Литературно – музыкальная композиция, посвящённая детям войны «Страшно помнить – страшно забыть»
классный час (6 класс) на тему

Ермолаева Елена Анатольевна

Нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, приоритетная задача педагога. Поэтому я стараюсь со своими учениками проводить литературно-музыкальные композиции, классные часы на эти темы. Композиция "Страшно помнить - страшно забыть" рассказывает о жизни детей во время Великой Отечественной войны. Говорится и о детях блокадного Ленинграда, и об узниках концлагерей, и о сыновьях полка, и о детях оставшихся без родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno.doc58.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно – музыкальная композиция, посвящённая детям войны

«Страшно помнить  – страшно забыть»

Вступительное слово:

В черный уголь немало стран превратив,

Груды тел разбросав по дорогам, полям,

Злобный Гитлер, жадный до крови зверь,

Тянет грязные лапы теперь и к нам,

Хочет он нашу землю испепелить,

А свободный народ превратить в рабов,

Хочет он, чтоб богатства нашей страны

Растащила свора фашистских псов.

 (Муса Джалиль. "Против врага".)

Перед нападением на нашу страну Гитлер так напутствовал своих солдат-завоевателей: "Жестокость является благом для будущего…Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Ее нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью... Ты должен с сознанием своего достоинства проводить самые жестокие и самые беспощадные мероприятия, которые требует от тебя Германия. Убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, - убивай…", - каждому фашистскому солдату была вручена памятка с такой установкой.

Глумление фашистов над детством не имело границ. Это было сознательное истребление самого дорогого, что есть у людей, - детей.

Песня «Дети войны» Слайд 1.

1. Им, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года. Им - детям  войны.

2. Слайд 2. В этот солнечный воскресный день люди занимались обычными делами. Никто не подозревал, что приятные хлопоты, задорные игры и многое в жизни перечеркнёт одно страшное слово: «война!»  Мелодия «Священная война»

3. У целого поколения украли детство. Детей воспитала война! Дети осиротели, их отцы погибли на фронте, а матери - от голода и  бомбёжек. В лучшем случае их ждал детдом, …в худшем — концлагерь.

 Слайд 3. на фоне военных фотографий

4. Дети войны, и веет холодом.

Дети войны, и пахнет голодом.

Дети войны, и дыбом волосы.

На чёлках детских — седые волосы.

 5. Земля омыта слезами детскими.

Детьми советскими и несоветскими.

Какая разница, где был под немцами?

В Дахау, Лидице или в Освенциме?

 Слайд 4.

6. Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали.

Дети войны, боль и отчаяние.

И сколько надо им минут молчания?

7. Они встречали войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохотным, кто-то подростком. Кто-то на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Дети и война – нет более ужасного сближения двух противоположных вещей на свете.

Слайд 5.

8.. Фашизм…

 Что с них спросишь, боже мой?

 Что им дети?

 Что им мать обезумевшая?

 Что им

 Наши села с бабьим воем?

 Что им грады? Что им веси?

 Сколько ж злобной надо спеси,

 Чтоб детей швырять в огонь?

Слайд 6.

9. Мальчик. Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было 9 с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-й Армии…

Слайд 7.

10. Мальчик. Сыны полка… Голодных и промерзших, их привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Чаще всего мальчишки молчали. Их все-таки отправляли. Но через неделю-другую они снова появлялись в соседнем подразделении. Многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции.

Слайд 8. Мелодия «Реквием»

11. Дети и война… Дети блокадного Ленинграда… Они видели не только взрывы снарядов, они жили рядом со смертью, и она всем им заглянула в глаза.

Слайд 9.

12. «Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.

Слайд 10.

13. Из дневника  ленинградца Алёши Глушкова: «В январе умер отец, а через несколько дней и мать от голода. Я остался с братом Павликом. Он был послабее, и в магазин ходил я… Я решил продать морской бушлат отцовский…на рынке ко мне подошёл мужчина. Продал я… Иду в магазин, возле кассы спохватился, даже в грудь ударило от мысли: карточки-то остались в бушлате. Я бегом на рынок, а рыжей бородки и след простыл… Рассказал всё Павлику, оба долго и горько плакали. Утром рано слышим стук в дверь, входит мужчина с рыжей бородкой. Я сперва подумал, что от голода мерещится…

_ Бушлат на рынке ты, сынок, продал? – Тут я понял, что это не сон, и разрыдался. От радости мы и спасибо не сказали. Не знаю, жив ли тот человек, но в моей душе он живёт». Слайд 11.

14. Никто не может рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах у  которой бомбой убило  сестру и брата. О чем думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.

15. Девчонка руки протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула,

А оказалось – умерла.

Её из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не проронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.         (Ю. Воронов. В школе)

Девочка, закутанная в шарфы, платки, выходит на передний план, собирает дрова.

Слайд 12.

 16. Девочка. Закончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досточки в разбомбленных домах. Мама мне не разрешала, и было очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где-то щепку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревочку – носила я веревочку с собой – и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И бабушка, которая обладала большим чувством юмора, говорила…

Слайд 13.

 Во время слов девочки вперед выходит бабушка, ежась и кутаясь в шаль, подхватывает фразу.

 Бабушка. Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтоб фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодные умрем.

 Бабушка гладит девочку по голове и осторожно разламывает кусочек хлеба и отщипывает от него. Девочка прижимается на миг к бабушке, берет свой кусочек в ладошку и, глядя на него, делает шаг вперед к зрителям.

 Девочка. И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек (закрывая ладошку с хлебом другой рукой и прижимая их к груди)

Слайд 14.

17. «ТЕТЕНЬКА, ВОЗЬМИТЕ МЕНЯ НА РУКИ…» МАРИНА КИРЬЯНОВА – 4 ГОДА

…Вот если спросить: что такое детство? Каждый бы сказал что-то свое. А для меня детство – это мама с папой и конфеты. Все детство я хотела маму с папой и конфет. За войну ни одной конфеты не то, что попробовала на вкус – какая она, даже не видела. Первую конфету я съела через несколько лет после войны, когда мне было лет двенадцать.

А маму с папой я не нашла. Даже фамилии своей настоящей не знаю. Подобрали меня в Москве, на Северном вокзале.

- Как зовут? – спросили в детдоме.

- Мариночка.

- А фамилия?

- Фамилии не знаю.

Записали: Марина Северная.

Как хотелось, чтобы кто-то обнял, приласкал. А ласки было мало, кругом война, у всех – горе. Иду по улице.… Впереди мать детей своих ведет. Одного возьмет на руки, пронесет, этого поставит – другого берет. Сели они на скамеечку; она посадила меньшего к себе на колени. Я стояла, стояла.… Смотрела, смотрела.… Подхожу к ним: «Тетенька, возьмите меня на колени».

Слайд 15.

18. «ОН ОГЛЯНУТЬСЯ БОЯЛСЯ…» ЖЕНЯ БИЛЬКЕВИЧ – 5 ЛЕТ

Мама с папой думали, что мы спим, а я лежала рядом с сестричкой и притворялась, что сплю. Видела: папа долго целовал маму, целовал лицо, руки, а я удивлялась, что никогда раньше он так ее не целовал. Они вышли во двор, я подскочила к окну: мама повисла у папы на шее и не отпускала его. Он оторвал ее от себя и побежал, она догнала и снова не пускает и что-то кричит. Тогда я закричала: «Папа!».

Проснулись сестричка и братик Вася, сестричка смотрит, что плачу, и тоже закричала «Папа!». Выскочили мы все на крыльцо: «Папа!». Отец увидел нас и, как сейчас помню, закрыл голову руками и пошел, даже побежал. Он оглянуться боялся…

Солнце светило мне в лицо так тепло, что и теперь не верится, что мой отец в то утро уходил на войну. Я была совсем маленькая, но мне кажется, я чувствовала, что вижу его в последний раз.

Так и связалось у меня в памяти, что война – это когда нет папы.

А потом помню, как лежала возле шоссе наша мама с раскинутыми руками. Солдаты завернули маму в плащ-палатку и похоронили на этом же месте. Мы кричали и просили, чтобы нашу маму не закапывали...

Слайд 16. Печальная музыка.

19. Самые обездоленные дети войны – маленькие узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли дом, хлеб, материнскую ласку, Родину и свободу.

Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую толику того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации.

20. Девочка.. Мы жались к матерям. Они не всех убивали: не всю деревню. Они взяли тех, кто справа стоял, и разделили: детей – отдельно, и родителей – отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама. А я не хотела жить без мамы… Я просилась и кричала. Как-то меня к ней пропустили. Она увидела и кричит: «Это не моя дочь! Это не моя…» Куда-то меня оттащили. И я видела, как сначала стреляли в детей. Стреляли и смотрели, как родители мучаются. Когда убили детей, стали убивать родителей. Я думала, что сойду с ума. Как рассказать, что я пережила?

Слайд 17.

21. Ведущий.  Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришёл хмельной майор

И медными глазами

Окинул обречённых…  

Шумел осенний лес.

Казалось, что сейчас он обезумел.

Гневно бушевала его листва.

Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг;

Он падал, издавая вздох тяжёлый.

Детей внезапно охватил испуг –

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье, что вырвалось у женщины одной.

Ребёнок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Ещё не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Всё понял, понял всё малютка.

- Спрячь, мамочка,  меня!

Не надо умирать! –

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу против дула прямо…

- Я, мама, жить хочу.

Не надо, мама!

Пусти меня, пусти!

Чего ты ждёшь? –

И хочет вырваться из рук ребёнок,

И страшен плачь, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

- Не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнёшь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи.

Сейчас не будет больно! –

И он закрыл глаза.

И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

                            Муса Джалиль «Варварство»

Кинофильм «Концлагерь»

Слайд 18. Метроном.

22. Ведущий Во время Второй мировой войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей! Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ – дети. Как сохранить нам его в тревожном 21-м веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним и наше прошлое, и наше будущее? Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиною в целую войну.

Песня о мире.

23. "Я родом из детства" – говорил о себе Антуан де Сент Экзюпери. Так  должен  вспоминать о себе каждый человек. Нельзя, чтобы детство называлось войной, как нельзя быть черному солнцу над детской головой, так напоминающей наш маленький земной шар.

Слайд 19.

Как хорошо проснуться  на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны.

Песня

В сердце нашем страна называется она

 Вечным словом «ЛЮБОВЬ» понятным людям

 Стоит нам захотеть, и мы сможем мир согреть

 Жить без зла и без слёз – поверь, так будет

 Поспешите Вы страну любви отыщите

 Только счастье в ней будет для детей.

 Этот мир сотворим друзья

 Для всех на Земле для других и для себя

 Где то гибнут люди, слышим мы раскаты орудий

 Пусть замрут они на радость Земли

 Мы должны твердо знать, что любовь не может лгать

 Что она дарит нам мечты и силы

 Только с ней мы живем, полной жизнью день за днем

 И хотим, чтоб тепла на всех хватило

 Берегите это чувство его не спугните

 Пусть оно с пути Вам не даст сойти.

 Стоит захотеть, и мы сможем мир согреть

 Сохраним наш мир, этот мир.

 Пусть любой в свой полет, только лучшее возьмет

 На Земле верю я все люди братья

 Пусть уйдут боль и страх, и забрезжит свет в впотьмах

 Сможем мы всем друзьям раскрыть объятья

 Прочь ненастья, пусть в глазах блестят слезы счастья

 И отступит день, будет новый день.

РМО учителей истории Ермолаева Е. А.        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Пусть поколения знают и помнят"

Композиция посвящена 65-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне....

литературно-музыкальная композиция, посвящённая творчеству Юрия Давыдовича Левитанского "Я, побывавший там..."

Собственно, всё уже сказано в названии. Оформление "бегло официальное". Спасибо за помощь в разработке и проведении мероприятия учителю русского языка и литературы Светлане Владимировне Ткачёвой....

"Красною кистью рябина зажглась" (литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой)

Данная литературно-музыкальная композиция предназначена для обучающихся 9-11 классов....

Литературно – музыкальная композиция посвящённая 69 годовщине снятия немецко – фашистской блокады с Ленинграда. 900 дней и 900 ночей.

Литературно – музыкальная композиция посвящённая 69 годовщине снятия немецко – фашистской блокады с Ленинграда. 900 дней и  900 ночей. Рябчиня Наталья Васильевна, воспитатель Г К С(к)О У...

Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы "Чтобы помнили..."

Мероприятие проводится в рамках празднования Дня победы....

Литературно – музыкальная композиция посвящённая 69 годовщине снятия немецко – фашистской блокады с Ленинграда. 900 дней и 900 ночей.

Данная композиция посвящена героической обороне города, о тяжелейших днях блокады, которую пережили советские люди.В городе не было света, воды, топлива, наступил голод были 30 градусные морозы. Вся с...

Литературно-музыкальная композиция "Мы напоминание живое, что Отчизна не забыла вас"

Композиция, посвящена 70-летию Великой Победы.  Состоит из нескольких миниатюр. Использованы песни "До свидания, мальчики" и "О той весне". Принимают участие старшеклассники....