможность ученикам соприкоснуться с этим удивительным миром.

Окунуться в атмосферу эпохи, взглянуть на нее изнутри позволяет изучение истории театра. И здесь важно личное участие каждого ребёнка. Примерив на себя роль драматурга, режиссера, декоратора или актера, ученик не только изучает новый материал, но и творчески реализовывается. Живая атмосфера спектакля, костюмы, декорации,  манера держаться, характерная для того времени, – всё это производит неизгладимое впечатление на учеников, создает особый эмоциональный настрой. Спектакль даёт нам возможность увидеть прошлое, почувствовать и пережить его. А что как ни прошлое позволяет разобраться в настоящем?!

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Театр позволяет решить многие задачи духовно-нравственного воспитания школьников.

«Театр есть искусство отражать жизнь»

                                                  К. Станиславский  

«Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов»
                                                                        А. И. Герцен

«На сцене человек должен быть на ступеньку выше, чем в жизни»

Л. Берне

Задачи духовно-нравственного воспитания в области формирования семейной культуры; в области формирования социальной культуры; в области формирования личностной культуры в полной мере реализуются в соприкосновении с театром:

•                     формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

•                     укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

•                     формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

•                     принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

•                    формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

•                    формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

•                    формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

•                    развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

•                    осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?

Таким средством является школьный литературно-драматический театр. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Н.В.Гоголь так говорил о театре: «Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Театральное искусство синтезирует различные виды искусства (музыку, литературу, изобразительное искусство), передавая более полное представление о духе времени, о быте, нравах и отношениях в обществе, политическую и религиозную картину мира. Погружаясь в атмосферу времени, учащиеся получают возможность лично соприкоснуться с произведениями искусства, понять и оценить их через свои переживания.

Проект «Театр исторических миниатюр» - важное звено в воспитании духовных  интересов личности.

Цель проекта – силой воздействия искусства, личного соприкосновения с ним, формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость в возрастной период перехода к самостоятельности.

Задачи преподавания состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения с произведениями мирового искусства на уроке и во внешкольной жизни,

обогащать их духовный мир и  воспитывать чувства;

развивать у них понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем. С этой целью - дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть наиболее важные закономерности сложного процесса развития мировой художественной культуры, распознать особенности образного языка искусств.

Все это позволит воспитать у школьников любовь к искусству, способность наслаждаться красотой, испытывать чувство счастья от общения с прекрасным;

- пробуждать активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни;

-    развивать у школьников воображение, творческие способности.

В процессе преподавания курса учитывается уже освоенный материал учащимися на других предметах (литературе, истории, иностранных языках, философии, психологии, истории и культуре Петербурга), происходит их обогащение и углубление, завершая их формирование в школе. Курс, призванный формировать систему духовного воспитания средствами искусства в школе, интегративен по своей сути. Интеграция является принципом построения данной программы. В курсе комплексно и синхронно изучается отечественная и зарубежная культура и различные виды искусства, показанные со своими законами, но находящиеся в тесных идейно-нравственных и эстетических связях, обусловленных жизнью эпохи и общими закономерностями развития искусства.

Принцип историзма позволяет раскрыть перед учащимися закономерности развития культуры, обеспечивает понимание школьниками глубокой зависимости художественных явлений от явлений общественной жизни.

Принцип опоры на творческий метод позволяет выявить духовные, нравственные и эстетические доминанты времени, центрирующие культуру идеи, объединяющие творчество деятелей различных искусств данной исторической эпохи.

Программа и методика преподавания реализуют комплексную систему классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством. В ходе преподавания идет процесс переноса впечатлений и информации, полученных учащимися из внешкольных источников, их отбор, оценка и обобщение. Все это позволяет воссоздать в представлении ученика целостную картину эпохи, широкое полотно жизни, активно и разносторонне влиять на воспитание чувств учеников.

Все уроки и занятия по предмету предполагают творческое отношение ученика и учителя. Методика преподавания предмета основана на восприятии искусства через сопереживание, через личное соприкосновение и оценку произведений мировой культуры.

Выделяются принципы построения курса.

- Принцип историзма в построении материала.

- Принцип опоры на творческий метод.

- Принцип интеграции.

Все знания об искусстве даются средствами искусства изнутри искусства.

Изучение и представление материала происходит на творческих занятиях, в форме импровизаций, спектаклей, концертов.

Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных вечеров, где будут читаться стихи и проза как известных авторов так и собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.

Курс «Театр исторических миниатюр» важен для развития воображения, творческих способностей, вкуса, способности к самовыражению – всего того, что определяет понятие «духовно богатая личность».

В репертуаре театра:

 Эсхил «Прометей прикованный»

 Софокл «Царь Эдип»

Аристофан «Женщины на празднике Фейсмофорий»

 A. да ла Аль «Игра о Робене и Марион»

 «Адвокат Пьер Патлен»

 Рютбеф «Чудо о Теофиле»

 У. Шекспир «Сон в летнюю ночь»

У. Шекспир «Укрощение строптивой»

Комедия масок «Влюбленные проказники»

Лопе де Вега «Собака на сене»

Ж.-Б. Мольер «Тартюф»,  «Смешные жеманницы»

 П. Бомарше «Безумный день или Женитьба Фигаро», «Севильский цирюльник»

 Дж.Г. Байрон «Дон Жуан»

 П. Мериме «Двойная ошибка»

 О. Бальзак «Загородный бал»

 Н. Доризо «Третья дуэль»

 В. Соллогуб «Беда от нежного сердца»

 Г. Ибсен «Пер Гюнт»

 М. Метерлинк  «Синяя Птица»

 Б. Шоу «Пигмалион»

 Р. Даль «Гурман»

 Джон Кольер «Карты правду говорят»

 Б. Руденко «Подарки Семилиранды»

 Р. Шекли «Паломничество на Землю»

 Р. Шекли  «Страж-птица»

 В. Пелевин «Затворник и шестипалый»

Участвуя в спектакле…

 (из опросов учащихся)

Практика и опыт для поступления в ВУЗ

Возможность расширить свой кругозор

Я приобретаю профессиональный и жизненный опыт

Учусь сопереживать

Учусь в любой ситуации оставаться самим собой

Быть личностью

Быть частью коллектива

Учусь взаимопомощи

Это сплочение коллектива

Учусь выражать свои чувства

Переживаю новые эмоции

Переживаю то, чего недостает в повседневной жизни

Не бояться быть смешным

Непередаваемое ощущение, когда зритель смеется не над тобой, а над твоим героем

Я проверяю силу воли

Это способ проявить себя

Возможность раскрыть те качества, которые в повседневной жизни раскрыть не получается

Возможность побыть другим человеком, отличным от тебя

Это возможность раскрыть свои таланты

Возможность увидеть, понять и пережить различные жизненные ситуации

Это психологическая разрядка

Возможность отдохнуть от рабочих будней

Хорошее настроение

Самое главное – видеть завороженные взгляды зрителей и понимать собственную значимость!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Православные традиции как элемент духовно-нравственного воспитания на уроках ОРКСЭ

В статье раскрыта связь православных традиций с духовно-нравственным воспитанием на уроках ОРКСЭ. Представлены интегрированные формы работы (чтение, музыка, ИЗО)....

Театр как элемент духовно-нравственного воспитания. "Театр исторических миниатюр"

Театр - лекарство для души. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального за...

Самодеятельный театр- важный аспект духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Использование методов и приемов элементов театра, которые являются инструментом для решения проблемных ситуаций....

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся средствами литературы и искусства (из опыта работы внеурочной деятельности «Литература и театр» на английском языке

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению«Литература и театр» адресована учащимся 4-6 классов. Программа составлена в соответствии с требования...

Восприятие музыки, как важный элемент духовно-нравственного воспитания личности ребёнка школьного возраста..

Вниманию читателей предлагается методический материал, помогающий активизировать обучающихся в  процессе восприятия музыки, т.е. учить чётко выделять элементы характеристики музыки, воспринимать ...