Программа воспитания глухих младших школьников
рабочая программа на тему

Аристова Галина Александровна

До сих пор нет  единой  утверждёной и  рекомендованной программы  воспитания глухих младших  школьников. Но есть требования ФГОС. Данная статья расскажет об опыте создания программы и её составляющих. в соответствии требованиям ФГОС и образовательным потребностям глухих детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_konkursa.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам всегда были  свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью к России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Однако, в последнее время стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Это привело к необходимости акцентирования внимания на нравственно – духовном воспитании подрастающего поколения.  Исходя из проблемы, ФГОС продиктовали требования воспитания современного национального идеала, как  высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную. Осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.

Учитывая требования  ФГОС и  нормативно-правовую основу воспитательной деятельности в школах 1 вида, мною была предпринята попытка составления  апробируемой программы воспитания нравственных качеств глухих младших школьников.

 Разработанная  программа " Я – Личность, я - гражданин" направлена на всестороннее развитие ребенка и отвечает требованиям национального идеала. Она служит основой построения воспитательной работы в ГПД, учитывает возрастные и психофизиологические  особенности и потребности детей с нарушением слуха. Программа построена с учетом программных требований развития разговорной  речи   глухих детей и реализуется  по пяти направлениям:

- спортивно-оздоровительное,

-  духовно- нравственное,

-  социальное,

- общеинтеллектуальное,  

- бщекультурное.

Каждое направление имеет свою отдельную  программу, цель, задачи и формируемые ценности и в то же время они объединены между собой.

Являются взаимодополнением друг – друга и преследуют общую цель и задачи.

Программа является:

- социально - педагогической;

- организационно-воспитательной;

- межотраслевой.

Программа рассчитана на весь курс начальной школы с 1 по 4 класс.

 Цель, задачи и формируемые ценности направлений программы

«Я – личность, я - гражданин»

                 

Направление воспитательной деятельности

Цель

Задачи

Формируемые ценности

Спортивно-оздоровительное

  «Подвижные игры»

Создание условий для охраны и укрепления физического и психического  здоровья детей.

1Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

2.Обучение младшего школьника соблюдать правила гигиены, ЗОЖ.

3. Физическое и психическое развитие детей.

Активный, здоровый  и безопасный образ жизни.

Духовно-нравственное

« Нравственно – патриотическое воспитание детей

Формирование патриотизма, уважения к, культуре, истории, традициям  Родины.

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2. Воспитание любви к Родине.

Любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; служение Отечеству.

Социальное

« Социальная адаптация. Социальная компетенция.»

Обучение детей овладению социально - бытовыми умениями используемыми в повседневной жизни.

1.Социально-  правовое просвещение учащихся.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Развитие социальной компетентности.

Социально- бытовая и правовая компетентность.

Трудолюбие.

Нравственность.

Общеинтеллектуальное

« Оч.умелые детки»

Развитие творческих, коммуникативных, познавательных интересов детей

1.Развитие таланта, интеллектуальных  и творческих способностей личности, расширение кругозора.

2. Развитие речевой активности

Творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей.

Общекультурное

«Я и мои друзья»

Формирование духовности, утверждение  принципов обще

человеческой морали;

1.Воспитание моральных качеств, норм поведения, общения.

2. Воспитание уважительного отношения к родителям, страшим, заботливое отношение к младшим.

Милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;

Реализация данной программы предполагает:

- формирование ведущих интегративных качеств личности;

- непрерывную педагогическую диагностику, переходящую в самодиагностику, самопознание;

- практическую деятельность;

- оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;

- педагогизацию воспитательной среды в социуме, неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями, производственными и обслуживающими объектами микрорайона.

Целью программы является всестороннее развитие личности ребенка.

Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:

- формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;

- активное вовлечение детей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;

 - создание системы мониторинга развития воспитательной системы.                     

 Основные виды деятельности и формы реализации программы

Направление воспитательной деятельности

Основные виды деятельности и формы реализации программы

Спортивно-оздоровительное «Подвижные игры»

ЛФК,  подвижные игры, на улице и спортзале,  бадминтон.  Походы на природу, спортивные соревнования,  рисунки и выпуск стенгазет, участие в создании и реализации  здоровьесберегающих проектов, ток-шоу "За здоровый образ жизни".  Просмотр специально созданных фильмов.

Духовно-нравственное « Нравственно – патриотическое воспитание детей»

Проведение национальных культурных праздников. Различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Деловые игры.

Социальное            « Социальная адаптация.Социальная компетенция.»

Сюжетно – ролевые игры в комнате социальной ориентировки. Занятия в комнате ПДД. Посещение социально значимых и культурных заведений  детской индустрии. Беседы, ролевые игры по профилактике правонарушений и          преступлений.

Общеинтеллектуальное

Разгадывание ребусов, загадок, головоломок. Игры на развитие памяти, внимания, мышления. Творческая мастерская. Классные часы.

Общекультурное «Я и мои друзья»

Семейные праздники. Помощь малышам. Участие в творческой деятельности (театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, танцы). Участие в различных видах творческой деятельности, выставках, конкурсах. Просмотры детских спектаклей. Посещение выставок, экскурсий.

 

                        Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Я – личность, я - гражданин».

        Личностными результатами программы внеурочной деятельности «Я – личность, я - гражданин» является:

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
  • социальная адаптация. Социальная компетентность;
  • способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  •  проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
  •  система краеведческих знаний, устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России, уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
  • освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
  •  умение управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения; 
  •  знать и соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма;
  • формирование ведущих интегративных качеств личности;
  • воспитанность,  знание этикета и культуры 
  • активная жизненная позиция, патриотизм, любовь к Родине.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Я личность, я - гражданин» является формирование следующих универсальных учебных действий:

  1. Регулятивные УУД:
  • умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
  • планирование общей цели и пути её достижения;
  • распределение функций и ролей в совместной деятельности;
  • конструктивное разрешение конфликтов;  
  • оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение  необходимых коррективов;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

2. Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры;
  • устанавливать причинно-следственные связи.

3. Коммуникативные УУД:

  • взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе.

                                                  Литература

1.Постановление правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Просвещение, 2011 г.

3. ФГОС начального общего образования. Примерные программы внеурочной деятельности. Просвещение, 2010 г.

4. Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области» на 2011-2015 годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Игровые приёмы, как одно из средств активизации познавательной деятельности предметного интегрированного подхода в обучении и воспитании глухих младших школьников»

«Игровые приёмы, как одно из средств активизации познавательной деятельности предметного интегрированного подходав обучении и воспитанииглухих младших школьников»...

Роль семьи в воспитании глухого ребёнка.

Роль семьи в воспитании глухого ребёнка ещё важнее, чем в воспитании нормально развивающегося. Родители должны в меру своих возможностей активно участвовать не только в воспитании ребёнка, но и в обуч...

Герасимчик Л.В. Роль семьи в воспитании глухого ребёнка ещё важнее, чем в воспитании нормально развивающегося.

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } «Чтобы правильно подойти к воспитанию и обучению, родителям необходимо понять принципы вос...

Роль семьи в воспитании глухого ребёнка

Роль семьи в воспитании глухого ребёнка очень  важна. Родители должны в меру своих возможностей активно участвовать не только в воспитании ребёнка, но и в обучении, т.е. помогать учителю и воспит...

РЕФЕРАТ "Проблемы воспитания глухого ребёнка в семье"

Актуальность этой темы очевидна. Семьям, имеющим детей с нарушением слуха необходимо помочь выработать общую стратегию сурдопедагогической деятельности, вселить в  них веру,  что  при ...

Список литературы рекомендованный родителям по воспитанию глухих детей

Материал содержит список рекомендуемой литературы родителям по воспитанию глухих детей....

Тьюторская помощь в обучении и воспитании глухих детей со сложным дефектом.

Тьюторская помощь в обучении и воспитании глухих детей со сложным дефектом....