Разработка внеклассного мероприятия «Музыка в сказках Пушкина»
методическая разработка на тему

Разработка внеклассного мероприятия «Музыка в сказках Пушкина»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya.docx16.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного мероприятия «Музыка в сказках Пушкина»

Цель: Сформировать представление учащихся о значениях сказок Пушкина в творчестве русских композиторов.

Задачи:

1.Воспитать любовь и интерес  к Родине через творчество русских композиторов, поэтов.

2.Закрепить и углубить литературные образы  созданные в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкиным и в опере Н. А. Римским-Корсаковым.

3.а) Развить умение слушать, размышлять о музыке, сравнить, сопоставлять, обобщать.

   б) Развить вокально-хоровые навыки.

   в) Развивать фантазию, мышление детей путём синтеза искусств (музыки, поэзии и  изобразительного искусства)

Музыкальный материал:

1. «Зимний вечер» - русская народная песня.

2. Оркестровое вступление ко 2 д. Оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане ».

3. Симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова.

4. «Чудо сказки»  музыка В. Голикова .

Наглядно-методические пособия:

1.Портреты А. С. Пушкина.

2.Картинки с изображением музыкальных инструментов.

3.Портрет Н. А. Римского-Корсакова.

4.Репродукции картин М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» И. Билибина.

5.Текст «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина.

    Ход занятия:

1.Организационный момент.

У.-Ребята, давайте вспомним о А.С. Пушкине, его няне, Арине Родионовне, с которой у него были искренние и душевные отношения. Пушкин крепко любил свою няню и написал несколько стихотворений, обращённых к ней.

У.-Вспомните произведения, посвящённые няне.

Д.-ответы детей

 У.- На стихотворение «Зимний вечер»был написан романс М. Яковлевым и русская народная песня, давайте ее послушаем.

Слушание русской народной песни «Зимний вечер».

У.-Арина Радионовна пела Пушкину песни, рассказывала сказки. Она была великой сказочницей. Пушкин с её слов записывал сказки, которые потом переложил в стихи. Народную сказку «О царе Салтане» Пушкин впервые услышал от няни в годы Михайловской ссылки. И в одном из писем поэт пишет: «Что за прелесть эти сказки! - Каждая есть поэма!». И сегодняшний наш урок будет посвящён сказке А.С. Пушкина, получившей вторую жизнь в музыке.

Сказки всегда начинались одинаково.  «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были…».

У.-А как начинаются музыкальные сказки?

Д.-Таинственно, завораживающе, торжественно.

У.-Многие сказки Пушкина получили вторую жизнь в музыке русских композиторов М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова. В 1899 году Римский-Корсаков  написал оперу «Сказка о царе Салтане». Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта.

У.-Сейчас мы с вами услышим, как могут начинаться музыкальные сказки-оперы.

Звучит Праздничная фанфара.

У.-Чем же открывается опера? сказка?

Д.-Опера-сказка открывается праздничными фанфарами.

У.-А какой инструмент исполнял фанфары?

Д.-Труба со своим звонким голосом.

У.-А как вы считаете, почему этот инструмент использует композитор.

Д.-Потому, что у трубы призывное звучание.

У.-Труба со своим звонким голосом, как будто призывает: «Слушайте и смотрите! Сказка начинается». Так в старину перед началом ярмарочных представлений скоморохи кричали, зазывали, привлекали  народ к своим балаганам.

Сейчас мы с вами будем слушать вступление ко 2 д. оперы, а вы внимательно следитеза развитием музыки и поэтического текста.

Слушание оркестрового вступления ко 2 д. оперы.

У.-Что объединяет литературный текст и музыку?

Д.-Картина морской стихии.

У.-Что изобразила музыка?

Д.-Музыка изображает движение волн, блеск звёзд на небе, плывущую по волнам бочку, плач царицы.

У.-А какие инструменты подчёркивают изобразительность музыкальных образов.       Д.-звучание струнных и деревянных духовных инструментов.

У.-А если бы вы были художниками, какую бы вы картину нарисовали?

Д.-ответы ребят

У.-Не только композиторы обращались к сказочным сюжетам, но и художники создавали свои живописные полотна к произведениям А.С. Пушкин. Посмотрите, как с помощью красок художник И. Билибин создал образ бушующего моря.

Созвучна ли она с музыкой?

Д.-Да.

У.-В каждой сказке есть чудеса, а в сказке Пушкина их целых три. Назовите их, прочитайте отрывки из сказки.

Д.-Чудо первое-белочка, второе - тридцать три богатыря, чудо третье-царевна-Лебедь. (Дети зачитывают отрывки из сказки).

У.-Последней картине  оперы предшествует симфоническое вступление, которое композитор назвал «Три чуда». И у каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картина, только написанная не красками, а звуками.

 Послушайте, как Римский-Корсаков изображает «Три чуда».

Слушание симфонической картины «Три чуда»

При разборе обратить внимание детей как композитор использует в музыке изобразительные моменты отображающие каждое чудо.

 «Во саду ли, в огороде»-можно использовать игру на музыкальных инструментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»

Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование  интереса к личности поэта на материале литературной ...

Внеклассное мероприятие КВН по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 5-7 классов

Мероприятие проводится в виде конкурса. Основными задачами  является обобщение и расширение знаний  о творчестве А.С. Пушкина., формирование умений грамотно отвечать на вопросы. коррекция ре...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Памяти А.С. Пушкина»

Пояснительная запискаЛитературно - музыкальная  гостиная « Памяти А. С. Пушкина»  посвящена дню смерти великого поэта Александра  Сергеевича  Пушкина.  Пушкин  -  од...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Музыка для нас»

Данная методическая разработка представляет собой один из вариантов проведения внеклассного мероприятия для учащихся с целью выявления их музыкальной эрудиции, развития творческих способностей, органи...

Разработка внеклассного мероприятия "Мир А.С. Пушкина" (Праздник по творчеству Пушкина)

Мероприятие проводится среди параллели 5-ых или 6-ых классов, каждый класс выдвигает от себя команду на участие в конкурсах.Цели и задачи:Приобщать учащихся к творчеству А.С. Пушкина, учить понимать е...

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Мир Александра Сергеевича Пушкина»

РАЗРАБОТКА  ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ  на тему:  «Мир Александра Сергеевича Пушкина»...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"

Цели:1)способствовать повышению познавательного интереса к сказкам А.С.Пушкина;2)воспитывать бережное отношение учащихся к художественному слову, уважение к творчеству А.С. Пушкина, культурному наслед...