Клубный час "Сыны полков"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Цель: Развивать патриотическое сознание воспитанников, формировать чувство любви к своей Родине. Познакомить с понятием «сыны полков», со сведениями жизни и героических сражений детей, участников ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syny_polkov.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Клубный час: «Сыны полков».

Цель: Развивать патриотическое сознание воспитанников, формировать чувство любви к своей Родине. Познакомить с понятием «сыны полков», со сведениями жизни и героических сражений детей, участников ВОВ.

Оборудование:

  • Музыкальное оформление (фонограммы песен о войне)
  • Эпиграф, написанный на плакате
  • Цитаты о войне
  • Презентация по теме клубного часа
  • Портреты «сыновей полков»
  • Рисунки и плакаты о войне

8 февраля во всем мире отмечается «День юного героя-антифашиста». В этот день вспоминают о тех мальчиках и девочках, которые в годы ВОв наравне со взрослыми, на фронтах и в тылу сражались с немецкими захватчиками, напавшими на нашу родину. В этот день чествуют  героев, детство которых сломала жестокая и страшная война. Именно о них, совсем юных ребятах, почти ваших ровесниках мы поговорим сегодня на нашем клубном часе, который называется «Сыны полков». (1слайд)

«Война» - короткое, емкое слово, которое ассоциируется с такими понятиями как смерть, страдание, слезы, разлука.  Ребята, а когда началась Вов? Верно, она началась 22 июня 1941 года. В 4 часа утра, без объявления войны фашистская Германия вместе со своими союзниками (Венгрией, Италией, Румынией, Финляндией) напали на нашу страну. Вот как об этом написал поет Сергей Щипачев:

                

Такою все дышало тишиной

Что вся земля еще спала, казалось

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

        

(слайд 2) Началась ВОВ, ставшая поистине всенародной. (Звучит фонограмма песни «Священная война») На защиту Родины поднялись все – от мала до велика.

Даже дети становились грозной силой для врага. (слайд 3) Юноши и девушки, не достигшие призывного возраста, приписывали себе лишний год, чтобы скорее оказаться на фронте. Почти каждый мальчишка в то тяжелое время мечтал попасть на фронт, хотел защищать Родину, мстить врагу. Вот как вспоминает 10 летний Костя Илькевич: «Боялся, что война без меня кончится. А она была такая длинная. До войны я окончил только три класса, убежал на фронт и стал «сыном полка».

(слайд 4) Традиция «сынов полка» существовала в русской армии с давних времен. Ещё в XVIII столетии в России в каждой воинской части был хотя бы один юный барабанщик, а на каждом корабле — несовершеннолетний гардемарин.

Известно, что в годы 1-й мировой войны в некоторых русских частях также были свои воспитанники. Так в фондах Новосибирского областного краеведческого музея хранится фотография 14-летнего сына полка, кавалера Георгиевского креста, датированная 1915 годом.

(слайд 5) В годы Великой Отечественной войны «сынами полков» становились потерявшиеся дети или сироты, которых подбирали солдаты воинских подразделений.

И если не было возможности отправить их в тыл, ребятишек оставляли у себя. «Ну ведь не бросишь их в лесу…», - вспоминал командир 63 танковой бригады дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант – Михаил Георгиевич Фомичев, в бригаде которого было 9 таких воспитанников. Перед вами фотографии некоторых «сынов полка», к сожалению имена их не известны.

(слайд 6) Дети оставались в регулярной части с разрешения командира подразделения, нередко втайне от вышестоящего командования. По данным Центрального архива Министерства обороны РФ, во время Великой Отечественной войны было 3 500 юных фронтовиков в возрасте до шестнадцати лет. В это число не вошли юные герои подполья и партизанских отрядов.

(слайд 7)  Но когда ребенок находился в части официально его вносили в список части и ставили на довольствие, ему выдавалось обмундирование, могло быть выдано и личное оружие. Как например юным разведчикам Вове Егорову и Кости Илькевичу.

Юные герои служили в разных войсках:  в разведке, в танковых войсках, в авиации. На флоте те же самые дети именовались юнгами. Многих подростков старались отправить в тыл в какой-нибудь детский дом, но они сбегали оттуда и возвращались в свои части.

(слайд 8)Большинство из сыновей полка просто выполняли различные хозяйственные функции в подразделении, варили обеды. Однако немало среди них принимали непосредственное участие в боевых действиях, занимались минированием вражеских территорий, устанавливали оборванную связь, каждый день, каждую минуту подвергали свою жизнь смертельной опасности.  

(слайд 9) Вася Сигалев, сын отряда разминирования вспоминал, что когда попал в отряд и его попросили сходить на разведку, сосчитать сколько немцев находится у железнодорожного моста и какое у них оружие, то он это делал, перекладывая зернышки из одного кармана в другой, потому, что не умел считать. Потом солдаты отряда раздобыли где-то бумагу, сделали из нее тетрадку, написали на ней таблицу умножения и алфавит и заставляли каждый день Васю учить и отвечать задания. Так мальчик и жил – воевал и учился.

«Сыновьями полка» были Иван Стасевич, Коля Любичев, Костя Степанов.

Но не только в армии служили дети, но и в госпиталях. Это были воспитанники госпиталей, которые ухаживали за больными. Куда ехал госпиталь, туда ехали и они. Вот воспоминания Володи  Чистоклетова 11 лет: «Бинтов катастрофически не хватало. Приходилось стирать уже использованные, окровавленные бинты, сушить их, иногда наматывая на собственное тело, а заготавливать приходилось до 1000 штук в день.» После войны он говорил: « За все пять лет я ни одной игрушки, ни одной детской вещи не видел, а когда в конце войны, уже в Берлине нашел на улице велосипед, то даже заплакал – вот как обрадовался».

 

(слайд 10) Многие юные солдаты были награждены орденами и медалями. Среди них 14-летний лётчик Аркадий Каманин, ученицы 4-го класса города Ленинграда и многие другие ребята.  Самым юным сыном полка, награждённым боевой наградой, стал, вероятно шестилетний Сергей Алешков, который под Сталинградом спас командира, под обстрелом позвав на помощь и приняв участие в откапывании заваленного блиндажа с командиром полка и несколькими офицерами. За это он был награждён медалью «За боевые заслуги».

(слайд 11)Вместе со своими полками «сыны полков» вступили в Берлин.

Вася Сигалев, которому в 1945 году исполнилось 14 лет, на параде «Победы» стоял в новой форме, специально сшитой на его маленькое, худенькое тело, а на груди у него было три медали: «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией». Вы только вдумайтесь – в 14 лет герой своей страны, воин, переживший все ужасы былых сражений.

Королев Петр.  До 1943 года был связным у партизан, в отряде которых был его отец. В сорок третьем (в 13 лет!) с регулярными войсками ушел на фронт и дошел до Берлина в составе 1-Белорусского фронта.

(слайд 12) Ещё один герой Владимир Тарновский. Родился на Украине. С приходом немцев осиротел. С трудом перешел за линию фронта, где и попал к нашим. Первый раз Володя, участвовал в сражении в мае 1943 года. Было ему тогда 14 лет. Затем, став артиллерийским разведчиком-наблюдателем, освобождал  Донецк, участвовал в боях на Днепре и в спецоперациях в Молдавии, в Польше. 22 апреля дивизия подошла к Берлину. Он был в числе тех, кто расписался на стенах Рейхстага. Он написал: " Я стал солдатом в 12 лет!" Ефрейтор Тарновский награжден медалью «За отвагу», орденом Славы.  После войны Владимир пытался поступить в суворовское училище. Получил рекомендации от командования, но ему отказали сославшись на то что для поступления, кроме рекомендаций и документов о наградах, нужен ещё аттестат об окончании 4х классов.  Вернулся на Украину. Там закончил среднюю школу, поступил в Одесский институт инженеров морского флота. После окончания, которого был направлен в Ригу, где работал на Рижском судоремонтном заводе.

(слайд 13) А вот еще одна история. До войны, в один из детских домов Москвы, чужие люди сдали трехлетнего ребёнка. К его руке была привязана записка: «Исаак, еврей, не дайте умереть». В детдоме ребёнка, из-за обилия веснушек, прозвали «солнышко» и фамилию дали Солнцев. Так и было записано в документах - Исаак Солнцев. Началась война, немцы подошли к Москве, детдом хотели эвакуировать на Урал и воспитатели, опасаясь за жизнь Солнцева, решили изменить его имя на обычное русское Иван. Ваня вместе с другом бежал из детдома «на фронт». Они в товарном вагоне добрались до  Белоруссии. Там ушли в Бобруйский  лес, где рубили дрова и меняли на еду. Старались запомнить всё, что видели: где располагались немцы, сколько их, где сосредоточены пушки, танки… И когда разведчики артиллерийского полка наткнулись на «грязных, оборванных и голодных» ребят, они получили от них важные сведения, старательно записанные на полях школьных букварей.

Вот так Исаак Солнцев стал сыном 8-го гвардейского артиллерийского полка, помогал на кухне, пас коров, ходил в разведку, однажды даже попадал в плен к фашистам, но бежал от них. Юный воин участвовал в боях на Курской дуге, за которые получил свой первый орден – Красную Звезду. Участвовал в освобождении Чехословакии, где был ранен. Потом со своим артиллерийским полком «сын полка» дошёл до Берлина. Уже после победы над Германией он в составе гвардейского артполка он участвовал в боях против Японии. Во время войны получил 12 ранений и контузию, которая отразилась на его слухе. Подробнее узнать о том, как воевал Ваня Солнцев, как он жил после войны вы можете прочитав повесть, которая так и называется «Сын полка», а написал ее советский писатель Валентин Катаев. По этой повести сняли фильм с одноименным названием. Сам Катаев виделся с Ваней Солнцевым, вернее с мальчиком «сыном артиллерийского полка» который стал прототипом Солнцева на фронте только один раз и тогда же его сфотографировал, а еще писателю удалось прочитать необычный дневник мальчика и использовать прочитанное при написании своей будущей повести.

(слайд 14) О многих сынах полка сегодня многие знают, о них написаны книги, сняты кинофильмы. Одни из них стали военными, другие избрали гражданские профессии. Но судьба многих бывших сыновей и дочерей полков не известна до сих пор. Сами они не считали себя героями, не рассказывали о себе, не оставили воспоминаний,

Вот так новость: бабушка сказала, что она сражалась в партизанах!

Ты ж трусиха, милая бабуля…

У  меня пустяшная простуда, у тебя – сейчас же с сердцем худо.

Если оцарапаюсь до крови – ты теряешь все свое здоровье.

А когда в кино палят из пушек, ты же сразу затыкаешь уши.

Бабушка в ответ сказала тихо: - Верно! Я тогда была трусиха…

И тогда при виде чьей-то крови начисто теряла я здоровье,

А когда с пригорка пушка била, мне за всю деревню страшно было!

Только за себя я не боялась. Так вот и в отряде оказалась.

Вот так и бывает, что сейчас когда прошло 68 лет со дня окончания той страшной войны и совсем маленькие дети в те годы стали глубокими стариками, подвиги многих из них оказываются неожиданностью для внуков, а уж для правнуков тем более.

(слайд 15) Но каждый из нас должен знать о ВОВ, каждый должен помнить о ней, каждый должен испытывать чувство благодарности к тем, кто защитил нас с вами.

                Давно закончилась война, давно с войны пришли солдаты.

                И на груди их ордена горят как памятные даты.

                Вам всем, кто вынес ту войну – в тылу иль на полях сражений,

                Принес победную весну – поклон и память поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клубный час

Проведения мероприятия с группой продленого дня в рамках года ребёнка, права ребенка быть здоровым, права на информацию о пагубных привычках . Н.А Алимова, воспитатель группы продлён...

КЛУБНЫЙ ЧАС«КУРЕНИЕ - ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА»

Клубный час рассчитан на 8-9 класс....

Клубный час: «Курение – вредная привычка»

Клубный час: «Курение – вредная привычка» Беседа формирует навыки самоанализа и поиска приемлемых способов избавления от вредной привычки - курения....

Организация клубной деятельности нормативно – правовой направленности в рамках профилактической работы в школе. Автор Василевская Т.Н.

Данная статья была создана педагогом-организатором Василевской Татьяной Николаевной сотрудником ГБОУ СОШ № 251...

Клубный час «Зимние загадки природы»

Проведение мероприятия преследует цель знакомства детей с круговоротом воды в природе в зимнее время, обобщение, закрепление и углубление экологических знаний и представлений учащихся о зимних яв...

Клубный час"Приключения ребят накануне Нового года"

"Приключения ребят накануне Нового года"...