Игровая программа "Времена года"
методическая разработка на тему

 

        Игровая программа «Времена года» является результатом моей работы во время каникулярного отдыха детей. Учащиеся с удовольствием участвуют в различных конкурсах, которые в зависимости от состава и возраста ребят могу варьироваться.

     Игровая программа состоит из трех блоков: «Осенние причуды», «Зимние узоры», «Весенняя фантазия», которые могут проводиться как самостоятельные мероприятия. Каждый такой блок рассчитан на 45 минут. Если игру посвятить сразу всем временам года, то достаточно выбрать из каждого блока по 3 конкурса.

      Проводить данную программу можно с учащимися, занимающимися в объединениях дополнительного образования, а также в школах и летних лагерях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vremena_goda.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию и делам молодежи администрации

г. Алейска Алтайского края

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества

 

«Времена года»

(игровая программа для младших школьников)

                                                              Автор - составитель:

                                                              Шемелина Римма Александровна

                                                              педагог дополнительного образования

                                                             

                                                                      Алейск

2014

Методическое пояснение.

     Игровая программа «Времена года» является результатом моей работы во время каникулярного отдыха детей. Учащиеся с удовольствием участвуют в различных конкурсах, которые в зависимости от состава  и возраста ребят могу варьироваться.

    Игровая программа состоит из трех блоков: «Осенние причуды», «Зимние узоры», «Весенняя фантазия», которые могут проводиться как самостоятельные мероприятия. Каждый такой блок рассчитан на 45 минут. Если игру посвятить сразу всем временам года, то достаточно выбрать из каждого блока по 3 конкурса.

     Проводить данную программу можно с учащимися, занимающимися в объединениях дополнительного образования, а также в школах и летних лагерях.

Цель: организация познавательного досуга воспитанников.

Задачи:

  • актуализация знаний об осени, явлениях природы;
  • привить любовь к природе;
  • расширять кругозор, обогащать словарный запас, развивать речь;
  • создавать эмоционально-радостную атмосферу праздника;                                                        формировать коммуникативные умения, взаимовыручку, толерантность;
  • прививать культуру поведения в коллективной игре.

 

Оборудование.

     Градусники, коробки, осенние листья, детали цветов, желуди, снежинки, цветы из бумаги, бабочки, листы бумаги, фломастеры, мячи, «лужи», яблоко, рукавичка, мел, буквы, удочки, ведра, рыбки и т.д.

     Во время конкурсов и в танцевальных блоках звучит музыка.

Осенние причуды.

Приходит тихо Осень

Одетая в туман.

Она дожди приносит

Из зарубежных стран.

И листьев желтый ворох

И солнце сквозь туман.

        Осень замечательное время года, когда природа одаривает нас своими плодами, яркими листьями и последними солнечными лучами. Причудлива осенняя пора, и я рада видеть всех вас на игровой программе «Осенние причуды». Ребята, вы счастливы, что начались ваши первые каникулы? Отлично. Тогда давайте отдыхать и веселиться, но прежде чем мы начнем играть, давайте создадим две команды – желтых и красных листиков. Команды готовы?

  1. Начнем мы нашу игровую программу с того, что измерим температуру вашего настроения. А поможет нам в этом  «подарок от доктора Пилюлькина». Он же прислал и эту замечательную открытку, в которой поздравляет вас с началом осенних  каникул, желает всем крепкого здоровья в любую непогоду и очень высокого настроения, а чтобы вы знали какова температура вашего настроения, он прислал вот эти волшебные градусники.

  1. Как я вижу, температура вашего настроения недостаточно еще поднялась и чтобы его повысить я предлагаю вам игру «Веселые мартышки». Я читаю вам стихотворение, вы изображаете то, о чем в нем говорится.

Мы веселые мартышки.

Мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках,

И друг другу даже

Язычки покажем!

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску,

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке.

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим,

Как скажу  я цифру 3

Все с гримасами замри!

Раз! Два! Три!

    Я глазам своим не верю

Я распахиваю двери

И на дождик выбегаю в этот желтый-желтый сад

Желтых ливней не бывает

Это листья опадают,

А осенний чудо дождик

Это просто листопад.

  1. И наша следующая игра так и называется «Листопад».

(Стоя на стуле, нужно кидать листья так, чтобы они попали в коробку)

  1. Осенней порой бывает очень сыро, холодно и не уютно. Но чуть только пригреет солнышко, появляются различные насекомые: мухи, жучки, пчелы и даже  гусеницы. И сейчас каждая команда на несколько минут превратится в гусеницу.

  1. Кроме доктора Пилюлькина нам прислала свой подарок очаровательная баба Яга. Она прислала эти красивые загадочные листья из своего сказочного леса, и она тоже желает вам замечательно провести каникулы. А что же загадочного в этих листьях мы с вами сейчас узнаем. (Загадки.)

  1. А как нас радуют последние осенние цветы. И я сегодня хотела показать вам их. Только вот незадача, пока я несла цветы, лепестки у них осыпались. Давайте их все вместе соберем. Этот конкурс так и называется «Собери цветок».

  1. Ребята, вы  наверное видели, как в теплые осенние дни на паутинках летают паучки, жучки?  Наша следующая игра называется «Летит по небу жук». Основана она на маленьком стихотворении, которое нужно не только рассказать, но и показать, так как каждому слову в нем соответствует свой жест. Будьте внимательны, запоминайте.

Летит, летит по небу жук,

По небу жук летит,

Но знаем мы до неба жук

Никак не долетит.    (Слова из стихотворения заменить жестами.)

  1. Вы все знаете, и умеет играть в такие игры, как футбол, баскетбол, волейбол. А я вам хочу сегодня предложить новую осеннюю спортивную игру, которая может когда -нибудь войдет в олимпийские игры, называется она «Картофелебол». (Клубень картофеля привязан к нитке и им нужно довести пустой спичечный коробок до черты.)

  1. Осенью люди, птицы, звери делают «запасы на зиму». И мы с вами тоже будем делать такие запасы. Запасаться будем желудями. Каждая команда должна собрать как можно больше желудей. (Желуди нужно кидать в неглубокую тарелку.)

  1. Я сладкое, румяное с дерева упало

И кому-то в рот попало.

Ах, какое объеденье.

Варят из меня и компот, и вкусное варенье.

    Но наше яблоко у нас не простое, оно музыкальное. (Все игроки стоят кругом, яблоко передается от одного участника к другому, как только музыка замолкает, ребенок у которого яблоко читает стихотворение об осени.)

А теперь давайте подведем итоги нашей игры и узнаем, какая команда набрала больше всех листочков и стала победителем.

 

    Пока жюри подведет итоги нашего праздника, я приглашаю всех потанцевать. (Танцевальный блок.)

    Предоставляем слово жюри.

    Как нам не жаль, но скоро, очень скоро осенние узоры засыплет холодным снегом белоснежная зима. Но мы грустить не станем, ведь нас ждут каникулы. Я хочу пожелать вам веселых каникул, замечательного настроения. До свидания.

Загадки.

1. Синий мундир, желтая подкладка, сердце камень, а кругом гладко.                                        

                                                                                                        (Слива).

2. Кто такой? Летом одетый, а зимой нагой.                              (Лес)

3. В этом славном тереме бронзового цвета сидит маленький дубок будущего  

    лета.                                                                                             (Желудь)

4. Не бьет, не ругает, все от него плачут.                                     (Лук)

5. Моя куртка зелена, рубаха бела, штаны красны, галстук черен.   (Арбуз)

6. Посреди двора - золотая голова.                                              (Подсолнух)

7. Весь день без отдыха тружусь – спать без ужина ложусь.    (Солнце)

8. Меня частенько просят, ждут, а только покажусь, так прятаться начнут.    

                                                                                                         (Дождь)

9. Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.   (Осень)

10. Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет.        (Лист)

11. Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает и бормочет, и поет, убаюкивает.                                                                                   (Дождь)

12. Она под осень умирает, и вновь весною оживает, коровам без нее беда, она их главная еда.                                                                        ( Трава)

13. Кто осенью улетает, а весной возвращается?                       (Птицы)

14. Лето целое старалась, одевалась, одевалась, а как осень подошла, все  

      наряды отдала – сотню одежонок сложили мы в бочонок.  (Капуста)

15. Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да

      хвалили?                                                                                    (Картофель)

16. Скинули с Егорушки золотые перышки, заставили Егорушку плакать без

      горюшка.                                                                                    (Лук)

17. Нарядилась Алена в сарафанчик свой зеленый, завела оборки густо,

      узнаешь ее?                                                                                (Капуста)

18. Красная мышка с белым хвостиком в норке сидела под зеленым  

      листиком.                                                                                   (Редиска)

19. Над землей – трава, под землей – алая голова.                      (Свекла)

20. Росли на грядке зеленые ветки, а на них красные детки.   (Помидоры)

21. Это что таково: в землю вросло, сверху толсто, снизу востро, собой  

      красно.                                                                                        (Морковь)

22. Рябая курица под плетнем дуется.                                           (Тыква)

23. Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана.          (Капуста)

24. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.                       ( Картофель)

25. На столбиках в гнездах лежат не птички, а золотые яички    (Зерно в кол.)

26. Торчит как кочка, кругла как бочка. На вид - дубовая, на вкус – медовая.                

                                                                                                              (Дыня)

27. Он из тыквенной родни. На боку лежит весь день, как зеленый чурбачок

      полосатый ?                                                                                    (Кабачок)

28. От частой поливки едва не промокла мохнатая темно-лиловая?  (Свекла)

29. Привязан кустик к колышку, на кустиках шары, бока подставив

      солнышку краснеют от жары.                                                    (Помидоры)

30.  В землю зубочек, а из земли – клубочек.                                 (Чеснок).

Зимние узоры.

     Здравствуйте самые любознательные и обаятельные, самые классные ребята! Я рада, что вы пришли сегодня на нашу игровую программу «Зимние узоры».

1.   И для начала я предлагаю вам узнать «последние новости». Если новость  

      будет хорошая, вы будете кричать «Ура!», а ели плохая – «Фу!». Всем

      понятно,

- Наступил Новый год!

- Он принесет всем нам удачу!

- На наш новогодний праздник пришли замечательные ребята.

- Здесь симпатичные девчонки!

- И чумазые мальчишки!

- Каждый второй здесь двоечник!

- Каждый первый умница!

- Начались каникулы!

- Они длятся всего два дня.

- Нет целый месяц!

- Дед Мороз подарил вам вкусные подарки!

- Большие банки с горчицей!

- Нет вкусные конфеты!

-Наш праздник продолжается!

  1. Последние новости узнали, а теперь было бы не плохо познакомиться. Давайте сыграем в игру «Рукавичка». Я подбрасываю вверх рукавичку, а вы громко, дружно называете свое имя. Внимание. Начали!

  3.   Теперь проверим, не разучились ли вы быстро бегать,  

       объевшись конфетами, а заодно  выберем главного

      «Скорохода» праздника.

      Есть пара тапочек у нас

      Скороходы первый класс

      Нужно в тапочке одном

     Вам до елочки бегом.

4.      Кто из вас знает, год какого животного наступил в этом году?  

         Правильно, год розовой хрюшки. И я предлагаю новую игру  

        «Поросенок - копилка». (Каждому члену команды раздается    

        по одному листу. По сигналу ему нужно добежать до елки и  

        затолкать лист в пустую полтарашку.)

 5.    Я думаю, что у нас в зале температура настроения повысилась, но согреться никому не помешает. Чего только люди не придумали, чтобы согреться, когда замерзнут и в шубы по самые носы заворачиваются, и костры разводят, и напитки горячительные пьют. Но самый быстрый и веселый способ – попрыгать на месте и потолкаться с друзьями. Толкнул приятеля, а он тебя и сразу весело, а значит теплее. Игра «Согревалки» заключается в том, чтобы вытолкнуть соперника из начерченного круга.

  1. А теперь проверим вашу сообразительность. «Алфавит»  

        помните? Вы получите буквы, задача каждой команды    

        быстро и правильно ответить на вопросы и составить ответ  

        из тех букв, которые у вас есть.

- зимний корм скоту (сено);

- из чего делают свечи (воск);

- полезный напиток из трех букв (сок);

- с какого знака начинается зодиакальный круг зверей (овен);

- часть лица (нос);

- что можно увидеть не подушке (сон);

- муж снежной бабы (снеговик).

  1. Как вы думаете, без чего не бывает зимы? Правильно, без снега. А как называется явление погоды, когда снег валит с неба? Правильно, и наша следующая игра называется «Снегопад». Вот мы сейчас и устроим такой снегопад. Для этого вы должны забраться на стул и опускать так снежинки, чтобы они попали в коробку.

  1.  Шалун уж отморозил пальчик

             Ему и больно и смешно,

             А мать грозит ему в окно.

            Представьте себе, что вы очень долго гуляли на улице и  у  

            вас  замерзли пальчики на одной ноге, чтобы их согреть, вам  

            нужно допрыгать до елки и обратно. Итак, «прыгающие  

            шалуны» вперед.

  1. Ребята, а вы видели, как по улицам кружит метель, завивая снег в сугробы? Когда снежинки превращаются во вьюнки. Самое главное в игре «Вьюнки» не расцепиться и не упасть. Первый участник бежит до елки, поворачивается вокруг себя, возвращается, к нему цепляется второй участник, они вместе бегут до елки, поворачиваются вокруг себя, возвращаются и так пока вся команда не превратиться в один большой вьюнок.

     Сегодня  мы с вами здорово поиграли, нашли новых друзей, подружились. Я желаю вам продолжения веселых каникул. Пусть все ваши мечты сбудутся в этом году. Удачи вам и спасибо за игру!

Весенняя фантазия.

    Добрый день, девчонки! Добрый день, мальчишки! Сегодня мы с вами будем топать и хлопать, играть и кричать! Приветствовать друг друга аплодисментами! Весна в самом разгаре еще чуть – чуть и нас с вами ждет долгожданное лето, а вместе с ним и самые длинные каникулы. Но весна ведь это тоже здорово, ребята, вы согласны со мной? (Ответы детей).

     Сегодня я предлагаю вам  игру «Весенняя фантазия», но прежде чем мы с вами начнем играть, давайте разобьемся на 2 команды: «Солнышки» и «Лучики». Команды готовы? Тогда начинаем!

1. А размяться я предлагаю на игре «Это я, это я, это все мои  

    друзья». Я буду задавать вам вопросы, а вы вместе весело  

    отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья». Задание ясно?

- Кто встречает здесь весну?

- Кто любит прыгать и смеяться, летать, шутить и кувыркаться?

- И кому совсем не лень на голове стоять весь день?

- Кто танцует и поет?

- Кто сегодня будет с нами вместе шевелить ушами?

- Мяукать, квакать и реветь, как кот, лягушка и медведь?

- Кто из вас такой хороший загорал зимой в калошах?

Весны приметы

Мы с вами видим уж во всем.

И в том, как крыши потеплели

И как у солнца на виду

Капели, падая, запели,

Залопотали, как в бреду.

А воробьи кричат друг дружке

Про солнце, про его красу.

И все веселые веснушки уселись на одном носу.

2. И сейчас на ваших очаровательных носиках тоже появятся «веснушки». Для этого вы должны добежать до стула, взять мел, поставить себе на носу симпатичную веснушку и вернуться к команде.

3. Ребята, а вы помните мультфильм «Паровозик из Ромашково»? Он говорил, если мы не посмотрим ромашки, то опоздаем на целый год. Каждая команда превращается дружно в такой вот паровозик. Положите руки на плечи впереди стоящего участника и крепко держитесь. Главная ваша задача первыми добежать до ромашки, вернуться и нигде  

не расцепиться.

4. Все теплее греет солнышко. Просыпаются насекомые и животные. Реки освобождаются ото льда, первые рыбки появляются на поверхности. А тут их поджидают «терпеливые рыболовы». У каждой команды есть своя прорубь, в которой водится рыба; удочка и ведро. Задание будет простым: подбегаете к проруби с удочкой и ведром, опускаете удочку, вылавливаете рыбку, прячете ее в ведро и возвращаетесь к команде. Кто быстрее выловит всю рыбу в проруби, тот и победит.

5. Вслед за рыбами появляются и первые раки. И наша следующая игра называется «Раки забияки». Раки забияки всегда ползут вперед, но соревнуясь раки, ползут наоборот. Вы должны на корточках задом наперед добраться до стула и  вернуться обратно бегом.

6.  Ребята,  вам часто в этом учебном году говорили, что вы пишите, как «курица лапой»? А давайте попробуем написать всего одно слово «весна», но не рукой, а ногой. Для этого вам нужно разуться и с помощью фломастера ногой написать это слово. У какой   команды получится красивее, та и победит.

 7. А сейчас игра такая,

Она будет не простая.

Завяжу глаза тому

Кто играть будет в игру.

Как скажу я раз, два, три

Между лужами пройди –

Ног своих не замочи.

8. Весной луж очень много и в нашей следующей игре «лужи» будет учитываться не скорость, а точность и аккуратность.

9. Я думаю, что весной вы не только бегаете по лужам, но и с большим удовольствием играете в различные игры на свежем воздухе, в том числе и в мяч. В игре «Мячекат» вам нужно провести мяч ракеткой между кеглями так, чтобы ни одна из  них не упала.

 10. До финиша осталось совсем не много, давайте соберемся и попробуем отгадать загадки, которые вам на своих крыльях принесли эти красавицы бабочки.

        А теперь давайте подведем итоги нашей игры и узнаем, какая команда набрала больше всех цветочков и стала победителем.

 

    Пока жюри подведет итоги нашего праздника, я приглашаю всех потанцевать. (Танцевальный блок.)

    Предоставляем слово жюри.

    Как нам не жаль, но наша игровая программа подошла к концу, Но мы не будим грустить, ведь нас ждут каникулы. Весна идет к нам семимильными шагами, прилетели птицы, еще не много и зацветут различные цветы. А там и до лета совсем не далеко.  Я хочу пожелать вам веселых каникул, замечательного настроения. До свидания. Спасибо всем!

Загадки

                                           - Целый день он шлепал, шлепал

                                              Ямы лужами заштопал.

  - Она  приходит с ласкою

и со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет.

                                            - На зеленой хрупкой ножке

                                              Вырос шарик у дорожки.

- Как называются цветы,

Когда в руке их держишь ты.

                                            - В лесу у пня весь день беготня.

                                              Народ рабочий весь день хлопочет.

-Кто там с крыши надо мною

нависает в холода?

У кого это с весною

С носа капает вода?

                                            - Над лугами, над рекой

                                              семицветный мост дугой.

                                              Если б мог я встать на мост –

                                              Я б достал рукой до звезд.

- Большая белая скала

Всю зиму крепла и росла.

Но от весеннего тепла

Скала осела, потекла.

                                            - Горячая яичница весит над головой,

                                              Но снять ее, и съесть ее не можем мы с тобой.

- Сорвать цветок я захотел,

А он вспорхнул и улетел.

Литература.

 Журналы:

- «Праздник в школе;

- «Сценарии школьных праздников»;

- «Педсовет»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл уроков « Отечественная война 1812 года». Урок с применением технологий: игровой, интегрированной, проектной, компьютерной.

Цикл интегрированных уроков с привлечением учителей географии и английского языка, с тестами и творческими заданиями....

Празднично - игровая программа "Только раз в году".

Цель проведения программы: показать ребятам, как можно в условиях коррекционного учреждения провести день именинника.Задачи:-формирование межличностных отношений во время праздника, творческого мышлен...

План – конспект игровой программы, посвященной награждению детей в конкурсе рисунков «Танец Осени» ТСК «Созвездие» для детей второго года обучения.

Возраст детей: 5-7 летТема: Игра - конкурс рисунков «Танец Осени»Цель: Формирование интереса к танцу посредствам художественного творчества*.Задачи: Создание игровой мотивации. Развитие фантазии, твор...

Конспект игрового занятия с детьми с нарушенным слухом 3-го года обучения "День рождения Мишутки"

Итоговое занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для дошкольников  с нарушенным слухом 3-го года обучения по теме "Весна". Целью данного занятия является способствование обобщению пр...

Конспект открытого урока к конкурсу "Учитель года -2015" школьный этап Тема: "Совершенствование элементов баскетбола (передач) через игровые задания, игры. "

На уроке использованы игровые методы,  закрепление правил игры баскетбола в игре ""упрощенный баскетбол"основана на передачах , без ведения мяча  (в игре используются следующие  правила...