Разработка внеклассного мероприятия «Музыка в сказках Пушкина»
методическая разработка на тему
Разработка внеклассного мероприятия «Музыка в сказках Пушкина»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya.docx | 16.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Разработка внеклассного мероприятия «Музыка в сказках Пушкина»
Цель: Сформировать представление учащихся о значениях сказок Пушкина в творчестве русских композиторов.
Задачи:
1.Воспитать любовь и интерес к Родине через творчество русских композиторов, поэтов.
2.Закрепить и углубить литературные образы созданные в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкиным и в опере Н. А. Римским-Корсаковым.
3.а) Развить умение слушать, размышлять о музыке, сравнить, сопоставлять, обобщать.
б) Развить вокально-хоровые навыки.
в) Развивать фантазию, мышление детей путём синтеза искусств (музыки, поэзии и изобразительного искусства)
Музыкальный материал:
1. «Зимний вечер» - русская народная песня.
2. Оркестровое вступление ко 2 д. Оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане ».
3. Симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова.
4. «Чудо сказки» музыка В. Голикова .
Наглядно-методические пособия:
1.Портреты А. С. Пушкина.
2.Картинки с изображением музыкальных инструментов.
3.Портрет Н. А. Римского-Корсакова.
4.Репродукции картин М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» И. Билибина.
5.Текст «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
У.-Ребята, давайте вспомним о А.С. Пушкине, его няне, Арине Родионовне, с которой у него были искренние и душевные отношения. Пушкин крепко любил свою няню и написал несколько стихотворений, обращённых к ней.
У.-Вспомните произведения, посвящённые няне.
Д.-ответы детей
У.- На стихотворение «Зимний вечер»был написан романс М. Яковлевым и русская народная песня, давайте ее послушаем.
Слушание русской народной песни «Зимний вечер».
У.-Арина Радионовна пела Пушкину песни, рассказывала сказки. Она была великой сказочницей. Пушкин с её слов записывал сказки, которые потом переложил в стихи. Народную сказку «О царе Салтане» Пушкин впервые услышал от няни в годы Михайловской ссылки. И в одном из писем поэт пишет: «Что за прелесть эти сказки! - Каждая есть поэма!». И сегодняшний наш урок будет посвящён сказке А.С. Пушкина, получившей вторую жизнь в музыке.
Сказки всегда начинались одинаково. «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были…».
У.-А как начинаются музыкальные сказки?
Д.-Таинственно, завораживающе, торжественно.
У.-Многие сказки Пушкина получили вторую жизнь в музыке русских композиторов М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова. В 1899 году Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане». Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта.
У.-Сейчас мы с вами услышим, как могут начинаться музыкальные сказки-оперы.
Звучит Праздничная фанфара.
У.-Чем же открывается опера? сказка?
Д.-Опера-сказка открывается праздничными фанфарами.
У.-А какой инструмент исполнял фанфары?
Д.-Труба со своим звонким голосом.
У.-А как вы считаете, почему этот инструмент использует композитор.
Д.-Потому, что у трубы призывное звучание.
У.-Труба со своим звонким голосом, как будто призывает: «Слушайте и смотрите! Сказка начинается». Так в старину перед началом ярмарочных представлений скоморохи кричали, зазывали, привлекали народ к своим балаганам.
Сейчас мы с вами будем слушать вступление ко 2 д. оперы, а вы внимательно следитеза развитием музыки и поэтического текста.
Слушание оркестрового вступления ко 2 д. оперы.
У.-Что объединяет литературный текст и музыку?
Д.-Картина морской стихии.
У.-Что изобразила музыка?
Д.-Музыка изображает движение волн, блеск звёзд на небе, плывущую по волнам бочку, плач царицы.
У.-А какие инструменты подчёркивают изобразительность музыкальных образов. Д.-звучание струнных и деревянных духовных инструментов.
У.-А если бы вы были художниками, какую бы вы картину нарисовали?
Д.-ответы ребят
У.-Не только композиторы обращались к сказочным сюжетам, но и художники создавали свои живописные полотна к произведениям А.С. Пушкин. Посмотрите, как с помощью красок художник И. Билибин создал образ бушующего моря.
Созвучна ли она с музыкой?
Д.-Да.
У.-В каждой сказке есть чудеса, а в сказке Пушкина их целых три. Назовите их, прочитайте отрывки из сказки.
Д.-Чудо первое-белочка, второе - тридцать три богатыря, чудо третье-царевна-Лебедь. (Дети зачитывают отрывки из сказки).
У.-Последней картине оперы предшествует симфоническое вступление, которое композитор назвал «Три чуда». И у каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картина, только написанная не красками, а звуками.
Послушайте, как Римский-Корсаков изображает «Три чуда».
Слушание симфонической картины «Три чуда»
При разборе обратить внимание детей как композитор использует в музыке изобразительные моменты отображающие каждое чудо.
«Во саду ли, в огороде»-можно использовать игру на музыкальных инструментах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»
Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование интереса к личности поэта на материале литературной ...
Внеклассное мероприятие КВН по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 5-7 классов
Мероприятие проводится в виде конкурса. Основными задачами является обобщение и расширение знаний о творчестве А.С. Пушкина., формирование умений грамотно отвечать на вопросы. коррекция ре...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Памяти А.С. Пушкина»
Пояснительная запискаЛитературно - музыкальная гостиная « Памяти А. С. Пушкина» посвящена дню смерти великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин - од...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Музыка для нас»
Данная методическая разработка представляет собой один из вариантов проведения внеклассного мероприятия для учащихся с целью выявления их музыкальной эрудиции, развития творческих способностей, органи...
Разработка внеклассного мероприятия "Мир А.С. Пушкина" (Праздник по творчеству Пушкина)
Мероприятие проводится среди параллели 5-ых или 6-ых классов, каждый класс выдвигает от себя команду на участие в конкурсах.Цели и задачи:Приобщать учащихся к творчеству А.С. Пушкина, учить понимать е...
РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Мир Александра Сергеевича Пушкина»
РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ на тему: «Мир Александра Сергеевича Пушкина»...
Внеклассное мероприятие "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"
Цели:1)способствовать повышению познавательного интереса к сказкам А.С.Пушкина;2)воспитывать бережное отношение учащихся к художественному слову, уважение к творчеству А.С. Пушкина, культурному наслед...