Программа курса "Моё Отечество"
рабочая программа на тему

Давыдова Мария Сергеевна

Программа тематического блока по истории в рамках программы школьного  военно-патриотического клуба

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdel_istoriya_dlya_voenno-patrioticheskogo_kluba.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г.Лысково

ПРОГРАММА КУРСА

«Моё Отечество»

                                        Автор: Давыдова М.С., учитель истории

                                   Сроки реализации:2014-2015уч. год

2014 год

ПРОГРАММА КУРСА

«Моё Отечество»

Пояснительная записка

   В последнее время у школьников заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Подрастающее поколение видит мало примеров, которые могли бы вызывать не только уважение, но даже гордость за свою страну, свой народ. Именно поэтому сейчас очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях. Необходимо оживить интерес подрастающего поколения к жизни своей страны, приобщить детей к истории Отечества, что  послужит в дальнейшем основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей.      

   Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к великой Отчизне, к малой и большой Родине. Соприкасаясь с историей своей страны, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу соотечественников, равняется на лучших, учится беззаветному служению Отечеству на героических примерах жизни и деятельности наших предков. 

Цель программы: 

В рамках деятельности военно-патриотического клуба «Вертикаль» формирование у учащихся четкой нравственной, активной жизненной позиции, воспитание патриотизма, чувства гордости и  ответственности за свое Отечество, желания принять активное участие в его судьбе.

Задачи:

  • изучение военной истории страны, в том числе на  местном краеведческом материале, увековечение памяти земляков;
  • изучение военной и государственной символики;
  • изучение истории военной техники и боевого оружия;
  • изучение материалов по истории российских орденов и медалей;
  • изучение литературного наследия страны военных лет;
  • изучение истории Великой Отечественной войны;
  • изучение малоизвестных исторических событий;
  • обучение работе с историческим источником с целью получения необходимой информации.
  • сбор материалов и оформление информационных стендов по темам занятий
  • подготовка тематических мероприятий, посвященных юбилейным событиям
  • воспитание уважительного отношения к героической истории нашего государства, его вооруженным силам, формирование личностно-ценностного отношения к своему Отечеству
  • формирование толерантности и толерантного поведения
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Используемые методы:

По преимущественному источнику получения знаний:

- Словесные – формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств.

- Наглядные – формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами.

- Практические – формы овладения материалом на основе упражнения, самостоятельных заданий практических работ.

По характеру мыслительной и познавательной активности:

Репродуктивные – формы овладения материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти;

Объяснительно – иллюстративные – формы, направленные на получение и передачу детям знаний в “готовом виде”;

Проблемно-поисковые – организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей.

Исследовательские – формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.

Данная программа предусматривает ведение в учебном заведении внеурочной работы по истории.

Программа рассчитана на 34 часа учебного времени.

Срок реализации программы:  2014-2015 уч. год

Формы организации работы: групповая, индивидуальная.

Занятия проводятся 1 раз в неделю (1 час).

К участию в занятиях могут быть привлечены дети 5 – 11-х классов.

  Программа позволяет пробудить интерес к отечественной истории, формировать коммуникативные и организаторские навыки, способствует развитию творческих способностей учащихся. Приобретенные навыки будут способствовать, самоопределению участников клуба, формированию устойчивой жизненной позиции, приведут к более успешному изучению предмета непосредственно на уроках истории.

Условия реализации программы:

Занятия проводятся на базе школы, в кабинете истории, оснащенном необходимыми наглядными плакатами, учебным видеоматериалом на электронных носителях, видеофильмами, презентациями.

Ожидаемые результаты

В результате изучения курса учащиеся должны знать/уметь: 

  • называть даты важнейших событий; 
  • называть места и обстоятельства этих событий, крупнейших государственных деятелей, военачальников,
  • показывать на исторической карте места военных событий, давать характеристику этих событий
  • знать и уметь раскрыть значение исторического памятника, награды, государственных символов.
  • знать и уметь охарактеризовать историю, роль и значение русской армии и флота    

Предполагается:

  • формирование устойчивой базы знаний у учащихся о военной истории своей страны
  •  формирование уважительного отношения к героическому прошлому своего народа;
  • формирование активной гражданской позиции учащихся, чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
  • создание условий для раскрытия способностей подростков, способствование их  

жизненному самоопределению использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание программы

Вводное занятие.

Цели и задачи курса. Знакомство участников с программой блока «Мое Отечество», формами работы, предполагаемыми результатами.

Глава 1. Наши истоки (9ч.)

Тема 1. Славяне в древности. Общественный строй древних славян  — территориальная и родовая общины. Особенности военной организации и тактики восточных славян. Борьба с готами и Византией. Древние русы в эпоху «великого переселения народов» и после нее.

Тема 2. Формирование Древнерусского государства. Причины образования древнерусского государства. Варяжская легенда и ее трактовки. Рюрик и его дружина. Подчинение Олегом Киева и окрестных племен. Хозяйственные основы зарождающегося государства. Походы Олега и Игоря на Византию. Святослав. Разгром Хазарии и болгарская война.

Тема 3. Киевская Русь в конце X – начале XII вв. Захват Киева Владимиром. Организация степной границы. Войны и дипломатия Владимира. Организация Русского государства и войска. Принятие христианства. Междоусобные войны Владимировичей. Убийство Бориса и Глеба. Ярослав Мудрый.Борьба Ярославичей с половцами и между собой. Рост роли городов. Политическая доктрина и стратегия Владимира Мономаха. Особенности военного искусства русских в борьбе со степью. Укрепление русских городов.

Тема 4. Русь в период феодальной раздробленности. Причины и особенности периода феодальной раздробленности. Вече и князь. Характер вооруженных столкновений в XII – XIII вв. Андрей Боголюбский. Взаимоотношения с половцами. Вооруженные конфликты Новгорода и Владимиро-Суздальской Руси.

Борьба с агрессорами в XIII в. Формирование монгольской империи. Битва на Калке. Нашествие Батыя на Северо-восточную Русь. Героическая оборона Рязани Евпатий Коловрат. Оборона Москвы и Владимира. Битва на реке Сить. Возвращение Батыя. Козельск. Нашествие на южную Русь. Оборона Галицко-Волынской земли.

 Крестоносцы в Прибалтике в первой трети XIII в. Образование Ливонского ордена. Разгром шведов на реке Неве. Отражение немецкой агрессии, Ледовое побоище. Александр Невский — полководец и дипломат.

Тема 5. Русь под татарским владычеством. Последствия татаро-монгольского нашествия. Особенности монгольской политики на Руси, ожесточение междоусобных войн. Идеология ига. Политика Даниила Московского. Борьба Москвы и Твери за Великое княжение Владимирское. Иван Калита и его сыновья. Русь и Литва.

Москва — организатор борьбы с монголо-татарским игом. Дмитрий Донской — личность и политик. Борьба Москвы за Великое княжение с Суздалем и Тверью. Новое в русском воинском искусстве. Организация пограничной стражи. Дмитрий Михайлович Боброк. Политическая подготовка решающего столкновения с Ордой. Битва на Воже. Куликовская битва. Значение и последствия Куликовской победы. Нашествие Тохтамыша.

Тема 6. Объединение земель вокруг Москвы. Объединительная политика Ивана III. Борьба за Новгород, битва на Шелони. Присоединение Твери. Реформирование русского войска. Категории служилого населения. Создание русской артиллерии. Организация пограничной службы.

Тема 7. Московское царство. Внешняя политика Великого княжества Московского. Угрозы и вызовы Московскому государству. Казанская угроза и борьба с ней. Стояние на Угре и свержение ига. Формирование казачества. Борьба с Литвой за русские земли. Борьба с Ливонским орденом и Швецией.Россия в XVI в. Венчание на царство Ивана IV и образование «Избранной рады». Внешняя политика Рады. Реформы армии. Порядок службы «по отечеству». Служба по прибору и организация стрелецкого войска. Артиллерия. Инженерное дело. Казанские походы и ликвидация ханства. Ливонская война.

Тема 8. Смутное время в истории России. Россия накануне Смутного времени. Последствия опричнины и введение крепостного права. Изменения в положении служилых людей. Политика по отношению к казачеству. Русско-шведская война 1590 – 95 гг. Отражение крымских набегов. Начало освоения Сибири. Ермак.

Авантюра Лжедмитрия I. Разложение армии. Восстание И. И. Болотникова. Внутренняя политика Шуйского.

Тема 9. Окончание Смутного времени.  Поход на Москву Лжедмитрия II. Роль Польши. Сражения под Москвой. Осада Троице-Сергиева монастыря. Начало земского сопротивления. Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. Организация войска Скопина-Шуйского, особенности его тактики. Вступление в войну Польши. Героическая оборона Смоленска. Михаил Борисович Шеин. Сражение под Клушино и падение Шуйского. Вступление поляков в Москву. Первое и второе ополчение. П.Ляпунов, К.Минин, Д.Пожарский. Освобождение Москвы.

Глава 2. Наш край в древности (3ч.)

Тема 10.  Нижегородский край в системе обороны русского централизованного государства. Место и роль Нижегородского края в истории России. Периодизация, основные этапы и особенности истории Нижегородского региона.

Владимиро-Суздальская Русь и Волжская Булгария. Основание древнего Городца (1152-1172 гг.). Татаро-монгольское нашествие. Разорение Городца.

Походы русских князей против Волжской Булгарии (XII - начало XIII в). Князь Юрий Всеволодович у истоков Нижнего Новгорода. Нижний Новгород - щит Владимиро-Суздальской Руси на востоке и в Среднем Поволжье от кочевых племен. Трагедия на реке Сити 1238 года. Старинные крепости Нижегородского Поволжья.
Возвышение Нижегородской земли (1341-1365 гг.). Укрепление южных границ княжества. Период единения с Москвой и активного участия в борьбе за свержение монголо-татарского ига (1365-1377 гг.). Дмитрий Московский (Донской) и Дмитрий Нижегородский. Военные походы нижегородского князя Дмитрия. Укрепление южного порубежья Нижегородского княжества. Значение Нижегородско-Суздальского княжества, его место и роль в составе русских земель XIV века. Нижний Новгород - форпост борьбы с Казанским ханством.

Тема 11. Нижегородский кремль. Строительства Нижегородского каменного кремля. Нижегородский кремль - военный щит Русского централизованного государства. Нижний Новгород и Нижегородский край в период Казанских походов Ивана IV.

Лысково: история родного края.

Тема 12. Смута и Нижегородский край. Великое дело К. Минина и Д. Пожарского.
Создание нижегородского ополчения. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Роль нижегородского ополчения в освобождении Москвы. 4 ноября – день народного единства.

Глава 2. История русской армии (6ч.)

Тема 13. Русская армия в XVII в. Последствия смутного времени. Начало реформ армии, «полки нового строя» (рейтары, солдаты, драгуны, гусары). Организация разрядов. Изменения в управлении армией. Совершенствование засечных черт. Дворянская служба. Стрельцы. Казаки. Артиллерия и инженерное дело. Войны России в XVII в. Внешнеполитические задачи России после смуты. Смоленская война. Русско-польская война 1654 – 67 гг. Казачьи войны XVII в. «Азовское сидение». Освободительная война на Украине. Богдан Хмельницкий. Казацко-крестьянская война под предводительством Разина.  

Тема 14. Русская армия и флот в  XVIII в. Военная реформа Петра I.Вооруженные силы России в конце XVII в. Азовские походы Петра. Начало Северной войны. Начало реформы армии и создания Балтийского флота. Полтавское сражение. Прутский поход. Военные действия на суше в 1712-1721 гг. Успехи русского флота. Русская армия и флот после Северной войны.

Вооруженные силы России в 30-х-80-х гг. XVIII в. Россия в Семилетней войне. Сражения у Гросс-Егерсдорфа, Цорндорфа, Кунерсдорфа. Русско-турецкие войны 70-х-90-х гг. XVIII в. Новое в стратегии, тактике и вооружении русской армии военно-морского флота. П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Движение Е.И.Пугачева. Устройство и тактика народной армии. Подавление движения Пугачева.

Тема 15. Русская армия и флот в XIX в. Военная история России конца XVIII-начала XIX вв. Русская армия и военно-морской флот на рубеже XVIII-XIX вв. Реформы в армии Павла I. Русская армии в военных кампаниях против Наполеоновской Франции 1805-1807 гг. Войны со Швецией, Турцией и Персией. Отечественная война 1812г.  Заграничные походы русской армии 1813 - 1814 гг.  

Вооруженные силы России в 20-50-е гг. XIX в. Участие русского офицерства в общественном движении. Декабристы. Войны с Персией и Турцией. Начало завоевания Кавказа. Военачальники  николаевской эпохи.

Тема 16. Крымская война 1853-1856 гг.Состояние русской армии и флота. Герои Крымской войны: В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин, Э.И. Тотлебен и др. Причины неудач России в Крымской войне. Парижский мирный договор 1856 г., его условия и значение.

Военные и морские реформы 50-70-х гг XIX в. Армия и флот после Крымской войны. Необходимость проведения военных реформ.. Военный министр Д.А. Милютин и его программа преобразований. Завершение Кавказской войны и присоединение Средней Азии (60-80-е гг. XIX в.), военная политика России на Дальнем Востоке.. Проблема Афганистана, русско-афганский конфликт.  Историческое значение присоединения Средней Азии к России.

Тема 17. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Причины войны, цели России. Герои русско-турецкой войны: вел. кн. Николай Николаевич (Старший), М.Д. Скобелев, И.В. Гурко, Историческое значение победы России в войне с Турцией. Адрианопольское перемирие, Сан-Стефанский договор и Берлинский конгресс. Позиции России и западных держав. Русская армия и флот в конце XIX в.

Тема 18. Русская армия и флот в начале XX в. Русская армия и флот на Дальнем Востоке на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война. Причины войны, планы сторон, соотношение военных сил. Военное нападение Японии. Подвиг крейсера “Варяг” и канонерской лодки “Кореец”. Героическая оборона Порт-Артура. Герои обороны: С.О. Макаров, Р.И. Кондратенко и др. Цусимское сражение, разгром русской эскадры. Портсмутский мирный договор. Причины поражения России.

Армия и флот в событиях “революционной смуты” 1905-1907 гг. Армия в событиях “Кровавого воскресенья”. Волнения и восстания в армии и на флоте.

Военные силы России накануне Первой мировой войны: реформы Николая II. Армия и флот после русско-японской войны. Реорганизация высшего военного управления. Сокращение сроков военной службы. Перевооружение и техническое переоснащение армии и флота. Реформа военно-учебных заведений. Новый закон о всеобщей воинской повинности. Значение военных реформ Николая II, готовность России к участию в крупных военных конфликтах.

Тема 19. Русская армия и флот в годы Первой мировой войны. Военные кампании 1914-1916 гг. Причины войны, цели России. Военные планы русского командования. Вступление русской армии в войну. Военная кампания 1914 г. Восточно-Прусская операция русских войск и ее неудача. Бои в Польше. Наступление русских войск в Галиции. Итоги кампании 1914 г.

Военная кампания 1915 г. “Великое отступление” русской армии. Причины военных поражений. Николай II — Верховный главнокомандующий. Военно-промышленный комплекс России, его деятельность (“мобилизация промышленности”) и переход в оппозицию к верховной власти. Военно-промышленные комитеты. А.И. Гучков. Начало активных политических контактов либеральных политических деятелей и военных промышленников с представителями высшего военного командования.

Военная кампания 1916 г. Крупные военные победы русских войск в Закавказье. Наступление Юго-Западного фронта. Генерал А.А. Брусилов. Позиционная война и потери. Дальнейшие планы русского командования по ведению войны, Николай II о послевоенном мироустройстве. Состояние тыла: экономический кризис, антивоенная и пораженческая пропаганда сил, враждебных верховной власти. Русский самодержец и армия: проблемы взаимоотношений.

Русские военные в событиях 1917 г. Февральский переворот 1917 г.: причины, характер, ход.  Октябрьский переворот 1917 г.

Глава 3. XX век: в час великих испытаний (7 ч.)

 Тема 20. Гражданская война 1918 – 1920 гг. Причины, сущность и особенности гражданской войны. Общая периодизация гражданской войны. Участники. Итоги.

 Тема 21. СССР и Вторая мировая война. Экономическая, политическая и военная подготовка к будущему столкновению СССР и Германии. Военные планы сторон. План «Барбаросса». Группировка германских вооружённых сил и войск союзников Германии у рубежей СССР. Группы армий «Север», «Центр», «Юг» и «Норвегия». Советская разведка накануне войны. Оценки ситуации советским политическим руководством, военным командованием и истоки допущенных ошибок. И.В. Сталин.

Тема 22. Великая Отечественная война 1941 - 1945 годов. Периодизация Великой Отечественной войны. Основные сражения.

 Приказ наркома обороны И.В. Сталина № 227 и его значение. Контрнаступление войск Красной армии под Сталинградом. Операция «Уран» (окружение сталинградской группировки противника). Котельниковская и Среднедонская («Малый Сатурн») операции (изоляция окружённой группировки противника от внешней помощи). Операция «Кольцо» (ликвидация окружённой сталинградской группировки немцев под командованием Ф. Паулюса). Значение победы под Сталинградом в ходе Второй мировой войны. Начало коренного перелома в войне. Совершенствование организации Красной Армии. Прорыв блокады Ленинграда. Курская битва. Значение победы советских войск на Курской дуге для хода войны. Прорыв «Восточного вала» немецкой обороны. Битва за Днепр. Завершение коренного перелома в войне. Партизанское движение на втором этапе войны. Снятие блокады Ленинграда. Освобождение Правобережной Украины.

Тема 23. Значение победы советского народа в Великой Отечественной войне. Потери СССР в Великой Отечественной войне. Уроки войны. Развитие отечественного военного искусства в годы войны.  Парад Победы.  Потсдамская конференция и контуры послевоенного мира.

Нюрнбергский процесс над нацистскими военными преступниками

Тема. 24. СССР и Россия в военных конфликтах послевоенной эпохи. Холодная война. Противоречия международной политики в послевоенном мире. Начало ядерной гонки между СССР и США. Фултонская речь У. Черчилля и её смысл. Создание ОВД и НАТО. Создание в СССР ядерного и термоядерного оружия Советская ракетная программа. С.П. Королёв. Запуск первой баллистической ракеты. Запуск первых искусственных спутников Земли. Первый полёт человека в космос. Ю.А. Гагарин. Военно-прикладное значение освоения космоса. Развитие советской системы ПВО.

Гонка ракетных вооружений между СССР и США. Карибский кризис. Балансирование на грани ядерной войны. Участие советских военных специалистов в войне во Вьетнаме (1964-1973 гг.).

 Тема 25. Афганская война (1979-1989). Апрельская революция в Афганистане и развитие политической ситуации в стране в 1978-1979 гг. Принятие советской стороной решения о вводе войск в Афганистан. Оценки его обоснованности. Политическая ситуация в мире вокруг афганской войны. Иностранная помощь моджахедам. Тактика моджахедов и советских войск. Принятие решения о выводе советского военного контингента из Афганистана и его оценки.  Потери советских войск в Афганистане. Уроки афганской войны.

Начало космической гонки вооружений. Американская программа СОИ

Тема 26. Развал СССР, конфликты на постсоветском пространстве. Нагорный Карабах. Прибалтика. Абхазия и развал Грузии. Первая чеченская кампания 1994-1996 гг.    Вторая чеченская кампания («контртеррористическая операция»).

Глава 4. Чтобы помнили…(4ч.)

Тема 27. Память, высеченная в камне.

Памятники героям военных и политических событий разных лет. Герои-лысковчане Великой Отечественной войны. Мемориальные доски.

Тема 28. Ордена и медали России.

Тема 29. История военной техники и боевого оружия.

Тема 30.Символика Российской Федерации.

История создания. Герб. Флаг. Гимн. Конституция Российской Федерации: история создания, значение.

Тема. 31. Повторительно-обобщающее занятие.

Тема 32. Защита проектов.

Тема 33. Итоговое занятие.

Календарно-тематическое планирование

по блоку «Моё Отечество»

на 2014-2015 уч. год

Наименование раздела, темы занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

план.

факт.

1.

Вводное занятие.

1

5.09.

Глава 1. Наши истоки

9

2.

Славяне в древности.

1

12.09.

3.

Формирование древнерусского государства.

1

19.09.

4.

Киевская Русь в конце X-начале XIIв.

1

26.09.

5.

Русь в период феодальной раздробленности

1

03.10.

6.

Русь под татарским владычеством.

1

10.10.

7.

Объединение земель вокруг Москвы.

1

17.10.

8.

Московское царство.

1

24.10.

9.

Смутное время в истории России.

1

7.11.

10

Окончание Смутного времени.

1

14.11.

Глава 2. Наш край в древности.

3

11

Нижегородский край в системе обороны русского централизованного государства.

1

21.11.

12

Нижегородский кремль.

1

28.11.

13

Смута и Нижегородский край. Великое дело К.Минина и Д. Пожарского.

1

5.12.

Глава 3. История русской армии

7

14

Русская армия в XVII в.

1

12.12.

15

Русская армия и флот в  XVIII в.

1

19.12.

16

Русская армия и флот в XIX в.

1

26.12.

17

Крымская война 1853-1856 гг.

1

16.01.

18

Русско-турецкая война 1877-1878гг.

1

23.01.

19

Русская армия и флот в начале XX в.

1

30.01.

20

Русская армия и флот в годы Первой мировой войны.

1

06.02.

Глава 3. XX век: в час великих испытаний.

7

21

Гражданская война 1918 - 1920 гг.

1

13.02.

22

СССР и Вторая мировая война.

1

20.02.

23

Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.

1

27.02.

24

Значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.

1

06.03.

25

СССР и Россия в военных конфликтах послевоенной эпохи. Холодная война.

1

13.03.

26

Афганская война (1979-1989)

1

03.04.

27

Развал СССР, конфликты на постсоветском пространстве.

1

10.04.

Глава 4. «Чтобы помнили…»

4

28

Память, высеченная в камне.

1

17.04.

29

Ордена и медали России.

24.04.

30

История военной техники и боевого оружия.

1

01.05.

31

Символика Российской Федерации.

1

08.05.

32

Повторительно-обобщающее занятие.

1

15.05.

33

Защита проектов

1

22.05.

34

Итоговое занятие

1

29.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа "Сыны Отечества"

Методическая разработка игровой программы «Сыны Отечества» может быть использована педагогами-организаторами, заместителями директоров по воспитательной работе, старшими вожатыми, классными руководите...

Рабочая программа. История Отечества.7-9 (коррекционные VIII вида) классы

Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирована через формы занятий, методы и приемы обучения и объем изучаемого материала, для обучения специального (коррекционного) кл...

Игровая программа "Сыны Отечества, гордится вами Русь!"

Игровая программа "Сыны Отечества, гордится вами Русь!" расчитана на детей в возрасте 12-14 лет. Основная цель - формирование нравственного и патриотического сознания подростков, воспитание чувства лю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА История Отечества 6 - 9 КЛАСС

1. Пояснительная записка.Рабочая программа по истории Отечества для 6 -9  класса составлена на основе:- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обу­ча­...

Адаптированная рабочая программа История Отечества 9 кл

Программа к учебнику Истрия Отечества 9 кл авт Бгажнокова   М. Просвещение 2018...

Рабочая программа "История Отечества" для 7 класса (8 вид)

Рабочая программа "История Отечества" для 7 класса обучающихся по программе адаптированного обучения (8 вид)...

ДОКЛАД Тема: «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы служения Отечеству»

Материал содержит описание опыта работы МБОУ СШ № 6 по развитию духовно-нравственного воспитания в контексте служения Отечеству....